«охота на жизнь». мысли после спектакля по рассказам василия шукшина

Василий шукшин охота жить анализ. нравственная проблематика рассказа в

Краткое содержание Шукшин Охота жить

Старый охотник Никитич ночует в избушке в тайге, вокруг ни души. В избу забредает молодой парень не из местных, во время разговора он признается, что бежит из заключения. Парень молод, красив, здоров, горяч и в предвкушении свободы, осталось лишь выбраться из глухой тайги.

В полночь, когда старик и парень улеглись, приходят на ночлег трое: местный милиционер и двое любителей поохотиться. Никитич не выдаёт беглеца.

Рано утром Никитич обнаруживает, что парень сбежал, прихватив с собой ружьё, единственную ценность старика. Охотник идет вслед за беглецом и догоняет его. Парень уже было собрался уходить с ружьем, которое старик ему одалживает на время. Но Никитич вдруг говорит парню, что среди спящих в избе людей милиционер. Беглец убивает удаляющегося старика выстрелом в спину, испугавшись, что тот его выдаст и продолжает свой путь.

Оцените произведение:

3.11

Голосов: 19 Читать краткое содержание Охота жить. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание » Охота жить» Шукшина

Шукшин Василий Макарович Произведение » Охота жить»

В произведении В. М.Шукшина «Охота жить» автор показывает читателю два противоположных человеческих характера. Центральные герои произведения — старик Никитич и молодой парень. Действие разворачивается в тайге. Старик Никитич, который с «малых лет таскался по тайге» иногда обитает в избушках, каких много вырублено по тайге. Так было и в этот раз. Нежилая, но уже согретая теплом сгорающих в печурке дров, она казалась давно обжитой. Никитич сидел и курил. Вдруг на улице «пошаркали лыжи», затем в дверь стукнули палкой. Осипший от мороза голос поинтересовался, можно ли войти. Никитич сразу понял: «Не охотник», потому что охотник не стал бы спрашивать, а сразу бы вошел. На пороге показался парень. У него не было оружья, и одет он был легко. Это еще раз подтвердило догадку Никитича. Пока парень отогревал руки, старик рассмотрел его. Парень был красив, но худ. Больше всего Никитича удивил взгляд — какой-то прямой и «стылый». Разговорились. Затем выпили. Парень много курил, ругал кого-то, упомянул даже Христа, а затем признался старику, что бежал из тюрьмы. Сказав это, снова посмотрел на старика своим «стылым» взглядом и поинтересовался, пойдет ли Никитич его сдавать. Никитич был удивлен: он и не думал о чем-то подобном. А парню сказал одно: «Поймают, надо было досидеть». Никитичу понравился парень, и было жаль его. Гость сказал старику, что ближайшие три дня пересидит у него, а потом будет двигаться к станции — благо документы уже есть. Вскоре он лег спать. Никитич сидел и курил, когда в дверь снова постучали. Парень проснулся, вскочил, схватил ружье Никитича. Старик еле его успокоил. Вошедших оказалось трое, и среди ни был начальник районной милиции. Те, кто явился вместе с ним, были приезжими. Милиционер Протокин, знающий Никитича, стал интересоваться — кто же это ночует в избушке кроме старика? Не раздумывая, старик сказал, что это — геолог, отставший от своих. Вскоре пришедшие тоже уснули. Никитич проснулся рано, «едва обозначилось в стене оконце». Парня рядом не было. Никитич чиркнул спичкой, и увидел: ни парня, ни фуфайки, ни ружья не было. Старику стало обидно и досадно. Он быстро оделся, взял ружье одного из спящих, и вышел. Свежая лыжня показывала направление, по которому ушел парень. Вскоре старик догнал его. И, зная дорогу, в одном месте Никитич свернул в лес: он хотел встретить парня лицом к лицу, «хотелось еще раз увидеть прекрасное лицо парня». Как только парень вышел из просеки, старик поднялся навстречу ему. С криком «руки вверх», Никитич направил в него ружье. В глазах парня отразился ужас. Никитич улыбнулся, а потом опустил ружье. Стал ругать парня за то, что тот украл ружье и фуфайку. Парень стал говорить, что не хотел будить старика, но Никитич не поверил. Тогда парень попросил продать ружье. Никитич отказался. Решили поступить по-другому. Парень мог взять ружье, но выйдя из тайги к селу, в котором жил Никитич, должен был отдать ружье в Крайнюю избу, куму Никитича. Парень и старик распрощались и пошли в разные стороны. Никитич уже прошел всю просеку, когда вдруг услышал звук, похожий на треск сука. В это же мгновение он почувствовал резкую боль и упал лицом в снег. Больше он ничего не услышал и не почувствовал, даже то, что с него сняли ружье и закидали снегом. И как сказали: «Так лучше, отец, надежней». Этими словами завершается произведение В. М.Шукшина «Охота жить».

Краткое содержание рассказа “Охота жить” Шукшина В. М

В тайге стоит избушка. В нее заходят на короткое время зимой охотники, такие как старик Никитич. Никитич сидит перед маленькой печуркой, курит трубку.

Никитич любит тайгу, особенно зимой, не боится одиночества, считает себя безраздельным хозяином большого белого царства. Неожиданно он слышит, как кто-то подъезжает к избушке на лыжах. В дверях показывается высокий красивый парень, проходит к печке, чтобы обогреться.

Никитич наметанным глазом сразу определяет, что парень – не охотник (у него нет ружья, подъехав к избушке он спросил, кто в

ней, как никогда не сделал бы охотник). Никитич начинает задавать парню вопросы. Парень неохотно отвечает, что он геолог, отстал от партии, просит у старика водки. Выпив, гость становится разговорчивей. На вопрос, что он ищет, парень отвечает: “Волю”.

Спустя некоторое время парень признается, что бежал из заключения, что больше всего ценит волю. Старик без опаски, сочувственно, замечает, что поступок этот “зряшный”, что теперь не прежние времена и беглеца все равно поймают. Парень рвется в город. Старик недоумевает, что так манит туда людей.

На месте парня Никитич бы вырыл в тайге землянку и отсиделся бы лет пять,

не стремился бы на верную погибель. Трое внуков Никитича тоже не могут жить без города, а приезжая в гости к деду, ходят в тайгу на охоту только из вежливости. Никитичу немного стыдно, что он ничем не может ублажить внуков, поскольку то, что он ценит больше всего на свете, им абсолютно не интересно.

Парень пьет еще, начинает скандалить. Никитич осаживает его: He поганься! Пустили тебя, как доброго человека, а ты лаяться начал. Обиделся – посадили! Значит, было за что… Я не поп, и здесь тебе не церква, чтобы злобой своей харкать. Здесь тайга: все одинаковые. Помни это.

Он любит жить красиво, наслаждаться, пить шампанское, рисковать, испытывать свою храбрость, терпеть не может святош.

Никитич говорит, что он сам себя святым не считает, поскольку с молодости за ним тянется тяжкий грех: он соблазнил дочь родителей-отшельников, у девушки родился ребенок, которого Никитич не воспитывал и теперь чувствует свою вину перед этим человеком. Ночью в дверь стучат.

Парень пугается, пытается сбежать, клянется, что если Никитич выдаст его, старику не поздоровится. Появляются Протокин, начальник районной милиции, и с ним еще двое спутников. Никитич не любит таких заезжих охотников – “только пошумят и уедут”. Старик представляет парня заблудившимся геологом. Протокин удивляется, что в милиции нет заявления о пропаже человека из геологической партии, но решает разобраться утром.

Сначала их разговор поддерживался лишь на том, что они разные по статусу. Если парень городской, а вот старик деревенский. И это автор подчеркивает несколько раз. Кроме этого старик не очень лестно отзывается о городских людях и высказывает это открыто. На самом деле Коля не такой уж простой человек как это могло показаться сначала. По тому, как он говорит и напевает тюремные мотивы, то можно подумать и предположить, что он сидел в тюрьме.

В произведении встречается огромное количество фраз, которые каждый из героев высказывает по-разному. Старик сразу же начинает задумываться о своем возрасте и вспоминать обо всем, что происходило в его жизни раньше. А вот парня больше всего на свете волнует совсем другое. Ему нравятся места, где живет старик, и он бы с радостью сам остался бы здесь жить навсегда. И тут Коля начинает постепенно обо всем рассказывать своему собеседнику.

Он рассказывает о своей жизни, которая у него есть сейчас. Что больше всего на свете ему не нравится, когда его чему-то учат или обучают. Ему нравилось учиться и работать в науке, но вот не всем это нравилось, и поэтому они постарались разными способами от него избавиться. Кроме этого он с самого начала видит в старике родного человека, который может стать его отцом. Здесь идет конфликт между молодым поколением и старым. Их характеры совершенно разными, да на многие вещи он смотрит по-разному. И это выясняется в том случае, когда на лето к нему в лес приезжают внуки, которым здесь нечем заняться, и они скучают и просятся домой. Когда Коля засыпает, старик начинает задумываться над тем, что в городе люди становятся совсем другими людьми. И многие вещи их могут подтолкнуть на преступления.

Проблема нравственности в рассказах В.М.Шукшина

В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. В своём творчестве он раскрывает многие проблемы, в том числе, нравственные.

Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. «В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.»(В.И.Даль).

Шукшин, в своём творчестве показывает различных героев: разного возраста, разного общественного положения, поставленных в разные ситуации. Они задумываются о добре и зле, о правде и лжи, о смысле жизни, о людях, окружающих их. Через них Шукшин показывает свой взгляд на мир, обхватывая все стороны жизни.

Шукшинские персонажи всегда действуют, согласно своей совести. В рассказе «Чудик» главный герой, увидев, что лежит потерянная кем-то денежная купюра, «бумажка», даже не подумал взять её себе, а сказал: «Хорошо живёте, граждане! У нас, например, такими бумажками не швыряются.» И потом очень радовался «как это у него легко, весело получилось». А только потом понял, что это были его деньги и постеснялся за ними вернуться. А в рассказе «Охота жить» Никитич, главный герой, даже после того, как парень его обманул, всё равно пытался ему помочь во вред себе. За свою отзывчивость и доброту он и поплатился. Не зря говорят: «Благими намерениями выложена дорога в ад».

Василий Макарович задумывался о смысле жизни. «По воскресеньям наваливалась особенная тоска. Какая-то нутряная, едкая… Максим физически чувствовал её, гадину…», — начинается рассказ «Верую». Максим не знал, что происходит у него в душе и, узнав, что к соседу приехал родственник поп, решил сходить к нему и узнать, что с ним происходит. Поп сказал ему : «Я хочу верить в вечность, в вечную огромную силу и в вечный порядок, который будет.» Мне кажется, что Шукшин этими словами выразил и свой взгляд на жизнь.

В рассказе «Мой зять украл машину дров» показана женщина, у которой есть навязчивое желание – засадить за решётку всех своих мужей и зятьёв. Сначала она засадила своего мужа и первого мужа дочери, а теперь пытается извести второго зятя. Я не понимаю, откуда у неё появилась такая злость на мужчин, может быть у неё был нехороший отец или неудачная первая любовь. Плохо то, что из-за одной озлобленной женщины страдают многие люди. А её дочь во всем с ней соглашается и пытается подражать, она постоянно прячется за маму. У неё нет собственной жизни. Такая злость на мир видна и в рассказе «Вечно недовольный Яковлев», где главный герой, Борис Яковлев, получает удовольствие только от драк и ссор. «Странная душа у Яковлева – витая какая-то: он, правда, возрадовался, что заговорили так… нервно, как по краешку пошли, он все бы и ходил вот так – по краешку.» Чем больше встречаешь таких людей, тем сложнее делается твоя жизнь.

Шукшину, как никому другому, удалось глубоко показать не только образ жизни различных людей, но и, с удивительной проницательностью, раскрыть моральный облик как негодяя, так и честного человека. Действительно, проза Василия Шукшина может служить своеобразным учебным пособием, которое учит избегать или не повторять многих ошибок.

Стилистические особенности

В рассказе важны детали. Старенькое ружьё Никитича, которое он любовно называет «ружьишко», не желая менять на несколько других, становится поводом для его убийства

Никитич, привыкший в тайге к осторожности в общении со зверем, теряет бдительность, общаясь с человеком, пропуская настораживающие мелочи и детали

При общении Никитич должен был заметить, что глаза парня иногда горят ясным, радостным блеском, в другое время остывают и становятся мёртвыми. Не придаёт значения Никитич и болтовне парня, который признаётся, что ищет скользкой, склизкой, как налим, доли.

Никитич на протяжении всей беседы наблюдает контраст между свирепым голосом, глазами, сверкавшими «зло и жутко»,  и «таким хорошим, таким прекрасным» бледным с бородкой лицом. Обычно наблюдательный, он не делает никаких выводов.

Неизвестно, чем бы закончилось общение Никитича и беглого заключённого, если бы старик не сказал невзначай, что в охотничьем домике спит начальник милиции. Этими словами он подписал себе смертный приговор и был убит для надёжности.

Весенний снег, в который преступник зарыл труп, не скроет следы преступления. Символична последняя деталь: солнце, от которого отворачивается убийца, и запах весны – запах жизни, которой он лишил другого человека ради своей.

  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина

  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина

  • «Калина красная», анализ повести Шукшина

  • «Критики», анализ рассказа Шукшина

  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина

  • «Обида», анализ рассказа Шукшина

  • «Миль пардон, мадам!», анализ рассказа Шукшина

  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина

  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина

  • «Одни», анализ рассказа Шукшина

  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина

  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина

  • «Горе», анализ рассказа Шукшина

  • «Верую!», анализ рассказа Шукшина

  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина

По произведению: «Охота жить»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Герои рассказа

Никитич, житель таёжной деревни, с малых лет таскался по тайге и любил её. Ему нравилось бродить в одиночестве, так он чувствовал себя свободным. Старик гордится своим умением выжить в тайге один со спичками и зарядами и презирает городских за их беспомощность.

Никитич живёт по законам тайги, но это не звериные законы, а законы милосердия. Например, охотник рассуждает о том, что нельзя убивать самок с детёнышами. Парня Никитич тоже жалеет. Узнав, что тот убежал из заключения, старик думает о его отце и матери и как будто ставит себя на их место. Парень обращается к нему «отец» и сравнивает заботу о нём Никитича с материнской.

Старый охотник волнуется о том, чтобы парень не пропал без ружья в тайге. Он не боится преступника: «За убивство тебя бог накажет, не люди».

Никитич — человек с нормальной системой ценностей, который не делает зла осознанно. Он открывает гостю, как совершил в молодости плохой поступок, соблазнив девушку из семьи верующих (кержаков) и зачав с ней ребёнка, хотя у самого была жена. Никитич раскаивается в этом поступке и считает его единственным сделанным им злом.

Может быть, именно из-за раскаяния Никитич помогает парню: он не лицемер и понимает, что истина порой неопределима.

Никитич хороший человек и о других думает хорошо. Именно поэтому он доверяет преступнику, несмотря на его беспринципность, ведь Коля украл ружьишко и кисет с табаком, не подумав, как Никитич обойдётся без них в тайге.

Парня, позже назвавшегося Колей, который приходит в избушку, Никитич принимает за «иолога» (геолога), который отстал от своих. Как человек наблюдательный, Никитич подмечает, что парень здоровый, но руки у него не рабочие и он не охотник. Старику нравится «молодой, сильный, красивый» парень. Никитич отмечает его сходство с учителем, нездешний «рассейский» выговор и золотые зубы.

Парень открывает, что его зовут Коля, что был он агентом по снабжению, а ещё учёным, доцентом, и писал научную работу о борьбе с колорадским жуком. Таким образом Шукшин подчёркивает «вредность» героя.

Постепенно поведение парня меняется. Он начинает говорить «крепко, зло и напористо» и следит в окно, будто ищет кого-то (читатель догадывается, чего он опасается). В беседе проявляется основная черта героя – эгоцентризм. Жизнь и волю он воспринимает как женщин, которых нужно покорить, завоевать. Символический смысл жизни для Коли – «огни большого города», который предназначен для него одного.

Коля говорит, что не боится смерти, но это не совсем так: он не боится чужой смерти. Этот человек не имеет никаких моральных принципов, его тошнит от боженьки и он возмущается лицемерием святош: «Нету на земле святых».

Парень производит впечатление «безнадёжно избитого судьбой человека». В рассказе не происходит перерождения героя-преступника.

Сочинение по рассказу Шукшина В.М. «Охота жить»

В рассказе «Охота жить» В.М. Шукшин проявляет себя как подлинный мастер создания психологической характеристики героя.

В произведении противопоставлены два героя: старик Ни­китич, одиноко живущий в тайге, и городской парень, похожий на учителя или геолога, который заходит к нему в избушку на огонек. Чуть позже он называется Колей-профессором.

С самого начала произведения диалог этих двух героев воспринимается как разговор деревенского жителя с горожанином. В.М. Шукшин постоянно это подчеркивает. Реплики Никитича перемежаются авторскими ми об отношении старика к горожанам. Кроме того, целым рядом намеков В.М.

Ключевую для понимания рассказа фразу «Охота жить» герои тоже понимают по-разному. Никитич в этой связи дума­ет о возрасте. Он часто вспоминает ушедшую молодость, ко­гда на девушек заглядывался. А Коля ту жизнь с ее простыми радостями и близостью к природе, которую Никитич ведет в тайге, жизнью даже не считает.

Коля рассказывает Никитичу о своих жизненных ценностях. Так возникает в произведении символический образ огней в большом городе — символ кра­сивой, безоглядной жизни с музыкой, шампанским и сигаре­тами. Коля не признает бога, ненавидит, когда его учат жить. Сам он когда-то занимался наукой.

Потом работал агентом по снабжению, по культурным связям с зарубежными странами.

С самого начала парень называет Никитича отцом. И это не просто дань народной традиции.

Конфликт между Колей и Никитичем — это не только конфликт между городским жи­телем и человеком, живущим в близости к природе, но и кон­фликт между старшим поколением и молодежью, ищущей легкой судьбы.

Не случайно Шукшин подчеркивает, что внуки Никитича тоже живут в городе, а когда приезжают к нему ле­том погостить, то им скучно.

Уложив парня спать, старик долго рассуждает о городе и приходит к выводу, что городская жизнь развращает людей, а желание форсить и шиковать подталкивает их к преступле­нию. «Сожрет он вас, город, с костями вместе», — делает вы­вод Никитич.

Даже узнав о том, что парень сбежал из тюрьмы, старик не выдает его милиции. Он действует согласно своему нравствен­ному кодексу.

Он привык брать от жизни все, что ему надо, при этом не согласовывая свои планы с другими людьми.

Анализ произведения «Охота жить» В.М. Шукшин



Совсем недавно мне довелось познакомиться с прекрасным рассказом Василия Макаровича Шукшина под названием «Ох жить», который был написан в тысяча девятьсот шестьдесят шестом году.

Главным героем данного произведения является старый бывалый охотник Никитич, пребывающий в лесном домике посреди глубокого леса- в тайге. В эту срубленную избушку к Никитичу неожиданно заходит странник, желающий отдохнуть и перевести дух в доме Никитича. Герой его радушно принимает и угощает салом и водкой, но удивляется, что тот по тайге ходит без всякого оружия. На что путник отвечает старику, что со всем справится, ведь ему жить охота.

Мужчины постепенно разговорились, и Никитич узнал, что странник сбежал из тюрьмы, что он городской и жить ему не просто охота, он хочет взять жизнь за горло, получив от нее все, что ему пожелается. Никитича такой взгляд на вещи сильно удивил и не обрадовал вовсе. Ночью в избушку стучатся трое охотников, один из которых Протокин- начальник местного полицейского участка. Вновь пришедшие остаются в избе спать, а Протокин спрашивает, что же это за человек, про прибившегося к Никитичу беглеца. Старик прикрывает его, назвав отставшим от группы геологом.

На утро, проснувшись, Никитич не обнаруживает дома ни молодого странника, ни своего ружья. Прихватив ружье полицейского, он отправляется по следам, оставленным беглым преступником. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Найдя его, угрожая, Никитич требует вернуть ружье, однако, проникнувшись сочувствием, разрешает дойти беглецу с ружьем до своего кума и тому оставить его. Но стоило только повернуться старику спиной к мужчине, как тот выстрелил в него, сказав, что так надежней будет.

Мне особо не понравился данный рассказ Василия Шукшина. В нем он описывает отдельный и не самый приятный тип людей- приспособленцев, которые, чтобы выжить самим, пойдут по головам и не побрезгуют прибегнуть даже к убийству. Герой этого произведения, бежавший из тюрьмы, видит целью своей жизни лишь получать блага, которые он не хочет самостоятельно зарабатывать. Он решил, что ему должна эта жизнь, а не он ей. Шукшин дает своему читателю урок, что нужно быть осторожней с людьми и не приспосабливаться к жизни недостойными методами, а добиваться того, что доступно, дозволенными путями.

Полезный материал по теме:

  1. «Чудик» В.М.Шукшин
  2. «Волки» В.М.Шукшин
  3. «Сапожки» В.М.Шукшин
  4. «Срезал» В.М.Шукшин
  5. «Мастер» В.М. Шукшин

Стихи Асадова, трогающие до глубины души

Проникновенные стихи Эдуарда Асадова трогают любителей поэзии своей искренностью и душевностью. Поэт в своих стихах обращается к таким человеческим качествам, как добро, справедливость, благородство. Они просты и понятны, проникают прямо в душу.

***

Ты прекрасная, нежная женщина, Но бываешь сильнее мужчин. Тот, кому ты судьбой обещана, На всю жизнь для тебя один.

Он найдет тебя, неповторимую, Или, может, уже нашел. На руках унесет любимую, В мир, где будет вдвоем хорошо.

Ты сильна красотой и женственна И лежит твой путь далеко. Но я знаю, моя божественная, Как бывает тебе нелегко.

Тают льдинки обид колючие От улыбки и нежных слов. Лишь бы не было в жизни случая, Когда милый предать готов.

Назначеньем своим высокая, Дочь, подруга, невеста, жена, Невозможно постичь это многое, Где разгадка порой не нужна.

А нужны глаз озера чистые И твой добрый и светлый смех.

***

Как легко обидеть человека! Взял и бросил фразу злее перца. А потом порой не хватит века, Чтоб вернуть обиженное сердце!

***

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих Зависит не только твое настроенье, Но тысячу раз настроенье других.

***

Враги всегда активнее друзей. Не потому ль нам кажется извечно, Что подлых и завистливых людей Намного больше на планете сей, Чем прямодушных, честных и сердечных.

***

Что счастье дано тебе не навек, Не надо сетовать, человек. Когда бы нам счастье навек давалось, Оно бы буднями называлось.

***

Когда на лице твоем холод и скука, Когда ты живешь в раздраженье и споре, Ты даже не знаешь, какая ты мука, И даже не знаешь, какое ты горе.

Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье, А в сердце и свет, и любовь, и участье, Ты даже не знаешь, какая ты песня, И даже не знаешь, какое ты счастье!

***

Сутки. Это мало или много? Как кому! Для творческих людей, Полных дел и всяческих идей, Сутки — это краткая дорога.

У лентяев — всё наоборот: Сутки — бесконечность расстояний. Для лентяев сутки — это год, Сто пустот, желаний и зеваний.

Жить ли век, воюя и любя, Иль от праздной пошлости томиться, Всё это зависит от тебя, А точнее, от жизненных позиций!

***

— Ты меня не любишь! — молвила жена. Муж в ответ присвистнул: — Вот тебе и на!!! Если твой характер столько лет терплю… Можешь быть спокойна, дьявольски люблю!!!

Василий Шукшин «Охота жить»

Сортировка: по дате | по рейтингу

| по оценке

pitiriman

, 8 марта 2014 г.

Этот рассказ напомнил мне «Восьмой побег» Астафьева. В обоих случаях умудрённый жизненным опытом старик встречается один на один в лесной глуши с беглым заключенным.

«Восьмой побег» написан в 1965 году, «Охота жить» — позднее, может быть, именно после прочтения «Восьмого побега». Если это так было, то, вполне возможно, что Шукшин противопоставляет свой рассказ Астафьевскому.

Астафьев – фронтовик, прошедший страшную войну, видевший тысячи смертей, в своих произведениях о мирной жизни, мне кажется, чересчур идеализирует людей, видит в них больше хорошего и верит в то, что человека всегда можно исправить. Рассказ Шукшина — жестокий, более реалистичный. Ему верю больше.

vesnyshka

, 20 марта 2021 г.

Тайга, в избушке у камелька греется старик Никитич. Вечером в дверь стучится заплутавший городской парень Николай, который, как окажется впоследствии, сбежал из мест не столь отдалённых.

И читатель тоже проникается сочувствием к парню и глубокой симпатией к несколько наивному, и по-народному мудрому старику. Но эта наивность и доверчивость подвела Никитича.

Я до последнего эпизода верила в то, что охота жить будет проявляется только в позитивном ключе, и вместе с Никитичем желала Николаю поскорее выбраться и начать новую жизнь, хотя ведь нигде не было предпосылок к тому, что он хороший человек. Это было лишь впечатление человека из тайги и мастерство писателя.

Но я так поверила в это, что разочарование в людях в конце рассказа заставило меня несколько раз перечитать концовку. Мне не хотелось верить в то, что произошло, но Шукшин-реалист, и изобразил, мастерски изобразил, историю о том, как человек ради спасения своей жизни может пойти абсолютно на всё, к сожалению.

AndrewBV

, 2 октября 2014 г.

Вольно или невольно, Василий Макарович Шукшин своим рассказом «Охота жить» полностью повторил сюжет произведения другого мастера слова, русского писателя Алексея Павловича Чапыгина «Бегун».

Так случилось, что «Бегуна» я прочел раньше, чем «Охота жить» и мне это сходство рассказов бросилось в глаза чуть ли не с первых строк.

Насколько я помню, Чапыгин своего «Бегуна» написал и опубликовал еще до Октябрьской революции, поэтому весь антураж в рассказе — соответствующий,

Спойлер (раскрытие сюжета)

(кликните по нему, чтобы увидеть)бегун, собственно, бежит с каторги, находит его не лесник, как у Шукшина, а отшельник-схимник, и убивает своего благодетеля каторжник «в награду» за спасение, кров и обогрев не из ружья… Но в остальном все совпадает. Даже финал открытый. Насчет плагиата, кстати, я не уверен, после 1917 года рассказ Чапыгина печатался всего один раз в сборнике «Белый скит», к тому времени Шукшин уже умер. Так что здесь, скорее всего имело место, «творческое совпадение».

К чему я это? К тому, что оба автора по-разному, мне кажется, решают вопрос своего личного отношения к героям. Ранний Шукшин своего героя где-то по-есенински даже лелеет, как бы адвокатирует его перед читателем, да убийца, рецидивист-беглец, но вот можно попытаться не казнить сразу вот так сплеча, а войти в положение, боже упаси, наказать надо, но вот подумайте, насколько сильно надо…

Добру «охота жить» не меньше, чем злу.

Подписаться на отзывы о произведении

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: