Литературное направление и жанр
Тургенев стал родоначальником нового жанра в русской литературе, восходящего к жанру «Маленьких стихотворений в прозе» Бодлера. Но все стихотворения объединяются в цикл, а некоторые исследователи даже считали их подобием поэмы. С другой стороны, стихотворения в цикле разнородны, каждое напоминает другой существующий жанр. Стихотворение в прозе «Щи» похоже на притчу.
Реалист Тургенев изобразил двух женщин, ведущих себя в одной и той же ситуации по-разному в зависимости от того, к какой социальной группе (сословию) они относятся, в какой среде живут и какие ценности в них воспитаны.
Насекомое
Снилось мне, что сидит нас человек двадцать в большой комнате с раскрытыми окнами. Между нами женщины, дети, старики… Все мы говорим о каком-то очень известном предмете – говорим шумно и невнятно.
Вдруг в комнату с сухим треском влетело большое насекомое, вершка в два длиною… влетело, покружилось и село на стену.
Оно походило на муху или на осу. Туловище грязно-бурого цвету; такого же цвету и плоские жесткие крылья; растопыренные мохнатые лапки да голова угловатая и крупная, как у коромыслов; и голова эта и лапки – ярко-красные, точно кровавые.
Странное это насекомое беспрестанно поворачивало голову вниз, вверх, вправо, влево, передвигало лапки… потом вдруг срывалось со стены, с треском летало по комнате – и опять садилось, опять жутко и противно шевелилось, не трогаясь с места.
Во всех нас оно возбуждало отвращение, страх, даже ужас… Никто из нас не видал ничего подобного, все кричали: «Гоните вон это чудовище!», все махали платками издали… ибо никто не решался подойти… и когда насекомое взлетало – все невольно сторонились.
Лишь один из наших собеседников, молодой еще, бледнолицый человек, оглядывал нас всех с недоумением. Он пожимал плечами, он улыбался, он решительно не мог понять, что с нами сталось и с чего мы так волнуемся? Сам он не видел никакого насекомого – не слышал зловещего треска его крыл.
Вдруг насекомое словно уставилось на него, взвилось и, приникнув к его голове, ужалило его в лоб повыше глаз… Молодой человек слабо ахнул – и упал мертвым.
Страшная муха тотчас улетела… Мы только тогда догадались, что это была за гостья.
Май, 1878
«Стихотворения в прозе» или «Старческое»
Данная отрасли творчества Тургенева считается заключительной в жизни автора. Он написал порядка 83 произведений, которые не планировал отдавать в печать. Спустя некоторое время поэта уговорили напечатать часть произведений, которые увидели свет в 1883 году. Это была лишь часть стихотворений, а в полном объеме они были напечатаны уже после смерти автора в 1931 году.
Свои произведения автор называл «Старческое», а так же «Стихотворения в прозе». Сам автор объяснял такое название «последними вздохами старика». Он даже не мог предположить, что его стихотворения настолько понравятся читателям, что на много лет переживут своего автора.
Что же касается «Стихотворений в прозе» — то это очень личные записи автора. В них он изливал все то самое сокровенное, что накопилось у него за много лет жизни. Именно этой искренностью он и сумел покорить своих читателей. Данные произведения – это не что иное, как размышления автора над своей прожитой жизнью. В подтверждение этому ниже приводятся некоторые из его произведений.
«Воробей»
В этом произведении представлено рассуждение о благородном порыве птицы, которому автор стал свидетелем. Он восхищается искренней самоотверженностью взрослого воробья, который бросился на защиту птенца. Здесь невольно проходит сравнение с человеческими судьбами и нуждами. «Воробей» Тургенева направлен на раскрытие нравственных ценностей: умения жертвовать собой, принимать на себя ответственность за происходящее.
Ведь у каждой угрожающей ситуации имеется свое решение. Нужно только хорошенько поискать его внутри себя, обнаружить свои внутренние ресурсы. Во многих случаях «Воробей» Тургенева запоминается больше других текстов. Его включают в школьную программу, цитируют, им восхищаются даже те, кто не имеет никакого отношения к литературе.
«Голуби» И.С. Тургенева
В данном произведении отражаются чувства поэта и его переживания. В самом начале произведения Иван Сергеевич описывает природу, которая находится в преддверии грозы. Далее он переходит к самому описанию ненастья. Каждое из данных описаний передают тревожные чувства поэта, его грусть и печать.
Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и тревоги. Все вокруг навевает тяжесть, давит. Описание самого природного явления очень сумбурно, тревожно. Буря совершенно не успокаивает поэта, поскольку лишена гармонии и умиротворения.
Тревогу, которую передает автор, можно объяснить тем, что он был очень одинок, находясь вдали от Родины: “… я один… один, как всегда”.
Но когда автор переходит к описанию двух голубей, которых увидел вдалеке, его настроение резко меняется. Появляется долгожданная гармония и умиротворение. Он начинает успокаивать сам себя тем, что мир полон прекрасных вещей, таких как дружба, теплота, спокойствие. Именно в названии данного произведения автор и выразил главные для себя вещи.
Иван Тургенев — Повесить его (Стихотворение в прозе): Стих
— Это случилось в 1805 году, — начал мой старый знакомый, — незадолго до Аустерлица. Полк, в котором я служил офицером, стоял на квартирах в Моравии.
Нам было строго запрещено беспокоить и притеснять жителей; они и так смотрели на нас косо, хоть мы и считались союзниками.
У меня был денщик, бывший крепостной моей матери, Егор по имени. Человек он был честный и смирный; я знал его с детства и обращался с ним как с другом.
Вот однажды в доме, где я жил, поднялись бранчивые крики, вопли: у хозяйки украли двух кур, и она в этой краже обвиняла моего денщика. Он оправдывался, призывал меня в свидетели… «Станет он красть, он, Егор Автамонов!» Я уверял хозяйку в честности Егора, но она ничего слушать не хотела.
Вдруг вдоль улицы раздался дружный конский топот: то сам главнокомандующий проезжал со своим штабом.
Он ехал шагом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами.
Хозяйка увидала его — и, бросившись наперерез его лошади, пала на колени — и вся растерзанная, простоволосая, начала громко жаловаться на моего денщика, указывала на него рукою.
— Господин генерал! — кричала она, — ваше сиятельство! Рассудите! Помогите! Спасите! Этот солдат меня ограбил!
Егор стоял на пороге дома, вытянувшись в струнку, с шапкой в руке, даже грудь выставил и ноги сдвинул, как часовой, — и хоть бы слово! Смутил ли его весь этот остановившийся посреди улицы генералитет, окаменел ли он перед налетающей бедою — только стоит мой Егор да мигает глазами — а сам бел, как глина!
Главнокомандующий бросил на него рассеянный и угрюмый взгляд, промычал сердито:
— Ну?..
Стоит Егор как истукан и зубы оскалил! Со стороны посмотреть: словно смеется человек.
Тогда главнокомандующий промолвил отрывисто:
— Повесить его! — толкнул лошадь под бока и двинулся дальше — сперва опять-таки шагом, а потом шибкой рысью. Весь штаб помчался вслед за ним; один только адъютант, повернувшись на седле, взглянул мельком на Егора.
Ослушаться было невозможно… Егора тотчас схватили и повели на казнь.
Тут он совсем помертвел — и только раза два с трудом воскликнул:
— Батюшки! батюшки! — а потом вполголоса: — Видит бог — не я!
Горько, горько заплакал он, прощаясь со мною. Я был в отчаянии.
— Егор! Егор! — кричал я, — как же ты это ничего не сказал генералу!
— Видит бог, не я, — повторял, всхлипывая, бедняк.
Сама хозяйка ужаснулась. Она никак не ожидала такого страшного решения и в свою очередь разревелась! Начала умолять всех и каждого о пощаде, уверяла, что куры ее отыскались, что она сама готова всё объяснить…
Разумеется, всё это ни к чему не послужило. Военные, сударь, порядки! Дисциплина! Хозяйка рыдала всё громче и громче.
Егор, которого священник уже исповедал и причастил, обратился ко мне:
— Скажите ей, ваше благородие, чтоб она не убивалась… Ведь я ей простил.
Мой знакомый повторил эти последние слова своего слуги, прошептал: «Егорушка, голубчик, праведник!» — и слезы закапали по его старым щекам.
Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Нищий»
Русский поэт и прозаик Иван Тургенев оставил не просто творческое наследие, а кладезь добра и любви. Его небольшие стихотворения в прозе способны смягчить даже черствое сердце.
Миниатюра «Нищий» повествует о том, как важна любая помощь, не только материальная, но и моральная. Главный герой рассказа – простой прохожий, который встретил на пути нищего несчастного старика.
Описание нищего очень детально прописано автором: воспаленные глаза и посиневшие губы указывали на возможную болезнь от грязных ран, одежда была ветхой. Он протянул главному герою свою руку в надежде на подаяние. При этом нищий не просто просил, а уже мычал, словно раненое животное.
Рассказчик механически стал искать мелочь в карманах, но ничего не мог найти, даже платка или часов. Он с ужасом осознал, что ничем не может помочь этому изглоданному бедностью старику. И ему стало безумно стыдно и больно.
Не сумев помочь материально, наш герой крепко пожимает грязную руку нищего – руку, которую большинство бы побрезговало пожать. Он делает это искренне и просит прощение у нищего, как у своего брата.
Как ни странно, старик улыбнулся и поблагодарил главного героя за такой искренний жест.
Возможно, герой и не помог материально, но проявил к нищему человеческое уважение и доброту, что важно и порой ценнее денег, которые подаются обычно бездумно. Рассказчик в свою очередь тоже получил своеобразное «подаяние» от своего «брата» — далеко не все измеряется деньгами, и что нищими иногда бывают и богачи, бедные душевно
Когда герой хотел проявить простую щедрость и подать нищему мелочь, — то называл его несчастным существом. Но когда понял, что сам на данный момент нищ, — назвал старика своим братом
Рассказчик в свою очередь тоже получил своеобразное «подаяние» от своего «брата» — далеко не все измеряется деньгами, и что нищими иногда бывают и богачи, бедные душевно. Когда герой хотел проявить простую щедрость и подать нищему мелочь, — то называл его несчастным существом. Но когда понял, что сам на данный момент нищ, — назвал старика своим братом.
Тургенев мастерски использует богатство лексики русского языка, подбирая удачные эпитеты для нищего. Но больше всего запоминается читателю метонимическая конструкция, что бедного старика «безобразно обглодала бедность». Эти слова очень точно характеризируют состояние нищего.
В коротеньких стихотворениях в прозе Иван Сергеевич Тургенев делился с людьми своими самыми сокровенными переживаниями и чувствами, приобретенным жизненным опытом, писательской мудростью. Выбранная ним форма повествования полностью оправдана – для передачи эмоций совсем не обязательна рифма. Лирическая проза дает больше возможностей автору раскрыть основную идею произведения.
- Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык» Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей»
Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание, отсутствие любви к ближнему, сопереживания. Поэт описывает случай, произошедший у ворот храма: в просящую руку нищего, незрячего, голодного человека кто-то положил камень. Таким камнем стало для молодого Лермонтова равнодушие возлюбленной на его мольбы и признания в любви. Камень в ответ на мольбы о подаянии символизирует обман, жестокосердие. Болезненные безответные чувства длиною в пять лет стали толчком к написанию молодым Лермонтовым цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.
Тема
Собака – одно из главных произведений в цикле «Стихотворение в прозе». В нем Тургенев рассуждает о жизни и смерти. И как бы ни было грустно, автор признает, что жизнь быстротечна. Она может неожиданно прерваться, и все наши проблемы, переживания, чувства уходят вместе с нами.
Автор очень коротко и ясно показывает, что все живые существа очень похожи. Печальные взгляд человека и собаки так похожи. Жизнь прошла, все, конец. Сколько всего произошло, сколько воспоминаний. Страшно даже подумать, что всех нас когда-нибудь настигнет смерть, она неизбежна, одинаково как для человека, так и для собаки.
Буря, разыгравшаяся за окном – это символ бурной яркой жизни, а также насколько беззащитны живые существа перед стихийным бедствием под названием жизнь.
Очень ярко и насыщенно передаются мысли и чувства автора. Настолько они эмоциональны, искренны и открыты, что никого не оставят равнодушными. Каждый читатель проникнется этим лирическим стихотворением, хоть и без рифм, до глубины души. Произведение написано простыми словами, и оно затрагивают тему, которая будет актуальна всегда.
Насколько мы ничтожны перед лицом смерти. Она может отнять у нас любимых в любой момент. А что остается нам, только смириться…
Главные герои: небогатый помещик Порфирий, и храбрый и отважный пес Трезор.
Композиция: в произведении «собака» органично соединились лирика и эпос.
Анализ стихотворения «Русский язык» Тургенева
«Русский язык» (1882) — поэтическая миниатюра-раздумье. Причём, раздумье это грустное и тягостное. Почему? Потому что лирический герой пребывает вдали от родины. Слегка замедленный в начале ритм хорошо передаёт ощущение не проходящей тоски. Но она всё-таки преодолевается уверенностью, что «великий» язык мог быть дан только «великому народу». Убеждённость мысли усиливается ритмом последнего предложения.
Короткое стихотворение начинается с грустного раздумья о судьбе родины, а заканчивается торжественной одой во славу языка и народа, его создавшего: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
подскажите пожалуйста где можно найти анализ стихотворения тургенева в прозе «щи»?
Текст повествует о трагическом событии в жизни крестьянки Татьяны — погиб ее 20-летний сын, кормилец и надежда. Вместе с его жизнью обрывается и жизнь его матери, так как она стара, бедна и немощна, и все надежды на продолжение жизни у нее были связаны с сыном. Детали текста передают, что происходит в крестьянской избе:Татьяна стоит посреди избы, не спеша, ровным движением правой руки черпает пустые (то есть, сваренные без мяса) щи, глотая ложку за ложкой. Может ли Татьяна утолять голод в эту минуту? — Нет. Она стоит посреди избы — как в храме у аналоя и ест не спеша, ровным движением — торжественно, как бы молитвенно. Она глотает, а не ест. Она — совершает обряд! Стихотворение в прозе построено на приеме антитезы: барыня и крестьянка совершенно различны по своему менталитету. Барыня живет душевной, можно сказать, двуличной жизнью. Она после смерти маленькой дочки, которую даже не успела как следует полюбить, отказывается от прекрасной дачи, показывая всем, как она страдает. Горе Татьяны гораздо глубже, неизбывнее и трагичней, но она несет его одна и не помышляет о сочувствии к себе со стороны чужих людей. Понимая безысходность своего положения, она, тем не менее, держит себя в руках и, сохраняя ясность мышления, доедает щи, которые, хотя и пустые, но посоленные (!), что в бедных крестьянских хозяйствах было большой редкостью. Очевидно, посоленные щи — поминки по родному сыну. Доедая щи, Татьяна поминает его и вместе с тем как бы устраивает тризну и по себе самой. Главная мысль текста в том, что человек, как бы ни была крута с ним судьба, должен находить опору в себе самом, если он ощущает свое единство с Богом и руководствуется им (единством) в своих поступках. Спаситель сказал своим апостолам: “Вы — соль земли”. В данном тексте слово соль несет в себе и этот, сокровенный смысл: тому, кому соль достается дешево, входит “широкими вратами”, у кого она весьма дорога — тот идет узкой дорогой.
Роман Roman Ученик (152) 8 месяцев назад
Корреспондент
Двое друзей сидят за столом и пьют чай.
Внезапный шум поднялся на улице. Слышны жалобные стоны, ярые ругательства, взрывы злорадного смеха.
– Кого-то бьют, – заметил один из друзей, выглянув из окна.
– Преступника? Убийцу? – спросил другой. – Слушай, кто бы он ни был, нельзя допустить бессудную расправу. Пойдем заступимся за него.
– Да это бьют не убийцу.
– Не убийцу? Так вора? Всё равно, пойдем отнимем его у толпы.
– И не вора.
– Не вора? Так кассира, железнодорожника, военного поставщика, российского мецената, адвоката, благонамеренного редактора, общественного жертвователя?… Все-таки пойдем поможем ему!
– Нет… это бьют корреспондента.
– Корреспондента? Ну, знаешь что: допьем сперва стакан чаю.
Июль, 1878
Два брата
То было видение…
Передо мною появилось два ангела… два гения.
Я говорю: ангелы… гении – потому что у обоих на обнаженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого вздымались сильные длинные крылья.
Оба – юноши. Один – несколько полный, гладкокожий, чернокудрый. Глаза карие, с поволокой, с густыми ресницами; взгляд вкрадчивый, веселый и жадный. Лицо прелестное, пленительное, чуть-чуть дерзкое, чуть-чуть злое. Алые пухлявые губы слегка вздрагивают. Юноша улыбается, как власть имеющий – самоуверенно и лениво; пышный цветочный венок слегка покоится на блестящих волосах, почти касаясь бархатных бровей. Пестрая шкурка леопарда, перехваченная золотой стрелою, легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро. Перья крыльев отливают розовым цветом; концы их ярко-красны, точно омочены багряной, свежей кровью. От времени до времени они трепещут быстро, с приятным серебристым шумом, шумом весеннего дождя.
Другой был худ и желтоват телом. Ребра слабо виднелись при каждом вдыхании. Волосы белокурые, жидкие, прямые; огромные, круглые, бледно-серые глаза… взгляд беспокойный и странно-светлый. Все черты лица заостренные; маленький полураскрытый рот с рыбьими зубами; сжатый, орлиный нос, выдающийся подбородок, покрытый беловатым пухом. Эти сухие губы ни разу, никогда не улыбнулись.
То было правильное, страшное, безжалостное лицо! (Впрочем, и у первого, у красавца, – лицо, хоть и милое и сладкое, жалости не выражало тоже.) Вокруг головы второго зацепилось несколько пустых поломанных колосьев, перевитых поблеклой былинкой. Грубая серая ткань обвивала чресла; крылья за спиною, темно-синие, матового цвета, двигались тихо и грозно.
Оба юноши казались неразлучными товарищами.
Каждый из них опирался на плечо другого. Мягкая ручка первого лежала, как виноградный грозд, на сухой ключице второго; узкая кисть второго с длинными тонкими пальцами протянулась, как змея, по женоподобной груди первого.
И послышался мне голос… Вот что произнес он: «Перед тобой Любовь и Голод – два родных брата, две коренных основы всего живущего.
Всё, что живет – движется, чтобы питаться; и питается, чтобы воспроизводить.
Любовь и Голод – цель их одна: нужно, чтобы жизнь не прекращалась, собственная и чужая – всё та же, всеобщая жизнь».
Август, 1878
Пир у Верховного Существа
Однажды Верховное Существо вздумало задать великий пир в своих лазоревых чертогах.
Все добродетели были им позваны в гости. Одни добродетели… мужчин он не приглашал… одних только дам.
Собралось их очень много – великих и малых. Малые добродетели были приятнее и любезнее великих; но все казались довольными и вежливо разговаривали между собою, как приличествует близким родственникам и знакомым.
Но вот Верховное Существо заметило двух прекрасных дам, которые, казалось, вовсе не были знакомы друг с дружкой.
Хозяин взял за руку одну из этих дам и подвел ее к другой.
«Благодетельность!» – сказал он, указав на первую.
«Благодарность!» – прибавил он, указав на вторую.
Обе добродетели несказанно удивились: с тех пор как свет стоял – а стоял он давно, – они встречались в первый раз!
Декабрь, 1878
Читательский дневник по стихотворению в прозе «Щи» Тургенева
Барыня осуждает крестьянку Татьяну, которая ест щи в день похорон единственного сына-работника Васи. Она не задумывается, что соль в щах дорогая, бедной женщине жаль их вылить.
Крестьянка пережила смерть мужа, потом сына. Соленые щи – поминки по парню, и прощание с хорошей жизнью. Смерть ребенка в любом возрасте – горе, но для бедняка потеря кормильца – крах всей жизни. Бесчувственная здесь барыня: она не помогла. Сытый голодного не разумеет. Тема социального неравенства, безразличия, высокомерия, безделья и труда, цены на соль в те годы. Каждый по-своему выражает чувства, но человеку в беде надо помочь.
Бесчувственная здесь барыня она не помогла.
11.07.2020 0:01:17
2020-07-11 00:01:17
Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Дурак» (анализ, восприятие, оценка)
Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Дурак» (анализ, восприятие, оценка)
И. С. Тургенев — создатель нового для русской литературы жанра — «стихотворение в прозе. Стихотворения в прозе являются лирическими произведениями, в которых автор выражает свои мысли и чувства, что придает им необыкновенную эмоциональность. Произведения сборника трогательны и полны патетики.
Стихотворение «Дуракзанимает среди них особое место. В нем отчетливо прослеживаются признаки сатиры. Тургенев жестоко высмеивает самонадеянных и злоречивых дураков, с которыми ему не раз приходилось сталкиваться в жизни.
Герой стихотворения — обыкновенный дурак, который живет припеваючи. Несносными оказываются для него слухи о том, что среди людей слывет он за безмозглого пошлеца. Дурак быстро находит выход из сложившейся ситуации. На чем свет стоит принимается он ругать живописца, книгу, господина N. N. и всех тех, кого при нем хвалят. Из безмозглого пошлеца превращается он для окружающих в злюку, жел-чевика, которого не только побаиваются но и. уважают. «Но какая голова! — добавляют все, поругивая его. О, да он талант!Дурак критикует всех и вся и получает место заведующего критическим отделом, он становится авторитетом для многих. С его мнением боятся не согласиться, ведь иначе можно «в отсталые люди попасть.
Между тем дурак не изменился, изменилось только отношение к нему. Почему? На этот вопрос писатель отвечает в финальной фразе стихотворения: «Житье дуракам между трусами. Эта фраза звучит так же поучительно и осуждающе, как мораль басен, так же заставляет задуматься над самим собой и своими поступками.
Стихотворение «Дуракимеет огромный нравственный потенциал. Написано оно более столетия назад, но и сегодня является актуальным. Писатель учит нас оставаться независимыми в своих суждениях и в выборе авторитетов. Он беспощадно бичует тех, кто пытается самоутвердиться таким способом, какой выбрал для себя герой стихотворения. Позиция остальных героев произведения обозначена Тургеневым как опасная для общества. Заявить о своем отрицательном отношении к ней, по мнению писателя, долг каждого порядочного человека.
Вы прочитали готовую разработку: Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Дурак» (анализ, восприятие, оценка)
Тропы и образы
Стихотворение начинается сухо и неэмоционально. Это скупой рассказ о событии – посещении барыней крестьянки.
Вид и поведение крестьянки показались барыне необычными. Но и читатель должен был удивиться, только другому: почему крестьянка стоит перед столом посреди избы, а не сидит. Для крестьян трапеза – важнейший ритуал, они не пренебрегают традициями. Механическое черпание щей тоже должно было насторожить барыню, но не насторожило. Она всецело занята собой, сравнивает, осуждая, грубые чувства крестьянки со своими тонкими. Барыню до сих пор восхищает принесённая ею жертва – отказ от дачи на целое лето из-за тоски по умершей дочери.
Барыня не видит осунувшегося тёмного лица, покрасневших и опухших глаз, наболевших слёз, впалых щёк (эпитеты). Её поражает, что крестьянка держится прямо, как в церкви (сравнение). Барыня не слышит отречения крестьянки от жизни (умер сын – и её конец пришёл), не слышит глубокой метафоры «с живой меня сняли голову». Помещица настолько поглощена собой, что не способна к сочувствию. Недаром в стихотворении нет её имени, хотя есть имя крестьянки и её сына.
Читателю самому предстоит увидеть за словами, действиями и образом крестьянки её отчаянье и горе. Она стоит прямо, потому что безропотно принимает выпавшее на её долю горе. Она понимает, что пришёл конец её душевной жизни, а на телесную жизнь она повлиять не в силах и не имеет права. В отличие от барыни, она не может позволить себе прекратить есть или работать. В еде после похорон скрыт жизнеутверждающий смысл: жизнь продолжается.
В такой детали, как доедание щей со дна горшка, заключена глубокая трагичность: сын Татьяны Вася ел из этого горшка, когда был ещё жив, для него она варила эти щи.
-
«Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
-
«Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
-
«Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
-
«Первая любовь», анализ повести Тургенева
-
«Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
-
«Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Живые мощи», анализ рассказа Тургенева
-
«Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
-
«Малиновая вода», анализ рассказа Тургенева
-
«Памяти Ю. П. Вревской», анализ стихотворения в прозе Тургенева
По произведению: «Щи»
По писателю: Тургенев Иван Сергеевич
Дом, где жила Муму
Экспозиция нового московского дома-музея готова на 90%. Памятник Ивану Тургеневу также готов — закутан в белое и ждет открытия. «Личность Тургенева в музее раскрывается в контексте его миров — мира детства, Москвы, бабушки, — говорит директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев. — Мы расскажем о нашем соотечественнике, который открыл Европе и миру великую русскую литературу. Каждый из вас найдет что-то свое в этом уютном теплом доме с серыми колоннами».
Видеокнига «Ася» станет экспонатом в обновленном Доме-музее Тургенева
В новом доме-музее писателя, который откроется на Остоженке, расскажут в том числе и о Тургеневе-охотнике. Фото: РИА Новости
В доме, расположенном по адресу Остоженка, 37, с 1840 по 1850 гг. жила Варвара Петровна Тургенева, мать Ивана Сергеевича. Иван Сергеевич часто гостил у матушки на Остоженке и описал все, что происходило в доме, в своей повести «Муму». Так что прототипами персонажей тургеневского произведения стали реальные лица, жившие в доме «барыни» — Варвары Петровны. После Октябрьской революции дом отдали под коммунальные квартиры, из-за чего его внутренняя планировка сильно пострадала. Дом расселили только в 1976 году, но туда въехала спортивная организация, и только в 2009 году особняк передали Государственному музею А.С. Пушкина. В новом доме-музее проведена научная реставрация — это значит, что интерьер дома максимально воссоздан, а в его коллекции достойное место занимают подлинники — вещи, принадлежавшие Тургеневу и его семье. Многие в течение долгого времени находились в частных коллекциях за рубежом. Город и меценаты помогли выкупать эти вещи. А на создание всей коллекции ушло несколько лет.
Прямая речь
Александр Кибовский, руководитель Департамента культуры Москвы:
Один из самых интересных моментов проекта «Читаем Тургенева» для меня в том, что в нем участвуют самые разные люди. Меня поражает в Тургеневе удивительная насыщенность фраз: вроде бы это просто буквы, но они складываются в потрясающе насыщенный текст. То, о чем писал Иван Сергеевич, — на все времена. Как говорил Юрий Любимов: «Меняются только костюмы, а душа и чувства остаются». Это и о Тургеневе тоже. И еще многие поколения будут заглядывать в томик Тургенева, чтобы получить ответы на свои вопросы.
Евдокия Германова, актриса Московского театра Олега Табакова:
Мне очень приятно, что я «пристроилась» к этому проекту. У Моцарта как-то спросили: «Как вы пишете музыку, ведь всего семь нот?» Он ответил, что это его стратегия — брать две ноты и смотреть, как они друг друга любят. И у Тургенева то же самое. У него чувства перетекают в мысли, мысли — в слова. Тургенев — тонкий психолог. Если бы не было тургеневских девушек, то нам нужно было бы их обязательно выдумать.
Игорь Золотовицкий, ректор Школы-студии МХАТ:
Русская литература — это наша гордость, это и импортозамещение, и экспортозамещение. Если есть какая-то возможность пропагандировать нашу русскую литературу, то я с удовольствием берусь за это. А на особой полке у меня Тургенев. И я был счастлив прочитать «Асю». Трудно переоценить такие просветительские проекты, подобные проекту «Читаем Тургенева».
У бабы-вдовы умер ее единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник.
Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон.
Она застала ее дома.
Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой.
Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли… но она держалась истово и прямо, как в церкви.
«Господи! — подумала барыня, — Она может есть в такую минуту… Какие, однако, у них у всех грубые чувства!»
И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе!
А баба продолжала хлебать щи.
Барыня не вытерпела наконец.
Татьяна! — промолвила она. — Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи!
Вася мой помер, — тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам. — Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посолённые.
Барыня только плечами пожала — и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево.
Старик
Настали темные, тяжелые дни…
Свои
болезни, недуги людей милых, холод и мрак старости… Всё, что ты любил, чему отдавался безвозвратно, – никнет и разрушается. Под гору пошла дорога.
Что же делать? Скорбеть? Горевать? Ни себе, ни другим ты этим не поможешь.
На засыхающем, покоробленном дереве лист мельче и реже – но зелень его та же.
Сожмись и ты, уйди в себя, в свои воспоминанья, – и там, глубоко-глубоко, на самом дне сосредоточенной души, твоя прежняя, тебе одному доступная жизнь блеснет перед тобою своей пахучей, всё еще свежей зеленью и лаской и силой весны!
Но будь осторожен… не гляди вперед, бедный старик!
Июль,1878