Анализ стихотворения николая гумилева «шестое чувство»

Анализ стихотворения николая гумилева «шестое чувство»

«Вечер» Н.Гумилев

«Вечер» Николай Гумилёв

Еще один ненужный день, Великолепный и ненужный! Приди, ласкающая тень, И душу смутную одень Своею ризою жемчужной.

И ты пришла… Ты гонишь прочь Зловещих птиц — мои печали. О, повелительница ночь, Никто не в силах превозмочь Победный шаг твоих сандалий!

От звезд слетает тишина, Блестит луна — твое запястье, И мне опять во сне дана Обетованная страна — Давно оплаканное счастье.

Анализ стихотворения Гумилева «Вечер»

В 1910 году Гумилев выпустил сборник «Жемчуга», включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу «Романтические цветы». Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных отзывов от Анненского. Брюсова, Иванова. Правда, несмотря на положительные оценки, они посчитали «Жемчуга» ученической книгой.

Стихотворение «Вечер», датированное 1908 годом, входит во второй раздел сборника, названный «Жемчуг серый». Вечер здесь выступает не только в роли времени суток, но и как метафора смутного состояния души лирического героя. Ключевым мотивом произведения становится стремление человека к счастью, которое в настоящем доступно только во сне. Отсюда возникает характеристика дня как великолепного, но ненужного. Для лирического героя ночь предпочтительнее. Она способна прогнать печали, подарить истинное счастье, одеть душу «ризою жемчужной». Риза — верхнее облачение священнослужителя — упоминается неслучайно. В творчестве Гумилева одежда — неотъемлемая часть портрета. Причем чаще всего речь идет не о повседневных вещах, а о исторических, экзотических или просто редко встречающихся в обычной жизни. Облачая ночь в ризу, Николай Степанович делает ее священной, фактически превращает в объект религиозного поклонения. Кроме того, она названа повелительницей, победный шаг сандалий которой «никто не в силах превозмочь».

Есть версия, что пессимистичный тон стихотворения — результат непростых отношений между Гумилевым и Ахматовой. На момент написания произведения Анна Андреевна уже несколько раз отказывалась выйти замуж за Николая Степановича. Разочарованный в жизни и любви поэт даже решился на самоубийство. Одна из попыток вышла весьма комичной. Гумилев отправился во французский курортный город Турвиль с целью утопиться. Помешали планам русского гения местные жители, вовремя вызвавшие полицейских. Дело в том, что бдительные французы приняли поэта за бродягу. Неприступная красавица Ахматова окончательно сдалась на милость Гумилеву только в 1910 году. 25 апреля состоялась скромная церемония бракосочетания. На нее не стали приезжать родственники поэта, так как не верили в его женитьбу. Ахматова и Гумилев прожили вместе восемь лет, значительную часть из которых Николай Степанович провел в разъездах. Развелись они в 1918 году, сумев сохранить хорошие отношения.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 четверостиший.

Первая строфа говорит о наслаждениях человеческой жизни: вино, хлеб и женщина. В этих наслаждениях заложена их противоположность: насладиться женщиной можно, только «сперва измучившись».

Вторая строфа – вопросительное предложение. Это главная проблема, которую поднимает лирический герой: что делать с вещами, которые нельзя использовать утилитарно? Среди этих неземных, небесных вещей и стихи.

В третьей строфе лирический герой сожалеет о том, что эти нематериальные вещи проходят «мимо». Это мучительно, это «осуждение».

Следующие три строфы представляют собой синтаксически период. Четвёртая и пятая – это примеры из мира человека и из мира животного, из прошлого и из настоящего. Речь идёт о развитии всего живого и конкретного человека, когда необходимое качество у отдельного живого существа не сформировалось, а потребность в нём уже начинает возникать. Последняя строфа – вывод о том, что «орган для шестого чувства» рождается в муках прямо сейчас, но медленно, «век за веком».

Тема стихотворения – необходимость шестого чувства, с помощью которого человек способен постигать прекрасное.

Вряд ли Гумилёв допускал мысль, что лично у него не хватает каких-то органов для восприятия прекрасного. Да и не нужен особый орган, чтобы ощутить красоту зари или гармонию стиха. Так что основная мысль стихотворения в подтексте: человек, венец творения, совершенен. Именно в крике духа, в изнеможении плоти – путь для видения прекрасного. Но должно родиться неутилитарное отношение к миру. По мнению Гумилёва, это происходит в муках совместными усилиями «природы и искусства», то есть эволюции биологической и культурной.

Ничего за 100 лет не изменилось

Автор строк понимает нынешние ограниченные возможности человека и спрашивает у высших сил, когда границы будут открыты и разум станет единым с душой. С момента написания строк прошло почти 100 лет, но человек ни на йоту не приблизился к пониманию вечных таинств. Да, в физическом мире много изменилось – технологии правят бал, но понимание таинства розовой зари, понимание вечности не стало ближе, возможно, оно даже отдалилось от человечества.

Каждый получает то, что он искренне желает и просит, Гумилёв получил ответы на свои вопросы уже через год после написания стихотворения «Шестое чувство» в питерских застенках ГубЧК

Раскрытие темы в композиции

Разбор стихотворения Гумилева «6 чувство» показывает, что темой размышления лирического героя является напряжённый поиск значения нематериальных прекрасных вещей в жизни человека, осмысление подлинного божественного предназначения каждой судьбы. Текст разбит на шесть четверостиший, и главная идея развивается в нём по следующему плану:

  • первая строфа признаёт красоту земных радостей в жизни, связанных с удовлетворением основных земных потребностей, базовых инстинктов выживания и продолжения рода — «прекрасно в нас влюблённое вино и добрый хлеб»;
  • на антитезе строится вторая часть, описывающая гораздо более прекрасные вещи, парадоксально словно бы не имеющие практического значения для жизнедеятельности индивидуума;
  • следующее четверостишие поясняет, что высшая красота, как другое измерение, зримо присутствует рядом, что она желанна, но остаётся как бы невостребованной и неприменимой, поскольку её невозможно присвоить;
  • четвёртая строфа даёт сравнение этого ощущения беспомощности с образом ребёнка, который «не знает о любви», но подсознательно чувствует, что это скоро станет важнейшим стремлением его души;
  • пятое четверостишие почти шокирует, ссылаясь вдруг на доисторическую «тварь скользкую», у которой должны появиться крылья, — это резко меняет масштаб, наводя на мысль о бесконечно длинном пройденном пути эволюции от первобытного состояния до того самого «мальчика», до предчувствия близости перехода на следующую ступень;
  • очень важна завершающая часть, в ней — уверенность в том, что развитие происходит по воле Господней, идея того, что божественный замысел посылает нам испытания отнюдь не случайно, а преодоление проблем ведёт к эволюционным переменам в состоянии человечества, которое должно «повзрослеть» и понять, «что делать с розовой зарёй».

«Шестое чувство» очаровывает глубиной проникновения в суть человеческой природы, спокойной силой веры в победу светлого начала, прекрасных эмоций, творческого полёта души вопреки сложным жизненным обстоятельствам.

Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилева

Николай Гумилев — великий русский поэт Серебряного века, который начал писать стихи еще с ранних лет. Достигнув совершеннолетия, поэту удалось издать свою первую книгу стихотворений.

Талантливый поэт обладал уникальным даром предвидения. В одном из своих произведений ему удалось очень точно описать свою смерть и убийцу. Николай не знал конкретного дня, но чувствовал, что это произойдет в скором времени.

Своему дару Гумилев и посвятил знаменитое стихотворение «Шестое чувство». Поэт написал его в 1920 году. Произведение не содержит каких-нибудь таинственных пророчеств. В нем автор пытается для себя понять, что такое шестое чувство.

В произведении поэт рассматривает разные стороны жизни человека, при этом подчеркивает, что прежде всего люди стремятся обзавестись материальными благами, которые можно потратить на другие радости жизни.

Намного сложнее обстоит дело с духовными ценностями, ведь с ними ничего нельзя сделать. В своем стихотворении Гумилев приходит к мысли, что уметь наслаждаться прекрасным и довольствоваться им — это великое умение, способствующее развитию пяти главных чувств. Но также это наделяет даром предвидения.

Гумилев сравнивает свой дар с крыльями ангела, так как уверен, что у него божественное происхождение. Чем чище и светлее у человека душа, тем ему проще разглядеть то, что скрывает судьба. Также поэт отмечает, что этот дар может появиться и у человека, у которого нет высоких моральных качеств.

Автор считает, что процесс обретения дара занимает много времени, к тому же он болезненный. В произведении процесс сравнивается с операцией, благодаря которой человек начинает видеть будущее. Но для автора этот дар весьма обременительный, из-за него страдает душа и тело.

Согласно воспоминаниям близких и знакомых, поэт очень сильно страдал от дара предвидения. Зная о событиях, которые произойдут, Николай не мог на них повлиять. К тому же известно о его трагической любви к Анне Ахматовой. Возлюбленную поэт считал порождением темных сил. Свою жену он называл колдуньей. Из-за этого пытался покончить жизнь самоубийством, чтобы это все прекратилось. Поэт знал, что не сможет жить без любимой женщины, но в то же время он был уверен в том, что если она станет его супругой, то его жизнь будет ужасной.

Гумилев знал и желал своей смерти, так как был уверен, что долго не проживет. Именно шестое чувство подсказало ему это. Его расстреляли из-за любви через год, после написания стихотворения.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Художественные приемы

Жанр стихотворения — элегия, так как поэт рассказывает о личных переживаниях, делится размышлениями. Его работа является воплощением философской лирики и напоминает античные диалоги Платона о природе прекрасного. Автор применил необычный прием и ввел пиррихии — двухсложные безударные стопы, которые позволили придать тексту разговорную форму.

Условно композицию стихотворения можно разделить на три части:

  1. Зачин — лирический герой рассказывает о том, что материальные ценности легко определить;
  2. Основная идея — в то же время есть вещи, которые нельзя познать пятью органами чувств;
  3. Вывод — поэт описывает существо, которое может только ползать, но в то же время оно чувствует крылья. А также ощущается орган, который должен отвечать за восприятие прекрасного.

Гумилев использовал следующие средства выразительности:

  1. Олицетворения — у поэта вино стало влюбленным, а хлеб добрым.
  2. Метафоры — Николай Степанович показывает дух кричащим, плоть изнемогающей, а мгновение убегающим.
  3. Антитезы позволяют подчеркнуть несовершенства человеческого наслаждения.

Некоторые литературоведы считают, что Гумилев предвидел свою трагическую кончину. Он был уверен, что не проживет долго, и это предчувствие отравляло ему жизнь. В стихотворении поэт делится своими переживаниями: он так и не смог понять, что нужно делать с нематериальными ценностями. Это для него становится мучением, и человек должен сформировать себе орган, который поможет воспринимать их.

Чем можно насладиться в жизни с пониманием

Уже в первом четверостишие автор приводит пример того, чем человек может реально насладиться, испытать от этого физическое удовлетворение. Это влюблённое вино, свежий хлеб из печи и женщина, ради которой хоть и приходится помучаться, но после она вознаграждает нас наслаждением.

Далее Гумилёв приводит пример того, что:

Это – утренняя заря надо остывающими облаками и бессмертные стихи. Это простой пример, в жизни гораздо больше того, что мы не можем целовать, понимать и трогать руками. Мы можем только наслаждаться их видом, таинством и скрытым смыслом, но от их созерцания и чтения нельзя получить физический экстаз. Заря нас покоряет тишиной и бесконечностью мира, который несмотря не все перипетии возрождается каждый день заново, а стихи трогают души мыслью того, кого уже с нами нет, его взглядом на мир и невозможностью оспорить и изменить написанное.

Мы пытаемся дотронуться до вечного, тянем руки в восходящему солнцу и взываем к автору строк, но:

Текст стихотворения «Шестое чувство»

Николай Гумилёв

Шестое чувство

Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,

Следит порой за девичьим купаньем

И, ничего не зная о любви,

Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком — скоро ли, Господь? —

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

1920 г.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, приближающими ритм к разговорному. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.

  • «Жираф», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Слово», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Она», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Волшебная скрипка», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Заблудившийся трамвай», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Две розы», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Вечер» (Ещё один ненужный день…), анализ стихотворения Гумилёва
  • «Капитаны», анализ цикла стихотворений Гумилёва
  • «Змей», анализ баллады Гумилёва
  • «Мечты», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Озеро Чад», анализ стихотворения Гумилёва
  • Гумилёв Николай Степанович, краткая биография

По произведению: «Шестое чувство»

По писателю: Гумилёв Николай Степанович

Между Кубриком и Спилбергом

С детства восхищавшийся Спилбергом (он остался верен своим пристрастиям и в киношколе, где все остальные студенты носились с Годаром), Шьямалан мечтал снимать большие блокбастеры, массовое кино, но оставаться режиссером-автором; его стихией мог бы стать Новый Голливуд. Так и «Шестое чувство» при всей самобытности продолжало линию конформных хорроров 1980-х годов вроде «Полтергейста», где семья и сила любви побеждают зло из другого мира.

«Сияние»

Другим очевидным референсом было «Сияние» Кубрика. И там, и там есть мальчик-экстрасенс (главный герой «Шестого чувства» Коул — тот же Дэнни Торренс, только уже подросший и настрадавшийся). Юные актеры Хэйли Джоэл Осмент и Миша Бартон запомнили атмосферу гулких залов общественного центра в Филадельфии, где снимал Шьямалан — она очень напомнила им отель «Оверлук». «Сияние» подсказало и подспудную, ощущаемую скорее бессознательно «неправильность» антуража (например, красный цвет у Шьямалана появляется только в момент встречи с призраком). «Чувство» сближает с «Сиянием» и политический подтекст: Коул видит не просто мертвых людей, это жертвы казней, судов Линча, домашнего насилия и катастроф, жертвы американской истории; построенный Кубриком отель на индейском кладбище тоже символизировал американскую цивилизацию, возведенную на костях.

Только вот никакого зла и ужаса в потустороннем мире у Шьямалана не было: призрачное существование для его персонажей — шанс исправить ошибки, доделать неоконченные дела. «Шестое чувство» должно было стать фильмом-утешителем. Неслучайно в конце концов была удалена прописанная в сценарии сцена, где Коул видит в зеркале искалеченных страшных мертвецов в холле больницы

Важно было выдержать тон, чтобы призраки, несмотря на свою реалистичность, оставались духами, а не живыми трупами

Показательно, что при многих сходствах его сюжетной механики со старыми голливудскими триллерами (от «Ночи охотника» до «Психо») главный аттракцион фильма — знаменитый финальный твист — был позаимствован Шьямаланом из детского телешоу, эпизода «История девушки из снов» сериала «Боишься ли ты темноты?».

Тропы и образы

В первых двух строфах важны эпитеты, которые характеризуют противоположные явления: воспринимаемые нашими чувствами — и неподвластное им чувство эстетического. Влюблённое в нас
вино, добрый
хлеб – и розовая
заря, холодеющие
небеса, неземной
покой, бессмертные
стихи. Первая и вторая строфа противопоставлены друг другу с помощью союза но
. Антитеза содержится и в первой строфе. Она подчёркивает, что человеческое наслаждение никогда не может быть совершенным. Этот привкус горечи («сперва измучившись») – необходимая ступень развития.

В третьей строфе безнадёжность и отчаянье лирического героя выражены в повторяющихся приставках не
и ни
, союзе но
. Эта строфа противопоставлена предыдущей по принципу статики и динамики. Во второй строфе описаны статичные небеса, заря, в третьей – неудержимый бег мгновения. Бесконечность нашего движения определяется повтором слова мимо
.

В метафорах ломаем руки, осуждены
заключено мучение человека, который не имеет потребности, но предчувствует её необходимость.

Следующие два развёрнутых сравнения, выраженные сравнительными предложениями, объясняют образ предыдущей строфы. Мальчик не может хотеть женщину, но он предчувствует своё будущее.

Так же и «тварь скользкая», которая ещё не эволюционировала в птицу, мечтает о небе (но мысли ящера на совести Гумилёва) Эпитеты пятой строфы (скользкая
тварь, разросшиеся
хвощи) переносят начало процесса рождения шестого чувства в глубину веков, к началу эволюционного процесса.

В шестой строфе содержится не просто вывод стихотворения, но и итог синтаксического периода, который строится по схеме как – так
.

Это обращение к Господу, в метафорических образах (под скальпелем природы и искусства, кричит дух, изнемогает плоть
) описывающее рождение шестого чувства. Восклицание – надежда на то, что боль от восприятия прекрасного исчезнет, когда появится орган для шестого чувства. Но рождение прекрасного, произведения искусства, стихов сопряжено с болью, которая связана с катаклизмами начала 20 в.

В стихотворении Гумилёв через ощущение прекрасного соединяет противоположные понятия: земное и небесное, полезное и бескорыстное, земное и небесное, материальное и духовное.

Какое наслаждение нам не дано понять

Мы в этом состоянии похожи на маленького мальчика, которому интересно подсматривать за девичьим купанием, но смысла любви он ещё не знает. Желание растёт внутри него, но он ещё не может его осознать, потому что не дорос до этого. Так и человек не дорос до понимания вечности, в нём горит таинственное желание её понять, но мал Homo sapiens разумом и часто скуден душой для этого.

В предпоследнем четверостишье Гумилёв сравнивает человека с первыми млекопитающими, которые только выбрались из воды, они стремятся к полёту, хотят быстрее побежать-полететь, уже чуют набухающие за спиной крылья, но малы для этого. Пройдут тысячи лет прежде чем вышедшая из воды тварь станет птицей, пройдёт ещё ни одна тысяча лет, прежде чем человек начнёт физически понимать вечные тайны мира.

Гумилёв в концовке стихотворения обращается к Господу с извечным вопросом – скоро ли человек вырастет из пелёнок детства и в нём родится шестое чувство для полного понимания окружающего мира. Скоро ли мы сможем видеть то, что есть, а не то, что нам сейчас дано видеть, скоро ли разорвём границы таинства, скоро ли появятся крылья?

Это интересно: 314,Анализ стихотворения Элегия Пушкина

Анализ стихотворения Гумилева «Шестое чувство»

Не секрет, что русский поэт Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. Во всяком случае, он очень точно в одном стихотворении описал собственную смерть и человека, который оборвет его жизнь. Поэт не знал лишь точной даты гибели, хотя и предвидел, что случиться это довольно скоро.

Именно этому удивительному дару Николай Гумилев посвятил свое стихотворение «Шестое чувство», написанное в 1920 году – менее, чем за год до собственной смерти. В это произведении нет каких-либо мистических пророчеств, которые впоследствии бы пришлось расшифровывать литературоведам. Автор лишь пытается понять, что собой представляет это пресловутое шестое чувство, и на чем именно оно основано.

С присущим ему фундаментализмом Николай Гумилев рассматривает различные аспекты жизни человека, подчеркивая, что каждый из нас стремиться, в первую очередь, к материальным благам. «Добрый хлеб», женщины и вино – вот тот минимум, которым вполне может довольствоваться любой мужчина, который прекрасно знает, как распорядиться этими бесценными дарами жизни. Гораздо сложнее обстоят дела с духовными ценностями, которые невозможно «ни съесть, ни выпить, не поцеловать». В самом деле, что делать с розовой утренней зарей и бессмертными стихами, которые неосязаемы, но наполняют душу трепетным волнением? Ответа на этот вопрос нет и у Николая Гумилева. Однако поэт убежден, что именно умение наслаждаться прекрасным влияет на развитие не только пяти основных чувств человека, но и наделяет его даром предвидения .

Его автор сравнивает с крыльями ангела, считая, что шестое чувство имеет божественное происхождение. И чем чище человек духовно, тем проще ему увидеть то, что скрыто от нас самой судьбой. Однако при этом Николай Гумилев не отрицает, что подобным даром могут обладать и люди, лишенные высоких моральных качеств. И «появившиеся крылья» на плечах «скользкой твари» вызывают у нее ощущение полного бессилия, а также боль и страдания, ведь теперь придется принести миру огромную жертву – отказаться от душевной грязи, стать лучше и чище.

Процесс обретения шестого чувства, по мнению Николая Гумилева, является весьма длительным и болезненным. Прибегнув к весьма красочной метафоре, поэт сравнивает его появление с операцией, благодаря чему «под скальпелем природы и искусства» человек со временем обретает возможность предвидеть будущее. Однако знания эти весьма обременительны, потому что под их тяжестью «кричит наш дух, изнемогает плоть». Автор не считает нужным объяснять в данном произведении, почему именно судьба того, кого в наши дни называют ясновидящим, является столь незавидной . Но, по воспоминаниям очевидцев, дар этот очень сильно угнетал Николая Гумилева, который предвидел очень многие события собственной жизни, однако не мог их изменить. В частности, доподлинно известно, что его любовь к поэтессе Анне Ахматовой, которую он считал порождением темных сил, а свою супругу именовал не иначе, как колдуньей, заставила поэта совершить три попытки самоубийства. Таким образом Николай Гумилев пытался разорвать порочный круг, понимая, что не сможет существовать без избранницы, и при этом доподлинно зная, что, согласившись выйти за него замуж, Ахматова превратит его жизнь в сплошной кошмар. Именно поэтому поэт подсознательно искал смерти и был готов ее принять, зная, что век его короток. И именно шестое чувство подсказало Гумилеву, что он не умрет в собственной постели

в обществе нотариуса, как благопристойный гражданин, а будет расстрелян (во имя или вопреки?) собственной любви менее, чем через год после создания этого стихотворения.

Обладавший, как и многие хорошие поэты, даром предвидения, Николай Гумилев даже посвятил этому таланту стихотворение, названное “Шестым чувством”. Краткий анализ “Шестое чувство” по плану покажет ученикам 10 класса, какие мысли поэт вложил в свое произведение и какие средства помогли ему реализовать художественный замысел. На уроке литературы этот разбор может быть использован в качестве основного или дополнительного материала.

LiveInternetLiveInternet

Николай Степанович Гумилёв

Прекрасно в нас влюбленное вино И добрый хлеб, что в печь для нас садится, И женщина, которою дано, Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей Над холодеющими небесами, Где тишина и неземной покой, Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать. Мгновение бежит неудержимо, И мы ломаем руки, но опять Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои, Следит порой за девичьим купаньем И, ничего не зная о любви, Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах Ревела от сознания бессилья Тварь скользкая, почуя на плечах Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком — скоро ли, Господь? — Под скальпелем природы и искусства Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства.

Николай Гумилёв

Не секрет, что русский поэт Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. Во всяком случае, он очень точно в одном стихотворении описал собственную смерть и человека, который оборвет его жизнь. Поэт не знал лишь точной даты гибели, хотя и предвидел, что случиться это довольно скоро.

Именно этому удивительному дару Николай Гумилев посвятил свое стихотворение «Шестое чувство», написанное в 1920 году – менее чем за год до собственной смерти. В этом произведении нет каких-либо мистических пророчеств, которые впоследствии бы пришлось расшифровывать литературоведам. Автор лишь пытается понять, что собой представляет это пресловутое шестое чувство, и на чем именно оно основано.

С присущим ему фундаментализмом Николай Гумилев рассматривает различные аспекты жизни человека, подчеркивая, что каждый из нас стремиться, в первую очередь, к материальным благам. «Добрый хлеб», женщины и вино – вот тот минимум, которым вполне может довольствоваться любой мужчина, который прекрасно знает, как распорядиться этими бесценными дарами жизни. Гораздо сложнее обстоят дела с духовными ценностями, которые невозможно «ни съесть, ни выпить, не поцеловать». В самом деле, что делать с розовой утренней зарей и бессмертными стихами, которые неосязаемы, но наполняют душу трепетным волнением? Ответа на этот вопрос нет и у Николая Гумилева. Однако поэт убежден, что именно умение наслаждаться прекрасным влияет на развитие не только пяти основных чувств человека, но и наделяет его даром предвидения.

Его автор сравнивает с крыльями ангела, считая, что шестое чувство имеет божественное происхождение. И чем чище человек духовно, тем проще ему увидеть то, что скрыто от нас самой судьбой. Однако при этом Николай Гумилев не отрицает, что подобным даром могут обладать и люди, лишенные высоких моральных качеств. И «появившиеся крылья» на плечах «скользкой твари» вызывают у нее ощущение полного бессилия, а также боль и страдания, ведь теперь придется принести миру огромную жертву – отказаться от душевной грязи, стать лучше и чище.

Процесс обретения шестого чувства, по мнению Николая Гумилева, является весьма длительным и болезненным. Прибегнув к весьма красочной метафоре, поэт сравнивает его появление с операцией, благодаря чему «под скальпелем природы и искусства» человек со временем обретает возможность предвидеть будущее. Однако знания эти весьма обременительны, потому что под их тяжестью «кричит наш дух, изнемогает плоть». Автор не считает нужным объяснять в данном произведении, почему именно судьба того, кого в наши дни называют ясновидящим, является столь незавидной. Но, по воспоминаниям очевидцев, дар этот очень сильно угнетал Николая Гумилева, который предвидел очень многие события собственной жизни, однако не мог их изменить. В частности, доподлинно известно, что его любовь к поэтессе Анне Ахматовой, которую он считал порождением темных сил, а свою супругу именовал не иначе, как колдуньей, заставила поэта совершить три попытки самоубийства.

Анна Ахматова и Николай Гумилёв

Таким образом, Николай Гумилев пытался разорвать порочный круг, понимая, что не сможет существовать без избранницы, и при этом, доподлинно зная, что, согласившись выйти за него замуж, Ахматова превратит его жизнь в сплошной кошмар. Именно поэтому поэт подсознательно искал смерти и был готов ее принять, зная, что век его короток. И именно шестое чувство подсказало Гумилеву, что он не умрет в собственной постели в обществе нотариуса, как благопристойный гражданин, а будет расстрелян (во имя или вопреки?) собственной любви менее чем через год после создания этого стихотворения.

Последнее фото Николая Гумилёва без ретуши

Текст: pishi-stihi.ru

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Родина Лермонтова 9, 7 класс по плану Михаил Лермонтов один из самых знаменитых русских поэтов 19 века. Он оставил огромный творческий потенциал будущему поколению, и тем самым сделал большой вклад в развитие национальной культуры. Его творчество олицетворяло множество
  • Анализ стихотворения Из-под таинственной, холодной полумаски Лермонтова Ранняя любовная лирика М. Ю. Лермонтова наполнена ощущением трагизма из-за невозможности счастливых отношений. Пылкие строки автора, обращённые к возлюбленной, часто носят обвинительный характер.
  • Анализ стихотворения Есенина Сорокоуст Прекрасное стихотворение, которое написал C.А.Есенин под названием “Сорокоуст”. Поэт написал его в 1920г. и он сразу попал в руки исследователей и предопределил тенденции этого времени и повлиял на развития и большой прогресс русской
  • Анализ стихотворения Есенина Спит ковыль Соприкосновение в лирике С. Есенина человека и природы всегда удивительно и неизбежно. С помощью предметов, явлений окружающего мира, в котором просматривается своеобразие и неповторимая красота, автор передает настроение,
  • 11 класс

Психодрама

Воспоминания актеров о работе над «Шестым чувством» полны историй преодоления. В своем стремлении снять наконец фильм по-своему Шьямалан не щадил никого. Например, в сцене появления призраков павильон наполняли ледяным воздухом, чтобы у актеров шел пар изо рта. Также утверждается, что весь фильм снимали в хронологическом порядке. Последняя сцена с Хэйли Джоэлом Осментом была самой изматывающей: Коул рассказывает маме (Тони Коллетт) о своем даре и о призраке умершей бабушки. Обниматься и рыдать актерам пришлось семь дублей кряду.

Главным же объектом принуждения стал… Брюс Уиллис. Шьямалан очень хотел видеть актера в главной взрослой роли — психиатра Малкольма Кроу (постер «Крепкого орешка» уже давно висел у него дома). Уиллис же пришел в проект по необходимости: после того как актер сорвал съемки фильма с пророческим названием «Бродвейский скандалист», у Disney возникли к нему некоторые финансовые претензии. Чтобы урегулировать конфликт, Уиллис согласился подписать контракт на три фильма, причем с сильно урезанными гонорарами. Первым из них стал «Армагеддон», а вторым — «Шестое чувство». Впрочем, скепсис Уиллиса испарился после знакомства со сценарием, что не помешало звезде по привычке пытаться командовать на площадке. Но Шьямалан спокойно и вежливо дал понять, кто тут главный.

На жертвы пришлось пойти и Донни Уолбергу: актер сбросил почти 20 кг для роли несчастного выросшего пациента, который пришел мстить Малкольму за то, что доктор когда-то не поверил в его дар слышать призраков, и так вошел в роль, что перестал мыться. Тони Коллетт снималась в парике — в то время она ходила со стрижкой под ноль, и кастинг с обритой головой режиссер даже не решился продемонстрировать продюсерам. Оливии Уильямс тоже пришлось похудеть для роли жены Малкольма (ведь она играет скорбящую вдову, хотя до самого финального твиста зрители об этом и не догадывались).

Главной звездой фильма, впрочем, был не Уиллис, а Осмент. Мальчик, явившийся на пробы в галстуке, знавший наизусть чуть ли не весь сценарий, умел не мигая смотреть в камеру так беззащитно, что сердце самого циничного зрителя готово было разбиться. На эту роль, кстати, пробовался Майкл Сера. Сейчас, конечно, трудно представить комика Сера в роли маленького мудреца с грустными глазами.

Все актеры ужасно растрогались, прочтя сценарий, и для всех участие в фильме стало своего рода психотерапией. Уиллис и Уильямс поддерживали друг друга после недавних разводов (Уиллис расстался с Мур практически накануне съемок). Коллетт, начавшая работу в «Шестом чувстве» в состоянии, близком к депрессии, благополучно преодолела страх смерти и обрела радость жизни. Маленький Осмент стремительно повзрослел на съемках: мало того что для подготовки к роли ему пришлось смотреть недетское кино (от той же «Ночи охотника» до «Чужих»), он еще и постоянно беседовал с отцом, театральным актером, обсуждая смысл и логику этой драмы. Неудивительно, что после успеха «Шестого чувства» мальчик попал сразу к Спилбергу в «Искусственный разум».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: