«но останется жить наша правда». роберт рождественский

Последние статьи

  •   Кто из знаменитостей поменял халат врача на сцену и микрофон: Александр Розенбаум, Кен Жонг и др 28.06.2023, 21:50
  •   Поощрялись ли в старину неравные браки, и Почему крестьяне женили сыновей раньше времени 28.06.2023, 20:38
  •   Что дарят знаменитости своим наследникам в день рождения: Впечатления, постеры и не только 28.06.2023, 19:12
  •   Уникальные лайфхаки из СССР, до которых сегодня никто бы не додумался 28.06.2023, 17:30
  •   Как живется в городе, где есть только одна улица и невозможно обойти вокруг дома 28.06.2023, 15:00
  •   10 самых ожидаемых фильмов и сериалов лета 2023 28.06.2023, 13:40
  •   Памяти Николаса Костера: Как жилось звезде культового сериала «Санта-Барбара», разрушившему свою семью ради русской поклонницы 28.06.2023, 11:23
  •   Сергею Бодрову – 75: В чём винит себя режиссёр фильмов «Кавказский пленник» и «Монгол» 28.06.2023, 09:55
  • +1   Почему в Питере так много памятников животным: От львов-хранителей города до зайчиков Петра I 27.06.2023, 22:00
  • +1   Почему самолеты облетают Тибет — одно из самых загадочных и недоступных мест на планете 27.06.2023, 19:57

Все статьи

Середина ХХ века – литературный бум

Роберта Рождественского на постсоветском пространстве признают мастером поэзий о любви. «Люблю тебя» – произведение, в котором автор отобразил свое нежное мироощущение. Впервые писатель заявил о своем таланте в 1955-м. Дебют поэта в «Октябре» (популярном журнале тех времен) был связан именно с темой любви. Роберт – совсем молодой юноша – писал о понятных вещах. Тема любви – знакомая, близкая, пожалуй, каждому человека. Разумеется, в творчестве Рождественского присутствовали и гражданские темы. Но они не сумели затмить его стихов о любви.

В 1950–1970-х годах литературная жизнь советской России озарилась появлением новой плеяды писателей. Общество, интеллигенция жаждали новинок

Внимание людей обратилось к поэзии. Интеллектуальный «голод» приводит к ослаблению цензуры и контроля: молодые литераторы получают возможность высказаться

Развивается также интерес к литературной форме, к способам воплощения литературных образов.
Новое поколение писателей разделилось на две (условные) группы:

  • «громкую» (эстрадную) поэзию;
  • «тихую» лирику.

Роберта Ивановича литературные критики относят к первому направлению – эстрадной лирики.

Лирическая публицистика Рождественского

Для воплощения своих идей писатель выбрал лирическую публицистику. Писательская манера Рождественского – уникальна, особенно при изображении любви.

Любовь прокладывает себе тернистый путь. Поэзии Рождественского о любви характеризуются живым языком, наличием иронии и тонкого юмора. Эти стихи нельзя назвать скучными. При этом читатели узнают в этих произведениях себя, находят отображение собственного опыта.

Образ любви

Поэт изображает любовное чувство динамичным, наполненным сердечными движениями. Дорога к сердцу возлюбленной – это путь поиска жизненного смысла. Писатель стремится к счастью, к познанию себя через любовь.

Тексты русского автора отличаются диалогическим характером: поэт ведет постоянную беседу со своим читателем. В целом, писатель наполняет свои поэзии доброй, оптимистичной атмосферой, верой в лучшее.

Музыкальность произведений Рождественского

Особая мелодичность, музыкальность поэзий Рождественского сделала эти тексты подходящими для песен. Искренность творчества поэта произвела на свет стихи, которые стали популярными хитами и шлягерами. Некоторые песни на стихи Рождественского исполнялись Эдитой Пьехой и Аллой Пугачевой.

«Люблю тебя» тоже постигла судьба превратиться в песню, которую исполняли певцы советской эстрады.

Рождественский: литература как биография

Любовная тема, которая выступает в творчестве русского автора на первое место, связана с биографией самого Роберта Ивановича. Писатель учился в Литературном институте, в Москве. Там поэт и встретил свою будущую жену. Это была юная первокурсница отделения критики – Алла Киреева. Девушка стала первой и единственной любовью писателя.

Рождественский путешествует, находится вдали от родного дома, скучает. В Америке поэт пишет возлюбленной письма – стихами. Разлука лишь усиливает чувства. Писатель не сомневается в верности любимой женщины, верит, что она ждет его.

Тема отношений с супругой – ключевой мотив творчества русского автора. Это красная нить, которая насквозь пронизывает поэзии Роберта Ивановича.

Литературные эксперименты поэта

Роберт Иванович славился страстью к литературным экспериментам. Поэт пробовал новые композиционные приемы, ритм, примерял на тексты новые рифмы, образную и звуковую оркестровку. Формальные эксперименты писателя на ниве поэзии наиболее ярко воплотились в любовной лирике.

Рождественский берет пример с Маяковского. Писатель удаляет из своих текстов гладкопись, традиционные размеры, привычные тропы и синтаксис. Критики отмечают разнообразие рифм в произведениях автора.

Композиционное и художественное своеобразие поэзии

В произведении под названием «Люблю тебя» выделяется три части. В этом стихе воплотились эксперименты автора с ритмом. Писатель создает ощущение спотыкания на каждой строке, чтобы читатель не спешил переходить к следующему рядку. Во второй части главную роль играют повторы.

Произведение отличается интимным характером: автор постоянно обращается к своей любимой женщине:

5

5
(
3

голоса
)

Рождественский: путь в мир поэзии

20 июня 1932 года в глухой алтайской деревушке родился мальчик по имени Роберт.

В небольшой деревне Косиха был только один Роберт. С большой долей вероятности можно предположить, что и в ближайших деревнях мальчиков с таким именем не было. Нехарактерное для того времени имя досталось ему по прихоти работавшего в НКВД отца, который высоко оценил деятельность революционера Роберта Эйхе, впоследствии ставшего одним из организаторов сталинских репрессий. Также отец, ушедший из семьи через пять лет после рождения Роберта, вознаградил сына звучной польской фамилией Петкевич. Фамилию Рождественский будущий поэт позаимствовал у своего отчима уже в 13 лет.

Когда началась Великая Отечественная война, родной отец Роберта ушёл на фронт сразу же. Он погиб на войне в 1945 году. Мать будущего поэта тоже покинула дом, но чуть позже, призванная в качестве медика. Маленькому Роберту пришлось остаться с бабушкой в Омске, а после смерти бабушки в 1943 году перебраться к родственникам — тёте и двоюродной сестре. Какое-то время мальчик провёл в детском доме, откуда его забрала вернувшаяся с войны мать. Роберт очень волновался за родителей, оказавшихся на фронте, и его переживания вылились в первое опубликованное им стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход…». Напечатав стихотворение, редакция газеты «Омская правда» выплатила девятилетнему Роберту щедрый девятирублёвый гонорар, который мальчик, не думая о собственной выгоде, отнёс в Фонд обороны. Тема войны из-за детских воспоминаний стала одной из ключевых в творчестве Рождественского.

В послевоенные годы юный Рождественский посмотрел на пространства родной страны. С отчимом — военным офицером — они уехали из алтайской деревушки жить в Кёнигсберг, потом в Каунас, потом в Таганрог, потом в Ленинград и оказались, наконец, в Петрозаводске.

Стихи и песни

Произведения первой половины его жизни были патетическими, на грани броских манифестов. Но со временем в поэзии Рождественского стали доминировать лирика и душевность. На смену революционным призывам пришла любовная тематика, ярко выраженная в стихах « Монолог женщины» и «Будь, пожалуйста, послабее». Роберт Иванович умел видеть в обыденных, привычных событиях философскую составляющую, подмечал то, что большинством не осознается. Но ведь есть в жизни главное, к чему стремится человек.

Поэмой «Реквием» автор особенно дорожил. На ее создание поэта подтолкнуло в том числе и фото, постоянно хранившееся на рабочем столе. На нем изображены 6 молодых братьев матери, пятеро из которых погибли в боях Великой Отечественной. Никого из них Рождественский не помнил.

Роберт Рождественский читает стихи Из анализа творчества Роберта Ивановича в целом следует, что тем, которых бы он не коснулся, не существовало. Проблему межличностных отношений автор поднял в «Байкальской балладе», о трудностях повседневной жизни повествует «Зал ожидания», о радости бытия – «Человеку надо мало». Даже к теме освоения космоса не остался равнодушным Рождественский, осветив ее в «Вопросе».

Во многом поэзия Рождественского перекликалась с творчеством Владимира Маяковского. В большом количестве его стихотворений столько же энергии и боевой бравады. Особенно это касается строк о войне, ставших песнями. «Баллада о бессмертии», «Даль великая», «Если мы войну забудем», «Мгновения» (из кинофильма «Семнадцать мгновений весны») – эти песни в исполнении Иосифа Кобзона проникают в душу, взывая к лучшим патриотическим порывам.

Война, заставшая Роберта Ивановича ребенком, не ушла бесследно, многократно проявившись в его творчестве. Каждое из таких стихотворений, написанных о разных людях, очень реалистично звучит, словно бы автор сам побывал на месте своих героев. Одним из ряда пронзительных произведений стала «Баллада о зенитчицах», в которой, как наяву, показаны боль, страх и решительная целеустремленность женщин, попавших на фронт.

Роберт Рождественский — «Человеку надо мало»

«Баллада о красках», посвященная тем, кому повезло вернуться с поля боя живым и невредимым, пронизанная грустью, надеждой и верой в лучший исход продолжила в серию баллад о войне.

Песни на стихи Роберта Рождественского любимы не только за высокую нравственность, но и за душевность.

«Огромное небо», «Моей стране», «За того парня» – прозвучали из уст Муслима Магомаева. Певец и автор не раз сотрудничали и восхищались друг другом. Роберт Иванович замечал, что любая песня в исполнении Магомаева – это всегда ожидаемое чудо.

Роберт Рождественский — «Помните» (отрывок из поэмы «Реквием»)

Автор написал некоторым музыкантам тексты, которые превратились в хиты и принесли исполнителям особую популярность, такой стала легендарная песня «Мои года» Вахтанга Кикабидзе. «Вся жизнь впереди» в исполнении ВИА «Самоцветы», «Эхо любви» Анны Герман и Льва Лещенко были не только популярными эстрадными шлягерами, но и символами эпохи.

Прозвучавшая в фильме «Карнавал» в 1981 году песня на стихи Роберта Ивановича «Позвони мне, позвони» ушла в народ, став всесоюзным хитом. Что интересно, за экранного персонажа, сыгранного Ириной Муравьевой, композицию исполняла советская певица Жанна Рождественская, которая, несмотря на фамилию, не являлась родственницей поэта.

Песни на слова Роберта Рождественского пели и продолжают петь едва ли не все звезды советской и российской эстрады. То же можно сказать и о композиторах. Легче назвать тех, кто не писал музыку к стихам поэта. Среди самых известных Арно Бабаджанян, Давид Тухманов, Микаэл Таривердиев, Александра Пахмутова, Раймонд Паулс и десятки других.

Слайд 17 После смерти Роберта Рождественского остались его стихи и

«Позвони мне, позвони» из «Карнавала», «Мы —эхо» и «Свадьба», «Огромное

небо» и «Эхо любви»..Песни на его стихи поют в нашей стране миллионы. Рождественскийобладает завидным даром интонации,— слова ложатся на музыкуестественно, словно и не существовали без нее. Для песен поэтахарактерны два ведущих мотива: героическая патетика («За тогопарня», «Товарищ Песня», «Огромное небо», «Мгновение») илирическая задушевность («Стань таким», «Благодарю тебя», «Песняо далекой родине», «Позови меня»).• Поэзия Роберта Рождественского по праву пользуется большойпопулярностью у нашего читателя. Поэтому многие помнят РобертаРождественского, многие до сих пор цитируют его наизусть.Настоящий был поэт, нужный своим читателям. Здорово помогаетнам оставаться людьми.

Общественная деятельность

В 1979 году Роберт Иванович был награжден Государственной премией СССР. Он был активным общественным деятелем.

Именно Рождественский возглавил комиссию по литературному наследию Осипа Мандельштама и позаботился о скорейшей реабилитации поэта. Он возглавлял и комиссии по литературному наследию Марины Цветаевой (добился открытия ее музея в столице) и Владимира Высоцкого. Поэт – составитель первой книги стихов Высоцкого, которая издана в СССР.

В 1993 году Роберт Рождественский подписал нашумевшее «Письмо сорока двух», под которым стоят подписи Алеся Адамовича, Беллы Ахмадулиной, Даниила Гранина, Юрия Нагибина и других представителей либеральной интеллигенции России.

Советский поэт

В Петрозаводске из-под пера Рождественского начали выходить первые взрослые стихотворения, публиковавшиеся в городском журнале «На рубеже». Быстро определившись со своим призванием, Роберт в 1951 году со второй попытки поступил в московский Литинститут, в стенах которого познакомился с будущими гениями советской поэзии — Евгением Евтушенко, Беллой Ахмадулиной, Андреем Вознесенским. Там же он встретил и свою будущую жену — Аллу Кирееву, которую сперва вынужден был отчитывать за курение на заседании комсомола и с которой прожил в результате всю жизнь. К последнему курсу института Рождественский уже накопил порядочную стопку стихотворений собственного сочинения. Их молодой поэт объединил в вышедший в 1955 году сборник «Флаги весны».

Через два года Рождественский подготовил новый сборник — «Испытание», увидевший свет уже не в Петрозаводске, а в столице. После этого поэтические сборники стали выходить, как электрички из депо, — чуть ли не по расписанию. Печатался Рождественский в течение всего своего творческого пути много и легко. Со временем его поэзия ушла от громких манифестов и гражданского пафоса в сторону чувств и лиричности, сам поэт всё чаще начал писать стихотворения о любви.

Старт творческой деятельности Рождественского совпал с «оттепелью» — десятилетием, когда жить и заниматься искусством в Советском Союзе стало проще благодаря расширению свобод. Большие надежды, наполнявшие атмосферу «оттепели», нашли своё отражение и в поэзии Рождественского 50-х и 60-х годов.

Со временем плодотворные старания молодого литератора были отмечены партийным руководством: Рождественский получил в 1972 году премию Ленинского комсомола, а в 1979 году он удостоен Государственной премии СССР. Поэт вообще старался помочь, чем возможно, коллегам по писательскому цеху: именно Рождественский в период перестройки возглавил комиссию по литературному наследию Владимира Высоцкого при Союзе писателей, помог открыть Дом-музей Марины Цветаевой, приложил немало усилий для реабилитации одного из крупнейших лириков Серебряного века Осипа Мандельштама.

Помимо поэтического творчества, Рождественский пробовал сниматься в кино, писал песни, задействованные в классических советских фильмах, был ведущим на телевидении, несколько раз занимал место в жюри на Каннском фестивале, активно участвовал в политической жизни страны: открыто спорил с Никитой Хрущёвым об искусстве в 1963 году, за что, кстати, Роберта Ивановича некоторое время не приглашали на мероприятия, его сборники временно перестали печатать. Также Рождественский подписал известное «письмо сорока двух», адресованное Борису Ельцину, с просьбой запретить коммунистические и националистические партии.

Однако в начале 1990 года поэта настигла тяжёлая болезнь: врачи диагностировали рак головного мозга. Сам поэт к этой новости отнёсся иронично, описав свои впечатления в коротком стихотворении: «В мозгу у меня находится опухоль размером с куриное яйцо, — (интересно, кто ж это вывел курицу, несущую такие яйца…)».

Успешно проведённая во Франции операция позволила поэту прожить ещё четыре года. Тяжелобольной уединился в дачном посёлке Переделкино: там поэт написал одни из лучших своих стихотворений, которые составили проникнутый любовью к жизни сборник «Последние стихи Роберта Рождественского», опубликованный уже после смерти поэта. Умер Роберт Рождественский от инфаркта 19 августа 1994 года.

Слайд 16 Пронзительной болью о погибших звучат стихи Роберта

проходит мотив памяти-верности, памяти-преклонения, памяти- долга. В статье «

Почему мы пишем о войне» Роберт написал об этом так…« Отец у меня — профессиональный военный, а мать в середине июня сорок первого года окончила Омский медицинский институт. Так что в самые первые дни войны родители мои ушли на фронт.Память, память. Никуда от нее не денешься, не скроешься, не уедешь. Пласты в ней, как годовые кольца внутри дерева: все близки, все рядом.До каждого пласта, до каждого слоя памяти можно дотронуться, и тогда он с готовностью затрепещет, ответит щемящее, отзовется, будет звучать долго-долго…»

Детство и юность

Будущий поэт появился на свет в небольшой алтайской деревне Косиха 20 июня 1932 года. Его отцом был поляк Станислав Петкевич, и при рождении мальчика звали Петкевич Роберт Станиславович.

Когда ему было 5 лет, родители решили развестись, и с началом войны семья окончательно распалась: отца Роберта призвали в армию, мать мобилизовали на фронт в качестве медика, а Роберт остался на попечении бабушки. Война и расставание с родителями оказало такое большое влияние на мальчика, что в девятилетнем возрасте он написал свое первое стихотворение, посвященное уходу отца на фронт.

В 1945 году мать забрала Роберта. К тому времени она вышла замуж за офицера Ивана Рождественского, который заменил мальчику родного отца, погибшего на фронте. С тех пор во всех документах значилось его новое имя – Роберт Иванович Рождественский.

Роберт Рождественский родом из… Гродненской губернии

8 июля 1941 года в газете «Омская правда» было опубликовано стихотворение девятилетнего Роберта Петкевича «Фашистам не будет пощады!». Война застала мальчика в детском санатории (в некоторых источниках – в пионерском лагере), где он его и написал. Передать стих в редакцию он попросил своего воспитателя Сигизмунда Казимировича Шиманского, хорошо знавшего старшего Петкевича и как раз собиравшегося в Омск по своим делам. Перед отъездом тот внимательно просмотрел листки из блокнота мальчика и посоветовал ему кое-что в стихотворении исправить. Последний так и сделал, спросив при этом: «А можно ли другой фамилией подписать?» С чем было связано появление у него такого вопроса, сейчас трудно понять: может быть за этим скрывалось нежелание Роберта лишний раз упоминать имя находившегося под подозрением у НКВД своего отца, а может быть это было отражение боязни юного поэта за качество им написанного. Во всяком случае Шиманский после короткого молчания ему ответил: «Подписывайся той фамилией, под которой тебя знают в школе». В редакции газеты стихотворение приняли к печати и подписали: «Роберт Петкевич, ученик 3-го класса школы № 19, 10 лет». А ему было на год меньше, и перешёл он во второй класс. Ошибка случилась, скорее всего, из-за строки: «Хотя мне сегодня десятый лишь год…». Роберту за два дня до войны исполнилось девять лет, но слово «десятый» кто-то «округлил». Остальное понятно. Тогда в школу принимали с восьми, и раз ему десять, значит, перешёл в третий класс. А вообще он был не по годам рассудительным мальчиком. Когда его мама, Вера Павловна, не смогла пойти на собрание родителей завтрашних первоклассников, то он туда отправился сам. Аккуратно записал всё, что говорила учительница, ничего не напутал. И учился отлично. Любимый предмет – история. Любимые книги – энциклопедии. Увлечение, кроме стихов, – коллекционирование почтовых марок.

Много лет спустя, в одном своем интервью уже известный поэт рассказал об этой своей первой публикации так: «В этом стихотворении я сообщал, что родители ушли на войну, и я всячески грозился фашистам, что вот я скоро подрасту и им, естественно, будет очень плохо! Их спасло от ещё более кошмарной участи лишь то, что пока я подрастал, война кончилась». А свой первый гонорар юный поэт пожертвовал в Фонд обороны.

Вскоре после первой публикации Роберта Петкевича была призвана в армию в качестве военного врача и его мама. С уходом её на фронт мальчик остался с бабушкой. Надежда Алексеевна серьёзно болела, и на мальчишку навалилась уйма обязанностей. Надо было и воды из колонки принести, и дров для буржуйки наколоть помельче, и очередь за хлебом отстоять. И со всем этим внук справлялся. В 1943 году после смерти бабушки Роберта определили на учёбу в военно-музыкальное училище. Приехавшая в 1944 году ненадолго с фронта на побывку домой Вера Павловна Фёдорова принимает неожиданное решение забрать сына с собой, чтобы оформить его как сына полка. Эту идею Роберт воспринял с восторгом. Однако по дороге на фронт, в Москве, его мама почему-то изменяет своё решение и устраивает сына в Даниловский детский приёмник.

После Победы над фашистской Германией Вера Павловна Фёдорова, узнав о гибели на фронте Станислава Никодимовича Петкевича, вышла замуж за однополчанина, офицера Ивана Ивановича Рождественского (1899-1976), который был на четырнадцать лет её старше. Позже второй муж по настоянию Веры Павловны усыновляет Роберта, и он получает фамилию и отчество своего второго отца. Мать и отчим забирают его в Кёнигсберг (ныне Калининград), где проходила служба супругов после Победы. А после Кёнигсберга были Таганрог, Каунас, Вена, Ленинград, а в 1948 году – Петрозаводск.

В 1950 году Роберт Рождественский пытался поступить в Литературный институт имени М. Горького, но неудачно – вердиктом был отказ «ввиду творческой несостоятельности». Он год учился на историко-филологическом отделении Петрозаводского госуниверситета, а в 1951 со второй попытки поэту удалось поступить в Литинститут, который он окончил в 1956 году. Его сокурсниками были Гамзатов, Евтушенко, Айтматов и другие, позже прославившиеся литераторы. В стенах Литинститута поэт нашёл свою спутницу жизни. Его жена, Алла Киреева, училась курсом младше на отделении литературной критики и была первым читателем всех его литературных работ. Позже поэт так описал в стихах их единение:

Мы совпали с тобой,совпали,в день, запомнившийся навсегда.Как слова совпадают с губами,С пересохшим горлом –вода.

Становление поэта

1951 г. – один из важнейших периодов в биографии Роберта Рождественского. В нем он узнал талантливых, но еще никому неизвестных коллег: Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенским и Б. Окуджавой. В этом же году Роберт Аллу Кирееву, на которой женился в 1953 г.

В 1955 г. в Карелии были изданы книга стихов «Флаги весны» и поэма «Моя любовь». Первую песню (“Твое окно”) он написал вместе с А Флярковским. Они познакомились в Алтайском крае, где был на практике. Позже увидели свет более 70 творений поэта, многие из которых стали основой песен для фильмов.

После этого секретарь ЦК КПСС Капитонов плохо высказался о его стихотворении “Утро”. Так как Рождественский лишился источника заработка, он поспешил переехать в Киргизию, где занимался переводами стихов киргизских поэтов на русский язык.

Стихи и творчество

Первые стихи парня, на которые обратили внимание, были изданы в петро в 1950 г. В следующем году ему удается со 2-й попытки стать студентом Литературного института им

М. Горького.

После 5-летнего обучения в вузе Роберт переезжает в Москву, где знакомится с начинающим поэтом Евгением Евтушенко. К тому моменту, Рождественский уже опубликовал 2 собственных поэтических сборника – «Испытание» и «Флаги весны», а также стал автором поэмы «Моя любовь».

Одновременно с этим литератор увлекался спортом и даже получил первые разряды по волейболу и баскетболу. В 1955 г. впервые на стихи Роберта была положена песня «Твое окно».


Рождественский и Евтушенко

В последующие годы биографии, Рождественский напишет еще немало текстов для песен, которые будет знать и петь вся страна: «Песня неуловимых мстителей», «Позвони мне, позвони», «Где-то далеко» и многие другие. В итоге, он стал одним из самых талантливых поэтов в СССР, наряду с Ахмадулиной, Вознесенским и все тем же Евтушенко.

Начальное творчество Роберта Ивановича было насыщено «советскими идеями», но позже его поэзия начала становиться все более лиричной

Появляются работы, в которых большое внимание уделяется человеческим чувствам, включая главнейшее из них – любовь

Наиболее яркими стихами того времени оказались «Монолог женщины», «Любовь настала» и «Будь, пожалуйста, послабее». Весной 1963 г. Рождественский присутствовал на встрече Никиты Хрущева с представителями интеллигенции. Генсек в жесткой форме раскритиковал его стих под названием «Да, мальчики».

Это привело к тому, что произведения Роберта перестали публиковать, а сам поэт уже больше не получал приглашений на творческие вечера. Позже ему пришлось покинуть столицу и обосноваться в Киргизии, где он зарабатывал на хлеб переводами произведений местных писателей на русский язык.

Со временем отношение к Рождественскому смягчилось. В 1966 г. он первым удостоился премии «Золотой венец» на поэтическом фестивале в Македонии. В начале 70-х ему вручили премии Московского и Ленинского комсомола. В 1976 г. он был избран секретарем Союза писателей СССР, а в следующем году вошел в состав КПСС.

В эти годы биографии Роберт Рождественский продолжил писать тексты к песням, которые исполнялись звездами отечественной эстрады. Он был автором слов ряда известных композиций: «Мгновения», «Мои года», «Эхо любви», «Притяжение земли» и т.д.

Одновременно с этим Рождественский вел телепрограмму «Документальный экран», где демонстрировались документальные материалы. В 1979 г. за произведение «210 шагов» он получил Госпремию СССР.

Через несколько лет Роберт Иванович был главой комиссии по творческому наследию Осипа Мандельштама, делая все возможное для реабилитации репрессированного поэта. Также он являлся председателем Комиссий по литературному наследию Марины Цветаевой и Владимира Высоцкого.

В 1993 г. он был среди подписантов скандального «Письма сорока двух». Его авторы требовали от новоизбранных властей запретить «все виды коммунистических и националистических фракций и объединений», «все незаконные военизированные группировки», а также ввести жесткие санкции «за пропаганду фашизма, шовинизма, расовой дискриминации, за призывы к насилию и жестокости».

Образы и символы

Лирическим героем можно считать одну из многочисленных граней автора какого-либо произведения. То же самое касается и лирики Роберта Рождественского.

Лирический герой «Мгновения» — это одна из граней поэта Рождественского, который задумывается о жизни, о человеческих ценностях, который анализирует себя «в жизни», анализирует окружающих его людей и, в конечном счете, пишет данное стихотворение, которое является «сутью жизни».

Основным образом стихотворения является мгновение. Поэт сравнивает его и с пулями, и с дождём.

Сравнение с пулей неслучайное! Пуля имеет большую скорость и поражающую способность. Мгновения, мимолетные события также быстры, также, порой, сокрушительны, они также меняют жизнь, толкают на переоценку ценностей, они также малы и также сильны.

Сравнение мгновений с дождём также интересно. Во-первых, это очень образно, наглядно, так как полотно дождя соткано из маленьких капель, которые сопоставимы с мгновениями, из которых плетётся жизнь. Во-вторых, дождь имеет несколько, противоположных по характеру, значений, как и мгновения, которые могут быть окрашены как в светлые тона, так и в цвета более темные. Дождь – символ блаженства, очищения и преображения, а также иногда дождь ассоциируется с печалью. Но в целом, обобщенно, дождь, как символ, положителен. Тоже самое можно сказать и о мгновениях. Они бывают радостными и вдохновляющими, а бывают абсолютно противоположными. Но оглядываясь назад, на пройденные мгновения, человек видит свою жизнь только в светлых красках, переоценивая некоторые события, всматриваясь в самую их суть.

Данная строка, которая повторяется в произведении дважды, является образным определением мгновения. В ней заключен очень простой смысл: бережно относиться ко времени, отведенному именно тебе.

Поговорку «копейка рубль бережёт» можно модифицировать во фразу «секунда сутки бережёт» или «мгновенье вечность бережёт». Смысл у всех этих ёмких изречений один: не пренебрегай малым, дабы получить многое.

Мне кажется неслучайным многократное повторение слова «мгновение» в произведении:

Да, данная структура очень «музыкальна», добавляет напевности стихотворению, но, помимо этого, она (структура) ещё и объемна, то есть «физически» показывает, как «крохотные мгновения» складываются в большое, значимое и заметное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: