Анализ стихотворения заболоцкого журавли

Анализ стихотворений н. заболоцкого «журавли», «лебедь в зоопарке»

«Журавли» Н.Заболоцкий

«Журавли» Николай Заболоцкий

Вылетев из Африки в апреле К берегам отеческой земли, Длинным треугольником летели, Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья Через весь широкий небосвод, Вел вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ.

Но когда под крыльями блеснуло Озеро, прозрачное насквозь, Черное зияющее дуло Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в сердце птичье, Быстрый пламень вспыхнул и погас, И частица дивного величья С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя, Обняли холодную волну, И, рыданью горестному вторя, Журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила, В искупленье собственного зла Им природа снова возвратила То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье, Волю непреклонную к борьбе — Все, что от былого поколенья Переходит, молодость, к тебе.

А вожак в рубашке из металла Погружался медленно на дно, И заря над ним образовала Золотого зарева пятно.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Журавли»

В творчестве Николая Заблоцкого довольно много произведений, которые посвящены родной природе, но при этом имеют глубокий философский и житейский смысл. К ним, в частности, относится стихотворение «Журавли», которое поэт написал в 1948 году, став очевидцем одного трагического события. Сюжет этого произведения вполне обычен и для наших реалий, однако в трактовке Заблоцкого обретает совершенно другую психологическую и эмоциональную окраску. Речь идет о стае журавлей, которые возвращаются на родину из далекой Африки. Стройный журавлиный клин «вел вожак в долину изобилья». Однако когда под крылом блеснуло знакомое озеро, «черное зияющее дуло из кустов навстречу поднялось». Прозвучавший выстрел лишил стаю гордого вожака, « и частица дивного величья с высоты обрушилась на нас».

Описывая падение подстреленной птицы в холодную апрельскую воду, автор использует метафору «два больших горя», с помощью которой характеризует журавлиные крылья. При этом оставшиеся журавли рванули в небо, «рыданью горестному вторя». Таким образом поэт наделяет обычных птиц настоящими человеческими чувствами, считая, что они так же, как и люди, могут ощущать горесть утраты, душевную боль, обиду и, возможно, ненависть к тем, кто разбил их безмятежную жизнь, прервав полет вожака.

Николай Заболоцкий убежден, что только природа может вернуть этим гордым птицам вернуть то, что отнял у них человек – «гордый дух, высокое стремленье, волю непреклонную к борьбе». Ведь после гибели вожака журавлиные стаи нередко распадаются и многие птицы погибают. Однако, передавая те чувства, которые испытывают осиротевшие журавли, автор проводит параллель с людьми, утверждая, что все самые лучшие качества, которые есть в человеке, он получает в дар от прошлых поколений. Поэтому они не исчезают бесследно, но могут быть запрятаны глубоко в душе тех, кто перенес личную трагедию и потерял веру в справедливость, счастье и достойную жизнь.

Поверженный птичий вожак – еще один яркий пример аллегории, к которой прибегает поэт. Ведь человеческий мир устроен почти так же, как и животный. Поэтому если тот, кто способен объединить людей и повести их за собой, внезапно погибает, воцаряются хаос и смута. Правда, в отличие от птиц, люди помнят и чтят своих героев, слагая о них легенды и возводя памятники. А для журавлиного вожака последней данью уважения и памяти является «золотого зарева пятно» — солнечный заказ, напоминающий о том, что жизнь быстротечна.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»

Произведение 1948 г. обладает статусом программного и входит в школьный курс литературы, однако в свое время стихотворение было настороженно встречено собратьями по цеху. Заболоцкого критиковали за неточность характеристик: его лирический субъект называет птицу животным, да еще приписывает ей склонность мечтать. Главная причина, смутившая окололитературную братию, кроется в другом. Музыкальное, намеренно архаичное звучание текста было пугающе непривычным для советской критики.

Следуя классическим канонам возвышенного слога, автор избирает для лексемы «лебедь» женский род. Подобное решение несет особенный смысл: оно апеллирует к пушкинским строкам о белой лебеди, известным с детских лет. Аллюзии поддерживаются рядом перифраз, содержание которых соотносит центральный образ с прекрасной девой.

Описывая внешний облик птицы, поэт не скупится на живописные, подчеркнуто декоративные детали. Изящная головка «шелковиста», а белое оперение метафорически отождествляется с мантией. Автор задействует лексику, которая указывает на мерцающее сияние, исходящее от персонажа. Сверкают и глаза, уподобленные драгоценным камням. Грациозная фигурка напоминает статуэтку – изваянную в камне волну, устремленную к небу.

Обозначая собственные впечатления, лирический субъект использует характеристику «диво» – слово с праславянскими корнями. Оно нередко встречается в тексте сказок, и не только народных: достаточно вспомнить упомянутое выше пушкинское произведение. Лексема «диво» фигурирует в зачине и финале, однокоренное прилагательное употребляется в качестве эпитета, определяющего блеск глаз-аметистов.

Лебедь плавает на парковом пруду. Водоем сделан искусственным путем, однако здесь нет препятствий, мешающих свободному передвижению. Интересно, что далее по тексту автор обращается к лексеме «залив». Семантически неравноценная замена вызвана стремлением подчеркнуть естественный характер среды, в которой обитает гордая птица.

Изображение пространства, окружающего героиню, подготавливает появление основной антитезы: одинокая лебедь противостоит несвободному миру, наполненному неблагозвучными скрежетанием и скрипом. Урбанистическую составляющую дополняют овеществленные образы неподвижных животных в клетках: они прикреплены рядом с норами, как детали.

Финальный эпизод сообщает о причастности задумчивой героини-лебеди к тайнам поэтического творчества, которое мыслится как продолжение классических традиций.

Николай ЗаболоцкийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Николай Заболоцкий — Лебедь в зоопарке: Стих

Красавица, дева, дикарка — Высокая лебедь плывёт — и вижу удивительную птицу с изящно изогнутой шеей, её белоснежный наряд. Лебедь похожа на царевну. Но это изваянье движется. Звуки этого слова встречаются во многих словах. Создаётся картина незаметного передвижения, тишины, покоя.

Но во второй части стихотворения слышу шум, гул. Глаголы помогают понять трагическое положение этих зверей, которые обречены сидеть в клетке. Сказочным миром называет поэт зоопарк — место содержания диких животных.

Природу здесь демонстрируют. Она — макет, образец. Рядом с лебедью находятся птицы и звери, вовсе не совместимые по месту обитания. Попугай — птица тропическая, а олень — животное, которое живёт на севере. Но здесь, в искусственном парке, они рядом. Таким образом, и лебедь, и попугаи, и олени становятся тоже искусственными. Они где-то куплены, откуда-то привезены и здесь помещены. Такая красота не может по-настоящему радовать душу человека, вызывать возвышенные чувства!

Люди, посещающие зоопарк, могут видеть, какие бывают животные, как они выглядят. Но понять мир животных, их повадки, можно только в условиях дикой природы. Я невольно вспоминаю сказку Г. Чудесная птица своим пением так покорила императора, что он решил поместить её у себя во дворце. Получилось: птица в клетке. На свободе она пела так восхитительно, что, заслушиваясь ею, бедный рыбак произносил: «Господи, как хорошо!

Слёзы так и текут у меня из глаз, а на душе становится так радостно! Так и люди, поместившие животных в зоопарке, не задумываются, что они запирают красоту в клетку. Лишь у немногих вызывают они жалость. Так что же такое живая природа, живая музыка, настоящие чувства? Для чего они? Размышляя над произведением Н. Заболоцкого, я прихожу к выводу, что живая природа помогает человеку очистить душу, смотреть на мир светлыми глазами, любить жизнь. Эта мысль возвращает меня к началу стихотворения благодаря кольцевой композиции.

Использование перекрёстной рифмы парка—вод—дикарка—плывёт вместе с поэтическими образами, выразительными средствами языка создают гармонию взаимоотношений природы и человека. Лебедь в стихотворении Заболоцкого — воплощение красоты. И тут же — дикарка. Как это понять? Царственная, но застенчивая лебедь плавает по краю искусственных вод, не желая общаться ни с кем в зоопарке: ни с истошно кричащими попугаями, ни со зверями, которые сидят в отдалении.

Пушкин, и Н. Заболоцкий применили устаревшую поэтическую форму женского рода, подчёркивающую сказочность, поэтичность образа. Образ лебеди-красавицы создаётся множеством поэтических средств.

Все эти средства создают не просто красивый, а царственный образ лебедя, как бы приподнятого над миром. Как же поэту удаётся нарисовать эту простую, но полную прелести картину плавающей белоснежной дивы по краю искусственных вод? Прежде всего — благодаря точному подбору слов.

Николай Заболоцкий использует слова с конкретным лексическим содержанием, что особенно заметно на примере имён существительных, тем самым создаётся впечатление реальности происходящего. Так с образом неба в тему земного мира, мира человеческой души входит тема вечности, бытия. Может быть, автор, глядя на лебедя в зоопарке, вспомнил о предании, где говорится о том, что души поэтов после смерти превращаются в лебедей.

Точно подбирая слова, изобразительно-выразительные средства — показывает картину земного мира, в звуках — передаёт музыку мироздания, ощущая себя частицей этих миров. Крылья всегда соотносятся с представлением высоты, возможности свободного полёта.

Лебедь, плывя по заливу, не собирается лететь, но весь прекрасный облик поэтичен, он воплощает в себе красоту мира и духовную, поэтическую высоту. Лира — символ высокой поэзии. Во второй части стихотворения представлен контрастный образ мира за пределами красоты и гармонии.

Этот контраст передаётся звуковым строем следующей же, пятой строфы: Скрежещут над парком трамваи,.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: