Анализ стихотворения и. а. бунин «крещенская ночь»

Анализ стихотворения «ночь» бунина

Анализ от филолога

Стихотворение написано в 12 строк и не имеет авторского деления на строфы. Стихотворный размер – хорей, композиция кольцевая – стих начинается и заканчивается холодом мистраля.

Рифмовка перекрестная (мистраль – стих – даль – нагих), где практически все (кроме «мою – таю») рифмы закрытые.

Несмотря на миниатюрный размер в произведении есть несколько художественных троп:

  1. Эпитет (ледяная ночь).
  2. Метафоры (мертвая печаль, золотой недвижный свет).
  3. Олицетворения (свет до постели лег, нагие холмы).

Этим стихом автор прощается со своей публикой, а мы прощаемся с Иваном Буниным, создавшим немало прекрасных стихотворений, навсегда связавших читателя строк и их создателя.

Анализ стихотворения Бунина «Ночь»

Стихотворение «Ночь», написанное в 1901 году, — великолепный образец философской лирики Бунина. В нем Иван Алексеевич рассуждает о бесконечности бытия и человеческой смертности. Размышления рождаются на фоне ночного пейзажа – удивительного, загадочного, завораживающего. И это отсылает читателей к лучшим образцам лирики Тютчева. Именно его считают главным в русской поэзии певцом ночи, умевшим тонко чувствовать ее. Бунин, хоть и писал в основном в двадцатом столетии, всегда оставался ближе к веку девятнадцатому. Ивана Алексеевича мало волновали модернистские направления. Им он предпочитал классические традиции.

Лирический герой «Ночи» — человек, ощущающий свою индивидуальность, но в то же время понимающий принадлежность к течению мировой истории и макрокосмосу . Сочетание прекрасного и вечного для него заключается в звездах, планетах. Бунин упоминает Орион и Плеяды, Марс, Венеру и Юпитер. Их путь начинается во тьме веков. Сменялись многие поколения людей, небесные тела оставались. Множеству «и девушек, и юношей, и жен» освещали они дорогу. Иван Алексеевич обращается к давно прекратившим существование цивилизациям. В тексте встречаются «Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон», Понт. Получается, в стихотворении нашлось место ключевым для европейской культуры древним цивилизациям – Египту, Греции, Месопотамии. Кроме того, упоминаются тавро-скифы – племя, когда-то обитавшее на территории нынешнего полуострова Крым. Бунин стремился понять, что остается от людей, их деяний, мыслей, чувств по прошествии тысячелетий. В некоторой степени этим объясняются его путешествия в страны, где сохранилось дыхание истории, на землях которых создавались величайшие памятники искусства. В частности, речь идет о посещении Сирии, Палестины, Египта в апреле-мае 1907 года.

Лирический герой ищет смысл бытия. Он обращает взор в ночное небо, видевшее взлеты и падения легендарных государств и народов. Во второй части стихотворения план сменяется. Перед читателями предстает переход от общечеловеческого к интимному. Ради чего люди появляются на земле? Зачем проживают короткие по меркам вечности жизни? Ответ оказывается простым – главным образом, чтобы любить. Любовь связывает давно умерших людей с теми, кто еще жив. Лирический герой вспоминает дорогую его сердцу девушку. Чувства к ней он характеризует следующим образом: Люблю ее за счастие слиянья В одной любви с любовью всех времен!

Любовь вечна, как вечна природа, что отражено и в более позднем стихотворении Бунина «Надпись на чаше» (1903): Вечно лишь море, безбрежное море и небо, Вечно лишь солнце, земля и её красота, Вечно лишь то, что связует незримою связью Душу и сердце живых с темной душою могил.

К сожалению, лирика Ивана Алексеевича до сих пор остается в России несколько недооцененной. Ей катастрофически мало уделяют внимания как в школьной, так и в вузовской программе. При этом по глубине, философской наполненности, точности в выражении мыслей и чувств она ничуть не уступает лучшим образцам классической русской поэзии.

Философская лирика Бунина – это всегда особенное настроение и идеи, но даже в ряду таких произведений “Ночь” занимает особенное место. Краткий анализ “Ночь” по плану раскроет перед учениками 11 класса совершенно новый мир. Материал может быть использован на уроке литературы для углубленного разъяснения темы.

Проанализируйте мне пожалуйста стих Бунина «Бледнеет ночь. «

Ольга Белова Ученик (82), закрыт 6 лет назад

Бледнеет ночь. Туманов пелена В лощинах и лугах становится белее, Звучнее лес, безжизненней луна И серебро росы на стеклах холоднее.

Еще усадьба спит. В саду еще темно, Недвижим тополь матово-зеленый, И воздух слышен мне в открытое окно, Весенним ароматом напоенный.

Уж близок день, прошел короткий сон — И, в доме тишине не нарушая, Неслышно выхожу из двери на балкон И тихо светлого восхода ожидаю.

КРИСТИНА. Высший разум (454119) 6 лет назад

Описание родной природы занимает особое место в творчестве Бунина. Красота русского края—то яркая, броская, то скромная, печальная—навсегда покорила сердце замечательного русского писателя и поэта. Стихотворение «Бледнее ночь» Бунин написал в 1888 году, ему было тогда 18 лет. Поэт передаёт нам в этом стихотворении картину ухода ночи и приближение утра. «Прошёл короткий сон», поэт выходит на балкон и замирает от увиденной картины наступления прохладного рассвета. Ночь бледнеет, ночная пелена туманов становится светлее, лес под дуновением ветра подаёт свой голос. Луна, так ярко светившая ночью, становится безжизненной, а «роса на стёклах холоднее». Далее Бунин говорит нам, что ещё такое ранне утро, что «ещё усадьба спит, в саду ещё темно», тополь стоит как бы в туманной дымке рассвета, а воздух, чистый ,»ароматом весны напоённый», заполняет всё вокруг. Заканчивается стихотворение встречей поэта рассвета и нового весеннего ясного утра. В стихотворении много красочных литературных терминов: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворение.

Тематика и композиционные моменты

Иван Сергеевич неоднократно обращался к вопросу «вечной красоты», она постоянно волновала его. Ни на минуту не останавливающийся жизненный круговорот стал главной темой произведения. Делая анализ стихотворения «Ночь», стоит отметить то, что автор пытался показать: между событиями и временами всегда существует прочная связь.

Для лирического героя произведения, человека с глубокими чувствами, принадлежность к макрокосмосу составляет часть его сущности. Наблюдая за движением и мерцанием звезд поздней ночью и на заре, он остро ощущает свою связь со Вселенной и прошлым. Он понимает, что точно так люди, жившие тысячи лет назад, смотрели ввысь и любовались млечной картиной. Меняются времена, но это будет повторяться бесконечно, пока жив человек, круговорот вечен.

Для всей поэзии Бунина характерны философские размышления о смерти и вечности бытия. Он многократно обращается к вопросу, остается ли после кончины человека что-либо по прошествии тысячелетий

Литератор уделяет внимание:

  • Вавилону.
  • Египту.
  • Восточным цивилизациям, проживавшим на побережье Понт-Эвксинского моря.

Лирический герой стихотворения «Ночь», помимо поисков смысла бытия, имеет и проникнутые эмоциями переживания. Он говорит, что каждый отдельный человек существует, чтобы любить. Только это объединяет людей, живущих сейчас, с теми, кто уже не может вновь узнать большое чувство.

Для воплощения основной идеи бесконечности истории и жизни Бунин применил кольцевую форму композиции. В финале стихотворения в окна дома задувает ледяной ветер, но в нем давно уж нет друзей и близких ему людей. Используются лексические повторы. Эпитетов в произведении немного, но все они имеют насыщенную эмоциональную и торжественную окраску.

Бунин «Вечер»

Это стихотворение было написано поэтом в 1909 году. Самыми простыми, емкими фразами писатель показывает читателю и объясняет некую картину сельского быта. Летний вечер, окно, открытое нараспашку, причем внутрь проникают не только естественные для сельской местности звуки, но и трепетные запахи цветущего сада. Воздух, атмосфера, царящая вокруг главного героя – все приносит лишь спокойствие, чувство умиротворения, счастье и радость, несмотря ни на что. В результате мысли о работе уходят совершенно в никуда, а на их место приходит поэзия, которая чувствуется буквально в каждом мгновении, уходящего куда-то вдаль, вечера. Какие-то привычные, ставшие обыденными вещи ощущаются персонажем совершено иначе. Он понимает, что чувство радости и счастья не зависит буквально ни от чего, счастье – оно вокруг. Такое одновременно маленькое и большое открытие заставляет по-настоящему удивиться и задуматься над собственной жизнью. Появляется философский и вполне себе естественный вопрос – отчего же люди не ценят того, что они имеют, ведь все, что нужно человеку для счастья уже находится рядом, все это – вокруг, главное – заметить это и понять. Ведь нет ничего проще, чтобы наконец-таки отказаться от сложностей, забыть про них, отложить все дела и просто наслаждаться происходящим вокруг, ценить его.

К сожалению, люди устроены не так, и со временем, с возрастом, мы начинаем сами загонять себя в угол создавать какие-то определенные рамки, а ведь в детстве было все иначе – ни забот, ни хлопот, можно было радоваться каждому дню

С возрастом приходит ответственность, забываются мелочи, мы просто перестаем обращать на них внимание и больше вязнем в своих проблемах. В итоге – мы сами же ставим своей целью жизни преодоление препятствий, сложностей, которые создали сами

Лишь в редкие моменты жизни мы понимаем это, понимаем, что для истинного, искреннего счастья человеку не нужно много – всех этих благ, роскоши

Для того чтобы быть счастливым, достаточно просто оглянуться вокруг, взглянуть на мир открытыми глазами, обратить внимание на ритм вокруг, красоту природы, гармонию и принять ее. Наверняка согласится каждый, что жизнь за окном выглядит намного интересней, увлекательней и краше, чем та, которую можно наблюдать в кабинете, не замечая ничего, кроме своих забот

Изменить все можно за одно мгновение, когда придет осознание того, что счастье человека кроется не в бумагах, которые мы стремимся поскорее разобрать, а в окружающей вокруг природе: пении птиц, растущей траве, лучах солнца и прекрасном воздухе за окном.

Иван Алексеевич во всех своих произведениях старается донести до читателя простую мысль, которая заключается в любви ко всему, что находится вокруг нас. Любви к природе, приятным воспоминаниям из жизни, ведь все это может сделать нас счастливыми. Бунин – крайне чувственная и романтичная натура, в каждом произведении которого присутствуют лирические персонажи, собственно, и в стихотворении «Вечер» имеется такой же главный герой. Счастье, по его мнению, заключается в понимании простых житейских истин, о которых каждому человеку намекает сама природа, но он привык не замечать ничего вокруг, постепенно добровольно превращаясь в раба общества.

Бунин буквально предвидит собственную судьбу, о чем и рассказывает читателю в последних строках произведения «Вечер». Он все слышит, чувствует и видит, но поделиться этим готов лишь с листком бумаги, которому доверяет чувства и эмоции. Фраза писателя «Все во мне» — довольно трагична и многозначительна. Таким образом, писатель буквально говорит, что насладиться счастьем ему не суждено, он обречен на духовное одиночество, ведь многие люди обременены лишь своими обязательствами перед миром и другими людьми, и нередко все превращается лишь в обузу для других. В то же время, этой фразой писатель говорит о том, что счастье поддается лишь людям знающим. Действительно, счастье кроется внутри каждого человека, внутренний мир людей богат и разнообразен, он содержит все, чтобы быть полностью счастливым.

Мистраль эмиграции

В роли лирического героя выступает сам Бунин, он описывает ночь во Франции, которая находится под воздействием разрушающего мистраля – холодного пронзительного ветра, нередко переходящего в бурю.

Этот ветер разгоняет холодом купающихся, он сводит на нет труды сельского труженика и свистит под окнами дома, как приведение, как старуха с косой, напоминая о себе заждавшимся старичкам.

По сюжету 80-лений поэт смотрит в окно из старческой постели, ему холодно, он страдает от бессонницы и чувствует приближение конца.

В этот момент самое время подводить итоги, самое время выйти на разговор с Богом и обсудить с ним все прожитое на его земле, чтобы снять лишнюю работу с весового отдела рая и ада, где будут взвешивать добрые и злые дела человека.

Только Бог знает, что творится в сердце старика, а там пусто, там мертвая печаль умирающего вдали от Родины, так и не достигнувшего в жизни всех поставленных целей, не покорившего всех видимых во снах вершин.

Где-то там цветут сады и целуются влюбленные, где-то там бежит река жизни и уносит сердца к горизонту мечтаний. Это где-то там, а тут только:

Земные страсти остаются позади и уже не согревают спину огнем сожженных мостов, весь взгляд устремлен вверх, а там только неземное, там только тишина и холод.

Жанровые приемы

Стихотворение носит философский характер. Все свои главные мысли и идеи автор выложил в произведении, рассуждая о месте человека в макрокосмосе и смысле жизни.

Жанр произведения — философская лирика, элегия, размышления о прошедшей жизни. Размер используется без разделения на строфы, присутствует перекрестная рифма. Интонация повествования — угасающая, медленная (как вечер, переходящий в ночь). Главный лирический герой — поэт.

Для стихотворения Иван Бунин выбрал размер, используемый нечасто, — александрийский стих или шестистопный ямб. Он придает произведению особую торжественность и возвышенность. Тщательно подобранная лексика только усиливает данный эффект. Особый синтаксический прием автора, заключающийся в несовпадении окончания строки и начала нового предложения, отмечает его открытость миру и одновременную замкнутость.

Рифмы жизни. Иван Бунин.

Поделиться

Иван Алексеевич Бунин начинал свою судьбу в литературе с поэзии, и став, со временем, признанным прозаиком, продолжал писать стихи до конца жизни. Впервые напечатавшись в семнадцать лет, в двадцать один – он уже выпустил, перебравшись из Ельца в Орел – книжку. В 1903-м, за третий по счету сборник «Листопад» Бунин получил свою первую Пушкинскую премию. Но до его гениального «Последнего шмеля» оставалось еще более десяти лет:

Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!

Иван Бунин, «Последний шмель», 26 июля 1916-го года

…а «татарка» это – растение, лук-батун. Теперь перенесемся на много лет вперед, в предсмертный для Бунина – 1952-й год. Прочитаем написанное тогда стихотворение «Ночь», оговорившись, что «мистраль» – это холодный северо-западный ветер, хорошо известный во Франции, – где и закончились земные дни Ивана Алексеевича.

Ледяная ночь, мистраль (Он еще не стих). Вижу в окна блеск и даль Гор, холмов нагих. Золотой недвижный свет До постели лег. Никого в подлунной нет, Только я да Бог. Знает только он мою Мертвую печаль, Ту, что я от всех таю… Холод, блеск, мистраль.

Иван Бунин, «Ночь», 1952-й год

Мы привыкли называть Бунина певцом природы, а между тем поэт Александр Твардовский писал о нем: «Человека с его радостями и страданиями как объект изображения ничто не может заменить в искусстве – никакая прелесть одного только предметно-чувственного мига, никакие “красоты природы” сами по себе». В продолжение этих слов мы закончим написанным в середине 1920-х стихотворением «Свет»:

Ни пустоты, ни тьмы нам не дано: Есть всюду свет, предвечный и безликий…

Вот полночь. Мрак. Молчанье базилики, Ты приглядись: там не совсем темно, В бездонном, черном своде над тобою, Там на стене есть узкое окно, Далекое, чуть видное, слепое, Мерцающее тайною во храм Из ночи в ночь одиннадцать столетий… А вкруг тебя? Ты чувствуешь ли эти Кресты по скользким каменным полам, Гробы святых, почиющих под спудом, И страшное молчание тех мест, Исполненных неизреченным чудом, Где черный запрестольный крест Воздвиг свои тяжелые объятья, Где таинство сыновнего распятья Сам Бог-Отец незримо сторожит?

Есть некий свет, что тьма не сокрушит.

Иван Бунин, «Свет», 1927-й год.

Композиция

Стоит отметить, что произведение имеет форму сонета. Структуру данного стиха можно поделить на три основные части, в каждой из которой герой размышляет о познании счастья.

  1. Первая часть повествует нам о том, что счастье находится «всюду», а люди этого не замечают.
  2. Во второй части стихотворения говорится, что «счастье только знающим дано». Кроме описания окружающей его природы, автор сливает воедино сущность человека и природы. Наиболее остро это ощущается в последней строке произведения.
  3. Последняя часть стиха, повествует о счастье, осенившем главного героя. Он словно растворяется в природе, а она — в его сердце.

Анализ стихотворения «Крещенская ночь» И.А.Бунина.

Вступление

Стихотворение И. Бунина “Крещенская ночь” было написано в течение 1886-1901 годов: целых пять лет автор доводил свое произведение до того вида, что мы видим сейчас. Для современников того времени была близка тема христианства, тема возвышения человеческой души посредством веры, ее спасение. Люди ждали какого-то толчка в новую жизнь, которая заставит их забыть о прошлом. Большинство хотело изменить мир, но нужно было менять самого себя. Об этом писали многие творцы, в том числе и Бунин.

Основная часть

“Крещенская ночь” начинается с описания природы. В ельнике было спокойно и тихо. Недавняя метель засыпала снегом всё вокруг. С помощью сравнения создается полная картина леса: снег сопоставляют с мехом, иней — с алмазами, а снежное лоно — с кружевным серебром. Несмотря на тёмное время суток, читателю показывают сияющий белоснежный лес, освещаемый яркой луной:

Всё вокруг, словно заколдованное, провалилось в вечный сон: “Задремали, склонившись, березы”, “Неподвижно застыли их ветки”, “Убаюкала вьюга седая”, “И заснул он”. Автор использовал анафоры:

Благодаря такому повторению слов автор акцентирует внимание на неподвижности и умиротворении природы. Однако природе противопоставляются чувства появившегося в лесу наблюдателя

Лирический герой напуган таинственностью этого места, боясь увидеть что-то живое меж деревьев:

Троеточие только усиливает тревожность, заставляя ощущать неуверенность и панику. Из-за этого напряжения герой, словно ребёнок, видит то, чего нет:

Но в лесу по-прежнему тихо и спокойно. В отличие от человека, природа не может чувствовать страх, что мы и наблюдаем в стихотворении. Потерянный, напуганный герой не ощущает единения со вселенной. Внутри него нет гармонии.

Наравне с лирическим лицом “огонек из лесной караулки”, будто живой, “притаился под лесом”, “Осторожно и робко мерцает”. В крещенскую зимнюю ночь он, съежившись, чего-то ждёт

Огонёк похож на заблудшую душу, которая не может найти путь к истине, к Богу. И вот звезда, словно даруя спасение, появляется на небе и сверкает “Бриллиантом лучистым и ярким, то зеленым, то синим играя…”. Сразу же возникает образ Вифлеемской звезды, которая стала исполнением «звёздного пророчества».

Считалось, что это была божественная разумная сила: именно она привела волхвов к Иисусу Христу, который стал Спасителем мира. Мне кажется, что звезда, описанная автором, является путеводной. Она приводит к внутреннему спокойствию, вселяя надежду и заставляя забыть о своих тревогах.

Вывод

Иван Алексеевич Бунин, как и многие его современники, считал, что изменить мир можно только тогда, когда в душе людей появится гармония и вера. Писатель в своем стихотворении “Крещенская ночь” поднял именно эту тему, сравнивая природу и человека. Кругом всё тихо и спокойно, однако внутри многих людей присутствует страх и тревожность, злые мысли и не понятные никому желания. Только единение с самим собой и вселенной сможет сделать счастливыми тех, кто в этом по-настоящему нуждается.

Тема

Центральной темой произведения являются светлые воспоминания детства. Оно посвящено отчему дому, любящей матери, беззаботному детству, из воспоминаний о котором можно впоследствии черпать силы и энергию, помогающую преодолевать все жизненные невзгоды.

«Как весел грохот летних бурь» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – эпитеты, тема, идея

Стихотворение получилось очень трогательным, проникновенным. Своим произведением поэту удалось достучаться до миллионов сердец, поскольку эта тема близка и понятна всем людям, у которых было счастливое безмятежное детство. Читая строки этого стихотворения, каждый вспоминает ласковые мамины руки, убаюкивающий шепот и то удивительное чувство спокойствия и защищенности, которое бывает только в детстве.

Своим произведением автор хотел донести важную мысль – счастливые мгновения жизни неповторимы, и относиться к ним следует с особой бережностью.

Средства выразительности

В стихотворении «Крещенская ночь» поэт активно использует средства выразительности.

  1. Эпитеты: «вкрадчивым шагом», «сквозной, неподвижный и белый» (лес) и т.д.
  2. Олицетворения: «морозы опушили», «березы задремали», «месяц глядит», «замирает морозная полночь» и т.д.
  3. Состояние умиротворения, окутавшее лес, подчеркивается повтором: «Тишина—даже ветка не хрустнет!… Тишина».
  4. Антитеза: «Тишина — а быть может он близко?».
  5. Аллитерация: «опушили», «неподвижно», «склонившись», «снежное», «кружевное» и свистящих: «снежное», «застыли», «небосклона» и т.д. Такое сочетание «ш», «ж» и «з», «с» передает тишину, спокойствие.
  6. Ассонанс: «Высоко он поднялся над лесом». Звук «о» придает плавность, напевность, величественность. Песню вьюги подчеркивает гласный «у» («ю»): «Убаюкала вьюга седая».

Композиция

Произведение состоит из трех частей. В первой части находятся начальные пять куплетов, в которых нам показана ночь в лесу, окутанная зимним величием, которое придают ей нотки волшебства в атмосфере. Природа словно оживает и обличается, наблюдая за всем

В этом нам показана важность природы и ее значимость для человека, ибо так было еще издревле

А во вторая часть резко отличается от предыдущей своим контрастом, в котором состояние умиротворения сменяется напряжением, характерным для человека. Однако величие природы сохраняется. Но во второй части указывается, что человек разобщен с природой и не верит в мудрость Бога. В этом демонстрируется страх человека остаться наедине с самим собой. Впрочем, несмотря на то, что человек отделился от природы, он, тем не менее, стремится быть поближе к ней.

А к третьему фрагменту относятся всего два последних куплета, которые Бунин посвятил утраченному покою человека и его мудрости, которые постепенно возвращаются.

Темы, проблемы, настроение

В стихотворении «Вечер» прослеживается определенная тематика:

  1. Основная тема — счастье . Автор дает описание теплого осеннего дня, показывает красоту природы, в которую герой вглядывается через открытое окно дома. Все это рождает в нем чувство истинного счастья. Он осознает, что люди часто не замечают его, хотя оно разлито в красоте природы, уединении с книгой, думах о высоком.
  2. Природа . Бунин описывает красоту осеннего сада, теплого света, сияющего облака. В них он находит лишний повод для радости жизни, ведь его окружает прелесть, таящая в себе наслаждение для человека, знающего и умеющего чувствовать.
  3. Внутренний мир . Часто человек ищет счастье внешнее, обусловленное обстоятельствами, однако истинная радость жизни всегда пребывает в нем самом. В нашей душе есть источник горя и наслаждения, не зависящий напрямую от того, что с нами происходит.
  4. Главную проблему произведения автор обозначает еще в первой части стихотворения – это проблема призрачности счастья. Мы не замечаем его и не способны ловить красоту мимолетных мгновений.
  5. Настроение стихотворения — светлая и спокойная радость от осознания того, что поиски счастья приводят человека в глубины его души, где всегда найдется сила для нового дня.

Выразительные средства

Средства выразительности дают возможность читателю воссоздать картину, понять и прочувствовать все, о чем говорит создатель произведения. Для поддержания философской идеи Бунин использует множество тропов:

  1. Эпитеты — «стеклянный столп», «бледная стать», «древний путь», «печальная и обманчивая мечта», «звездный час», «царственные имена», «тайный смысл».
  2. Метафоры — «зеркало воды», «мильярды глаз следили», «звездный час над сумраком земли», «темная даль».
  3. Сравнения — «как сон», «как письмена», «седой холодной ночью».

Остается только сожалеть, что и в современной России лирика Ивана Бунина недооценена. В школьной и вузовской программах ей не уделяется должного внимания. Хотя бунинские произведения могут занять место рядом с лучшими образцами русской классики по глубине, точности передачи чувств и мыслей, философской наполненности.

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье,

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной;

Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льет;

Играя, в небе промелькнет

Скворцов рассыпанная стая —

И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!

Уж знает Осень, что такой

Глубокий и немой покой —

Предвестник долгого ненастья.

Глубоко, странно лес молчал

И на заре, когда с заката

Пурпурный блеск огня и злата

Пожаром терем освещал.

Потом угрюмо в нем стемнело.

Луна восходит, а в лесу

Ложатся тени на росу…

Вот стало холодно и бело

Среди полян, среди сквозной

Осенней чащи помертвелой,

И жутко Осени одной

В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:

Прислушайся — она растет,

А с нею, бледностью пугая,

И месяц медленно встает.

Все тени сделал он короче,

Прозрачный дым навел на лес

И вот уж смотрит прямо в очи

С туманной высоты небес.

О, мертвый сон осенней ночи!

О, жуткий час ночных чудес!

В сребристом и сыром тумане

Светло и пусто на поляне;

Лес, белым светом залитой,

Своей застывшей красотой

Как будто смерть себе пророчит;

Сова и та молчит: сидит

Да тупо из ветвей глядит,

Порою дико захохочет,

Сорвется с шумом с высоты,

Взмахнувши мягкими крылами,

И снова сядет на кусты

И смотрит круглыми глазами,

Водя ушастой головой

По сторонам, как в изумленье;

А лес стоит в оцепененье,

Наполнен бледной, легкой мглой

И листьев сыростью гнилой…

Не жди: наутро не проглянет

На небе солнце. Дождь и мгла

Холодным дымом лес туманят, —

Недаром эта ночь прошла!

Но Осень затаит глубоко

Все, что она пережила

В немую ночь, и одиноко

Запрется в тереме своем:

Пусть бор бушует под дождем,

Пусть мрачны и ненастны ночи

И на поляне волчьи очи

Зеленым светятся огнем!

Лес, точно терем без призора,

Весь потемнел и полинял,

Сентябрь, кружась по чащам бора,

С него местами крышу снял

И вход сырой листвой усыпал;

А там зазимок ночью выпал

И таять стал, все умертвив…

Трубят рога в полях далеких,

Звенит их медный перелив,

Как грустный вопль, среди широких

Ненастных и туманных нив.

Сквозь шум деревьев, за долиной,

Теряясь в глубине лесов,

Угрюмо воет рог туриный,

Скликая на добычу псов,

И звучный гам их голосов

Разносит бури шум пустынный.

Льет дождь, холодный, точно лед,

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

Но дни идут. И вот уж дымы

Встают столбами на заре,

Леса багряны, недвижимы,

Земля в морозном серебре,

И в горностаевом шугае,

Умывши бледное лицо,

Последний день в лесу встречая,

Выходит Осень на крыльцо.

Двор пуст и холоден. В ворота,

Среди двух высохших осин,

Видна ей синева долин

И ширь пустынного болота,

Дорога на далекий юг:

Туда от зимних бурь и вьюг,

От зимней стужи и метели

Давно уж птицы улетели;

Туда и Осень поутру.

Свой одинокий путь направит

И навсегда в пустом бору

Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,

День будет ласковый, хороший,

И скоро мягкою порошей

Засеребрится мертвый край.

Как будут странны в этот белый

Пустынный и холодный день

И бор, и терем опустелый,

И крыши тихих деревень,

И небеса, и без границы

В них уходящие поля!

Как будут рады соболя,

И горностаи, и куницы,

Резвясь и греясь на бегу

В сугробах мягких на лугу!

А там, как буйный пляс шамана,

Ворвутся в голую тайгу

Ветры из тундры, с океана,

Гудя в крутящемся снегу

И завывая в поле зверем.

Они разрушат старый терем,

Оставят колья и потом

На этом остове пустом

Повесят иней сквозные,

И будут в небе голубом

Сиять чертоги ледяные

И хрусталем и серебром.

А в ночь, меж белых их разводов,

Взойдут огни небесных сводов,

Заблещет звездный щит Стожар —

В тот час, когда среди молчанья

Морозный светится пожар,

Расцвет полярного сиянья.

1900 год

Вариант №3

Стихотворение И. А. Бунина «Вечер» увидело свет в 1909 году. Написано оно в жанре пейзажно-философская лирика. Это направление стало визитной карточкой автора. Его произведения всегда отражают чувства, испытываемые поэтом в момент написания.

Лирический герой «Вечера», как и сам И. А. Бунин очень устал и страдает от одиночества. Ему некому рассказать о своих чувствах, и свои переживания он может выразить только на белом листе бумаги.

Он погружен в размышления о счастье. В первых строчках герой размышляет о поисках счастья в глобальном смысле, при этом он говорит о том, что счастье заключено в красоте окружающего мира. Однако увидеть эту красоту может далеко не каждый. Погруженные в проблемы, люди не наблюдают за окружающим миром, отчего счастье им кажется мимолетным и недостижимым. Но автор никого в этом не упрекает, отмечая, что из-за работы, он не всегда может насладиться окружающей природой. Это подчеркивается при помощи противопоставления «О счастье всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду».

В последней строфе герой приходит к осознанию, что счастье скрыто в душе каждого из нас, и, чтобы найти его, не надо суетливо скитаться по миру. Достаточно лишь заглянуть в себя. Каждый прожитый момент является даром свыше, поэтому нужно просто наслаждаться жизнью.

Стихотворение включает в себя четыре строфы. Интересным является то, что первые строфы – четверостишья, а последние состоят лишь из трех строк. Автор использует пятистопный ямб с пиррихием и перекрестную рифмовку с чередованием мужской и женской рифм, характерную для большинства его стихов.

Несмотря на простоту речи, стихотворение наполнено множеством выразительных средств. Это эпитеты («бездонное небо», «усталый взгляд»,), метафоры («воздух, льющийся в окно»), сравнения. Беспокойность мыслей лирического героя подчеркивается чередованием инверсий с прямым порядком слов. С этой же целью автор задействует как длинные, так и короткие строки.

Кратко по плану

Анализ стихотворения Бунина «Ночь»

15 октября 2012

Великий поэт Бунин всю свою жизнь писал стихи. Ему очень хорошо удавалось выразить всю свою огромную любовь ко всему живому, к природе, малейшие оттенки человеческих чувств. Поэзию Бунина с прозой объединяет точность образов, ясность, удивительная мелодичность, напряженное чувство жизни, выпуклость описаний, особенно природы.

Стихотворение «Ночь» было написано в 1952 году. Оно очень лаконичное и легко читается на одном дыхании, но в нем нет той привычной чувственности, романтической страсти, сладости любовного свидания.

От этого стихотворения создается очень трагическое, мрачное впечатление. Пейзаж, вызывает у читателя унылое настроение. Это удается сделать Бунину с помощью эпитета «ледяная ночь» и слова «мистраль». Не зря это слово в стихотворении повторяется в начале и конце. Также трагический эффект подчеркивается с помощью эпитетом «нагих» – создание впечатления простора и пустоты.

В стихотворении «Ночь» автор пишет о спрятанной «от всех» печали. Если на протяжении всей жизни писатель постоянно признавался в любви, пусть трагической и неразделенной, но возвышающей страсть к жизни, к миру, то здесь эта страсть в его душе угасает. Герой не может больше ощутить радость жизни, он носит «мертвую печаль» в своей душе и сам становится живым мертвецом. Полностью все стихотворение пропитано ощущением смерти.

Нагнетается атмосфера мертвенного покоя чередованием образов ледяной ночи, сильного и холодного ветра, земного одиночества. Кажется, что сам Господь Бог тоскует над ледяной равниной. И даже он не может пообещать герою после смерти избавления от печали, ведь герой уже почти мертв. Как от ночи неотделим день, от луны неотделим лунный блеск, а печаль неотделима от миропонимания Бунина.

Джордано Бруно

«Ковчег под предводительством осла —

Вот мир людей. Живите во Вселенной.

Земля — вертеп обмана, лжи и зла.

Живите красотою неизменной.

Ты, мать-земля, душе моей близка —

И далека. Люблю я смех и радость,

Но в радости моей — всегда тоска,

В тоске всегда — таинственная сладость!»

И вот он посох странника берет:

Простите, келий сумрачные своды!

Его душа, всем чуждая, живет

Теперь одним: дыханием свободы.

«Вы все рабы. Царь вашей веры — Зверь:

Я свергну трон слепой и мрачной веры.

Вы в капище: я распахну вам дверь

На блеск и свет, в лазурь и бездну Сферы

Ни бездне бездн, ни жизни грани нет.

Мы остановим солнце Птоломея —

И вихрь миров, несметный сонм планет,

Пред нами развернется, пламенея!»

И он дерзнул на все — вплоть до небес.

Но разрушенье — жажда созиданья,

И, разрушая, жаждал он чудес —

Божественной гармонии Созданья.

Глаза сияют, дерзкая мечта

В мир откровений радостных уносит.

Лишь в истине — и цель и красота.

Но тем сильнее сердце жизни просит.

«Ты, девочка! ты, с ангельским лицом,

Поющая над старой звонкой лютней!

Я мог твоим быть другом и отцом…

Но я один. Нет в мире бесприютней!

Высоко нес я стяг своей любви.

Но есть другие радости, другие:

Оледенив желания свои,

Я только твой, познание — софия!»

И вот опять он странник. И опять

Глядит он вдаль. Глаза блестят, но строго

Его лицо. Враги, вам не понять,

Что бог есть Свет. И он умрет за бога.

«Мир — бездна бездн. И каждый атом в нем

Проникнут богом — жизнью, красотою.

Живя и умирая, мы живем

Единою, всемирною Душою.

Ты, с лютнею! Мечты твоих очей

Не эту ль Жизнь и Радость отражали?

Ты, солнце! вы, созвездия ночей!

Вы только этой Радостью дышали».

И маленький тревожный человек

С блестящим взглядом, ярким и холодным,

Идет в огонь. «Умерший в рабский век

Бессмертием венчается — в свободном!

Я умираю — ибо так хочу.

Развей, палач, развей мой прах, презренный!

Привет Вселенной, Солнцу! Палачу! —

Он мысль мою развеет по Вселенной!»

1906 год

*****

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: