IX
Наконец-то, на свидание к Цинциннату приходит Марфинька. Однако эта встреча не доставляет узнику никакой радости. Вместе с супругой явилось все семейство: отец, братья-близнецы, дед с бабкой, дети, а также новый ухажер Марфиньки – молодой человек с безупречным профилем. Пришел на встречу и адвокат, который еще не оправился от простуды. В камеру принесли мебель и домашнюю утварь.
Отец Марфиньки очень зол, он долго отчитывает Цинцинната за то, что тот вляпался в такую историю, упрекает его, стыдит. Остальные гости больше молчат и не проявляют особого интереса к Цинциннату.
Молчит и Марфинька, удобно устроившись на кушетке, она иногда о чем-то перешептывается со своим кавалером, который стоит рядом. Цинциннату так и не удается пообщаться со своей любимой. Когда он делает робкую попытку переговорить с ней наедине, диван с Марфенькой быстро выносят в коридор, а гости начинают прощаться. Так заканчивается встреча Цинцинната с Марфинькой.
Проблематика
Двойник Цинцинната в романе — это тот Цинциннат, который привязан к бутафорскому миру штампов и шаблонов. Это – воплощение бездарности, уживающейся в его натуре наряду с истинным творческим началом, и в финале романа последнее в итоге побеждает, несмотря на то, что герой боится с ним бороться (поэтому он испытывает страх перед казнью).
В целом, проблематика романа — это борьба художника за творческую свободу с правилами, стереотипами, шаблонами и нормами, которые общество пытается навязать искусству. На деле искусство — непостижимо, и стоит лишь отбросить все штампы, через призму которых толпа смотрит на художника и его творения, начинается область, трудная для восприятия.
Эта область и есть тот свободный мир, инобытие, куда по обломкам штампованных представлений о творчестве уходит Цинциннат Ц.
Цинциннат просыпается среди ночи от какого-то непонятного стука. Он начинает прислушиваться, такое впечатление, что звуки доносятся откуда-то снизу, но точно определить их источник не удается. Кажется, что кто-то скребется в направлении камеры Цинцинната. Ближе к утру звуки стихают.
В полдень появляется Родриг Иванович и сообщает осужденному, что к нему пришла мать. Эту женщину Цинциннат видел всего один раз в жизни, поэтому отказывается от встречи. Тем не менее, через минуту в камере появляется мать Цецилия Ц. в мокром от ливня макинтоше. Сейчас женщина живет где-то за городом и работает акушеркой.
Встреча с матерью проходит вяло, Цинциннат так и не может понять, зачем она решила его навестить. В крепости весь мир ему кажется карикатурным, а если карикатурой является и его родная мать, то ощущение безысходности усиливается в несколько раз. Только на секунду Цинциннат замечает в глазах Цецилии какой-то искренний огонек.
О чём?
Что за таинственное инобытие изображает сложный стилистический витраж «Приглашения на казнь»? Роман — о Цинциннате Ц., заключённом перед казнью в тюремную крепость, о его странной, чудной жизни. Время и место романа — не определены чётко и отходят на второй план. Герой с детства отличался от других людей — прозрачных, а он был непрозрачным, они это заметили и заключили в крепость до вынесения приговора. Когда же объявили смертный приговор, то узнику не сообщили точный день расправы. Он начинает мучиться вопросом, когда же его казнят, выспрашивает об этом у персонала, но ему не говорят. Так, в неизвестности, заточении и печали он пытается наладить отношения с неверной супругой, разобраться в окружающем мире и переосмыслить свою жизнь, ведя своеобразный дневник.
Чем ближе роман к финалу — тем сильнее чувствует Цинциннат ненатуральность, картинность, фарс всего происходящего. Наконец, во время самой казни прежде робкий, застенчивый, кроткий герой решает воспротивиться этому театральному миру. Он сам, поборов свой страх, лёг на плаху и начал считать до десяти — и что-то пошло «не по сценарию», задуманному мсь-е Пьером.
Тогда ненатуральный мир вокруг начал рушиться, декорации — падать, небо – рваться, палач уменьшился до размеров личинки, двойник Цинцинната продолжал считать, а настоящий Цинциннат совершил переход в свой мир, о котором мечтал — к существам, ему подобным.
XVIII
Следующим утром герой просыпается очень рано. Он ждет, когда за ним придут. Однако никто не появляется. А во второй половине дня неожиданно приходит Марфинька. Она с порога жалуется на то, что очень трудно было добиться разрешения на свидание, однако после небольшой уступки все уладилось.
Марфинька без умолку сообщает все новости. Виделась с матерью Цинцинната, к Марфиньке сватается старый сосед, а что касается казни, то ее на сегодня отменили
После вчерашнего застолья палач и отцы города чувствуют себя неважно. Когда же состоится казнь, теперь никому неизвестно
Марфинька предлагает себя Цинциннату прямо в камере, но тот резко отвергает эту бестактность. Цинциннат уже понимает, что не сможет сказать супруге важные слова. Да и не нужны они ей.
Проблематика
Проблематика «Приглашения на казнь» — борьба истинной сущности искусства с ложными, фальшивыми представлениями о нём.
Вся эта борьба происходит в мыслях у Цинцинната Ц. — фактически, сидя в тюрьме, он борется с самим собой, его настоящее творческое «я» прорывается наружу через стены ненастоящего, театрального, карикатурного мира.
Двойник Цинцинната в романе — это тот Цинциннат, который привязан к бутафорскому миру штампов и шаблонов. Это – воплощение бездарности, уживающейся в его натуре наряду с истинным творческим началом, и в финале романа последнее в итоге побеждает, несмотря на то, что герой боится с ним бороться (поэтому он испытывает страх перед казнью).
В целом, проблематика романа — это борьба художника за творческую свободу с правилами, стереотипами, шаблонами и нормами, которые общество пытается навязать искусству. На деле искусство — непостижимо, и стоит лишь отбросить все штампы, через призму которых толпа смотрит на художника и его творения, начинается область, трудная для восприятия.
Эта область и есть тот свободный мир, инобытие, куда по обломкам штампованных представлений о творчестве уходит Цинциннат Ц.
Владимир Набоков «Приглашение на казнь»
Не так уж часто удается получить большое удовольствие непосредственно от самого процесса чтения, когда каждый абзац, каждая строка, подчас и отдельное слово предстают чем-то законченным и самоценным. «Приглашение на казнь» яркий пример того, каким, вообще говоря, и должно быть истинное творение литературы, именуемое «русским романом». (Мне кажется, что лучшие свои вещи Набоков написал всё-таки на русском. Да и выражения типа «Сократись, Сократик» возможны только в русском языке.) Это глубоко оригинальное, как по содержанию, так и по языку, произведение мастера, которое, само собой разумеется, не подлежит однозначной и легкой интерпретации. Пожалуй, оно так же «непрозрачно» для этой цели, как и его главный герой, Цинциннат Ц непрозрачен для обитателей его странного мира. Речь можно вести лишь об ассоциациях, которыми столь богато подобное чтение.
Тема мучительного ожидания героем казни встречается в творчестве многих выдающихся писателей. Достаточно вспомнить известные произведения В. Гюго и Л. Андреева. Формально она присутствует и у Набокова, но в виде, ослабленном, можно сказать, сюрреализмом, фантасмагорией и нарастающей атмосферой абсурда. Хотя, благодаря его писательскому таланту, этот абсурд приобретает, как говорится, пугающие черты реальности. Но может быть, более чем страхом смерти Цинциннат мучим сознанием своей изначальной беспомощности и обреченности. По сути, он сам есть одно страдающее сознание, абсолютно пассивная фигура, безропотно принимающая свою судьбу и лишь старающаяся сохранить достоинство. Пассивность Цинцинната как будто даже подчеркнута хрупкостью его фигуры. Полнейшее, запредельное и фантастическое одиночество, одиночество, которое трудно вообразить, довлеет над ним. Тоска, какая тоска, повторяет он то и дело. Все вокруг, начиная Марфинькой, и кончая «дружелюбным» палачом мсье Пьером, подвергают Цинцинната утонченным издевательствам, ни в малейшей степени сами того не сознавая, не имея никакого к тому целеполагания. Кстати говоря, этот мсье Пьер, этот «маэстро» и любимец женщин с вставной челюстью фигура настолько же отталкивающая, насколько и незабываемая в своей нелепой чудовищности. Удивительным образом персонажи романа, кроме Цинцинната, постоянно балансируют на ускользающей грани между реальностью и бутафорией. Бутафория в данном случае не физическая (как у оживающих кукол в рассказе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Игрушечных дел мастеровые»), хотя под конец возникает и она, но душевная. «А почему, собственно говоря, всё устроено так, а не иначе?» — хотелось бы спросить Цинциннату, но спросить некого, ведь даже Бог в его мире отсутствует. Его «гносеологическая гнусность» есть невысказанный и не осознаваемый до конца онтологический протест, направленный всему миру. Думается, что нелегко было изобрести и воссоздать (на бумаге) такое «инферно». И со странным чувством узнаешь в этой картине русские, российские черты. Интересно, что сходное ощущение острой тоски, «неправильности» жизни возникало у меня, в своё время, при чтении произведения совершенно иного плана. А именно, «Детей подземелья» В.Г. Короленко, где глазами полуребенка-полуподростка показаны угасание и смерть нищей девочки.
Текст с первой строки властно приковывает к себе внимание своим смысловым богатством, своим художественным совершенством. Раз ступив на тропу этого универсального по жанру и стилю романа, читатель просто вынужден пройти её до конца
Что касается финала, то он, вероятно, принципиально, как поэтический образ, не может быть подвергнут чисто рациональному истолкованию. Возможны многие интерпретации (см., к примеру, Н. Букс «Эшафот в «Хрустальном дворце»). К слову сказать, «набоковедение» по своему объему и богатству сродни «гомероведению». Но всесторонний и холодный анализ текстов, сколь бы он ни был интересен, лежит несколько в стороне от непосредственного, личного восприятия произведения искусства (литературы). Известны слова Набокова: «Великие романы это, прежде всего, великолепные сказки… Литература не говорит правду, а придумывает ее». У меня мелькала мысль о перерождении, подобном тому, которое испытывает Атанасиус Пернат в майринковском «Големе». Во всяком случае, даже самый тягостный и абсурдный кошмар имеет конец и это можно рассматривать как символ надежды.
Смысл произведения
Смысл «Приглашения на казнь» в том, что чистое искусство (и, в частности, литература), по сути, свободно от всяких навязанных представлений о нём, оно не обязано служить обществу, и у него нет никакой конкретной цели.
Если же всё-таки общество пытается «заставить» искусство служить его идеалам и интересам, творчество, что поддалось этим попыткам, утрачивает свою сущность, заменяется различными штампами и стереотипами, а это недопустимо, потому что его нельзя ничем ограничивать — у него нет норм как таковых.
Нормы — это ограничения, а ограничения — это то, что превращает подлинное искусство в его суррогат.
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание романа Разгром Фадеева По жанровой направленности произведение относится к разряду романа соцреалистического стиля, основная тема которого заключается в необходимости проявления чувства ответственности
- Я в замке король — краткое содержание книги Хилл Произведение «Я в замке король» написано писательницей Сьюзен Хилл. Фамильным домом Хуперов является Уоргинс. Приобрел его еще прадедушка Эдмунда. В связи с тем, что денег было мало, земли продали спустя время. Дедушка, живший в Уоргинсе, умер.
- Англичанин Павля — краткое содержание рассказа Драгунского В шуточном рассказе «Англичанин Павля» семья Дениски утром собралась за столом. Маме немного взгрустнулось из-за того, что время пролетело слишком быстро, закончилось лето, и завтра начинаются школьные занятия
- Открытие Америки — краткое содержание рассказа Аверченко Замечательный рассказ «Открытие Америки» рассказывает о том, как была найдена и показана миру Америка. Свидетели утверждают, что это событие мирового масштаба было сделано ни кем иным как
VII
На следующий день Цинцинната знакомят с новым арестантом м-сье Пьером, который оказывается на редкость разговорчивым. За праздничным столом, который по такому случаю был организован в камере Цинцинната, м-сье Пьер без умолку говорит, пытается развлечь карточными фокусами и анекдотами начальника тюрьмы, Родиона и Цинцинната. Кроме того, он долго демонстрирует свои фотографии, которые приводят Родрига Ивановича в восторг.
Во время всей встречи Цинциннат остается практически безучастным к разговору, чем вызывает гнев начальника тюрьмы. Уходя, Родриг Иванович так и говорит узнику: «Мне стыдно за вас».
История создания
Создание книги началось с кропотливого исследования В. В. Набоковым жизни и творчества писателя-социалиста и философа-утописта Н. Г. Чернышевского (1828 – 1889), о котором он достаточно подробно рассказывает в автобиографическом романе «Дар» (1937).
Это произведение о том, как создавалось «Приглашение на казнь», и как жизнь и судьба Чернышевского в гротескной, карикатурной форме вплелись в этот роман.
Набоков, читая дневники Чернышевского, обнаружил, что тот был странным субъектом, мечтающим осчастливить всё человечество. Поэтому он, например, долгое время старался изобрести перпетуум-мобиле из подручных средств (что, конечно же, у него не выходило).
Писатель выяснил, что автор утопии «Что делать» был неуклюжим, чудаковатым, недальновидным, плохо ориентирующимся в жизни и литературе, бездарным писателем. Его мысли были «заражены» банальными, штампованными идеями — любви ко всему человечеству, всеобщего счастья, — которые он в своём, (художественно некачественном, по мнению Набокова) творчестве считал гениальными. Так, Чернышевский послужил прототипом для Цинцинната Ц. — литератора «не от мира сего» и страдающей личности, которая чувствует себя неуютно в фантастической — условно «обычной» реальности, изображённой в «Приглашении на казнь».
Слайд 23Шоутизация и примитивизация культуры. Вся его жизнь до тюрьмы, все персонажи,
которые его окружают, — это китч и штампы. В романе с пафосом, с намеренной напыщенностью слога описаны эпизоды из его жизни — например, знакомство с Марфинькой: стандартно-романтические, идиллические, (низкосортные с художественной точки зрения) пейзажи Тамариных Садов, «упоительные блуждания», поцелуи, холмы, дымчатые от блаженства. В тюрьме он тоже сталкивается со штампами — к примеру, с «типичной русской» внешностью тюремщика: у него рыжая борода и васильковые глаза. Тюрьма, в которую Цинциннат заключён — это своеобразный эпицентр фальшивого мира, в котором он живёт. Там плюшевый паук, нарисованные часы, и, наконец, пошляк мсь-е Пьер — в нём сконцентрировалось всё то, что Цинциннату чуждо и даже враждебно.
XX
Кляча с облупившейся коляской везет Цинцинната в город. Народу на площади еще мало, но люди постепенно прибывают. Когда осужденного доставляют к месту казни, площадь почти заполнена.
Цинциннат не хочет, чтобы хоть кто-то до него дотрагивался, тем более, палач м-сье Пьер. Поэтому он почти взбегает на эшафот. Одновременно Цинциннат замечает, что с солнцем происходит что-то неладное, а часть неба трясется, и прямо на площади падают тополя. Такое впечатление, что рушатся все декорации.
Цинциннат снимает рубаху и устраивается на плахе так, как минуту назад показал м-сье Пьер. А в это время другой Цинциннат недоумевает: а что я здесь делаю? Он встает с плахи и спускается вниз, идет сквозь людей. В несколько мгновений все меняется, становится прозрачным, уменьшается в размерах директор тюрьмы, а палач превращается в грудного ребенка размером с личинку.
Цинциннат продолжает свой путь в сторону людей, которые подобны ему.
-
«Приглашение на казнь», анализ романа Набокова
-
«Машенька», анализ романа Набокова
-
«Машенька», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Защита Лужина», анализ романа Набокова
-
«Лолита», анализ романа Набокова
-
«Дар», анализ романа Набокова
-
«Камера обскура», анализ романа Набокова
-
«Защита Лужина», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Дар», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Лолита», краткое содержание романа Владимира Набокова
-
«Камера обскура», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Облако, озеро, башня», анализ рассказа Набокова
-
«Рождество», анализ рассказа Набокова
-
«Гроза», анализ рассказа Набокова
-
«Круг», анализ рассказа Набокова
По произведению: «Приглашение на казнь»
По писателю: Набоков Владимир Владимирович
I
О времени и месте событий в романе автор не сообщает.
Главному герою Цинциннату Ц. судья объявляет смертный приговор. Причем, делает это шепотом. Обвинение состоит в том, что Цинциннат «непроницаем», «непрозрачен», словом, совсем не похож на остальных жителей города.
Осужденного отвозят в крепость, где он будет ждать исполнения приговора. Здесь Цинцинната опекает тюремщик Родион, который обходится с заключенным достаточно вежливо. Даже приглашает его на танец. Цинциннат соглашается.
Затем в камеру к заключенному приходит начальник тюрьмы Родриг Иванович. Он сочувствует осужденному на смертную казнь и готов как-то скрасить последние дни его пребывания в крепости. Родриг Иванович предлагает Цинциннату написать на листке свои пожелания. Осужденный пытается узнать, когда будет исполнен приговор, но начальник тюрьмы ничего не может сказать по этому поводу, сам не знает.
Ближе к вечеру Цинциннат выходит из камеры и оказывается в городе, знакомом ему с детства. Особенно он любит Тамарины Сады, где раньше часто гулял с Марфинькой, когда она была его невестой. Затем Цинциннат спешит к своему дому, открывает входную дверь и снова оказывается в камере.
Узник долго не может заснуть, особенно мешают ему это сделать тюремные часы с боем.
XI
Кормить Цинцинната стали хуже. Гренки подавали твердые, как камень. А Родион все больше ворчал и долго убирал камеру. Его присутствие стало сильно раздражать Цинцинната. Он не мог дождаться, когда Родион закончит уборку.
На столе со вчерашнего дня лежит письмо Марфиньке. Цинциннат никак не может решиться его передать. Он надеется, что его мысли как-то улягутся, станут примерно одинаковыми.
Цинциннат пытается читать модный роман под названием «Дуб». Произведение очень длинное, узник уже одолел примерно третью часть книги. Под дубом происходят разные события, о которых и повествует автор. Но для Цинцинната все мертво, а представив вдруг смерть самого автора романа, он уныло улыбается, понимая неотвратимость судьбы.
V
На следующее утро Родриг Иванович появляется в камере главного героя в особенно приподнятом настроении и праздничной одежде. Цинциннат решает, что казнь состоится сегодня и говорит, что он готов к ней. Однако начальник тюрьмы празднично оделся не по этому случаю. Оказывается, в соседнюю камеру посадили заключенного, и теперь Цинциннату будет с кем общаться.
Родриг Иванович даже великодушно разрешает Цинциннату посмотреть в глазок камеры на нового арестанта. Это человек лет тридцати, достаточно упитанный и низкорослый.
Цинциннату обещают на завтра встречу с Марфинькой, и он весь вечер пребывает в ожидании этого события. Свою жену он очень любит, несмотря на ее измены и достаточно примитивное восприятие жизни.
Чтобы как-то скоротать время до встречи с супругой, Цинциннат рассматривает рисунки, которые оставила ему Эммочка. Узнику вдруг кажется, что в рисунках зашифрован план побега из крепости.
И это все о Цинциннате
Приговорен Цинциннат к смертной казни. Прошептали ему на ухо, согласно закону, приговор. Страшная вина Цинцинната – он непохож на других. Он не прозрачен для остальных, как другие. Взять, к примеру, тюремщика.
Тюремщик должен быть похож на директора тюрьмы. Или адвокат и прокурор — то же самое. А ежели они не похожи, то их гримируют так, что мать родная не отличит.
Какое-то время у Цинцинната получается скрывать свою особенность, от отца унаследованную. Цинциннат работает, взахлеб читает по вечерам старинные книги, а для школьниц делает мягкие игрушки. Куклы, изображающие Пушкина, Гоголя, Толстого.
В этой же мастерской работает и девушка по имени Марфинька. Цинциннат влюбляется в нее и они поженились. В возрасте двадцати двух лет, он получает должность учителя. Но не в школе, а в детском саду.
Марфинька вскорости после свадьбы изменяет Цинциннату. Она родила двоих нездоровых детей, к появлению которых Цинциннат не имел никакого отношения. Через некоторое время эти дети оказываются в числе его подопечных, потому что в этом детском саду именно такие дети и были под его опекой.
Цинциннат теряет бдительность, перестает следить за собой и потому все видят его «непрозрачность». Он попадает в тюрьму. Когда Цинциннату зачитали приговор, он хотел узнать, сколько ему осталось до казни. Но никто ничего ему не говорил. А время идет.
Он много читает, пытается понять свое эго, свое отличие от других. В тюрьме у Цинцинната появляется сосед, мсье Пьер, и директор тюрьмы в торжественной обстановке знакомит их. Пьер пытается хоть как-то развлечь Цинцинната, но это ему не удается к вящему неудовольствию директора.
На следующий день состоялось, все-таки, свидание с Марфинькой. Правда, та на свидание явилась не одна, а со всем семейством, с новым своим кавалером, с детьми и, зачем-то, с мебелью, кухонной утварью и даже отдельными частями стен.
Тесть постоянно упрекает Цинцинната, шурин хочет, чтобы тот покаялся, все много говорят ни о чем и покидают эту мрачную обитель. Ожидание становится все томительней и страшнее. Цинциннат все яснее понимает всю трагичность своего отличия от других.
Измученный неопределенностью, ожиданием неведомого времени появления палача и последующей за этим появлениием казни, Цинциннат проваливается в сон. И, то ли во сне, то ли наяву, возникают и исчезают различные образы, какие-то подкопы, разверзшиеся стены, хохочущие директор тюрьмы и мсье Пьер.
Невзначай через какие-то проломы и пещеры Цинциннат вдруг оказывается на воле. Внизу раскинулся город и Цинциннат хочет поскорее спуститься туда. Но его встречает Эммочка — дочка директора тюрьмы и уводит с собой. И вот они все вместе сидят в квартире у директора и пьют чай – семья директора, мсье Пьер и он.
Как обычно, перед казнью, приговоренные – Цинциннат и мсье Пьер — посещают всех высокопоставленных чиновников. Устраивается великолепный банкет – прекрасный стол, фейерверки в городском саду. Как всегда, мсье Пьер находится в центре внимания. Цинциннат же, напротив, угрюм и молчалив. Добившись разрешения на свидание, появляется утром Марфинька
Не получился разговор у них о неотложном и важном для Цинцинната, и уходит Марфинька ни с чем. А затем наступило время казни
На площади, прослышав о таком зрелище, начинает собираться праздная публика. Там уже возвели помост эшафота. Цинциннат почти бежит к эшафоту, боясь, что до него кто-нибудь дотронется. Но что-то вдруг случилось в природе – трясется небо, солнце какое-то странное и страшное, падают одно за другим деревья, которые росли на площади…
Цинциннат, уже улегшийся было на плаху, встает и спускается вниз. Сзади раздается грохот – это обрушился помост эшафота.. Туда, к людям, к таким же непохожим… Цинциннат идет медленно. Попытался остановить его Родриг, но безуспешно. Все рушится, рушится и падает этот призрачный мир. А Цинциннат идет. Идет сквозь клубы пыли, мимо падающих тополей туда, где слышны голоса людей, таких, как он сам.
Жанр, литературное направление
Судя по задуманной картине будущего, Набоков должен был создать антиутопию. Однако расхожие признаки антиутопии как кривого зеркала современности (изображаемые дегуманизация, тоталитаризм, экологические бедствия и другие явления, связанные с упадком общества) у Набокова даны как бы в двойном отражении – ещё и в кривом зеркале общечеловеческой пошлости – и таким образом приобретают черты обманчиво-приемлемой действительности.
Более того, сама эта детская игра с кривым зеркалом прямо и как бы невзначай упомянута в тексте романа, на самом же деле это упоминание является ключом к его прочтению
И если у классиков антиутопии – писателей-реалистов 1920-30-х годов (Е.Замятина и О.Хаксли) – серьёзное внимание уделено описанию политико-экономической и духовно-нравственной системы «общества будущего», то у Набокова по сути ничего этого нет. Объект его изображения – безнадёжная пошлость человеческого бытия, в этом смысле любого, а не только бытия в антиутопии, а метод и литературное направление – модернизм
Реальность и вымысел в романе
Многие детали романа взяты из биографии Николая Гавриловича:
- Петропавловская крепость. В основе этой фантастической, театральной, двухмерной реальности — тюрьма, в которую заключён Цинциннат Ц., в страхе ожидающий исполнения казни и точного дня, когда его казнят. Прототип тюремной крепости в «Приглашении на казнь» — Алексеевский равелин Санкт-Петербургской Петропавловской крепости, куда был заключён Чернышевский за якобы созданную им революционную прокламацию (в действительности дело было сфабриковано) перед гражданской казнью — над его головой сломали шпагу и на полчаса оставили стоять под дождём. Отсюда и вся карикатурность и ненатуральность казни Цинцинната Ц.
- Роман. Записки Цинцинната Ц. — намёк на книгу «Что делать?» (1862 – 1863), которую Чернышевский писал в Алексеевском равелине.
- Союзник героя — это собирательный образ Д.И. Писарева (1840 – 1868), который за революционную прокламацию тоже был заключен в Петропавловскую крепость, и В.Д. Костомарова (1837 – 1865), который одно время был коллегой Н.Г. Чернышевского и в организованной им подпольной типографии печатал прокламации.
- Предательство. Впоследствии Костомаров писал поддельные письма почерком приятеля – фабриковал вещественные доказательства вины последнего. Таким образом, именно он — бывший союзник, оказался «палачом» революционера: подобно тому, как мсь-е Пьер, якобы друг узника, оказался руководителем казни.
- Очная ставка. Прохладное, почти презрительное отношение Цинцинната Ц. к мсь-е Пьеру, нежелание с ним говорить — намёк на очную ставку заключённого и предателя: во время неё Чернышевский выражал презрение и отвечал отрывисто.
- Жена. Письмо Цинцинната Ц. к Марфиньке — это намёк на известное письмо Чернышевского к жене Ольге Сократовне, которая и есть прототип супруги-изменницы и, по сути, дамы лёгкого поведения, которая практически не волновалась за судьбу мужа.
- Поездка на каторгу. Последнее посещение Марфинькой Цинцинната Ц. — намёк на поездку Ольги Сократовны в дальнюю сибирскую ссылку к мужу, куда он был отправлен уже после гражданской казни. В Сибири она пробыла только четыре дня, потому что у неё там был поклонник, который пообещал, если она примет его ухаживания, организовать побег Чернышевскому. Но узник отказался от этого и уговорил жену уехать.
- Смена должности кукольника Цинцинната Ц. на учителя в детском саду – это карикатура на неудачное преподавание Чернышевского в Петербургском кадетском корпусе — его туда перевели из саратовской гимназии, где он был учителем словесности.
Таким образом, эпизоды из жизни Чернышевского послужили поводом для создания гротескного романа «Приглашение на казнь».
Стилистика
Стилистически этот роман напоминает искусный витраж, изображающий поддельную, словно искажённую кривым зеркалом, реальность, тонко сплетённую с таинственным инобытием. Это инобытие отражается в гранях цветных витражных стёкол — (под ними мы подразумеваем художественно-стилистические нюансы в романе) — но вот чуть-чуть изменяется интонация в предложении, — по-другому падает свет на витраж, и уже перед читателем — опять сомнительная, ненатуральная, карикатурная реальность.
Так, при помощи этих нюансов, роман то расширяется до безграничного мира, то сужается до мирка. Эпитеты, метафоры, метонимии и другие стилистические приёмы в романе словно оживают — они как бы ведут отдельные диалоги между собой, сплетаются в мозаичный узор, переливаются, рассыпаются на крупицы и снова собираются в единое целое.
Такова стилистика «Приглашения на казнь» — как мы успели заметить, она сложная.
Стилистика
Стилистически этот роман напоминает искусный витраж, изображающий поддельную, словно искажённую кривым зеркалом, реальность, тонко сплетённую с таинственным инобытием. Это инобытие отражается в гранях цветных витражных стёкол — (под ними мы подразумеваем художественно-стилистические нюансы в романе) — но вот чуть-чуть изменяется интонация в предложении, — по-другому падает свет на витраж, и уже перед читателем — опять сомнительная, ненатуральная, карикатурная реальность.
Так, при помощи этих нюансов, роман то расширяется до безграничного мира, то сужается до мирка. Эпитеты, метафоры, метонимии и другие стилистические приёмы в романе словно оживают — они как бы ведут отдельные диалоги между собой, сплетаются в мозаичный узор, переливаются, рассыпаются на крупицы и снова собираются в единое целое.
Цинцинната возвращают в камеру, где он рассматривает альбом с фотографиями Эммочки, который ему дал посмотреть накануне начальник тюрьмы. Снимки в альбоме сделаны и отретушированы м-сье Пьером.
После обеда в камеру Цинцинната в парадном облачении входят Родриг Иванович, адвокат Роман Виссарионович и м-сье Пьер. На этом торжественном заседании новый узник крепости объявляет, что на самом деле он является руководителем казни. А весь спектакль нужен был лишь для того, чтобы подружиться с Цинциннатом. Цель достигнута, и теперь осужденный на казнь взойдет на эшафот спокойно, чувствуя заботу своего нового друга.
Смысл произведения
Нормы — это ограничения, а ограничения — это то, что превращает подлинное искусство в его суррогат.
В это утро звуки становятся такими сильными, что, кажется, стена вот-вот рухнет. Вскоре так и происходит. В стене появляется трещина, а затем часть ее обваливается. Из образовавшейся дыры со смехом вылезают м-сье Пьер и Родриг Иванович.
Пьер приглашает Цинцинната к себе в гости, только в камеру они должны пролезть по новому тоннелю. Ошарашенный таким поворотом событий, Цинциннат соглашается, а затем возвращается в свою камеру тем же способом. Однако в кромешной тьме его проход начинает круто уходить вниз, и вскоре Цинциннат, протиснувшись сквозь трещину в скале, оказывается на воле.
Через несколько минут в этом месте появляется Эммочка и уводит беглеца с собой. Пройдя через черный ход, Цинциннат с Эммочкой оказываются в квартире директора тюрьмы.