«Деревня»
В стихотворениях поэта, которые он посвятил природе, можно отметить не только особенность восприятия красоты автором, но и его жизненные позиции и взгляды. Здесь особенно хорошо прослеживается его вольнолюбие и патриотизм.
Хорошим доказательством этого служит его стихотворение «Деревня». В нем автор показывает читателю неяркую, но пленительную и захватывающую природу средней полосы России. Описывая деревенские пейзажи, он показывает свою настоящую любовь к родному дому – России. Он очень любит народ, обычный, простой, который безустанно продолжает трудиться на этих просторах.
Полностью погрузившись в эту умиротворенную картину сельского пейзажа, лирическому герою удается отдохнуть от всей суеты, царящей вокруг в его повседневной жизни. Именно в этом произведении хорошо видно любовь автора к своде, которую он ценил больше всего в жизни.
Если сделать вывод исходя из пейзажной лирики автора, то можно сказать, что он сумел донести до читателя весь тот волшебный мир природы, который наполнен очаровательными звуками. Благодаря близости к природе, человек начинает ценить свою Родину, свободу, его мысли становятся более мудрыми, а душа милосерднее.
«Вновь я посетил…»
Стихотворение «Вновь я посетил…» было написано 26 сентября 1835 года. Над ним автор трудился не один день, поскольку существует несколько черновиков данного произведения. Оно было написано тогда. Когда автор переживал не лучший момент своей жизни. Спустя продолжительный срок, он вновь попал в столь родное ему Михайловское. В первую очередь он надеется отдохнуть здесь морально и привести в порядок свои мысли. Его даже посещают мысли навсегда перебраться жить в Михайловское, где планирует посвятить себя полностью творческой деятельности.
Относится данное произведение к философской лирики, поскольку наполнено воспоминаниями и размышлениями поэта.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что великий поэт очень сильно любил природу России. Ценил и оберегал её. Он являлась своеобразной музой, поскольку умела вдохновить творца на создание новых шедевров.
Александр Сергеевич Пушкин – стихи о природе
Мир природы не обошел стороной ни одного поэта или писателя. Вот и в творчестве Александра Сергеевича природа занимает особое место. В каждом из своих стихотворений он, так или иначе, затрагивал тему природы. Александр Сергеевич относится к тем поэтам, для кого окружающая среда значила очень много. Природа успокаивала его, вдохновляла, вселяла надежду, а так же наводила на размышления. Все это хорошо прослеживается во всем творческом пути поэта. Он умел её не только видеть, но и чувствовать, понимать.
Окунаясь в изучение прекрасных стихотворений поэта, мы переносимся в неповторимый мир пушкинской лирики. Ему удается перенести читателя к морю, показать ему высоты Кавказа, или вовсе отправиться на прогулку в деревню. Сам же он частенько отправлялся на прогулку по зимней дороге, наслаждаясь таким приятным звоном колокольчика.
Анализ стихотворения «Клеветникам России» Александра Пушкина
Общеизвестна свободолюбивая позиция Пушкина и его, мягко говоря, незавидный статус среди русского высшего общества. Опасный вольнодумец на протяжении всей сознательной жизни находился на подозрении у царской власти. В связи с этим особый интерес вызывает стихотворение «Клеветникам России» (1831 г.), написанное Пушкиным по поводу польского восстания 1830 г. Характерно, что данное произведение вызвало критические высказывания в среде либерального дворянства.
Великого поэта трудно заподозрить в стремлении угодить российскому императору. Несомненно, что произведение «Клеветникам России» было написано им под влиянием искреннего чувства негодования. Оно обращено к французским публицистам, развернувшим активную кампанию в поддержку польского восстания и резко осуждавшим военное вмешательство России.
Прежде всего Пушкин считает иностранное вмешательство совершенно недопустимым. Он рассматривает русско-польские отношения как сугубо «домашний, старый спор» между двумя славянскими народами. Обращаясь к истории, поэт указывает, что военные столкновения русских с поляками уходят корнями в глубокую древность. Пушкин ни в коей мере не признает безусловного права России на господство. На протяжении веков военные успехи попеременно переходили от одного народа к другому. Упоминая Кремль и Прагу, поэт напрямую отсылает оппонентов к польской интервенции 1610-1612 гг. и ко взятию Суворовым в 1794 г. предместья Варшавы.
Пушкин делает предположение, что гнев французов проистекает из поражения Наполеона. Наводивший на всю Европу ужас великий полководец с позором бежал из России, бросив остатки своей армии на произвол судьбы. Поэт уверен, что только благодаря отсталой (!) России европейские страны сбросили иго тирании и вновь обрели «вольность, честь и мир».
Перед лицом иностранных обвинений Пушкин даже готов поддержать своего императора («иль русского царя уже бессильно слово?») в отстаивании русских интересов. Несмотря на негативное отношение к царской абсолютной власти, поэт всегда уверен в готовности русских людей встать на защиту своего Отечества. История богата примерами попыток завоевания России, неизменно заканчивающихся торжеством русского оружия. Особенно грозно звучит последнее предупреждения автора о том, что любому агрессору всегда найдется «место… в полях России».
Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Журнал о политике, экономике, русском языке
Волшебный край! Очей отрада!
Стихи Пушкина про природу для 5-6 классов
Туча
Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождём.
Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.
Волшебный край! Очей отрада!
…Волшебный край! Очей отрада! Всё живо там: холмы, леса, Янтарь и яхонт винограда, Долин приютная краса, И струй и тополей прохлада… Всё чувство путника манит, Когда, в час утра безмятежный, В горах, дорогою прибрежной Привычный конь его бежит, И зеленеющая влага Пред ним и блещет и шумит Вокруг утесов Аю-дага…
Простите, верные дубравы!
Простите, верные дубравы! Прости, беспечный мир полей, И легкокрылые забавы Столь быстро улетевших дней.
Прости, Тригорское, где радость Меня встречала столько раз! На то ль узнал я вашу сладость, Чтоб навсегда покинуть вас?
От вас беру воспоминанье, А сердце оставляю вам. Быть может (сладкое мечтанье!), Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды, На скат тригорского холма, Поклонник дружеской свободы, Веселья, граций и ума.
Как быстро в поле, вкруг открытом…
Как быстро в поле, вкруг открытом, Подкован вновь, мой конь бежит! Как звонко под его копытом Земля промерзлая звучит! Полезен русскому здоровью Наш укрепительный мороз: Ланиты, ярче вешних роз, Играют холодом и кровью. —— Печальны лес и дол завялый, Проглянет день — и уж темно, И, будто путник запоздалый, Стучится буря к нам в окно… 1828 г.
Редеет облаков летучая гряда…
Редеет облаков летучая гряда. Звезда печальная, вечерняя звезда! Твой луч осеребрил увядшие равнины, И дремлющий залив, и черных скал вершины. Люблю твой слабый свет в небесной вышине; Он думы разбудил, уснувшие во мне: Я помню твой восход, знакомое светило, Над мирною страной, где всё для сердца мило, Где стройны тополя в долинах вознеслись, Где дремлет нежный мирт и темный кипарис, И сладостно шумят полуденные волны. Там некогда в горах, сердечной думы полный, Над морем я влачил задумчивую лень, Когда на хижины сходила ночи тень… 1820 г.
Сосна и река
Возле долины журча, Река протекала глубокая. Над рекой, верхушку склоня, Стояла сосна одинокая.
Веселые дни проходили В беседе с журчащей водой. Они в ней себе находили Веселый отрадный покой.
Зимою сосна засыпала, Река покрывалась льдом, И вьюга сосну обсыпала Сугробами снега кругом.
А чуть лишь весна наступала, Сосна просыпалась вдруг. Оковы река разрывала И разливалась вокруг.
Долина, водой залитая, Реку представляла широкую, И блеском солнца река залитая Окружала сосну одинокую.
Сосна от воды подгнивала, И с каждым ей днем становилось хуже. В долине вода пропадала, Река становилась уже.
Вода вся в долине пропала И в блеске полном явилась весна. Подгнившая сильно сосна В глубокую речку упала
Анализ стихотворения Пушкина «Простите, верные дубравы!..»
Закончив Лицей, молодой поэт отправился в псковское имение матери, где провел чуть более месяца. К этому времени относится знакомство Пушкина с П. А. Осиповой, владелицей соседнего Тригорского. Стихотворение, датированное серединой августа 1817 г., автор оставил в альбоме своей новой знакомой, женщины начитанной, рассудительной и хозяйственной. Посвященный ей текст появился накануне отъезда автора в столицу. Преданная и деликатная подруга, Прасковья Александровна на всю жизнь сохранила добрые отношения с Пушкиным. Особенно ценной была поддержка, оказанная поэту Осиповыми-Вульф в годы михайловской ссылки.
Зачин указывает на ведущую тему произведения, подчеркнутую анафорой, – прощание лирического героя с прошлым, веселым временем «легкокрылых забав». Теплые приятельские отношения и отдых в дружеском кругу – добрые впечатления субъект речи связывает с конкретным топонимом, Тригорским, распространяя личное отношение на пейзажные образы. Дубравы характеризуются необычным эпитетом «верные», а бескрайнее пространство полей воспринимается как бесконечный и беззаботный мир. Обращаясь к обеим природным деталям, герой возводит их в статус лирического адресата.
Продолжая взволнованную речь, поэт обращается к обобщенному образу, построенному на метонимии: его героя, навещающего соседнюю усадьбу, встречает радость. Художественный прием служит для обозначения радушного приема, оказанного искренними и доброжелательными обитателями близлежащего имения.
Подытоживая пережитое, автор облекает радостные впечатления в форму афоризма. Беспечным отдыхом завершается период взросления. Оставшийся в прошлом этап жизни дорог герою – эта мысль передается синекдохой. Здесь, среди зеленых псковских просторов, остается сердце лирического «я».
В финальной части герой озвучивает мечту: он надеется вновь оказаться в идеализированном художественном пространстве. Ряд пейзажных образов начинается с метафоры, уподобляющей верхушки разросшихся лип строительному перекрытию. Иносказание, связывающее природные объекты и архитектурные сооружения, оживляет семантику словосочетания «скат холма».
Стихотворение заканчивается лаконичной самохарактеристикой, которая одновременно выполняет роль завуалированного комплимента. Сторонник искренних отношений, ценитель красоты и ума восторгается достоинствами, которыми обладают владельцы Тригорского.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑
Клеветникам России. А.С. Пушкин
Светла_я . это стихотворение не просто так написано. Клеветникам России (стр. 339). Стихи обращены к депутатам французской палаты и к французским журналистам, демонстративно выражавшим сочувствие польскому восстанию и призывавшим к вооруженному вмешательству в русско-польские военные действия. «Озлобленная Европа нападает покамест на Россию не оружием, но ежедневной, бешеной клеветою. — Конституционные правительства хотят мира, а молодые поколения, волнуемые журналами, требуют войны» (черновой текст письма к Бенкендорфу, написанный около 21 июля 1831 г. — подлинник на французском языке; см. Акад. изд. Собр. соч. Пушкина, т. XIV, стр. 183). (Ср. письмо от 10 ноября 1836 г. к Н. Б. Голицыну — т. 10.)
В автографе стихотворения был эпиграф: «Vox et praetera nihil» 1).
Народные витии — члены французской палаты депутатов — Лафайет, Моген и др.
Оставьте: это спор славян между собою. ср. письмо к Вяземскому от 1 июня 1831 г. (т. 9).
Сии кровавые скрижали — многовековая борьба украинского казачества и крестьянства с шляхетской Польшей, а также польская интервенция 1610—1611 гг. когда польские войска были в Москве и горел Кремль.
Прага — древнее варшавское предместье на правом берегу Вислы — связана с событиями 1794 г. когда Варшава была взята Суворовым.
на развалинах пылающей Москвы // Мы не признали наглой воли // Того, под кем дрожали вы — то есть Наполеона.
Измаильский штык — намек на взятие турецкой крепости Измаил войсками Суворова в 1790 г.
1) Звук и больше ничего (лат.).
Я и восхищена, но говорю о том, что нам надо менять свою роль. Отношение к себе не как к тем, кого ненавидят, а как к тем, у кого учатся мужеству, свободе, самобытности. Просто учатся. Это пока в мыслях начать так думать — потом станет явью, со временем. И тогда все станет спокойно, нас будут почитать с уважением. Европа ли, иль просто все.
Действительно в тему дня. А то со всех сторон советами и критикой «задолбали». Я стараюсь не читать эти встречные нападки друг на друга. Информационная война сильна как никогда. Главное — мой родной Севастополь. где я учился, женился, родил сына, где столько моих друзей, снова российский город! Исправлена, наконец, историческая несправедливость лишения Юга России. за который столько пролито крови, столько было войн. И пусть говорят. И читают Пушкина!
Хорошо сказал Пушкин. На сотни лет!
П У Ш К И Н С К А Я «О С Е Н Ь»
Родители рыдают в Интернете, Что Пушкин устарел, учитель строг И требует, чтоб выучили дети Стихи, где восемь устаревших строк. «Очей очарованье» устарело, Зимы угрозы – устаревший слог, Вся эта дряхлость лезет озверело Из Пушкина – и сносит потолок!
А детям не способны их родители Очей очарованье объяснить, Словцо «багрец» (хотите, не хотите ли. ) Не вдето в память, как в иголку нить. Кому нужны такие муки ада, Зачем учить такое барахло. Детей болванить Пушкиным не надо, Его тысячелетье истекло!
И в ужасе от «вещего Олега», Где «вещий» – от вестей, не от вещей, Родительская требует телега От Пушкина избавить, он – Кащей! Какое там «очей очарованье», Когда забыты смыслы этих слов, И новое теперь образованье, А пушкинская «Осень» – для козлов.
Очей очарованье – дважды «оч» В начале слов, и это – смыслозвуки, И очень Пушкин. Ваши сын и дочь Теперь не будут с Пушкиным в разлуке,
Он даст билет им вечный, проездной – Туда, где очи не равны глазам с ресницами, И ставку очную нельзя назвать глазной, И очевидцы не зовутся глазовидцами.
Очнись, родитель возмущённый, твой словарь – Не очень Пушкин. Это в детях поправимо, Когда целует Пушкин их букварь И шлёт подарки, пролетая мимо.
Подарки Пушкина, который нас любил, И целовал, и никогда не бросит. Теперь успешный, правильный дебил Детей от Пушкина избавить срочно просит.
Очей очарованье – наш пароль, Гражданство речи, Пушкин – наш король И соль земли, природной силы соль. Где соль утратит силу – нет природы, Которая – не роль и не гастроль.
Поэтому так пресны переводы Произведений Пушкина. Изволь Перевести крупицу этой соли, – Себе натрёшь ты мастерства мозоли, Прихлопнув насмерть эту соль, как моль!
А мы – солёные, и в нас растворена Крупица Пушкина, с младенческого сна, Когда отец и мать читают сказки, Отнюдь не пресные. И соль земли, она, Даёт нам речь в голосовые связки, –
Так русской речи пушкинская соль Купает нас в младенческой нирване. И в самый худший день, в кровавой бане, – Кто с нами. С нами Пушкин – наш король, И наш пароль – очей очарованье.
с «Персонального сайта Ю.М.»
«Осень»
Природные явления словно оживают в поэзии Пушкина. Автор описывает все времена года как невероятные, идеальные явления, но любимым временем года Александра Сергеевича является осень. Он без ума от безупречной картины увядающей природы, которая навевает на него грустные размышления. Одним из самых прекрасных произведений об осени в лирике Александра Сергеевича можно выделить стихотворение «Осень». Именно в нем очень хорошо видно отношение автора ко всем временам года, а особенно к осенней поре.
Он очень необычно и неординарно воспринимает природу. Теплоту и уют навевают на читателя строчки, который автор посвятил знойному лету:
В нем видно, что поэт не особо любит лето. Но и перед весной он не испытывает такого трепета, как многие другие поэты, которые считали весну одним из самых прекрасных времен года. Его сердце полностью принадлежало осени.
Лишь осень пробуждает в поэте вдохновение и желание творить. Она порождает в его богатейшем воображении новые рифмы, навевает образы, звуки и мечты.
«Зимнее утро»
Если углубиться в чтение данных строк, то представление моментально рисует тихий и спокойный вечер. Особенно хорошо это видно на контрасте бушующей за окном вьюги. Камин, который горит нутрии здания, навевает воспоминания о тихих зимних вечерах, а так же о сказках и песнях, которые читались маленькому Сашеньке дорогим и любимым человеком.
Но природа очень изменчива, поэтому утром и следа не остается от вечерней вьюги и непогоды. Это хорошо видно в стихотворении «Зимнее утро».
Но, не смотря на все приятные воспоминания, тепло камина и морозные узоры на окнах, автор всем сердцем любил осень. Он с любовью описывает все многообразие красок, раскрывает всю прелесть природы в период её увядания. Казалось бы, листья опадают, приближаются холода, и все навевает тоску, но Пушкин сумел разглядеть именно в это время года всю красоту и очарование природы.
Примеры в прозе
Пушкин в своих повестях (в частности, в «Дубровском») мастерски передавал атмосферу происходящего, а также характерные черты отдельных героев при помощи описания природы. Рассказы о помещичьих имениях обязательно сопровождаются наблюдениями о красоте деревьев и растительности вокруг. Примером могут служить следующие выдержки из повести:
- Село Покровское, принадлежащее Троекурову — «Рядом с богатым и красивым имением вытекала широкая речка и извивалась между холмами; на одном из них под густой зеленью рощи возвышалась каменная церковь и колокольня».
- Имение Дубровского — «Налево от бедного дома отца располагалась берёзовая роща, которая была посажена, казалось, ещё совсем недавно. Молодые берёзки выросли и теперь стали высокими деревьями с широкими ветвями».
- Передача душевного состояния героя и сообщение его читателю (скорбь после смерти отца) — «сучья от кустарников постоянно его задевали и царапали, ноги вязли в болоте. Будущее являлось для него закрытым чёрными грозовыми тучами».
Характерно, что Пушкин, описывая дома богатых помещиков, очень подробно описывает различные материальные вещи, подчёркивая внешнюю красоту и роскошное убранство. Дом Дубровского значительно скромнее, однако описание природы здесь гораздо полнее и разнообразнее, что подчёркивает внутреннее благородство живущих здесь в сравнении с другими персонажами произведения.
Окружающий мир в «Дубровском» не живёт отдельно от человека — он является средством психологической характеристики героев, а также свидетельствует о мнении рассказчика (то есть Пушкина) о происходящих в повести событиях.
Суровою зимой я более доволен
Красивые стихотворения Пушкина о природе для 9-10 класса
Соловей и кукушка
В лесах, во мраке ночи праздной Весны певец разнообразный Урчит, и свищет, и гремит; Но бестолковая кукушка, Самолюбивая болтушка, Одно куку своё твердит, И эхо вслед за нею то же. Накуковали нам тоску! Хоть убежать. Избавь нас, Боже, От элегических куку!
Осеннее утро
Поднялся шум; свирелью полевой Оглашено моё уединенье, И с образом любовницы драгой Последнее слетело сновиденье. С небес уже скатилась ночи тень. Взошла заря, блистает бледный день — А вкруг меня глухое запустенье… Уж нет её… я был у берегов, Где милая ходила в вечер ясный; На берегу, на зелени лугов Я не нашел чуть видимых следов, Оставленных ногой ее прекрасной. Задумчиво бродя в глуши лесов, Произносил я имя несравненной; Я звал её — и глас уединенный Пустых долин позвал ее в дали. К ручью пришел, мечтами привлеченный; Его струи медлительно текли, Не трепетал в них образ незабвенный. Уж нет ее!.. До сладостной весны Простился я с блаженством и с душою. Уж осени холодною рукою Главы берёз и лип обнажены, Она шумит в дубравах опустелых; Там день и ночь кружится жёлтый лист, Стоит туман на волнах охладелых, И слышится мгновенный ветра свист. Поля, холмы, знакомые дубравы! Хранители священной тишины! Свидетели моей тоски, забавы! Забыты вы… до сладостной весны!
Теперь моя пора…
Теперь моя пора: я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. Суровою зимой я более доволен, Люблю её снега; в присутствии луны Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмёт, пылая и дрожа! Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! А зимних праздников блестящие тревоги?.. Но надо знать и честь; полгода снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги, Медведю, надоест. Нельзя же целый век Кататься нам в санях с Армидами младыми Иль киснуть у печей за стёклами двойными.
«Погасло дневное светило»
Стихотворение «Погасло дневное светило» автор написал в 1820 году, когда он из-за своих политических взглядов, которые были неугодны власти, был сослан в ссылку на юг. Этим произведением он открывает новый период в своей творческой жизни.
Проплывая на корабле, и наблюдая за морем, Александр Сергеевич начал анализировать свою жизнь в Петербурге. Он обращается к морской пучине, будто та является его прошлой жизнью. Здесь впервые мы можем видеть новый образ – образ изгнанника, который задумывается об отъезде с Родины. Он очень любит свободу, но именно её он и был лишен. Так же он не мог жить без своих друзей – он остался в одиночестве.
Здесь в образе лирического героя отчетливо проглядывается сам Александр Сергеевич. Это достаточно грустное произведение, поскольку автора одолевают очень тяжелые думы. Он размышляет о том, что молодость стремительно проходит, а душевные раны так и не думают заживать. Автор мечтает, что море смоет утолить его печали. Ведь где-то вдалеке есть берег, на котором, может быть, его ждет новая и счастливая жизнь.