Полный текст
Снег да снег. Всю избу занесло.Снег белеет кругом по колено.Так морозно, светло и бело!Только черные, черные стены…
И дыханье выходит из губЗастывающим в воздухе паром.Вон дымок выползает из труб;Вот в окошке сидят с самоваром;
Старый дедушка сел у стола,Наклонился и дует на блюдце;Вон и бабушка с печки сползла,И кругом ребятишки смеются.
Притаились, ребята, глядят,Как играет с котятами кошка…Вдруг ребята пискливых котятПобросали обратно в лукошко…
Прочь от дома на снежный просторНа салазках они покатили.Оглашается криками двор -Великана из снега слепили!
Палку в нос, провертели глазаИ надели лохматую шапку.И стоит он, ребячья гроза, -Вот возьмет, вот ухватит в охапку!
И хохочут ребята, кричат,Великан у них вышел на славу!А старуха глядит на внучат,Не перечит ребячьему нраву.
1913 год.
️ Красоты зимней природы и простоту быта сельских жителей на Руси показывает нам стих Александра Блока «Снег да снег. Всю избу занесло». Стихотворение легко на бумагу в 1906 году, но опубликовано только в 1913, когда свет увидел детский сборник «Круглый год».
История создания
Иннокентий Анненский всегда любил зиму, но в 1909 году она стала для него символом увядания, символом того, что жизнь давит на плечи невыносимым грузом. Поэт сильно болел и, очевидно, предчувствовал свою смерть. Он написал пять вариантов стихотворения “Снег”, история создания которого тесно связана с его мыслями о предстоящей кончине, но только один из них попал в папку произведений, который он хотел бы напечатать. Достали его оттуда уже друзья поэта, в 1910 году опубликовавшие посмертный сборник его стихотворений.
Тема стихотворения – конец жизни и зима, которая напоминает автору об этом конце. Поэт описывает чувства, которые испытывает лирический герой в связи с тем, что прожито уже много лет и жизнь подошла к закату. Он устал и нести свой крест, и даже радоваться зиме, которая когда-то была его любимой порой в году. Анненский видит, что преклонение перед природой, радость от смены времён года – это всего лишь иллюзорная попытка человека уйти в выдуманный мир. И всё же он любит этот мир и вспоминает о нём с ностальгией.
Анализ стихотворения «Снег да снег» Блока
Стихотворение Александра Блока «Снег да снег» входит в один из сборников детских стихов, изданных в 1913 году. Сборник называется «Круглый год» и посвящен описанию того, как меняется природа на фоне смены сезонов. Стихотворения из зимней части цикла передают красоту снежного пейзажа, веселье детских игр и радостное ожидание рождественских чудес.
Произведение адресовано маленьким читателям и стилизовано образами русской народной сказки. В то же время оно написано строгим классическим строем, ритмичным и четким.
Повествование начинается с описания зимнего утра в деревне, укрытой сугробами. Перед нами предстает светлый морозный ландшафт. Ослепительный белый снег и черные стены избы – яркий контраст картинки, образ видения мира, свойственный детям.
Далее следует ряд чередующихся образов, зимних и уютных, — это пар, идущий от губ, дым из печной трубы, натопленная изба, горячий чай. Вместе с автором читатель на улице и наблюдает за персонажами в окно. Затем повествование переносит нас в избу. В комнате дедушка, бабушка и внуки. Обычные дневные хлопоты взрослых и детские игры. Ребяческая непоседливость и размеренные движения стариков создают ощущение гармонии, непрерывного круговорота жизни, где всегда рядом юность и старость, бесшабашное веселье и спокойная мудрость.
Внимание читателя направлено на детей, их беспечные забавы. Описание пронизано светлыми эмоциями – смехом, беззаботностью, добротой
Ребята резвятся в комнате, играют с котятами, затем дружно выбегают во двор за новыми развлечениями. Автор передает детский восторг от веселого катания на санках. А следующая забава, лепка снеговика, дает простор детской фантазии: «снежный великан» ожил и вот-вот схватит одного из сорванцов. Бабушка наблюдает за игрой внучат из окна избы, умиротворенно глядит на их шалости, радуясь веселым крикам и хохоту.
Основная идея произведения говорит читателям о том, что жизнь естественна и проста, в каждом моменте и в любом возрасте есть своя радость. В детстве все вокруг воспринимается так ярко и непосредственно, как никогда потом, но память о беззаботных детских днях, сказочных образах, наполняющих обычные для взрослых дела и предметы, согревает нас всю жизнь. И в старости, когда время тянется медленно, день полон раздумьями и воспоминаниями, веселые проказы и смех внуков радуют бабушек и дедушек. Ведь жизнь продолжается.
Конец стихотворения Александра Блока– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Журнал о политике, экономике, русском языке
Анализ стихотворения Блока «Снег да снег»
В 1913 г. вышли в свет два детских поэтических сборника Блока. Произведение 1906 г. вошло в книгу «Круглый год», адресованную самым юным читателям. Стихотворения разделены по временам года, и сезонные изменения в природе составляют основу тематики цикла. Веселые забавы во дворе, снежная красота природы и предвкушение чудесного Рождества — таковы основные смысловые доминанты зимнего раздела книги.
Стиль произведения определяется влиянием образной структуры русской сказки в сочетании с классическим ритмическим строем, четким и строгим.
Стихотворение начинается с изображения занесенной сугробами деревни. В пейзажной зарисовке «снежного простора» безусловно господствуют светлые тона, и яркая белизна резко выделяется на фоне черных стен избы.
Интересен порядок образов, отраженных во втором катрене. Ряд начинается с пара, слетающего с губ в морозную погоду. Затем возникает изображение сходной реалии — дыма из трубы. Аналогия завершается паром, идущим от горячего самовара. Вместе с ним меняется и позиция рассказчика: сюжетным центром становится комната, а основными персонажами — дедушка, бабушка и ребята.
Внимание рассказчика сосредоточено на поведении юных обитателей избы, в описании которого изобилует лексика с семантикой положительных эмоций. Дети заняты беззаботной игрой, и вскоре они выбегают на двор в поисках новых забав
Вместе с ними перемещается и рассказчик, который с удовольствием описывает катание на санках и лепку снежного «великана». Восторг и веселье нарастают, что передается лексемами «криками», «хохочут», «кричат». Снеговик, шутливо именуемый «ребячьей грозой», оказывается в эпицентре увеселения. Озвучивается детская фантазия, вызвавшая взрыв смеха: разыгравшиеся сорванцы представляют снеговика живым, способным схватить одного из них «в охапку».
Старшее поколение снисходительно и по-доброму относится к шуму, производимому внуками. Складывается гармоничная картина беззаботного радостного мира, наполненного детскими выдумками и увлекательной игрой.
Подобными интонациями проникнуто художественное пространство «Ветхой избушки», также включенной в зимний цикл поэтической книги. Повторяются отдельные образы и мотивы: «бабушка-старушка» следит из окна за шалунами-внуками, резвящимися на заснеженном дворе. В финале стихотворения звучит новая тема, связанная с ожиданием прихода весны.
Снег да снег. Всю избу занесло. Снег белеет кругом по колено. Так морозно, светло и бело! Только черные, черные стены… И дыханье выходит из губ Застывающим в воздухе паром. Вон дымок выползает из труб; Вон в окошке сидят с самоваром; Старый дедушка сел у стола, Наклонился и дует на блюдце; Вон и бабушка с печки сползла, И кругом ребятишки смеются. Притаились ребята, глядят, Как играет с котятами кошка… Вдруг ребята пискливых котят Побросали обратно в лукошко… Прочь от дома на снежный простор На салазках они покатили. Оглашается криками двор — Великана из снега слепили! Палку в нос, провертели глаза И надели лохматую шапку. И стоит он, ребячья гроза, — Вот возьмет, вот ухватит в охапку! И хохочут ребята, кричат, Великан у них вышел на славу! А старуха глядит на внучат, Не перечит ребячьему нраву.
Средства выразительности
Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу. В стихотворении “Снег” встречаются:
- Эпитеты – “грузный полёт”, “нищенский синий и заплаканный лёд”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны” .
- Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв” .
- Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны” .
Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.
-
План нации путь к казахстанской мечте кратко
-
Как работает компьютер 6 класс план урока
-
Какие события русской жизни повлияли на формирование взглядов грибоедова кратко
-
Ульрих бек что такое глобализация краткое содержание
- Как оформляется правопреемство при реорганизации кратко
Краткий анализ
Стихотворение «Снег, да снег…» написано в восемь строф перекрестной рифмовкой (занесло – колено – бело – стены) и имеет стилистику русской сказки.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты (черные стены, старый дедушка, пискливые котята, лохматая шапка, ребячий нрав).
- Олицетворения (дыханье выходит, дымок выползает).
- Метафора (ребячья гроза).
Стих показывает нам простоту нравов и душевность русской деревни, а также описывает красоту природы зимней России. Произведение насыщено радостью жизни детворы, у которой пока нет бытовых забот, она живет наполовину в сказке и наполняет своей энергией деревенский простор.
Композиция
Это стихотворение разделено автором на две части. Первая полностью посвящена зиме как тому времени года, которое стало тяготить автора. Больному человеку трудно радоваться снегу, который мешает ему выходить на прогулку.
Вторая часть говорит о весне – даже на пороге смерти лирический герой не может не вспомнить о том, как прекрасно пробуждение природы, особенно по сравнению с тем, что он видит за окном сейчас.
Написано произведение анапестом с перекрёстной рифмой, который как нельзя лучше передаёт горечь, которую испытывает человек, чувствующий, что жить ему осталось недолго.
Это лирическое стихотворение: через образы природы лирический герой делится своими размышлениями о смерти и сущности человека, своими чувствами и переживаниями.
Анализ стихотворения «Снег да снег» Александра Блока 3 вариант (кратко)
Описание – зимняя деревня
Стих написан в формате стихотворной сказки, которая передает нам картинку зимнего утра в деревне, когда вся природа отдана на откуп снегу. Первая же строка произведения передает нам фон всего стихотворения и заодно является хорошим его заголовком:
Снег да снег. Всю избу занесло.Снег белеет кругом по колено.
Это зима, детка, это не тот декабрь и январь в сегодняшней Москве, когда дождь идет чаще, чем снег – это полное царствование зимы! Если сыпать, то по колено, если мороз, то до треска, если лепить, то великана.
Природа в этом царстве замерла, нажала на кнопку Пауза, но жизнь продолжается. Из деревенских труб идет дым коромыслом, а селяне собрались за самоваром и наблюдают за красавицей-зимой из теплых хат.
Хорошо передаю тепло деревенской хаты строки:
Старый дедушка сел у стола,Наклонился и дует на блюдце;
Несложно нарисовать картинку – седой дед с бородой до груди держит в уставших от работы в поле пальцах блюдечко с горячим чаем и дует на чай сквозь щель губ. Рядом и бабка, она только сползает с печки и не против тоже побаловать себя горячим чайком у самовара. Дополняют картинку дети и кошка с котятами, как символ домашнего деревенского уюта.
Только ребятишкам не усидеть в хате, когда на улице по колено снега – они недолго играли с котятами, побросали их в лукошко и рванули на снежный простор.
Прочь от дома на снежный просторНа салазках они покатили.
️ Салазки (санки) так и простятся в руки, но не ими одними полон день ребятни – вскоре дети вылепливают из снега великана, которого возможно до этого видели в своих детских снах. Скульпторы из детворы не очень, зато картинка живая – палку в нос великану и старую дедову шапку на голову – скульптура готова.
Завершается стих на позитиве – ребятки хохочут над своим творчеством из снега, а старушка смотрит на все это из теплого дома и не смеет перечить… Старость получает свою долю радости от безудержного веселия внучат – это жизнь.
Краткий анализ
Стих показывает нам простоту нравов и душевность русской деревни, а также описывает красоту природы зимней России. Произведение насыщено радостью жизни детворы, у которой пока нет бытовых забот, она живет наполовину в сказке и наполняет своей энергией деревенский простор.