Петр вяземский 📜 русский бог

Лучшие стихи петра вяземского | стихи | дзен

Степь

(Июнь 1849)

Бесконечная Россия
Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!
Тонут время и пространство
В необъятности твоей.

Степь широко на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.

Цепенеет воздух сжатый,
Не пахнет на душный день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень.

Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла.

С кровли аист долгоногой
Смотрит, верный домосед;
Добрый друг семьи убогой,
Он хранит ее от бед.

Шагом, с важностью спокойной
Тащут тяжести волы;
Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы. Как разбитые палатки
На распутий племен –
Вот курганы, вот загадки
Неразгаданных времен

Как разбитые палатки
На распутий племен –
Вот курганы, вот загадки
Неразгаданных времен.

Пусто всё, однообразно,
Словно замер жизни дух;
Мысль и чувство дремлют праздно,
Голодают взор и слух.

Грустно! Но ты грусти этой
Не порочь и не злословь:
От нее в душе согретой
Свято теплится любовь.

Степи голые, немые,
Всё же вам и песнь, и честь!
Всё вы – матушка Россия,
Какова она ни есть!

Июнь 1849

Жизнь наша в старости — изношенный халат

Жизнь наша в старости — изношенный халат:

И совестно носить его, и жаль оставить;

Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;

Нельзя нас починить и заново исправить.

Как мы состарились, состарился и он;

В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,

Чернилами он весь расписан, окроплён,

Но эти пятна нам узоров всех дороже;

В них отпрыски пера, которому во дни

Мы светлой радости иль облачной печали

Свои все помыслы, все таинства свои,

Всю исповедь, всю быль свою передавали.

На жизни также есть минувшего следы:

Записаны на ней и жалобы, и пени,

И на неё легла тень скорби и беды,

Но прелесть грустная таится в этой тени.

В ней есть предания, в ней отзыв наш родной

Сердечной памятью ещё живёт в утрате,

И утро свежее, и полдня блеск и зной

Припоминаем мы и при дневном закате.

Ещё люблю подчас жизнь старую свою

С её ущербами и грустным поворотом,

И, как боец свой плащ, простреленный в бою,

Я холю свой халат с любовью и почётом.

Между 1875 и 1877 годами

*****

Анализ стихотворения «Русский Бог» Вяземского

Сатира Петра Андреевича Вяземского «Русский бог» много лет ходила по рукам, а опубликована была без согласия автора в зарубежном «Колоколе» А. Герцена.

Стихотворение написано в 1828 году. Его автору исполнилось 36 лет, он хоть и чиновник, однако в душе почти что революционер, потому и находится под негласным надзором. Азартно занимается журналистикой, слывет вольнодумцем и сатириком. Он даже хотел было вместе с семьей покинуть недемократичную Родину, но потом передумал, объяснился лично с царем и принял пост в министерстве финансов. По жанру – фельетон, по размеру – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой, 9 строф. Лирический герой – сам автор. Сочинил он эти стихи после поездки из Пензы домой, которая его изрядно измучила своей некомфортностью. «Русский бог» — идиома из времен Древней Руси, восклицание побежденного Мамая. Начинает поэт с раздраженного вопроса: нужно ль вам истолкованье? Затем с безаппеляционной интонацией прохаживается по многим сторонам русской жизни. Между прочим, бытовые его интересуют в особенности. Если дорога состоит из ухабов, зимой занесена снегом, а на постоялых дворах тараканы с клопами не дают уснуть – вы точно в России, утверждает поэт. Затем он пишет о «голодных и холодных», присоединяя к ним и «недоходные именья», где владельцы вынуждены выживать в долгах.

Дальше идет сатирическая портретная зарисовка в духе молодого А. Пушкина, где перечисляются груди и то, что пониже спины, лапти, пухлые ноги, горькие лица и прокисшие сливки. Наливки и рассолы мешаются с душами, «представленными в залог»: А. Пушкин поделился не только с Н. Гоголем, но и с П. Вяземским историей о «мертвых душах». Наконец, «бригадирш»: отсылка к комедии Д. Фонвизина. Поэт высмеивает спесь «всех с анненской на шее» (орден св. Анны). Кстати, спустя лет 10 он и сам получил такой орден. В финале он костерит обрусевших немцев, коих во власти было предостаточно. Что ж, действительно, все это пестрое собранье до сих пор ходит под Богом. Также понятно, что стрелы автора во многом направлены на общечеловеческие типажи и недостатки. Скажем, спустя 85 лет поэт А. Блок, путешествуя по Франции, отметил ее «невылазную грязь», блох и дурные кушанья с перцем. Анафора и вообще повтор – основной прием этого стихотворения: вот он, вот он. Эпитеты: бродяжных, отвислых, тараканьих.

Свое произведение «Русский бог» П. Вяземский впервые прислал весной 1828 года в письме друзьям, братьям Тургеневым.

Я пережил

Я пережил и многое, и многих,

И многому изведал цену я;

Теперь влачусь в одних пределах строгих

Известного размера бытия.

Мой горизонт и сумрачен, и близок,

И с каждым днём всё ближе и темней;

Усталых дум моих полёт стал низок,

И мир души безлюдней и бедней.

Не заношусь вперёд мечтою жадной,

Надежды глас замолк — и на пути,

Протоптанном действительностью хладной,

Уж новых мне следов не провести.

Как ни тяжёл мне был мой век суровый,

Хоть житницы моей запас и мал,

Но ждать ли мне безумно жатвы новой,

Когда уж снег из зимних туч напал?

По бороздам серпом пожатой пашни

Найдёшь ещё, быть может, жизни след;

Во мне найдёшь, быть может, след вчерашний,

Но ничего уж завтрашнего нет.

Жизнь разочлась со мной; она не в силах

Мне то отдать, что у меня взяла,

И что земля в глухих своих могилах

Безжалостно навеки погребла.

1837 год

*****

Зима

В дни лета природа роскошно,

Как дева младая, цветет,

И радостно денно и нощно

Ликует, пирует, поет.

Красуясь в наряде богатом,

Природа царицей глядит,

Сафиром, пурпуром, златом

Облитая, чудно горит.

И пышные кудри и косы

Скользят с-под златого венца,

И утром и вечером росы

Лелеют румянец лица.

И полные плечи и груди —

Всё в ней красота и любовь,

И ею любуются люди,

И жарче струится в них кровь.

С приманки влечет на приманку!

Приманка приманки милей!

И день с ней восторг спозаранку,

И ночь упоительна с ней!

Но поздняя осень настанет:

Природа состарится вдруг;

С днем каждым всё вянет, всё вянет,

И ноет в ней тайный недуг.

Морщина морщину пригонит,

В глазах потухающих тьма,

Ко сну горемычную клонит,

И вот к ней приходит зима.

Из снежно-лебяжьего пуху

Спешит пуховик ей постлать,

И тихо уложит старуху,

И скажет ей: спи, наша мать!

И спит она дни и недели,

И полгода спит напролет,

И сосны над нею и ели

Раскинули темный намет.

И вьюга ночная тоскует

И воет над снежным одром,

И месяц морозный целует

Старушку, убитую сном.

Ноябрь 1848 года

*****

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Варшава

В 1817 году с помощью друзей Петр Андреевич Вяземский, биография которого является темой нашей статьи, переехал в Варшаву на должность переводчика при императорском комиссаре. Там князь принял участие в открытии первого сейма, перевел знаменитую речь Александра Первого, прославившуюся своими либеральными обещаниями, и поучаствовал в составлении «Государственной уставной грамоты Российской империи». Кроме того, он переводил на русский язык, редактировал и дорабатывал франкоязычный проект конституции Пешар-Дешана. Деятельность Вяземского высоко ценилась в Варшаве. 28 марта 1819 года он стал надворным советником, 19 октября того же года – коллежским советником. И это при том, что срок чинопроизводства обычно составлял шесть лет. Петр Вяземский был вхож в двор Александра Первого. С императором он обсуждал вопросы будущей конституции.

В те времена в Варшаве царила либеральная атмосфера, которую легко увлекающийся князь воспринял очень горячо. В 1818 году он вступил в варшавскую масонскую ложу Северного Щита.

Тогдашние переживания Вяземского были близки к настроениям декабристов. В 1820 году он стал членом Общества добрых помещиков и подписал записку об освобождении крестьян, поданую императору графом Воронцовым. Александр Первый отказался от масштабных перемен, чем сильно расстроил такого амбициозного реформатора, как Вяземский Петр Андреевич. Стихи поэта «Петербург», «К кораблю» и «Негодование» отразили его мысли на этот счет. Острая поэзия привела к тому, что князя отстранили от службы. Когда в июне 1821 года он приехал в Россию в отпуск, ему запретили возвращаться обратно в Польшу. Тогда Петр Андреевич решил уйти в отставку и отказался от придворного звания, несмотря на недовольство императора.

Зимняя прогулка

Ждёт тройка у крыльца; порывом

Коней умчит нас быстрый бег.

Смотрите — месячным отливом

Озолотился первый снег.

Кругом серебряные сосны;

Здесь северной Армиды сад:

Роскошно с ветви плодоносной

Висит алмазный виноград;

Вдоль по деревьям арабеском

Змеятся нити хрусталя;

Серебряным, прозрачным блеском

Сияют воздух и земля.

И небо синее над нами —

Звездами утканный шатёр,

И в поле искрится звездами

Зимой разостланный ковёр.

Он, словно из лебяжьей ткани,

Пушист и светит белизной;

Скользя, как чёлн волшебный, сани

Несутся с плавной быстротой.

Всё так таинственно, так чудно;

Глядишь — не верится глазам.

Вчерашний мир спит беспробудно,

И новый мир открылся нам.

Гордяся зимнею обновой,

Ночь блещет в светозарной тьме;

Есть прелесть в сей красе суровой,

Есть прелесть в молодой зиме,

Есть обаянье, грусть и нега,

Поэзия и чувств обман;

Степь бесконечная и снега

Необозримый океан.

Вот леший — скоморох мохнатый,

Кикимор пляска и игра,

Вдали мерещатся палаты,

Всё из литого серебра.

Русалок рой среброкудрявый,

Проснувшись в сей полночный час,

С деревьев резво и лукаво

Стряхает иней свой на нас.

Ноябрь 1868 года, Царское Село

Детство

Петр Вяземский, краткая биография которого будет сегодня рассмотрена, произошел из древнего княжеского рода. Его отец, князь Андрей Иванович – был тайным советником нижегородского и пензенского наместника. Мать Петра звали Дженни О’Рейли. Позже она стала известна как Евгения Ивановка Вяземская. Родители познакомились во Франции, во время гран-тура Андрея Ивановича по Европе. На тот момент Дженни была замужем, и ей пришлось попросить у своего супруга – французского офицера — развод. Родители Андрея Вяземского были против такого брака, но он оказался непреклонен.

9 августа 1972 года у новоиспеченной пары родился сын Петр. В честь него отец за 26 тысяч рублей приобрел в московской области село Остафьево. Именно здесь в период с 1800 по 1807 год возвели двухэтажную усадьбу, в которой ныне находится музей «Русский Парнас». Усадьба Вяземских была в начале XIX века местом сосредоточения культурной российской свиты.

Служба

Князь довольно стремительно рос в чинах, и к 1839 году стал действительным статским советником. Параллельно с этим он получил орден Святой Анны второй степени и орден Святого Станислава первой степени. Сам же князь относился к своей государственной службе довольно иронично. Он считал себя абсолютно бездарным в финансовых операциях. Временами он вел себя вызывающе, к примеру, демонстративно игнорировал придворные церемонии в Зимнем дворце.

Тем не менее работа Вяземского в министерстве финансов была довольно плодотворной. За время своей служебной деятельности он публиковал несколько экономических статей, поучаствовал в организации русско-английского договора 1843 года, основал библиотеку в департаменте внешней торговли и неоднократно заменял директора департамента при его отсутствии. В 1831 году Вяземский Петр Андреевич организовал Вторую всероссийскую промышленно-художественную выставку. Фактически 13 лет российская внешняя политика держалась на Вяземском. Директором департамента он не стал по чисто формальной причине: так как не был военным.

Смена императора

Когда в России стал главенствовать Александр Второй, с которым у Вяземского всегда складывались хорошие отношения, князь стал товарищем министра народного просвещения, и возглавил Главное управление цензуры. В конце 1850 годов он был уважаемым человеком при дворе, и одним из любимых приближенных для императрицы Марии Александровны. Вяземский посвятил ей немало стихотворений, как и другим представителям правящего дома. Он вновь активно стал подниматься по карьерной лестнице и в 1866 году стал обер-шенком Императорского Двора. В 1861 году в городе Петербурге торжественно отпраздновали 50-летний юбилей писательской деятельности Петра Андреевича.

В 1858 году Вяземский покончил с активной служебной деятельностью, заявив, что предпочитает бороться с цензурой как писатель. При этом его авторитет при дворе остался неизменным. Еще в конце 1810-х князь начал страдать от нервного заболевания, которое со временем усугублялось. Оно сопровождалось мучительной бессонницей и тяжелыми приступами депрессии.

Масленица на чужой стороне

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Ты живительной улыбкой,

Свежей прелестью лица

Пробуждаешь к чувствам новым

Усыпленные сердца.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка зима!

Из-за льдистого Урала

Как сюда ты невзначай,

Как, родная, ты попала

В бусурманский этот край?

Здесь ты, сирая, не дома,

Здесь тебе не по нутру;

Нет приличного приема,

И народ не на юру.

Чем твою мы милость встретим?

Как задать здесь пир горой?

Не суметь им, немцам этим,

Поздороваться с тобой.

Не напрасно дедов слово

Затвердил народный ум:

«Что для русского здорово,

То для немца карачун!»

Нам не страшен снег суровый,

С снегом — батюшка-мороз,

Наш природный, нагл дешевый

Пароход и паровоз.

Ты у нас краса и слава,

Наша сила и казна,

Наша бодрая забава,

Молодецкая зима!

Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир,

И блинами и настойкой

Закутит крещеный мир.

В честь тебе и ей Россия,

Православных предков дочь,

Строит горы ледяные

И гуляет день и ночь.

Игры, братские попойки,

Настежь двери и сердца!

Пышут бешеные тройки,

Снег топоча у крыльца.

Вот взвились и полетели,

Что твой сокол в облаках!

Красота ямской артели

Вожжи ловко сжал в руках;

В шапке, в синем полушубке

Так и смотрит молодцом,

Погоняет закадычных

Свистом, ласковым словцом.

Мать дородная в шубейке

Важно в розвальнях сидит,

Дочка рядом в душегрейке

Словно маков цвет горит.

Яркой пылью иней сыплет

И одежду серебрит,

А мороз, лаская, щиплет

Нежный бархатец ланит.

И белее и румяней

Дева блещет красотой,

Как алеет на поляне

Снег под утренней зарей.

Мчатся вихрем, без помехи

По полям и по рекам,

Звонко щелкают орехи

На веселие зубкам.

Пряник, мой однофамилец,

Также тут не позабыт,

А наш пенник, наш кормилец

Сердце любо веселит.

Разгулялись город, села,

Загулялись стар и млад, —

Всем зима родная гостья,

Каждый масленице рад.

Нет конца веселым кликам,

Песням, удали, пирам.

Где тут немцам-горемыкам

Вторить вам, богатырям?

Сани здесь — подобной дряни

Не видал я на веку;

Стыдно сесть в чужие сани

Коренному русаку.

Нет, красавица, не место

Здесь тебе, не обиход,

Снег здесь — рыхленькое тесто,

Вял мороз и вял народ.

Чем почтят тебя, сударку?

Разве кружкою пивной,

Да копеечной сигаркой,

Да копченой колбасой.

С пива только кровь густеет,

Ум раскиснет и лицо;

То ли дело, как прогреет

Наше рьяное винцо!

Как шепнет оно в догадку

Ретивому на ушко, —

Не поет, ей-ей, так сладко

Хоть бы вдовушка Клико!

Выпьет чарку-чародейку

Забубённый наш земляк:

Жизнь копейка! — Смерть-злодейку

Он считает за пустяк.

Немец к мудрецам причислен,

Немец — дока для всего,

Немец так глубокомыслен,

Что провалишься в него.

Но, по нашему покрою,

Если немца взять врасплох,

А особенно зимою,

Немец — воля ваша! — плох.

20 февраля 1853 года, Дрезден

*****

Анализ стихотворения Вяземского «Еще тройка»

Перед читателем бойкое живое стихотворение Петра Андреевича Вяземского (1792 – 1878) «Ещё тройка». Оно настолько полюбилось публике, что сразу несколько композиторов (П. Карасёв, А. Дюбюк, А. Катенин) брались в разное время сочинить музыку для него. В итоге в 1865 году Павел Петрович Булахов написал музыку, которая превратила стихотворение в бессмертный романс.

Тема тройки, мчащейся по бескрайним просторам, всегда была популярна в русской культуре. Мы можем встретить этот образ в народных песнях и на картинах знаменитых художников. Очень любили русскую тройку поэты и писатели XIX века. Особые чувства вызывает она, например, у Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова и др. Тройка Вяземского прекрасно вписывается в этот ряд. Она вобрала в себя всё многообразие образов, связанных с родной землёй.

Это произведение было написано в 1834 году, а впервые опубликовано в 1862 году в альманахе А. Смирдина «Новоселье». Состоит стихотворение из десяти строф, представляющих собой обычные четверостишия. Строки рифмуются перекрёстно (схема abab), женские окончания чередуются с мужскими.

Автор выступает как рассказчик. В начале произведения он демонстрирует читателю фон, на котором будет разворачиваться действие. Как умелый художник он рисует густую ночь, широкую степь и мчащуюся тройку лошадей. Поэт не жалеет эпитетов для описания красот родной природы: «ночь тёмная», неверный «блеск зыбучий», «тьма ночная» хорошо передают настроение автора, заставляя читателя разделить с ним «думу томную».

Благодаря сравнениям пейзаж обретает таинственные краски и звуки:
Словно леший ведьме вторит
И аукается с ней,
Иль русалка тараторит
В роще звучных камышей.

Звуки также служат для создания эффекта присутствия. Поэт прибегает к аллитерациям, чтобы читатель самостоятельно проникся волшебством ночи. Повторяющиеся «з», «с» и «ц» доносят до него звон колокольчиков – «визжит», «звучный», «голосисто», «кольцо», «месяц». Гулкие согласные передают топот лошадиных копыт: «глухо», «копыт», «из-под», «хохочет».

Затем автор переключает внимание. В свете сверкающей луны он пристально рассматривает возницу

Его интересует, кто этот человек, куда он направляется в этот поздний час:
Кто сей путник? И отколе,
И далёк ли путь ему?
По неволе иль по воле
Мчится он в ночную тьму?

Целых пять строф посвящает поэт этим размышлениям, перебирая разные варианты. Но в это время экипаж проезжает мимо и скрывается в темноте. Вместе с ним исчезает и месяц, гаснут звуки колокольчика.

Можно по-разному толковать, что скрывается под образом тройки, промелькнувшей в ночи перед взором рассказчика. Может, это намёк на судьбу России, а лошади выступают как разнородные силы, в единой упряжке тянущие страну в неизвестность. Может, это метафора человеческой жизни, которая как мгновение проносится перед глазами наблюдателя. Ясно одно – образ тройки имеет глубокий смысл и очень близок русскому человеку.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Личная жизнь Петра

Вяземский женился в 1811 году на княжне Вере Гагариной. Биография Вяземского Петра Андреевича описывает необычные обстоятельства его знакомства и свадьбы с будущей супругой. Однажды, во время вечеринки, одна девица бросила свой башмачок в пруд. Доставать его кинулись многие молодые люди. В их числе был и Петр. Но молодой князь захлебнулся водой. Его вытащили, откачали, но домой он возвратиться временно не мог, по причине своей слабости.

Петра положили в кровать в доме, где как раз жила Вера. Она усердно ухаживала за ним, пока ему пришлось у них погостить. Между знакомыми пошли разнообразные слухи. Отец Веры вынужден был поговорить с гостем о женитьбе, дабы не осрамить доброе имя княжны. Петр согласился, и свадьба состоялась. Только венчался он сидя в кресле.

Брак все же оказался удачным. Счастливым и прочным. Вера была намного старше Петра. И как-то сразу заняла в доме лидирующую позицию. Княгиню красавицей не называли, но этот недостаток компенсировался ее живым, добросердечным и веселым нравом. Впоследствии она очень полюбилась Пушкину, который на то время уже стал другом Петра.

1840-1850 годы

Планомерно поэт отказывался от либерализма в пользу консервативности и религиозности. Параллельно с этим его перестали воспринимать как модного и актуального литератора. Новое поколение читателей считало творчество князя Вяземского устаревшим, а критики не брезговали пренебрежительными острыми фразами в своих отзывах о нем. В критических работах «Языков-Гоголь» и «Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина» Вяземский резко осудил новое поколение русских литераторов. Из близких ему писателей того времени можно отметить Жуковского, Гоголя, Тютчева и Плетнева. Во время путешествий за границу поэт познакомился и начал хорошо общаться со многими европейскими писателям — Стендалем, Мицкевичем и де Сент-Бевом. С 1840-х Петр Андреевич занялся активной пропагандой русской литературы за рубежом, в чем добился серьезных успехов.

В 1848 году Вяземский обратился к Николаю Первому с «Запиской о цензуре», в которой он предлагал реформировать русскую цензуру. В 1850 году, когда умер седьмой ребенок Петра Андреевича, он совершил паломничество ко Гробу Господню в Иерусалим, а в начале 50-х лечился в Европе от приступа нервной болезни. На события Крымской войны поэт отреагировал циклом патриотических стихотворений, который широко разошлись по России и некоторым европейским странам.

Деятельность опального поэта

В 1821-1828 гг. Вяземский был в опале у властей и жил в основном в Москве. В это время он увлекся журналистикой и основал журнал «Московский телеграф». Начал выступать с критикой, которая всегда была очень острой. Написал много рецензий на произведения других авторов. Перевел на русский роман «Адольф» и «Крымские сонеты». Собирался написать свой собственный.

Несмотря на опалу, он развернул такую деятельность, что его имя стало входить в пятерку самых популярных писателей того времени. Вяземский Петр Андреевич, книги которого читались взахлеб, стал настолько знаменитым, что многие его цитаты превращались в пословицы, а стихи – в народные песни. Наиболее известные и популярные его книги:

  • «Старая записная книжка»;
  • «Дорожная дума»;
  • «Из поэтического наследия»;
  • «Любить. Молиться. Петь»;
  • «В дороге и дома»;
  • «Избранные стихотворения».

Естественно, что правительству не нравилась его независимая позиция после восстания декабристов. И начиная с 1827 года Вяземского стали «травить». Петр обвинялся в разврате и плохом влиянии на молодежь. Голицыну было предписано предупредить Вяземского о прекращении его деятельности, иначе правительство собиралось «принять меры». Причем поводом послужил ложный донос на Петра, где говорилось, что он собирался издавать газету под чужим авторством. В своем ответном письме, в котором звучала обида, он грозился покинуть родину. Но из-за семьи ему пришлось остаться.

Прощание с халатом

Прости, халат! товарищ неги праздной,

Досугов друг, свидетель тайных дум!

С тобою знал я мир однообразный,

Но тихий мир, где света блеск и шум

Мне в забытьи не приходил на ум.

Искусства жить недоученный школьник,

На поприще обычаев и мод,

Где прихоть-царь тиранит свой народ,

Кто не вилял? В гостиной я невольник,

В углу своем себе я господин,

Свой меря рост не на чужой аршин.

Как жалкий раб, платящий дань злодею,

И день и ночь, в неволе изнурись,

Вкушает рай, от уз освободясь,

Так, сдернув с плеч гостиную ливрею

И с ней ярмо взыскательной тщеты,

Я оживал, когда, одет халатом,

Мирился вновь с покинутым Пенатом;

С тобой меня чуждались суеты,

Ласкали сны и нянчили мечты.

У камелька, где яркою струею

Алел огонь, вечернею порою,

Задумчивость, красноречивый друг,

Живила сон моей глубокой лепи.

Минувшего проснувшиеся тени

В прозрачной тьме толпилися вокруг;

Иль в будущем, мечтаньем окриленный,

Я рассекал безвестности туман,

Сближая даль, жил в жизни отдаленной

И, с истиной перемешав обман,

Живописал воздушных замков план.

Как я в твоем уступчивом уборе

В движеньях был портного не рабом,

Так мысль моя носилась на просторе

С надеждою и памятью втроем.

В счастливы дни удачных вдохновений,

Когда легко, без ведома труда,

Стих под перо ложился завсегда

И рифма, враг невинных наслаждений,

Хлыстовых бич, была ко мне добра;

Как часто, встав с Морфеева одра,

Шел прямо я к столу, где Муза с лаской

Ждала меня с посланьем или сказкой

И вымыслом, нашептанным вчера.

Домашний мой наряд ей был по нраву:

Прием ее, чужд светскому уставу,

Благоволил небрежности моей.

Стих вылетал свободней и простей;

Писал шутя, и в шутке легкокрылой

Работы след улыбки не пугал.

Как жалок мне любовник муз постылый,

Который нег халата не вкушал!

Поклонник мод, как куколка одетый

И чопорным восторгом подогретый,

В свой кабинет он входит, как на бал.

Его цветы — румяны и белила,

И, обмакнув в душистые чернила

Перо свое, малюет мадригал.

Пусть грация жеманная в уборной

Дарит его улыбкою притворной

За то, что он выказывал в стихах

Слог распиской и музу в завитках;

Но мне пример: бессмертный сей неряха —

Анакреон, друг красоты и Вакха,

Поверьте мне, в халате пил и пел;

Муз баловень, харитами изнежен

И к одному веселию прилежен,

Играя, он бессмертие задел.

Не льщусь его причастником быть славы,

Но в лени я ему не уступлю:

Как он, люблю беспечности забавы,

Как он, досуг и тихий сон люблю.

Но скоро след их у меня простынет:

Забот лихих меня обступит строй,

И ты, халат! товарищ лучший мой,

Прости! Тебя неверный друг покинет.

Теснясь в рядах прислуженцев властей,

Иду тропой заманчивых сетей.

Что ждет меня в пути, где под туманом

Свет истины не различишь с обманом?

Куда, слепец, неопытный слепец,

Я набреду? Где странствию конец?

Как покажусь я перед трон мишурный

Владычицы, из своенравной урны

Кидающей подкупленной рукой

Дары свои на богомольный рой,

Толпящийся с кадилами пред нею?

Заветов я ее не разумею, —

Притворства чужд и принужденья враг,

От юных дней ценитель тихих благ.

В неловкости, пред записным проворством

Искусников, воспитанных притворством,

Изобличит меня мой каждый шаг.

И новичок еще в науке гибкой:

Всем быть подчас и вместе быть ничем

И шею гнуть с запасною улыбкой

Под золотой, но тягостный ярем;

На поприще, где беспрестанной сшибкой

Волнуются противников ряды,

Оставлю я на торжество вражды,

Быть может, след моей отваги тщетной

И неудач постыдные следы.

О мой халат, как в старину приветный!

Прими тогда в объятия меня.

В тебе найду себе отраду я.

Прими меня с досугами, мечтами,

Венчавшими весну мою цветами.

Сокровище благ прежних возврати;

Дай радость мне, уединясь с тобою,

В тиши страстей, с спокойною душою

И не краснев пред тайным судиею,

Бывалого себя в себе найти.

Согрей во мне в холодном принужденье

Остывший жар к благодеяньям муз,

И гений мой, освободясь от уз,

Уснувшее разбудит вдохновенье.

Пусть прежней вновь я жизнью оживу

И, сладких снов в волшебном упоенье

Переродясь, пусть обрету забвенье

Всего того, что видел наяву.

21 сентября 1817 года, Остафьево

Вяземский – «декабрист без декабря»

Князь Петр Вяземский не захотел лично участвовать в тайных обществах декабристов. Но перед арестом Пущина зашел к нему с предложением сохранить бумаги, какие друг сочтет нужным. Только через 32 года Вяземский вернул поэту портфель с запретными стихами многих авторов.

Только за один поступок хранения таких документов Петр мог пойти на каторгу. Несмотря на то что не побоялся сохранить запретные бумаги, участвовать в восстании Вяземский не стал. Он считал, что кровавые методы переворота неприемлемы и можно найти более мирные варианты.

Расправу над декабристами Петр переживал очень тяжело. Часть его произведений связана с этим периодом жизни. Но он остался верен своим убеждениям. В результате стал считаться опасным оппозиционером. В результате начиная с 1820 года за ним была установлена тайная слежка.

Когда? Когда?

Когда утихнут дни волненья

И ясным дням придёт чреда,

Рассеется звездой спасенья

Кровавых облаков гряда?

Когда, когда?

Когда воскреснут добры нравы,

Уснёт и зависть и вражда?

Престанут люди для забавы

Желать взаимного вреда?

Когда, когда?

Когда корысть, не зная страха,

Не будет в храминах суда

И в погребах, в презренье Вакха,

Вино размешивать вода?

Когда, когда?

Когда поэты будут скромны,

При счастье глупость не горда,

Красавицы не вероломны

И дружба в бедствиях тверда?

Когда, когда?

Когда очистится с Парнаса

Неверных злобная орда,

И дикого её Пегаса

Смирит надёжная узда?

Когда, когда?

Когда на языке любовном

Нет будет нет, да будет да

И у людей в согласьи ровном

Расти с рассудком борода?

Когда, когда?

Когда не по полу прихожей

Стезю проложат в господа

И будет вывеской вельможей

Высокий дух, а не звезда?

Когда, когда?

Когда газета позабудет

Людей морочить без стыда,

Суббота отрицать не будет

Того, что скажет середа?

Когда, когда?

1815 год

*****

Полоса трагедий

В 1830-х в жизни у Вяземского началась темная полоса, состоящая из смертей детей и многих друзей, отдельное место среди которых занимал Пушкин. Из-за пережитых трагедий в творчестве поэта все чаще начала просматриваться меланхоличность, граничащая с мрачностью. А к 40-м годам в нем даже появились религиозные мотивы. Именно тогда пришло официальное признание творческих заслуг поэта – он стал членом Российской академии и Санкт-Петербургской Императорской академии наук.

Постепенно Вяземский стал отходить от активной литературной деятельности. До 1836 года поэт еще планировал издательство собственных альманахов и журналов, но со смертью Пушкина его активность как журналиста и критика едва ли не сошла на нет.

Возвращение на государственную службу

К 1829 году материальное положение семьи Вяземских стало плачевным. Петр был «загнан в угол», отчаялся. Ради семьи он решил примириться с правительством и написал императору Николаю извинения. Монарх потребовал принести их в устной форме не только ему, но и своему царственному брату в Варшаве.

В результате Петр Вяземский, фото которого есть в данной статье, снова был принят на государственную службу. Работал чиновником по особым поручениям на министра финансов до 1846 года. За это время Вяземский успел стать камергером императорского двора и вице-президентом внешней торговли. В 1850-1860 гг. дослужился до замминистра просвещения.

В 1856 году Вяземский был назначен на должность начальника Главка управления цензуры. Он постарался не пропустить лучшие творческие дарования, но оказался между двух огней. Старшее поколение его хвалило, а такие, как Герцен, «хаяли». Государь не видел в его деятельности ничего полезного. И Вяземскому пришлось подать в отставку.

Петр Вяземский, биография: «Арзамас»

В 1815 году обострились отношения между сторонниками Карамзина и Шишкова. Вяземский и некоторые другие поэты и писатели объединились в группу «Арзамас». В ней Петру было дано прозвище Асмодей, шутливое и зловещее. В «Арзамасе» все творческие личности баловались черной магией. Причем связывали ее со своими произведениями. Говорили надгробные слова для еще живых соперников и т. д.

Через много лет Вяземский начал считать, что такая непотребная деятельность отразилась на нем самом как наказание. Он считал, что вокруг него был создан заговор молчания. И таким образом он оказался отрезан от мира. Именно в «Арзамасе» между Пушкиным и Вяземским сначала вспыхнуло соперничество. Но потом переросло в дружбу.

Русский бог

Нужно ль вам истолкованье,

Что такое русский бог?

Вот его вам начертанье,

Сколько я заметить мог.

Бог метелей, бог ухабов,

Бог мучительных дорог,

Станций — тараканьих штабов,

Вот он, вот он русский бог.

Бог голодных, бог холодных,

Нищих вдоль и поперек,

Бог имений недоходных,

Вот он, вот он русский бог.

Бог грудей и жоп отвислых,

Бог лаптей и пухлых ног,

Горьких лиц и сливок кислых,

Вот он, вот он русский бог.

Бог наливок, бог рассолов,

Душ, представленных в залог,

Бригадирш обоих полов,

Вот он, вот он русский бог.

Бог всех с анненской на шеях,

Бог дворовых без сапог,

Бар в санях при двух лакеях,

Вот он, вот он русский бог.

К глупым полон благодати,

К умным беспощадно строг,

Бог всего, что есть некстати,

Вот он, вот он русский бог.

Бог всего, что из границы,

Не к лицу, не под итог,

Бог по ужине горчицы,

Вот он, вот он русский бог.

Бог бродяжных иноземцев,

К нам зашедших за порог,

Бог в особенности немцев,

Вот он, вот он русский бог.

1828 год

*****

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: