Дмитрий кедрин 📜 следы войны

«следы войны» д. кедрин

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Читать все стихи Дмитрия Борисовича Кедрина:

1941 (Ты, что хлеб свой любовно выращивал…) Ад (Недобрый дух повел меня…) Архимед (Нет, не всегда смешон и узок…) Афродита (Протирая лорнеты…) Бабка Мариула (После ночи пьяного разгула…) Бабье лето (Наступило бабье лето…) Беседа (На улице пляшет дождик. Там тихо, темно…) Бессмертие (Кем я был? Могильною травою?..) Бродяга (Есть у каждого бродяги…) Бывало, в детстве я в чулан залезу… В ночном полете (Замолк далекий отзвук грома…) В парке (Старинной купаленки шаткий настил…) В потертых сапогах и в полотняных… Ворон (В сизых тучках…) Вот и вечер жизни… (Вот и вечер жизни. Поздний вечер…) Все мне мерещится поле с гречихою… Гибель Балабоя (В порванной кубанке, небритый, рябой…) Глухарь (Выдь на зорьке и ступай на север…) Глухота (Война бетховенским пером…) Горбун и поп (В честном храме опосля обедни…) Грипп (Меня томит гриппок осенний…) Двойник (Два месяца в небе, два сердца в груди…) Девочка в противогазе (Только глянула — и сразу…) Джентльмены (Западные экспрессы…) Добро (Потерт сыромятный его тулуп…) Должник (Подгулявший шутник, белозубый, как турок…) Дом (Дом разнесло. Вода струями хлещет…) Дума (Батька сыну говорит…) Жилье (Ты заскучал по дому? Что с тобою?..) Задача (Мальчик жаловался, горько плача…) Зимнее (Экой снег какой глубокий!..) Зимой и летом одним цветом Зодчие (Как побил государь…) Золото (Мужик в землянке прорубал оконце…) Зяблик (Весной в саду я зяблика поймал…) Исповедь («Смотри, дитя, в мои глаза…) Казнь (Дохнул бензином легкий форд…) Как мужик обиделся (Никанор первопутком ходил в извоз…) Клетка (Пасмурный щегол и шустрый чижик…) Когда кислородных подушек… Когда-то в сердце молодом… Колокол (В колокол, мирно дремавший…) Колыбельная песня (На полу игрушки. В доме тишь…) Кофейня (Имеющий в кармане мускус…) Красота (Эти гордые лбы винчианских мадонн…) Кровинка (Родная кровинка течет в ее жилах…) Кровь (Белый цвет вишневый отряхая…) Крым (Старинный друг, поговорим…) Кукла (Как темно в этом доме!..) Любезный читатель!.. (Любезный читатель! Вы мрак, вы загадка…) Любовь (Щекотка губ и холодок зубов…) Мать (Война пройдет — и слава богу…) Мать (Любимого сына старуха в поход провожала…) Месяц однорогий выплыл, затуманясь… Мороз на стеклах (На окнах, сплошь заиндевелых…) Нам, по правде сказать, в этот вечер… Начинается ростепель марта… Не дитятко над зыбкою… Нет! (Вон та…) Ночь в убежище (Ложишься спать, когда в четыре…) Ночь поземкою частой… Ой, на вербе в поле… Осенняя песня (Улетают птицы за море…) Осень 41 года (Еще и солнце греет что есть силы…) Остановка у Арбата (Профиль юности бессмертной…) Песня о живых и мертвых (Серы, прохладны и немы…) Песня про пана (Настегала дочку мать крапивой…) Песня про солдата (Шилом бреется солдат…) Пластинка Победа (Шло донское войско на султана…) Погода (Ни облачка! Томясь любовной мукой…) Погоня (Полон кровью рот мой черный…) Подмосковная осень (В Перово пришла подмосковная осень…) Поединок (К нам в гости приходит мальчик…) Полонянка (Для того ль цветочек синий…) Полустанок (Седой военный входит подбоченясь…) Полянка зимняя бела… Портрет Приглашение на дачу (Итак, приезжайте к нам завтра, не позже!..) Природа (Что делать? Присяду на камень…) Прошение (Ваше благородие! Теперь косовица…) Прощай, прощай, моя юность… Разговор («В туманном поле долог путь…) Распутин (В камнях вылуща, в омутах вымоча…) Родина (Весь край этот, милый навеки…) Рыбы (Туч серебряные глыбы…) Сердце Сказка про белую ведмедь… Следы войны (Следы войны неизгладимы!..) Солдат (Гусар, в перестрелки бросаясь…) Соловей (Несчастный, больной и порочный…) Станция Зима (Говорят, что есть в глухой Сибири…) Старая Германия (Где он теперь, этот домик ветхий…) Страдания молодого классика (Всегда ты на людях…) Строитель (Мы разбили под звездами табор…) Такой ты мне привиделась когда-то… Ты говоришь, что наш огонь погас… Убитый мальчик (Над проселочной дорогой…) Уголек (Минуют дни незаметно…) Хлеб и железо (Хлеб зреет на земле, где солнце и прохлада…) Христос и литейщик (Ходит мастер Грачев…) Цветок (Я рожден для того, чтобы старый поэт…) Это смерть колотит костью… Юность! Ты не знаешь власти детских ручек… Я (Много видевший, много знавший…) «Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь

Тема

«Зодчие» — одно из самых известных произведений Дмитрия Кедрина. Исторический фон в этой балладе переплетается с судьбами отдельных личностей, а народная масса становится отображением всей русской жизни.

Поэт продолжает в «Зодчих» фольклорную тему – предметом его изображения становится легенда о создании Покровского собора в 1555 году по приказу Ивана Грозного. Согласно преданию, царь приказал двум зодчим построить храм с восемью куполами. Благодаря таланту создателей, храм воплотил в себе все грани русского мировоззрения XVI века и стал настоящей жемчужиной древнерусского зодчества. Иван Грозный, не желая, чтобы подобное сооружение было построено где-нибудь ещё, приказал ослепить создателей.

Именно эта легенда легла в основу авторской интерпретации и стала основной темой произведения.

Анализ стихотворения «Аленушка» Кедрина

Дмитрий Борисович Кедрин прожил недолгую жизнь. В его творческом наследии — множество жемчужин подлинной русской поэзии, среди которых особое место занимает «Аленушка».

Стихотворение написано в октябре 1942 года. Его автору 35 лет, он хотел пойти добровольцем на фронт, но его не взяли из-за плохого зрения. Впрочем, спустя 7 месяцев ему все же удалось стать корреспондентом фронтовой газеты. Пока же он живет с семьей в поселке Черкизово, пишет стихи, помогает рыть бомбоубежища, дежурит во время ночных налетов немцев на Москву.

По жанру — элегия, по размеру — хорей с перекрестной рифмой, 4 строфы. Лирический герой — сам поэт. В первое мгновение глаз спотыкается на слове «стойбище» (поселение северных кочевников), однако дальше становится ясно, что поэт не ставил цели перечислить этнографические приметы, панорамно раскрыть географию и иные особенности России. И «стойбище тумана», и «вотчина соловья» отнесены к природе, являются метафорами, упоминаются с полуулыбкой. Стихотворение камерно, без лишнего пафоса. «Родина неяркая моя!» — в этой строке заключена тема произведения. Поэт любуется Россией. Название и образ Аленушки у омута — явная отсылка к картине Виктора Васнецова «Аленушка». Но эта картина — не просто иллюстрация к народной сказке. Как говорил сам художник, в этой девушке его поразила какая-то чисто русская печаль, что-то вневременное

Это важное уточнение только обогащает образ из стихов Д. Кедрина

Царевна Несмеяна — персонаж русских сказок. Девушка, которую не могли заставить улыбнуться выкрутасы шутов и записных остряков. Однако ее сердце живо откликнулось на простоту крестьянского паренька и его верных друзей: мышку, жука и сома. Таково и сердце России, считает поэт.

Эпитеты: лихая сила (это еще и аллегория врагов России), глухой околицы, ножичек сапожный (то есть, разбойничий), нетленную красу. Уменьшительные суффиксы придают словам особую эмоциональность: пеньке, песенку.

Последняя строка — перекличка с дневниковой записью М. Лермонтова, одного из любимых поэтов Д. Кедрина: «…была песня, от которой я плакал. Ее певала мне покойная мать». М. Лермонтов все никак не мог припомнить — что это была за песня. Д. Кедрин как будто отвечает ему. Много хочется изведать в этой жизни, но умирать надо здесь, в пределах неяркой тихой Родины. Спустя 22 года поэт Н. Рубцов напишет свое стихотворение «Тихая моя родина».

Стихотворение «Аленушка» создано Д. Кедриным в годы Великой Отечественной войны. Размышляя над судьбами России, в ее прошлом он черпает силы, чтобы выразить уверенность: страна выстоит в битве и с нынешним врагом.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Идея

Во всех своих исторических сюжетах Д.Кедрина интересовала непосредственно жизнь самого народа, проникновение в те времена, когда только начинала закладываться русская матрица, основа русской культуры и духовности. Баллада «Зодчие» не стала исключением.

Отделяя личность грозного, по-настоящему жестокого царя от независимого, сильного народа, Д.Кедрин подчёркивает, что отечественная культура держится на природных талантах самородков, выходцев из неисчислимой людской массы. Не многочисленные войны, казни и репрессии, а творения этих умельцев остаются в истории навсегда. Именно народ, способный ценить прекрасное в создаваемой им культуре и становится основным двигателем истории:

Ещё одной идеей пронизана баллада Дмитрия Кедрина. Идея о вечном противостоянии с одной стороны естественного, подлинного искусства и жестокой власти с другой. Своеобразная трактовка характерной для русской литературы темы «маленького человека» находит своё отражение в произведениях Кедрина, М.А.Булгакова (роман «Мастер и Маргарита»), а через 40 лет будет продолжена в творчестве А.Вознесенского (поэма «Мастера»). Искусство и насилие несовместимы, как несовместима сила русского народа с эгоизмом и слабостью правителей.

Изобразительно-выразительные средства и композиция

Язык баллады соответствует стилистике летописи – он нейтрален, автор как будто отстранён и предоставляет своё перо летописцу. Однако при изображении разных эпизодов стилистика повествования меняется. Реплики царя звучат отрывисто, чётко, с логическими ударениями на почти каждое слово:

К примеру, при описании судьбы зодчих интонация меняется – мы слышим некое подобие древнерусского плача, ударные слова сливаются в единую цепочку протяжных звуков. Этому способствует также использование анафоры:

Композиционно стихотворение делится на две части: события до приказа царя ослепить зодчих и после. Ощутимо меняется и набор используемых автором художественных средств, общая ритмика произведения. Данный приём помогает читателю понять, что с наказанием художников случилось непоправимое для судьбы страны, её русской истории. Акцент делается на том, что истинный талант не в состоянии отнять ни один человек.

Таким образом, баллада Д.Кедрина «Зодчие» стала настоящим памятником силе и мужеству русского народа, хранящего подлинность культуры. Сама история жизни поэта, тесно переплетаясь с его произведением, становится воплощением духовной силы и необычайного таланта.

Анализ стихотворения Кедрина «Следы войны»

Стихотворение «Следы войны» написано в ноябре 1941 года, но оно оказывается необыкновенно актуальным в наши дни, когда практически ушло из жизни поколение, пережившее ужасы войны. Поэт обращается к современной молодежи, самонадеянно полагающей, что писать дерзкие посты в интернете – показатель гражданского мужества. Святая тема войны подвергается насмешкам – пресловутому подтруниванию недалеких людей.

В рамках небольшого произведения автор подчеркивает, насколько сложно изжить чувства, запечатленные в душах миллионов людей, которые принимали важные решения и несли ответственность не только на собственные судьбы, но и за жизни членов своих семей – женщин, детей и стариков.

С началом войны дом поэта оказался недалеко от переднего края, поэтому он со знанием дела пишет о впечатлениях от обстрелов.

Стихотворение содержит следующие средства художественной выразительности:

  • риторические вопросы – «Кто …поверит?..», «…отчего привычка не раздеваться?..», которые фактически являются утверждениями, рассказом о суровом военном быте;
  • риторические восклицания – «Следы неизгладимы!», «…нам не пройти мимо … окна!», «Счастливцы!» – отражают накал эмоций автора;
  • синтаксический параллелизм – «…что рев кидает…, что звук похож» – подчеркивает каждый из аналогично выстроенных синтаксических фрагментов;
  • метафоры – «следы войны», «рев сирен», «ребро ладони» – придает речи яркую образность;
  • инверсию – «окончится она», «вспомнится тревога», «выстрел пушечный»;
  • эпитет – «мирный гудок» – отсылает к заводскому гудку, напоминающему рабочим о начале смены;
  • олицетворение – «рев кидает в дрожь», содержащее яркий фразеологизм;
  • метонимию – «крошки табака».

Использованная автором разговорная лексика – «вдолбить (в значении «растолковать, заставить понять»), «юнцы» – несет оттенок пренебрежения к людям, живущим «минувшего не поняв».

Незатемненное (то есть не занавешенное плотно) окно, зажженная не вовремя спичка – были источниками опасности, так как свет становился привлекающим ориентиром для фашистских воздушных налетчиков. Отсюда оборот «как трудно давалась спичка» – зажигая ее, люди долго взвешивали целесообразность такого действия. Люди спали, не раздеваясь, чтобы быть готовыми в любой момент бежать в бомбоубежище. Поэтому для многих из них, переживших бомбежки, спать раздетыми считалось роскошью, приметой полной безопасности.

Говоря о следах войны, автор имеет в виду народную память, которая в головах некоторых наших соотечественников начинает ослабевать. Ее желательно освежить мирными средствами.

Дмитрий КедринРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: