Александр твардовский 📜 есть имена и есть такие даты

Твардовский «по праву памяти»: анализ произведения

Глава «Перед отлетом»

Первая глава полностью посвящена ностальгии. Поэт окунается в свою молодость — прекрасное время надежд и мечтаний. Вместе со своим товарищем лирический герой строит планы на будущее, ставит вполне реалистичные цели: работать для людей, стать достойным гражданином своей страны. Особенно трогательным было когда-то его отношение к родной земле: за нее юноша готов был и в огонь, и в воду, а если нужно будет, то и с жизнью расстаться не страшно. А все проблемы можно решить, придерживаясь простых правил: жить без обмана, без трусости и быть преданным своему государству и своему народу.

Сейчас, спустя столько времени, поэт вспоминает об этом одновременно с теплотой и горечью — ведь на деле все оказалось совсем не так, как представляли себе молодые веселые парни. Кажется, что между беззаботной юностью и настоящим прошла целая жизнь, наполненная тяжкими испытаниями.

Анализ стихотворения «Есть имена и есть такие даты» Твардовского

Александр Трифонович Твардовский – известный русский поэт. Великая Отечественная война оставила неизгладимый след на судьбе автора и его творчестве. С 1941 года основной темой его творчества стала фронтовая тема, которая была очень дорога и близка Твардовскому. Автор был военным корреспондентом, наблюдал за многими кровопролитными сражениями. Поэтому поэт возвращался к этой теме не только в сердце и душе, но и в своё творчестве.

Александр Трифонович был вдохновлён образами своих товарищей, которые погибли на войне, защищая Родину. Он же вернулся с фронта живой и без единого ранения, за что он долго себя стыдил. Образы фронта и всего причастного к нему с годами не только не угасали в его творчестве, а становились ярче и реалистичнее.

Стихотворение «Есть имена, и есть такие даты» написано в 1966 году, оно приурочено к юбилею вторжения немцев в СССР. Есть события, которые невозможно вычеркнуть из истории и памяти, 22 июня 1941 года является такой датой. Именно в этот день были сброшены первые немецкие бомбы на советские города, началась страшная война. Твардовского печалил тот факт, что люди, благодаря которым многие остались живы, люди защитившие страну, уходят из жизни, унося с собой историю. По этой же причине Александр Трифонович считает, что имена двух вождей – Гитлера и Сталина навсегда останутся в истории.

Твардовский сердцем радел за свою Родину, в своих воспоминаниях и своём творчестве он постоянно возвращался к этой теме, прошлое не отпускало его. В своём стихотворении автор пишет по-настоящему проникновенные строки: «Мы в буднях перед вами виноваты, — не замолить по праздникам вины», автор считает, что невозможно жить с тем чувством и невозможно его изгнать, когда здоровый человек смотрит на калеку, вернувшегося с фронта, невозможно не испытывать чувство вины и стыда. Не возможно без слёз слушать рассказы детей войны о том, как они потеряли своих близких.

Твардовский жил со всеми этими чувствами всю свою жизнь. Он не побоялся взять для своего творчества такую страшную тему, он и не мог выбрать иную. Автор считал, что оправдать живущих ныне людей может только память о героях, благодаря которым они живы, благодаря которым кончилась война. И долг живущих ныне — это пройти свой путь с честью и достоинством, передать историю потомкам, с гордостью и чувством благодарности.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Анализ поэмы «По праву памяти» Твардовского

Александр Твардовский был не только известным писателем-литератором, но и успешно совмещал литературную деятельность с журналистской, что, в свою очередь, оставило отпечаток на стиле написания стихотворений и поэм, а также на их тематике и посыле к читателю.

В конце 1970 года Твардовский написал знаменитое стихотворение «По праву памяти», в основу которого легла автобиография поэта. Время написания автобиографического стихотворения пришлось как раз на тот период в истории, когда писателей перестали ущемлять в высказываниях и упоминаниях политических тем. Александр Твардовский не упустил возможность высказать свое мнение о политике Сталина, и написал «По праву памяти».

Стихотворение Твардовского можно условно разделить на три части, которые объединены между собой одной главной мыслью, с помощью которой писатель попытался донести до читателя, почему для написания произведения была выбрана именно эта тема.

Первая часть

В ней писатель рассказывает читателям о своих заветных мечтах, говорит, к чему стремился и какие цели ставил перед собой в юношеские годы. При жизни поэта была издана в тираже только первая часть автобиографического стихотворения.

В начале Твардовский знакомит читателей с двумя молодыми ребятами из обычной деревни, которые еще не сталкивались с суровой реальностью жизни и проблемами, и до сих пор верят в безоблачное будущее и исполнение заветных желаний. Их запал, юношеский максимализм и желание жить дают им прилив сил, которые они тратят на пользу Родине. В этой же части автор четко намекает, что юношам придется столкнуться с жестокой реальностью и спуститься на землю со своих радужных мечтаний.

Вторая часть автобиографического стихотворения

Во второй части стихотворения Твардовского любой читатель может в самых ярких красках прочувствовать всю тяжесть степени отчаяния и безысходности автора. В этой части поэт целиком и полностью отразил свое душевное состояние. Он был подавлен и сломлен из-за ссылки своей семьи в холодные объятия ледяной Сибири, но ничего не мог исправить. Поэт так и смог понять, как так могло произойти, что обещания политических деятелей и их слова совсем ничего не значат и никогда не совпадают с действиями. Вера в идеологию была навсегда подорвана и навсегда оставила душераздирающий след в душе автора.

В конце 70х годов 20го века среди народа было широко распространено такое понятие, как «враг народа». Чтобы получить такое «звание» достаточно было не только самому нарушить законы или переступить черту в высказываниях в адрес политических деятелей, но и иметь родителей, за ошибки которых отвечали и несли наказание их дети. В скором времени, Сталин объявил народу, что это неправильно, и «сын не должен отвечать за ошибки отца». После таких слов многие люди смогли наконец-то свободно вздохнуть, но не Твардовский. Он отнесся к такому шагу известного политика как к предательству в кругу семьи. Получается, теперь дети вправе «отказаться» от своих родителей, тем самым навсегда разорвав кровную связь. К современным читателям он обратился с некой долей иронии:

Заключительная часть произведения «По праву памяти»

Третью, заключительную часть стихотворения «По праву памяти» Твардовский посвятил читателю. Поэт хотел донести, что чтобы не случилось, нельзя отказаться от своего прошлого, своей семьи или ее поступков. Человек не имеет права забыть о своих корнях и начать все заново.

Прочитав стихотворение – сердце читателя не сможет остаться равнодушным. Главная мысль и посыл, лежащие в основе литературного произведения в том, что нельзя идти смелыми шагами в хорошее будущее, если вы не помните или не хотите знать своего прошлого.

Неоправдавшийся оптимизм молодости

Продолжая анализ поэмы «По праву памяти» Твардовского, школьник может рассказать об особенностях начала произведения. В первой главе произведения поэт пишет о надеждах молодости, о своем друге, с которым он мечтал о лучших днях, верил в светлое будущее. Однако уверенные в завтрашнем дне оптимисты никак не могли в тот момент предположить, что от жизни можно ждать не только счастья. И уже в первой главе читатель ощущает предчувствие скорой исторической реальности, которая должна развернуться в дальнейшем.

Эти трагические конфликты описываются уже в главе под названием «Сын за отца не отвечает». Здесь Твардовский выражает свою личную боль. Ведь он был сыном врага народа. Подготавливая анализ поэмы «По праву памяти» Твардовского, школьник может добавить, что здесь автор под совершенно разными гранями поворачивает знаменитую сталинскую формулировку о том, что сын может не отвечать за поступки отца. Эта фраза всегда была интерпретирована как своего рода спасательный круг, бросаемый справедливым вождем детям «врагов родины».

Однако Твардовский решительно отталкивает эту жалкую подачку. Ему не нужно право на благополучную жизнь, которое нужно оплатить ценой предательства собственного оцта. Анализ «По праву памяти» Твардовского показывает, что автор берется ответить за поступки своего родителя – и не просто ответить, но еще и заступиться за него. Твардовский делает это как художник – описывая образ крестьянина, труженика. И вслед за мыслью об ответственности за своего отца приходит идея о том, что человек также должен отвечать и за свою родину.

О памяти

События данной главы опираются на реальные исторические факты. Во второй половине шестидесятых годов в СССР развивалась активная кампания, направленная против сталинизма. Все, что так тщательно скрывалось, было выплеснуто в народ: информация о жесточайших репрессиях, указах, законах, направленных против людей.

Третья глава оправдывает свое название. Здесь поднимается тема исторической памяти. Твардовский настаивает на том, что современная молодежь должна обнаружить настоящую правду. История без прикрас страшна, но знать ее обязан каждый. Хотя люди ревниво прячут прошлое своей страны, власть старается скрыть его. Поэтому новое поколение, погрязшее в неведении и забывшее свои корни, не может надеяться на безоблачное будущее.

Завершая свой монолог, Твардовский пишет, что человеческая память — это великий дар. Как можно добровольно отказаться от нее? Пока мы помним заслуги наших отцов, они остаются живы. Умирают они только тогда, когда мы о них забываем.

Краткое содержание поэмы Твардовского «По праву памяти» предоставлено Анастасией Трофимовой.

21 февраля 2018

Произведение «По праву памяти» правдиво рассказывает о тяжелом времени. В нем явственно слышатся отголоски прошлого, страшная участь, которую уготовил своим детям «отец народов». Поэма Твардовского родилась как акт протеста и даже своим названием взорвала страшное молчание, которое покрывало преступления сталинского режима.

По праву памяти

Смыкая возраста уроки, Сама собой приходит мысль — Ко всем, с кем было по дороге, Живым и павшим отнестись. Она приходит не впервые. Чтоб слову был двойной контроль: Где, может быть, смолчат живые, Так те прервут меня: — Позволь! Перед лицом ушедших былей Не вправе ты кривить душой, — Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой. . . И мне да будет та застава, Тот строгий знак сторожевой Залогом речи нелукавой По праву памяти живой. 1. ПЕРЕД ОТЛЕТОМ Ты помнишь, ночью предосенней, Тому уже десятки лет, — Курили мы с тобой на сене, Презрев опасливый запрет. И глаз до света не сомкнули, Хоть запах сена был не тот, Что в ночи душные июля Заснуть подолгу не дает. . . То вслух читая чьи-то строки, То вдруг теряя связь речей, Мы собирались в путь далекий Из первой юности своей. Мы не испытывали грусти, Друзья — мыслитель и поэт. Кидая наше захолустье В обмен на целый белый свет. Мы жили замыслом заветным, Дорваться вдруг До всех наук — Со всем запасом их несметным — И уж не выпустить из рук. Сомненья дух нам был неведом; Мы с тем управимся добром И за отцов своих и дедов Еще вдобавок доберем. . . Мы повторяли, что напасти Нам никакие нипочем, Но сами ждали только счастья, — Тому был возраст обучен. Мы знали, что оно сторицей Должно воздать за наш порыв В премудрость мира с ходу врыться, До дна ее разворотив. Готовы были мы к походу. Что проще может быть: Не лгать. Не трусить. Верным быть народу. Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду. А если — То и жизнь отдать. Что проще! В целости оставим Таким завет начальных дней. Лишь от себя теперь добавим: Что проще — да. Но что сложней? Такими были наши дали, Как нам казалось, без прикрас, Когда в безудержном запале Мы в том друг друга убеждали, В чем спору не было у нас. И всласть толкуя о науках, Мы вместе грезили о том, Ах, и о том, в каких мы брюках Домой заявимся потом. Дивись, отец, всплакни, родная, Какого гостя бог нанес, Как он пройдет, распространяя Московский запах папирос. Москва, столица — свет не ближний, А ты, родная сторона, Какой была, глухой, недвижной, Нас на побывку ждать должна. И хуторские посиделки, И вечеринки чередом, И чтоб загорьевские девки Глазами ели нас потам, Неловко нам совали руки, Пылая краской до ушей. . . А там бы где-то две подруги, В стенах столичных этажей, С упреком нежным ожидали Уже тем часом нас с тобой, Как мы на нашем сеновале Отлет обдумывали свой. . . И невдомек нам было вроде, Что здесь, за нашею спиной, Сорвется с места край родной И закружится в хороводе Вслед за метелицей сплошной. . . Ты не забыл, как на рассвете Оповестили нас, дружков, Об уходящем в осень лете Запевы юных петушков. Их голосов надрыв цыплячий Там, за соломенной стрехой, — Он отзывался детским плачем И вместе удалью лихой. В какой-то сдавленной печали, С хрипотцей истовой своей Они как будто отпевали Конец ребячьих наших дней. Как будто сами через силу Обрядный свой тянули сказ О чем-то памятном, что было До нас. И будет после нас. Но мы тогда на сеновале Не так прислушивались к ним, Мы сладко взапуски зевали, Дивясь, что день, а мы не спим. И в предотъездном нашем часе Предвестий не было о том, Какие нам дары в запасе Судьба имела на потам. И где, кому из нас придется, В каком году, в каком краю За петушиной той хрипотцей Расслышать молодость свою. Навстречу жданной нашей доле Рвались мы в путь не наугад, — Она в согласье с нашей волей Звала отведать хлеба-соли.

—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: