Анализ стихотворения андрея вознесенского «живите не в пространстве, а во времени…»

Анализ стихотворения вознесенского сага

Жанр, направление, размер

Жанровая принадлежность произведения «Сага» – романс.

Романс – это лирическое стихотворение, которое описывает довольно простые события, но эти события пробуждают глубокие чувства в душе читателя, пробуждают его фантазию. Данная формулировка характерна для произведений испанской литературы, тогда как «французский» термин подразумевает произведение только лишь любовной направленности. В России романсом называют произведение любовного содержания, переложенное на музыку. Все расшифровки данного жанра подходят к «Саге» Вознесенского.

Нельзя не заметить, что название произведения тоже является литературным жанром. Сага – это повествование событий достаточно большого отрезка времени, с точной хронологией происшествий, с большим количеством героев, с подробным описанием некоторых из них

Что немаловажно, сага – это прозаический жанр

Почему Андрей Андреевич назвал своё произведение именно так? Возможно, что автор обратил внимание на такие черты этого «заграничного» жанра, как правдивость. Обычно саги описывают события прошлых лет, в подлинности которых нет поводов сомневаться

Хотя известны такие саги, которые имеют фантастический оттенок.

Андрей Вознесенский – поэт авангардист. Особенностью авангарда в литературе стал отказ от разделения литературы на «профессиональную» и «непрофессиональную», поэты стали использовать «простонародную» лексику в своих произведениях. Также характерно размывание граней между жанрами, между видами искусств.

Размер «Саги» — трёхстопный анапест. Рифмовка неточная, перекрёстная с женской рифмой.

Композиция

В состав произведения входит 7 строф

Строки повторяются в анафоре, что делает эмоциональный окрас более сильным и больше обращается внимание на главное в произведении

В каждой новой строфе приводятся отрывистые размышления главного героя, который прощается с любимой, с Адмиралтейством, с рекой, а потом он вновь думает о своей милой, вспоминает ее глаза – «безнадежные карие вишни», после чего окунается в теорию Гафиза, которая является своеобразной теорией перерождения.

В двух последних строфах главный герой раздумывает о вечности, отгородившись от всего окружающего мира. Он думает о том, как мелочны события в жизни, как незначительны печали и горести в сравнении с вечностью.

Порой кажется, что герой изгоняет из своего сердца теплые чувства, поселяя там холод и пустоту, после чего оба влюбленные становятся друг другу никем и их больше ничего не связывает.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Жанр — сага, потому что это повествование, рассказ о великой любви и горькой разлуке в стихах.

Тема. Лирический герой

А сила любви только увеличивается от такой страшной безнадежности. Стихотворение Вознесенского А. убеждает: есть великая любовь на земле. Поэтому и сама сага, и романс звучат как гимн влюбленным.

Композиция стихотворения

Художественные средства выразительности

Главное из них — анафора в конце каждой строфы, кроме предпоследней – подчеркивает главную тему саги.

Образ лирического героя, его переживания, сила чувств создают:

  • метафоры: мурашки воды, карие вишни, залетевшие фразы, качнется пара фраз
  • эпитеты: безнадежные, неживая пустота, бессмысленная высь.
  • антонимы: живых — неживою (пустотой).

Рифма, стихотворный размер. Перекрестная рифма, анапест трехстопный. стихотворения.

Тематика поэзии А. Вознесенского очень разнообразна

Большое внимание уделено поэтом теме любви

Легендарное Стихотворение Вознесенского сага получила известность благодаря постановке Юнона и авось. В песне-стихотворении можно увидеть как сходится современное и прошлое, сюжет мюзикла- это рассказ о любви русского графа, в обязанности которого входит выполнять государственную миссию.

Можно назвать это стихотворение современным так как его приятно читать многим независимо от возраста и пола. К примеру образ Петербурга передается через восприятия лирического героя жившего в эпоху вместе с Вознесенским.

Стихотворение-повествование от первого лица, описывает переживания и страдания которые вызванные разлукой с женщиной, которую он любит. Вознесенский хочет сказать главную мысль этого повествования, что любовь всегда побеждает время.

В стихотворение также есть рефрен: ты меня никогда не забудешь ты меня никогда не увидишь, я тебя никогда не забуду я тебя никогда не увижу. Строки кажется звучат тоскливо и безнадежно, но у них есть смысл сама фраза никогда не забуду имеет положительный оттенок она символизирует я буду любить тебя всегда, вечно.

