Публикация «Чтение стихотворения С, Черного „Приставалка“, Технологическая карта по речевому развитию во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Материал/оборудование Кукла.
Предварительная работа Рассматривание картинок с изображение детей.
Интеграция Физическое развитие, формирование целостной картины мира, развитие речи.
Ход (или методические приемы) 1) Мотивация: — Сегодня в гости к нам пришла кукла Катя, она хочет с вами познакомиться! Давайте расскажем ей о себе. 2) Основная часть. Воспитатель расставляет стулья полукругом и начинает занятие:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Педагог выводит в центр малыша.
Петенька (Васенька и т. д.) хороший,
Петенька пригожий.
Воспитатель рассказывает о ребенке, подчеркивая его достоинства, например: «действительно пригожий. Черноволосый, с красивыми темными глазами. Хороший ребенок, умный, уже до шести считает, не сбивается. Ведь правда? Тогда посчитай! И животных из кубиков он очень быстро складывает. И с девочками дружит, не обижает их. И уже давным-давно по пустякам не плачет. А как он по утрам с мамой нежно прощается! Приятно посмотреть!» Педагог вновь проговаривает рифмованные строчки и выводит другого ребенка: «Катенька пригожая. Симпатичная, светловолосая (про девочек со светлыми волосами говорят блондинки, с ярким румянцем на щеках. Катюшка – замечательная девочка. Ни с кем не ссорится. В куклы играет – загляденье! дочки накормлены. Она им песенки поет, ласковые слова говорит. Воспитатель обещает, что каждый день будет обязательно рассказывать о ком-то из детей. 3) Физминутка. Хомка, хомка. Хомячок, Полосатенький бочок, Хомка раненько встает, Моет ушки, щечки трет, Заправляет сам кроватку, И выходит на зарядку: 1,2- выше голова, 3, 4- руки шире, 5,6- всем присесть, 7, 8-воду носим, 9, 10- тесто месим, 11,12- пора за дело браться. 4) Знакомство с произведением С. Черного «Приставалка»
Воспитатель предлагает послушать стихотворение С. Черного «Приставалка».
– Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
– Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
– Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
– Отчего у няни
Волосы в сметане?
– Отчего у птичек
Нет рукавичек?
– Отчего лягушки
Спят без подушки?.
– Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.
Педагог интересуется, кого называют «приставалкой». Выслушивает ответы детей предлагает убедиться в правильности предположений. Рефлексия/анализ Научились видеть достоинства и положительные качества детей.
Анализ стихотворения С. Черного «Приставалка»
На протяжении всего жизненного и творческого пути талантливого поэта и журналиста, человека с потрясающим чувством юмора Александра Михайловича Гликберга, которого мы знаем как Сашу Черного, сохранились его устремленность к детям, даже самым маленьким, требующим терпения, искреннее желание быть частью их мира и радость от общения с ребятишками. Ряд исследователей полагает, что он был одним из самых крупных детских писателей ХХ века. Это отражает стихотворение «Приставалка». К сожалению, выросло не одно поколение детей, не знакомых с творчеством С. Черного. Эмиграция лишила его русских читателей, его имя оказалось под запретом на долгие годы.
В центре стихотворения – маленький пытливый герой, трогательный, забавный и докучный одновременно. Произведение описывает его диалог с мамой и удивительно точно передает интонации и настрой собеседников. В рамках произведения автор исследует душу маленького человека, описывает то, что попадает в зону его особого внимания.
Стихотворение включает такие выразительные средства:
- высокую частотность слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «мамочка», «ямочка», «ручки», ножки», «кроватка» – это обусловлено необходимостью имитировать детскую речь, ее лексические особенности и строй;
- частотность вопросительных предложений – «Отчего две ямочки?», «Отчего у кошки … ножки?» – иллюстрирует любознательность малыша;
- синтаксический параллелизм – «Отчего…» – построение всех вопросов по одной схеме отражает особенности детского мышления, его незрелость и конкретность одновременно;
- вопросно-ответная форма изложения делает его доступным для малыша любого возраста.
Оборот «волоса в сметане» вносит нотку двусмысленности. Нельзя не отметить, что внимательный малыш оперирует образами – таким способом метафорически дается отсылка к сединам женщины, поскольку трудно предположить, что она неряшлива.
Стихотворение отражает детскую наблюдательность и непосредственность, живейший интерес малыша к окружающему миру, его неукротимую жажду познания, выраженную пусть и примитивно, но с подкупающей искренностью. В переделах интереса героя близкие люди – улыбчивая мама, седая няня, и приметы быта – кошка, любимые шоколадки. Но он мыслит шире, интересуясь явлениями окружающего мира: малыша занимают птицы и животные. Неотвязные вопросы сына мама прекращает мягко, тактично и лаконично, придерживаясь логики вопросов.
Саша ЧёрныйРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Молитва (Цветаева) 3 Ещё молитва (Цветаева) 3
Молитва (Александр Малышко)
А
молясь не говорите лишнего,
Как язычники, ибо они думают,
Услышаны; не уподобляйтесь им,
Ибо знает Отец ваш, в чем вы
Имеете нужду, прежде вашего
Прошения у Него.
Малышко Александр, 1991, http://lim.lib.ru/doc.phtml/99
Песенка-молитва, которую надо прочесть перед самым отлетом (Галич)
Когда – под крылом – добежит земля
К взлетному рубежу,
Зажмурь глаза и представь, что я
Пилот на табло зажег огоньки,
А
я касаюсь твоей руки
И шепотом говорю:
– Помолимся вместе, чтоб этот путь
Стал Божьей твоей судьбой.
Помолимся тихо,чтоб где-нибудь
Нам свидеться вновь с тобой!
Я твердо верю, что будет так, –
Всей силой моей любви!
Твой каждый вздох и твой каждый шаг,
Её не допустит Бог!
Ещё, ты, я знаю, откроешь дверь
Однажды – на мой звонок!
Ещё очистительная гроза
Подарит нам правды свет!
Моя – на ладони твоей – слеза,
Но нет меня рядом, нет!
Александр Галич, Москва, 9 января 1972, http://www.ruthenia.ru/60s/galich/pes_molitva.htm
Молитва (Саша Черный)
Благодарю тебя, создатель,
Не депутат и не издатель
И не сижу еще в тюрьме.
Благодарю тебя, могучий,
Что мне не вырвали язык,
Что я, как нищий, верю в случай
И к всякой мерзости привык.
Благодарю тебя, единый,
Благодарю тебя стократ.
Благодарю тебя, мой боже,
Что смертный час, гроза глупцов,
И вот тогда, молю беззвучно,
А ад я видел на земле.
Саша Черный, 1907, http://www.silverage.ru/poets/cherny_poet.html#st10
АРАПКИНА МОЛИТВА (Саша Чёрный)
Повторяй за мной:
Хозяин людей и зверей!
Ты все понимаешь,
Ты всех защищаешь.
Прости меня, собаку,
Прости, что я стянул у кухарки
Всего ложек шесть –
Очень хотелось есть.
Спешил и разбил посуду.
Прости меня, добрый бог!
Чтоб соседний не грыз меня дог,
Чтоб блохи меня не кусали,
Чтоб люди меня не толкали,
Чтоб завтра утром с восхода
Была хорошая погода.
Чтоб собаки все были сыты
Чтоб я нашел на помойке
Я тоже буду хороший,
Буду слушаться только Антоши,
Уйму свою злость.
А я не могу – сам буду выть,
Не могу выносить!
И еще, если можно, пусти меня в рай
Вместе с Антошей.
Ты ведь хороший.
Помилуй меня, не забудь, не покинь!
САША ЧЕРНЫЙ, 1932 год http://dog.mify.org/stihi/20/chernuy5.shtml
МОЛИТВА МИРИАМ КОЭН (Киплинг)
О Господи, затми тщетой
Мятущийся наш взор,
Чтоб слепо шли мы на убой
И слепо на костер.
Свои Деяния от нас
Чтоб мы не поднимали глаз
И наши души сохрани
Куда, покинув плоть, они
Свой Путь, Свой Промысел сокрой
И отврати Глагол,
Чтоб нас и Шепот даже Твой
Пусть вечно разделяет нас
Глухой завесой Тьма,
Чтоб Око Божие и Глас
Нас не свели с ума.
Редьярд Киплинг (перевод С. Степанова), http://alis6.narod.ru/kipling.html
Саша Чёрный. Благодарю тебя, создатель.
Саша Чёрный, настоящее имя Александр Михайлович Гликберг, родился в Одессе, в октябре 1880 года – русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворений, прозаик, переводчик.
Родился Саша в семье провизора – семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша.
Блондина называли «Белый», брюнета – «Чёрный». Отсюда и псевдоним.
То, что Саша Черный состоялся как поэт, и то, что 1908-1911 годы стали его «звёздным часом», – величайшая заслуга «Сатирикона». Поэту не пришлось унизительно обивать редакционные пороги, ему сразу была предоставлена возможность выйти к широкому, поистине всероссийскому читателю. С 1908 – один из ведущих поэтов журнала «Сатирикон».
Его саркастические, но отнюдь не лишенные нежности стихи, появившиеся в «Сатириконе» (1908), сразу принесли ему популярность и, безусловно, оказали влияние на раннего Маяковского.
Маяковский знал наизусть почти все стихи Чёрного и часто декламировал их. Саша Черный по настоянию Чуковского написал и для детей 25 стихотворений.
Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Саши Чёрного, его принципиальная антибуржуазность, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века.
В 1920 году Саша переехал в Берлин, работал в берлинском журнале «Жар-птица», а в 1924 году Саша Чёрный приехал в Париж. где сотрудничал в газетах «Последние новости», парижском «Сатириконе», «Русской газете» и др. периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями.
В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты. Писал он в этот последний период своей жизни много и разнообразно. Написал поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» (1931-1932), прозаические «Солдатские сказки» (1933), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Н.С. Лескова и М.М. Зощенко.
Среди других его произведений — поэма «Ной» (1914г.), печально предрекающая современному поколению новый «всемирный потоп».
Выпустил прозаический сборник «Несерьёзные рассказы» (1928), с «лёгкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью» (А.И. Куприн) воскрешающий петербургский, московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Чёрному безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть «Чудесное лето» (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни. Он оставил также переводы из Г. Гейне, Р. Демеля, К. Гамсуна и др.
Высшая точка посмертного признания таланта Саши Чёрного – это создание Шостаковичем музыки на цикл его стихов.
Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года на 53 году жизни. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся.
Говорят, когда он умер, его собака Микки легла к нему на грудь и скончалась от разрыва сердца.
В.Набоков в прощальном слове сказал с грустью и нежностью: «Осталось несколько книг и тихая прелестная тень».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 50». Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района Республики Тата.
— Учитель выразительно читать наизусть стихотвореня, замечать изобразительно – выразительные средства;- Развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения;- Форми.
Конспект по развитию речи.
Образовательная деятельность по ресевому развитию в старшей группе.
Дети знакомятся со стихотворением Саши Чёрного «Приставалка», в ходе занятия они играют, поют колыбельную.
Использование инновационных технологий в логопедии. Автоматизация звука Р и Рь в стихотворении. Иллюстрированный материал — наглядное пособие (Презентация). С таким пособием заучивание наизусть .
Технологическая карта образовательной деятельности №5(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) Вид деятельности коммуникативная группа вторая младшаяТема: «Чтени.
-
Пять обелисков стихи поэтов павших на великой отечеств войне
-
В небе тают облака размер стиха
-
Белянин стихи храм мой
-
Спит мой сладкий стих
- Стих а на том берегу
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в младшей группе
Тема: Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка».
— развивать и активизировать словарь детей;
— принимать активное участие в обсуждении содержания текста стихотворения
— привлекать к диалогу со взрослым.
Игрушки (кукла, кошечка, птичка, лягушка), кукольная кровать.
— Ребята, слышите, к нам кто-то стучится. Я сейчас пойду и посмотрю кто к нам пришел. (открываю дверь, беру куклу и коробку с игрушками).
— (от имени куклы) Здравствуйте ребята, меня зовут Маша. Я пришла к вам в гости. Я уже расту и у меня много-много вопросов, поможете мне ответить на них? (ответы детей).
— Отчего у мамочки
на щечках ямочки?
— Ребята, как вы думаете, от чего появляются ямочки? (ответы детей) Правильно, когда ваши мамочки улыбаются на щечках появляются ямочки. Давайте, улыбнемся Алеше и потрогаем свои ямочки на щечках. А что лежит в коробке? (Достаю кошечку).
Вместо ручек ножки?
— Ребята, как вы думаете почему? (ответы детей). Кошка – это животное, а животные все ходят на четырех лапах, им так удобнее.
Не растут на кроватке?
— А вы любите шоколадки? (ответы детей). А где вам покупают шоколадки? ( ответы детей). Правильно, в магазине! А на кроватке нужно спать. Дети, кто спит на кроватке? (ответы детей). Правильно, детки и наша Машенька, давайте положим Машеньку спать на кроватку?
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Машу не буди.
— Поспала наша Машенька, пора нам и дальше помогать Маше ответить на вопросы.
Волосы в сметане?
— Няня ела блинчики со сметаной и нечаянно измазала волосы.
(Кукла достает из коробку птичку)
— Отчего у птичек
— Детки, давайте объясним Маше, почему птички не носят рукавичек? (ответы детей). Правильно, у птичек нет ручек, у них есть крылья, которые покрыты перышками, поэтому им и без рукавичек не холодно.
(Кукла достает из коробки лягушку)
Спят без подушки?
— У лягушек нет кроваток, они спят на листочках, на травке. А где лежат подушки? (ответы детей). Правильно, подушки лежат на кроватках. А кто спит на подушках? (ответы детей). На подушках спят детки.
-Давайте теперь прочитаем стихотворение С. Черного «Приставалка»
— Ребята, на много вопросов мы с вами сегодня ответили? (дети отвечают)
— Так давайте тогда подумаем, почему стихотворение называется «Приставалка»? (ответы детей) потому что задает очень много вопросов. Правильно!