Средства выразительности
Произведение написано высоким торжественным стилем, который подчеркивается анафорой («Да голос.… Да озарит…») и старославянской лексикой («святое провиденье»).
Эмоции и переживания автора подчеркивают эпитеты («бесценный», «печальным», «ясных»), метафоры («лучом лицейских…дней»), олицетворения («колокольчик огласил»).
Предыдущая
Анализ стихотворений«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» анализ стихотворения Симонова по плану кратко – год, тема, идея
Следующая
Анализ стихотворений«Неохотно и несмело» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр
Отрывок стихотворения «К другу стихотворцу»
Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезей,
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!
Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!
Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают — и целый свет забудет.
Быть может, и теперь, от шума удалясь
И с глупой музою навек соединясь,
Под сенью мирною Минервиной эгиды
Сокрыт другой отец второй «Тилемахиды».
Страшися участи бессмысленных певцов,
Нас убивающих громадою стихов!
СПАДИЛО.РУ
Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
Краткое содержание
Узник томился в темнице и вел наблюдение за орлом, который также являлся невольником. Птица была пленена клевала кровавую пищу по окну темницы. Герой сравнивал себя с орлом, который был вскормлен в темнице. Орла он называл своим товарищем.
Узник задумался о побеге. Ему показалось, что крылатый товарищ одобрил его намерения. Орлы являются вольными птицами. Поэтому орел желал, как и узник, совершить побег. Герой говорил, что орел взглядом и голосом призывал его вырваться из темницы.
Орел и узник рвались освободиться и отбыть на белую гору за тучей, к морю, туда, где бы они гуляли в компании свободного ветра.
История создания
Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 г. Ряд исследователей считает, что поводом к созданию могло стать посещение поэтом Кишиневского острога, во время которого один из заключенных рассказал ему о готовящемся побеге.
Смысл названия
Со службы в Кишиневе началась Южная ссылка Пушкина. Вдали от столичной жизни он чувствовал себя настоящим узником, положение которого можно сравнить с преступником, находящимся в тюрьме.
Главная тема произведения
Главная тема произведения — стремление к свободе. В стихотворении просматривается явный намек на судьбу самого автора. В ряде других произведений этого периода он с горечью описывает ссылку, наложившую ограничения на его физическую свободу. Более того, слежка за Пушкиным имела целью ограничить и его творческую и духовную свободу.
При создании стихотворения Пушкину шел двадцать третий год, поэтому лирический герой — «вскормленный в неволе орел молодой». Его пытаются лишить самого лучшего и плодотворного периода жизни. Романтически настроенный поэт превыше всего ценил свободу, а его определили на место простого чиновника, от которого требовалось лишь неукоснительное исполнение распоряжений начальства. Правда Пушкин так и не смирился с назначением и всячески избегал возложенных на него обязанностей.
«Грустный товарищ» лирического героя символизирует оставшихся на родине близких друзей поэта. Его призыв «Давай улетим!», возможно, связан с планами Пушкина о побеге за границу, которые, к счастью для всей русской литературы, так и не были осуществлены.
«Вольные птицы» ассоциируются в стихотворении с истинными поэтами и писателями. Вдохновение может прийти к ним только в условиях абсолютной творческой свободы. Слепое следование любым цензурным требованиям и ограничениям превращают труд поэта в казенную однообразную работу, результат которой ничтожен.
Бескрайние воздушные просторы, «где синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!», означают для автора необъятность творческой фантазии, которую невозможно заключить в узкие рамки.
Проблематика
Южная ссылка Пушкина стала результатом его первого столкновения с неумолимым и грозным политическим режимом. Вольнолюбивые стихотворения молодого поэта вызвали гнев императора и многих важных чиновников. До конца жизни Пушкину придется бороться с проблемой запрета или искажения его произведений.
Не исключено, что автор аллегорически коснулся и более серьезной проблемы: в условиях деспотического политического режима большинство заключенных невиновны. Отсутствие реальной свободы неизбежно толкает любого честного и справедливого человека на путь борьбы против произвола. В этом плане стихотворение «Узник» можно считать пророческим, так как до восстания декабристов оставалось всего лишь три года.
Размер, композиция и художественные средства выразительности
Стихотворение написано амфибрахием с парной рифмовкой. Оно состоит из трех строф, где последовательно описываются: заключение, призыв на волю и счастье на свободе.
Пушкин использует яркие эпитеты («сырой», «кровавую», «вольные»), олицетворения («грустный товарищ … задумал», «вымолвить хочет», «гуляем лишь ветер…»). Эмоциональное напряжение постепенно нарастает, особенно в финальном трехкратном лексическом повторе («туда, где…»).
Чему учит автор
Стихотворение «Узник» представляет собой своеобразный гимн свободе. Стремление к воле нельзя уничтожить. Человека можно посадить за решетку, но над его мечтами и надеждами на освобождение никто не властен. Ирина Зарицкая | | .7k | Оценить:
Композиция
В произведении отсутствует конкретный сюжет, он имеет форму дружеского обращения. Лирическое стихотворение состоит из двух пятистиший.
Условно стих можно разделить на две части. В первой части лирический герой, который является прототипом самого Пушкина, выражает свою искреннюю дружескую привязанность к Пущину. Поэт всегда очень высоко ставил дружбу и дорожил теми крепкими узами, которые появились еще во времена обучения в Старосельском лицее.
Второе пятистишие посвящено Ивану Пущину, сосланному в Сибирь. После провала плана по свержению императора Николая I он, отказавшись бежать заграницу, дожидался ареста в своем доме в Петербурге. Пушкин надеется, что эти строчки смогут поднять дух товарища, которого постигла столь горькая участь.
Основная идея
Главная мысль стихотворения – стремление прожить отведенное время весело и продуктивно. Поэт призывает друзей увидеть прелесть мгновения, которое запечатлело их молодость. Молодые люди любимы, уважаемы и сильны тем, что есть друг у друга. Так зачем предаваться бесплодным печалям о быстротечности бытия? Нужно любить и ценить то, что есть сейчас. И от этой взаимной радости уйдут все тревоги.
Также смысл пушкинских строк заключается в умении разделять чувства товарищей. Поэт счастлив лишь оттого, что его друзья веселы. Ему достаточно их радости, чтобы утешиться. Это говорит о том, что человек должен любить не только себя, но и свое окружение, тогда он быть жить ярко и полноценно.
Анализ стихотворения Пущину Пушкина
У Александра Сергеевича Пушкина было много друзей в то время, когда он учился в лицее. Но всех ближе ему был Пущин. Между ними сложились очень близкие и искренние отношения. Между ними было и много общего, например, схожие суждения о мире, привязанность к литературе. Иногда они соревновались — кто красивее и качественнее сочинит очередное стихотворение.
К сожалению, жизнь Пущина была не сладкой. Он был декабристом, а после попытки провести революцию, был сослан на каторгу. Их последняя встреча состоялась именно перед этим печальным событием, в это время Пушкин еще жил в своем родном селе. В село и приехал Пущин, чтобы навестить старого друга, эта встреча прошла быстро, но значение ее Пушкин понял только после того, как восставших жестко подавили.
Оказывается, что Пущин предполагал то, как кончит свою жизнь и приехал специально, чтобы попрощаться заранее с лучшим другом. Все это Пушкин после изложит в своем стихотворении «И. И. Пущину», он очень благодарен своему другу за то, что не оставил его в столь трудное время и нашел силы и время навестить. Когда же дела шли плохо у самого Пущина, то Пушкин тоже поддержал его — написал стихотворение.
В своем стихотворении Пушкин не только говорит спасибо своему другу, но и передает свои надежды на то, что жертвы декабристского восстания были не зря, и общество ждет светлое будущее без лести, лжи и обмана.
Когда Пушкин узнал о приговоре для своего друга, то сразу решил действовать — обращался ко всем своим знакомым и даже к Александру Первому, все для того, чтобы спасти друга, но его попытки были тщетны. После Пушкин еще посвятит несколько произведении своему другу, расставание с которым будет сильно переживать
Все это великий поэт смог изобразить в своем стихотворении, которое написал специально в поддержку лучшего друга, которого считал близким человеком.
6 класс
Анализ стихотворения Пущину по плану
История создания
Стихотворение «Друзьям» написано поэтом в достаточно юном возрасте, в 1816 году. Пушкину было всего 17 лет, когда он уже до конца понял, что дружба — священный долг мужчины; этот мотив он проносит через большинство стихотворений.
Говоря о тех, кому именно поэт посвятил эти строки, следует назвать его самым близких и преданных друзей — лицеистов: Пущина, Кюхельбекера, Дельвига, Малиновского. Конечно, прямого перечисления имён или фамилий читатель не наблюдает, но оно и не нужно, бессчетное количество писем этим людям подтверждает, что друзьями Пушкин считал именно их.
Произведение «Друзьям» увидело свет не сразу. Первая версия стихотворения была более лирической, дружба была схожа с любовью, оно и понятно, ведь дружба в какой-то мере и есть любовь, но не романтическое чувство, а нечто совсем другое и не менее сильное. Пушкину пришлось немного исправить содержание стихотворения, и в 1816 году оно было опубликовано.
Лирический герой
Лирический герой тут не так явен, и его непросто обнаружить. Само стихотворение выполнено в форме обращений к другу. Закончились шесть лет учебы, теперь у каждого начинается собственная жизнь, но годы, проведенные вместе, не забудутся никогда.
Сквозь строчки проступает образ самого Пушкина. Поэт с грустной улыбкой предается воспоминаниям, дает некие напутствия, надеется на священность и нерушимость дружеского союза.
Можно сказать, что лирический герой здесь – сам автор, ведь именно его чувства мы улавливаем из текста. Именно он разговаривает с Пущиным, оставаясь как бы в стороне, но вместе с тем непосредственно передавая читателю свои эмоции.
Предисловие
Большая часть этих песен взята мною из книги, вышедшей в Париже в конце 1827 года, под названием La Guzla, ou choix de Poésies Illyriques, recueillies dans la Dalmatie, la Bosnie, la Croatie et l’Herzégowine. Неизвестный издатель говорил в своем предисловии, что, собирая некогда безыскусственные песни полудикого племени, он не думал их обнародовать, но что потом, заметив распространяющийся вкус к произведениям иностранным, особенно к тем, которые в своих формах удаляются от классических образцов, вспомнил он о собрании своем и, по совету друзей, перевел некоторые из сих поэм, и проч. Сей неизвестный собиратель был не кто иной, как Мериме, острый и оригинальный писатель, автор Театра Клары Газюль, Хроники времен Карла IX, Двойной Ошибки и других произведений, чрезвычайно замечательных в глубоком и жалком упадке нынешней французской литературы. Поэт Мицкевич, критик зоркий и тонкий и знаток в славенской поэзии, не усумнился в подлинности сих песен, а какой-то ученый немец написал о них пространную диссертацию. Мне очень хотелось знать, на чем основано изобретение странных сих песен: С. А. Соболевский, по моей просьбе, писал о том к Мериме, с которым был он коротко знаком, и в ответ получил следующее письмо:
Париж, 18 января 1835.
Я думал, милостивый государь, что у Гузлы было только семь читателей, в том числе вы, я и корректор: с большим удовольствием узнаю, что могу причислить к ним еще двух, что составляет в итоге приличное число девять и подтверждает поговорку — никто не пророк в своем отечестве. Буду отвечать на ваши вопросы чистосердечно, Гузлу я написал по двум мотивам, — во-первых, я хотел посмеяться над «местным колоритом», в который мы слепо ударились в лето от рождества Христова 1827. Для объяснения второго мотива мне необходимо рассказать вам следующую историю. В том же 1827 году мы с одним из моих друзей задумали путешествие по Италии. Мы набрасывали карандашом по карте наш маршрут. Так мы прибыли в Венецию — разумеется, на карте — где нам надоели встречавшиеся англичане и немцы, и я предложил отправиться в Триест, а оттуда в Рагузу. Предложение было принято, но кошельки наши были почти пусты, и эта «несравненная скорбь», как говорил Рабле, остановила нас на полдороге. Тогда я предложил сначала описать наше путешествие, продать книгопродавцу и вырученные деньги употребить на то, чтобы проверить, во многом ли мы ошиблись. На себя я взял собирание народных песен и перевод их; мне было выражено недоверие, но на другой же день я доставил моему товарищу по путешествию пять или шесть переводов. Осень я провел в деревне. Завтрак у нас был в полдень, я же вставал в десять часов; выкурив одну или две сигары и не зная, что делать до прихода дам в гостиную, я писал балладу. Из них составился томик, который я издал под большим секретом, и мистифицировал им двух или трех лиц. Вот мои источники, откуда я почерпнул этот столь превознесенный «местный колорит»: во-первых, небольшая брошюра одного французского консула в Банялуке. Ее заглавие я позабыл, но дать о ней понятие нетрудно. Автор старается доказать, что босняки — настоящие свиньи, и приводит этому довольно убедительные доводы. Местами он употребляет иллирийские слова, чтобы выставить напоказ свои знания (на самом деле, быть может, он знал не больше моего). Я старательно собрал все эти слова и поместил их в примечания. Затем я прочел главу: De’costumi dei Morlachi из «Путешествия по Далмации» Фортиса. Там я нашел текст и перевод чисто иллирийской заплачки жены Ассана-Аги; но песня эта переведена стихами. Мне стоило большого труда получить построчный перевод, для чего приходилось сопоставлять повторяющиеся слова самого подлинника с переложением аббата Фортиса. При некотором терпении я получил дословный перевод, но относительно некоторых мест все еще затруднялся. Я обратился к одному из моих друзей, знающему по-русски, прочел ему подлинник, выговаривая его на итальянский манер, и он почти вполне понял его. Замечательно, что Нодье, откопавший Фортиса и балладу Ассана-Аги и переведший со стихотворного перевода аббата, еще более опоэтизировав его в своей прозе, — прокричал на всех перекрестках, что я обокрал его. Вот первый стих в иллирийском тексте:
«Scto se bieli u gorje zeicnoï».
Фортис перевел:
«Che mai biancheggia nel verde Bosco».
Нодье перевел Bosco — зеленеющая равнина; он промахнулся, потому что, как мне объяснили, gorje означает: гора. Вот и вся история. Передайте г. Пушкину мои извинения. Я горжусь и стыжусь вместе с тем, что и он попался, и пр. ⟨перевод с франц.⟩
История создания
Александр Сергеевич всегда имел славу смелого поэта, писавшего очень «вольные» стихи. Боясь опасного влияния поэта, в 1820 году император отправил его подальше от столицы, в жаркую Одессу. Однако и там Пушкин пробыл недолго – после серьёзного конфликта с местным губернатором он был сослан в родовое поместье – глухое село Михайловское.
Будучи отрезанным от блестящей светской жизни Петербурга и Москвы, Александр Сергеевич был вынужден вести уединённый образ жизни. Одним из первых, кто навестил опального поэта, стал преданный друг его юности – Иван Пущин. Он пробыл в имении Пушкина всего один день, но и этого времени хватило, чтобы поддержать друга в трудную минуту.
Уже тогда Пущин, один из активных участников декабристского движения, прекрасно понимал, что эта встреча будет последней, но не обмолвился об этом ни словом. Как позже узнает Пушкин, после провала восстания на Сенатской, Пущин будет осуждён и приговорён к пожизненной каторге.
В 1826 году, вспоминая последнюю встречу с верным другом и желая как-то его поддержать, Пушкин пишет стихотворение и посвящает его Пущину.
Темы, проблемы и настроение
Тематика и проблематика стихотворения «Друзьям» располагаются прямо перед Вами:
- Центральной темой стихотворения «Друзьям» становится свобода слова. Лирический герой отвергает обращенные к нему обвинения в лести. «Во мне почтил он вдохновенье, освободил он мысль мою», — говорит он про императора. Возможность поэта говорить то, что ему диктует сердце, провозглашается высшей ценностью и одним из условий процветания государства.
- Поэт и поэзия. Тесно переплетается с этой темой еще одна – назначения поэзии и искусства вообще. Искусство, по мнению Пушкина, должно опираться на высшую правду, поэтому поэт обязан как указывать на пороки, так и не скупиться на похвалу добродетели.
- Судьба России. 20-ые годы XIX века было временем активных споров о дальнейшей судьбе России. Декабрьское восстание 1925 года и его последствия многих побудили по-новому взглянуть на природу самодержавия и политику царя.
- Клевета. Внезапное восхваление Пушкиным политики Николая заставило общество усомниться в искренности поэта. Недоброжелателями распространялись слухи об оказываемых прежде опальному творцу государственных милостях. В своем послании для Пушкина важным было показать, что «богом избранный певец» всегда беспристрастен и поет по велению вдохновения и высших сил. Обвинять его в лести и предвзятости – бессмысленно и оскорбительно.
- Долг монарха. Как гражданина, Пушкина волнует политика государства, он признает, что приближенные к власти рабы и льстецы способны привести монарха и страну к краху. Поэт говорит о необходимости просвещения и о том, что невозможно править народом, не уважая его.
Янко Марнавич
Что в разъездах бей Янко Марнавич?
Что ему дома не сидится?
Отчего двух ночей он сряду
Под одною кровлей не ночует?
Али недруги его могучи?
Аль боится он кровомщенья?
Не боится бей Янко Марнавич
Ни врагов своих, ни кровомщенья.
Но он бродит, как гайдук бездомный,
С той поры, как Кирила умер.
В церкви Спаса они братовались,
И были по богу братья;
Но Кирила несчастливый умер
От руки им избранного брата.
Весело́е было пированье,
Много пили меду и горелки;
Охмелели, обезумели гости,
Два могучие беи побранились.
Янко выстрелил из своего пистоля,
Но рука его пьяная дрожала.
В супротивника своего не попал он,
А попал он в своего друга.
С того времени он, тоскуя, бродит,
Словно вол, ужаленный змиею.
Наконец он на родину воротился
И вошел в церковь святого Спаса.
Там день целый он молился богу,
Горько плача и жалостно рыдая.
Ночью он пришел к себе на дом
И отужинал со своей семьею,
Потом лег и жене своей молвил:
«Посмотри, жена, ты в окошко.
Видишь ли церковь Спаса отселе?»
Жена встала, в окошко поглядела
И сказала: «На дворе полночь,
За рекою густые туманы,
За туманом ничего не видно».
Повернулся Янко Марнавич
И тихонько стал читать молитву.
Помолившись, он опять ей молвил:
«Посмотри, что ты видишь в окошко?»
И жена, поглядев, отвечала:
«Вижу, вон, малый огонечек
Чуть-чуть брезжит в темноте за рекою».
Улыбнулся Янко Марнавич
И опять стал тихонько молиться.
Помолясь, он опять жене молвил:
«Отвори-ка, женка, ты окошко:
Посмотри, что там еще видно?»
И жена, поглядев, отвечала:
«Вижу я на реке сиянье,
Близится оно к нашему дому».
Бей вздохнул и с постели свалился.
Тут и смерть ему приключилась.
Композиция
В произведении отсутствует конкретный сюжет, он имеет форму дружеского обращения. Лирическое стихотворение состоит из двух пятистиший.
Условно стих можно разделить на две части. В первой части лирический герой, который является прототипом самого Пушкина, выражает свою искреннюю дружескую привязанность к Пущину. Поэт всегда очень высоко ставил дружбу и дорожил теми крепкими узами, которые появились еще во времена обучения в Старосельском лицее.
Второе пятистишие посвящено Ивану Пущину, сосланному в Сибирь. После провала плана по свержению императора Николая I он, отказавшись бежать заграницу, дожидался ареста в своем доме в Петербурге. Пушкин надеется, что эти строчки смогут поднять дух товарища, которого постигла столь горькая участь.
Детские стихи про осень
Е. Трутнева
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
****
А. Берлова
НОЯБРЬ
Руки мерзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе,
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.
СЕНТЯБРЬ
Осень достала краски,
Ей много покрасить нужно:
Листья – желтым и красным,
Серым – небо и лужи.
ОКТЯБРЬ
Дождь льет с самого утра,
Льет как будто из ведра,
И как крупные цветы
Распускаются зонты.
****М. ИсаковскийОСЕННЕЕ
Жито убрано, скошено сено,
Отошли и страда и жара.
Утопая в листве по колено,
Снова осень стоит у двора.
Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу спешат.
****А. БалонскийВ ЛЕСУ
Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.
Через хвою луч весёлый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных ёлок
Снять упругий боровик!
На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём…
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!
По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры…
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
****
Ю. Каспарова
НОЯБРЬ
В ноябре лесные звери
Закрывают в норках двери.
Бурый мишка до весны
Будет спать и видеть сны.
СЕНТЯБРЬ
Полетели в небе птицы.
Что им дома не сидится?
Просит их сентябрь: «На юге
Спрячьтесь вы от зимней вьюги».
ОКТЯБРЬ
Нам октябрь принёс подарки:
Расписал сады и парки,
Стали листья словно в сказке.
Где же взял он столько краски?
****
И. Токмакова
СЕНТЯБРЬ
Кончается лето,
Кончается лето!
И солнце не светит,
А прячется где-то.
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.
****
Ю. КаспароваОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад —
Я тоже устроить могу листопад!
****
ОСЕННЕЕ УТРО
Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.
Запоздалый рыжик ёжится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.
Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.
****М. СадовскийОСЕНЬ
Берёзы косы расплели,
Руками клёны хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Всё присмирело. Съёжилось.
Поникло. Пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела
****О. ВысотскаяОСЕНЬ
Осенние денечки,
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.
Вон листочки желтые,
Вон листочки красные.
Соберем в кошелку
Мы листочки разные!
Будет в комнате красиво,
Скажет мама нам «спасибо»!
****З. Александрова
В ШКОЛУ
Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.
Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
— Вы идете в первый раз,
В первый класс учиться.
Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.
Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле.
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.
Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она.
По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит.
Что-то слышится родноеВ долгих песнях ямщика:То разгулье удалое,То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты,Глушь и снег… Навстречу мнеТолько версты полосатыПопадаются одне…
Скучно, грустно… Завтра, Нина,Завтра к милой возвратясь,Я забудусь у камина,Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часоваяМерный круг свой совершит,И, докучных удаляя,Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,Дремля смолкнул мой ямщик,Колокольчик однозвучен,Отуманен лунный лик.
История создания
В августе 1826 года личным указом недавно взошедшего на престол императора Николая I А. С. Пушкин был возвращен из ссылки. Поэт удостоился аудиенции у императора, после которой Николай произнес знаменитые слова о том, что беседовал с одним из умнейших людей России. Беседа принесла прежде опальному поэту и практическую пользу: отныне произведения Пушкина освобождались от общей цензуры, а его личным цензором становился сам Николай.
Резкое сближение Пушкина с властью закономерно породило в высшем обществе неприятные для поэта сплетни. Например, распространение получила эпиграмма, где некогда вольнолюбивый творец именовался «придворным лизоблюдом». Восторженное отношение Пушкина к новому императору вызывало недоверие даже в кругу его близких друзей. В первую очередь им поэт адресовал стихотворение «Друзьям», в котором решился отвергнуть обвинения в льстивости и объяснить истинные мотивы своего поведения.