Мысль Вознесенского стихотворения сага это его утверждение, а самым настоящим и искренним о любви, которая никогда не поддается времени.

Это стихотворение очень грустное оно передаёт настроение самого героя посредством определенного ритма слов предложениях. Демонстрация безысходности безвозвратно. Иногда можно услышать совсем неотчетливо слова, которые создадут впечатление шепот молитвы. Усиливает эти впечатления и страданиях героя, его мучительную боль и тоску.

Само стихотворение содержит красивый музыкальный оттенок благодаря этому оно стало мотивом постановки Юнона и Авось. Рок-опера была поставлена в театре ленинского Комсомола, исполнитель его замечательный актер Николай Караченцов.

Это замечательное произведение Вознесенского не потеряла своей значимости и в наши дни стала классикой, примером любви и разочарованием. Стихотворение сага станет понятна каждому человеку, кто испытал и печаль от любовного чувства, кто осознает, что нет любви вечный и искренний на Земле.

Нет ничего лучше любить и быть любимым, ведь это придает нам сил.

  • Школа 1 красноуральск педагогический состав

      

  • Какие виды пушных зверей вы знаете какая отрасль животноводства занимается их разведением кратко

      

  • Положение о системе оценки деятельности педагогических работников в доу 2021 год

      

  • Сравнительный анализ содержания конструирования в возрастных группах детского сада

      

  • Какими процессами определяется состав крови новорожденных кратко

Основная идея

Главной мыслью стихотворения является мысль об обратной стороне любви. Разумеется, не во всех случаях отношения завершаются расставанием, однако может быть и так. Читателя поражают смирение, отчаяние и мужество, чувства, с которыми живут герои произведения. Не всякий человек в состоянии так же поступить в схожей ситуации. Произведение отличается трагизмом, но оно учит читателей надеяться на лучшее и смиряться с неизбежным.

Смысл произведения сводится к тому, что не у всех полюбивших друг друга людей жизненные пути сойдутся. У романа финал едва ли будет счастливым, и тогда нужно разойтись. Ради любви. Такой финал будет весьма болезненным, но хорошим, потому что чувства и эмоции насыщают и обогащают жизнь, благодаря чему она делается лучше.

Образы и символы

Героя произведения трудно охарактеризовать однозначно и конкретно, поскольку его образ является собирательным. По сути, он является общим. В лице этого персонажа автор собрал практически всех влюбленных, которые переживают горе разлуки. В его лице он описал все треволнения и искания, чем заполнить пустоту в душе, и кроме того – мужество, которое он проявляет в поисках.

Второй главный образ произведения Вознесенского – это его любимая, с которой он мысленно беседует. Порой он повторяется, говоря, что никогда не забудет и не увидит ее.

Первые строки первой строфы выступают описанием действий любимой – она разбудит милого на рассвете и выйдет его провожать необутая – то есть, она покорна и смиренна.

Последующее четверостишие получилось переломным в стихе, потому что вышло очень эмоционально напряженным. В этом четверостишии рассказывается о самом герое, о том, как неожиданно для самого себя он осознал свою обреченность, как он осознал теплоту своих чувств к любимой.

Вознесенский писал, что лирический герой «заслоняет ее от простуды». По факту – он обнимает любимую, однако поэт написал об этом простом действии более высокими словами. Этим он объясняет, что герой хочет защитить свою любимую от холодного окружающего мира. Он хочет оградить ее от бед, защитить от невзгод – и тогда, когда его нет рядом с ней.

Следующее, о чем идет речь – это процесс прощания лирического героя с водами запруд, Адмиралтейством, Биржей. Есть предположение, что поэт решил привести те места, которые у лирического героя связаны с образом любимой им женщины, с позитивными моментами в жизни.

Однако имеется и иное предположение – герой, обнимая возлюбленную, смотрит на пейзаж и видит запруду, которую поэт называет «водой в мурашках». Тем самым олицетворяя и сравнивая с человеком, который переживает. Поскольку у человека, который переживает сильное эмоциональное возбуждение, на теле появляются мурашки.

Вода в произведении является многозначным символом, потому что она является как символом, означающим вечность, так и символом женского начала

Если брать во внимание суть произведения, то можно сказать, что поэт хотел нам сказать о том, что любовь вечна, о том, что она неоднозначна и постоянна

Вишня является символом доброты и надежды, она также является символом женской красы. Поэтому, можно сказать, что поэт неспроста сравнил очи возлюбленной с этой ягодой. Однако имеет место быть и иная теория – может быть, автор написал так из-за того, что глаза в общем плане похожи на вишни. В принципе, это сравнение очень неплохое и красивое.

Слова о том, что возвращаться – плохая примета, явно написаны для утешения, чтобы поднять настроение герою и его любимой. Этими словами оправданы действия героя.

Потом автор пишет с отчаянием и смирением о том, что даже, если любящие возродятся вновь, то им не суждено быть вновь вдвоем.

Потом речь заходит об абстрагированных мечтах, о будущем. Эти строфы уже не о том времени, когда разворачиваются события. Автор пишет о том, как тяжело переживать что-то в настоящем времени, и как просто смотреть на былое уже с высоты прожитых лет, это гораздо легче. Вполне может быть, что автор последние четверостишия написал, руководствуясь этой идеей.

Андрей Вознесенский «Сон (Я шел вдоль берега Оби…)»

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами.

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах — например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь.

/ Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь?) или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 (Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт…).

На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 1960-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, — и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша».

В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле, Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике.

Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки — а морозы… Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал.

Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!»

В 1970-е годы Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР.

Сон (Я шел вдоль берега Оби…)

Я шел вдоль берега Оби, я селезню шел параллельно. Я шел вдоль берега любви, и вслед деревни мне ревели. И параллельно плачу рек, лишенных лаянья собачьего, финально шел XX век, крестами ставни заколачивая. И в городах, и в хуторах стояли Инги и Устиньи, их жизни, словно вурдалак, слепая высосет пустыня.

Кричала рыба из глубин: «Возьми детей моих в котомку, но только реку не губи! Оставь хоть струйку для потомства». Я шел меж сосен голубых, фотографируя их лица, как жертву, прежде чем убить, фотографирует убийца. Стояли русские леса, чуть-чуть подрагивая телом.

Они глядели мне в глаза, как человек перед расстрелом. Дубы глядели на закат. Ни Микеланджело, ни Фидий, никто их краше не создаст. Никто их больше не увидит. «Окстись, убивец-человек!» — кричали мне, кто были живы. Через мгновение их всех погубят взрывы.

«Окстись, палач зверей и птиц, развившаяся обезьяна! Природы гениальный смысл уничтожаешь ты бездарно». И я не мог найти Тебя среди абсурдного пространства, и я не мог найти себя, не находил, как ни старался. Я понял, что не будет лет, не будет века двадцать первого, что времени отныне нет.

Оно на полуслове прервано… Земля пустела, как орех. И кто-то в небе пел про это: «Червь, человечек, короед,

какую ты сожрал планету!»

Жанр

Стихотворение по своей жанровой принадлежности является романсом. Что такое романс? Это лирическое или романтическое произведение, в котором описываются обычные события в жизни, которые, однако, будоражат чувства читателя и лишают его покоя. Вообще, такое толкование романса присуще для испанской литературы. А трактовка термина во французской литературе имеет больше любовный уклон. Русский же романс является стихотворением о любви, которое было переложено на музыкальную композицию. Также в начале XVIII века на Руси романсом называлась городская песня. И рассматриваемая «Сага» совмещает все эти трактовки о романсе.

Кроме того, еще один жанр произведения – в его названии, так как сагой называется произведение, в котором охватывается очень длинный промежуток времени. В произведении хронологически точно и последовательно приводятся события, имеется много персонажей, которые детально описаны. Сага относится к прозе.

Считается, что автор решил назвать свое произведение сагой потому, что заострил внимание на правдивости. Саги обычно пишут по прошедшим событиям, в правдивости которых сомневаться не приходится, но есть и саги, содержание которых несколько фантастическое

Вознесенский является авангардистом. Это значит, что он применял в своих стихах простую речь, он не разделял поэзию на типы профессионализма. Кроме того, жанры зачастую размыты. «Сага» имеет размер в три анапеста, с неточной рифмой, которая перекрещивается с женской рифмой.

Темы, проблемы, настроение

Одной из главных тем рассматриваемого произведения является тема расставания. По словам Ильи Резника, расставание является «маленькой смертью». Лирика в произведениях Вознесенского отличается особой чувствительностью. Л

Озеров как-то обратил внимание на то, что у Вознесенского творческий принцип, да и девиз по жизни сходны с теми, что были у Маяковского. Он там, где боль, везде

Автор чувствует боль – как отдельно взятого человека, так и народа, и он неравнодушен к этой боли, потому что чуток, он сострадателен.

Тема разлуки в произведении является подтемой любовной темы, однако в случае с любовью описывается нечто более полное и прекрасное. И пускай, это «нечто» непостоянно, но зато – оно живо. В этом случае, разлука является описанием возникающей пустоты, которая со временем поглощает и все остальное. Человека сковывает душевная боль – от того, что он в безысходности, и он не хочет смиряться с нежеланным, но в то же время и неизбежным. Вопросы этой проблематики таковы – как справиться с пустотой и болью от разлуки, является ли это чувство естественным, или нет, нужна ли вообще эта рана от разлуки?

Общее настроение произведения трагично, но не лишено выхода. Эмоциональное состояние героя ухудшается к концу произведения, однако на душе становится спокойнее. Страдание облегчается при осознании того, что ты не одинок в своих мучениях. Или, если сравнивать свои раны на душе с ранами на душе главного героя, то они могут показаться легче, чем у него, что перебьет личную боль. И благодаря этому в центре внимания оказывается жалость к герою.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Сага» подчеркивают основную мысль стихотворения и расставляют правильные акценты.

  1. Эпитеты: «безнадежные, карие вишни», «минимальное непонимание», «двух живых», «пустота неживая», «бессмысленная высь».
  2. Сравнения: «качнется бессмысленной высью пара фраз…».
  3. Метафора: «карие вишни».
  4. Олицетворение: «вода в мурашках».
  5. Антитеза: «двух живых с пустотой неживою».
  6. Анафора:
  1. Порядок слов в произведении непрямой – инверсия.
  2. Эллипсис: «Возвращаться – плохая примета…».
  3. Риторическое восклицание: «Боже Всевышний!».

Создавая своё произведение Андрей Андреевич, использовал различные тропы. Средства художественной выразительности помогают максимально раскрыть суть произведения. Вознесенский использовал множество эпитетов («бессмысленная высь», «карие вишни» и так далее). Большую роль в стихотворении играет сравнение («качнется бессмысленной высью пара фраз»). Также можно встретить и метафору («карие вишни»). Кроме того, для особой выразительности поэт использовал непрямой порядок слов.

Смысл стихотворения Вознесенского «Сага» является очевидным. К сожалению, не всегда сходятся жизненные пути у двух влюблённых. Во многих случаях отношения влекут за собой не счастливый брак, а горькую разлуку.

В америку за любовью

18 октября 1867 года территория Аляски окончательно перешла от Российской империи к США. Prosodia отмечает это событие «Сагой» Андрея Вознесенского. К американскому крайнему северу она никакого отношения не имеет, но именно это стихотворение сделало Аляску полноправной частью русской поэтической географии.

Рыбкин Павел

Эмануэль Готлиб Лойце (1816 – 1868). «Приобретение Аляски» 

Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь.

Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды, я подумаю: «Боже всевышний! Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу».

Эту воду в мурашках запруды, это Адмиралтейство и Биржу я уже никогда не забуду

и уже никогда не увижу.

Не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни. Возвращаться — плохая примета.

Я тебя никогда не увижу.

Даже если на землю вернемся мы вторично, согласно Гафизу, мы, конечно, с тобой разминемся. Я тебя никогда не увижу.

  • И окажется так минимальным наше непониманье с тобою перед будущим непониманьем двух живых с пустотой неживою.
  • И качнется бессмысленной высью пара фраз, залетевших отсюда: «Я тебя никогда не забуду.
  • Я тебя никогда не увижу».
  • (1977 год)
  • Чем это интересно

«Сага» интересна полной непредсказуемостью своих превращений. Трудно найти более наглядный пример того, как мало судьба стихотворения зависит и от замысла автора, и от качества его работы.

«Сага» стала лейтмотивной основой рок-оперы «Юнона и Авось» (1981), до сих пор остающейся визитной карточкой Ленкома. Опера написана по мотивам одноименной поэмы Вознесенского, где нет никакой «Саги»,  и повествует о любви командора Николая Резанова (42 года) к прекрасной Кончите или Консепсьон Аргуэльо (15 лет), дочери коменданта Сан-Франциско Хосе Аргуэльо.

Резанов прибыл в Калифорнию в 1806-м, чтобы наладить поставки продовольствия для русской Аляски: из России оно шло через всю Сибирь (!) и часто приходило совершенно испорченным. Командор приехал. Увидел. Влюбился. Был помолвлен.

Отбыл обратно, через Аляску, на родину за высочайшим разрешением на брак – оно требовалось из-за различий в вероисповедании жениха и невесты, – и умер от обычной простуды в Красноярске.

Теперь в городе установлен памятный крест, где на одной стороне выбиты имя командора, даты его жизни (1764 – 1807) и слова «Я тебя никогда не увижу», а на другой – имя Консепсьон Аргуэльо, даты ее жизни (1791 – 1857) и слова «Я тебя никогда не забуду».

В любом случае, Аляски не было и в помине. Написанное в 1977 году стихотворение тогда же было положено на музыку Оскаром Фельцманом. Песня вышла на пластинке группы «Веселые ребята» под названием «Разлука». Текст там гораздо короче.

В нем нет ни Адмиралтейства с Биржей, ни тем более мало понятного широкой аудитории персидского поэта Гафиза (ок. 1321 – 1390). Бессмысленной выси не было тоже. Последний куплет звучал так: «И несется над шумною жизнью / голос твой непонятно откуда: /  “Я тебя никогда не увижу.

Я тебя никогда не забуду”». Песня прошла незамеченной.

В опере она стала уже не «Сагой» и не «Разлукой», а «Романсом морских офицеров». Резанов только что схоронил жену и рвется спасти Аляску, но бюрократы медлят с ответами на его запросы. Командор с горя идет – куда? Правильно, в таверну. Там офицеры и поют за столом свой романс.

В фильме Яны Чуриковой, посвященном истории песни, одна из героинь, жена капитана дальнего плавания, говорит, что в самом деле всегда провожает его в море на рассвете и необутая. Почему?

Спрашивать бесполезно, как и вообще задавать вопросы к тексту Вознесенского: они возникают ко всем строчкам, за исключением разве что стержневой эпифоры. Но этого и ненужно: тут главное – сама бессмысленная высь трагической риторики. Смысл ей придают сами читатели.

Более того, они умеют эту риторику материализовать. Вершиной такой материализации (в буквальном значении слова) стало пилотажное выступление Светланы Капаниной под этот романс, посвященное памяти мужа-летчика и вообще всех, кого с нами нет. Зрители рыдали.

А вы говорите – качество текста.

Справка об авторе

Андрей Вознесенский (1933 – 2010) – один из ведущих поэтов-шестидесятников.

Prosodia.ru — некоммерческий просветительский проект. Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите нас пожертвованием. Все собранные средства идут на создание интересного и актуального контента о поэзии.

Поддержите нас

Популярные темы анализов

Данное стихотворение было написано Евгением Абрамовичем Баратынским. Этот человек родился в семье с большим достатком. Казалось, что ему все будет даваться в этой жизни легко. Он получит какую-нибудь высокую должность,

В России существовало учебное заведение как Царскосельский лицей, который был создан не без помощи Александра 1. А.С. Пушкин был зачислен в данный лицей в 1811 году. Учились в этом месте предпочтительно дети дворянского рода. Учебное

У многих писателей и художников проходит прямая параллель между творчеством и внутренними переживаниями, их произведения являются, по сути, отражением собственных потрясений происходящих в их душах. В истории русской литературы

«Анализ стихотворения Андрея Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…»»

Поэтический процесс 70−80-х годов — явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов — Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, выступивших со злободневными гражданскими стихами. Именно с этих поэтов возник термин «эстрадная поэзия». Обратимся к творчеству Андрея Вознесенского, а конкретно — к одному из его самых ярких его стихотворений — «Живите не в пространстве, а во времени…». Вознесенский — «городской» поэт, но и он иногда уставал от «бытности» и обращался к «вечным темам», душевным переживаниям. На самом деле, в этом стихотворении автор отходит от бытовых тем, так свойственных его стихам. Сливая воедино в жизни человека два измерения — временное и пространственное, он, но не делает выводов и не навязывает единого для всех решения. Вознесенский оставляет выбор за человеком, хотя сам, конечно же, выбирает «временную» жизни, которая измеряется не только жизнью земной, но и жизнью вечной. По Вознесенскому, человек — строитель того времени, в котором живет: … минутные деревья вам доверены, владейте не лесами, а часами. И здесь поэт говорит о том, что время — оно выше всего. И именно оно охраняет человечество, его жизнь от забвения и разрушения: «живите под минутными домами». Мысль парадоксальная, но очень точная, как мне кажется. Таким образом, можно сказать, что автор облекает все вещное, пространственное, во временную ткань. Даже Дом у него приравнивается ко времени. Это две параллельные прямые, которые все же, в конце концов, пересекаются. Даже одежду Вознесенский предлагает заменить временем, ведь оно дороже самых ценных мехов: и плечи вместо соболя кому-то закутайте в бесценную минуту… Действительно, время — это самый лучший подарок для любого человека, но, к сожалению, подарить его — во власти только высших сил, Бога. Стоит заметить, что рифма вообще не свойственна стихам Вознесенского. В данном стихотворении он зарифмовал лишь первую и вторую строфы — те, которые посвящены вещной стороне человеческого существования. Другие же две строфы не только не зарифмованы, но и построены несимметрично (по пять и два стиха в каждой). Они такие же, как и само время, о чем и говорит поэт в первом стихе третьей строфы: «Какое несимметричное Время!» Пафос стихотворения «Живите не в пространстве, а во времени…» строится на противопоставлении — времени и пространства. И хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. Впрочем, и люди не могут существовать без них. Интересно, что в стихотворении нет конкретизации — нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. Все обобщенно, и вместе с тем касаемо каждого. Вознесенский доказывает, что у него жизнь не такая, как у читателя, но зато такая, к которой читатель непременно должен стремиться. И хотя прямо в стихотворении это не указано, это чувствуется. Чтобы стать художником, личностью, нужно жить «во времени». То есть, подчеркивая дистанцию, Андрей Вознесенский одновременно призывал ее преодолеть. И эта реальная, манящая достижимость приобщения к миру искусства завораживает и обольщает. Ведь именно такие люди, как поэт, живут во времени еще долго, даже после своей телесной жизни. Странные сравнения, очень точные и пугающие, приводит автор в предпоследней строфе. Бросает в дрожь от осознания верности того, что: Последние минуты — короче, Последняя разлука — длиннее… И ничего здесь не попишешь — так и есть. Нагнетание в строфе атмосферы безысходности, но возможности все изменить, выбора, подчеркивает повторение слова «последние». Мне кажется, автор медленно, но верно подводит читателя к основной мысли стихотворения: Умирают — в пространстве, Живут — во времени. И здесь уж выбор за каждым — где он хочет жить, какую память о себе оставить. Наверное, это один из вечных, но вот так странно выраженных в стихотворении современного поэта, вопрос.

Темы, проблемы, настроение

Тема разбираемого произведения – расставание. «Расставанье – маленькая смерть», как писал Илья Резник. Лирика поэта А. Вознесенского очень чувствительна. Л. А. Озеров заметил, что у Андрея Андреевича и Владимира Маяковского схож жизненный девиз, творческий принцип: «Я — где боль, везде…». Поэт чувствует боль! Боль народа, боль человека. Он чуток и неравнодушен к этому, он сочувствует и сопереживает.

Тема расставания – это подтема любви, но если любовь – это описание чего-то «полного», чего-то прекрасного, пусть не всегда настоящего, но живого, то расставание – это описание разрывающей «пустоты», боли от безысходности, боли от сковывающей смиренности с нежеланным, но необходимым.

Как справиться с этим? Естественно ли это чувство? Так ли необходима и безопасна эта рана? Эти актуальные вопросы связанны с проблематикой произведения. Автор показал, как героя от безысходности сковала душевная боль.

Настроение «Саги» трагичное, но не безысходное. Боль и страдания лирического героя передаются читателю с каждым последующим прочтением все сильнее, но в то же время становится спокойнее на душе. Немного эгоистичное осознание того, что ты не одинок в своих мучениях облегчает страдание, или же осознание того, что твоя «рана» менее тяжела по сравнению с раной лирического героя, перебивает личностную боль, на первый план выходит чувство жалости к герою произведения.

Образы и символы

Лирического героя стихотворения «Сага» охарактеризовать конкретно, в данном случае, сложно. Это собирательный образ. Даже не собирательный, а общий, «распространенный». Поэт написал о каждом любящем человеке в момент вынужденного расставания, о его мучениях, об образовавшейся пустоте, а также о мужестве, проявляющимся в такие моменты.

Основным образом стихотворения «Сага» Андрея Вознесенского является возлюбленная лирического героя, с которой он ведёт невербальный диалог, иногда повторяя одни и те же отчаянные слова:

Первая строфа, а точнее первые две строки являются описательными в отношении главного образа – возлюбленной.

Она смиренна, сильна духом, кротка.

Следующее четверостишие можно считать «переломным» в данном произведении, самым напряженным в эмоциональном плане. Оно рассказывает о лирическом герое, о его внезапном осознании своей обреченности, осознании своей любви к женщине.

Поэт пишет «Заслонивши тебя от простуды…», то есть лирический герой обнимет возлюбленную, но автор не пишет об этом обычными словами, а перефразирует в более «возвышенное» действие, объясняющее желание лирического героя оградить любимую женщину от «холода» окружающего мира, от болезней и невзгод, сберечь её, защитить даже тогда, когда его не будет рядом.

Следующие строки – это прощание героя с «водами в мурашках запруды», с «Адмиралтейством и Биржой». Можно предположить, что автор пишет только о местах, ассоциирующихся у лирического героя с возлюбленной, с приятными моментами. Но также имеет место быть и другое предположение.

Держа в крепких объятьях любимую женщину, лирический герой обводит глазами окружающий пейзаж, обращая внимание на рябь воды в запруде. Поэт называет это «вода в мурашках», чем самым олицетворяет её, сравнивает с человеком, испытывающим сильные чувства, ведь именно во время эмоционального возбуждения появляются на теле мурашки

Вода – это неоднозначный символ. Вода – это символ женского начала, а также вода – это вечность. Перекладывая данную символику на разбираемое стихотворение, можно предположить, что поэт этими строками говорит о вечности люби, о её многогранности и постоянстве.

Вишня – символ доброты, символ надежды, символ женской красоты. Сравнение глаз любимой женщины именно с этим плодом неслучайно, хотя, возможно, что автор употребил данную метафору лишь из-за внешнего сходства глаз с вишней. В любом случае, данное сравнение очень красивое и глубокое.

Следующая строка написана автором будто в утешение, для поднятия настроения себе, возлюбленной, читателю, она написана в оправдание действий лирического героя.

Дальше поэт немного отчаянно, но в то же время смиренно пишет, что, даже если они возродятся, то всё равно им не суждено быть вместе, они расстанутся.

Последующие две строфы отдалены от происходящих событий, они абстрагированы. Автор пишет о будущем. Когда тяжело в настоящем пережить какое-то событие, смириться с чем-то, обычно думаешь о том, как ты будешь смотреть на данное событие потом, в будущем, через время…Становится немного легче. Быть может, поэт написал два последних четверостишия именно из этих соображений.

Композиция

Стихотворение «Сага» состоит из 7 строф. Вся композиция построена на повторении строк в каждом четверостишие – анафоре

Такая организация усиливает эмоциональный окрас произведения, обращая внимание читателя на основное и главное

Каждая новая строфа – это отрывистые мысли лирического героя

Он прощается то с возлюбленной, то с Адмиралтейством и водами, затем его внимание вновь переключается на возлюбленную, на её глаза, а потом он «ныряет» совсем глубоко, обращаясь к теории поэта Хафиза (Гафиза), теории возрождения

Две последних строфы – это размышления о вечности! Лирический герой абстрагируется от происходящего, рассуждая о мелочности нынешних событий, проблем и горестей по отношению к бесконечности, по отношению к жизни в целом.

Также можно предположить, что лирический герой «вырывает» теплое чувство у себя из груди, там образуется пустота и холод, вследствие чего герой и его возлюбленная обезличиваются, становясь просто «двумя живыми».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: