Сергей есенин ~ ты меня не любишь, не жалеешь…(+ анализ)

«ты меня не любишь, не жалеешь…», анализ стихотворения сергея есенина

Ты меня не любишь, не жалеешь

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я – они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь, –
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: “Добрый вечер!”
Я отвечу: “Добры вечер, miss”.

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, –
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

А вы хорошо знаете биографию Есенина?

  1. /14

    Вопрос 1 из 14

Текст стиха Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь» не может оставить равнодушным никого. Это трогательное лирическое стихотворение, пронизанное чувством горечи и сожаления о зря потраченных годах, поэт написал незадолго до своей трагической и загадочной гибели – 4 декабря 1925 года. Лирика данного периода его творчества отличается фаталистическими нотками. Не является исключением и стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь».

Исследователи считают, что поэт посвятил произведение Ольге Кобцовой, которой был увлечён ещё на заре своей поэтической славы. В это время Сергей Есенин жил в Батуми, где часто встречался с «мисс Оль». Девушка была весьма ветреной особой, никаких отношений у них не получилось, но почему-то именно о ней вспоминал поэт в свои самые тоскливые времена. В стихотворении лирический герой поэта словно проводит параллель между своей разгульной жизнью и пустым существованием девушки-мотылька. В финале произведения появляется сцена встречи бывших партнёров, в которой они делают вид, что едва знакомы. Эта встреча совершенно никак не влияет на чувства героев: она никогда не умела любить, а он утратил эту способность после сближения с ней, перегорел.

Любовь даётся людям как особый дар, как талант. И нельзя его тратить напрасно. Так считает Есенин. Чтобы почитать эту философскую зарисовку, можно скачать стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь» на нашем сайте.

«Ты меня не любишь, не жалеешь…» С.Есенин

«Ты меня не любишь, не жалеешь…» Сергей Есенин

Ты меня не любишь, не жалеешь, Разве я немного не красив? Не смотря в лицо, от страсти млеешь, Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и не груб. Расскажи мне, скольких ты ласкала? Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я — они прошли, как тени, Не коснувшись твоего огня, Многим ты садилась на колени, А теперь сидишь вот у меня.

Пуст твои полузакрыты очи И ты думаешь о ком-нибудь другом, Я ведь сам люблю тебя не очень, Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою, Легкодумна вспыльчивая связь,— Как случайно встретился с тобою, Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой Распылять безрадостные дни, Только нецелованных не трогай, Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку Ты пойдешь, болтая про любовь, Может быть, я выйду на прогулку, И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи И немного наклонившись вниз, Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер…» Я отвечу: «Добрый вечер, miss».

И ничто души не потревожит, И ничто ее не бросит в дрожь,— Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь.

Анализ стихотворения Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь…»

Личная жизнь Сергея Есенина до сих пор скрывает немало тайн. Известно, что поэт был трижды официально женат, однако мало кто из его библиографов отважился бы назвать точное количество возлюбленных. Именно по этой причине адресат стихотворения «Ты меня не любишь, не жалеешь…», написанного в 1925 году, за несколько недель до трагической гибели поэта, так и не установлен.

Между тем, из контекста произведения ясно, что, скорее всего, оно посвящено женщине легкого поведения, с которой судьба случайно свела Есенина. Доведенный до отчаяния осознанием своей ненужности, поэт в последние годы жизни нередко искал сочувствия у проституток. Но при этом прекрасно понимал, что рассчитывать на их благосклонность можно лишь за деньги или же угощения. Именно по этой причине, вероятно, и родилась первая строчка стихотворения «Ты меня не любишь, не жалеешь».

Свою случайную знакомую поэт характеризует достаточно красноречиво и недвусмысленно, отмечая: «Молодая, с чувственным оскалом». Но при этом Есенин подчеркивает, что в ее жизни он – лишь очередной эпизод, мимолетное явление. И путана вряд ли запомнит имя того, с кем провела эту ночь. «Многим ты садилась на колени, а теперь сидишь вот у меня», — отмечает автор. Эта связь его также не волнует и не вызывает возвышенных чувств. Человек, побывавший в постелях многих женщин, воспринимает очередное любовное приключение без энтузиазма. «Как случайно встретился с тобою, улыбнусь, спокойно разойдясь». – отмечает он.

Есенин прекрасно понимает, что его новая подруга также забудет о нем уже на следующих день. Однако в ее сети наверняка попадутся менее опытные кавалеры, которые искренне поверят в лживые слова о любви и наигранную страсть. Поэтому автор предупреждает свою визави: «Только нецелованных не трогай, только негоревших не мани». Он понимает, что легкомысленность этой женщины, которая по-своему прекрасна, может причинить неискушенным молодым людям глубокую душевную рану.

Поэт не исключает, что когда-нибудь судьба вновь сведет его с коварной искусительницей, однако это его нисколько не беспокоит. Равнодушный к лживым словам, он признается сам себе в том, что уже перестал видеть в женщинах их лучшие качества. Его душа опустошена, и виной всему – череда неудачных романов, отсутствие взаимопонимания с избранницами. Поэт с горечью отмечает, что «кто любил, уж тот любить не может, кто сгорел, того не подожжешь», подразумевая, что чистые и искренние чувства ему уже недоступны. А значит – жизнь подходит к своему логическому завершению.

Особенности композиции и художественных приемов

В произведении присутствует особенная линейная композиция. Она имеет нестандартную концентрацию, главное отличие – это изысканная закольцованность в строках. В сюжете присутствует заключение, которое одновременно перекликается с первыми словами, с которых и началось стихотворение.

Герой акцентирует особенное внимание на том, что женщина, в которую он был влюблен, его не любит и не испытывает к нему даже чувств жалости. У нее просто-напросто нет никаких чувств к этому человеку

Но одновременно с этим мы слышим и личностное признание несчастного поэта о том, что и он равнодушен к такого рода отношениям. Такие нравоучения объединяют центральные образы.

Присутствуют в тексте и показательные экспрессивные определения, особенно заметные в самих образах, представленных читателю.

По-особенному интересен оборот «чувственный оскал», который присущ женщинам-хищницам. Он определенным образом пугает и показывает, что такая личность непросто равнодушно относится к окружающим ее людям, а в какой-то мере становится опасна для них.

Поэт фактически умоляет таких женщин не портить жизнь тем людям, которые еще не горели страстью и не поняли настоящих ощущений.

Другие мужчины в сюжете представлены в виде своеобразных теней. А страсть, которая исходит от главной героини – в виде огня. Глаза такой девушки «очи» просто излучают обман и указывают на то, что любви в них уже давно нет и окружающие ей безразличны.

Следует отметить, что особенный динамизм и композицию в единстве придают именно рефрены. Такие повторы присутствуют практически в каждой строке произведения, к примеру, «Только» и «кто»

Красивые стихи про любовь девушке от всего сердца

(Имя), я тебя люблю И всегда я буду рядом. С неба я луну сорву, Путь твой станет райским садом.

Сколько б ни было невзгод — Я заботою прикрою. Каждый прожитый твой год Тайн завесою прикрою.

******* ******* *******

Мне дороги твои глаза, Готов всю жизнь я любоваться. И стал я верить в чудеса, Когда с тобою повстречался.

Мне дороги твои уста, Готов всю жизнь их целовать я, И так хочу скорее я Тебя сковать в своих объятьях!

******* ******* *******

Тебя люблю, ведь ты красива, Умна, божественна, нежна. Тебя люблю, ты – королева И мне одна лишь ты нужна.

И без тебя прожить и дня Я не смогу, не протяну я. Когда я сплю – вижу тебя, Когда не сплю – тебя рисую.

Я думаю лишь о тебе, Лишь о тебе всегда мечтаю. Когда глазами я ловлю Твой взгляд – я в небо улетаю.

******* ******* *******

Я люблю тебя! Пусть слова тебя эти потревожат, Cвежим ветром, Лучиком солнца согреют теплом!

Снегом пушистым прикроет твои плечи, А о проблемах мы скажем потом. Мое признание в любви не нарушит, Тишины твой чудесный покой,

Скучаю дорогая я очень, И каждый день будто сам я не свой…

******* ******* *******

Музыку в сердце слышу, Чуть затаив дыханье, Слушаю, как ты дышишь, Ты вся в моем сознанье!

Мы вознесемся в небо, В чувствах открытой будь же: Где бы сейчас я не был, Ты освещаешь путь мне!

Каждый берет от жизни То, во что слепо верит От рождества до тризны: Ты долгожданный берег!

Люди любви подвластны, Время вне нашей власти, Как же любовь прекрасна: Ты океан мой счастья!

******* ******* *******

Для моей девушки прекрасной, Готов весь мир я подарить, А если у неё День рожденья, то становится ясно, Что больше неё я не могу никого любить!

Пускай она всегда будет милой, И для неё только светит луна, Но главное пускай будет счастливой, Ведь только это она делать должна!

Пускай с ней всегда ангелы будут, Которые вдохновенье ей принесут, И о хорошем настроении она не забудет, А о ней говорить будут там и тут!

******* ******* *******

Всегда прекрасна и красива, Умна, нежна и молчалива… Манишь, влечешь и интригуешь, Своей улыбкою чаруешь.

Ты — словно ангел на земле, Спустившийся с небес во сне. И благодарен я судьбе, Что в жизни повезло так мне!

******* ******* *******

Я счастлив, что я тебя встретил! Прекраснее нету на свете! Глаза твои — два океана, Любить их я не перестану!

Ты лучшая, мегаотличная! Из девочек всех симпатичнее! Я честно сегодня тебе говорю — Тебя очень-очень безумно люблю!

Я буду тебя ото всех защищать И счастьем, и радостью жизнь наполнять!

******* ******* *******

Ты только будь! Сегодня и вчера! А остальное всё, Бог даст, поправится. Мне без тебя с тоской любви не справиться, Мне без тебя печальны вечера.

Ты только будь! Во сне и наяву! Тогда вся жизнь проявится в реальности. А я тебя из самой дальней дальности В свою судьбу навечно позову.

Ты только будь! В молчанье, в слове «Да»! Я без тебя мирился с одиночеством, Когда утраты беды мне пророчили, Тогда ты вдруг явилась мне. Тогда.

Ты только будь! Теперь и навсегда! И всё у нас с тобою верно сложится. Отступят боли, беды и все сложности, И ясно станет нам светить Звезда.

******* ******* *******

Мне повезло с тобой встречаться, Мне повезло с тобою быть, С тобой люблю я просыпаться, Тобой одной привык я жить!

Ты нежный ангел, что с небес спустился, Ты девушка моя, моя душа, К тебе всю жизнь свою стремился, Как хорошо, что ты теперь моя!

Как хорошо, что я с тобою рядом, Могу обнять тебя, поцеловать, Другого счастья мне поверь не надо, Лишь бы тебя одну мне за руку держать.

Ты мое чудо, нежность, вдохновенье, Ты волшебство мое, ты мой бриллиант, Тебя люблю я очень, очень сильно, И никому мой свет, тебя я не отдам!

Анализ от филолога

Стихотворение написано в жанре любовной лирики размером пятистопного хорея, имеющего двустопную стопу.

Композиция состоит из девяти катренов, где события линейны и подводят суть стиха к выраженному финалу с констатацией полной смерти любви и невозможности её воскрешения.

Рифмовка перекрестная (жалеешь – красив – млеешь – опустив) с открытыми и закрытыми рифмами.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (чувственный оскал, безрадостные дни, молодая).
  2. Сравнение («прошли, как тени»).
  3. Метафоры (не коснувшись твоего огня, распылять безрадостные дни, бросит в дрожь).
  4. Анафоры (Только…, Кто…, И ничто…).

Отметим к прочему использование Есениным риторических вопросов в первом и втором четверостишии, что подчеркивает стиль диалога в произведении и делает его более реалистичным.

Красиво, с душой, читает золотые строки Александр Злищев.

ТОП русской поэзии

  • Анна Ахматова
  • Александр Блок
  • Валерий Брюсов
  • Иосиф Бродский
  • Иван Бунин
  • Константин Бальмонт
  • Зинаида Гиппиус
  • Николай Гумилёв
  • Сергей Есенин
  • Николай Заболоцкий
  • Михаил Лермонтов
  • Владимир Маяковский
  • Осип Мандельштам
  • Николай Некрасов
  • Борис Пастернак
  • Игорь Северянин
  • Федор Тютчев
  • Афанасий Фет
  • Марина Цветаева

Ты меня не любишь, не жалеешь

В конце 1925 года, за две недели до несчастного случая, поэт Сергей Есенин сочинил стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь».

В это время поэт испытывал гнетущее уныние. Не найдя понимания со стороны своей жены, Есенин уходит из дому. Поэт ищет душевного собеседника в лице женщин легкого поведения — «ночных бабочек». В стихотворении он обращается не к конкретной женщине, а скорее всего к проститутке. Поэт сам выступает в главной роли этого произведения.

Основная кульминация стихотворения — неудавшаяся любовь между мужчиной и женщиной, разочарование не только в отношениях, но и в самой жизни. Душевное опустошение Есенина и неудачные связи с женщинами привели к тому, что он чувствует себя дряхлым старцем.

Интрига этого произведения заключается в тоске по — прошлому: «Утопая в дальнем, дорогом». Одновременно, поэт свидетельствует о настоящем:»Я ведь сам люблю тебя не очень». В своем стихотворении Есенин не обращается в будущее. Он не осуждает женщину, которая «И ты думаешь о ком-нибудь другом», и таким образом зарабатывает себе на пропитание. Поэт ощущает некое сходство с проституткой. Множество страстных романов и случайные связи только опустошили его душу.  

Автору очень жаль своей прошедшей молодости. Он понимает, что его знаменитость и популярность испортили его, заставив разочароваться в любви и видеть везде только одни пороки. Поэт упрашивает свою случайную женщину, чтобы она не заманивала в свои сети неискушенных молодых парней.

Поэт в сочинении применяет некоторые поэтические уловки. Например, вид  женщины-вампирши: » Молодая, с чувственным оскалом». Других мужчин Есенин сопоставляет с тенями, а пылкость дамы приравнивает к огню.                  

Этим произведением поэт подытоживает свою жизнь, такой одинокой, когда его никто не любит, не жалеет.

Ты меня не любишь, не жалеешь
Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Крамского Лунная ночь

    Картина Крамского Ивана Николаевича «Лунная ночь» написана в 1880 году. Ночь представляет собой особое время, которое наполнено тайной, мистикой и некоторым волшебством, поэтому художник испытывал любовь именно к этому времени суток.

  • Сочинение-рассуждение Что такое любовь? 9 класс 15.3 ОГЭ

    В юности сложно рассуждать на тему любви, пока сам не ощутил ее. По-моему, это чувство, которое нужно пережить, испытать и пройти через него. Любовь бывает взаимной и без взаимности.

  • Сочинение по картине Машкова Клубника и белый кувшин 5 класс описание

    Давайте рассмотрим картину Ивана Ивановича Машкова «Клубника и белый кувшин». На этом красочном полотне изображены такие садовые ягоды: клубника, черная и белая смородина, желтая и нежно-розовая малина. Неудивительно,

  • Образ и характеристика Простаковой в комедии Недоросль сочинение

    Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году, в самый мрачный период царствования Екатерины Второй, когда императрица, в силу определенных политических и экономических причин, окончательно приблизила к себе дворянское сословие,

  • Сочинение Нам не нужна война 4 класс

    С детства я слышал много рассказов прадеда о войне. Он прошел всю Великую Отечественную войну, дошел до Берлина и вернулся победителем. Прадед с дрожью в голосе рассказывал, как мать провожала его на фронт, рассказывал о первом бое (самом страшном).

  • Сочинение Кому на Руси жить хорошо

    Эпическая поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» стала неким результатом двух десятков лет творчества. Произведение было написано сразу после отмены крепостного права в1862году, то есть в то время, когда преобразование еще не оправдало чаяний

«Ты меня не любишь, не жалеешь…», анализ стихотворения Сергея Есенина

Незадолго до смерти Есенин написал стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь…». в котором в полной мере отражено ощущение одиночества, горькое сознание оторванности от жизни, характерное для поэта в последние годы жизни.

Перед гибелью Есенин был особенно одинок. Он уехал от своей супруги, не находя с ней взаимопонимания. В данном стихотворении поэт делится с читателями безрадостными мыслями. Лирический герой обращается к некой героине, ярко вырисовывая образ чувственной, но бездушной женщины. Главной темой произведения становится несостоявшаяся любовь героя и героини, полное одиночество поэта, пришедшего к определённой черте в отношениях с женщинами и в жизни вообще.

Лирическое стихотворение воплощает в себе чувства и мысли самого автора. Можно с уверенностью утверждать, что в произведении Сергей Есенин пишет о самом себе, лирический герой и автор едины.

Одиночество и конечность жизнь

Сюжет стихотворения основан на путешествии в прошлое и констатации явлений настоящего. Здесь поэт не обращён в будущее. Он подводит итоги, рассуждает о горькой действительности и подчёркивает, что для его души нет будущего. Сюжет определили воспоминания о равнодушной женщине, которая в объятиях поэта думает о другом, не смотрит в его лицо и мыслями находится где-то далеко. Герой отмечает, что и сам уже не испытывает любви. Их встреча случайна, связь бессмысленна и основана только на страсти, а расставание не вызовет грусти ни у кого.

Поэт может спокойно анализировать происходящее, отмечает, что ничто уже не может его потревожить, огорчить. Он понимает, насколько холодны и пусты в действительности отношения.

Основная идея произведения заключена в осознании поэтом собственного одиночества, оторванности от мира. Страсть, влюблённость, общение с женщиной уже не приносят ему радости. Подобные отношения не способны заменить настоящей любви. Он слишком хорошо знает им цену и больше не готов обманывать себя, создавая иллюзию счастья, упиваясь страстью.

Чувственность вызывает у него отторжение, потому что не основана на истинном единении душ. Даже обычной доброжелательности, близости уже нет. Поэт способен прямо спрашивать, сколько рук и губ помнит женщина, сидящая у него на коленях, скольких она ласкала. Герой видит, что всё происходящее – только любовная игра, основанная на страсти, даже не прикрытая фальшью, имитацией настоящих чувств. Поэта тяготят подобные отношения. Он подводит своеобразный итог, признаваясь, что уже ничто не потревожит его души.

Есть в стихотворении и обращённость в прошлое. Мимолётно поэт признаётся, что утопает «в дальнем дорогом». что он не может больше любить, потому что уже любил однажды. Можно сделать вывод, что истинное духовное чувство было в жизни героя, но повторить его невозможно, что и ощутил со всей определённостью поэт.

Женщина сидит у него на коленях, вероятно, страсть объединяет героя и героини. Однако поэт признаётся, что душу ничто не «бросит в дрожь». чётко разделяя страсть и духовную близость. Показательна просьба-приказ героя, обращённая к обладательнице «чувственного оскала». «только нецелованных не трогай». Поэт явно указывает, что общение с женщинами само по себе оказало разрушительное влияние на его личность, поскольку не было основано на настоящей любви, которую он когда-то потерял.

Композиция, художественные приёмы

Стихотворение имеет линейную композицию. но при этом по-своему закольцовано. Подводится итог, однако он перекликается с первыми строчками. Герой говорит, что женщина его не любит, не жалеет, указывает на отсутствие у неё истинных чувств. Но и он сам признаётся, что равнодушен, его ничто не трогает. И это в некотором смысле даже объединяет героев, хотя поэт остаётся бесконечно одиноким.

Показательны экспрессивные определения, образы. «Чувственный оскал» женщины-хищницы пугает, ведь она не просто равнодушна, но и опасна для героя. Именно поэтому поэт призывает её не манить тех, кто ещё не горел страстью. Других мужчин поэт сравнивает с тенями, а страсть героини называет огнём. Глаза женщины именуются «очами». хотя никакого любовного флёра уже нет, что ещё резче подчёркивает это нежное архаичное слово. Динамизм, единство композиции придают рефрены. повторы в начале строк («только». союз «и». «кто» ).

В этом стихотворении поэт предстаёт бесконечно одиноким, подводит итог жизни и признаётся, что больше не верит в возрождение.

Пепел не поджечь

В концовке стиха легко становится понятна его подоплека. Пережив настоящую любовь очень сложно полюбить снова, так как бывшая всегда будет стоять за спиной настоящей и не даст открыться чувствам. Любя по-настоящему ты сгораешь в пламени любви, как мотылёк однодневка, а пепел уже никто не в силах поджечь. Есенин пытается разорвать порочный круг, но былые чувства не дают этого сделать.

Как видим, несмотря на множественные любовные похождения, Сергей Александрович не был бабником в нынешнем понимании. Он чётко разделял чувства и страсть. Первых у него было мало, и он ими дорожит, а страсть – это побочный эффект жизни, поэтому между путаной и любимой женщиной для автора строк стоит железный занавес.

Стихи Есенина о вере

О Матерь Божья…

О Матерь Божья,
Спади звездой
На бездорожье,
В овраг глухой.

Пролей, как масло,
Власа луны
В мужичьи ясли
Моей страны.

Срок ночи долог.
В них спит Твой Сын.
Спусти, как полог,
Зарю на синь.

Окинь улыбкой
Мирскую весь
И солнце зыбкой
К кустам привесь.

И да взыграет
В ней, славя день,
Земного рая
Святой Младень.

1917 г.

***

Я странник убогий

Я странник убогий.
С вечерней звездой
Пою я о Боге
Касаткой степной.

На шелковом блюде
Опада осин,
Послухайте, люди,
Ухлюпы трясин.

Ширком в луговины,
Целуя сосну,
Поют быстровины
Про рай и весну.

Я, странник убогий,
Молюсь в синеву.
На палой дороге
Ложуся в траву.

Покоюся сладко
Меж росновых бус;
На сердце лампадка,
А в сердце Исус.

1915 г.

***

За горами, за желтыми долами…

За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь —
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом спасителя
За погибшую душу мою.

1916 г.

***

Твой глас незримый, как дым в избе

Твой глас незримый, как дым в избе.
Смиренным сердцем молюсь тебе.

Овсяным ликом питаю дух,
Помощник жизни и тихий друг.

Рудою солнца посеян свет,
Для вечной правды названья нет.

Считает время песок мечты,
Но новых зерен прибавил ты.

В незримых пашнях растут слова,
Смешалась с думой ковыль-трава.

На крепких сгибах воздетых рук
Возводит церкви строитель звук.

Есть радость в душах — топтать твой цвет,
На первом снеге свой видеть след.

Но краше кротость и стихший пыл
Склонивших веки пред звоном крыл.

1916 г.

***

Чую Радуницу Божью

Чую Радуницу Божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.

Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.

Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.

Голубиный дух от бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.

Льется пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В богородицын покров.

1915 г.

***

Не ветры осыпают пущи…

Не ветры осыпают пущи,
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звездные псалмы.

Я вижу — в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная мати
С пречистым сыном на руках.

Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа:
«Ходи, мой сын, живи вез крова,
Зорюй и полднюй у куста».

И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не помазуемый ли богом
Стучит берестяной клюкой.

И может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях — крылья херувима,
А под пеньком — голодный Спас.

1914 г.

  • Волчья метка Сергея Есенина
  • Знаете ли вы Есенина? (викторина)

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Обращение к проститутке

Уже из первых строк понятно, к кому обращается пиит. Его никто не собирается любить в борделе и кабаке, ему дарят тело и иногда уши, за что получают звонкую монету. Девушка не смотрит в лицо, её интересует оплата и немного страсть. Он далеко не первый и не последний, поэтому девушка воспринимается взаимно только физиологический, на неё даже нет эмоций – ни грубости, ни нежности.

Путаны помогают забыться на мгновение, чуть расслабиться и вновь окунуться в пучину боли от собственной ненужности. Находясь с путаной Сергей далек от неё в мыслях и понимает, что и его нет в голове «дамы». Каждый получает своё и большего не требует.

Понимая, что он во много не лучше путаны, Есенин просит только об одном:

С ними всё понятно, но автор стихотворения не хочет, чтобы другие пошли их дорогой, пусть хоть у кого-то будет настоящая любовь и счастье. Скорое расставание с юной проституткой не смущает Сергея, эта встреча случайна, на её месте могла быть другая, но результат был бы тот же. Если судьба когда-то сведёт их на миг снова, то никакой искры ждать не стоит, они просто поздороваются и пойдут дальше «прожигать безрадостные дни». Нельзя потревожить душу там, где ничего нет.

Стихи Есенина о природе

Метель

Прядите, дни, свою былую пряжу,
Живой души не перестроить ввек.
Нет!
Никогда с собой я не полажу,
Себе, любимому,
Чужой я человек.

Хочу читать, а книга выпадает,
Долит зевота,
Так и клонит в сон…
А за окном
Протяжный ветр рыдает,
Как будто чуя
Близость похорон.

Облезлый клен
Своей верхушкой черной
Гнусавит хрипло
В небо о былом.
Какой он клен?
Он просто столб позорный —
На нем бы вешать
Иль отдать на слом.

И первого
Меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной,
За то, что песней
Хриплой и недужной
Мешал я спать
Стране родной.

Я не люблю
Распевы петуха
И говорю,
Что если был бы в силе,
То всем бы петухам
Я выдрал потроха,
Чтобы они
Ночьми не голосили.

Но я забыл,
Что сам я петухом
Орал вовсю
Перед рассветом края,
Отцовские заветы попирая,
Волнуясь сердцем
И стихом.

Визжит метель,
Как будто бы кабан,
Которого зарезать собрались.
Холодный,
Ледяной туман,
Не разберешь,
Где даль,
Где близь…

Луну, наверное,
Собаки съели —
Ее давно
На небе не видать.
Выдергивая нитку из кудели,
С веретеном
Ведет беседу мать.

Оглохший кот
Внимает той беседе,
С лежанки свесив
Важную главу.
Недаром говорят
Пугливые соседи,
Что он похож
На черную сову.

Глаза смежаются,
И как я их прищурю,
То вижу въявь
Из сказочной поры:
Кот лапой мне
Показывает дулю,
А мать — как ведьма
С киевской горы.

Не знаю, болен я
Или не болен,
Но только мысли
Бродят невпопад.
В ушах могильный
Стук лопат
С рыданьем дальних
Колоколен.

Себя усопшего
В гробу я вижу.
Под аллилуйные
Стенания дьячка
Я веки мертвому себе
Спускаю ниже,
Кладя на них
Два медных пятачка.

На эти деньги,
С мертвых глаз,
Могильщику теплее станет,—
Меня зарыв,
Он тот же час
Себя сивухой остаканит.

И скажет громко:
“Вот чудак!
Он в жизни
Буйствовал немало…
Но одолеть не мог никак
Пяти страниц
Из „Капитала“”.

Декабрь 1924

***

Закружилась листва золотая

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?

1918 г.

***

Поет зима, аукает…

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

1910 г.

***

Зима

Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей “спасибо” за труды.

Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.

***

Весенний вечер

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

***

Восход солнца

Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.

1911-1912 гг.

***

Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

1915 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: