Анализ повести «тапер» (а. и. куприн)

"тапёр" - краткое содержание и анализ рассказа а.и. куприна

«Тапёр» краткое содержание рассказа Куприна – читать пересказ онлайн

Рассказ «Тапер» Куприна был написан и опубликован в 1900 году в газете «Одесские новости». По утверждению автора, описанная им история была основана на реальных событиях. Тема искусства – одна из любимых в творчестве Куприна, которую он в полной мере раскрыл в своем рассказе.

Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Тапер».

Главные герои

Аркадий Николаевич Руднев – гостеприимный, веселый мужчина, азартный игрок.

Тиночка Руднева – подвижная, эмоциональная, добрая девочка.

Юрий Азагаров – юный тапер, скромный, бедный мальчик, талантливый музыкант.

Антон Григорьевич Рубинштейн – знаменитый композитор, пианист и педагог.

Другие персонажи

Ирина Алексеевна – супруга Руднева, замкнутая и высокомерная дама.

Лидия – старшая дочь Рудневых, красивая и надменная девушка.

Татьяна – средняя дочь Рудневых, рассудительная и спокойная.

А ещё у нас есть:

для самых крутых – Читать «Тапер» полностью

Краткое содержание

«Двенадцатилетняя Тиночка Руднева» чрезвычайно взволнована: «ведь скоро шесть часов, через час» будут зажигать елку, а в доме никто не побеспокоился о том, чтобы пригласить тапера.

Она обращается за помощью к старшей сестре Лидии, но та относится к младшим детям «с холодным и вежливым презрением», и игнорирует взволнованную Тиночку.

Рудневы принадлежат «к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей». В их большом доме постоянно гостили близкие и дальние родственники, ежедневно жаловали с визитами друзья младших Рудневых, и в особняке всегда царила особая, оживленная атмосфера.

Хозяйка дома – Ирина Алексеевна – принадлежала знатному и богатому роду. Она редко выходила из собственных комнат, «кроме особенно торжественных, официальных случаев», и игнорировала общество детей и супруга. Впрочем, это не мешало ей ревновать своего мужа, Аркадия Николаевича который, несмотря на преклонный возраст, все еще пользовался славой «дамского угодника, поклонника и покорителя».

Глава семейства всегда с большим удовольствием занимался приготовлениями к елке. Он неизменно приглашал к себе оркестр Рябова, но в этот раз «с музыкой произошел целый ряд роковых недоразумений». Рудневы поздно спохватились с приглашением оркестра, и на праздники они оказались без музыки.

Уладить дело берется Татьяна, которую все любили «за ее ровный характер». Едва она успела отдать нужные поручения, как дом огласился «говором, смехом, топотом ног и звонкими поцелуями» – пришли первые гости.

Тем временем в дом приводят тапера – худенького, застенчивого, бедного мальчика лет двенадцати с тонкими чертами лица и умными серыми глазами. Сестры Рудневы озадачены таким поворотом событий, но выбора у них нет – дом полон гостей, и все ожидают музыки и танцев.

Едва сев за роскошное фортепиано, мальчик принялся уверено извлекать из него «мощные, смелые, полные звуки». Аркадий Николаевич, большой знаток музыки, удивлен столь мастерским исполнением. Он узнает, что юного тапера зовут Юрий Азагаров, и просит его не слишком утомляться и делать перерывы в своей игре.

Во время игры Юра замечает появление нового важного гостя, который неожиданно просит сыграть ему «рапсодию № 2». После Аркадий Николаевич передает мальчику конверт с деньгами, и сообщает, что ему выпал удивительный подарок – его игра заинтересовала великого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна

Так бедный, но невероятно талантливый мальчик приобрел прекрасного учителя, и со временем стал известным композитором.

Заключение

Куприн уверен, что судьба талантливого человека только тогда сложится хорошо, когда на помощь его трудоспособности и прилежанию придет счастливый случай, который в мире искусства имеет большое значение.

После прочтения краткого пересказа «Тапер» рекомендуем ознакомиться с творчеством Куприна.

Если вы искали полное содержание рассказа «Тапёр» Куприна – перейдите по этой ссылке в нашу удобную библиотеку.

«Тапёр» — рождественский рассказ Куприна — Сочинение

«Тапёр» — рождественский рассказ А. И. Куприна

https://youtube.com/watch?v=k9oxMuYkfEc

В рассказе «Тапёр» Александр Иванович Куприн знакомит нас с семьёй Рудневых, которая «принад­лежала к одной из самых безалаберных, гостеприим­ных и шумных московских семей».

Мы узнаём, что члены этой семьи очень разные. Ее глава — Аркадий Николаевич — «редко показывался домой». Он любил развлечения и «большое общество». Жена Аркадия Николаевича — Ирина Алексеевна — напротив, «почти никогда не выходила из своих ком­нат».

Интересно и изображение троих сестёр. Лидия «не выносила никакого шума» и была похожа на «Несмеяну-царевну». Татьяна была «весёлой блондинкой» и имела «ровный характер». Но самыми яркими краска­ми Куприн рисует портрет младшей из сестёр — Тины: «взволнованная, запыхавшаяся, с разлетевшимися кудряшками на лбу», «подвижная, как ртуть».

Кажет­ся, что ты вместе с Тиной стремглав бегаешь по ком­натам, «попадаясь ежеминутно кому-нибудь под ноги». Причина такого волнения Тины — это ожидание та­пёра, без которого нельзя начать праздник.

С появлением тапёра мы узнаём, что всех Рудне­вых и их многочисленных гостей объединяет боль­шая любовь к музыке. Тапёром оказывается Юрий Азагаров, которому всего четырнадцать лет. Он пред­стаёт перед нами «бледным, очень худощавым маль­чиком, в подержанном мундирчике реального учи­лища».

Интересна сцена, когда Лидия насмехается над та­пёром, дразнит его, а чуткая Таня позволяет ему сыг­рать. Куприн так описывает игру мальчика, что со страниц рассказа словно звучат «величавые аккорды», «мощные, смелые, полные звуки». Эти звуки завора­живают и волнуют всех, даже Лидию.

Обратите внимание

В доме Рудневых произошло настоящее рождествен­ское чудо: игра мальчика заинтересовала знаменито­го музыканта Антона Григорьевича Рубинштейна, и он взял тапёра в ученики и помог ему стать «одним из талантливейших композиторов». Куприн учит нас тому, что если веришь в себя и свой талант, искрен­не стараешься достичь совершенства, то и в твоей жизни обязательно произойдёт чудо.

Весь этот рассказ наполнен «звонким детским хо­хотом», он дарит ощущение праздника, веселья, сча­стья! От каждой его строчки веет «смолистым арома­том» рождественской ёлки.

Здесь искали:

  • рождественские рассказы куприна
  • подготовьте выборочный пересказ на тему жизнь семьи рудневых
  • рассказ тапер анализ

Анализ 2

Основным персонажем произведения является подросток Юра Азагаров, гимназист старших классов, подрабатывающий игрой на фортепиано в роли тапера на увеселительных мероприятиях.

В один из дней Юрия приглашают осуществить музыкальное сопровождение новогоднего праздника в семействе Рудневых, глава которой Аркадий Николаевич славится своим гостеприимством и хлебосольным отношением к гостям.

Увидев в качестве пришедшего тапера, худенького, мелкого четырнадцатилетнего юношу в старой гимназической шинели, вызывающего жалость окружающих, старшая дочь Руднева, Лидия высказывает ироничное недоверие к молодому музыканту, не веря в его способности и возможности.

Однако талантливый подросток удивляет своим восхитительным исполнением музыкальных произведений, как классических, так и популярных, всех присутствующих на званом вечере, которые оказываются в восторженном состоянии о пленительной одаренной игры пианиста.

Хозяин дома, Аркадий Николаевич, в разгар праздника покидает гостей и через некоторое время появляется в компании нового гостя, солидного, серьезного, пожилого человека, при виде которого юный тапер приходит ощущает непонятную робость. Вновь пришедший гость внимательно наблюдает за игрой Юрия и в какой-то момент предлагает ему исполнить рапсодию Листа, в процессе слушания которой на лице старика проглядывает выражение одобрения.

По окончании вечера, получив от Аркадия Руднева конверт со значительной денежной суммой, Юрий узнает личность незнакомца, который оказывается знаменитым композитором Антоном Рубинштейном, желающим зачислить маленького тапера в число своих учеников.

В финале рассказа писатель сообщает, что славное будущее Юрия Азагарова становится напрямую связано с музыкой, юноша становится всемирно известным пианистом.

Используя двухчастную контрастную композицию при повествовании в рассказе, описывая образ жизни семьи Рудневых и жалкий внешний вид юного тапера, писатель акцентирует внимание читателя на судьбоносной роли случая в жизни человека, резко меняющим жизненные людские пути, оценивая и вознаграждая истинный талант

Сочинение по рассказу «Тапер»

Тот факт, что и в творчестве А. П. Чехова, и в творчестве А. И. Куприна есть рассказ под одним и тем же названием, наводит нас на мысль о перспективности их сравнительного анализа. Мы сможем лучше понять особенности творчества обоих писателей, наблюдая различия в рассмотрении близкой темы, характеров персонажей и их бытования.

Рассказ «Тапер» Чехова был впервые напечатан в журнале «Будильник» . Без изменения «Тапер» вошел в сборник «Первые рассказы», но в Собрание сочинений Чехов его не включил. Главный герой рассказа — спивающийся тапер, бывший студент консерватории Петр Рублев.

Когда-то он подавал надежды, но жизнь его не сложилась: «Ехал в Москву за две тысячи верст, метил в композиторы и пианисты, а попал в таперы…»

Петра пригласили играть на свадьбе дочери отставного полковника Присвистова с купеческим сыном Ескимосовым. Неожиданно для самого Петра у него завязывается разговор о музыке с одной барышней, которая, как оказывается впоследствии, не подозревала, с кем она разговаривает.

Когда барышне объясняют, что ее собеседник тапер («…подплывает толстая пава… и что-то шепчет ей на ухо…»), она «вспыхивает, хватается за щеки и, как ужаленная, отскакивает от рояля…».

Важно

Некоторое время Рублев пытается держать себя в руках, «закатывает вальсы, кадрили-монстры да гремучие марши», но вдруг с ним случается истерика, и его выпроваживают из дома.

Придя в номер гостиницы, где он живет, Рублев рассказывает об этом «скандале» своему соседу-писателю (от его лица ведется повествование), такому же неудачнику, как он сам. Тут Рублева настигает второй приступ.

Этот рассказ не относится к самым знамениты произведениям Чехова, но в нем нашла свое отражение одна из важных проблем чеховского творчества — неожиданный протест человека против окружающей его жизни. Основа сюжета «Тапера» — приступ душевной болезни у главного героя — получила свое развитие в одном из лучших и наиболее известных рассказов Чехова — рассказе 1888 года «Припадок».

Спустя пятнадцать лет после чеховского «Тапера» был опубликован в газете «Одесские новости» (1900, 25 декабря) одноименный рассказ Куприна. Сюжет рассказа основан, как следует из авторского примечания, на реальном факте. Действие «Тапера» происходит на празднике Рождества в хлебосольном московском доме Рудневых.

«Тапёр», анализ рассказа Куприна

В декабре 1900 года в газете «Одесские новости» был впервые опубликован рассказ А. И. Куприна под названием «Тапёр».

Как утверждал автор в одной из ссылок к своему произведению, основано оно было на событиях, которые на самом деле имели место быть. Однако тем самым Куприн хотел лишь подчеркнуть его реалистичность.

Анализ документальных фактов подтвердил, что никакого композитора по имени Юрий Азагаров не было.

Сюжетная линия рассказа

Юрий Азагаров в рассказе — четырнадцатилетний тапёр (музыкант, играющий на праздниках музыку для увеселения гостей). Его нанимают играть на ёлке в семью Рудневых — богатый и хлебосольный дом, двери которого открыты для всей Москвы. Старшая сестра, Лидия Руднева, иронично отнеслась к маленькому музыканту, не поверив, что он может отыграть целый вечер.

Однако Юрий своей талантливой игрой доказывает насмешливой красавице, что он — настоящий талант, который трогательно и красиво играет любое музыкальное произведение: от классики до увеселительных танцев.

В самый разгар праздника в залу, где играет маленький тапёр, входит солидный, очень серьёзный человек в летах.

Он просит сыграть одну из рапсодий Листа, а после игры в самом разгаре вечера забирает и увозит мальчика с собой. Только одеваясь, Юрий узнаёт, что этот человек — великий композитор Антон Григорьевич Рубинштейн.

Рассказ заканчивается тем, что Юрий под началом такого великого учителя становится не менее известным композитором.

Идейное содержание произведения

Тема рассказа Куприна — искусство, она характерна для всего творчества этого писателя. В очередной раз Александр Иванович показывает читателям, что настоящий талант будет оценён по достоинству и вознаграждён.

Композиция рассказа двухчастная и построена на контрасте. Первая часть — описание роскошного дома Рудневых и их беспорядочного, бесшабашного образа жизни. Вторая часть — скромный, маленький тапёр, который своим внешним видом может вызвать только жалость. К концу рассказа соотношение меняется: все гости дома Рудневых находятся во власти звуков, извлекаемых Юрием из пианино.

Нельзя не заметить, что Куприн заостряет внимание читателя на том, что очень часто в жизни человека судьбоносное значение имеет обычный случай. Таким случаем для маленького тапёра стал приход к Рудневым Рубинштейна

Важно

Важно

Небольшой, но трогательный рассказ А. И. Куприна «Тапёр» лёгок в прочтении и способен затронуть самые глубинные струны души любого человека.

Ознакомившись с анализом рассказа «Тапёр», вы обязательно пожелаете прочесть и другие сочинения по произведениями Александра Ивановича Куприна:

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа
  • «Олеся», анализ повести Куприна
  • «Куст сирени», анализ рассказа Куприна
  • Александр Иванович Куприн, биография
  • «Поединок», анализ повести Куприна
  • «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна
  • «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
  • «Слон», анализ рассказа Куприна
  • «Суламифь», анализ повести Куприна
  • «Allez!», анализ рассказа Куприна
  • «Яма», анализ повести Куприна
  • «Молох», анализ повести Куприна
  • «Изумруд», анализ рассказа Куприна
  • Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»

По писателю: Куприн Александр Иванович

Тапер анализ рассказа

Тапер анализ рассказа Куприна

История создания. Рассказ А. И. Куприна «Тапер» был написан в 1900 г. и впервые опубликован в этом же году в газете «Одесские новости».

В одном из примечаний автор указывает, что произведение основано на действительно произошедшем случае.

Для придания достоверности Куприн ввел в рассказ реальную историческую личность — известного композитора, дирижера и музыкального педагога Антона Григорьевича Рубинштейна.

Однако на самом деле удивительно одаренный маленький пианист Юрий Агазаров — вымышленное лицо.

Смысл названия. Во второй половине XIX — начале XX вв. тапером называли музыканта (обычно пианиста), который работал по найму при проведении домашних балов, вечеров и т. д.

Обычно уровень профессионализма таких людей был очень низок, что заложено в самом названии (фр. tapeur от taper — хлопать, стучать). Маленький тапер в рассказе является редким исключением из общего правила.

Жанр. Рассказ.

Тема. Основная тема произведения — роль счастливого случая в жизни человека. Юрий Агазаров, несмотря на свой талант, ведет практически нищенский образ жизни. Зарабатывать на хлеб ему приходится игрой в богатых домах, где хозяевам нет никакого дела до талантливого мальчика. В лучшем случае ему могут доплатить за хорошее проведение вечера.

Мальчику всего лишь четырнадцать лет. Такой образ жизни и способ заработка, безусловно, очень утомляют его и никак не способствуют дальнейшему развитию музыкальных способностей. В доме Рудневых Юра поначалу даже становится объектом для насмешки со стороны Лидии Аркадьевны.

Застенчивый от природы мальчик очень самолюбив, так как сам уже способен оценить высокий уровень своей игры. Не имея достаточных средств, Юрий Агазаров, скорее всего, так бы и прожил всю свою жизнь, растеряв талант и превратившись в заурядного посредственного пианиста.

В судьбу Юрия Агазарова вмешивается счастливый случай. В дом Рудневых приходит знаменитый Рубинштейн. У Антона Григорьевича было немало способных учеников, поэтому только по настоянию хозяина он «со скучающим и нетерпеливым видом» прислушивается к игре Юрия.

Кульминационный момент рассказа — просьба Рубинштейна сыграть рапсодию № 2. Только во время исполнения Юрой бессмертного произведения Листа известный композитор понимает, какие огромные способности заложены в этом скромном мальчике. Антон Григорьевич берет маленького тапера под свое покровительство и помогает ему стать одним из талантливейших российских композиторов.

Проблематика. Главная проблема рассказа заключается в том, что огромное количество талантливых, но бедных людей, проводят жизнь в безвестности. Мальчику из богатой семьи гораздо легче добиться успеха, даже обладая весьма посредственными способностями. Для бедных «гениев» остается один путь на вершину славы — упорный труд и умение заявить о себе. Скромный и застенчивый Агазаров готов к напряженной работе, но «разрекламировать» себя он не способен. Только счастливый случай позволяет Юре прославить свое имя.

Герои. Юрий Агазаров, Антон Григорьевич Рубинштейн, Тина Руднева, Лидия Аркадьевна, Аркадий Николаевич Руднев.

Сюжет и композиция. Рассказ начинается с описания богатого дома Рудневых в преддверии праздничного вечера. Неожиданная проблема с отсутствием тапера разрешается при появлении Юрия, в котором сразу же угадывается главное действующее лицо всего произведения. Блестящая игра Юры при Рубинштейне приводит к тому, что композитор забирает талантливого мальчика с собой.

Чему учит автор. Куприн дает понять, что одаренным людям даже в тяжелых жизненных условиях никогда нельзя терять надежды на лучшее. Если человек продолжает верить в удачу, когда-нибудь и на его долю выпадет улыбка судьбы.

Счастливая судьба маленького пианиста в рассказе А. И. Куприна «Тапер» — Сочинения

Александр Иванович Куприн славится своими произведениями на тему роли искусства в жизни человека и всего общества. Рассказ «Тапер» не является исключением. Cюжет основан на теме высокого музыкального искусства, как дороги к светлому будущему маленького пианиста Юрия.

Рассказ условно разделен на две части: первая изображает роскошный дом семьи Рудневых, где царит веселье, безумие и шабаш. Места настоящему искусству во всей его многогранности и чистоте в этом доме просто нет. Однако, все меняется с приходом маленького четырнадцатилетнего тапера, приглашенного играть на елке. Главный герой — воплощение истинного таланта.

Вторая часть произведения абсолютно контрастна к первой. Это история маленького способного пианиста, который должен весь вечер играть в богатой семье самые разные произведения: от классических рапсодий до увеселительных композиций. Несмотря на насмешки вокруг себя, мальчик справляется с волнением и восхитительно отыгрывает вечер. Он наполняет дом завораживающей и трогательной музыкой.

Кульминацией произведения является визит неизвестного солидного человека. Он тщательно наблюдает за Юрием Азагаровым, главным героем, и позже в самый разгар вечера прощается с хозяевами и забирает с собой пианиста.

Пожалуй, он и является тем ключиком от двери к мировому успеху. Незнакомец оказался Антоном Рубинштейном — великим композитором. Забрав мальчика, он проложил Юрию дорогу к музыкальным высотам.

Композитор обучил бывшего тапера и воспитал достойного преемника.

Рассказ Куприна о маленьком, никому не известном пианисте — это свидетельство существования в мире справедливости и любви к искусству.

Сколь бы ни был мал и скромен человек, его заметят, если он будет проявлять свой талант. Судьба маленького пианиста сложилась счастливо, как он того заслуживал.

Совет!

Долгие годы обучения игре на музыкальном инструменте дали свои плоды, и мальчик нашел истинное призвание.

Особенной деталью, ярко выраженной в рассказе, является роль обыкновенного случая в жизни человека. Порой судьба может поменяться в один миг, стоит лишь произойти случайному совпадению: нужное время, нужное место, внимательные люди.

Юрий Азагаров — пример самородка, который по счастливой случайности попал в руки опытного мастера. Однако, как говорится, случайности — это самые неслучайные вещи в мире. Приход Рубинштейна к Рудневым стал закономерной наградой юному пианисту за его старания.

В будущем Юрий становится великим композитором, не хуже своего учителя, и продолжает творить на радость ценителям.

Талантливый ребёнок

Лидия пыталась дразнить тапера, насмешливо спрашивая, умеет ли он играть польку, кадриль, лансье, но Таня попросила ее по-французски, чтобы та перестала так себя вести. Подходит к интересному моменту краткое содержание рассказа «Тапёр». Куприн далее рассказывает о том, что Тина была на стороне Татьяны, она решительно взяла мальчика за руку и повела в зал. Гости стали недоумевать, но вскоре удивление сменилось умилением. Как только пальцы ребенка коснулись клавиш, полились необычайно красивые звуки, ему зааплодировали.

Аркадий Николаевич похвалил мальчика, которого звали Юрий Азагаров, и попросил сыграть «Фауста», под звуки этого марша зажгли ёлку. Затем Юра играл польку, вальс. В это время хозяин дома разговаривал с каким-то важным господином. Оказывается, это был Антон Григорьевич Рубинштейн – талантливый композитор. Он стал учителем Юры Азагарова.

Этим и заканчивается рассказ, который написал Александр Куприн — «Тапёр». Краткие содержания произведений помогают читателю быстро узнать их сюжет и составить впечатление о них.

Характеристика персонажей

В рассказе «Тапер» автор знакомит читателей с интеллигентной семьей Рудневых, юношей-музыкантом и гостями дома Рудневых, окунает читателя в праздничную новогоднюю атмосферу, наполненную радостью, волшебством, нетерпеливым ожиданием.

Глава московского семейства Аркадий Николаевич Руднев – элегантный, представительный пятидесятилетний мужчина, привлекательной внешности. Он занимается меценатской деятельностью, покровительствовал искусствам, особенно балету. Также он шел в ногу со временем, был любитель устраивать праздники, приглашать гостей, любил молодежь и был душой компании. У семьи было много друзей.

Жена главы семейства Ирина Алексеевна Руднева как последний потомок высокого знатного рода была наоборот высокомерной, держалась обособленно, много времени находилась в своих комнатах, старалась общаться только с такими же высокими и родовитыми представителями дворянства.

Три дочери Рудневых, абсолютно разные по характеру и внешности:

Лидия – девушка красивая, но холодная и бессердечная, относившаяся с презрением к прислуге и простым людям, ко всем, кто ей подвластен и ниже по положению.

Татьяна – блондинка, обладающая веселым нравом и спокойным характером, за что ее любила прислуга. Она в семье Рудневых являлась миротворицей, улаживала все возникающие инциденты.

Тина – младшая дочь Рудневых, двенадцатилетняя девочка, милая, добрая, резвая, взявшая мальчика тапера под покровительство.

Главный герой рассказа Юрий Азагаров изображен Куприным в рассказе худощавым мальчиком невзрачной наружности, в поношенном мундирчике, стеснительным, но самолюбивым

Особенно писатель обращает внимание на его большие серые глаза

Но, характеризуя юношу, автор говорит о его внутреннем преображении во время игры, о том, как его невзрачное лицо становилось прекрасным, а он извлекал мощные, полные силы звуки.

Антон Рубинштейн – в то время уже знаменитый композитор и пианист, прошедший через все трудности к вершине своего признания и славы, изображен автором подробно, его внешность, как и Юрия, описана во всех деталях.

Рубинштейн был в числе гостей, держался он просто, непринужденно и небрежно, но величаво. Куприн говорит о нем как о человеке «большого света» с железной волей и несгибаемым характером. Игра мальчика и на него произвела впечатление.

Проблемы

Главной проблемой в произведении является социальная несправедливость, выраженная в проблемах юного дарования. Талантливому музыканту нужны деньги, чтобы выживать, и он подрабатывает на вечерних мероприятиях у богатых людей, не щадя свое здоровье. Лишь случайно его заметил Рубинштейн, и дал возможность развиться и выжить. Однако таких юношей было много, но они не были замечены. Сколько их таких было и сколько их работало? – такие вопросы задает автор.

Второй проблемой писатель означил творческий путь, который в большинстве своем является весьма тернистым и трудным – люди работают очень много, чтобы добиться славы, им нужно обеспечить себя, при этом уделяя основное внимание тому, к чему у них лежит душа. Однако именно такое стечение обстоятельств закаляет людей и делает их мастерами своего дела, виртуозами. Третьей проблемой выступают взаимоотношения сословий – юноша сносит надменность и недоверие тех, кто его пригласил

Люди думают, что он ничего не умеет и является новичком в музыке. Ответить он им не может, поскольку зависит финансово от них. Впрочем, конфликт окончился неплохо – талант мальчика привел его к всеобщему признанию

Третьей проблемой выступают взаимоотношения сословий – юноша сносит надменность и недоверие тех, кто его пригласил. Люди думают, что он ничего не умеет и является новичком в музыке. Ответить он им не может, поскольку зависит финансово от них. Впрочем, конфликт окончился неплохо – талант мальчика привел его к всеобщему признанию.

Суть

Суть рассказа такова – в семействе Рудневых, которое отличается особым радушием и гостеприимством, идет подготовка к любимому празднику главы семейства, Новому году. По традиции к мероприятию пригласили популярный оркестр, который, однако, не смог участвовать на их празднике, поскольку его перехватили другие люди. Поиски иных музыкантов завершились 14 летним мальчиком, утверждавшим, что он может играть на пианино хоть всю ночь напролет.

Глава семьи вместе с родными относятся к данному утверждению с недоверием, особенно старшая дочь, которая надменна, и они вместе просят мальчика что-нибудь сыграть. Юноша сыграл произведение Листа, «Венгерскую рапсодию», чем стянул в кабинет всех гостей семейства.

Потом его просит сыграть что-нибудь танцевальное младшая дочь Рудневых Тина. Юноша без проблем берется за игру, с удовольствием наблюдая за кружащимся вокруг него водоворотом лиц и платьев.

Вдруг вошел человек очень приметной внешности, и требует у юноши еще творчества Листа. Юноша играл настолько великолепно, что втянул в экстаз всех гостей.

По окончанию игры человек исчез, зато к юноше обратился хозяин дома с конвертом, заполненным деньгами от незнакомца, и сказал, что этот незнакомец – Антон Рубинштейн и что он ожидает юношу в карете.

Финал рассказа таков – юный пианист в изношенной одежде теперь знаменит по всей империи как уникальный и талантливый композитор. Понятно, что тому поспособствовал сам Рубинштейн, он вывел его в люди.

Музыка в жизни и творчестве Куприна

«Звериное обоняние», «жадное зрение», «редкостный дар слышать и воспроизводить человеческие голос во всех его многообразных тональностях»… Что это за слова, спросите вы? Это отзывы, которые давали коллеги и друзья о Куприне: первый принадлежит Бунину, второй и третий – Чуковскому. Куприн – человек чувственный и чувствующий, конечно, невероятно ценил музыку. Поэтому музыка занимает в произведениях писателя столь почетное место.

При этом, «Тапер» – далеко не единственный текст русского автора, в котором в центре находится музыка. На самом деле, первое, что приходит на ум, – это, конечно, «Гранатовый браслет». И хотя здесь Куприн пишет о несчастной любви, фоном для драматической романтики служит бетховенская «Аппассионата». Писатель подходит к вопросу введения музыки в свои тексты очень специфически. Например, читатель не найдет в рассказах Куприна описаний музыки или произведений. Максимум – названия. Но главную роль здесь играют впечатления, которые мастерски передает автор. Искусство передается от писателя к читателя посредством воображения персонажей.

У Куприна даже имеется специальная «звуковая лексика». Писателю удается – в прямом смысле – описать словами звучание музыки. С помощью ассоциаций, метафор и аллюзий. Что же входит в эту самую «звуковую лексику»? Это, например, такие слова, которые передают качество и особенности звука, ведь тот может быть «тихим» и «громким», «звонким» и «гулким», «однотонным» и «вибрирующим», а еще – «оглушительным», «раскатистым», «певучим» и т. д. Таким образом, автор словно воплощает в словах акустические эффекты, одновременно награждая музыкальные звуки чертами характера людей. Разумеется, Куприн вовсе не задается самоцелью изобразить музыку или звуки, однако эта разновидность искусства становится неотъемлемым компонентом передачи атмосферы произведений, а также настроения рассказов писателя

Важно не только изобразить музыку, звучащую вовне, но и вплести звуки в ритм внутреннего мира персонажей

К слову, характер и настроения героев произведений Куприна тоже часто описываются – прямо или намеками – в музыкальных терминах. Например, можно вспомнить о миноре и мажоре, а также о тонах фраз, сочинений и фрагментов произведений музыки: ажитато (что значит «взволнованно»), виваче («живо»), пезанте («тяжело»), ламентозо («жалобно»), дольче («нежно») и т. д.

История создания

Рассказ А. И. Куприна «Тапер» был написан в конце девятнадцатого столетия и начала- двадцатого в 1900 г. И в этом же году был впервые опубликован в этом в газете «Одесские новости». В примечании к рассказу Куприн писал, что в основе его рассказа лежит реальная история.

В рассказе одним из главных действующих лиц изображен Антон Григорьевич Рубинштейн, совмещавший в одном лице и гениального пианиста, и известного русского композитора, и автора оперы — «Демон» и «Персидских песен», прекрасных романсов. Кроме того, он прославился как дирижер и музыкальный педагог. Антон Рубинштейн пользовался огромной популярностью среди многочисленных почитателей его творчества. В то же время герой, описанный в рассказе — талантливый мальчик-пианист. Юрий Азагаров — вымышленное лицо.

Куприн не в первый раз обращается к теме музыки и музыкантов. В рассказе «Скрипка Паганини» речь идет о талантливейшем итальянском скрипаче, якобы продавшем душу дьяволу. В рассказе «Соловей» показаны знаменитые итальянские певцы Тито Руффо и Энрике Карузо. Рассказ «Гоголь-моголь» воспроизводит случай из жизни великого Шаляпина. Но самое трогательное, трагическое и оптимистическое и одновременно, «музыкальное» произведение Куприна — его рассказ «Гамбринус», который посвящен талантливому безвестному скрипачу из одесского кабачка — Сашке-музыканту.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Тапер» — вера в то, что истинный талант может пробиться сквозь непонимание и многого достичь в жизни, если будет много и прилежно работать, шлифуя своё мастерство. Так, бедный мальчик, Юрий Азагаров своим повседневным, наверняка напряженным, трудом добивается больших успехов, как пианист. У него обширный репертуар: от классики и до легкой танцевальной музыки.

Куприн вкладывает еще один смысл в свое произведение «Тапер»: нельзя оценивать человека только по тому, как он выглядит, по тому, сколько ему лет и во что он одет. Рудневы не ожидали увидеть в тапере настоящего музыканта и изначально встретили его надменно и смотрели на него свысока. Однако они оказались неправы: мальчик проявил настоящий талант и был достоин признания.

Мы напишем — Тапер анализ рассказа Куприна. Подсказки школьнику

В декабре 1900 года в газете Одесские новости был впервые опубликован рассказ А. И. Куприна под названием Тапер. Как утверждал автор в одной из ссылок к своему произведению, основано оно было на событиях, которые на самом деле имели место быть. Однако тем самым Куприн хотел лишь подчеркнуть его реалистичность.

Анализ документальных фактов подтвердил, что никакого композитора по имени Юрий Азагаров не было.

Сюжетная линия рассказа

Юрий Азагаров в рассказе четырнадцатилетний тапер (музыкант, играющий на праздниках музыку для увеселения гостей). Его нанимают играть на елке в семью Рудневых богатый и хлебосольный дом, двери которого открыты для всей Москвы. Старшая сестра, Лидия Руднева, иронично отнеслась к маленькому музыканту, не поверив, что он может отыграть целый вечер.

Однако Юрий своей талантливой игрой доказывает насмешливой красавице, что он настоящий талант, который трогательно и красиво играет любое музыкальное произведение: от классики до увеселительных танцев.

В самый разгар праздника в залу, где играет маленький тапер, входит солидный, очень серьезный человек в летах. Юрию становится не по себе, он чувствует в его присутствии непонятную робость тем более, что пришедший гость внимательно прислушивается к игре мальчика. Он просит сыграть одну из рапсодий Листа, а после игры в самом разгаре вечера забирает и увозит мальчика с собой.

Только одеваясь, Юрий узнает, что этот человек великий композитор Антон Григорьевич Рубинштейн.

Рассказ заканчивается тем, что Юрий под началом такого великого учителя становится не менее известным композитором.

Идейное содержание произведения

Тема рассказа Куприна искусство, она характерна для всего творчества этого писателя. В очередной раз Александр Иванович показывает читателям, что настоящий талант будет оценен по достоинству и вознагражден.

Композиция рассказа двухчастная и построена на контрасте. Первая часть описание роскошного дома Рудневых и их беспорядочного, бесшабашного образа жизни. Вторая часть скромный, маленький тапер, который своим внешним видом может вызвать только жалость.

К концу рассказа соотношение меняется: все гости дома Рудневых находятся во власти звуков, извлекаемых Юрием из пианино.

Нельзя не заметить, что Куприн заостряет внимание читателя на том, что очень часто в жизни человека судьбоносное значение имеет обычный случай. Таким случаем для маленького тапера стал приход к Рудневым Рубинштейна

Небольшой, но трогательный рассказ А. И. Куприна Тапер легок в прочтении и способен затронуть самые глубинные струны души любого человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: