Преемственность поколений — сочинение рассуждение
Преемственность поколений — это связь между предыдущими и следующими поколениями, которая обеспечивает передачу знаний, опыта и ценностей от одного поколения к другому. Это очень важный аспект нашей жизни, поскольку он способствует сохранению традиций, культуры и истории нашей страны.
Одной из главных задач преемственности является сохранение и передача знаний. Знания, накопленные за прошедшие годы, являются ценным достоянием, которое необходимо передавать будущим поколениям. Именно благодаря этому мы можем изучать историю, учиться у старших поколений, развивать культуру и науку.
Кроме того, преемственность позволяет сохранять традиции и обычаи. Многие из них пришли к нам с древности, и сохранение их помогает нам сохранить свою идентичность. Они также могут служить духовной опорой для многих людей, особенно для тех, которые ищут своё место в мире.
Важным элементом преемственности является передача ценностей. Наши старшие поколения могут учить нас, как быть терпимыми, добрыми, справедливыми и уважительными к другим людям. Благодаря этому мы можем стать лучше, учитывая опыт предшествующих поколений.
Наконец, преемственность помогает нам развиваться, новые поколения могут строиться на опыте старших, избегая повторения ошибок прошлого. Также они могут вносить свои идеи и инновации, что может привести к новым достижениям в культуре, науке и технологии.
В заключение, преемственность поколений — это ключевой элемент жизни нашего общества. Она позволяет сохранить знания, традиции и ценности, учиться от старших и развиваться по своему пути, сочетая в себе лучшее из прошлого и настоящего.
Блестящая задача по математике
20.08.2008
Ещё в феврале я нашёл блестящую задачу по математике. Ходят слухи, что она была на олимпиаде для пятиклассников. Сегодня вспомнил, что обещал дать её решение. Итак, вашему вниманию одна из красивейших задач, которые я встречал в своей жизни.
Встречаются два приятеля — математика:
— Ну как дела, как живешь?
— Все хорошо, растут два сына дошкольника.
— Сколько им лет?
— Произведение их возрастов равно количеству голубей возле этой скамейки.
— Этой информации мне недостаточно.
— Старший похож на мать.
— Теперь я знаю ответ на твой вопрос.
Сколько лет сыновьям? (Ответ логичный и однозначный)
Не устану повторять — блестящая задача! Начинаю разбор по порядку шаг за шагом.
Для начала определимся с первым постулатом — дошкольники — для нас это первые цифры в задаче.
Следуя здравой логике, это дети в возрасте от одного года до шести лет. Можно взять и до семи, но на решении задачи это никак не скажется.
Следующий постулат — оба приятеля (в отличие от нас!) знают точно, сколько голубей возле скамейки
Это важно понимать, это один из ключей к решению задачи, и мы к нему вернёмся позже, а пока мы знаем, что произведение возрастов детей соответствует количеству голубей. Давайте переберём все возможные варианты:
1×1=1 1×2=2 1×3=3 1×4=4 1×5=5 1×6=6 |
2×2=4 2×3=6 2×4=8 2×5=10 2×6=12 |
3×3=9 3×4=12 3×5=15 3×6=18 |
4×4=16 4×5=20 4×6=24 |
5×5=25 5×6=30 |
6×6=36 |
Первое возможное решение
Из всех вариантов произведения возрастов мы имеем только три, которые встречаются больше одно раза и соответственно не дают однозначного ответа. Раз беседа продолжилась дальше, значит, голубей было либо 4, либо 6, либо 12. Подсказка о том, что дети разного возраста исключила вариант 2×2=4. Но всё равно осталось пять других вариантов, один с результатом 4, два с результатом 6 и два с результатом 12.
1×4=4
1×6=6
2×3=6
2×6=12
3×4=12
Но раз математик сказал, что теперь он знает ответ, значит, варианты с результатом 6 и 12 отпадают. Вспомните, это мы не знаем сколько голубей, а они знают. И раз не последовало дальнейших расспросов, то значит и не было других вариантов.
Второе возможное решение
Давайте подумаем. Мы имеем результат произведения каких-то двух чисел. Из задачи мы знаем, что приятелю математику уточнили что эти числа не равны, значит до уточнения были варианты что эти два числа между собой равны. Если числа могли быть равны, то значит количество голубей могло иметь такие варианты: 1, 4, 9, 16, 25, 36 (грубо говоря квадраты возможных возрастов). Единицу сразу исключаем, был бы голубь один, значит дети годовалые близняшки и продолжения разговора не было бы. Но разговор продолжили и нам сказали, что числа (возраста детей) между собой не равны. Значит, перемножили между собой две неравные цифры от 1 до 6. При таком условии мы не получим ни 9, ни 16, ни 25. Осталось только 4.
Ответ: детям соответственно один и четыре года.
Согласитесь, блестящая задача, для меня она воплощение красоты и логики математики. Я только до сих пор не могу поверить, что это задача была дана детям пятиклассникам на олимпиаде. Мне она оказалась не по мозгам. В интернете нашёл путаное объяснение, но оно помогло мне самому додумать полное решение. И ещё один спор помог мне обосновать и другое решение (на всякий случай, я сам додумал до второго способа, первый подсказали).
Наше «сегодня»
Теперь, когда я смотрю на своего кудрявого, щекастого и очень шустрого третьего сыночка (в полтора года может открыть абсолютно все!), я не могу даже представить, что его когда-то не было. Что его вообще могло бы не быть, если бы мы сделали другой выбор. Но какой может быть выбор между жизнью и смертью?…
В мире еще не придуманы слова, которыми можно было бы передать всю полноту материнской любви. Вот так я люблю свое маленькое незапланированное счастье. Я люблю так всех троих сыночков. Просто понимаешь это не сразу. Наверное, есть где-то идеальные мамы, но я не сразу научилась любить ребенка бескорыстно и без всяких «но».
Поначалу было так: не пора бы ему ходить? почему он так медленно ест? я читала, что уже в год детки ходят на горшок, почему же мой ?… И т.д. и т.п. Слишком много различных требований. А со вторым, тем более с третьим ребенком — все по-другому. Я мама «со стажем», и мне уже смешно, а не досадно, когда малыш указывает на свежую лужу: «О! О!» (с неподражаемым выражением!). Конечно, горшочек пока не у дел. Научимся. А вот веселиться и дружно играть мы умеем уже сегодня. И разве это не важнее — для всей жизни в целом?
Отношение окружающих к нашей семье, и трем карапузам в частности, тоже изменилось — сегодня это восхищение, однозначно. Жизнь с тремя детьми не заканчивается, это только ее начало — вот что я хочу сказать и показать. И можно при этом все успевать, даже без помощи бабушек и нянюшек (мама+папа+машина — вот наша формула успеха). Можно замечательно выглядеть, заниматься собой, спортом — такая юная и стройная мама получится, просто загляденье. Стоит попробовать. Можно с детьми путешествовать: на море, в горы, в театры, музеи и прочее. Было бы желание. Вообще-то в мире очень мало невозможных вещей
И если для понимания этой важной истины нужно сперва обзавестись тремя малышами (желательно «один за одним») — я согласна
Конечно, с тремя детьми бывает тяжело. Правда. К этому нужно быть готовой. Вот наш последний «выход в свет» (т.е. в торговый центр): старший требует игральные автоматы и мороженое, средний столкнул (случайно!) младшенького с игрушечной лошади, и тот загремел на пол, сверкнув пятками… А потом мы обедаем, периодически пресекая поползновения Сенечки на стол («А как же хочется перевернуть все это! Руки чешутся». — Понимаю). И папа уже сердится, я тоже близка к тому, чтобы… Но вместо этого я … смеюсь! Хохочу просто. А что мне остается? Плакать, стать замотанной, нервной многодетной мамашей? Нет уж, не дождетесь. Это моя жизнь, и она мне нравится. Я сама все это выбрала. И как же, должно быть, мы забавны со стороны — этакая сумасшедшая итальянская семейка. С юмором ко всему относиться — такое удовольствие!
Тем более, что все эти трудности компенсируются — с лихвой. Вот они идут за ручки: три братика, все блондинчики, красавчики, мал мала, а уж похожи!… И все мои! Гордость, восторг — чувств не передать. Или: все мои мальчики спят в одной комнате (у бабушки в гостях), все сопят дружно. А я не сплю, любуюсь: как мы размножились, как нас много, и все — родные! И даже не верится, что это я, такая маленькая мама, родила всех этих мальчиков
А 8 Марта в кругу любимых мужчин: их много, я — одна; внимание, подарки — все утраивается! Ради таких моментов стоит жить. Правда!
Популярные сегодня темы
Я согласен с тем, что мир в семье – очень важен. Конечно, все семьи разные, все живут по-своему… Но мне больше нравятся спокойные семьи, где царит мир.
Невозможно было бы представить рассказ И. Тургенева «Бежин луг» без красочного описания природы. Изображение окружающего мира писателем необычно, так как неразрывно связано с судьбой человека
Я знаю, что слова, конечно, разные. Есть очень важные, есть – не очень. Не очень важные, мы их не всегда и знаем. Они часто нужны для специалистов в чём-то. Это названия всяких деталей
Мне уже пятнадцать лет. Я уже не ребенок, но и взрослым меня назвать еще нельзя. Про таких как я говорят тинэйджеры или подростки.
Тема рассказа – отношение человека к смерти вообще, к потере близкого, к смерти матери. В рассказе поднимается экзистенциальная проблема страха смерти. Каждый член семьи по-своему переживает смерть родного человека. Важнейшая для Платонова проблема связи поколений в семье решается в рассказе через образ третьего сына, восстановившего утраченную связь. Ещё одна актуальная для писателя проблема – проблема веры. Никто из героев, даже священник, не верит в Бога, поэтому не находит утешения в Нём. Но без веры человек жить не может, поэтому третий сын открывает тайну бессмертия каждому члену своей семьи. Вечная жизнь человека – в жизни рода, семьи.
Вариант 2
Платонов решил написать это рассказ в стиле реализма, который в то время пользовался популярностью. Если более точнее, то это можно назвать психологическим рассказом, ведь в нем ведется анализ героев, там даже нет их имен.
Темой этого произведения Платонов выбрал анализ человека, когда у него умер кто-то близкий, ведь он, скорее всего, хотел понять, как меняются люди в такой ситуации – то есть он сам, ведь совсем недавно у него умерла мать. Но также стоит учитывать, что все мы разные и все переживаем это по-разному, и он хотел посмотреть всевозможные варианты исхода. Также на втором плане этого произведения можно развиднеть тему Богу или же религии.
Вся история в произведении занимает около 3 дней. Основную часть времени занимает приезд всех сыновей на похороны матери. И в заключение очень кратко описываются похороны. То есть уже мы можем увидеть, что автор все время в рассказе посвятил тому, как вели себя близкие люди того, кто умер, в данном случае это мать.
Тема веры раскрывается именно в концовке всего рассказа, на похоронах матери, а именно на ее отпевании. В момент, когда поп начинает запевать панихиду, никто из близких даже не начал креститься, но поп даже не был против этого, а наоборот так как он уже давным-давно полностью разочаровался в своей вере. Бессмертие пересекается именно с самой семьёй, родом и народом.
Старик-отец – муж, умершей матери, он очень сострадает, но из-за своего сильного характера не показывает этого.
Все одиночество старика выражалось в птице, за которой он постоянно смотрел, пока ждал всех сыновей.
Старик очень боялся, что его сыновья даже не похоронят его. От этого сыновья начали смеяться и соответственно старик заплакал, но все же в самом конце произведения он понимает, что хоронить его будут не хуже матери.
Можно сказать, что мать жила ради своих сыновей всегда ждала их, гордилась и любила, а они в свою очень довольно редко бывали у нее, но даже сквозь огромное расстояние они чувствовали то, как она их любит. Даже когда старуха была при смерти она заботилась о них и просила отпевать ее дома, чтобы никак не задеть веру ее сыновей.
Но когда она уже была совсем без сил, она не могла ничего сделать, не могла отдавать свою любовь, все хорошей отношение сыновей к ней уплыло вместе с ее силами.
Мать и отец жили не ради себя, а ради сыновей. Соовтетвенно у всех шестерых лучшее образование, которое они только могли получить. Выросли достойными, устроились на хорошую работу. Автор очень явно выделяет третьего сына, а именно то, что он был коммунистом, ему из-за этого и тяжее всех было смериться со смертью матери, ведь он понимал, что все ее больше нет, а остальные верили в загробную жизнь.
Смерть матери для всех шестерых была не очень-то и значима, они горевали, но легко заглушали это общением друг с другом и считали это просто каким-то воспоминанием. Ведь в возрождение души никто не верит.
Третий сын был немного другой, нежели все остальные пятеро. Он единственный, кто из них был действительно разочарован.
Платонов очень ярко показывает все его переживания. Ключевым моментом был обморок у гроба матери.
После случившейся ситуации все сыновья задумались, о роли матери в их жизни. Даже маленькая девочка, дочь третьего сына, не понимала почему все сыновья смеялись. Даже она горевал, а от этой смерти, хоть и видела ее в первый раз.
Вариант 2
Читая любое произведение данного автора, читатель не получит успокоения и радости. Все творчество и манера письма Платонова пропитана проблемами человечества, это исчезновение добра в жизни людей, отсутствие веры, одиночество и растерянность сознания.
Освещая такие сложные стороны человеческой жизни, автор сделал свои произведения мрачными, тяжелыми и несущими негативное отношение читателей к героям его работ. Рассмотрим произведение Третий сын, этот рассказ, как и все другие работы писателя, открывают людям правду жизни и существование проблем, о которых многие пытаются не думать.
Этот рассказ читается очень сложно, как все другие работы Платонова, но чтобы узнать лучше о жизни в двадцатом столетии нужно прочесть этот рассказ, он относиться к психологическим произведениям.
Сюжет рассказа в том, что умерла мать и ее сыновья приехали к ней на похороны, этот момент повествует об отношении всех простых людей к смерти. И самое главное в лице шести сыновей, автор представляет все человечество, он показывает как разные люди, совсем с различными чувствами относятся к умершим родственникам и к смерти вообще.
В рассказе видно, что все сыновья скупо переживают потерю своей матери, они уже все взрослые и имеют свои семьи. Только внучка, с которой приехал третий сын, переживает, и говорит дедушке, что все веселятся, разговаривают и кушают, а бабушка умерла.
Все сыновья и отец сидели возле гроба переживали, рыдали, но вскоре разошлись по своим комнатам. И братья, которые давно не виделись, завели задушенные беседы и начали шумно и радостно говорить.
Но вскоре третий сын им напомнил, зачем они приехали в отчий дом, и они опять все приуныли и поутихли. Весь рассказ пронизан печалью, трагизмом и обыденностью человеческой жизни. Ведь многие не задумываются о смерти, а просто живут и радуются жизни.
А смерть приходит внезапно, и в ней нет ничего страшного, это одна из ступеней человеческого существования, так пишет автор. Поэтому этот рассказ относиться к разделу реалистической литературы и носит философский характер.
Кроме того что все сыновья в рассказе по-разному воспринимают смерть, все герои рассказа являются абсолютно неверующими людьми. Поэтому молитва и вера в то, что человек окажется на небесах, им не помогает. Жестоко описано отсутствие веры у людей и даже у священнослужителя.
На все это писатель, в лице третьего сына отвечает всем остальным, что он верит в Бога, учит своих братьев и отца верить, и молиться Господу Богу нашему. В конце рассказа видим, что отец увидел, хорошее отношение сыновей и правильное выполнение всех заповедей. Теперь он спокоен, что после смерти его проведут в последний путь сыновья.
Этим рассказом автор произведения хотел показать людям значение смерти, и то, что жизнь любого человека неминуемо закончиться летальным исходом. Одновременно автор показывает, какие могут быть события, касающиеся этой темы. Это отношения с близкими родственниками, похороны и прочие скорбные мероприятия. И при этом Платонов хотел подготовить каждого человека к этой жестокой и мрачной действительности человеческого существования.
Сюжет
В небольшом провинциальном городе у старика умирает жена, и он дает телеграммы в разные уголки Советского Союза сыновьям (их всего у него шесть), чтобы они приехали, помогли с похоронами и попрощались с матерью.
Сначала на место событий прибывает старший сын, затем за ним и все остальные в короткий промежуток времени. С ребенком приезжает только третий сын – он привозит с собой маленькую дочь. С большим мастерством описал в рассказе все то, что касается смерти матери, Платонов. «Третий сын» (краткое содержание передает это только отчасти) – в этом смысле немного жутковатое произведение.
Затем была заупокойная служба в доме, где никто особенно не верил в Бога, поэтому вся процедура приобретала характер сюррелиастический и слегка абсурдистский: поп читал молитвы, сыновья стояли караулом (никто из них не молился) над гробом матери и тихо плакали, скупо роняя слезы. А священнику в это время очень хотелось в закрытое братское общество, хотелось почувствовать причастность к происходящему, хотелось поговорить с мужчинами о социализме и его строительстве.
Дед положил всех братьев в одной комнате, а сам лег с внучкой в другой. Через некоторое время из комнаты братьев послышались смех, ребяческая возня и песни. А дед заплакал вместе с внучкой. Потом девочка перестала плакать о бабушке, которую совсем не знала, а дед не мог унять своих тихих слез.
В комнате братьев молчал только один – третий сын. В ней вскоре возня и шум прекратились. Дверь открылась, из комнаты вышел третий сын, подошел к гробу матери, хотел на него опереться в темноте или ухватить, но сделал неловкое движение и стащил гроб со стола, затем потерял сознание. Другие братья поспешили к нему на помощь. Больше не было ни песен, ни веселья. Братья разбрелись по дому и двору и тихо завыли о мертвой матери. Эти события проникновенно описал Платонов. «Третий сын» (краткое содержание свидетельствует об этом) – небольшое, но сильное сочинение.
«Сюрприз!»
Передо мной тест на беременность — с двумя полосками. Уже третий. И вот я сижу перед ним совершенно растерянная, расстроенная?.. Да, и это тоже. Не могу поверить своим глазам. Неужели это произошло со мной? Со мной, которая все планирует, все знает наперед, так уверенна в настоящем и будущем… Была. Была уверенной. Уверенной молодой мамой двух сыночков (5 и 2 лет). Желанных и любимых сыночков. Но два декрета подряд и двухлетнее кормление младшего… Разве у меня нет причин мечтать о свободе, о работе, о путешествиях? А теперь передо мной третий тест на беременность — с двумя полосками. И что мне делать с этим?
Чувства совершенно противоречивые: и растерянность, и удивление, и гордость — о, какие мы, оказывается, плодовитые! Здоровые! У других никак не получается ребеночек, даже один, а тут Бог третьего послал. Удивительная штука жизнь! Вот так, нежданно-негаданно, привалило нам незапланированное счастье.
Стоит оговориться: у нас замечательная дружная семья. И чудесный папа. Именно Папа — с большой буквы. Мой друг и единомышленник. И он очень поддержал меня в этой непростой ситуации. Ни минуты сомнений — сразу сказал: — У нас будет третий мальчик! Я уверен. Это просто лазутчик какой-то. Пробрался! А мы ведь предохранялись. Но ты же мечтала о трех мальчиках?
Это правда. Мечтала. И даже имена для всех придумала — все на «А»: Андрей, Артемий и Арсений. Я мечтала, но… немножко позже. Лет через 8. Но наш мальчик решил, что именно теперь самое время ему появиться на свет. Наверное, стоит прислушиваться к голосу природы. Может, она (природа) меня просто «подловила»? Может, через 8 лет мне бы уже не хотелось ни мальчиков, ни девочек? А этот малыш, наверное, очень нужен миру. Может, он откроет какой-то важный закон? Или помирит весь мир? В таких рассуждениях прошли первые месяцы ожидания ребенка…
Сочинение 3
Тему отношений между поколениями, в частности между родителями и детьми, можно смело назвать вечной. Она актуальна во все времена, во все исторические эпохи. Этот вопрос философский, над которым можно рассуждать и спорить бесконечно. Многие поэты и писатели отражали эту тему в своих произведениях, в которых они описывали свои размышления или примеры из реальной жизни.
Таким примером можно считать произведение Андрея Платонова «Третий сын». Основную идею и замысел этого рассказа автор взял из собственной жизни, поэтому произведение можно считать частично автобиографическим. А.Платонов сам выходец из многодетной семьи, которая рано потеряла свою мать. Он на своих собственных переживаниях ощутил все моменты похорон и, вообще, горя в семье.
В данном произведении автор показывает похожую ситуацию. В одном областном городе умирает старая женщина. Её мужу на тот момент было семьдесят лет, а самому старшему сыну – сорок с небольшим. Из этого следует, что люди вместе прожили приличное количество лет. Но так распорядилась судьба, что старуха умерла первой в семье. Старик весь убитый горем и озадаченный похоронными хлопотами, посылает шесть телеграмм, чтобы приехали сыновья проститься с матерью. На телеграфе наш герой замечает похожую на себя по душевному состоянию женщину. Она была немного рассеяна, словно какие-то мысли постоянно бродили у неё в голове, руки дрожали, как от сильного волнения. Старик сам себе подумал, что у неё тоже разбито сердце каким-то горем.
Пока все шестеро сыновей приехали, прошло три дня, и всё это время мертвая старуха лежала в открытом гробу на столе. Но от неё не было никакого плохого запаха, тело было опрятным, как и при жизни. За эти дни старик уже успел выплакаться, поэтому с приездом детей, он только молча глядел. Сыновья были взрослые, крепкие мужчины, они получили достойные профессии и теперь жили каждый своей жизнью. Виделись они с родителями, да и между собой очень редко, так как были заняты своими личными хлопотами, направленными на обогащение и удовлетворение собственных потребностей. Третий сын приехал с дочкой, которая никогда не видела дедушку и, теперь уже мертвую, бабушку. Это ещё раз доказывает то, сыновья не стремились радовать родителей своим присутствием рядом.
Стоя у гроба, эти взрослые мужчины, плакали молча, как бы стараясь сдержать свои редкие слёзы. Они словно пытались скрыть друг от друга своё горе, воспоминания о детстве и материнской любви. Читая рассказ, создаётся впечатление, что сыновьям было стыдно плакать по своей родной матери, которая всю жизнь оберегала их, защищала даже на расстоянии своей материнской любовью.
Женщина не жалела себя при жизни, жертвовала своим здоровьем, из-за чего, как пишет автор, тело её стало маленькое и скупое. Когда сыновья ушли спать в другую комнату, то вскоре их сознание переключилось на другие темы, они стали с азартом говорить о работе, вспоминать весёлые эпизоды из детства, что быстро переросло в смех и баловство. Словно они забыли, по какому поводу собрались здесь. Это сильно огорчило старика, который снова стал плакать. Не смеялся только третий сын и внучка, которой было жаль бабушку потому, что все живые, а она умерла. Но так длилось не долго. Благодаря третьему сыну все остальные братья наконец-то поняли, зачем они сюда приехали. Он словно передал им ту связь с матерью, которая изменила их сознание. Что конкретно он говорил братьям, автор не написал, но мы видим результат. Атмосфера в доме изменилась, сыновья поняли свою ошибку. Отдавшись чувствам и поплакав по матери, на следующий день подняли и занесли гроб на своих плечах, чтобы достойно похоронить мать. После этого старик успокоился, он был уверен, что его сыновья также похоронят, когда наступит его час.
Анализируя произведение, можно сделать вывод, что дети должны ценить и помнить родителей, пусть даже и мёртвых, чтить о них светлую память. Ведь на первом месте для каждого человека должны быть доверительные отношения в семье, уважение к старшему поколении.
Герои и образы
Старик-отец, у которого умерла жена, горюет о ней, но не выглядит убитым горем. У него даже есть силы сочувствовать пожилой служащей телеграфа, которая плохо работает, потому что у неё нет внутреннего счастья.
Символом одиночества старика становится птица, которую он наблюдает в клетке, пока переживает горе до приезда сыновей. Когда же дети собираются, старик, отплакав, смотрит на детей «с тайным волнением, с неуместной радостью». Отец будто ожидает подтверждения своих надежд, связанных с сыновьями. Они – его будущее и его продолжающаяся после смерти жизнь.
Смех сыновей огорчает старика, так что он снова начинает плакать. Зато в конце рассказа отец «доволен и горд». Он обрёл покой, потому что убедился в достойном к себе отношении, в том, что его будут хоронить не хуже старухи.
Мать привыкла к ожиданию сыновей. До смерти она считала своей обязанностью любить своих детей и гордиться ими. Всю жизнь она отдавала себя детям, поэтому её тело «экономичное, маленькое, скупое», сбережённое для сыновей.
Сыновья, очевидно, редко бывали у матери, но «через тысячи вёрст» чувствовали её любовь. Даже умирая, старуха заботилась о сыновьях, прося отслужить по ней панихиду дома, чтобы не обидеть неверующих сыновей. Старуха «не хотела расстаться с жизнью без торжества и без памяти».
Но именно тогда, когда мать «больше никого не могла любить» и была похожа на равнодушную чужую старуху, исчезло и почтение к ней. Только восстановленная связь с матерью позволяет сыновьям почувствовать жажду её вечной жизни ради спокойствия сыновей.
Сыновьям старики как будто отдали свою жизнь, так что отец ниже младшего из сыновей, а сыновья характеризуются как «громадные мужчины». Все сыновья выросли достойными гражданами, получили хорошие специальности. Старший был начальником цеха аэропланного завода, орденоносцем. Два сына – капитанами кораблей, один был москвичом, артистом, один ещё учился на агронома, а третий сын, в честь которого назван рассказ, был физиком. Платонов не случайно подчёркивает, что именно третий сын был коммунистом. Материалисту, не верящему в загробную жизнь, тяжелее других смириться со смертью, которую он воспринимает как исчезновение навсегда. Впрочем, среди сыновей верующих нет, да и старик не крестится во время панихиды, даже старуха, велевшая позвать попа, «не столько верила в Бога».
Смерть матери для братьев – воспоминание «о детстве, о погибшем счастье любви». Сыновья искренне рады друг другу, они любят друг друга и радуются встрече. Они не то чтобы не тоскуют по мёртвой матери, но общением стараются заглушить эту тоску. Они даже забывают о том, что мать мертва: жизнь берёт своё. Для сыновей «действительность превратилась в воспоминание». Борясь с горем, они вычёркивают мать из своей жизни. Ведь в жизнь души никто из них не верит.
Но третий сын другой. Он приезжает на похороны не один, а с дочерью, которая должна была увидеть деда и хоть мёртвую бабушку. Платонов не раскрывает читателю, какие слова сказал третий сын братьям. Это была короткая фраза или несколько слов. Такой приём позволяет каждому читателю домыслить слова третьего сына в зависимости от того, что для самого читателя наиболее ценно.
Пока остальные братья радуются встрече, третий сын переживает горе.
Все братья в белье, как в детстве ночью, а третий сын «одетый как днём». Он отказывается от преодоления страха и горя смехом, он хочет пережить горе сполна и передаёт это своё мироощущение остальным братьям. Обморок у гроба матери показал силу и искренность его чувств, невольно подкрепив его слова, сказанные братьям.
Слова третьего сына побуждают остальных снова оживить в душе мать, понять, что каждый из них в ней нуждается и связан с ней даже после её смерти. Сыновья вернулись в ту квартиру, дом, двор, ночь, где жили в детстве, и стали жаловаться матери, как будто она «стояла над каждым». Умершая мать стала играть в жизни братьев ещё большую роль, чем при жизни, потому что стала жить в их сердцах неотлучно.
Шестилетняя внучка, дочь третьего сына, не понимает, почему смеются братья её отца. Она жалеет бабушку, хотя та для неё совсем чужая. Девочка в рассказе говорит, возможно, те же самые слова, которые третий сын сказал братьям: «Все живут, смеются, а она одна умерла». Девочка ещё не приобрела необходимый жизненный опыт, чтобы почувствовать умершего человека частью собственной жизни. Поэтому она, утешая деда, говорит страшные слова о смертности всего сущего, о том, что дед стар, всё равно скоро умрёт и перестанет плакать.
Её отец через несколько минут подбирает другие слова, дающие возможность поверить в жизнь матери после смерти, но не загробную жизнь христианской души, а в жизнь чаяний человека в его детях, в связи поколений.