Стихотворение Пушкина А.С. «Безверие»
«Безверие»
О вы, которые с язвительным упрёком, Считая мрачное безверие пороком, Бежите в ужасе того, кто с первых лет Безумно погасил отрадный сердцу свет; Смирите гордости жестокой исступленье: Имеет он права на ваше снисхожденье, На слёзы жалости; внемлите брата стон, Несчастный не злодей, собою страждет он. Кто в мире усладит души его мученья? Увы! он первого лишился утешенья! Взгляните на него — не там, где каждый день Тщеславие на всех наводит ложну тень, Но в тишине семьи, под кровлею родною, В беседе с дружеством иль тёмною мечтою. Найдёте там его, где илистый ручей Проходит медленно среди нагих полей; Где сосен вековых таинственные сени, Шумя, на влажный мох склонили вечны тени, Взгляните — бродит он с увядшею душой, Своей ужасною томимый пустотой, То грусти слёзы льёт, то слёзы сожаленья. Напрасно ищет он унынью развлеченья; Напрасно в пышности свободной простоты Природы перед ним открыты красоты; Напрасно вкруг себя печальный взор он водит: Ум ищет божества, а сердце не находит.
Настигнет ли его глухих судеб удар, Отъемлется ли вдруг минутный счастья дар, В любви ли, в дружестве обнимет он измену И их почувствует обманчивую цену: Лишённый всех опор отпадший веры сын Уж видит с ужасом, что в свете он один, И мощная рука к нему с дарами мира Не простирается из-за пределов мира.
Несчастия, страстей и немощей сыны, Мы все на страшный гроб родясь осуждены. Всечасно бренных уз готово разрушенье; Наш век — неверный день, всечасное волненье. Когда, холодной тьмой объемля грозно нас, Завесу вечности колеблет смертный час, Ужасно чувствовать слезы последней муку — И с миром начинать безвестную разлуку! Тогда, беседуя с отвязанной душой, О вера, ты стоишь у двери гробовой, Ты ночь могильную ей тихо освещаешь, И ободрённую с надеждой отпускаешь. Но, други! пережить ужаснее друзей! Лишь вера в тишине отрадою своей Живит унывший дух и сердца ожиданье. «Настанет! — говорит, — назначено свиданье!»
А он (слепой мудрец!), при гробе стонет он, С усладой бытия несчастный разлучён, Надежды сладкого не внемлет он привета, Подходит к гробу он, взывает. нет ответа! Видали ль вы его в безмолвных тех местах, Где кровных и друзей священный тлеет прах?
Видали ль вы его над хладною могилой, Где нежной Делии таится пепел милый? К почившим позванный вечерней тишиной, К кресту приникнул он бесчувственной главой, Стенанья изредка глухие раздаются, Он плачет — но не те потоки слёз лиются, Которы сладостны для страждущих очей И сердцу дороги свободою своей, Но слёз отчаянья, но слёз ожесточенья. В молчанье ужаса, в безумстве исступленья, Дрожит, и между тем под сенью тёмных ив, У гроба матери колена преклонив, Там дева юная в печали безмятежной Возводит к небу взор болезненный и нежный, Одна, туманною луной озарена, Как ангел горести является она; Вздыхает медленно, могилу обнимает — Всё тихо вкруг его, а кажется, внимает, Несчастный на неё в безмолвии глядит, Качает головой, трепещет и бежит, Спешит он далее, но вслед унынье бродит.
Во храм ли вышнего с толпой он молча входит, Там умножает лишь тоску души своей. При пышном торжестве старинных алтарей, При гласе пастыря, при сладком хоров пенье, Тревожится его безверия мученье. Он бога тайного нигде, нигде не зрит, С померкшею душой святыне предстоит, Холодный ко всему и чуждый к умиленью, С досадой тихому внимает он моленью. «Счастливцы! — мыслит он, — почто не можно мне Страстей бунтующих в смиренной тишине, Забыв о разуме и немощном и строгом, С одной лишь верою повергнуться пред богом!»
Напрасный сердца крик! нет, нет! не суждено Ему блаженство знать! Безверие одно, По жизненной стезе во мраке вождь унылый, Влечёт несчастного до хладных врат могилы. И что зовёт его в пустыне гробовой — Кто ведает? но там лишь видит он покой.
Стихотворение Пушкина А.С. — Безверие
См. также Александр Сергеевич Пушкин- стихи (Пушкин А. С.) :
Бессмертною рукой раздавленный зоил Эпиграмма на Каченовского Бессмертною рукой раздавленный зоил, Позорн.
Бесы Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутн.
Значение произведения
Значение стихотворения «Странник» для отечественной литературы чрезвычайно велико. Оно намечает поворот от человека светской культуры к духовному герою, правдоискателю. Странник Пушкина с его жаждой свободы и правды напоминает героев Достоевского.
Вообще мотив странничества является одним из основных в литературе духовного поиска. Странники всегда были частью русской культуры, они бродили по дорогам, пели духовные стихи, совершали паломничества к монастырям и искали правду Божью.
Тяготение образованной части общества к народной культуре вылилось в мотив странничества. Одним из первых опытов описаний подобного «побега» явилось стихотворение Пушкина.
Подобный мотив в полную силу зазвучит в творчестве Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Некрасова, Лескова, Чехова, Бунина, Горького, Шмелёва, Зайцева, Есенина, Клюева, Васильева, Платонова и многих других русских писателей.
Анализ стихотворения «Странник» Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин в 1835 году написал прекрасное стихотворение. «Странник» относится к реалистическому жанру. Главный герой чувствует себя очень потерянно и хочет найти убежище. Пророк ему в этом помогает.
Произведение поделено на пять частей, которые соответствуют этапам поиска цели. Акцент делается на сюжете. В начале говорится о том, что лирический герой путешествует среди дикой долины. Это описание относится к аллегории. Жизнь на земле представлена в качестве пустыни. Далее он чувствует тоску и скорбь. Мужчина не может понять причину этих грустных чувств. Но позже он встречает человека, который смог объяснить ему в чем дело. Такая скорбь происходит, потому что нет цели и герой понимает, что он грешен. Лирический герой приходит в свой город и всячески скрывает свои переживания от семьи. Но они так и просятся наружу и он говорит о том, что город погиб и нужно найти убежище.
Поэт хотел этим показать то, что человек отдаляется от своей цели и хочет найти спасение. Близкие думают, что поведение мужчины скоро пройдёт, затем им пришлось прибегнуть к строгости. Но в итоге они оставляют его в покое. Родные и близкие не могут понять его, потому что они не чувствуют то, что испытывает мужчина. В конечном итоге герой встретил юного парня, который читал книгу.
Пушкин с помощью аллегории показывает этого юношу, как пророка, имеющего мудрые знания. Он спрашивает странствующего человека о чем тот плачет. Главному герою очень помог этот вопрос и он признался, что должен умереть и предстать перед Божьим судом, но ему страшно это сделать. Странник интересуется у пророка о своей цели, задав вопрос о выборе пути. Тогда юноша дарит ему зрение и герой излечивается от слепоты и видит свет. У него появляется цель и он уже не идёт, а мчится. У родственников имеется разное мнение и реакция на побег мужчины. Одни смеются, другие жалеют и просят вернуться обратно. Но для главного героя этот город, как тюрьма и он покидает старую жизнь, чтобы найти тесные врата спасения. Они являются тесными из-за того, что не каждый сумеет пролезть в них и обрести спасение. Это было правильным решением. Если бы он остался на одном месте, то не получил бы надежду на что-то хорошее. Тоска бы грызла его душу изнутри.
Поэт написал стихотворение на философскую тему. Оно описывает душевные мучения и переживания простого человека. Но в итоге он прозрел и приобрёл цель, чтобы двигаться дальше, не останавливаясь.
Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Журнал о политике, экономике, русском языке
Центральные персонажи
Как уже было сказано, главный герой произведения, становящийся странником, а также юноша, указующий ему путь, находятся на одной ступени.
На другой помещаются их антагонисты: жена, дети, врач, которые олицетворяют общество и мирскую жизнь в целом.
И те, и другие по-своему правы, просто они расположены на разных уровнях познания мира.
Для лирического героя очевидна ограниченность простого житейского «счастья» и покоя, ему требуется свобода и полная переоценка ценностей.
Окружающие не могут понять причину его беспокойства и считают его умалишённым. В конце стихотворения появляются приятели героя, которые разными способами хотят остановить его и вернуть к прежней жизни. Одни смеются, другие бранят его, третьи хотят вернуть силой.
Эта картина усиливает одиночество странника среди людей.
Художественное своеобразие произведения
Звукопись произведения соответствует настроению каждого фрагмента.
Уныние и тревогу странника в начале пути подчёркивают ассонансы с «о», «у», «ы». Смятение его близких передают аллитерации с «г», «х», «щ», «р».
Создаётся эффект какофонии, где все мысли и чувства, явленные через звук, вступают в противоборство.
Лексика стихотворения насыщена церковно-славянскими словами и оборотами. Она придаёт произведению иносказательности, отсылая читателя к библейским первоисточникам сюжета.
Текст изобилует восклицательными и вопросительными предложениями. Герой многократно повторяет «Горе! Горе!», его речь отрывиста, эмоциональна.
Там же, где он рассказывает о себе как бы со стороны, предложения сложны по структуре, полны инверсий. Это свидетельствует о сложности переворота, который совершается во внутреннем мире странника.
Анализ стихотворения Пушкина «Узник»
«Узник» Александра Пушкина – это романтическое произведение, написанное под влиянием творчества Байрона. Надо заметить, что лорд Байрон оказал огромное влияние не только на литературную молодежь России, но и на всю Европу.
Оно написано в жанре элегии, только в отличие от классической элегии стихотворение заканчивается жизнеутверждающим призывом:
«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»
В этом призыве скрыт более глубокий призыв – призыв к свободе.
История создания произведения
В отличие от Лермонтова, дважды оказавшегося в заточении, Пушкин никогда не бывал в заключении. Правда, Иван Никитич Инзов, любивший Пушкина, как родного, сажал его под домашний арест, чтобы сберечь беспокойную голову талантливого поэта от необдуманных поступков и глупых дуэлей.
21 мая 1821 года Пушкин посетил Кишиневский острог. Об этом событии сохранилась запись в его дневнике. Правда, в этой записи про закованного в цепи орла ничего не говорится, но существует версия, что именно там, в остроге Пушкин видел двух орлов, прикованных цепями. Биографы Пушкина много и с удовольствием рассказывают о любовных похождениях поэта и так мало говорят о политической и общественной деятельности. Находясь в южной ссылке, Пушкин сблизился с М.Ф Орловым и будущим декабристом В.Ф. Раевским. Нередко участвовал в работе Южного общества декабристов, общался с руководителем греческой революции князем Александром Ипсиланти. Известно, что Александр Сергеевич сам планировал побег из ссылки в Грецию. Именно Пушкин предупреждал Раевского о предстоящем аресте. Из острога был совершен групповой побег, и поэт тоже знал об этом.
Упадническое, узническое настроение появилось у Пушкина после разгрома Южного тайного общества декабристов, ареста В. Ф. Раевского, отстранения от службы М. Ф. Орлова, генерала П. С. Пущина. Сам Пушкин оказался под очередным, и довольно длительным домашним арестом. Предположительно, в этот период и был написан «Узник».
Известный советский историк, пушкиновед, Борис Алексеевич Трубецкой писал:
Композиция и построение стиха
Стихотворение состоит из 3-х строф, по 4 стиха, написанных амфибрахием, с мужской рифмой. Итого 12 стихов.
Композиция двухчастная. Первая часть элегически грустная. Один орел в клетке, а второй на свободе. И тот, который на свободе, не понимает, почему сидящая за решеткой птица не пытается даже улететь. Свободный орел призывает улететь того, который заперт. Вторая часть начинается с последней строки второй строфы.
Тема и идея стихотворения
Тема стихотворения – орел, сидящий в клетке, тоскует по свободе. Идея стихотворения – свобода. Это произведение – завуалированный призыв к борьбе за свободу. Может показаться странным, что в России с царизмом борется дворянство. Но безграмотный народ не в состоянии даже понять, что жизнь может быть иной. Они смиренно сносят розги, готовы молиться на своих господ. Впрочем, сознание дворян тоже ограничено.
Сейчас находятся люди, которые упрекают декабристов, породивших брожение умов. Но это было время такое. Такой век. Умы бродили во всей Европе. Королю Франции отрубили голову. То и дело вспыхивали крестьянские войны, восстания рабочих. Люди стали понимать, что всякое живое существо должно быть свободно. Но мало кто понимал, что абсолютной свободы все равно не бывает. Что новая жизнь, рожденная насилием, может оказаться еще хуже старой.
Средства художественной выразительности
В стихотворении «Узник»использованы следующие средства художественной выразительности:
- Эпитеты – сырой (темнице), вскормленный, молодой (орел), грустный товарищ
- Метафоры – кровавая (пища);
- Олицетворения – вымолвить хочет.
В последней строфе использована анафора – повторение слова «туда» в начале строки.
Система образов
Образы стихотворения концентрируются вокруг идеи жизненного пути.
Если жизнь – это путь, то проходящий его – странник. У странника нет семьи, дома, места работы. Он живёт мыслью о Боге и следует всегда вперёд, за светом ещё неведомой, но уже приоткрывшейся ему Истины.
На его стороне находится юноша с книгой, который подсказывает герою, куда идти. Возможно, это один из ангелов, посланный Богом на помощь заблудшему.
Подобный персонаж божественного происхождения (шестикрылый серафим) является герою стихотворения «Пророк», написанного Пушкиным 9-ю годами ранее.
Страннику и юноше противопоставлены образы родных поэта (его жены и детей), весь уклад домашней жизни с обязательным ночным сном, приличием поведения и благоразумием суждений, а также врач, о котором они вспоминают.
Анализ стихотворения Пушкина «Странник»
Стихотворение «Странник», созданное Пушкиным в конце 1835 года, является поистине уникальным. Именно в нем «зашифрованы» события последнего год жизни поэта, который в полной мере ощутил себя гостем на этой земле. К тому же, заблудившимся и запутавшимся в жизни настолько, что найти правильный путь ему уже не под силу. Не случайно это произведение называется «Странник», потому что в нем поэт повествует о всех своих душевных терзаниях и мытарствах, которые фактически загнали Пушкина в тупик. Его финансовые дела оставляют желать лучшего, и поэт ищет возможность улучшить материальное положение семьи. Плюс ко всему, в поле зрения поэта попадает француз Дантес, который начинает оказывать супруге Пушкина навязчивые знаки внимания. Поэт вспоминает о давнем предсказании и понимает, что именно от рук этого человека ему суждено погибнуть. И в этот момент он оказывается на жизненном распутье. С одной стороны, руководствуясь долгом чести, Пушкину надлежит остановить наглеца. А с другой стороны, поэт понимает, что конфликт с Дантесом непременно закончится дуэлью. Поэт не знает, какое именно решение ему принять, и свои мысли излагает в стихотворении «Странник», задаваясь вопросом: «Что делать буду я? Что станется со мной?».
Если переложить содержание этого произведения на реальную жизнь, то получается, что домочадцы поэта были прекрасно осведомлены о сложившейся ситуации и не видели в ней ничего страшного. Вполне вероятно, что и сам поэт отнесся бы к дерзкому поведению Дантеса снисходительно, если бы не предсказание. Образ гадалки также присутствует в этом стихотворении, однако ее автор представил в виде юноши с книгой. Именно с ним беседует поэт, признаваясь, что он не готов к суду Божьему, и смерть его пугает. В ответ он получает мудрый совет бежать, а его странный собеседник указывает дорогу.
Если бы в реальной жизни Пушкин поступил так же, оставив свою семью и отправившись в путешествие, то он наверняка бы сохранил жизнь, а роковой дуэли удалось бы избежать. Именно таким видит свое будущее поэт, указывая в последних строчках стихотворения, что, узрев «спасенья верный путь и тесные врата», он оставил родные места. В реальной же жизни Пушкин, увязший в долгах, не сумел этого сделать и вынужден быть принять вызов, получив анонимное письмо с грязными намеками в адрес супруги, которую неизвестный «доброжелатель» обвинил в порочной связи с Дантесом.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Лирический герой
Стихотворение написано от первого лица. Пушкин берёт на себя роль странника, проговаривая вслух желание последних лет своей жизни: «Давно, усталый раб, замыслил я побег…».
Но его герой мучим не простым желанием социальной свободы. Его тяготит неотвратимость Страшного Суда. Бог касается его души и вызывает в ней муки раскаяния за годы, прожитые в духовной слепоте.
После встречи с юношей герой говорит: «Я вижу некий Свет». Ради этого света он готов оставить дом и жену, потому что для желающих спастись нужные не широкие (открытые для большинства), а тесные врата. Об этих тесных вратах говорится в Евангелии. И эти тесные врата – жизнь с Богом.
Тема, основная мысль и композиция, аллегорические образы
Пушкин перепевает начало первой главы английского автора, но его произведение закончено. Для героя Беньяна свет, увиденный вдали – это только начало очень трудного пути, в котором он борется с разными пороками, теряет друзей, жену, детей, последовавших за ним, и сам умирает, то есть находит Бога. У английского проповедника смерть и есть избавление от пути странника, цель его странствия.
Идея Пушкина в другом. Для него свет, который герой увидел, и есть цель его пути. Дальнейшее не имеет значения, потому что ясна цель. Таким образом, тема стихотворения – обретение жизненной цели. Основная мысль состоит в том, что жизненная цель требует множества жертв и потерь, но она того стоит. В контексте стихотворения цель в спасении, обретении Бога.
Стихотворение делится на 5 частей, соответствующих пяти этапам обретения цели.
- Герой странствует «среди долины дикой» (аллегория земной жизни, как пустыня), и вдруг его объемлет глубокая скорбь. Герой не осознаёт причину этой скорби, пока не находит человека, обладающего знаниями. Аллегорически эта скорбь может означать отсутствие цели или осознание своей греховности (так в первоисточнике).
- Герой возвращается в город, в семью (аллегория житейских забот, отдаляющих человека от спасения,от цели) и пытается скрыть своё состояние от семьи, но горечь вырывается наружу. Герой твердит о гибели города, о необходимости найти убежище (аллегория спасения).
- Домашние сначала надеются, что помешательство временное, потом прибегают к строгости и, наконец, отступаются.
- Герой встречает юношу, читающего книгу. Это аллегория Божьего пророка, человека, наделённого знаниями. Подобно Иисусу, юноша задаёт правильный вопрос: о чём плачет странник? Благодаря этому странник может сформулировать, что его тяготит: он должен умереть и претерпеть Божий суд, это страшит его. У юноши герой спрашивает о цели: «Какой мне выбрать путь?» Юноша делает его глаза зрячими, поэтому путник видит свет. С момента обретения цели «тесных врат спасенья» странник уже не бродит, а бежит.
- Родные и близкие по-разному реагируют на побег странника из города, который для героя подобен тюрьме (просят вернуться, ругают, смеются, жалеют), но странник без сожаления оставляет старое, чтобы достичь врат спасения.
Странник — Пушкин А. С.
Однажды странствуя среди долины дикой,
Незапно был объят я скорбию великой
И тяжким бременем подавлен и согбен,
Как тот, кто на суде в убийстве уличен.
Потупя голову, в тоске ломая руки,
Я в воплях изливал души пронзенной муки
И горько повторял, метаясь как больной:
„Что делать буду я? Что станется со мной?“
2.
И так я сетуя в свой дом пришел обратно
Уныние мое всем было непонятно.
При детях и жене сначала я был тих
И мысли мрачные хотел таить от них;
Но скорбь час от часу меня стесняла боле;
И сердце наконец раскрыл я по неволе.
„О горе, горе нам! Вы, дети, ты жена! —
Сказал я, — ведайте: моя душа полна
Тоской и ужасом, мучительное бремя
Тягчит меня. Идет! уж близко, близко время:
Наш город пламени и ветрам обречен;
Он в угли и золу вдруг будет обращен,
И мы погибнем все, коль не успеем вскоре
Обресть убежище; а где? о горе, горе!“
3.
Мои домашние в смущение пришли
И здравый ум во мне расстроенным почли.
Но думали, что ночь и сна покой целебный
Охолодят во мне болезни жар враждебный.
Я лег, но во всю ночь всё плакал и вздыхал
И ни на миг очей тяжелых не смыкал.
Поутру я один сидел, оставя ложе.
Они пришли ко мне; на их вопрос, я то же,
Что прежде, говорил. Тут ближние мои,
Не доверяя мне, за должное почли
Прибегнуть к строгости. Они с ожесточеньем
Меня на правый путь и бранью и презреньем
Старались обратить. Но я, не внемля им,
Всё плакал и вздыхал, унынием тесним.
И наконец они от крика утомились
И от меня, махнув рукою, отступились
Как от безумного, чья речь и дикий плач
Докучны, и кому суровый нужен врач.
4.
Пошел я вновь бродить — уныньем изнывая
И взоры вкруг себя со страхом обращая,
Как узник, из тюрьмы замысливший побег,
Иль путник, до дождя спешащий на ночлег.
Духовный труженик — влача свою веригу,
Я встретил юношу, читающего книгу.
Он тихо поднял взор — и вопросил меня,
О чем, бродя один, так горько плачу я?
И я в ответ ему: „Познай мой жребий злобный:
Я осужден на смерть и позван в суд загробный —
И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит.“
— „Коль жребий твой таков, —
Он возразил, — и ты так жалок в самом деле,
Чего ж ты ждешь? зачем не убежишь отселе?“
И я: „Куда ж бежать? какой мне выбрать путь?“
Тогда: „Не видишь ли, скажи, чего-нибудь“ —
Сказал мне юноша, даль указуя перстом.
Я оком стал глядеть болезненно-отверстым,
Как от бельма врачом избавленный слепец.
„Я вижу некий свет“, — сказал я наконец.
„Иди ж, — он продолжал: — держись сего ты света;
Пусть будет он тебе единственная мета,
Пока ты тесных врат спасенья не достиг,
Ступай!“ — И я бежать пустился в тот же миг.
5.
Побег мой произвел в семье моей тревогу,
И дети и жена кричали мне с порогу,
Чтоб воротился я скорее. Крики их
На площадь привлекли приятелей моих;
Один бранил меня, другой моей супруге
Советы подавал, иной жалел о друге,
Кто поносил меня, кто на смех подымал,
Кто силой воротить соседям предлагал;
Иные уж за мной гнались; но я тем боле
Спешил перебежать городовое поле,
Дабы скорей узреть — оставя те места,
Спасенья верный путь и тесные врата.
Датируется, согласно помете в конце перебеленного автографа —26 июня или июля 1835 г.
При жизни Пушкина напечатано не было.
Опубликовано в 1841 г.
Сюжет
Сюжет стихотворения перекликается с сюжетом «Божественной комедии» Данте и других произведений западноевропейской литературы.
В центре – фигура человека, оказавшегося на мрачном жизненном перепутье.
В этот момент происходит прозрение, герой видит прежнюю жизнь в трагическом свете. Он начинает смотреть на мир сквозь пророчества «Апокалипсиса», то есть скорый конец света становится для него очевидным.
Вернувшись в семью и поведав о своей печали близким, странник не находит сочувствия. Его отправляют спать, списывая болезненное состояние его духа на усталость, но сон не приносит облегчения. Тогда жена и дети отступаются от героя, как от больного, – происходит окончательный разрыв с ними.
В тоске странник отправляется дальше и встречает юношу, который указывает ему на свет, который брезжит впереди. Заворожённый теплотой и яркостью этого света, герой следует за ним, чтобы найти тесные врата, ведущие в Царство Божье.