Михаил лермонтов 📜 русская мелодия

М. ю. лермонтов. «что за звуки! неподвижен, внемлю сладким звукам я…»

Михаил Лермонтов «Молитва»: анализ стихотворения

Михаил Лермонтов «Молитва» — это не просто стихотворение, а лирический монолог автора, написанный ямбом с пиррихием. Лермонтов пишет о том, что в жизни наступила трудная минута, он ищет утешения и сразу дает ответ на вопрос, где его найти — в молитве. Интересно, что автор не называет название молитвы и ничего не говорит о словах, которые мысленно произносит, но описывает свои ощущения, а в конце стихотворения мы видим и результат молитвы — облегчение, освобождение от тяжелых мыслей.

Тоска в «Молитве» — это символ невозможности поверить, тяжких сомнений, поэт рассказывает о том, что есть способ победить их. В то время, когда Лермонтов писал «Молитву», у него был творческий кризис и трудный период в жизни, но мы видим, что он нашел выход из него.

В стихотворении употребляются эпитеты, Лермонтов называет:

  • минуту трудной,
  • молитву чудной,
  • силу благодатной,
  • прелесть святой и непонятной.

И олицетворение «Грусть теснится и прелесть дышит», а также сравнение «сомнение – как бремя».

Художественные приемы и тонкая лирика стихотворения «Молитва» позволили ему войти в историю Русской литературы.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

анализ стихотворения

Greshnik

Ученик (146), закрыт 7 лет назад

помогите написать анализ стихотворения лермонтова Она поет — и звуки тают, Как поцелуи на устах, Глядит — и небеса играют В ее божественных глазах; Идет ли — все ее движенья, Иль молвит слово — все черты Tак полны чувства, выраженья, Tак полны дивной простоты.

КРИСТИНА.

Высший разум (454119) 7 лет назад

Божественное стихотворение, Лермонтов посвятить мог его только одной женщине -Лопухиной, которую оочень любил. ТАКИЕ строки рождаются только от большой любви! Всё оно построено на сравнении: ГОЛОС ЕЁ ОТ ПЕНИЯ ПОЭТ СРАВНИВАЕТ С ТАЮЩИМИ ПОЦЕЛУЯМИ НА УСТАХ, один взгляд-«и небеса играют в её божественных глазах». И её грациозная походка, и каждое вымолвленное слово-всё это чувственно, выразительно, они «так полны дивной простоты». Такое маленькое стихотворение, а какое в нём огромное море чувств!

Людмила Привалова

Гений (51618) 7 лет назад

План анализа стихотворения 1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся. 2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках. 3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам) 4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая. 5. Какая строка становится толчком для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо) 6. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение. 7. Роль звуков в стихотворении. 8. Цвет стихотворения. 9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего). 10. Категория пространства (реального и астрального) 11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату? 12. Особенности композиции стихотворения. 13. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада) 14. Литературное направление, если можно определить. 15. Значение художественных средств. (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон) 16. Мое восприятие этого стихотворения. 17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.

Сейчас читают

  • Краткое содержание Заходер Серая звездочка Борис Заходер знал о жизни все, так как не раз смотрел смерти в глаза (дважды он добровольцем уходил на войну) и поэтому стихи и сказки у него добрые.
  • Краткое содержание Кундера Невыносимая лёгкость бытия В произведении «Невыносимая лёгкость бытия», созданном современным французским писателем – прозаиком Миланом Кундерой, повествуется не только об отношениях между любовниками, но и о событиях, которые происходили в Праге в середине прошлого века
  • Фицджеральд
  • Краткое содержание Шолохов Они сражались за Родину «Они сражались за Родину» — это роман о доблести, мужестве, силе воли и подвиге каждого советского солдата. Полк, из которого в живых осталось 117 человек, отчаянно защищает переправу через Дон
  • Краткое содержание Разные колеса Сутеева В теремке, построенном на лесной опушке, дружно жили Еж, Лягушка, Петух и маленькая Мушка. Друзья все делали сообща. Вместе работали и отдыхали. Однажды повстречалась им в лесу необычная телега

Анализ стихотворения Лермонтова «Русская мелодия»

Стихотворение «Русская мелодия» было впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» уже после смерти Лермонтова – в 1859-ом. Согласно нахождению в тетради II, оно датируется 1829 годом, соответственно, относится к раннему творчеству. Несколько позже в автографе Михаил Юрьевич оставил приписку в скобках, впоследствии зачеркнутую. Поэт отметил, что «Русскую мелодию» выдавал за свое произведение Дурнов, демонстрируя его Раичу. Зла на него Лермонтов не держал. В той же приписке Дурнов назван другом, любимым и уважаемым за открытую и добрую душу. Участники сей истории требуют некоторых комментариев. Семен Раич – известный поэт и переводчик девятнадцатого столетия. Он был учителем Михаила Юрьевича в Университетском пансионе, где организовал Общество любителей русской словесности, в роли активного участника которого выступал Лермонтов. Дмитрий Дурнов – близкий друг поэта. Он также учился в Университетском пансионе, писал стихотворения. Ему Михаил Юрьевич посвятил несколько произведений: «К Д…ву», «Романс», «К другу», «К Дурнову».

«Русская мелодия» считается первым свидетельством внимания Лермонтова к фольклорному творчеству и жизни народа. Здесь поэзия сравнивается с оборванной песней простого артиста, аккомпанирующего себе на балалайке. Его появление связано с повышенным интересом Михаила Юрьевича к личности шотландского барда Томаса Лермонта. Существует версия, что название стихотворения родилось неслучайно. Скорей всего, Лермонтов был знаком со сборником «Народные мелодии» авторства ирландца Томаса Мура, впервые изданным в 1818 году. В книге этой каждая мелодия сопровождается указанием на национальный источник.

В стихотворении нашла отражение антитеза, которая затем будет часто встречаться в лирике Михаила Юрьевича. В «Русской мелодии» одинокий певец, способный на постижение мира красоты, слов, идеалов, противопоставляется толпе, не умеющей понять и оценить истинное искусство. Причем дело здесь не только в вечной борьбе человека творческого с массами. Лермонтов мыслит шире – его гнетет дисгармоничное устройство всего мира. Кроме того, Михаил Юрьевич остро ощущал собственное одиночество. Тому способствовали сразу несколько факторов. Главный из них – сложные отношения между отцом поэта и бабушкой, воспитывавшей Лермонтова на протяжении долгого времени.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑

Краткий анализ стиха «Ангел»

Вариант 1

Стихотворение Лермонтова «Ангел» — одно из самого загадочного поэта. Оно было написано в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. В этом же году шестнадцатилетний Лермонтов написал другое стихотворение, которое начинается словами:

Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала.

Об этих поисках «чудесного», о стремлении юного Лермонтова разгадать таинственный, загадочный небесный мир свидетельствует стихотворение «Ангел».

Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи» и песни, которую поет ангел

Что мы узнаем об этой песне? Для этого проанализируем язык стихотворения: «И тихую песню он пел», «Внимали той песне святой». Лермонтов употребляет эпитеты, характеризующие слово песня: тихая, святая. Что значит святая? Значит божественная, неземная, небесная. В этом эпитете выражено отношение Лермонтова к песне ангела.

О чем пел ангел? Ответ на этот вопрос мы находим во втором четверостишии.

Обратим внимание на конец строфы: «Хвала его непритворна была». Этот образ как бы переносит нас с небес на землю

Образ, который возникает по контрасту с образом неба: юный М. Ю. Лермонтов очень страдал от притворства, фальши, неискренности всего, что его окружало на земле.

Третье и четвертое четверостишия, т. е. вторая половина стихотворения, рассказывают уже не только о небе, но и о земле. Как же рисуется образ земли в стихотворении? Он противопоставлен образу неба: «мир печали и слез», «скучные песни земли».

Душа, принесенная ангелом на землю, «долго на свете томилась. желанием чудным полна». (Лермонтов не случайно выбрал очень выразительный глагол томилась.)

Так «томилась» душа самого Лермонтова «среди ледяного, среди беспощадного света», сохраняя мечту об иной жизни. Таким образом, мы видим, что песня ангела — это воплощение мечты, стремлений, идеалов поэта, душа ко­торого «чудесного искала». Стихотворение удивительно музыкально: оно само звучит как песня, которую хочется не только слушать, а «внимать» ей.

Вариант 2

«Ангел» самое загадочное стихотворение, написанное Лермонтовым в возрасте шестнадцати лет, в 1831 году. Также одновременно со стихотворением «Ангел» было написано и другое творение, оно начиналось строками: «Моя душа, я помню, с детских лет Чудесного искала».

Лермонтова не покидает стремление разгадать таинства, загадки чудес небесного мира. В начале стихотворения автор описывает полуночное небо и песню ангела. «И тихую песню он пел», «Внимали той песне святой». Лермонтов характеризует песнь ангела как чистую, небесную, неземную, божественную. «Хвала его не­притворна была» — в этой фразе Лермонтов хочет показать контраст между земным миром и небесным.

Его угнетала ложь, притворство и та неискренность, которая свойственна земному миру, и он страдал от этого. О земном мире поэт пишет следующее «мир печали и слез», «скучные песни земли». В этих фразах отношение Лермонтова к земле, которую он ставит в противовес небесному миру. «Долго на свете томилась… желанием чудным полна» так Лермонтов пишет о душе, которую Ангел принёс на землю.

Так же как и душа поэта томилась в мечтах об иной жизни, «среди ледяного, среди беспощадного света», так он характеризует состояние души в земном мире. Само стихотворение «Ангел» словно песнь ангела, он мелодичное его хочется слушать и внимать ему. А образ ангела, воспетый в стихотворении – это образ души Лермонтова, которая ищет чудесного, воплощение его мечты и идеалов.

Тема

Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Оно написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении лирический герой и сам автор представлены как одно лицо.

Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.

Идея: молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль: вера важна для человека, справиться с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.

Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Поэт»

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» признано критиками одним из лучших в творчестве автора. Стих-призыв к гражданской чести, к исполнению своей высшей миссии. В то время, как в российском обществе отсутствовали нравственные ориентиры, Лермонтов не мог оставаться равнодушным к деградации молодежи, в первую очередь, людей творческих. Желание спровоцировать духовный и моральный всплеск в душах современников стоит у истоков написания данного произведения.

Основная тема стиха – укор поэтам в бездействии в сложное для общества время. Роль поэта в поэзии сходит на нет, предназначение утрачивает свой смысл, когда лирик меняет силу своего вдохновляющего слова на богатство и материальные блага.

Композиция и жанр

Стихотворение четко разделяется на две части и строится на сравнении дорогого кинжала, висящего без действия на стене сувениром, с состоянием современных Лермонтову поэтов, опасающихся лишний раз высказать свою позицию в лирике. Завершает стих объединение двух главных образов.

Первая часть стиха посвящена описанию славной истории дорогого кинжала. Его слава – в его боевых делах, верной службе хозяину – восточному воину-горцу. Но времена меняются, и после смерти господина, долгих лет в лавке армянского продавца на кинжале появилась чуждая ему золота отделка, и ни на что, кроме роли сувенира на стене он не годен. И в этом его трагедия – в невозможности исполнить свое истинное предназначение. Он всего лишь игрушка.

Во второй части автор рассказывает о судьбах современных лириков, которые утратили свое назначение и променяли его на богатство. Поэт начинает вторую часть с прямого обращения к лирикам. Аналогично кинжалу Лермонтов описывает славное былое поэтов, которые вели народ за собой, воспламеняя сердца истиной и добром. Но сейчас светское общество охладело к силе рифмованного слова и занято больше дешевым блеском мишуры и самообманом.

Но Лермонтов не теряет надежды на то, что лирик проснется от временного сна и исполнит свою пророческую миссию, неся людям дар божественного истинного слова. Этому посвящена итоговая строфа произведения. Именно сувенирный кинжал станет острым словом – главным орудием поэта.

Жанрово стихотворение «Поэт» относится к гражданской лирике, к философским размышлениям о возможности будущего пробуждения поэтов от самообмана.

2 главных образа

В центре произведения два главных образа – кинжал и поэт.

Красочно Лермонтов описывает историю боевого кинжала, используя разнообразные эпитеты: «золотая отделка», «надежный клинок», «бранного востока», «родные ножны», «спутник бедный», «игрушкой золотой». Описывая характер кинжала, автор представляет его живым существом. Как раб, служил он своему господину.

Одно из самых многозначных сравнений – «богатая резьба была нарядом чуждым и постыдным». Значит, украшения мешают кинжалу исполнить свою миссию. Теперь он красив, висит на стене, но «бесславный и безвредный».

Печальную судьбу кинжала подытоживает анафора, усиливая трагизм: «Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь перед зарей, Никто с усердьем не читает…» Фактически для боевого оружия это смерть.

Образ поэта более абстрактен. Для его изображения автор использует ряд строгих риторических вопросов. Стих насыщен яркими запоминающимися метафорами: «(мир) морщины прячет под румяна», «твой стих носился над толпой», «клинок, покрытый ржавчиной презренья». Не менее художественны сравнения: «как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы», «как колокол на башне вечевой».

Само произведение является развернутой богатой метафорой, в которой печальная история кинжала показывает бесславную судьбу поэтов.

 
  Метки: Михаил Лермонтов

Анализ стихотворения «Благодарность» Лермонтова

Стихотворение «Благодарность» Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в 1840 году, в уже поздний период его творчества, незадолго до гибели поэта в 1841 году во время дуэли. Некоторые критики считали, что это произведение Лермонтов мог посвятить одной из своих возлюбленных. Действительно, местоимение «тебя» было написано с большой буквы, что могло указывать на конкретного человека, однако позже выяснилось, что поэт сделал это специально, дабы ввести в заблуждение цензоров, которые и правда решили, что стихотворение посвящено женщине. На самом же деле, внимательно прочитав произведение, становится понятно, что оно обращено к миру и к Богу. Это некого рода стихотворение-молитва, которые, к слову, уже появлялись в его творчестве и раньше. Но в данном случае «благодарность» не стоит воспринимать в прямом смысле. В каждой строчке чувствуется печальная ирония слов автора. Лермонтов говорит о том, насколько сложна и непредсказуема жизнь, сколько в ней боли и страданий. В последних строках поэт просит, чтобы ему не пришлось долго благодарить. Буквально — просит Бога о смерти, об окончании его мучений.

Стихотворение «Благодарность» написано пятистопным ямбом, мужская рифма чередуется с женской. На строфы оно не разделено для создания целостного восприятия. Но также можно сказать, что стих делится на две части по смысловой нагрузке. Первая — благодарность лирического героя, вторая — просьба.

Среди художественных средств, использованных Лермонтовым, важную роль играют метафоры («отрава поцелуя», «мучения страстей», «жар души, растраченный в пустыне»), а также повторы: «за все, за все» в первой строке и, более того, дальше шесть строчек из восьми начинаются с одного и того же предлога «за». Автор перечисляет, за что он благодарен. Эпитет здесь всего один — «тайные мучения».

Некоторые исследователи творчества Михаила Лермонтова считали, что вызов Богу, заключающийся в последних двух строчках, указывает на чрезмерную гордость или даже гордыню лирического героя. Она не позволяет ему видеть свои собственные недостатки, оставляя винить во всём окружающий мир. Того, к кому обращена «Благодарность», он даже не называет.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Популярные сегодня пересказы

  • Ариэль — краткое содержание романа Беляева Ариэль был воспитанником индийской школы Дандарат. Семнадцатилетний юноша почти не помнил своего детства. Учителя делали всё возможное, чтобы их воспитанники забыли о своём прошлом, не задавали вопросы о будущем
  • Долгое прощание — краткое содержание повести Трифонова Действие происходит в одной из театральных трупп. Артисты прибыли в Саратов, чтобы выступить с новыми постановками. Погода выдалась жаркая, да и их поселили в гостинице с ужасными условиями.
  • Сказка Про Комара Комаровича — краткое содержание Мамин-Сибиряк Краткое содержание произведения, написанного русским сказочником-писателем Маминым-Сибиряком, представлено в данной статье.
  • Елка Митрича — краткое содержание рассказа Телешова Главный герой – сторож по имени Семен Дмитриевич, или как его звали в округе – Митрич. Действие происходит в маленьком городе, где временно собираются переселенцы, проживая в бараках и шалашах

Она поет — и звуки тают Как поцелуи на устах.

Она поет — и звуки тают Как поцелуи на устах, Глядит — и небеса играют В ее божественных глазах; Идет ли — все ее движенья, Иль молвит слово — все черты Так полны чувства, выраженья. Так полны дивной простоты Михаил Лермонтов

…</font>»> Стихотворение, предположительно, написано в 1837 или 1838 году. Точный адресат неизвестен.

Вместе со стихотворениями «Как небеса твой взор блистает» и «Слышу ли голос твой», близкими по теме и словесно-образной ткани, образует цикл, по-видимому, обращенный к одной женщине. В литературере назывались имена П.А. Бартеневой (Э. Найдич), Е.А. Чавчавадзе (В. Шадури), С. М. Виельгорской, впоследствии жены В. А. Соллогуба (Э. Герштейн). Слова «твой голос нежный», как и рифма «мятежной — нежный», — реминисценция из стих. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье»). Стих. положили на музыку: А. Н. Серов, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, К. Ю. Давыдов, И. А. Сац, Г. В. Свиридов и др. Михаил Лермонтов стихотворение «Слышу ли голос твой»

Слышу ли голос твой Звонкий и ласковый, Как птичка в клетке Сердце запрыгает;

Встречу ль глаза твои Лазурно-глубокие, Душа им навстречу Из груди просится,

И как-то весело И хочется плакать, И так на шею бы Тебе я кинулся.

Как небеса, твой взор блистает Эмалью голубой, Как поцелуй, звучит и тает Твой голос молодой. За звук один волшебной речи, За твой единый взгляд Я рад отдать красавца сечи, Грузинский мой булат; И он порою сладко блещет И сладостней звучит, При звуке том душа трепещет И в сердце кровь кипит. Но жизнью бранной и мятежной Не тешусь я с тех пор, Как услыхал твой голос нежный И встретил милый взор. 1838

Эта иллюстрация — репродукция из книги «Русские портреты XVIII и XIX веков. Издание Великого князя Николая Михайловича Романова», выпущенной в 1905-1909 годах в качестве каталога выставки, состоявшейся в 1905 году.

Михаил Лермонтов стихотворение «Бартеневой»

Скажи мне: где переняла Ты обольстительные звуки, И как соединить могла Отзывы радости и муки?

Премудрой мыслию вникал Я в песни ада, в песни рая, Но что ж? — нигде я не слыхал Того, что слышал от тебя я!

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842, после смерти поэта. В 1839–40 годах Лермонтов посещал салон Карамзиных, где, вероятнее всего, познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образованна, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.

Стихотворение Лермонтова М.Ю. «Звуки»

Что за звуки! неподвижен, внемлю Сладким звукам я; Забываю вечность, небо, землю, Самого себя. Всемогущий! что за звуки! жадно Сердце ловит их, Как в пустыне путник безотрадной Каплю вод живых! И в душе опять они рождают Сны веселых лет И в одежду жизни одевают Все, чего уж нет. Принимают образ эти звуки, Образ милый мне; Мнится, слышу тихий плач разлуки, И душа в огне. И опять безумно упиваюсь Ядом прежних дней, И опять я в мыслях полагаюсь На слова людей.

Стихотворение Лермонтова М.Ю. — Звуки

См. также Михаил Лермонтов — стихи (Лермонтов М. Ю.) :

Звуки и взор

О, полно ударять рукой По струнам арфы золотой. Смотри, как сердце во.

Земля и небо

Как землю нам больше небес не любить? Нам небесное счастье темно; Хот.

Философская лирика Лермонтова: общая характеристика, стихотворения

Особое место в творчестве Лермонтова занимает философская лирика. Уже в юношеские годы он создаёт такие лирические шедевры, как «Ангел» (1831) и «Парус» (1832). «Ангел» повествует о появлении души на земле, тем самым открывая тему «лирической истории души», которая завершится в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841) с гибелью поэта. В стихотворении «Парус» Лермонтов обратился к проблеме существования человека в мире, одиночеству, борьбе и стремлению к гармонии и покою. Эта тема проходит через всё дальнейшее творчество Лермонтова: роман «Герой нашего времени» (1837-1840), поэмы «Мцыри» (1839) и «Демон» (1828-1838), стихотворения «И скучно и грустно» (1840), «Родина» (1841), «Пророк» (1841) и др.

Лирический герой Лермонтова-лирика отличается многообразием чувств, переживаний и настроений. Очень широк диапазон его внутренней жизни: одиночество и стремление к любви и единению с людьми; протест и смирение, страдание и ощущение гармонии мира; отчаяние и надежда. Это говорит о том, что в лирике эти чувства и настроения не противопоставляются, а существуют нераздельно, так, как они существуют в реальном мире. Например, стихотворение «Парус» заканчивается строками:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Можно подумать, что в стихотворении воспевается стремление к борьбе. Это так, однако необходимо видеть и то, что здесь поставлен философский вопрос: каково соотношение бури и покоя в жизни человека? И мысль Лермонтова в стихотворении такова: истинный покой, гармония бытия достигаются не в результате борьбы, а путём преодоления борьбы внутри себя.

В центре творчества Лермонтова всегда находится человек. Поэтому и основные философские темы его лирики связаны с человеком: человек и мир, человек и природа, человек и жизнь, человек и общество, человек и любовь… Эти темы находят отражение во многих стихотворениях поэта. Среди лирики зрелого периода творчества выделяются такие стихотворения, как «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837), «И скучно и грустно» (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841).

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» было написано в феврале 1837 года, когда поэт находился под арестом по делу «о непозволительных стихах» на смерть Пушкина. Это стихотворение передаёт душевное состояние поэта, его потребность в гармонии с Богом и природой. Благодаря совершенству формы, мелодичности и живописности образов оно стало неотъемлемой частью русской культуры: его текст положен на музыку композиторами С.М. Ляпуновым, М.А. Балакиревым, Н.А. Римским-Корсаковым, Ц.А. Кюи, образы запечатлены в замечательных иллюстрациях художников А.М. Васнецова и Н.Г. Никифорова.

Стихотворение «И скучно и грустно» выражает стремление поэта к идеалу и его горькое суждение о жизни. Оно написано в Петербурге, в конце 1839 года, и впервые было напечатано 20 января 1840 года. В стихотворении отразилось настроение удручённости поэта в этот период, неприятие пустой и лживой жизни высшего света, отсутствие дружбы и участия между людьми. Это настроение с большой силой звучит в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…» (1840), оно и привело к дуэли с Барантом и второй ссылке на Кавказ. Стихотворение было положено на музыку многими композиторами, среди них А.С. Даргомыжский и И.И. Билибин.

Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Лермонтов написал во время последней поездки на Кавказ, в мае — июне 1841 года, незадолго до роковой дуэли. Это было время полного расцвета таланта поэта, когда были созданы такие шедевры, как «Утёс», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу…», «Листок».

В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Лермонтов достигает вершины романтической любовной лирики: при изображении любимой и чувств лирического героя всегда проявляется отблеск идеала, дорогого душе поэта. Это выражается в сопоставлении, введённом через повторяющиеся местоимения «я — ты». Стихотворение также содержит философские и реалистические мотивы. Существует более сорока переложений стихотворения на музыку. Самым популярным стал романс-вальс А.И. Шишкина, который получил большую известность в исполнении певицы Н.А. Обуховой.

История создания стихотворения

В 1839—1840 годах поэт посещал салон Карамзиных. Вероятно, там он познакомился с вдовствующей молодой княгиней Щербатовой. Мария Алексеевна произвела большое впечатление на поэта своим умом, образованием и красотой. Она и сама восхищалась стихами Михаила Юрьевича и испытывала к нему романтические чувства. По воспоминаниям родственников и друзей, тот тоже отвечал взаимностью. Современники отмечали схожесть характеров и мыслей молодых людей, которые могли бы составить замечательный союз.

Однажды Лермонтов пожаловался княгине на тоску и духовную тяжесть, которые его одолевают. Мария Алексеевна ответила, что в такие мгновения нужно обратиться к богу, помолиться. Михаил Юрьевич серьёзно воспринял этот совет и написал «Молитву». Именно княгиня Щербатова опубликовала стихотворение поэта после его гибели в 1842 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: