Николай Лесков — Соборяне краткое содержание
Соборяне — описание и краткое содержание, исполнитель: Максим Доронин, слушайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки knigiaudio.org Николай Семенович Лесков — один из лучших мастеров русской прозы, «самый русский из русских писателей», «прозеванный русский гений», по определению И.Северянина. Повесть «Соборяне» была написана в 1872 г. С нее начался поворот Лескова к славянофильству, к русской религиозной тематике. Ярко и образно рассказывая о жизни православного духовенства, Лесков с нежностью и добротой подчеркивает и недостатки, имевшие место в русской церковной жизни. В повести создан удивительный, сияющий слезами восторга и доброй улыбкой иконостас российских подвижников и праведников. Лесков живописует быт и бытие церковных людей, горе и радости русского духовенства — отчасти идеализированно, отчасти с лукавством и насмешкой.
Популярные сегодня пересказы
Цирковой клоун Генри Пуркуа пришёл в трактир позавтракать. Он заказал консоме и несколько гренок. Ожидая, пока принесут заказанные блюда, начал наблюдать за посетителями заведения.
Эдвин Друд и Роза Буттон должны пожениться. Так решили их умершие отцы. Они влюблены друг в друга, но тот факт, что их бракосочетание обязательно, не нравится им. Мистер Друд имеет долю в отцовской фирме.
Главным героем произведения является четырнадцатилетний подросток по имени Малыш Джерри, представленный в образе рыжеволосого мальчика, имеющего голубые глаза, белую кожу, которая покрыта веснушками.
-
Актуальность создания приложения для школы
-
Применение икт в доу диплом
-
Брачный контракт бальзак краткое содержание
-
Классный час железная дорога зона повышенной опасности начальная школа
- Самообразование мультипликация в доу
Соборяне
Когда я уйду, мир станет другой…(с)
Пришлось мне тут как-то присутствовать на обряде крещения младенца в церкви. Человек я мало воцерковленный, поэтому за процессом наблюдала с интересом. Церковь была хоть и столичная, но небольшая и уютная, и батюшка мне показался таким искренним и истово служащим, что я задумалась, а много ли сейчас таких церковнослужителей и вообще, когда их много было?… И о том, что этот маленький человечек, которого сейчас окунают в купель, будет жить в этом мире, когда не будет уже ни большей части присутствующих, ни батюшки, а мир будет совсем иным. А тут как раз предложили для флешмоба «Соборяне» Лескова, роман о церковной поповке конца XIX века. Ну, думаю, как всё сходится, узнаем, как это было во времена всеобщей воцерковленности. Оказалось, что роман «Соборяне» Лескова имел сложную судьбу. Автор трижды переделывал произведение, каждый раз давая иное название и ругаясь с цензорами. А потом не раз отмечал, что переписал его совсем бы по- другому, но уж поздно.
Время, когда Лесков вошел в русскую литературу, было временем гигантов – Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой – трудно было сделаться заметной фигурой на этаком фоне. И хотя его произведения остались в большой литературе, но всё-таки немного как бы в стороне от литературного мейстрима. У него был особый, отличный от его великих современников взгляд на изменения в общественной жизни страны. Его политические взгляды, позиция консерватора, почти реакционера, на фоне всеобщей либерализации не попадали в русло общественного мнения. Близко общавшийся с простым народом, хорошо знавший провинциальную Россию, верующий человек, писатель побаивался революционных настроений и не ждал от революций ничего хорошего. И, как сейчас нам понятно, совершенно обосновано. А это было немодно в те времена, когда только ленивый не писал о «муках угнетенного народа», а лучшие столичные адвокаты яростно защищали «бомбистов» и петрашевцев, находя им оправдания. Такая позиция надолго закрыла писателю дорогу в столичные прогрессивные журналы и литературный бомонд. Лесков попал в «неформат», ведь он был первым русским писателем, сделавшим попытку показать жизнь людей церковного звания, их характеры и быт, их такое разное отношение к своему служению, что не было в то время модной темой.
Когда возвращаешься к русской классике много лет спустя после школьных уроков литературы, невольно видишь в читаемой прозе черты запомнившихся еще в те времена авторов. То по-тургеневски чудные описания природы (описание грозы у него — это же прелесть что такое), то достоевщинки, вроде поведения учителя Препотенского в гостях у почтмейстерши. Ну, и самый колоритный и яркий образ отца Савелия – это уж Лев Николаевич чувствуется, даже в портрете, к гадалке не ходи. А вот выстроить из всего этого богатства стройное здание романа автору что-то помешало, на мой взгляд. Еще хочется отметить очень занятный язык – такой архаично-простой с вкраплениями французских заимствований, почти по Грибоедову, смесь французского с нижегородским
, да-да.
Популярные сегодня пересказы
- Счастье — краткое содержание рассказа Чехова Главными героями произведения являются два пастуха. Первый – молодой человек, с густыми бровями и без усов. Второй – пожилой мужчина, у которого уже выпали зубы. Лицо уже было старым и тряслось от старости
- Мальчик на вершине горы — краткое содержание романа Бойна В одной из парижских семей живет счастливый мальчик Пьеро. Его окружают заботой и любовью отец и мать, есть добрые друзья и верный пес. Лучший друг Пьеро – глухой мальчик Аншель с еврейскими корнями.
- Краткое содержание романа Энергичные люди Шукшина Произведение по жанру является сатиристическим. В нем речь идет о супружеской паре Аристархе и Вере Кузькиных. Аристарх по профессии является заведующим магазина, а его супруга продавцом в магазине ювелирных изделий
- Мой Пушкин — краткое содержание очерка Цветаевой Марина Ивановна Цветаева является известной поэтессой двадцатого века. Ее творчество поражает теми чувствами, которые она пыталась донести, и тем, как она это делала: какие эпитеты, метафоры и другие образные средства она использовала.
Часть пятая
К Туберозову приехал карлик Николай Афанасьевич – он когда-то служил у Марфы Андреевны Плодомасовой и очень нравился протоиерею. Карлик привез «мирскую просьбу», подписанную людьми из прихода отца Савелия. Благодаря ей и хлопотам Николая Афанасьевича, Туберозова простили. Правда, протоиерею нужно было подать записку, что впредь он подобного не совершит, и извиниться за проповедь. Савелий отказался приносить извинения. Карлик решился на хитрость. Он попросил начальство Туберозова приказать ему «повиниться». Приказа ослушаться протоиерей не смог и отправил кому следовало бумагу с подписью «Требованное всепокорнейшее прошение». Савелия отпустили домой, но за эту «требованность» оставили «на полгода под запрещением».
Вскоре после возвращения Туберозова Ахиллу забрал с собой на заседания в синоде архиерей. Дьяк отправлял протоиерею письма. В одном из них он рассказал, что встретил в Петербурге Варнавку, который женился на местной барыне и сделался несчастным, так как супруга его била. Сообщил дьяк и о судьбе Термосесова. Измаил попал в острог за выпуск «фальшивых бумажек». Из Петербурга Ахилла вернулся, нахватавшись новомодных слов и идей. Например, дьякон узнал о доказательствах того, что бога не существует. Туберозову удалось наставить засомневавшегося Ахиллу на путь истинный. Более того – «немудрый Ахилла стал мудр».
Через некоторое время Савелий, «хилый и разбитый событиями», скончался. Карлик Николай Афанасьевич успел добиться того, чтобы с протоиерея сняли «запрещение» раньше срока, поэтому похоронили Туберозова «во всем облачении».
В город прибыл новый протопоп Иродиан Грацианский. Он предложил поставить на могиле Туберозова маленький памятник и собрал по подписке 32 рубля. Ахилла скидываться отказался. Ему хотелось установить большой монумент. Дьякон решил потратить 200 рублей, полученные от продажи всего своего имущества. Он отправился к предводителю Туганову. По дороге Ахилла случайно съел деньги, лежавшие у него двумя бумажками в одном кармане с лепешками. Туганов согласился заплатить за возведение памятника. В итоге у Ахиллы получился монумент в виде «широчайшей расплюснутой пирамиды, с крестом наверху и с большими вызолоченными деревянными херувимами по углам». Спустя некоторое время после этих событий умер карлик Николай Афанасьевич.
Приближалась весна. Неизвестный, уже ограбивший нескольких горожан и принимаемый всеми за черта, осквернил монумент на могиле Туберозова. Ахилле удалось поймать злодея на кладбище. Им оказался переодетый в черта мещанин Данилка, который пошел на преступления из-за голода. Когда дьяк ловил черта, то вместе с ним угодил в холодную канаву. Это стало причиной болезни Ахиллы, которая свела его в могилу. Отец Захария ненамного пережил дьяка и Туберозова, скончавшись во время богослужения по случаю Светлого Воскресения.
-
«Однодум», анализ рассказа Лескова
-
«Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова
-
«Неразменный рубль», анализ рассказа Лескова
-
«Жемчужное ожерелье», анализ рассказа Лескова
-
«Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
-
«Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
-
«Запечатленный ангел», анализ повести Лескова
-
«Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова
-
«Зверь», анализ рассказа Лескова
-
«Человек на часах», анализ рассказа Лескова
-
«Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
-
«На краю света», краткое содержание по главам повести Лескова
-
«Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
-
«Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
-
«Овцебык», краткое содержание по главам рассказа Николая Лескова
По писателю: Лесков Николай Семёнович
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание поэмы Соловьиный сад Блока Поэма «Соловьиный сад» А. Блока рассказывает о бедном рабочем, который всю свою жизнь только и делал, что трудился. Вся его не простая жизнь проходила по одному и тому же пути, каждый день, от берега моря
- Гарри Поттер и Принц-полукровка — краткое содержание книги Роулинг Итак, сегодня мы познакомимся с шестой частью известной серии романов о мальчике-волшебнике. Книга повествует о шестом курсе обучения мага в Хогвартсе. Гарри придется преодолевать множество опасных
- Поэтическое искусство — краткое содержание поэмы Буало «Поэтическое искусство» Буало можно назвать своеобразным трактатом и напутствием для молодых поэтов. Оно освещает теоретические основы поэтической науки. Причем, приятен тот факт, что автор
- Краткое содержание рассказа Капалуха Астафьева В небольшом по объему рассказе Виктора Петровича Астафьева «Капалуха» рассказывается об истории, произошедшей в поле. Речь идет о случайной встрече человека и птицы – будущей матери, которая героически защищает гнездо и будущих своих птенцов.
Часть вторая
На следующий день Туберозов отслужил обедню и сел дома пить чай. Вскоре пришел Ахилла, державший за ухо мещанина Данилку. Его дьяк обвинил в ереси. Оказалось, Данилка, наученный Варнавкой, говорил на улице, что дождь пошел по естественным причинам, а не благодаря «молебствию». Туберозов приказал Данилку отпустить, а Ахиллу отругал.
Чуть позже в город приехали из Петербурга князь Борноволоков, ревизор, и его секретарь Измаил Термосесов. Они решили остановиться в доме акцизного чиновника Бизюкина, так как были его старыми знакомыми. Когда столичные гости прибыли, сам Бизюкин был в отъезде, поэтому их встретила его супруга Дарья Николаевна. Она практически сразу влюбилась в Термосесова, который показался ей настоящим мужчиной – решительным и неуступчивым. Помывшись после дороги, Измаил пришел к Бизюкиной. Сперва он начал говорить с ней об избалованности местного слуги Ермошки. Затем быстро перешел от слов к действиям и поцеловал Дарью Николаевну. Потом Термосесов спросил, кто ее злейшие враги. Бизюкина назвала дьяка Ахиллу и протоиерея Туберозова.
После общения с Дарьей Николаевной Термосесов поговорил с князем Борноволоковым. Измаил настоятельно рекомендовал ревизору взяться первым делом за Туберозова с целью доказать сначала его личную вредность, а после «вредность вообще подобных независимых людей в духовенстве». Борноволоков согласился, уполномочив Термосесова действовать.
В гости к Бизюкиной зашел Варнавка. Учитель познакомился с Термосесовым и рассказал ему о своих горестях. В частности, упомянул о том, как нынешним утром Ахилла схватил мещанина Данилку и привел к Туберозову. Измаила история заинтересовала. Он попросил прислать к нему завтра с утра Данилку. Варнавка пообещал все устроить. Также Термосесов пожелал лично познакомиться с Туберозовым. Учитель сказал, что нет ничего проще – нужно посетить вечером раут, который устраивает исправник Порохонцев. Там обязательно будет протоиерей. Затем Варнавка отправился за приглашениями. Вернувшись с ними, Препотенский сообщил, что привел Данилку. Термосесов заставил его подать жалобу на имя Борноволокова. В ней описывалась утренняя история с Ахиллой и упоминался Туберозов, как «поощритель самоуправства».
Николай Лесков «Соборяне»
ahilla.ru
И пошел я искать праведных.
Лесков.
Не говорите, что Лесков сегодня неактуален. Православный портал , названный в честь дьякона Ахиллы Десницына, не то, чтобы мог состязаться в посещаемости с инстаграмной страничкой Оли Бузовой, но вполне себе солидное сетевое присутствие со многими тысячами подписчиков на нескольких платформах. Праведности не тягаться в популярности с наиболее продаваемыми тремя «С» и одним «Д» информационной сферы, да ведь она и не продается. Но потребность в ней есть всегда и взыскующий находит.
Удивительно, что при маниакальной одержимости русской литературы идеей духовности с умением отыскивать ее в самых неожиданных сюжетах, вроде юноши, зарубившего топором двух женщин или дамы, оставившей сына мужу, жившей с любовником и покончившей жизнь самоубийством — удивительно, что в сферу ее внимания практически не попадали люди, чьей жизненной стезей было хранить и блюсти чистоту духа.
Вот разве «Житие протопопа Аввакума», которого никто по архаичному слогу нынче не читает. Отчего так? Может оттого, что Русская Православная церковь изрядно скомпроментировала себя сращением с государством и обслуживанием его интересов? На начальных этапах соединение православия с самодержавием было условием выживания страны, позже стало частью триединства национальной идеи. Чем прочнее склеивались, тем меньше было доверия церковнослужиелям, и вот уже у Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», а у Тургенева скабрезная поэма «Поп».
А все-таки они были. Праведники не только по должности, но по призванию, окормлявшие паству своих скромных приходов, кто в душевной теплоте беседовал о Боге и истину царям с улыбкой говорил. Откуда бы, в противном случае, явилось столько священнослужителей, о которых узники сталинских лагерей вспоминают с благодарностью и уважением?
Лесковские «Соборяне» из таких. Жили в малень ком уездном Старгороде протопоп Савелий Туберозов, священни Захарий Бенефактов да дьякон Ахилла Десницын, и попечением этой троицы держалось в нем благочестие. Бездетный отец Савелий олицетворял разум этого триединства, кроткий многодетный Захарий душу, а изгнанный из сталичной консистории за экспансивность и неумение вовремя остановиться Ахилла — телесную ипостась.
Позже, символическим отражением этой троицы станет памятник в виде пирамиды — приземистой, разлапистой и довольно неуклюжей, но какая уж есть, идеальных взять негде. А в городе. символически отражающем страну, меж тем новые веяния, просвещение, атеизм, нигилизм. И со всем нужно сообразовывать как-то с ними прежнюю веру, да не на уровне: «Если бы мы происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам Цыганы на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга, танцуя по приказу Цыгана или сидя за решеткой в зверинце.»
Уровень вопиющей дремучести демонстрирует в книге скорее поборник науки дебиловатый учитель Варнава. Чего стоит вываривание бесхозного утопленника с тем, чтобы из отделенных от мяса костей сделать скелет, дабы служил школьным пособием. Вы вообще можете представить преподавателя, который занимается подобной хренью? То есть, в нашей школе скелет был, мы убеждены были, что он гипсовый или пластиковый, но вот смотреть на уроке на анатомическое пособие, а перед глазами твой препод варит полуразложившегося трупака, после разбирая по косточке — буэ.
Надобно отметить, что при всей нелепости ситуации с костями, на ней в книге построено множество презабавнейших коллизий, читать которые без смеха трудно. Юмор Лескова мрачный, часто безнадежный, но качества он отменного и поднимается порой до салтыковщедринских сатирических высот, но без едкой злобы последнего. Все же «колокольному дворянину», который при попытке разумного хозяйствования был обкраден крестьянами и разорился далеко было до пламенного трибуна, знавшего народу истинную цену и дравшего с них три шкуры, зато же и имение имевшего отменное.
И еще об одном удивительном совпадении. Здешний Майор просто брат-близнец капитана Лебядкина из «Бесов» Достоевского, увидевших свет одновременно с «Соборянами», а его стихи к миллионерше Мордоконаки совершенно могли бы быть написаны идиотическим капитаном. Удивительно, что два этих романа выраженно охранительной антинигилистической направленности опубликованы одновременно.
При несомненных литературных и языковых достоинствах, сюжет «Соборян» вяловат, структура рыхловата, а финальное поголовное вымирание старгородского поповства не выглядит достаточно мотивированным. Просто жили-жили, претерпевая невзгоды и находя утешение в вере, а потом вдруг взяли, и в одночасье друг за другом умерли. Не спешите нас хоронить.
Часть третья
Бизюкина в сопровождении Термосесова и Варнавки прибыла на раут к исправнице. Мужчин проводили в кабинет, где уже находились предводитель Туганов, Туберозов, дьяк Ахилла, отец Захария и другие. Варнавка спорил с Тугановым о религии и пьянстве, свободе и равенстве, отмене крепостного права. Предводитель все споры с явным преимуществом выиграл
После отъезда Туганова всеобщим вниманием завладел Термосесов. Ему даже удалось подружиться с дьяком и отцом Захарией
Только Туберозов не желал с ним сближаться.
После раута Термосесов позвал Препотенского и Ахиллу в гости к Бизюкиной. Дарья Николаевна подала пиво и мед в садовую беседку. Термосесов приказал Варнавке написать донос с пересказом разговора, который они слышали «от попов и дворян» в доме исправника. Учитель отказался. Измаил его выгнал из беседки, перед этим ударив. Ахилла собрался уходить, но Термосесов ему не позволил. Измаил пытался уговорить дьяка написать донос, но тот не согласился. Термосесов ударил и Ахиллу. Дьяк вышел из беседки, поднял на ноги Варнавку, не успевшего оправиться от удара Измаила, и проводил его до дома. Перед уходом они столкнулись с вернувшимся из уезда акцизником Бизюкиным.
Туберозов, пришедший под утро домой от исправника, начал жаловаться жене на то, что в России повсеместно распространяется убеждение, будто «развитому человеку “стыдно веровать”». Разбуженная супругом Наталья Николаевна в полусне его речи поняла не до конца. Протоиерей оставил ее досыпать, уйдя курить на крыльцо. Рассыльный солдат Бизюкина принес Туберозову письмо. В нем протоиерей приглашался к Борноволокову «для дачи объяснений относительно важных предметов, а также соблазнительных и непристойных поступков дьякона Ахиллы Десницына». Туберозов послал ревизору отказ, после чего отправился в «уезд по благочинию». Перед этим он успел пообщаться с Ахиллой и попросил его быть «посолиднее».
Измаил с утра написал донос на Туберозова и Туганова от имени Борноволокова. Затем пошел к почтмейстерше, с которой сдружился еще на рауте у исправника. Сначала Термосесов дал понять женщине, что ему небезразличны две ее дочери, а на одной из них он даже почти готов жениться. Затем рассказал, будто Борноволоков за глаза про него плохое говорит. Немногим ранее Термосесов убедился, что почтмейстерша вскрывает чужие письма. Он дал ей бумажку с образцом почерка Борноволокова и попросил проследить за тем, что князь отправляет. Почтмейстерша согласилась.
В тот же день она вручила Измаилу письмо, посланное Борноволоковым кузине. В нем князь жаловался на Термосесова, называл его вором и подлецом. При этом Борноволоков писал, что опасается Измаила, так как он знает о «старых глупостях» князя (имеются в виду давние связи с революционерами). Термосесов снял с письма копию и оставил себе оригинал.
Измаил шантажом заставил князя подписать донос на Туберозова и Туганова. Кроме того, Термосесов устроил свое будущее – взял у Борноволокова 200 рублей наличностью и вексель на 800 рублей, а также позаботился о том, чтобы в дальнейшем получить хорошую должность.
Туберозов, не успев объехать все «благочиния», решил вернуться домой. До него дошли слухи, что готовится суд над Ахиллой из-за случая с Данилкой. Тревожные известия застали протоиерея в далеком приходе, от которого до города было около двух суток езды. По дороге Савелий попал в страшную грозу, едва не умерев. Вернувшись домой, Туберозов послал записку исправнику Порохонцеву. В ней Савелий сообщал, что собирается завтра «совершить соборне литургию по случаю торжественного дня». Он просил оповестить всех чиновников, чтобы те явились в храм. Если кто-то не придет, Туберозов доложит начальству.
На другой день протоиерей прочел в церкви проповедь. Он сказал, что чиновники пришли не по собственному желанию, а из-за боязни его угроз. Получается, молитва их – «торговля во храме»
После этого даже друзья и приятели Туберозова обвинили его «в неосторожном возбуждении страстей черни»
К Борноволокову прибежал испуганный комиссар Данилка. По его словам, народ ему чуть ли не смертью грозится за то, что он донес на Туберозова. Князь поехал разбираться, а Термосесов навсегда покинул Борноволокова.
Через несколько дней проповедь протоиерея в городе начала забываться. Зато к нему пожаловали квартальный и консисторский чиновник. Они забрали его в губернский город. Народ, собравшийся провожать Туберозова, плакал.
Часть четвертая
Чтобы спасти Туберозова, старгородский судья написал письмо своему другу – губернскому прокурору. Доставить послание доверили Ахилле. Протоиерей, которого за дерзкую проповедь перевели на низшую должность и оставили в губернском городе, от заступничества отказался, но попросил, чтобы к нему приехала жена.
Во время визита к Туберозову Ахилла встретил Термосесова. Перед отъездом Измаила почтмейстерша дала ему альбом, чтобы тот написал какие-нибудь стихи. Термосесов лично его вернуть не успел, поэтому попросил об этом дьяка. Ахилла согласился. Оказалось, в альбоме Измаил написал оскорбительный стишок. Об этом узнал весь Старгород. Чтобы восстановить репутацию, почтмейстерша пригласила на именины крестницы своего мужа госпожу Мордоконаки – влиятельную петербургскую даму, отдыхавшую неподалеку от Старгорода. План был прост – попросить важную гостью заступиться за Туберозова.
Почтмейстерше не удалось совершить задуманное. В течение вечера она не могла поговорить с Мордоконаки о протоиерее, а закончился прием крайне неудачно, частично по вине Варнавки. Муж почтмейстерши, опасаясь гнева супруги, отправился спать в контору. Там с ним остался Варнавка, не желавший идти домой, так как боялся Ахиллы. Почтмейстерша перед сном решила поговорить с мужем. Дверь в контору была заперта. Оттуда слышалось дыхание двух человек. Ослепленная ревностью почтмейстерша взяла нож, вскрыла дверь и, не узнав в темноте Варнавку, надавала ему пощечин. Когда правда открылась, учителя прогнали. После этого он покинул Старгород.
Туберозов, будучи в ссылке и не желая повиниться, чтобы получить свободу, снимал каморку у жандарма. Приехавшая к мужу Наталья Николаевна взяла заботы о хозяйстве на себя. Она много работала, из-за чего заболела и умерла.
Часть первая
Главные герои – трое «жителей старгородской соборной поповки». Первый – протоиерей Савелий Туберозов. Ему за шестьдесят, он высок и полон, но при этом сохранил бодрость и подвижность. Детей у него не было, что расстраивало их с женой Натальей Николаевной. Второй – священник Захария Бенефактов, маленький и худой, кроткий и смиренный. Третий – дьяк Ахилла Десницын, бездетный вдовец, богатырь возрастом далеко за сорок, отличавшийся силой и бестолковостью. Человеком он был веселым, смешливым и «безмерно увлекающимся».
Однажды местный предводитель дворянства Плодомасов привез из Петербурга три трости и подарил духовенству. У Туберозова и Бенефактова они были одинаковыми – с набалдашниками из червонного золота. У трости, которая досталась Десницыну, набалдашник был из серебра с чернью.
Протоиерей съездил в губернский город. Там на двух тростях выгравировали надписи. На туберозовской – «Жезл Ааронов расцвел», на бенефактовской – «Даде в руку его посох». У Десницына Туберозов, вернувшись, трость отобрал, так как она «его сану не принадлежит».
Как-то ночью Савелию не спалось. Он сел читать собственный дневник, который вел с 4 февраля 1831 года, – с того дня, как его сделали иереем. В частности, там описывалось знакомство Туберозова со старой барыней Марфой Андреевной Плодомасовой и борьба с раскольниками в Старгороде.
Дочитав дневник до конца, протоиерей сделал новую запись. Он рассказал о том, как лекарь с городничим отдали учителю Варнавке Препотенскому труп неизвестного утопленника. Варнавка сварил тело, а кости отвез в губернский город. Там из них собрали скелет, который Препотенский выставил в окне. Мать учителя эти кости закопала под яблоней. Варнавка их откопал. Так они несколько раз похищали друг у друга скелет, пока в дело не решил вмешаться Ахилла.
Утром группа старгородцев – градоначальник и его слуги, лекарь и Ахилла – отправились купаться. Дьяк сообщил им, что выкрал у Варнавки скелет. Сделал он это по просьбе лекаря и градоначальника, которые поняли, что совершили глупость, отдав утопленника учителю. Вот только скелет у Ахиллы украли, оставив одну «щиколоточную косточку». Чуть позже выяснилось, что вором был Варнавка.
Днем к учителю Препотенскому пришел Валериан Николаевич Дьяков. Варнавка начал жаловаться гостю на жизнь. По словам Препотенского, «учиться здесь невозможно». Его родная мать не понимает, что скелет утопленника необходим ему для изучения человека. Также Варнавка рассказал, как «срезал» Туберозова. Протоиерей рассуждал о праздничных днях, которые якобы «заключают в себе что-то особенное этакое». Учитель ему указал на «математически доказанную неверность исчисления праздничных дней» и привел в пример рождество, ведь его в России и за рубежом отмечают в разные дни.
В доме у Варнавки гостила молодая помещица, вдова Серболова. Вечером к ней зашел Туберозов. Когда и он, и Серболова уже собрались уезжать, появился Варнавка с костями, положенными в неглубокое корыто. Проходя мимо протоиерея, учитель показал ему язык, после чего вышел на улицу. Гости и мать Варнавки отправились за ним. На ближайшем перекрестке учителя встретил Ахилла. Испугавшийся Варнавка пустился наутек и успел добраться до дома своей подруги Дарьи Николаевны Бизюкиной. Ей он и отдал кости. Ахилла сказал Бизюкиной, что зря она заступилась за учителя. Из дома послышался хохот. Затем муж Бизюкиной показал дьяку в окно череп и стал щелкать его челюстями. Оскорбленный Ахилла пригрозил всех перебить и попытался кинуть в обидчиков камень, но был остановлен Туберозовым.