Михаил лермонтов 📜 как небеса твой взор блистает

Анализ стихотворения лермонтова стансы сочинения и текст

Три пальмы

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый под сенью зелёных листов

От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли…

Но странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студёной

Ещё не склонялся под кущей зелёной,

И стали уж сохнуть от знойных лучей

Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на Бога роптать:

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонков раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шёл, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твёрдых горбов

Узорные полы походных шатров,

Их смуглые ручки порой подымали,

И чёрные очи оттуда сверкали…

И, стан худощавый к луке наклоня,

Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,

И прыгал, как барс, пораженный стрелой;

И белой одежды красивые складки

По пле́чам фариса вились в беспорядке;

И, с криком и свистом несясь по песку,

Бросал и ловил он копьё на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван,

В тени их веселый раскинулся стан.

Кувшины звуча налилися водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их со́рвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнём.

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь совершал караван,

И следом печальным на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный.

И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне всё дико и пусто кругом —

Не шепчутся листья с гремучим ключом.

Напрасно пророка о тени он просит —

Его лишь песок раскаленный заносит

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

1838 год

*****

Анализ стихотворения Лермонтова «Как небеса, твой взор блистает»

5 / 5 ( 1 голос )

Уже с самого начала, без всякого вступления, Лермонтов начинает описывать главное в стихотворении, что говорит о том, что он не хотел ждать, чтобы выразить все свои эмоции по поводу темы стихотворения, сразу показать людям, что он хотел им сказать.

Как небеса, твой взор блистает… …Как небеса, звучит и тает Твой голос молодой…

– Лермонтов сравнивает взгляд и голос любимого человека с небом и поцелуем. За твой единый взгляд Я рад отдать красавца сечи… …И он порою сладко блещет И сладостней звучит. При звуке том душа трепещет И в сердце кровь кипит,

– здесь Михаил Юрьевич показывает, что эти взгляд и голос ему дороже его самого дорогого предмета – булата, с которым он провёл много времени на Кавказе и который его ни разу не подводил – настолько его чувства сильны к какому-то человеку. Он рассказывает, как он любит свой булат, сколько в нём «сладости» и «блистания»; можно представить, ради чего он может его отдать.

Но жизнью бранной и мятежной Не тешусь я с тех пор, Как услыхал твой голос нежный И встретил милый взор,

– автор пишет, что с тех пор как увидел этого человека, он уже не занимается делами «бранными и мятежными», у него появилось новое, намного более сильное увлечение – любовь. По всей видимости, настолько сильным он его чувствует в первый раз, так как в противном случае он не отдал бы за него свой самый дорогой предмет.

В этом стихотворении автор хотел выразить свои чувства к предмету своей любви, доказать всем, что у него неслабое сердце, чтобы любить, иметь надежду на победу в жизни и сделаться счастливым, что он ещё потерял не все силы и не опустился сильно морально.

Автор в стихотворении использовал много художественных приёмов: параллелизм («…Как небеса, твой взор блистает… Как поцелуй, звучит и тает / Твой голос молодой…»), эпитеты: «…взор блистает…», «…голос молодой…», «…волшебной речи…», «…единый взгляд…», «…сладко блещет…», «…сладостней звучит…», «…жизнью бранной и мятежной…», «…голос нежный…», «…милый взор…», сравнения: «Как небеса, твой взор блистает», «…Как поцелуй, звучит и тает / Твой голос…». Приёмы ему тут очень нужны, так как описать все свои чувства в таком маленьком стихотворении очень трудно, и он прибегает к интенсивному способу изложения: каждый элемент описывает достаточно обстоятельно.

Ритм стихотворения – быстрый, энергичный, – Лермонтов создаёт для создания атмосферы резкости и конкретности в своих суждениях о любви; стихотворный размер – ямб – придаёт стихотворению оттенок мечтательности и удалённости от всего происходящего; способ рифмовки (перекрёстный) отнимает у стихотворения утончённость и делает его массовым в способе изложения.

Композиция и жанр

Стихотворение состоит из пяти строф. Целостность поэзии достигается за счет общей тематики. Повествование ведется от второго лица множественного числа. Лермонтов относит себя к потерянному поколению, видит горькие симптомы в своей душе и в окружающих. Откровение поэта подкупает и вызывает не осуждение его и его ровесников, а жалость к ним.

Михаил Юрьевич написал стихотворение при помощи шестистопного ямба. Однако иногда его сменяет четырех- и пятистопный ямб. Таким образом акцентируются определенные суждения поэта. В произведении задействована перекрестная рифма. Лермонтов часто обращался к такому виду рифмовки.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Дума.История создания – написано в 1838 году в период общения с бывшим декабристом на Кавказе.

Тема – тема потерянного поколения, бессмысленного существования дворянства.

Композиция – пять строф с ослабленной структурной, но сильной тематической связью.

Жанр – дума, стихотворение с философским и гражданским пафосом, есть черты элегии, сатиры, эпиграммы.

Стихотворный размер – в основном шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “огонь кипит в крови”, “мы вянем без борьбы”, “иссушили ум”, “чаша наслаждения”.

Эпитеты – “презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.

Метонимия – “богаты мы едва из колыбели”, “и к гробу мы спешим”.

Сравнение – “жизнь томит, как ровный путь без цели”, “как пир на празднике чужом”.

Оксюморон – “добросовестный, ребяческий разврат”.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тамара»

Много удивительных впечатлений подарила Михаилу Юрьевичу Лермонтову поездка на Кавказ в 1837 году. Ещё долго поэт обращался к теме горских легенд в своём творчестве. Яркий тому пример – стихотворение «Тамара», датированное 1841 годом.

Это произведение состоит из 12 строф-четверостиший. Все они имеют перекрёстную рифму вида abab. Автор выступает в качестве рассказчика. Стихотворение написано размеренным амфибрахием, что придаёт ему сходство со сказочным напевом.

«Тамара» действительно напоминает сказку. В неё используются лексические конструкции, характерные для фольклорных произведений. Вот, например, как автор знакомит читателя с героиней: В той башне высокой и тесной Царица Тамара жила: Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла.

Такой зачин напоминает типичное сказочное «жила-была».

Даже сами декорации, в которых разворачивается действо, создают впечатление нереальности происходящего. Мы видим грозные горы, стремительный речной поток. Ощущение опасности усиливается благодаря аллитерации: «Чернея на чёрной скале».

Героиня произведения – царица Тамара, поджидающая своих жертв в ночной тиши, – воплощение образа злой колдуньи из народных преданий. В темноте она зажигает огонь, привлекающий припозднившихся путников, и заводит протяжную песню, так же как это делают мифические сирены или коварные чародейки из сказок. Однако в отличие от Бабы-Яги или сморщенных ведьм братьев Гримм, Тамара завлекает странников не ради того, чтобы съесть их. Она заманивает мужчин ради ночи любви, а затем убивает их, сбрасывая со скал.

Образ колдуньи дополнен характерными деталями. Например, она владеет несметными сокровищами: На мягкой пуховой постели, В парчу и жемчуг убрана… Есть у неё и приспешники: Встречал его мрачный евнух.

Изображая действа, которые происходят в башне Тамары, поэт использует эпитеты, наполненные эротизмом: «странные, дикие звуки», «горячие руки», «сто юношей пылких и жён».

Но поутру чары развеиваются, и звуки прошедшей ночи растворяются. Несчастный путник погибает, упав со скалы. Автор сообщает, что царица произносит «Прости» в след уносящемуся водами реки телу. Может, она искренне скорбит о нём? Может, над башней нависло страшное проклятье, которое обрекает Тамару на одиночество, а её гостей – на смерть? Читатель никогда этого не узнает. Разве что сам, проверяя легенду, не отправится в теснину Дарьяла и не услышит чарующий голос царицы.

Считается, что это произведение вдохновлено старинной легендой о красивой и коварной грузинской царице, но в местном фольклоре никогда не существовало героини по имени Тамара. В стихотворении угадывается сюжет мифа о царице Клеопатре, изложенного в повести «Египетские ночи» А. С. Пушкиным

Но неважно, каков именно источник произведение. В любом случае, несомненна заслуга Михаила Юрьевича Лермонтова, которую придал этому преданию поэтичность и чувственную красоту

В глубокой теснине Дарьяла, Где роется Терек во мгле, Старинная башня стояла, Чернея на черной скале.

В той башне высокой и тесной Царица Тамара жила: Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла.

И там сквозь туман полуночи Блистал огонек золотой, Кидался он путнику в очи, Манил он на отдых ночной.

На мягкой пуховой постели, В парчу и жемчуг убрана, Ждала она гостя… Шипели Пред нею два кубка вина.

Сплетались горячие руки, Уста прилипали к устам, И странные, дикие звуки Всю ночь раздавалися там:

Как будто в ту башню пустую Сто юношей пылких и жен Сошлися на свадьбу ночную, На тризну больших похорон.

Но только что утра сиянье Кидало свой луч по горам, Мгновенно и мрак и молчанье Опять воцарялися там.

Лишь Терек в теснине Дарьяла, Гремя, нарушал тишину, Волна на волну набегала, Волна погоняла волну.

И с плачем безгласное тело Спешили они унести; В окне тогда что-то белело, Звучало оттуда: прости.

И было так нежно прощанье, Так сладко тот голос звучал, Как будто восторги свиданья И ласки любви обещал.

Мое грядущее в тумане

Мое грядущее в тумане,

Былое полно мук и зла…

Зачем не позже иль не ране

Меня природа создала?

К чему творец меня готовил,

Зачем так грозно прекословил

Надеждам юности моей?..

Добра и зла он дал мне чашу,

Сказав: я жизнь твою украшу,

Ты будешь славен меж людей!..

И я словам его поверил,

И, полный волею страстей,

Я будущность свою измерил

Обширностью души своей;

С святыней зло во мне боролось,

Я удушил святыни голос,

Из сердца слезы выжал я;

Как юный плод, лишенный сока,

Оно увяло в бурях рока

Под знойным солнцем бытия.

Тогда, для поприща готовый,

Я дерзко вник в сердца людей

Сквозь непонятные покровы

Приличий светских и страстей.

*****

Смерть поэта

Погиб поэт! — невольник чести, —

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? Веселитесь… он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно

Навёл удар… спасенья нет:

Пустое сердце бьётся ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?.. Издалёка,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока.

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы,

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сражённый, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?..

И, прежний сняв венок, — они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него,

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело.

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

И умер он — с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждёт;

Он недоступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперёд.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью —

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

1837 год

Бородино

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали.

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена́, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны —

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!»

1837 год

Стихи Лермонтова о Кавказе

Тебе, Кавказ, суровый царь земли…

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной;
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере, в стране тебе чужой,
Я сердцем твой – всегда и всюду твой.
Еще ребенком, робкими шагами
Взбирался я на гордые скалы,
Увитые туманными чалмами,
Как головы поклонников Аллы́.
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы,
Я в гости к ним летал мечтой послушной
И сердцем был – товарищ их воздушный.
С тех пор прошло тяжелых много лет,
И вновь меня меж скал своих ты встретил,
Как некогда ребенку, твой привет
Изгнаннику был радостен и светел.
Он пролил в грудь мою забвенье бед,
И дружно я на дружний зов ответил;
И ныне здесь, в полуночном краю,
Всё о тебе мечтаю и пою.

Крест на скале

В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.
О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!

Кавказу

Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?..
Нет! Прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечество свое:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для нее.

Утро на Кавказе

Светает – вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск и светит там и там:
Так девушки, купаяся в тени,
Когда увидят юношу они,
Краснеют все, к земле склоняют взор:
Но как бежать, коль близок милый вор!..

Кавказ

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..

Темы и настроение

Главной темой стихотворения является сущность современного человека. Лирический герой поэзии с презрением относится к своему поколению и не видит у него великого будущего. Он считает, что нынешнее общество ведет бессмысленное существование, его представителям плевать на добро и зло, все грани стерты. У этих людей нет целей в жизни и нет принципов, которых они могли бы придерживаться.

Лермонтов также поднимает тему преемственности поколений. Ошибки родителей влияют на детей. Их опыт привел к тому, что у потомков отсутствует жажда к знаниям и они проживают пустую жизнь. Автор в лице лирического героя озадачен тем, какое духовное наследие оставит его поколение миру.

Михаил Юрьевич не только охарактеризовал свое время, но и поднял тему власти и описал свое презрение к ней. Общество он называет рабами, поскольку после восстания декабристов дворянство перестало участвовать в жизни страны

Его представители закрылись в своем беззаботном радостном мире и отказывались обращать внимание на насущные проблемы других слоев общества

В самом произведение преобладают грустные настроения. В строках чувствуются нотки сожаления и безысходности. Лирический герой с тоской описывает пороки своего поколения и при этом относит самого себя к их представителям.

Образы и символы

В своем стихе Лермонтов задействовал ряж образов. Каждый из них был использован, ради выражения какой-то мысли, идеи:

  1. Лирический герой видит себя частью своего поколения, поэтому всегда говорит «мы». Но от других представителей своего времени его отличает печаль, с которой он смотрит на недостатки своих сверстников. Персонаж озадачен будущим и оттого ему грустно, что ничего он не оставит после себя потомкам. Он отличается от других сознательностью, с которой живет в праздности. Но он не способен этого изменить, ведь это порок его времени. Он ощущает себя лишь заложником роковой паутины социально-исторических закономерностей.
  2. «Ошибки отцов» — это то, что по мнению героя стало причиной бездействия его поколения. Этот образ олицетворяет восстание декабристов 1825 года. Горький опыт предшественников заставил будущие поколение отказаться от попыток что-то изменить сделать жизнь лучше. Поэтому их жизнь с самого начала похожа на «ровный путь без цели».
  3. Образ толпы представляет собой в стихотворении бездушную массу людей, что живут без духовных ценностей и высоких идеалов. При этом лирический герой себя также относит к этим людям. Он осознает, что навеки связан с людьми вокруг. Их навсегда связал опыт прошлых лет и история народа.
  4. Ранний плод символизирует поколение, описываемое Лермонтовым. Представители его поколения рано повзрослели и так же рано увяли. Однако пользы от их созревания не было, они стали бесполезны, словно безвкусные фрукты. Праздность сгубила их ум, а отсутствие свободы — души.

Автор также использует слова «иссушили» и «извлекли», через них он показывает сущность увядания представителей своего поколения. Они скрывают свои чувства и притупляют их, чтобы не стать посмешищем лицемерной общественности.

Тема

Духовная и социальная трагедия потерянного поколения. Автор пишет о своих современниках, которые рождены в богатстве, либо живут “ошибками отцов”, не видят смысла в жизни, не совершают поступков, плывут по течению, трусливо и беспринципно проживая каждый день своей пустой жизни. Не имея цели, не чувствуя вкуса жизни, они медленно шагают в сторону “могилы”, которая их совершенно не страшит.

Идея стихотворения в том, что человек, не способный жить, творить добро, чувствовать, помогать, любить, познавать Бога, никчёмен, его существование тускло и бессмысленно. Смерть не так страшна, как жизнь, которую ведёт “потерянное поколение”. Их ум и сердце очерствели, ни искусство, ни творчество, ни политика не способны затронуть что-то в глубине сознания этих людей. Когда человеку не к чему стремиться, он превращается в “молодого старика”, такие люди не оставят следа для потомков, исчезнут с лица земли никем не замеченными и бессмысленно.

Лирический герой не только раскрывает чудовищную картину жизни своих современников, но и находит черты этой “болезни” и у себя. Именно эти строки раскрывают стиль жизни самого поэта: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…”. Общественно-политические факторы способствовали “взращению” такого поколения, они – люди без будущего, это страшно и горько.

Анализ стихотворения Лермонтова «Стансы (Взгляни, как мой спокоен взор…)»

С подросткового возраста Михаил Лермонтов был горячо и безответно влюблен в Екатерину Сушкову, которая прямом смысле слова играла с поэтом, то давая ему надежду, то отвергая ухаживания. Мучительная нелепость этих отношений нередко находила отражение в творчестве Лермонтова, который посвятил своей избраннице обширный цикл стихов. В него вошли и «Стансы». написанные в 1830 году, когда 16-летний поэт еще питал иллюзий относительно возлюбленной и надеялся, что сможет добиться ее расположения.

«Стансы» состоят из трех частей, которые существенно различаются и по настроению, и по содержанию. В первой из них речь идет о настоящем времени, так как поэт утверждает, что сумел до конца перебороть свою страсть. Обращаясь к Сушковой, он отмечает: «Взгляни, как мой спокоен взор, хотя звезда судьбы моей померкнула». Поэт признается, что неоднократно готов был разрыдаться в присутствии любимой, видя, насколько она к нему несправедлива. Однако эти времена остались в далеком прошлом, и слеза «уж не придет, как этот час, на смех подосланный судьбой». Во второй части стихотворения Лермонтов мысленно обращается к прошлому, вспоминая: «Смеялась надо мною ты, и я презреньем отвечал», теперь же поэт убежден, что сможет спокойно переносить колкости своей избранницы, не реагируя на них. Автор подчеркивает: «Ничто не сблизит больше нас». Но при этом признается, что его сердце навеки принадлежит этой ветреной особе, хотя любовь к ней осталась в прошлом.

Третья часть «Стансов» посвящена будущему. В ней поэт пытается предугадать, как именно сложится его судьба, и что ждет впереди саму Екатерину Сушкову. Несмотря ни на что, в какой-то момент молодые люди все же были по-настоящему счастливы, и теперь на смену этому чувству пришла щемящая пустота. Лермонтов убежден, что уже никогда не сможет испытать ничего подобного. В то же время ему действительно хочется знать, чем его избранница заменит в своей ту первую, чистую и возвышенную, любовь. Ответа на этот вопрос у поэта нет, хотя он и подозревает, что Екатерина Сушкова будет совсем недолго страдать, если он исчезнет из ее жизни.

Стоит отметить, что после написания этого стихотворения Лермонтов еще на протяжении долгих 10 лет не мог избавиться от своих чувств к этой девушке. Он страдал, испытывал боль и разочарование, давал сам себе обещания никогда больше не встречаться с Сушковой и при этом нарушал их при первой же удобной возможности. Тем не менее, он все же сумел избавиться от этого наваждения и довольно жестоко наказал Сушкову, сперва заставив ее влюбиться в себя, а затем публично отвергнув.

«» .

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Как небеса, твой взор блистает…»

Лермонтов написал это стихотворение на Кавказе, когда там служил, в 1837 — 1841 гг. Кавказская природа и события, там происходившие, воодушевление удаленностью от Родины заставляют его написать его. Уже с самого начала, без всякого вступления, автор начинает описывать главное в стихотворении, что говорит о том, что он не хотел ждать, чтобы выразить все свои эмоции по поводу темы стихотворения, сразу показать людям, что он хотел им сказать. Как небеса, твой взор блистает… …Как небеса, звучит и тает Твой голос молодой… — Лермонтов сравнивает взгляд и голос любимого человека с небом и поцелуем. За твой единый взгляд Я рад отдать красавца сечи… …И он порою сладко блещет И сладостней звучит. При звуке том душа трепещет И в сердце кровь кипит, — здесь Михаил Иванович показывает, что эти взгляд и голос ему дороже его самого дорогого предмета — булата, с которым он провел много времени на Кавказе и который его ни разу не подводил — настолько его чувства сильны к какому-то человеку. Он рассказывает, как он любит свой булат, сколько в нем «сладости» и «блистания»; можно представить, ради чего он может его отдать. Но жизнью бранной и мятежной Не тешусь я с тех пор, Как услыхал твой голос нежный И встретил милый взор, — автор пишет, что с тех пор как увидел этого человека, он уже не занимается делами «бранными и мятежными», у него появилось новое, намного более сильное увлечение — любовь. По всей видимости, настолько сильным он его чувствует в первый раз, так как в противном случае он не отдал бы за него свой самый дорогой предмет. В этом стихотворении автор хотел выразить свои чувства к предмету своей любви, доказать всем, что у него неслабое сердце, чтобы любить, иметь надежду на победу в жизни и сделаться счастливым, что он еще потерял не все силы и не опустился сильно морально. Автор в стихотворении использовал много художественных приемов: параллелизм («…Как небеса, твой взор блистает… Как поцелуй, звучит и тает Твой голос молодой…»), эпитеты: «…взор блистает…», «…голос молодой…», «…волшебной речи…», «…единый взгляд…», «…сладко блещет…», «…сладостней звучит…», «…жизнью бранной и мятежной…», «…голос нежный…», «…милый взор…», сравнения: «Как небеса, твой взор блистает», «…Как поцелуй, звучит и тает Твой голос…». Приемы ему тут очень нужны, так как описать все свои чувства в таком маленьком стихотворении очень трудно, и он прибегает к интенсивному способу изложения: каждый элемент описывает достаточно обстоятельно. Ритм стихотворения — быстрый, энергичный, — Лермонтов создает для создания атмосферы резкости и конкретности в своих суждениях о любви; стихотворный размер — ямб — придает стихотворению оттенок мечтательности и удаленности от всего происходящего; способ рифмовки (перекрестный) отнимает у стихотворения утонченность и делает его массовым в способе изложения.

Как часто, пестрою толпою окружен

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, —

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, — памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —

Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незванную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

Январь 1840 года

*****

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: