Краткое содержание
Лирический герой выступает в роли наблюдателя. Он видит лес, который околдован зимой. Деревья покрывает снежная бахрома, все замерло и затихло. Но в то же время лес чудесно блестит.
Лес не мертвый и не живой. Он околдован чародейкой, поэтому погрузился в волшебный сон. Снег покрывает ветви, кусты, землю. Он напоминает белый пух, который выполняет роль цепи. Если внимательно смотреть на лес, то можно подумать, что его опутало и сковало неведомое волшебство.
Даже если солнце бросит на деревья свои лучи, то ничто не затрепещет и не откликнется. Но свет отразится от белоснежной поверхности и заставит воздух заискриться.
Средства выразительности
Как и всегда, Тютчев использует множество тропов. Средства выразительности помогают ему создать завораживающий и волшебный образ леса. Поэт выражает свою идею с помощью таких художественных приемов, как:
- Эпитеты – “неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” легкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса”.
- Метафоры – “Чародейка Зима околдовала лес”, “лес окутан пуховой цепью”.
- Олицетворения – “лес стоит”, “солнце мещет”.
Благодаря им поэту удается передать философскую идею о том, что природа – такая же живая, как человек, она прекрасна и самостоятельна. Федор Иванович также использует устаревшие слова, которые делают все сказанное им более торжественным.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Черемуха» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – художественные приемы, тема, идея
Следующая
Анализ стихотворений«Не то, что мните вы, природа» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – главный герой, композиция
Мир и поэзия
Для Федора Ивановича мир — загадка, а поэзия — это тайна вдвойне. Она греховна, поскольку, по мысли автора, удваивает греховность земли. Загадку можно разгадать, но это надо еще суметь сделать. Реалии у поэта — это эмблемы (то есть однозначно истолковываются), а не символы (многозначные). Хотя следует отметить множественность самого значения. Тютчев предполагает, что сам мир есть загадка, он имеет смысл, значение. Мир кем-то задан. Но кем же? Возьмем стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». Из него видно, что в природе есть смысл. Мир разговаривает с нами, но не все его слышат. Бытие — это Слово, сказанное кем-то для кого-то. А люди не могут понять этого неземного языка и остаются глухонемыми («Природа — сфинкс…», написанное в 1869 году, и др.).
Философская лирика Тютчева кратко была рассмотрена в данной статье. При ее написании были использованы наблюдения Юрия Лотмана — известного литературоведа. Вы можете обратиться к его трудам и дополнить свои знания, отметив и некоторые другие особенности философской лирики Тютчева, в этой статье не рассмотренные. Можно использовать и другие источники для изучения творчества Федора Ивановича, например книгу Ирины Ильиничны Ковтуновой «Очерки по языку русских поэтов», в которой можно найти главу, посвященную творчеству Тютчева. Или же обратиться к изданной еще в 1962 году книге «Жизнь и творчество Тютчева», написанной Кириллом Васильевичем Пигаревым. Мы же постарались хоть и кратко, но по возможности емко осветить заданную тему.
Философские мотивы в лирике Тютчева
Тема космоса и хаоса
«Нераздельно и неразрывно» связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.
Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день «блистательным покровом», другом «человека и богов», и исцелением «души болящей», описывая ночь как обнажающую бездну «с своими страхами и мглами» в человеческой душе. В то же время, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?», обращаясь к ветру, просит:
Хаос для поэта «родимый», прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.
читаем в стихотворении «Сижу задумчив и один…»
Вечность мира и временность человека
В других строках сожалеет о пределе человеческого познания, невозможности проникновения в тайну истоков бытия:
И смиряется с тем, что природа, вселенная движется дальше в своем развитии бесстрастно и безудержно,
Природа как часть целого
Еще известный русский философ Семен Франк заметил, что поэзию Тютчева пронизывает космическое направление, превращая ее в философию, проявляясь в ней в первую очередь общностью и вечностью тем
Поэт, по его наблюдениям, «направлял свое внимание прямо на вечные, непреходящие начала бытия… Все служит у Тютчева предметом художественного описания не в их отдельных…проявлениях, а в их общей, непреходящей стихийной природе»
Видимо, поэтому примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева привлекают наше внимание в первую очередь в пейзажном творчестве, радугу ли «пишет» художник слова в своих строках, «шум от стаи журавлиной», «всеобъемлющее» море, «опрометчиво-безумно» надвигающуюся грозу, «лучистую на зное» реку, «полураздетый лес» весенний день или осенний вечер. Что бы то ни было, оно всегда часть естества вселенной, неотъемлемая составляющая цепи вселенная-природа-человек
Наблюдая в стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они «к одной мете» и рано или поздно «все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!» Картина природы вызывает размышления и о сути «человеческого Я»:
Даже, казалось бы, в совершенно простом по сути и восприятию стихотворении «В деревне», описывая привычный и невзрачный бытовой эпизод шалости пса, который «смутил покой величавый» стаи гусей и уток, автор видит неслучайность, обусловленность события. Как для разгона застоя «в ленивом стаде…нужен стал, прогресса ради, внезапный натиск роковой»,
Философское звучание любовной лирики
Примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева находим в любой теме его творчества: мощные и страстные чувства рождают у поэта философские мысли, о чем бы он ни говорил. Мотив признания и принятия невозможно узких пределов любви человека, ее ограниченности звучит в любовной лирике бесконечно. В «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восклицает поэт в стихотворении «О, как убийственно мы любим..». И в любви Тютчев видит продолжение противоборства и единения, присущее космосу, говорит об этом в «Предопределении»:
Двойственность любви просматривается в творчестве Тютчева изначально. Возвышенное чувство, «луч солнца», изобилие счастья и нежности и вместе с тем взрыв страстей, страдания, «роковая страсть», разрушающая душу и жизнь, – все это мир любви поэта, о котором он так пламенно повествует в Денисьевском цикле, в стихотворениях «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…», «Весна» и многих других.
Анализ текста
Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Тютчев восхищается природой и поклоняется ей. Он использует устаревшие слова, которые позволяют передавать его чувства. Текст написан четырехстопным хореем. В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:
- Описание леса.
- Состояние природы.
- Появление солнца.
Поэт показывает две стороны природы. Внешнюю могут увидеть все, но внутренняя доступна только единицам. Подобное романтическое настроение можно найти во многих работах автора. При написании стихотворения Тютчев использовал следующие средства выразительности:
- эпитеты — бахрома снежная, жизнь чудная, сон волшебный;
- метафоры — автор рассказывает о том, как деревья окутала пуховая цепь, и все заколдовала чародейка;
- олицетворение — поэт описывает, как солнце мещет, лес стоит.
Центральная тема произведения Тютчева — описание пейзажа. Он проводит сравнение с волшебством, что придает его работе особенную торжественность.
Технический разбор
Стих написан в жанре философской лирики, четырехстопным ямбом, разбавленным пиррихиями. Композиция состоит из трех частей, каждая из них содержит шесть строк и заканчивается призывом к молчанию.
Рифмовка смежная (таи – свои – глубине – оне), где большинство рифм открытые.
Средства художественной выразительности:
- Эпифора (и молчи) в конце каждой строфы.
- Олицетворения (лучи разгонит, шум оглушит).
- Эпитет (душевная глубина) он же и метафора.
- Сравнение (как звезды в ночи).
Также отметим три риторических вопроса в начале второй строфы и большое количество глаголов в повелительном наклонении.
Если хотите перепрыгнуть десятилетия и посмотреть, как меняется отношение к Silentium, то прочитайте одноименный стих Мандельштама, написанный в 1910 году, минимум через 80 лет после попытки Тютчева.
Вы здесь
Главная»Классика»Русские поэты»Тютчев Фёдор
Анализ стихотворения «Я встретил вас — и всё былое» (Ф. И. Тютчев)
Тютчева можно смело назвать маэстро философской лирики. Его стихотворения глубоко психологичны и метафоричны. Хаос и космос, день и ночь, Вселенная и человек – все это является пищей для размышлений поэта.
Философские раздумья Федора Тютчева об одиночестве, поиске идеала и счастья, гармонии земного и небесного пронизаны грустью. Поэт осознает свою ограниченность и преклоняется перед роковой неизбежностью. Любит изображать в стихах бурю, грозу в природе и человеческой душе. Он создает жемчужины философской лирики, случайного совпадения в этом нет. Философ и мыслитель, Тютчев не мог прожить свою жизнь без такого наследия.
Вариант 4
Когда падает звезда, она оставляет яркий след. Миг падения быстротечен, но свет озаряет мир. Короткой, но яркой была жизнь великого русского поэта, драматурга, живописца Михаила Лермонтова. За двадцать шесть прожитых лет он успел многое: получил хороше образование, знал несколько языков, служил в армии, стал автором стихотворений, поэм, драм, овладел живописью.
В поэзии Лермонтова особо остро ощущается одиночество. У Михаила Юрьевича рано умерла мать, были сложные отношения с отцом, в юности познал безответное чувство любви. Несмотря на довольно немалый круг друзей, поэт часто оставался наедине, был резким со сверстниками. О чем размышлял поэт, почему не находил понимания и страдал?
«На севере диком стоит одиноко…» – одно из последних стихотворений Михаила Юрьевича. Известно, что несмотря на отличное знание немецкого и французского языков, Лермонтов не практиковался в переводах литературных текстов. Но в дневнике 1841 года есть записи перевода поэзии Генриха Гейне из его «Лирического цикла». Можно лишь предполагать, почему Михаил Лермонтов обратился к поэзии немецкого поэта. Возможно, стихи Гейне близкие по духу русскому поэту. Поэтому стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» звучит как авторское произведение.
Тема одиночества, покинутости была близка многим поэтам эпохи романтизма. Щемящей грустью пронзает начало поэзии Михаила Лермонтова. Поэт рисует холодную безбрежную пустиню и сиротливую сосну, которая «… стоит одиноко на голой вершине…».
Персонифицируя образ сосны, которая «дремлет, качаясь», лирический герой вместе с ней переживает одиночество. И если сосна может забыться хотя бы в дреме, то мятежная душа героя продолжает страдать. В сравнении «одета, как ризой» чувствуется желание быть защищенным. Сосну прикрыл от северного ветра снег, а кто же согреет оледенелую душу, кто защитит ее от нападок и непонимания? Во сне она видит далекую жаркую пустыню и прекрасную пальму «на утесе горючем». Надежда не покидает лирического героя. Он надеется, что в этом мире все же есть родственная душа, которая способна его понять. Как видим, одиночество и покинутость безграничны, они ощущаются везде: и «на севере диком», и «в пустыне далекой». Окутанная снегом сосна грезит теплом, во сне видит край, где ее согреет солнце. Она чувствует, что «в пустыне далекой» есть кто-то родной, сгорающий от одиночества «на утесе горючем». Одинокая прекрасная пальма тоже грустит и тоскует, но все же продолжает надеяться.
Произведение написано в жанре элегии, что привносит особую легкость в восприятии, веет грустью и вечным одиночеством. Поэт не прибегает к экспрессии, речь простая, понятная, но строки переполнены драматизмом, который усиливается в каждом слове.
Стихотворение состоит из двух катренов. Образы сосны и пальмы не противопоставляются, а наоборот, их объединяет душераздирающие одиночество и обреченность. Такое духовное единство рождает оптимизм и веру в то, что одиночество не вечно. Прошло время, но поэзия Михаила Лермонтова продолжает будоражить сердца человечества.
6 класс
Анализ стихотворения Сосна (На севере диком) по плану
История создания
Известно, что М. Ю. Лермонтов был не только поэтом, но и переводчиком. Он не был приверженцем заимствований из произведений зарубежных коллег, но стихотворение «На севере диком» – исключение. В 1841 г. М. Лермонтов работал над переводом произведения Генриха Гейне. В русской литературе оно известно теперь как «На севере диком» и, без учета истории написания, воспринимается как оригинальное творение Михаила Юрьевича.
Почему Лермонтов вдруг решил использовать уже «готовые» образы и сюжет? Видимо, в строках Гейне он узнал себя. Русский поэт рано потерял мать, а с отцом бабушка запрещала общаться. В юности он узнал, что такое безответная любовь. Став взрослым, Михаил Юрьевич не раз чувствовал себя одиноким, как среди сверстников, так и в кругу старших людей. Он был достаточно резким и замкнутым человеком. Все эти факторы подтолкнули поэта к размышлениям над проблемой одиночества.
Тютчев, С чужой стороны. Сопоставьте два стихотворения
Вспомните стихотворение Лермонтова «На севере диком…», которое тоже является свободным переводом лирической миниатюры Гейне. Сопоставьте два стихотворения, принадлежащие Тютчеву и Лермонтову. Чем они близки друг другу и чем отличаются: по мысли, чувствам, вложенным поэтами, характером метафор, лексики и т. д.?
Общее в этих переводах стихотворения Гейне — мотивы трагического взаимоотношения романтической мечты и реальности, разобщенности, невозможности быть вместе родственным по духу существам. Раскрытию философии этих лирических миниатюр служит метафора сна-мечтания. В тютчевском переводе, однако, преобладает мотив тоски по любви: если у Лермонтова о встрече с пальмой мечтает сосна, то «В чужой стороне» — кедр, существо мужского рода, который «сладко заснул», и «сон его вьюга лелеет». В лермонтовском стихотворении сон сосны никак не характеризуется — она «дремлет… качаясь». Прекрасная пальма, как и сосна, страдает от одиночества («одна и грустна»). Юная пальма Тютчева «одинока», ее настроение нам неизвестно. При всех различиях их объединяет философское осмысление проблемы человека в окружающем мире и вера в то, что существует хотя бы в мечте родственная душа, готовая соединиться с одинокой твоей душой.
На этой странице искали :
- анализ стихотворения тютчева с чужой стороны
- анализ стихотворения с чужой стороны
- тютчев с чужой стороны анализ
- с чужой стороны тютчев анализ
- сравнение стихотворения тютчева и лермонтова на севере диком и с чужой стороны
Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья»
Федор Тютчев с самой юности начал строить общественно-политическую карьеру, и уже в 19 лет отбыл в Германию в составе дипломатической миссии.
Значительная часть жизни поэта прошла за границей, где он не только отстаивал национальные интересы, но и активно интересовался литературой.
Именно Европа привила Тютчеву любовь к романтизму и научил лаконично выразить свои мысли в поэтических произведениях. Тем не менее, он мечтал вернуться на родину, и считал каждый свой приезд в Россию настоящим праздником.
Прижив в Европе более 20 лет, поэт прекрасно отдавал себе отчет в том, что по уровню культуры России до той же германии или Францы весьма далеко. Однако в русском народе поэт видел те черты, которые напрочь отсутствовали у европейцев.
Это не только природная доброта и отзывчивость, но и человеколюбие, смирение, терпеливость.
Обычные крестьяне несли свой жизненный крест с таким благородством и достоинством, которое не всегда можно было встретить у именитых европейских аристократов.
Пытаясьдать наиболее точно определение своей родине, Тютчев о. Автор сходится во мнении с Некрасовым по поводу того, что Россия далека от совершенства, и не пытается завуалировать те проблем, которые с первого взгляда бросаются в глаза.
Это нищета людей, их рабский каждодневный труд, колоссальная пропасть между различными классами и социальными группами. Однако в данный момент все это не имеет значения для поэта, который видит в своей родине те отличительные особенности, которые превращают Россию в великую державу.
Тютчев отмечает, что пресловутые европейцы просто не способны заметить и понять, «что? сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной».
Loading…
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья»« Анализ стихотворения Тургенева «Голуби»Анализ стихотворения Блока «Белой ночью месяц красный» »
Анализ стихотворения Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» (Вариант 1)
Михаил Лермонтов никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственный мыслей и поэтических образов, чтобы заимствовать их у иностранцев. Тем не менее, зимой 1941 года, незадолго до трагической гибели, он записал в собственный дневник несколько версий перевода стихотворения из «Лирического цикла» Генриха Гейне, которое сегодня известно под названием «На севере диком стоит одиноко…». Почему же Лермонтов поступился своими принципами и все же сделал исключение для этого произведения?
В первую очередь потому, что тема одиночества была очень близка поэту, который еще в юности осознал, что ему суждено было родиться не в свое время. Лермонтов не находил понимания ни среди сверстников, ни у представителей более старшего поколения, поэтому постепенно замыкался в себе, становясь желчным, раздражительным и несдержанным в своих суждениях. Поэтому образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.
Вместе с тем, Лермонтов не терял надежды на то, что когда-нибудь ему доведется встретить духовно близкого человека, который станет для него, в первую очередь, настоящим другом. Вероятнее всего, эта роль отводилась женщине, а не мужчине, поэтому ее прототип, представленный в стихотворении, выглядит как «прекрасная пальма», которая не менее одинока и растет в жаркой тропической стране «на горючем утесе».
То, что поэт отождествляет деревья с людьми, не вызывает сомнений, так как он наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает «прекрасную пальму». Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении. Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве и вероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.
Тем не менее, автор все же надеется, что где-то на другом конце мира есть человек, которому в данную минуту также грустно и одиноко, как и ему. И это духовное единство сквозь время и пространство вселяет в поэта надежду, что когда-нибудь он будет понят и признан людьми, которые его отвергают, не видя за маской равнодушия и сарказма тонкую поэтическую и романтическую натуру.
Беляева Наталья | | Журнал «Литература» № 9/2005
После возвращения Ф.И. Тютчева в Россию в его творчестве всё чаще звучат размышления о судьбе русского народа. Он уверен, что в противостоянии “Запад–Восток” России отведена особая миссия.
Российская империя видится поэту непоколебимым утёсом, основанным на вере и долготерпении народа, который является образцом смирения и покорности заветам Христа. В стихотворении «Эти бедные селенья…» поэт утверждает, что бедность России и её “смиренная нагота” таят в себе богатство и великодушие русского человека.
Философские мысли Тютчева о диалектике мира, его внешнем облике и внутреннем содержании наполняются общественно-историческим контекстом.
Тайное сияние русской души не заметит “гордый взор иноплеменный”, но оно видно тому, кто, подобно “Царю небесному”, исходил и познал русскую землю. Судьбу русского народа поэт называет “ношей крестной” и связывает испытания, выпавшие на его долю, с причастностью к деяниям Христовым.
Именно поэтому “в рабском виде Царь небесный” исходил родную для поэта землю, благословляя её смирение, долготерпенье как истинные нравственные ценности.
Скорбные интонации, связанные с вековой покорностью родной земли, сочетаются с чувством гордости, её внутренней стойкостью и долготерпеньем. Антитеза внешнего и внутреннего подчёркивается знаком тире, делящим первую строфу надвое.
Именно смирение русского человека возвышает его над цивилизованной Европой. Неумение иностранца постигнуть загадку русской души подчёркивается двойным отрицанием в начале второй строфы.
“Крестная ноша” русской судьбы композиционно вписывается в нравственный контекст: стезя России созвучна пути “Царя небесного”, наделившего русский народ за терпение и смирение своим благословением.
Слово “благословляя” является венцом стихотворения, а умение укрощать в душе пожар страстей, по Тютчеву, является важнейшим качеством человека. Россия достойна Божьей благодати, потому что русский народ способен к смирению эгоизма и индивидуализма и может предпочесть им высшие начала бытия и вечные ценности. Строки из стихотворения Тургенев берёт эпиграфом к рассказу «Живые мощи», воспевающему силу человеческого духа.
Мысли поэта о судьбе русского народа и его нравственных качествах звучат в стихотворении «Над этой тёмною толпой…», в лирических миниатюрах «Нам не дано предугадать…» и «Умом Россию не понять…». Спасение поэт видит в осознании вечных заповедей Христа.
Если ему не дано пережить века и разбудить человеческие души, Россия всё равно обретёт спасение как оплот веры и носительница высших нравственных истин. Эта мысль в афористической форме звучит в поэтическом шедевре Тютчева «Умом Россию не понять…».
В нём, как в “осколке” монументальных жанров, характерных для классицизма, звучит мотив преодоления трагического миросозерцания, воскресения души, уверовавшей в могущество и величие духовности, свойственной “стати” русского человека.
Федор Иванович Тютчев не только ощущал окружающее пространство и понимал его, жил как поэт, но на такое звание никогда не претендовал. Он был скромным писателем и никогда не рвался в ряды известных людей. Свое занятие, связанное с написанием стихотворением, Тютчев называл «бумагомаранием».
Он не стремился печататься во всемирно известных печатных изданиях, не желал знать оценку своим произведениям и, даже не собирал свои стихи. Они излагались в различных письмах и черновиках, которые автор время от времени отправлял своим знакомым, стихотворения можно было найти среди ценных бумаг или в забытых книгах. Особенности творчества Ф.И. ТютчеваЛирика Тютчева относится к философскому направлению. В то время в русской поэзии данное направление было весьма развито. Многие поэты писали философские стихотворения, излагая на бумаге свое мировоззрение и привязывая тот или иной текст к определенному событию, максимально качественно раскрывая образы лирических героев. Федор Иванович в этом непохож на своих современников.Созданные автором произведения олицетворяли человеческую сущность, у которой присутствовали неиссякаемые вопросы перед лицом всего мира, здесь были сравнения с натуральной природой и ее особенностями. Лирику, создаваемую Тютчевым, можно смело отнести к лирике природы, а не описанию особенностей натуральных ландшафтов и образов. Каждая описываемая ситуация или тематика переносит читателя не к определенной лирической картине, а показывает весь мир, имеющий свои исключительные особенности. |
Мир и поэзия
Для Федора Ивановича мир — загадка, а поэзия — это тайна вдвойне. Она греховна, поскольку, по мысли автора, удваивает греховность земли. Загадку можно разгадать, но это надо еще суметь сделать. Реалии у поэта — это эмблемы (то есть однозначно истолковываются), а не символы (многозначные). Хотя следует отметить множественность самого значения. Тютчев предполагает, что сам мир есть загадка, он имеет смысл, значение. Мир кем-то задан. Но кем же? Возьмем стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». Из него видно, что в природе есть смысл. Мир разговаривает с нами, но не все его слышат. Бытие — это Слово, сказанное кем-то для кого-то. А люди не могут понять этого неземного языка и остаются глухонемыми («Природа — сфинкс…», написанное в 1869 году, и др.).
Философская лирика Тютчева кратко была рассмотрена в данной статье. При ее написании были использованы наблюдения Юрия Лотмана — известного литературоведа. Вы можете обратиться к его трудам и дополнить свои знания, отметив и некоторые другие особенности философской лирики Тютчева, в этой статье не рассмотренные. Можно использовать и другие источники для изучения творчества Федора Ивановича, например книгу Ирины Ильиничны Ковтуновой «Очерки по языку русских поэтов», в которой можно найти главу, посвященную творчеству Тютчева. Или же обратиться к изданной еще в 1962 году книге «Жизнь и творчество Тютчева», написанной Кириллом Васильевичем Пигаревым. Мы же постарались хоть и кратко, но по возможности емко осветить заданную тему.
Ранний период творчества
Свои первые несколько стихотворений маленький мальчик написал довольно рано, примерно в 7-8 лет. И если одно из них «Любезному папеньке!», достаточно понятно по своему происхождению, то второе поражает недетской зрелостью.Всесилен я и вместе слаб, Властитель я и вместе раб, Добро иль зло творю — о том не рассуждаю, Я много отдаю, но мало получаю, И в имя же свое собой повелеваю, И если бить хочу кого, То бью себя я самого.
На, без сомнений, одарённого ребёнка большое влияние оказал его учитель Семён Егорович Раич. Педагог сразу распознал у мальчика талант к словесности и сумел развить художественную выразительность. Это он познакомил ребёнка с теорией литературы, с поэзией античных времён. Очень похоже, что «Всесилен я и вместе слаб» — это обработка сочинений немецкого мистика и философа, с образованием сапожника Якоба Беме.
Философия, вложенная в это небольшое произведение, говорит о том, что с юных лет гениальный ребёнок задавался вопросами: что такое человек, зачем он живёт, куда идёт, чего хочет?
Вот несколько небольших стихотворений, написанных юным Тютчевым в 20-е годы. Их биографы аккуратно собрали буквально по крупицам.
Это из альбома, поначалу вызывало сомнения, потому что было подписано инициалами «Ф.Т.»
«Не дай нам духу празднословья»! Итак, от нынешнего дня Ты в силу нашего условья Молитв не требуй от меня.
А это написано на первом листе книги Вольтера.
Пускай от зависти сердца зоилов ноют. Вольтер! Они тебе вреда не нанесут… Питомца своего Пиериды покроют И Дивного во храм бессмертья проведут!
Любовь автора к Родине
Ф. И. Тютчев, находясь вне России, очень скучал по ней, и каждый приезд сюда считал личным праздником. Любя Родину, он, конечно, осознавал, как отстала она от прогрессивной Европы. При этом поэт никогда своего происхождения не стыдился. В 1855 году «Эти бедные селенья» Тютчев выпускает из-под пера. Именно в этом произведении он объясняет, почему же бедная Россия с ее голодными и ветхими деревнями ему дороже сытой и лощеной Европы. А все дело в великом русском народе! Самородки и гении, добрые и отзывчивые, терпеливые люди умеют нести тяжкую ношу с настоящим благородством, какого европейцу и не снилось.
Поэт называет Россию «краем долготерпенья». Он знает, что страна несовершенна. Но также знает Тютчев и то, что пока русский народ богат внутренне, он вытерпит все! Главным качеством народа он считает духовность, ведь Россия, по мнению Ф. И. Тютчева, страна, избранная Богом.
Пространство и пейзаж в творчестве поэта
Рядом с временем у Федора Ивановича существует пространство, но оно — это именно время в пространственном значении. Это лишь постоянное сужение и расширение. Существует и другое — бытовое (горизонталь). Его следует преодолеть как отрицательное, античеловечное, считает Тютчев. Философская лирика анализирует пространство и с другой стороны. Направленное вверх, в бесконечность всегда положительно оценивается. Но еще важнее — направление вниз, поскольку там — глубина бесконечности.
Пейзажно-философская лирика Тютчева имеет свои особенности. В пейзаже у поэта отчетливо противопоставляются горы и равнины. Плоское пространство страшно и ужасно. Поэт счастлив тем, что есть еще горы в мире («На возвратном пути»), тема их музыкальности занимает особое место в пейзаже данного автора.
Впечатление и смысл картины И. Шишкина «На севере диком…»
Холод, равнодушие, вселенское одиночество – вот настроения полотна, созерцание которого наряду с восторгом от безмолвной и завораживающей красоты вызывает грусть и острое желание тепла и участливого общения.
Представляется, что всё живое погибло, оно не в силах существовать в подобных условиях. Так бывает и в жизни людей, когда кажется, что нет выхода, и всё потеряно. Но сосна недаром символ жизненной силы и мужества. Она, живая и могучая, вселяет уверенность, что всё пройдёт, надо только потерпеть. Не отступать и не сдаваться – вот настоящий, убедительный и волевой посыл сосны, главной героини картины, а также полотна в целом и самого автора.
Ранний период творчества
Свои первые несколько стихотворений маленький мальчик написал довольно рано, примерно в 7-8 лет. И если одно из них «Любезному папеньке!», достаточно понятно по своему происхождению, то второе поражает недетской зрелостью.Всесилен я и вместе слаб, Властитель я и вместе раб, Добро иль зло творю — о том не рассуждаю, Я много отдаю, но мало получаю, И в имя же свое собой повелеваю, И если бить хочу кого, То бью себя я самого.
На, без сомнений, одарённого ребёнка большое влияние оказал его учитель Семён Егорович Раич. Педагог сразу распознал у мальчика талант к словесности и сумел развить художественную выразительность. Это он познакомил ребёнка с теорией литературы, с поэзией античных времён. Очень похоже, что «Всесилен я и вместе слаб» — это обработка сочинений немецкого мистика и философа, с образованием сапожника Якоба Беме.
Философия, вложенная в это небольшое произведение, говорит о том, что с юных лет гениальный ребёнок задавался вопросами: что такое человек, зачем он живёт, куда идёт, чего хочет?
Вот несколько небольших стихотворений, написанных юным Тютчевым в 20-е годы. Их биографы аккуратно собрали буквально по крупицам.
Это из альбома, поначалу вызывало сомнения, потому что было подписано инициалами «Ф.Т.»
«Не дай нам духу празднословья»! Итак, от нынешнего дня Ты в силу нашего условья Молитв не требуй от меня.
А это написано на первом листе книги Вольтера.
Пускай от зависти сердца зоилов ноют. Вольтер! Они тебе вреда не нанесут… Питомца своего Пиериды покроют И Дивного во храм бессмертья проведут!
Первостепенный поэт
Тютчев уехал в Германию в качестве дипломата в 1821 году, там он познакомился со своими кумирами — Шеллингом и Гейне, женился на Элеоноре Петерсон и продолжал писать стихи, которыми был увлечен с отрочества. Из-за границы поэт присылал по настоянию Александра Сергеевича Пушкина лирические произведения в Россию и снискал здесь некоторую известность. Среди творений этого периода было и стихотворение Тютчева «Листья». После гибели Пушкина лирику Федора Ивановича перестали публиковать в России. Н. Некрасов в своей статье «Русские второстепенные поэты» решительно заявил, что относит дар литератора к первостепенным поэтическим талантам, волею случая оказавшегося среди малоизвестных российскому читателю, и поставил Тютчева в один ряд с прославленными русскими поэтами Пушкиным и Лермонтовым.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На севере диком стоит одиноко.История создания – произведение было создано весной 1841 г. (поздний период творчества), а опубликовано в 1842 г. в «Отечественных записках».
Тема стихотворения – одиночество, мечты о родственной душе.
Композиция – Стихотворение по смыслу состоит из описания дремлющей сосны и рассказа о ее сне. Формально произведение делится на два катрена.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.
Метафоры – «… сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растет».
Эпитеты – «стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма».
Сравнение – «одета, как ризой».