Пророк

Содержание стихотворения

По сюжету автор говорит о том, что есть в жизни высший идеал, который заключается в том, чтобы служить правде и, конечно же, справедливости. В самом начале своего стихотворения автор немного отступает от своих традиций и начинает свой сюжет совсем не так, как обычно. Это, скорее, похоже на какой-то спор или диалог, но на высоких интонациях. И вот теперь читатели оказываются свидетелями всего этого.

Автор повествует о том, что стоит преклоняться перед людьми, которые находят в себе силы для борьбы с несправедливостью, царящей в обществе. Несмотря на обстоятельства они ведут открытую, бесстрашную борьбу. И этому есть объяснение. Они стараются сделать свой народ свободным, а значит счастливым.

Интересный персонаж — святой подвижник, который защищает свой народ. И этот святой отрекается от всего хорошего, что ему может дать мир, чтобы стать жертвой, которая поможет спасти целый народ. И как бы подведя итог всему, поэт вводит в свой сюжет и Христа, который распят. Такой финал этого некрасовского стихотворения.

Анализ произведения «Пророк»

Николай Некрасов поставил в центр всех событий, тот поэтический дар, который нужен поэту не для создания личных материальных благ, а для служения народу. Сам поэт утверждает, что главная задача любой лирики – это служить свободе, добру, справедливости. И это должно быть целью каждого, кто обладает умением доносить людям свои мысли.

Интересно как сам автор стоит свое стихотворение. Прежде всего, зачин, который построен у него в виде спора с революционером, которого читатель не видит, и только может о нем догадываться. Причём читатель попадает сразу в разгар спора, что позволяет пофантазировать о его начале. А сам спор будто затягивает в суть проблемы с первых строк и держит до самого конца.

Пророк на земле – это сложное предназначение человека, требующее лучших качеств: жертвенности, возвышенности, бескорыстия. И автор показывает, что он может пойти двумя путями. Либо выбрать простые земные блага, либо отказаться от них и выбрать путь, во имя свободы. Дорога такого пророка будет трудной и очень сложной, ведь не так просто добиться справедливости в обществе.

Композиция «Пророка»

Композиционный замысел стихотворения — это спор, в виде диалога и отдельных реплик, между невидимыми собеседниками

Главных героев можно представить достаточно ярко, где один настроен достаточно осторожно, а второй вполне решительно. Это стих-рассуждение о благородной миссии, которая не всем доступна

Автор говорит о том, что таких революционеров в его стране, которые готовы жертвовать собой, не так уж и много, их единицы. Но, с другой стороны, они типичны и даже сам Некрасов может стать таким революционером. Философские раздумья автора приближают сюжет этого стихотворения к элегии. Кажется, что автор беседует с кем-то, но его собеседник невидим. Вскоре становится понятно, что обращается он к революционеру и говорит ему о том, что нужно быть осторожным. Это звучит, как упрек.

Некрасовский герой спорит со своим собеседником, и оказывается, что пророк все знает сам, он понимает какая опасность ждет его впереди, но все равно избирает этот путь. Он рассказывает своему собеседнику о том, что жизнь имеет смысл, если жить не для себя, а жить, и при необходимости умереть, для других.

По композиции и смысловой нагрузке, третья часть немного отделена от остальных. В ней оказывается, что революционер совсем не герой, а человек, который исполняет честно свою миссию. Писатель постоянно желает напомнить своему читателю о том, что смерть героя не может быть напрасной. Он её приносит в жертву ради свободы.

Стихотворение Н.А Некрасова «Пророк»

Борение
против зла силой поэтического слова казалась Некрасову малым по сравнению с
настоящей революционной борьбой. Поэтому высшую дань уважения отдавал поэт
людям, посвятившим жизнь такой борьбе. В связи с этим в творчестве Некрасова
особое место занимают идеальные образы революционеров, прототипами которых были
Белинский, Добролюбов и Чернышевский.

Так,
написанное в 1874 году стихотворение «Пророк» Некрасов посвящает Н.Г

Чернышевскому.
Сразу обращает на себя внимание название стихотворения. Традиционно в русской
классической литературе это слово употребляется по отношению к поэту (вспомним
хотя бы пушкинского «Пророка»)

Некрасов по-своему нарушает эту традицию,
признавая высшей ценностью жизни служение идеалом свободы, правды и
справедливости.

Начинается
стихотворение очень по-некрасовски. Мы как будто оказываемся свидетелями
продолжения начавшегося ранее разговора, может быть, даже спора. Первое же
возражение поэта подчеркивает сознательность выбора своего пути тем, кто «видит
невозможность. // Служить добру, не жертвуя собой». Тут же автор спешит
объяснить, откуда у таких людей брались силы для этой жертвы:

Но
любит он возвышенней и шире,

В
его душе нет помыслов мирских.

Причем
инверсия в первой строке придает особое звучание глаголу «любит», тем самым
подчеркивая силу любви того, перед кем поэт готов преклониться. А соединяя
несоединимое («смерть ему любезна»), автор, по сути, говорит об избранности
подобных людей, о непохожести их на всех остальных.

Сила
убежденности поэта в том, что он говорит, убежденности в своей правоте особенно
ощутима в анафорически начинающихся строчках:

Не
скажет он, что жизнь его нужна,

Не
скажет он, что гибель бесполезна …

А
многоточие в конце следующей строки («Его судьба давно ему ясна …»)
воспринимается явно неоднозначно. С одной стороны, эта наука могла быть вызвана
желанием автора остановиться, чтобы мысленным взором, безусловно, не в первый
раз окинуть пройденный «пророком» путь. С другой стороны, наука эта могла быть
необходимой поэту для того, чтобы перевести дыхание, справиться с нахлынувшими
на него чувствами в связи с неизбежностью этой участи.

Кстати,
следует сказать, что самые революционные стихотворения Некрасова освещены христианской
символикой. «Народный заступник» как бы уподобляется святому подвижнику,
отрекшемуся от «мирских наслаждений» и жертвующему собой во имя спасения
человечества. Образом распятого Христа завершается и стихотворение «Пророк», и
здесь мы не можем не почувствовать едва сдерживаемую скорбь поэта. Причем это
не только личные переживания автора, но и выражение чувств лучшей части
современников, преклоняющихся перед человеком, считавшим, что «умереть возможно
для других».

Содержание
поэтической речи автора определяет приподнятость, возвышенность интонации.
Прежде всего этому способствует высокая лексика: «жертвуя собой», «нет помыслов
мирских», «гибель», «судьба», «покамест не распяли», «но час придет». Думается,
не случайно в качестве стихотворного размера Некрасов предпочитает ямб. Это
самый популярный размер в русском классическом стихосложении, а встречающиеся в
каждой строке пропуски ударения придают поэтической речи характер серьезного
раздумья.

Известно,
что в свете возвышенного идеала революционера-борца собственный путь порой
казался поэту исполненным ошибок и нравственных падений. Несмотря на то, что с
Белинским, Добролюбовым, Чернышевским Некрасова связывала личная дружба, у него
до конца жизни не затихало в душе чувство вины за то, что он не разделил их
участи, не стал революционером в полном смысле этого слова. Вот и в
рассмотренном стихотворении поэт возносит своего «пророка» к недосягаемым
высотам, будучи уверен в том, что «Его послал бог Гнева и Печали // Рабами
земли наполнить о Христе».

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой реплику в диалоге, обращённую к невидимому собеседнику, который как будто упрекает революционера в неосторожности. Лирический герой спорит с оппонентом, доказывая ему, что пророк понимает опасность, но избирает свой путь

В размышления лирического героя включена мысль пророка, поданная как реплика. Она стала афоризмом. Эта мысль (нужно умереть для других, а не жить для себя) повторяется и в других стихотворениях Некрасова, посвящённых революционерам

Лирический герой спорит с оппонентом, доказывая ему, что пророк понимает опасность, но избирает свой путь. В размышления лирического героя включена мысль пророка, поданная как реплика. Она стала афоризмом. Эта мысль (нужно умереть для других, а не жить для себя) повторяется и в других стихотворениях Некрасова, посвящённых революционерам.

Последняя строфа отделена от остальных трёх композиционно. Она возводит борца за счастье народа в ранг не просто пророка, а мессии. Атеист Некрасов верил в лучшие качества человека, гуманизм стал своеобразной религией революционных демократов. Чернышевский писал об Иисусе, что с ним жаль расставаться, потому что он «благ и мил своей личностью, благой и любящий человечество». Отсюда и образ бога Гнева и Печали. Гнева из-за потери сильными мира сего («царями») человеческого облика, печали за всех угнетённых («рабов»).

Тема стихотворения – судьба борца за народное счастье, революционера.

Основная мысль: революционер, отдавший жизнь за народ, подобен Христу, умершему за человечество. Смерть героя не напрасна, о ней нужно помнить «рабам земли», которые благодаря этому стали свободными. Святая жизнь, отданная за правду, водворит её на земле. Но важнее взывать к рабам, чтобы они боролись за собственное достоинство и торжество справедливости, чем ждать милости от царей.

Анализ 2

Тема «Пророка» не нова, для литературы «Золотова века». К ней обращались и Пушкин и Лермонтов и Достоевский, Толстой и многие другие.

Стихотворение «Пророк» было впервые напечатано в 1877 году так же под псевдонимом. Первоначально последняя строка стиха где говорится о «Рабам земли напомнить…», должна была звучать по другому, «царям земли напомнить о Христе», из-за цензуры строку пришлось изменить. Не смотря на то что правление императора Александра Второго было более либеральное чем его отца Николая Первого.

Нужно заметить, что Некрасов не первый кто обратился к теме пророка, как уже было написано. За несколько десятилетий до этого в эпоху Николая Первого к этой теме обратился другой великий русский писатель Лермонтов. В его стихотворении поднималась проблема не понимания человека который возвышается интеллектуально над остальными. И эти остальные начинают его травлю, в результате чего он ушёл от людей в пустыню. Когда он иногда он идёт через город, люди показывают на него пальцами. Восклицая про себя, «Как он вообще посмел, выделятся!?», прохожие говорят детям, что бы те не выделялись, а то будут такими же худыми и чахлыми как этот пророк. «Как презирают все его!», — так заканчивает своё стихотворение Лермонтов. Он писал это стихотворение в пору когда уже не пользовался расположением петербургского общества.

«Пророк» есть такое стихотворение Пушкина А. С., серафим вкладывает в уста и душу героя мудрость, но сначала калечит его, затем к нему обращается Бог с призывам идти и проповедовать истину «глаголом жечь сердца людей!».

В своём стихотворении Некрасов пишет, что пророк забыл осторожность и ему следует беречься. Потому как люди не любят пророков

Он подчёркивает, что в борьбе за добро пророк может погибнуть. Сам пророк готов к смерти ради других. Некрасов пишет что такого человека который будет говорить правду людям, ждёт не завидная участь, могут распять как Христа.

Некрасов Н. А. великий русский писатель середины девятнадцатого столетия. Помимо сочинения произведений в прозе, Некрасов был ещё и поэт, руководил в Петербурге литературным кружком молодых писателей. Он оказал большое влияние на развитие русской литературы девятнадцатого столетия.

В своих произведениях и стихах Некрасов касался острых и неприятных социальных тем русской действительности тех лет. Среди острых проблем: русская женщина её несвобода (в то время), русское крестьянство (бесправное до реформы 1861 года), счастье «на Руси», о телесных наказаниях и т. д.

На молодого Некрасова обратил внимание великий русский писатель и литературовед В. А

Жуковский (друг Пушкина). Сначала Некрасов печатал свои произведение (особенно стихи) под псевдонимом «Н. Н.». Не только он один из русских писателей прибегал к псевдониму.

Анализ стихотворения Пророк по плану

Выразительные средства некрасовского сюжета

Основным образом некрасовского сюжета становится сам поэт и его невидимый собеседник, пророк. Автор изображает его таким смелым и открытым, что он сразу вызывает доверие. Читатель понимает, что именно этот человек готов пожертвовать всем, даже собственной жизнью, когда борется за то чтобы на его земле не было рабов. В своей жертвенности его лирический герой чем-то близок к Христу, к Библии. ✚Метафор. ✚Противопоставление. ✚Использование частиц. ✚Анафора. ✚Антитеза. ✚Старославянизмы. ✚Высокий стиль сюжета.

Все некрасовское произведение написано двухсложным размером – ямбом, но только пятистопным, традиционным. В тексте встречаются пиррихии, которые делают композицию этого произведения четкой, а рифмовку размеренной и четкой. Перекрестная рифма позволяет писателю создать более колоритный портрет революционера –пророка.

Анализ стихотворения «Пророк» Некрасова

В стихотворении «Пророк» (1874 г.) Некрасов по своему интерпретирует тему, заложенную великими поэтами. Автор видит роль и значение пророка, символизирующего творческую личность, в бескорыстном служении обществу. Воплощением такого идеального образа Некрасов считал Н. Чернышевского, которому и посвятил свое произведение.

Пророк у Пушкина только получает свой божественный дар. Он стремится воспользоваться им на благо всего мира. Лермонтовский пророк испытывает разочарование, так как его проповеди не встречают отклика в равнодушных сердцах людей. Это приводит его к вынужденному одиночеству. Пророк Некрасова отражает в себе изменения в российской жизни. Периодические издания и литература становятся мощным инструментом для воздействия на сознание людей. Литераторы действительно оказывают влияние на умонастроение в обществе. Роман Чернышевского «Что делать?» — очень слабое произведение в художественном плане. Но заложенные в нем идеи произвели небывалый эффект, который можно сравнить с духовной революцией. Огромное количество людей стали жить в соответствии с этими идеями. Поэтому Некрасов относится к Чернышевскому, как к современному пророку.

Сибирская ссылка превратила Чернышевского в мученика. Некрасов видит в этом пример самоотверженности. Чернышевский знал, что его произведения и статьи – источник опасности. Он сознательно шел к наказанию, считая, что обязан поведать людям о своих утопических идеях. Автор считает, что литератор принес огромную жертву ради блага всего человечества («умереть возможно для других»).

Чернышевский еще до ссылки постоянно находился в нищете. Он был настоящим аскетом, считая себя воином революции («нет помыслов мирских»). Поэтому он нисколько не дорожил собственной жизнью и давно был готов пострадать за свои идеи и хладнокровно принять смерть. Чернышевский считал, что даже его гибель принесет пользу, так как возбудит в людях сострадание к невинной жертве. Эти же мысли разделяет и Некрасов.

В финале произведения поэт проводит параллели между Чернышевским и Иисусом Христом. В наше время такое сравнение выглядит чересчур патетическим, но в тот непростой период многие революционеры думали так же. Некрасов считает, что несчастный каторжник в любом случае примет мученическую смерть и тем самым повторит судьбу сына Божьего, пострадавшего за все человечество. Чернышевский, подобно Христу, постоянно подвергался гонениям за правду. При этом он абсолютно не заботился о себе и стремился только ко всеобщему благу и справедливости.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: