Александр блок 📜 потемнели, поблекли залы

«потемнели, поблекли залы…» александр блок: читать текст, анализ стихотворения

referat5vip.ru

Александр Блок “нашел” себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о родине. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую зрелость писателя. В стихотворениях, посвященных России — ее сложной истории и судьбе, — выражается то неподдельное чувство признательности и любви, благоговейного восхищения и восторга, которое поэт питает к чему-то по-настоящему близкому и родному, от чего невозможно отказаться, что постоянно влечет к себе и помогает преодолевать невзгоды. Это Россия “фабричная”, родина, которую Блок запечатлел в стихотворениях “Осенний день”, “Русь”, “Коршун” и т. п. Этой теме посвящено и стихотворение “Осенняя воля”.

Стихотворение Блока “Осенняя воля” носит, на первый взгляд, довольно странное название. “Осенняя воля” — воля осени? Действительно, не сама ли осень навеяла поэту те светлые и печальные мысли, что как минорные аккорды звучат в стихотворении? Сравнение с аккордом не случайно: произведение очень музыкально. Характерно, что в стихотворении часто встречаются слова, отсылающие читателя к музыке, искусству: “…звенит, звенит…”, “пляшет”, “распевающий”, “слушать голос”. Перед читателем предстает Русь песенная, Русь былинная. Воображение рисует ему героев русских былин и народных песен, сильных, смелых, всегда готовых постоять за Родину.

Внимательный анализ стихотворения показывает, что псалмы распевает нищий, в голосе Руси слышатся пьяные нотки… Одним словом, “Россия, Родина, тоска…”. Возникает вопрос, почему же много “свободных, юных, статных” не могут “жить и плакать” без нищей пьяной Руси, ставшей предметом изображения в творчестве Александра Блока? “Какая же непостижимая, тайная сила влечет” блоковского героя к ней?

Ответ на этот вопрос довольно прост: для лирического героя стихотворения Россия, где “призывно машет узорный, цветной рукав”, — это прежде всего неиссякаемый источник вдохновения. Именно такая Родина становится предметом воспевания: лишь она, настоящая, без тени фальши, дороже всего самому поэту. Родина — это и спасение, и облегчение, и исцеление, и усмешка в “окно тюрьмы”. И хотя лирический герой идет в путь, “никем не званный”, “земля будет ему легка”, ведь Русь придаст ему сил, вдохновит его.

При внимательном прочтении в стихотворении легко выявить перекличку темы Руси с трактовкой идеального женского образа. Поэт мыслит масштабно, выстраивая своеобразную цепочку: женщина — мать — Родина… У матери дети просят: “приюти!”. Вернее сказать, у матери не просят, она понимает это сама. И лирический герой уверен, ему найдется место “на просторах” Родины…

В заключение хочется отметить один немаловажный момент: читая это стихотворение, читатель ясно видит и “необъятные дали”, и “узорный рукав” и, что самое главное, понимает, почему же убогая родина так влечет поэта: мать мила и нужна всегда…

Похожие материалы:

  • Это все о России по творчеству А. А. Блока — .
  • Этапы творческого пути А. Блока — .
  • Эволюция темы родины у А. Блока от стихотворений «Осенняя воля» и «Русь» к стихотворениям «Россия» и «Новая америка» . — .
  • Эволюция образа прекрасной дамы в лирике А. Блока — .
  • Сочинение на тему: Чем мне близка поэзия Блока — .
  • Художественные особенности лирики Блока — .
  • Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать» — .
  • Традиции и новаторство в стихотворениях А. Блока — .

Более новые статьи:

  • Сочинение на тему: Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать» — .
  • Сочинение на тему: Земное и неземное в стихах О Прекрасной Даме Блока — .
  • Сочинение на тему: Духовный путь Александра Блока — .
  • Сочинение на тему: Гражданственность поэзии А.А. Блока — .
  • Сочинение на тему: Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать» — .
  • Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» — .
  • Анализ трёх стихотворений А. Блока Россия — .
  • Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе». — .

Анализ стихотворения Блока «Потемнели, поблекли залы…»

Стихотворение «Потемнели, поблекли залы…» датируется февралем 1903 года. Сложно точно обозначить время, когда происходит описанная в тексте история. Блок помещает героев в декорации условного Средневековья, что можно понять по косвенным признакам, – в частности, речь идет о персонажах произведения, среди которых упоминаются вассалы, пажи, король и королева. Сюжет стихотворения очень прост. Умирает венценосная правительница государства. Горем охвачен замок. Печаль завоевала как короля, так и слуг. Трудно смириться с предстоящей потерей лирическому герою – по-видимому, рыцарю, испытывающему к королеве чувства и преданно ей служащему. Он плачет, сжимая в руках кольцо, скорей всего, преподнесенное ему когда-то в подарок правительницей. История, рассказанная в стихотворении, овеяна романтическим флером. Кроме того, в ней нашла отражение куртуазная любовь, которая была широко распространена в кругу средневековых рыцарей. Королеву поэт называет Несравненной Дамой. Это отсылает читателей к образу Прекрасной Дамы, главенствующему в цикле «Стихи о Прекрасной Даме». Вообще рыцарское поклонение любимой женщине было свойственно и самому Александру Александровичу. Об этом свидетельствуют хотя бы воспоминания его современников.

При помощи ритмики в стихотворении «Потемнели, поблекли залы…» передается интонация разговорной, взволнованной речи, что характерно для творчества Блока. Лирический герой предельно напряжен, в любую минуту он может потерять дорогую сердцу женщину. Для наиболее точной передачи его психологического состояния поэт использует повторы слов, ломающийся размер. По замечанию Корнея Ивановича Чуковского, в ранней лирике Блока фоном стихотворений часто становится чернота

Наступление темноты казалось поэту событием чрезвычайной важности. Это отразилось и в рассматриваемом тексте, начинающемся с глагола «потемнели»

Стихотворение «Потемнели, поблекли залы…» включено в цикл «Распутья», создававшийся в начале 1900-х годов. В нем просматривается разочарование Блока в идеях философа Владимира Сергеевича Соловьева, а также поворот от идеального мира к вполне земным проблемам. В анализируемом тексте нет мистики, но в нем еще присутствует образ Прекрасной (Несравненной) Дамы, важную роль играет мотив куртуазной любви и ощущается влияние романтической литературы.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Стихотворение Блока «Осенняя воля» на Сёзнайке.ру

Все творчество А.А. Блока было посвящено, по его словам, единственной теме – России, этому непостижимому «сфинксу», судьбе «роковой страны». Свой жизненный путь и путь Родины поэт никогда не разделял.

«Светлой женой» он считал Русь, не мыслил без нее своего существования, своей души.

Поэтому по одному стихотворению можно понять взгляды Блока на поэзию в целом, его мировоззрение, постичь то, как эпоха отразилась в судьбе поэта и судьбе страны.

Стихотворение «Осенняя воля», написанное в 1905 году, в смутное время первой русской революции, уже названием призывает нас ощутить какую-то бездомность, неприкаянность.

Образ одинокого странника органично воспринят Блоком из русского фольклора, из глубины времен. И это объясняет, как мотив пути в представлении автора последовательно соединяет прошлое и будущее.

  • Однако, куда же лежит «знакомый», «открытый взорам» путь лирического героя?
  • Нет, иду я в путь никем не званный
  • И земля да будет мне легка!
  • Буду слушать голос Руси пьяной,
  • Отдыхать под крышей кабака.

Очень близки эти строки к есенинской лирике, которая еще только через несколько лет после создания «Осенней воли» заблистает в русской литературе. В подобных стихах сквозит щемящая боль одиночества и бездомности человека, скитающегося по «пьяной Руси» и находящего приют «под крышей кабака».

  1. Стремление лирического героя обрести себя, найти потерянное счастье в любви красавицы Руси слышится в стихотворении:
  2. Вот оно, мое веселье, пляшет
  3. И звенит, в кустах пропав!
  4. И вдали, вдали призывно машет
  5. Твой узорный, твой цветной рукав.

Олицетворение образа Родины привычно для стихов Блока. Он воспринимал Россию как жену-красавицу в узорных и цветных нарядах. Поэт грезил о временах, когда веселье не будет смолкать не только в пьяных кабацких песнях, но будет звенеть по всей Руси. Пока же лирический герой переживает чувство потери – любимая лишь издали машет ему, а веселье пропадает.

Передать все оттенки настроения лирического героя помогает цветовая символика стихотворения. Желтый цвет в пейзаже свидетельствует о чувстве тоски, красный вызывает ощущение мятежной радости, эпитеты «узорный», «цветной» ассоциируются с щедростью, богатством русской натуры. Важную роль в создании образа Руси играют метафоры-олицетворения.

Перед нами раскинулись «дали необъятные» родной земли, где «разгулялась осень», «веселье пляшет». Все здесь имеет свою душу и наполнено жизнью. Только почему-то герою хочется плакать «над печалью нив», над любимыми просторами.

Неслучайно синтаксис стихотворения столь эмоционален – вместе с восторженными интонациями, восклицаниями звучат ироничные вопросы:

  • Кто взманил меня на путь знакомый,
  • Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
  • Или – каменным путем влекомый
  • Нищий, распевающий псалмы?

Лирический герой не одинок в своем странничестве: есть еще персонаж нищего, «распевающего псалмы», словно идущего впереди и манящего за собой. «Каменный путь» его труден.

Но герой идет своей дорогой, и земля под его ногами «легка» (Прием антитезы заостряет внимание читателя на жизненном выборе лирического героя, провоцирует нас дать ему оценку). Может быть, пока не увит терниями путь героя, потому что по «пьяной Руси» он идет ? Хмелем пытается отогнать печаль? Когда же приходит осознание того, что выбранная стезя гибельна, то душа очищается слезами, прозрение освобождает место светлому чувству любви:

Может быть, пока не увит терниями путь героя, потому что по «пьяной Руси» он идет ? Хмелем пытается отогнать печаль? Когда же приходит осознание того, что выбранная стезя гибельна, то душа очищается слезами, прозрение освобождает место светлому чувству любви:

  1. Запою ли про свою удачу,
  2. Как я молодость сгубил в хмелю…
  3. Над печалью нив твоих заплачу,
  4. Твой простор навеки полюблю…

Осенняя воля становится символом загубленной молодости, напрасно пропавшей свободы («Разгулялась осень в мокрых долах, / Обнажила кладбища земли»; «Много нас – свободных, юных, статных – Умирает, не любя…»).

Осень для русского человека – это время подведения итогов и прощания с цветущим летом жизни. И лирический герой для себя видит единственное спасение – в любви к России.

Глубокая духовная связь с Родиной способна вывести из нравственного тупика, стать светлым, очищающим началом и стимулом к продолжению жизненного пути. Поэтому заканчивается стихотворение таким восклицательным обращением:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

В кого талант?

Каждый приходит к творчеству по-своему; кто-то — благодаря влиянию старших родственников и друзей семьи, кто-то — вопреки родительской воле и нравам ближайшего окружения. Так, во времена А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова умение сочинять какие-никакие стихи входило в перечень навыков, которыми должен обладать каждый уважающий себя дворянин: это было необходимо, чтобы, например, при случае написать стихотворное послание в альбом очаровательной даме. Поэтому неудивительно, что среди множества дворянских мальчиков, волей-неволей пробующих себя в литературном мастерстве, находилось немало тех, для кого литература становилась не просто данью моде, а чем-то большим. А вот во второй половине XIX века помещикам стало уже не до поэзии, тем более что времена наступили тяжёлые. Так, отец Н. А. Некрасова хотел видеть сына только военным — и лишил юношу покровительства, когда будущий классик признался родителям, что мечтает стать литератором. Так Некрасов уехал в Петербург без гроша за душой, голодал, тяжело болел и некоторое время был вынужден даже жить в ночлежке для нищих.

Что касается Блока, то ему не пришлось отстаивать перед родными желание заниматься искусством. Мальчик появился на свет в интеллигентной семье: его мама, Александра Андреевна, была дочерью ректора СПбГУ (Санкт-Петербургского государственного университета). К сожалению, отношения между родителями будущего поэта с самого начала складывались крайне напряжённо; супруги быстро разошлись, и после развода отец-юрист почти не интересовался судьбой Саши. Однако юный Блок никогда не чувствовал себя одиноким: в его воспитании принимали участие многочисленные интеллигентные родственники Александры Андреевны. С мальчиком проводил немало времени сам ректор СПбГУ Андрей Николаевич Бекетов, мама читала ему сказки, а бабушка — поэмы собственного сочинения. Поэтому неудивительно, что уже в пять лет юный Блок написал первые стихи о животных, а в четырнадцать принялся «издавать» собственный рукописный журнал. К тому же по соседству с Шахматовым — родовым гнездом Бекетовых, где жил и юный Блок, — располагалось имение Боблово. Его хозяином был не кто иной, как Дмитрий Иванович Менделеев — тот самый, который создал знаменитую на весь мир таблицу химических элементов. Блок часто ездил к Менделеевым и даже принимал участие в домашних театральных постановках. Кстати, именно в Боблово юный Александр познакомился с Любовью Андреевной Менделеевой — дочерью выдающегося химика, которая впоследствии стала его супругой. Юноша и девушка сразу прониклись симпатией друг к другу и поддерживали в увлечении искусством; так, будучи юными, они играли для родных и близких главных героев «Гамлета».

Анализ стихотворения Блока «Осенний день»

Без малого десять лет поэт работал над циклом «Родина», который отразил трудные раздумья о судьбе отчей земли. Произведение «Осенний день», написанное в самом начале 1909 г., включено в общую лирико-философскую проблематику поэтической книги.

Пейзажная картина тихой осени открывается лирическому «мы» – герою и его «другу скромному». Они идут по пустому полю, поддерживая важный откровенный разговор, который сравнивается с исповедью или горячей молитвой, произнесенными в «темной» деревенской церквушке.

Центральная часть лирического повествования посвящена сельской зарисовке. Тишина осенней природы нарушается звуками, похожими друг на друга: глухим вороньим карканьем и кашлем старухи. За акустическими доминантами следуют динамические визуальные образы, которыми становятся стелющийся «низкий дым» и «лет журавлиный». Возникает еще один звук, на этот раз более гармоничный, печальный, – крик журавлиного вожака. Устремленный ввысь взгляд лирического героя порождает философское отступление, выраженное при помощи пары риторических вопросов. Анафора «летят», данная в начале четвертого катрена, посвящена уверенному движению птичьего клина

Анафора «о чем» заостряет внимание героя на поисках смысла «осеннего плача», которому метафорически уподобляется журавлиная песня

Образы птиц, упомянутых в природной зарисовке, имеют антропоморфические характеристики: ворон «зовет товарищей», а журавль-вожак «плачет».

В предпоследнем катрене вместо конкретных реалий пейзажа возникает обобщенная панорама бесчисленных российских деревень, «низких» и «нищих». Темный колорит разбавляется единственным цветовым акцентом – образом далекого костра, разведенного на лугу.

Символическое изображение края убогих деревень влечет за собой философское обобщение. Оно оформлено по тем же принципам, что эпизод о журавлином крике: задействованы лексическая анафора и риторические вопросы.

В заключительном рефрене, посвященном горьким размышлениям о жизни родной земли, возникает важная аналогия, ключевая для блоковской поэтики. Образ страны соотносится с фигурой «бедной» плачущей жены, передавая остроту и трагизм авторского переживания. В художественном пространстве «Родины» имеются примеры, когда части аналогии, заявленной в «Осеннем дне», сближаются, воплощаясь в едином образе Родины-жены.

Источник

Анализ стихотворения Блока Осенний день

В стихотворении А.А. Блока «Осенний день», увидевшем свет в 1909 г., как и в прочих произведениях поэта, фигурирует образ обнищалой и угнетенной Родины.

Начинается произведение с плавного вступления. Лирический герой, беседуя с «другом скромным», делится своими мыслями о русской деревне. Этот разговор по своей откровенности сравним с исповедью или молитвой, что обычно произносят в церкви.

Центральную часть повествования занимает безрадостный сельский пейзаж. Для передачи чувств автор использует звуковые образы: «кашляет старуха», «ворон зовет товарищей своих». Используя аллитерацию (повтор звонких «ж» и «з»), поэт доносит до слуха читателя звон, напоминающий звучание церковных колоколов. Благодаря ассонансу (повтор звука «о») создается ощущение размеренности и мистичности.

Гнетущая атмосфера передается и при помощи цветописи. В осеннем пейзаже преобладают мрачные тона: «потемневший день», «низкий дым», «сельской церкви темной». Темные цвета разбавляются лишь пламенем костра, символизирующего надежду и светлое будущее.

Деревня в данном произведении является проекцией всей России. В глазах лирического героя она выглядит угасающей и обреченной. При этом страна сравнивается с плачущей женой, что наиболее сильно передает глубину переживаний автора. Он любит Родину столь же сильно, как и близкую женщину.

Стихотворение написано разностопным ямбом с использованием перекрестной рифмы, при чем в четных строках стопа неполная. Образ русской деревни автор раскрывает при помощи эпитетов, метафор и инверсий. Присутствуют в тексте и олицетворения, например, упоминается плачущий журавль. Многоточия автор использует, чтобы передать склонность лирического героя к раздумьям и его философский настрой.

Завершается произведение риторическими восклицаниями, свойственным творчеству А.А. Блока. В них заключена основная мысль стихотворения. Лирический герой задается вопросами: что для его сердца значит страна, почему страдает ее народ? Эти вопросы остаются без ответа и дают каждому читателю пищу для размышлений.

«Осенний день», анализ стихотворения Блока

Произведение А. А. Блока «Осенний день» написано 1 января 1909 года. Анализ данного стихотворения показывает, что оно продолжает важную для писателя тему быта простого человека и волнения за судьбу России.

В «Осеннем дне», как и в одном из наиболее известных стихотворений Блока «Россия», появляется образ бедной, угнетенной страны. Лирический герой делится с товарищем своим восприятием российской деревни. В нем преобладают серые, депрессивные настроения, печаль.

Два раза за столь небольшое стихотворение автор использует прилагательное «нищий» и дважды он обращается к глаголу «плачешь». Плачут в стихотворении птицы и «жена» лирического героя, образ которой возникает в последних двух строках. Они как бы сочувствуют родной земле и чувствуют всю ее горечь. Кстати, вполне возможно, что в образе жены есть черты самой России – в своих произведениях Блок часто одухотворяет страну и признается ей в любви.

Автор использует характерную для него перекрестную рифму. Размер ямбический, четырехстопный. Во всех четных строках четвертая стопа является неполной – автор использует женское окончание (строка оканчивается на безударный слог).

Образы природы и России в данном произведении раскрываются через печальные олицетворения. Вожак журавлиной стаи плачет, ворон глухо зовет своих товарищей. Эпитеты тоже носят преимущественно грустный оттенок. Блок называет друга скромным, церковь темной, день потемневшим, жену бедной.

Концовка стихотворения – характерные для Блока риторические восклицания. Лирический герой вопрошает: что значит для него страна, отчего ее народ страдает? Последний вопрос остается открытым для каждого читателя, но мы не ищем ответ на него, потому что чувствуем всю безысходность поиска…

Кроме анализа «Осеннего дня» обратите внимание на другие сочинения:

Источник

Патриотическая лирика Блока

И всё же, помимо стихов о Прекрасной Даме, у Блока есть ещё много прекрасных произведений — в том числе патриотических. Наиболее известны два программных стихотворения — «Россия» (1909) («Опять, как в годы золотые…») и «Русь» (1906), начинающееся так:

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Внимательный читатель может сказать, что и в патриотической лирике Блока звучит тема поклонения женщине, только эта женщина — уже не таинственная Незнакомка, а вся Россия, прекрасная и непостижимая, которую, увы, может «заманить и обмануть» колдун (см. стихотворение «Россия») — но даже после этого она «не пропадёт, не сгинет». И действительно, история показывает, что после всех несчастий Россия каждый раз восстаёт буквально из пепла; остаётся надеяться, что так будет всегда.

400 школьных сочинений — Левина Е.В., Комлякова Е.А. 2006

А. А. БлокАнализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» (комментарий к стихотворению)

Александр Блок «нашел» себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о родине. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую зрелость писателя. В стихотворениях, посвященных России — ее сложной истории и судьбе, — выражается то неподдельное чувство признательности и любви, благоговейного восхищения и восторга, которое поэт питает к чему-то по-настоящему близкому и родному, от чего невозможно отказаться, что постоянно влечет к себе и помогает преодолевать невзгоды. Это Россия «фабричная», родина, которую Блок запечатлел в стихотворениях «Осенний день», «Русь», «Коршун» и т. д.

Поэтическая судьба А.А. Блока была связана с самым крупным литературным течением русского модернизма начала XX века — символизмом. Для всей лирики Блока характерна устойчивая повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических отступлений. Так, К. И. Чуковский писал, что излюбленные слова раннего Блока — «туманы» и «сны». В стихотворении «Осенняя воля» мы тоже встретим немало таких символических образов и слов. В данном произведении отчетливо просматриваются лермонтовские традиции. Любовь к Родине у Лермонтова и Блока это не громкие слова о патриотизме и жертвенности, это сопричастность горькой судьбе тех, « кто умирает, не любя», но кто стремится к слиянию с родиной: « Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя!» Чувство любви к России у Блока более интимное, более личное. Не случайно образ родины «перетекает» у Блока в образ женщины — прием, который будет повторяться и в более поздних его стихотворениях о родине.

Стихотворение Блока «Осенняя воля» носит, на первый взгляд, довольно странное название. «Осенняя воля» — воля осени? Действительно, не сама ли осень навеяла поэту те светлые и печальные мысли, что как минорные аккорды звучат в стихотворении? Сравнение с аккордом не случайно: произведение очень музыкально. « Его стихи как бы просят музыки, и, действительно, многие его стихотворения были положены композиторами на музыку», — так писал Валерий Брюсов о поэзии Блока. Характерно, что в стихотворении часто встречаются слова, отсылающие читателя к музыке, искусству: «…звенит, звенит…», «пляшет», «распевающий», «слушать голос». Перед читателем предстает Русь песенная, Русь былинная. Воображение рисует ему героев русских былин и народных песен, сильных, смелых, всегда готовых постоять за Родину.

Внимательный анализ стихотворения показывает, что псалмы распевает нищий, в голосе Руси слышатся пьяные нотки… Одним словом, «Россия, Родина, тоска…». Возникает вопрос, почему же много «свободных, юных, статных» не могут «жить и плакать» без нищей пьяной Руси, ставшей предметом изображения в творчестве Александра Блока? «Какая же непостижимая, тайная сила влечет» блоковского героя к ней?

Ответ на этот вопрос довольно прост: для лирического героя стихотворения Россия, где «призывно машет узорный, цветной рукав», — это неиссякаемый источник вдохновения. Именно такая Родина становится предметом воспевания: лишь она, настоящая, без тени фальши, дороже всего самому поэту.

Родина — это и спасение, и облегчение, и исцеление, и усмешка в «окно тюрьмы». И хотя лирический герой идет в путь, «никем не званый», «земля будет ему легка», ведь Русь придаст ему сил, вдохновит его.

Нет, иду я в путь никем не званый,И земля да будет мне легка!Буду слушать голос Руси пьяной,Отдыхать под крышей кабака.

Поэт мыслит масштабно, выстраивая своеобразную цепочку: женщина — мать — Родина… У матери дети просят: «приюти!». Вернее сказать, у матери не просят, она понимает это сама. И лирический герой уверен, ему найдется место «на просторах» Родины…

Много нас — свободных, юных, статных —Умирает, не любя…Приюти ты в далях необъятных!Как и жить и плакать без тебя!

В заключение хочется отметить один немаловажный момент: читая это стихотворение, читатель ясно видит и «необъятные дали», и «узорный рукав» и, что самое главное, понимает, почему же убогая родина так влечет поэта: мать мила и нужна всегда…

ПредыдущаяСледующая

«Блок и символизм»(доклад+анализ произведений)

Чтобы лучше понять, как Александр Блок связан с символизмом, нужно разобраться в самом понятии «символизм».

Русский символизм – явление сложное. На разных этапах становления и в творчестве разных поэтов и писателей символизм выявляется по-разному. Первые символисты во главе с Ж. Мореасом появились во Франции в 1880-х-1890-х годах. Первые шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Все русские символисты были разные. Ещё одним человеком, повлиявшим на мировоззрения символистов, был Владимир Соловьев. Именно его влияние сказывалось на творчестве Блока, Белого, Иванова. Их в дальнейшем так и называли – «соловьевцами». У Соловьева впервые появляются такие термины, как «Красота», «Вечная женственность», которые в дальнейшем мы встретим в стихотворениях А.Блока. Вообще у символистов «Красота»- единственная сила, способная спасти мир, она единственное, что может противостоять хаосу. «Красота» превыше всего: этики, долга, чести.

В России используется деление символистов на «старших» («декадантов») и «младших» (мистиков – «соловьевцев»). «Старшие» символисты дебютировали в 1890-е годы, к ним относятся Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Сологуб. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, это «младосимволисты», к ним относятся Блок, Белый, Иванов и другие.

Популярные темы анализов

«В Царском Селе» — это цикл, состоящий из трех стихотворений, объединенных одной темой. Темой воспоминаний Анны Ахматовой о дорогом её сердцу городе. В Царском Селе (ныне г. Пушкин) прошло детство и отрочество автора,

Абсолютно все, без исключения, поэты были уверены, что дети должны читать стихотворения о природе. Они мотивировали это тем, что через данные произведения дети учатся любить свою родину, её природу, беречь и охранять её.

Есенин всю свою жизнь писал на различные темы. Каждый раз в своих строчках он описывал то что с ним произошло. В его стихотворениях можно увидеть описание природы, разных людей и творения на протяжении многих лет

Элегии М. Цветаевой, посвящены А. Блоку. Они стали неотделимой частью русской литературы. Весь сборник переполнен восторгов, упоением, восхищением и безмерной неопределимой печалью и тоской. Все строчки пропитаны этими чувствами.

Стихотворение было написано Н. А. Некрасовым 29 июля 1856 года, а посвящалось оно его женщине, Авдотье Панаевой, которая была не только одной из самых красивых дам, она также славилась своей мудростью и писательским талантом.

Источник

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Я знаю, гордая, ты любишь самовластье Фета Данное произведение рисует образ роковой красавицы. Поэт выражает свои чувства, когда он столкнулся с ее чарами.
  • Анализ стихотворения Есенина Мелколесье степь и дали 6 класс Это стихотворение Есенина своими строфами напоминает сборник частушек, которые соединены общим сюжетом, идеей, стилем. Впрочем, в самих четверостишьях бывает не всегда различима логическая связь
  • Анализ стихотворений Майкова
  • Анализ стихотворения Лермонтова Кинжал 9 класс Михаил Лермонтов написал стихотворение в 1837 году. Причиной написания являлась довольно трогательная история. Кинжал-это подарок от жены Александра Грибоедова
  • Анализ стихотворения Как нежишь ты, серебряная ночь Фета Произведение относится к зрелому периоду творчества поэта и по жанровой направленности представляет собой пейзажную лирику.

Сочинение на тему: Поэтическая символика А. Блока

Александр Блок — один из ярких представителей «се­ребряного века» русской поэзии. Он начал свой творчес­кий путь в среде символистов, а вскоре оказался не толь­ко самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-об­щественной позицией. Символизм — одно из самых слож­ных и противоречивых направлений в русской литерату­ре. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».

А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, по­рою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют сим­волы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символис­тами, использование символов в стихотворениях — одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира — это «бо­жественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соло­вьева, мировой процесс — это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрас­ная Дама — это символ любви, это символ самой жиз­ни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего бо­жества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя…

Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отража­ют окружающую действительность, противоречия капи­талистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчали­во, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.

Одно из известных стихотворений А. Блока — «Незна­комка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Веч­ной Женственности, символ красоты и любви. Незнаком­ка — это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышен­ного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняю­щей красотой.

В поэме «Двенадцать», которая посвящена револю­ции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, про­ходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Об­раз Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос — проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечнос­ти, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, — Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.

Творчество Блока — яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока — это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Пре­одоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.

Ante Lucem

Первые «серьёзные» стихи Александр Блок написал в 18 лет; они вошли в поэтический сборник с замысловатым названием Ante Lucem (в переводе с латыни — «До света», или, согласно авторскому переводу Блока, «Предрассветное»). В этих произведениях уже угадывается символистский настрой поэта: лирический герой здесь рассуждает о любви, о смерти, о Божественной воле

Злободневным событиям внимание не уделяется, зато постоянно встречаются сюжеты из славянского фольклора и европейской литературы. Названия стихотворений говорят сами за себя:

  • «Офелия в цветах, в уборе…»;
  • «Песня Офелии»;
  • «Гамаюн, птица вещая»;
  • «Сирин и Алконост»;
  • «Накануне Иванова дня…»

Офелия — главная героиня пьесы У. Шекспира «Гамлет», той самой, которую ставили в домашнем театре Менделеевых; Гамаюн, Сирин и Алконост — мифические птицы, частые персонажи русских народных сказок; Иванов день (также день Ивана Купалы) — важный славянский праздник: согласно преданиям, в этот день можно найти мифический цветок папоротника и, сорвав его, обрести сверхъестественные способности, в том числе — видеть будущее. Уже в 18—19 лет Блок умело работает с классическими образами, пытаясь переосмыслить их. Так, в стихотворении «Офелия в цветах, в уборе…» появляется лирический герой, который наблюдает за Офелией и Гамлетом со стороны, не смея вмешаться в происходящее. А в произведении «Накануне Иванова дня» юноша, собирая цветы, получает дар ясновидения, но узнаёт не о судьбах мира, а о том, что ему суждено вскоре расстаться с любимой.

Раннее творчество Блока, безусловно, заслуживает внимания. И всё же стихи, вошедшие в Ante Lucem, запомнились читателю куда меньше, чем произведения следующего сборника — «Стихи о Прекрасной Даме».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: