«прощай, оружие!»

Краткое содержание «прощай, оружие!»: герои, тема. роман эрнеста хемингуэя

«Прощай, оружие!»: герои

По-видимому, скоро начнутся бои, а до тех пор Генри от скуки ухаживает за медсестрой. Постепенно лейтенант влюбляется в добрую и красивую девушку. Но война есть война, им предстоит разлука.

В бою Фредерика ранят в ноги и увозят в больницу, куда неожиданно направляют и Кэтрин. Постепенно главный герой понимает, что он не создан для войны. Он хочет жить, есть, спать с любимой женщиной. Так можно в пару строк уместить краткое содержание.

«Прощай, оружие!» Хемингуэя тем не менее о гораздо большем — о человеческом достоинстве и отвращении автора к войне, ко всякому виду насилия.

Главному герою романа Генри в голову лезут разные невеселые мысли вроде того, что война ломает одних людей, а других делает сильнее. Но тех, кто не хочет ломаться, убивают, всегда убивают лучших, добрых, нежных и храбрых — без разбора.

Он решает, что для него и Кэтрин война закончилась, и они дезертируют в Швейцарию. С большим трудом им удается попасть в эту страну. Все лето и осень они живут в Монтре в деревянном домике около сосен. Они счастливы, живут мечтами о счастливой будущей жизни, постоянно беседуют и гуляют. О войне они узнают из газет, и она им кажется такой далекой…

Кэтрин беременна, и есть вероятность, что роды будут тяжелыми. Счастье обрывается так же внезапно. Роды проходят тяжело, ей делают кесарево сечение, но уже поздно. В конце романа все заканчивается смертью. Кэтрин и малыш умирают, Генри остается один…

7. Система образов произведения.

Фредерик Генри — американец, доброволец на фронте империалистической войны. У него нет определённых политических убеждений, но война ненавистна ему. Фредерик ощущает её жестокость и нелепость, особенно — в свете расцветшей среди крови и страданий любви. Его дезертирство — индивидуалистический протест, отказ жертвовать собой во имя отвлечённых лозунгов и чужих интересов.

Кэтрин Баркли — медсестра, англичанка, жених которой погиб. Она становится возлюбленной главного героя. Это образ бескорыстной женщины, которая готова следовать за любимым человеком на любых условиях, не думая о своих интересах.

Ринальди — военный врач.

Фергюссон — медсестра, подруга Кэтрин. Она не верит в счастливый исход любви на войне. Война определила трагичность её мировосприятия.

Капеллан — полковой священник, у которого добрые отношения с Фредериком. Военные посмеиваются и зубоскалят над священником, только Фредерик не принимает в этом участия. Главный герой, как и его собратья по оружию, далёк от веры и живёт в мире богооставленном, но беседы с капелланом, образ этого кроткого человека что-то пробуждают в душе его.

Герои

Критики не раз отмечали, что в романе «Прощай, оружие!» показана своего рода предыстория главного героя произведения «Фиеста». Джек Варне – представитель так называемого потерянного поколения. Лейтенанта Генри охарактеризовать так однозначно нельзя. Его образ в романе даётся в динамике.

Читатель видит его в процессе накопления впечатлений, воспитания чувств. В книге происходит изменение его жизненных позиций. В начале романа это человек циничный, убежденный в том, что не способен на глубокую привязанности. А потому менее уязвим. В главах, которые повествуют о швейцарском периоде, он уже предстаёт в почти романтичном образе.

После Первой мировой войны в мире было создано множество антивоенных романов. Но, в отличие от общей массы подобных произведений, у Хемингуэя история главного героя неразрывно связана с историей героини. В характере Кэтрин есть тоже динамика, хотя она и не совпадает с динамикой главного героя.

История любви Фредерика и Кэтрин составляет первую сюжетную линию романа. Война – вторую. Но события на фронте в произведении, конечно, не служат простым фоном. Война нанесла сокрушительный удар по иллюзиям о всеобщем благополучии. Она породила социальное явление, которое принято называть «потерянным поколением».

Читателям неизвестно, что произойдет дальше с Генри. Но можно предположить, что он станет одним из тех, о ком позже писал Хемингуэй и другие писатели, например Ремарк. В мирной жизни Фредерик навсегда останется «лишним человеком».

«Прощай, оружие!»: герои

По-видимому, скоро начнутся бои, а до тех пор Генри от скуки ухаживает за медсестрой. Постепенно лейтенант влюбляется в добрую и красивую девушку. Но война есть война, им предстоит разлука.

В бою Фредерика ранят в ноги и увозят в больницу, куда неожиданно направляют и Кэтрин. Постепенно главный герой понимает, что он не создан для войны. Он хочет жить, есть, спать с любимой женщиной. Так можно в пару строк уместить краткое содержание.

«Прощай, оружие!» Хемингуэя тем не менее о гораздо большем — о человеческом достоинстве и отвращении автора к войне, ко всякому виду насилия.

Главному герою романа Генри в голову лезут разные невеселые мысли вроде того, что война ломает одних людей, а других делает сильнее. Но тех, кто не хочет ломаться, убивают, всегда убивают лучших, добрых, нежных и храбрых — без разбора.

Он решает, что для него и Кэтрин война закончилась, и они дезертируют в Швейцарию. С большим трудом им удается попасть в эту страну. Все лето и осень они живут в Монтре в деревянном домике около сосен. Они счастливы, живут мечтами о счастливой будущей жизни, постоянно беседуют и гуляют. О войне они узнают из газет, и она им кажется такой далекой…

Кэтрин беременна, и есть вероятность, что роды будут тяжелыми. Счастье обрывается так же внезапно. Роды проходят тяжело, ей делают кесарево сечение, но уже поздно. В конце романа все заканчивается смертью. Кэтрин и малыш умирают, Генри остается один…

Книга вторая

В американском госпитале Генри оказывается первым больным. Заведующая мисс Ван-Кампен не нравится Генри, а он, в свою очередь, не нравится ей. Поначалу за Генри ухаживает мисс Гейдж и старая мисс Уокер, затем приезжает Кэтрин. Как только герой видит её, то сразу же понимает: он влюблён!

Генри делают рентген. Консилиум из трёх врачей говорит, что нужно подождать полгода прежде, чем можно будет оперировать колено. Главный герой просит вызвать другого, более опытного врача, и тот предлагает провести операцию немедленно. В госпитале Генри начинает спать с Кэтрин.

Перед операцией Кэтрин обещает Генри дать всё, что он захочет. Она считает, что это позволит ему не думать о других женщинах. Операция проходит успешно. Кэтрин постоянно вызывается дежурить по ночам и проводит их с Генри. Днём они обмениваются записками через подругу девушки Эллен Фергюсон.

Летом Генри с Кэтрин гуляют по парку, обедают в ресторанах, ходят на скачки с друзьями. Они наслаждаются любовью, но жениться не планируют, боясь, что тогда их разлучат. К сентябрю Генри поправляется. Ему дают отпуск на три недели. Кэтрин сообщает, что она ждёт ребёнка. Будущим родителям не удаётся провести отпуск вместе, так как Генри поражает желтуха. Мисс Ван-Кампен обвиняет героя в том, что он нарочно много пил, чтобы заболеть и остаться в тылу.

Последний вечер перед отъездом Генри проводит с Кэтрин в отеле, после чего в переполненном поезде отправляется на фронт.

Книга вторая

В американском госпитале Генри оказывается первым больным. Заведующая мисс Ван-Кампен не нравится Генри, а он, в свою очередь, не нравится ей. Поначалу за Генри ухаживает мисс Гейдж и старая мисс Уокер, затем приезжает Кэтрин. Как только герой видит её, то сразу же понимает: он влюблён!

Генри делают рентген. Консилиум из трёх врачей говорит, что нужно подождать полгода прежде, чем можно будет оперировать колено. Главный герой просит вызвать другого, более опытного врача, и тот предлагает провести операцию немедленно. В госпитале Генри начинает спать с Кэтрин.

Перед операцией Кэтрин обещает Генри дать всё, что он захочет. Она считает, что это позволит ему не думать о других женщинах. Операция проходит успешно. Кэтрин постоянно вызывается дежурить по ночам и проводит их с Генри. Днём они обмениваются записками через подругу девушки Эллен Фергюсон.

Летом Генри с Кэтрин гуляют по парку, обедают в ресторанах, ходят на скачки с друзьями. Они наслаждаются любовью, но жениться не планируют, боясь, что тогда их разлучат. К сентябрю Генри поправляется. Ему дают отпуск на три недели. Кэтрин сообщает, что она ждёт ребёнка. Будущим родителям не удаётся провести отпуск вместе, так как Генри поражает желтуха. Мисс Ван-Кампен обвиняет героя в том, что он нарочно много пил, чтобы заболеть и остаться в тылу.

Последний вечер перед отъездом Генри проводит с Кэтрин в отеле, после чего в переполненном поезде отправляется на фронт.

Главные герои романа «Прощай, оружие!» Кэтрин и Фредерик

С максимальной полнотой и мощью смысл книги раскрывается, конечно, в образах ее основных героев. Как известно, сюжетная сердцевина произведения —довольно быстро развивающийся роман сестры милосердия Баркли с офицером Генри. Хемингуэй превосходно отдавал себе отчет в том, сколько пошлости может быть заключено в подобной ситуации.

Величие произведения, однако, не в последнюю очередь заключается в том, что в любви основных героев, запечатленной главным образом в подтексте, нет ни грана пошлости, что эта любовь поистине прекрасна. С каждой новой главой книги облик Кэтрин вырастает все выше. Хемингуэй создал образ женщины необычайного обаяния.

Кэтрин Баркли

Небезынтересно, что там, где идет речь о внешнем облике героини, автор с какой-то подчеркнутой небрежностью вкладывает в уста Генри почти одни и те же, не очень выразительные слова.

В этом есть свой смысл. Ведь основное в Кэтрин — красота внутренняя: 

  • верное сердце, 
  • способность беззаветно любить, 
  • самоотверженная преданность. 

Не лукавя и не стараясь уберечь себя от возможной обиды, она первая выдает свои чувства. А в конце книги умирающая Кэтрин тревожится только о возлюбленном:

Героиня романа — это отнюдь не некий символ патриархальной чистоты чувств, утверждающий себя вне фактических условий жизни, в чисто «духовной» сфере, а реальная женщина из плоти и крови. Кстати, считается, что у главной героини романа был реальный прототип. Это медсестра Агнес фон Куровски, за которой Хемингуэй ухаживал, когда сам лежал в госпитале. Собственно, сам роман до определённой степени автобиографичен.

Агнес фон Куровски в Милане в 1918 году

Американское буржуазное литературоведение нередко придерживается на сей счет совсем других взглядов. Распространено убеждение, что образ Кэтрин нереален или что героиня романа похоже на киплинговских женщин, являющихся воплощением («влияние востока!») слепой готовности подчиняться мужчине, а значит и отказа от своего «я». Иногда Кэтрин сравнивают с женскими персонажами Купера, которые несколько бесцветны.

Все это неоправданно. Спору нет, Кэтрин удивительно мягка, ласкова, терпелива, заботлива. Но у нее есть собственный ум, собственный внутренний мир. Она духовно богатый человек. Вчитываясь в роман, находишь в нем все больше свидетельств того, сколько понимания, деликатности и мужества проявляет Кэтрин с самых первых встреч с Фредериком, когда она угадывает фальшь в его любовных признаниях  и до конца, когда она с такой мудростью и силой души встречает смерть.

Фредерик Генри

Образ Фредерика Генри еще более интересен и сложен. Была в этом человеке приобретенная в ходе войны мужская хитрость. Ласковые слова Кэтрин в начале их знакомства вызывали у него только предположение, что она, должно быть, слегка помешанная. Признаваясь ей в любви, Генри сначала сознательно лжет. Но в романе убедительно показано, как к герою приходит настоящая любовь — впервые в его жизни.

Писателю, такому сдержанному в воспроизведении высоких чувств и явлений жизни, как Хемингуэй, чужда была, конечно, опасная для литератора «инфляция слов». В романе «Прощай, оружие!» сила любви запечатлена в очень простых в даже как будто избитых словах. У иных писателей замечания о том, что у их героев «кружилась голова» от любви или вид возлюбленной вызывал «волнение», воспринимались бы как крайне трафаретные, стертые формы выражения чувств.

Хемингуэй в Милане в 1918 году

Хемингуэй возвращает подобным словам их первоначальный, истинный смысл. Писатель очень точно характеризует физическое состояние своих персонажей, и тут же возникает определенный лирический подтекст, неоспоримо реальный, становящийся достоянием любого серьезного читателя. 

В результате чувства героев «заражают» и нас, а все произведение пронизывает неуходящая, негаснущая поэтичность. «Прощай, оружие!», как уже было сказано, — антивоенный роман (и разговор об этом будет продолжен). Но сейчас нужно отметить и другое: книга Хемингуэя — одно из величайших, самых искренних и убедительных произведений о любви в мировой литературе ХХ века.

Добавим, что писатель заставляет нас почувствовать в Генри достойного человека ещё и потому, что редкостное доверие к нему подчиненных, неизменная готовность Генри помогать окружающим, не считаясь с буквой военных правил, его инстинктивный демократизм —  все это порождает живую симпатию читателя.

Тактично Хемингуэй показал, что даже тогда, когда его герой далеко не полностью разделял антивоенные настроения шоферов, они не боялись раскрыть перед ним всю глубину своей враждебности войне.

Пилотка медбрата, принадлежащая Хемингуэю

Швейцария

Бармен находит для Фредерика лодку. Они решают бежать в Швейцарию. План срабатывает. Несколько месяцев главные персонажи («Прощай, оружие!») проводят в Монтрё, в большом деревянном домике. Кругом сосны и горы. И кажется, что войны никогда не было. Счастье заканчивается в тот день, когда у Кэтрин начинаются схватки. При родах умирает ребёнок. Мать погибает от потери крови. Так печально заканчивается роман «Прощай, оружие!», сюжет которого мы изложили. Герой книги не обрел счастья даже вдали от войны.

После публикации книги «Прощай, оружие!» Эрнесту Хемингуэю не раз говорили, что она получилась слишком трагической. Но писатель полагал, что жизнь — это и есть сплошная трагедия. Ведь ее исход предрешен.

Книга третья

Майор рассказывает Генри, что во время его отсутствия было очень скверно из-за тяжёлых боёв. Ринальди рад возвращению друга, пусть тот и превратился в более рассудительного человека. За ужином Ринальди напивается. Майор сообщает Генри, что тот много работал в последние месяцы и решил, что у него сифилис. После ужина главный герой разговаривает со священником. Последний считает, что война скоро кончится.

Генри едет в Баинзиццу. Австрийская армия прорывает северный фронт. Итальянцы отступают. Генри вместе с шофёрами в начале движутся по главному шоссе, затем сворачивают на просёлочную дорогу. В поле машины застревают. Генри с шофёрами идут пешком в сторону Удине. На главном шоссе они видят брошенные машины, крестьянские повозки и взорванный мост. Переправляясь по железнодорожному мосту, Генри наблюдает штабную немецкую машину, затем мимо героев проезжает немецкая велосипедная рота. Одного из шоферов убивают засевшие в кустарниках итальянцы, один уходит сдаваться в плен. Генри с последним шофёром добираются до своих. Главного героя забирает полевая жандармерия. Итальянские карабинеры расстреливают всех офицеров, отбившихся от своих полков. Генри бежит, прыгает в реку и уплывает, схватившись одной рукой за бревно. Он плывёт всю ночь, утром сушится и идёт дальше один. Чтобы быстрее добраться до Милана, Генри запрыгивает в поезд и прячется среди накрытых брезентом орудий. Для Генри война кончилась. Он думает только о том, как будет жить дальше с Кэтрин.

В Милане

До того как Генри получил ранение и попал в миланский госпиталь, он и не знал, что способен любить. Неожиданно для себя он вдруг с большим нетерпением ждет Кэтрин. Лишь только она заходит в палату, лейтенант понимает, что он ее любит. Между ними завязывается роман. Вскоре Фредерик уже может передвигаться на костылях. С Кэтрин он проводит много времени. Почти каждый день они отправляются в парк, и все чаще проводят вместе ночи.

Они считают себя мужем и женой. Но Кэтрин против заключения брака – в таком случае ей придется уехать. Девушку посещают предчувствия, что с ней произойдёт нечто страшное.

Проходит несколько месяцев. Генри должен вернуться в часть. Однако он чувствует, что Кэтрин от него что-то скрывает. Наконец-то ему удается добиться от нее правды: девушка уже три месяца как беременна.

Книга пятая

Генри с Кэтрин поселяются в маленьком домике в Монтре. Они много читают и играют в карты. Им хорошо вдвоём. Кэтрин всё ещё не соглашается на брак, но теперь – из-за большого живота. Снег выпадает за три дня до Рождества. Зимой Генри с Кэтрин гуляют и наслаждаются семейным счастьем. Весной дожди размывают округу и герои перебираются в город. Кэтрин рожает мёртвого мальчика, а потом умирает от сильного кровотечения.

Роман Э. Хемингуэя с говорящим названием «Прощай, оружие» – это еще одна попытка осмыслить настоящую бессмысленность всех войн. И хотя тут речь идет о вполне конкретном и крупном противостояние в истории ХХ века – Первой Мировой, однако те мысли и выводы, к которым придет главный герой, касаются каждого вооруженного конфликта, каким бы крупным он ни был.

Центральный персонаж романа – американский доброволец Фредерик Генри, человек, который пошел на фронт только из чувства собственного долга. Он воюет на стороне Италии, в санитарных войсках. Начало произведения застает его в то время, когда на фронте все тихо, противники собираются с силами, а простые солдаты и офицеры просто проводят время, играя в карты и посещая местные бордели. Недалеко находится английский госпиталь, и однажды туда прибывает молодая и очень красивая медсестра по имени Кэтрин. У нее недавно произошла трагедия: погиб жених, сражаясь за Францию. Девушка производит очень странное впечатление. Она тоскует и постоянно сожалеет о том, что любимый не успел стать ее мужем. Тогда бы, говорит Кэтрин, он перед смертью получил бы чуть больше счастья.

Генри же скучно. И отчасти из-за возникшей симпатии, отчасти для того, чтобы как-то избавиться от давящего ожидания наступления, молодой человек начинает ухаживать за хорошенькой медсестрой. Тут же он обнаруживает, что у девушки, видимо, не все в порядке с головой. Она как-то не адекватно реагирует на его попытки завевать ее сердце. Сначала Кэтрин сердится и гневно дает ему пощечину из-за простого поцелуя, а через какое-то время сама кидается в его объятия. Да, молодая женщина странна. Но это так утомительно – просто ждать боя, да и лучше уж быть с нею, чем ходить по борделям. В общем, так рассуждает главный герой. И на таких основаниях завязывается их полевой роман.

Страницы произведения пытаются анализировать что такое любовь, и какова она перед лицом возможной гибели. Но пока еще никакого чувства нет, Генри более рассудителен и циничен, чем влюблен. Только вот когда их запланированное свидание по ряду причин не происходит, он чувствует какую-то пустоту внутри себя. Разобраться с этим герой просто не успевает.

А все потому, что враг идет в наступление. И в этом бою Генри получает очень серьезное ранение в ноги. Пока он сражаться больше не может, и молодого бойца отправляют в Миланский госпиталь. Но до этого, находясь в полевом лазарете, герой сталкивается с самой ужасной стороной войны – развороченные внутренние органы, кровь, тошнотворный запах гниющей плоти и смерть… И в этот момент к нему приходит священник.

Пытаясь разобраться в душе молодого бойца, духовный настоятель понимает, что тот никогда и никого не любил, что его душа закрыта для этого чувства, и данный факт страшен уже сам по себе. Священник обещает: он будет верить и молиться, чтобы Генри хотя бы раз полюбил по-настоящему. И как бы невзначай бросает: мол, ту самую медсестру, вроде бы Кэтрин Баркли, тоже направляют в Милан.

Анализ романа «Прощай, оружие!»

В романе «Прощай, оружие!» есть такое, что на взгляд не очень внимательного и недостаточно тонкого читателя может как будто бы укрепить его именно в этом впечатлении, о котором говорят его критики. Автор снова и снова заставляет нас поверить, что им воспроизведены чуть ли не со скрупулезностью репортера лишь такие явления жизни, которые доподлинно имели место. Если возникает речь о какой-нибудь прогулке героев, то их маршрут запечатлевается с документальной обстоятельностью. 

К числу самых впечатляющих эпизодов романа принадлежат те, в которых описана страшная, мучительная смерть на поле брани таких прекрасных, умных и близких герою книги людей, как шоферы Аймо и Пассини. В конечном счете «Прощай, оружие!» — роман о всенародной трагедии. Уже самым фактом показа красоты, достоинства и величия того в жизни человека, что война калечит, разрушает, сводит на нет, Хемингуэй придал своей книге мощь и значение произведения огромной социальной ценности.

Буржуазные критики в США иногда говорят об «антиинтеллектуализме» Хемингуэя, о том, что якобы в его творчестве нет идей и нет героев, способных иметь идеи. Существует суждение, сводящееся к тому, что будто бы в романе «Прощай, оружие!» запечатлен лишь личный опыт писателя, пережившего серьезную травму на войне и трансформировавшего собственные болезненные переживания на поле брани и в военных госпиталях в повествование о «травматическом» характере войны.

Подобные рассуждения неверны уже потому, что они обедняют духовный облик художника, мешая читателю осознать всю глубину идейного содержания романа. Верно, что в ранней молодости Хемингуэй после недолгих размышлений попал, подобно лейтенанту Генри, на итальянский фронт и был тяжело ранен. Что и говорить, это оказало на него немалое влияние. Но нельзя забывать о том, что ранение будущего писателя (в 1918 году) и период его работы над романом «Прощай, оружие!» отделены одно от другого целым десятилетнем. А за эти годы Хемингуэй прошел большой путь раздумий.

Внутренний мир героев и их поступки

К тому же в романе много рассказывается об испытанных людьми мучительных страданиях, об актах насильственной смерти, о проявленной героями физической выносливости. С другой стороны, Хемингуэй крайне редко берет на себя задачу подробно описывать то, что называют внутренним миром героев

Внимание читателя как бы сосредоточено все время на поступках действующих лиц, на происходящих с ними событиях — тем более, что персонажи книги выражают свои мысли и чувства необычайно кратко, скупо, зачастую одними и теми же словами

На самом деле, в своей книге «Прощай, оружие!» автор сказал гораздо больше, чем может показаться читателям или критикам, склонным воспринимать творчество Хемингуэя односторонне, узко. Романист описал не одни лишь события, случившиеся с его героями, но и раскрыл тончайшие движения их души; он не просто запечатлел акты насилия и жестокости, но и выявил их неоправданность, осудил их; показал — добавим — не столько внешний облик Фредерика и Кэтрин, сколько богатое содержание, неповторимую прелесть их любящих сердец.

Кадр из х/ф «Прощай, оружие!», 1957 г.

Ирония в романе «Прощай, оружие!»

И здесь надо обратить внимание на огромную роль, которую играет в романе ироническое начало. Широкое применение Хемингуэем иронии, по большей части весьма основательно запрятанной, требующей от читателя творческой активности, вполне оправдано в романе

Ведь идейная (наряду с этим художественная) специфика книги «Прощай, оружие!» заключается как раз в постоянном выявлении фальшивого в якобы истинном, низменного в будто бы возвышенном. Писатель сбрасывает с пьедестала (по большой мере именно с помощью иронии) многих лжебогов, веру в справедливость и священные цели Первой мировой войны, убеждение в том, что солдаты данного лагеря (в противовес своим противникам на поле брани) якобы защищают достойное дело, борются за свободу и вообще воплощают всевозможные политические в моральные добродетели.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: