Краткое содержание
Стихотворение начинается с описания природы. Герой проходит мимо ив, которые были в его детстве, видит реку. В этой же местности похоронена его мама, но он не помнит, где находится погост. Местные жители подсказали ему, что нужно идти на другой берег. Вокруг стоит тишина, даже обоз не издает громких звуков.
Герой идет дальше и видит заброшенную церковь, которая поросла травой. Озеро, которое служило местом для рыбной ловли, высохло и стало местом для выращивания травы для сена. Между реками люди вырыли каналы, в итоге там, где купался герой в детстве, образовалась болотина с тиной.
Но было и нечто хорошее в окружающем пейзаже. Возле школы поставили новый забор, и герою хотелось, как раньше, сесть на него. Само здание такое же, как и в детстве, — деревянное.
Творческая жизнь
Стихи Николая Рубцова перекликаются с его детством. Читая их, мы погружаемся в спокойный мир Вологодской жизни. Он пишет о домашнем уюте, о любви и преданности. Много произведений посвящены чудесному времени года – осенней поре.
Вообще, творчество поэта наполнено правдивостью, подлинностью.
Несмотря на простоту языка, его стихи обладают масштабностью и силой. Слог Рубцова ритмичен и имеет сложную тонкую структуру. В его произведениях чувствуется любовь к Родине и единение с природой.
Биография и творчество Николая Рубцова обрываются внезапно и нелепо. Он погибает 19 января 1971 года во время семейной ссоры от рук своей невесты Людмилы Дербиной. Расследование установило, что поэт скончался от удушения. Дербина была приговорена к семи годам лишения свободы.
Именем писателя названа улица в Вологде. Ему поставлены памятники в нескольких городах России. Стихи Рубцова по-прежнему пользуются большой любовью среди читателей разных возрастов. Его произведения остаются актуальными и в наше время, ведь любовь и умиротворение всегда нужны человеку.
О Рубцове
Родился в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детдоме. Вологодская «малая родина» дала ему главную тему будущего творчества — «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным».
Проходит армейскую службу на Северном флоте, затем живёт в Ленинграде — рабочим, в Москве — студентом Литературного института им. М. Горького, совершает поездку в Сибирь.
В 1962 он поступил в Литературный институт и познакомился с В. Соколовым, С. Куняевым, В. Кожиновым и другими литераторами, чьё дружеское участие не раз помогало ему и в творчестве, и в делах по изданию своих стихов.
Первая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 в Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились после смерти поэта, который трагически погиб в ночь на 19 января 1971.
После смерти Н. Рубцова были опубликованы его сборники: «Последний пароход»(1973), «Избранная лирика» (1974), «Стихотворения» (1977).
О своей поэзии сам Николай Рубцов написал:
Я переписывать не стану Из книги Тютчева и Фета, Я даже слушать перестану Того же Тютчева и Фета. И я придумывать не стану Себя особого, Рубцова, За это верить перестану В того же самого Рубцова, Но я у Тютчева и Фета Проверю искреннее слово, Чтоб книгу Тютчева и Фета Продолжить книгою Рубцова!..
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000
РУБЦОВ, Николай Михайлович (3.I.1936, пос. Емецк Архангельской области, — 19.I.1971, Вологда) — русский советский поэт. Воспитывался в детских домах, учился в лесотехническом техникуме (г. Тотьма Вологодской области). Работал кочегаром рыболовного судна, позже — на Кировском заводе (Ленинград). Окончил Литературный институт им. М. Горького (1969). Печатался с 1962. Опубликовал сборники «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Поэзия Рубцова отмечена подлинностью авторской интонации, глубиной и оригинальностью мироощущения. Поэт как бы вслушивался в «голоса» природы, истории, народа и воплощал их в слове и ритме. Критика нередко рассматривала Рубцова как «певца деревни», однако он обратился к теме деревни лишь в зрелости, и она была для него не самоцелью, а формой поэтического мышления о мире в целом: «В деревне виднее природа и люди… виднее… на чём поднималась великая Русь». Поэзия Рубцова обладает сложной, тонко разработанной структурой, богатством и многогранностью поэтического языка.
Соч.: Зелёные цветы, М., 1971; Последний пароход, М., 1973; Избр. лирика, Вологда, 1974; Подорожники, М., 1976; Стихотворения, М., 1977.
Лит. Передреев А., Мир, отражённый в душе, «Лит. Россия», 1967, 22 сент.; Куняев С., Словами простыми и точными, «Лит. газета», 1967, 22 нояб.; Ланщиков А., Много или всё-таки плохо?…, «ВЛ», 1969, № 1; Михайлов Ал., «Посреди очарованных трав…», «Дружба народов», 1969, № 2; Дементьев В., Предвечернее Николая Рубцова, «Москва», 1973, № 3; Кожинов В., Николай Рубцов, М., 1976; Пикач А., «Я люблю судьбу свою…» (О поэзии Николая Рубцова), «ВЛ», 1977, № 9.
В. В. Кожинов
Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — Т. 9. — М.: Советская энциклопедия, 1978
Анализ стихотворения Рубцова «Тихая моя родина»
Каждый человек непременно возвращается туда, где он родился, и где прошли его детские годы. Встреча с прошлым почти всегда окрашена легкой грустью, ведь в этом мире, таким знакомом и родном, для человека уже нет места – его заняли другие мальчишки и девчонки. Подобные чувства испытал и Николай Рубцов, когда в 1964 году побывал в Няндоме – небольшом северном городке, где прошли первые 6 лет его жизни.
Встреча с малой родиной стала для поэта настоящим откровением, ведь он даже не мог предположить, что в душе поднимется теплая волна любви и грусти, радости и сожаления. Именно тогда появилось на свет стихотворение «Тихая моя родина» — светлое, пронзительное и лишенное патетики.
Прогулка по знакомым улицам вернула Рубцова в далекое довоенное прошлое, когда все казалось простым и понятным. Но настала война, и вскоре местный погост пополнился свежей могилой матери поэта. Однако найти старое кладбище Рубцов не смог, так как в родной Няндоме многое изменилось. Так, погост оказался на другой стороне реки, так как «между речными изгибами вырыли люди канал». В тоже время излюбленное место купания будущего поэта полностью затянулось тиной. Тем не менее, автор узнает мир своего детства и о.
На прежнем месте осталась школа, в которую Рубцов так и не успел пойти. Она все так же окружена свежевыкрашенным забором, на котором в детстве так любил сидеть автор. Он не смог отказать себе в удовольствии вновь присесть на него и внимательно оглядеть «зеленый простор», которым когда-то любовался, не думая о том, что время так скоротечно.
Свою жизнь, полную взлетов и падений, поэт сравнивает с рекой, которая провожает его тихим журчанием. Пройдут годы, и другие мальчишки с таким же упоением будут рыбачить на ее берегах и купаться в ее прозрачных водах. Самому же автору остается лишь вспоминать с ностальгией это счастливое время и по-доброму завидовать тем, кому еще предстоит пройти путь от детства к юности. Прожив много лет в крупном городе, Рубцов не отказывается от своей малой родины. Наоборот, он с любовью вглядывается в знакомый пейзаж из деревьев и стареньких изб. Сквозь новые краски проступают едва уловимые черты прошлого. И чем больше они кажутся знакомыми и близкими, тем яснее автор ощущает «самую жгучую, самую смертную связь» с этим забытым Богом уголком, таким родным, любимым и близким, но, в то же время, уже ставшим чужим.
Это одно из самых заветных, самых светлых и пронзительных стихотворений Николая Рубцова, каждое слово которого пропитано любовью автора к своей малой родине.
Стихотворение было написано в 1964 году после посещения Н.Рубцовым маленького северного города Няндомы, в котором он прожил первых 6 лет своего детства. Возвращение на малую родину проникнуто светлой грустью, автор сетует, что многое здесь изменилось. Время течет, и вот ему самому не найти погост, на котором похоронена его мать, покрылся травой купол церковной обители, заросло тиной то место, где в детстве мальчишкой купался автор.
Но не смотря на изменения автор чувствует любовь к своей родине, ему многое знакомо и дорого: «ивы, река соловьи», «зеленый простор», «новый забор» перед школой. Все это ощущается дорогим и близким, и именно поэтому Н. Рубцов говорит о том, что чувствует неразрывную и жгучую связь между собой и своей родиной, которая прекратится только со смертью. А время не замедлит свое течение ни на минуту и будет бежать дальше:
Речка за мною туманная Будет бежать и бежать.
Стилистические средства помогают передать настроение автора. Стихотворение начинается с риторического восклицания «Тихая моя родина!», оно передает трепетное, любовное отношение к своему родному краю. Риторические восклицания в середине стихотворения передают восторг автора, вернувшегося домой и узнающего картины знакомые о детства.
Главным приемом данного стихотворения являются описания и перечисления, именно они делают образ родины Николая Рубцова зримой и осязаемой. Это Стихотворение необычайно лирично, в нем воссоздана красота русских пейзажей. Образ родного края помогают создавать лексические повторы. Так, в стихотворении пять раз встречается однокоренные слова «тихо» и «тихая». Именно они помогают испытать то чувство умиления, трепета по отношению к увиденным картинам, которое ощущает автор.
Анализ стихотворения Тихая моя родина по плану
Основные мотивы творчества, лирика Рубцова
В основе поэтического стиля Рубцова лежит песня — именно русские песенные традиции. Недаром все же на его стихи поют песни и Градский, и Зыков, и многие другие наши певцы.
Среди образов преобладают, конечно, символы религиозные. Сам Рубцов был человек набожный, и дома у него всегда висели иконы. Образ России у поэта — это всегда идеал. Идеал святости, целостности, вечности. Также один из самых частых образов — это природные явления или пейзажи. С помощью природы поэт, как исконно ведется в русской поэзии, показывает внутренний мир лирического героя. Стихотворения на тему России у Рубцова иногда целиком и полностью состоят из переплетающихся между собой образов природного мира.
Рубцов — оригинальный поэт, и суть его оригинальности в том, что традиционные мотивы русского народа и его земли он воспел новым языком. Пожалуй, среди поэтов той эпохи можно выделить ещё только одного, кто обладал подобным даром, да и то — он появится значительно позже Рубцова. В восьмидесятых годах двадцатого века появится Александр Башлачев с песнями-исповедями, идущими из уст или всего русского народа, или самого Бога. К сожалению, в восемьдесят восьмом году он покончит жизнь самоубийством. Все же нередко очень трагичны в России судьбы поэтов: трагизмом наполнены и биографии, и творчество. Николай Рубцов, стихи которого полны отчаяния и боли, не стал исключением.
Много строк из наследия поэта стали крылатыми фразами, вошли в обиход, стали использоваться повсеместно. Это неудивительно — в стихах Рубцова живёт, дышит, рождается и умирает весь русский народ, и люди это не могут не чувствовать.
Ответы
Автор ответа: Лерок135
Стихотворение «Левитан» Николая Рубцова продолжает традиционную для русской поэзии тему человек и природа. В подзаголовке стихотворения значится: по мотивам картины «Вечерний звон». Поэт отсылает нас к полотну знаменитого русского художника XIX века Исаака Левитана, сумевшего очень проникновенно сказать о природе родного края. Нужно обязательно показать учащимся репродукцию картины (или слайд) — тогда разговор станет предметным. Строим обсуждение вокруг понятий “общий план” и “крупный план”. Расскажем учащимся, что эти термины применяются и в живописи, и в кинематографии, и в литературе. Один и тот же пейзаж можно описать двумя способами: через общий (широкий) и крупный (с выделением деталей) план. У Тургенева в «Записках охотника» мы встречаем первый тип описания природы: “Но вот наступает вечер, заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный, вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на полены, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают; воздух наливается мглою…” А вот пример другого подхода: “У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало горлышко от разбитой бутылки, и покатилась шаром чёрная тень собаки или волка и т.д.” (А.П. Чехов). — Какое из этих двух типов описаний подходит к картине Левитана? (Скорее первое.) — Какие образы передают в картине глубину пространства? (Образ высокого неба и большой массы воды. Мы следим за поворотом реки, взгляд уводит в глубину картины. От дальнего берега реки тропинка ведёт зрителя к тихой обители — монастырю. Пространство и цвет создают настроение картины.) — Что можно сказать о настроении картины? Какие чувства она вызывает? (Умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы.) После наших небольших наблюдений над картиной перейдём к стихотворению Н.Рубцова. Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения, попытаемся понять его чувства и принять его точку зрения
— На что обратил внимание герой в первую очередь? В глаза бревенчатым лачугам Глядит алеющая мгла… Лирический герой так же, как и мы, впечатлён цветовой гаммой картины
Однако его взгляд сосредоточен только на окнах лачуг, которые названы глазами. — Какие тропы встречаются в этих строках? (Метафора — окна лачуг сравниваются с глазами. Олицетворение — алеющая мгла “глядит”. На картине Левитана нет лачуг, но их образ появляется в стихотворении.) — А что обозначает само слово “лачуга”? (Работаем со словарём.) — С чем может быть связано появление этого образа? (Возможно, лирическому герою картина навеяла какие-то воспоминания о его малой родине, и лачуга является её знаковым образом.) — Сравните слова лачуга и изба, обозначающие деревенское жилище. Чем они отличаются? (Лачуга меньше избы, скорее всего, плохое жильё, ветхое.) — Что может сказать этот образ о чувствах лирического героя в начале стихотворения? (Возможно, это грусть.) Следим за взглядом героя дальше. Над колокольчиковым лугом Собор звонит в колокола! Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане — луг, но на нём неразличимы цветы колокольчики. Лирический герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый.
Трудное детство
Коля появился на свет в семье начальника леспромхоза Михаила и его жены, домохозяйки Александры. В семье было пятеро детей, будущий поэт был самым младшим из них. Позже у Рубцовых родился ещё один сын Борис. А ещё через некоторое время две дочери погибли вследствие борьбы с болезнью.
Из-за работы отца семья часто переезжала. Через год после рождения сына они отправились в Няндому. Там Михаил стал руководителем потребительского кооператива. Но и в этом уютном городке Рубцовы надолго не задержались, поскольку отец получил предложение из Вологды. В 1941 г. он отправился туда вместе с семьёй, а уже в 1942 году Михаила призвали на фронт.
Незадолго до начала войны умерла мать Николая. Четверо детей остались без присмотра, когда отцу пришлось уходить на фронт. Он попросил свою сестру Софью взять опеку над ними, но она забрала только старшую дочь. Младшие сыновья отправились в Красковский дошкольный детдом.
В голодное военное время детдомовцам приходилось нелегко. Они недоедали, не доверяли взрослым и друг другу. Вскоре Коля остался абсолютно один, когда его перевели в Тотьму. Младшего брата оставили в Краскове, отец ушёл на войну, а другие родственники были уже давно мертвы. Из-за пережитого горя уже в шесть лет мальчик написал своё первое стихотворение. Его вдохновляла природа Вологодской области, позже эта тема постоянно проявлялась в его сочинениях.
Николай с детства отличался ранимым характером и обострённым чувством справедливости. Он часто плакал, а в детском доме поэта называли Любимчиком. Несмотря на это, люди тянулись к юноше. Он привлекал их своей образованностью, умением слушать и чувствовать.
Ещё в 1941 г. детям стало известно, что Михаил погиб во время военных действий. И только через несколько лет выяснилось, что он просто бросил семью. Мужчина женился на другой женщине и больше никогда не вспоминал о своих сыновьях, оставленных в детдоме.
Если верить другим источникам, отец вернулся с фронта в 1944, но не смог найти данных о местонахождении сына из-за потерянных архивов. По документам Николай был круглым сиротой. В 1955 г. внезапно на горизонте появился Михаил. Они встретились, но общение не сложилось. Больше отец с сыном не виделись, а через семь лет Михаил погиб от рака.
В данной статье представлена биография и творчество Николая Рубцова — талантливого советского поэта, чья жизнь оборвалась трагически. Наследие Рубцова — это поэзия, прежде всего, о родной земле. Его лирический герой — это человек, очень любящий свою страну и глубоко переживающий вместе с ней все потрясения. Сейчас его поэзию перевели на множество языков, стихи изучаются специалистами, издаются. Творчество поэта изучается в школе. Ниже будут представлены его личная биография, творчество, фото. Николай Рубцов был очень интересным человеком, в чем вы убедитесь после прочтения данной статьи.
История создания
Стихотворение было написано в 1964 году. Перед созданием Николай Рубцов приехал в Няндома — это была его родина, и в маленьком северном поселке он прожил первые шесть лет жизни. Возвращение на малую родину было для него двойственным. С одной стороны, он вспоминал множество светлых моментов, с другой — грусть оттого, что многое изменилось.
Посещение родных мест вызвало у него сильнейший эмоциональный отклик. Он посвятил стихотворение писателю В. Белову, который родился в средней полосе России. Рубцов неоднократно поднимал тему любви к месту появления на свет в своих работах.
Поэт неоднократно подчеркивал, что между ним и природой есть неразрывная связь. Это основная мысль «Ночи на родине» и других стихотворений. Особенно прекрасна плавная и спокойная интонация работ. Она хорошо передает настроение автора.
Анализ стихотворения Рубцова «Левитан»
Формула патриотизма, созданная двумя авторами в разное время и разными художественными средствами, имеет общие истоки. В их основе лежит образ родной земли – прекрасной, но простой и близкой, лишенной пафоса и патетики.
Хотя подзаголовок произведения отсылает читателя к конкретной картине русского пейзажиста, стихотворная зарисовка «тихой родины», представленная автором в первой строфе, отличается от левитановской. В рубцовском варианте возникают деревянные «лачуги», чьи окна-«глаза» освещены лучами заката, и луг, усыпанный колокольчиками. Показателен выбор слова, обозначающего деревенское жилище: в нем выделяются оттенки значения, которых нет на полотне Левитана, – бедность, ветхость и разрушение. Такие чувства оставляет другая работа художника, картина «Над вечным покоем». Очевидно, что стихотворение создано под общим впечатлением, которое вызвала живопись, близкая Рубцову по духу.
В произведении, названном фамилией художника, к образу солидного соборного колокола присоединяется скромный «младший брат» – луговой колокольчик, который наделяется способностью издавать звон.
Звукопись становится лидирующим художественным приемом, использованным в стихотворении. В небольшом тексте можно насчитать более десятка примеров, когда при помощи аллитерации и ассонанса выделяются гласные «о», прежде всего в сочетании с согласными «к» и «л». Применяя эти фонетические средства, автор передает гулкую и звучную музыку колокольного звона. Она достигает особой силы во второй строфе, где слово «звон» повторяется в трех из четырех строк, как бы заполняя собой все пространство.
Мелодия достигает особой силы и задушевности, поскольку она исходит не только от церковных колоколов, но и от луговых цветов. Проникновенные гармоничные звуки способны тронуть сердце лирического героя, наполнить душу радостными эмоциями и наделить ее новыми силами.
Две картины – написанная красками и сотворенная при помощи рифм – при всей «вещной» детализации объединяет общая философская идея. Православные ценности и память предков неотделимы от «звонящих лугов», неброской гармонии русской природы, будь то собор, возвышающийся среди зелени трав, или монастырь, выросший у речной излучины на опушке леса. Те, кто постиг мудрую правду этого единства, способны преодолеть мирскую суету и открыты для духовного возрождения.
Николай РубцовРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Детские годы
Появился на свет будущий поэт в 1936 году, третьего января, на самом Севере Советской России, в селе Емецке. Совсем недалеко располагались Холмогоры, где когда-то родился Михаил Ломоносов. Спустя год, в 1937, семья Рубцовых переехала в городок Няндому южнее Архангельска. Там отец Николая Михаил Андрианович руководил потребительским кооперативом. Но и там семья Рубцовых проживала недолго, перебравшись в 1941 году в Вологду.
В семье было шесть детей, но в годы войны две сестры и мама Николая Александра Михайловна умерли. Отец ушёл на фронт, оставшиеся дети попали в детский дом. Спустя годы станет ясно, что из-за неразберихи с документами он, вернувшись с фронта, не смог найти своих детей. Тогда же отца посчитали пропавшим без вести или убитым, а дети до четырнадцати лет жили в селе Никольском в детском доме. Встретится Николай Рубцов с отцом только в пятидесятых годах.
Окончив семилетнее обучение, Рубцов сменил несколько техникумов, но ни одного не закончил. Служил четыре года на Северном флоте.
В 1950 году Рубцов окончил семь классов и поехал в Ригу поступать в мореходное училище, однако не прошел по конкурсу и вскоре вернулся обратно. Чтобы получить специальность, он стал студентом лесотехнического техникума в небольшом городе Тотьме Вологодской области.
Работа была слишком тяжелой, и в 1953 году Рубцов уволился. Он решил получить образование и осенью этого же года подал документы в горный техникум в городе Кировске. Будущий поэт часто прогуливал лекции, засыпал на занятиях. Хуже всего ему давались профильные предметы — химия и геология. Весной 1955 года Рубцов бросил техникум и уехал в Ленинград, где вскоре устроился слесарем на военно-испытательный полигон.
Творчество
Свои первые стихи Николай написал еще в детдоме. Когда служил в армии, работал в местной газете и публиковался там же. Но те опыты были далеки от стиля настоящего Рубцова.
Его творчество наполнено любовью к родному краю и земле, оно самобытно и чувственно, как и сам Рубцов Николай Михайлович.
Биография и творчество поэта послужили ориентиром в создании многих поэтических фестивалей (Рубцовские чтения, Всероссийский поэтический конкурс).
-
История балалайки кратко 3 класс
-
Профилактика интернет зависимости кратко
-
Зарождение российского либерализма кратко
-
Суд присяжных в рф кратко шпаргалка
- Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов кратко
Анализ стихотворения «Ласточка» Рубцова
Николай Михайлович Рубцов смело может быть отнесен к настоящим певцам природы. Его произведение «Ласточка», созданное для детей, вызывает у читателя эмоциональный отклик, чувство сопереживания.
Стихотворение написано примерно в 1968 году. Его автору исполнилось 32 года, он женат, отец маленькой дочери, выпускник Литературного института. Его творчество, доселе ценимое лишь любителями поэзии, приобрело общественное признание. Поэту вручили и ключи от квартиры. Жить ему там довелось только 3 года. По жанру – стихи о природе, по размеру – двустопный дактиль с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам автор. Композиция сюжетная. Интонация взволнованная. «Выпал птенец из гнезда»: первыми, как часто это бывает, сбежались дети, чтобы наперебой начать выхаживать его, но, увы, было уже поздно – птенец погиб. Растерянные, они притихли над птичкой. Тогда лирический герой показывает пример и сам берется за похороны: вырыл могилку. «Долго носилась, рыдая»: поэт знает причину этого крика, но он тревожит и тех, кто не видел случившегося. «Словно не веря концу»: она до последнего надеялась, что люди помогут. Уменьшительный суффикс усиливает трогательность: могилку. Интересно, что Н. Рубцов выбирает темой своего стихотворения не идеализированный, поучительный сюжет, а тему смерти, сострадания.
Душераздирающее восклицание с вопросом в заключительной строфе. Н. Рубцов не упрекает ласточку, от бессилия и отчаяния вырываются у него эти слова. Да и обращение «родная» подчеркивает, что горе у него с ласточкой общее. Этот момент усилен и умолчанием (многоточием). В каждой строфе упомянута ласточка-мать. Второе четверостишие представляет собой сложное бессоюзное предложение. Лишь одно слово может потребовать пояснений: мезонин (жилая надстройка над домом с балкончиком). События сменяются стремительно. Образ горюющей, плачущей птицы – образ матери, теряющей своего ребенка. Для поэта это была близкая тема: сам он потерял мать в возрасте 6 лет, отец был на войне, мальчика направили в детский дом. Из-за рокового недоразумения отца он долго считал погибшим, увиделись они только в 1955 году. Подобное происшествие «дети окрестные», должно быть, запомнят навсегда. Как и само стихотворение – маленькие читатели, которые его прочтут.
Глубокая укорененность творчества Н. Рубцова в фольклоре и классическом реализме – основа его пронзительной поэзии о природе.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Художественная композиция
Стихотворение построено последовательно и просто. Условно его можно поделить на 3 части:
- В первой поэт делится своими воспоминаниями. Из них читатель узнает о счастливых моментах его отрочества.
- Во второй части Рубцов показывает, что по истечении многих лет, он не утратил связи с малой отчизной. Там, где прошло детство автора, так вкусно пахнет «зерном, медом и сметаной», а вокруг такая тишина! После городской суеты он с радостью окунается в нее. Такие слова, как «тихо» и «тихая» повторяются в тексте 5 раз, помогая читателю прочувствовать очарование сельской глубинки.
- В последней строфе тишина отступает. Неторопливые, размеренные строки прерываются экспансивным, горячим, страстным признанием. Рубцов чувствует эфемерность, шаткость, недолговечность священного покоя.