Жанр, направление, размер
«Я тебе ничего не скажу…» можно отнести к жанру интимной лирики, так как оно является сгустком сокровенных чувств поэта, оно не совсем последовательное, а, по большей части, абстрактное, но в то же время ясное, понятное каждому читателю.
Данное стихотворение – это послание. Обращение, которое адресат никогда не услышит, так как этот монолог звучит в душе автора. Как и сам поэт, стихотворение не принадлежит какому-то одному конкретному направлению. Выражение сильных чувств, проведенная параллель между этими чувствами и природой – всё это краски романтизма. Также в данном стихотворении заметны черты импрессионизма – направления, которое не смогло укорениться в России, но оказало большое влияние на взгляды многих литературных деятелей. «Видеть, чувствовать, выражать — в этом всё искусство» — так сформулировали основные черты данного направления братья Жюль и Эдмон Гонкур.
Отображение мимолетных, не всегда объяснимых чувств, впечатлений, заострение внимания ни на чем-то конкретном, а на «послевкусии», «полутонах», «атмосфере» — вот отличительные черты импрессионизма, которые можно разглядеть во многих произведениях Афанасия Афанасьевича, в том числе и в «Я тебе ничего не скажу…».
Размер стихотворения – трехстопный анапест. Рифмовка перекрестная, а рифма мужская.
Тема
Центральная тема стихотворения – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.
Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.
Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная идея, которую хотел донести поэт в своем произведении, это бессмертие любви, ее всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.
«На заре ты её не буди…»
Красивое, лиричное стихотворение Фета – безусловно, уникальное в этом жанре. Любовь не упоминается, но она звучит между строк. В произведении используется стихотворный размер анапест. Текст стихотворения стал основой для известного романса.
Смотрите это видео на YouTube
Слушать романс на стихотворение «На заре ты её не буди…»
При прочтении сразу возникает образ юной девушки. Весеннее утро, едва зарождающееся чувство. Еще не любовь, а только намек на нее. И передаются чувства не только автора, но и самой героини произведения. Они переплетаются, и сложно понять, чье именно это волнение и смятение.
Считается, что к написанию строк поэта толкнуло драматичное событие в доме его друзей. Но стихотворение, скорее, наполнено ожиданием любви, чем трагизмом, и имеет романтический, а не печальный контекст. Как часто в стихах Фета о любви, природа играет главную роль, является участницей: «утро дышит», луна «затевает игру», раздается свист соловья.
Анализ стихотворения Фета Певице
Современники не принимали стихотворения Фета, по крайней мере, в 50 – 60-е года. В то время лирика писалась на злобу дня, и это было, чуть ли не единственное направление, которое вызывало одобрение читателей. Тогда королём поэзии был Некрасов.
Фет же предпочитал бытовые драмы красоте и природе как темам для его стихотворений. Сейчас можно сказать, что этот подход оправдал себя. Фет не затерялся в океане времени, он по-прежнему свеж и актуален, его интересно читать и находить ассоциации в современной жизни.
У Фета была способность передавать в поэзии то, что передать сложно, если не сказать – невозможно. Для этого он пользовался не только словами как единицами языка, но и их звучанием.
Фет строил аудиополотно, где слова превращаются в музыку, не теряя своего смысла. Его стихотворения отличаются музыкальностью. Не зря их оценили по достоинству композиторы и их лежат на музыку.
Поэзия Фета очень интересна.
В первой строфе Фет просит певицу голосом унести вдаль его сердце, пробудить в нём сладкую печаль. Певица будто плачет, исполняя произведение музыки, но сама песня ей кротко улыбается.
Звук обращается с хорошими чувствами к тому, кто его исторг. Во второй строфе Фет говорит: ему легко плыть по волнам её песни. Всё выше и выше.
Он называет певицу «дитя» – может, у них существенная разница в возрасте.
В третьей строфе великий поэт описывает: её голос, жаркий и чувственный, замер. Так заря ночью готовится осветить Землю. И вот новая волна песни, как жемчужная волна. В четвёртой строфе поэт повторяет мотивы из первой и второй, но они обретают новый смысл. Песня находится на новом уровне, и это блаженство неизвестно когда закончится. Расслабься и слушай.
По плану
- Анализ стихотворения Северянина Это было у моряИгорь Северянин удивительный писатель начала двадцатого века, его творчество начиналось в период рождения такого литературного направления как футуризм и стихотворения имели много общего с этим специфическим направлением.
- Анализ стихотворения Пушкина Безумных лет угасшее весельеБольше всего на свете Пушкин любил и ценил свободу. Но ему пришлось её лишиться, причём добровольно. Он предложил руку и сердце своей любимой женщине, Наталье Гончаровой, и получил согласие. Скоро свадьба. И поэтому свободе конец.
- Анализ стихотворения Барто Я вырослаДетство – прекрасная пора, не у всех, но у многих. И посвятить своё творчество детству и детям способен не каждый. Для этого нужно сохранить в душе активного внутреннего ребёнка, любить детей (на что тоже не каждый способен),
- Анализ стихотворения Некрасова СонСтихотворение Николая Некрасова « Сон » было написано 12 ноября 1877 года. После прочтения стихотворения у меня остались хорошие впечатление о нем, само произведение не имеет в своей структуре поэтического звучания и рифмы,
- МаяковскийВладимир Владимирович Маяковский родился в Грузии. В их семье было пятеро детей, но выжил один Владимир. Семья была очень бедная, поэтому Маяковский доучился только до 5-го класса. Поэт не раз попадал в тюрьму из-за своих
История создания
Если не учитывать биографию А. Фета, историю создания стихотворения «На заре ты ее не буди» можно связать с любовью поэта к Марии Лазич. Эта версия ошибочная, ведь на момент появления произведения Афанасий Афанасиевич не был знаком с девушкой, ставшей любовью всей его жизни.
Строки появились из-под его пера в 1842 г. после того, как поэт побывал у своих друзей. В это время в их доме от сердечной недостаточности умирала дочка. Фет видел, что девочка спасается от боли только во сне, поэтому просил ее мать не будить ребенка.
Произведение появилось на страницах журнала «Москвитянин» в 1842 г., в этом же году А. Е. Варламов положил стихи на музыку.
Основная мысль и средства ее выражения
Основная мысль произведения – незаслуженность той любви, которую чувствует по отношению к себе лирический герой. Любовь к нему его гражданской жены возвышенна, даже религиозна: это подчеркивается словами из религиозной лексики («кумир», «без веры я стою»).
Таким образом, любящая женщина здесь не просто любит, она боготворит героя как «кумира», и испытывает ту веру в него и в их чувство, которой не имеет он сам. Беспредельность и яркость этого чувства вызывает лишь «ревность» в душе лирического героя: имеется в виду ревность-зависть по поводу того, что он сам не испытывает настолько жертвенного чувства. По контрасту с любовью героини, душа героя показана как безжизненная («безжизненный кумир»), жалкая («жалкий чародей»), стыдящаяся своей сердечной пустоты:
И самого себя, краснея, сознаю Живой души твоей безжизненным кумиром.
Здесь применяется такая синтаксическая фигура, как антитеза: «живая душа» – «безжизненный кумир», обожание — неверие.
Анализ стихотворения Фета “Сестра
После трагической гибели своей возлюбленной Марии Лазич, которая скончалась в 1850 году, Фет долго не мог оправиться от потрясения и даже на время забросил свое увлечение поэзией. Однако когда первая боль утихла, бравый 30-летний офицер поклялся, что запечатлеет в стихах чуть ли не каждое мгновение жизни своей избранницы, отдавая таким нехитрым образом долг ее памяти. В итоге до конца жизни он посвящал стихи Марии Лазич, которые были наполнены светлой грустью и глубоким раскаянием.
В то же время среди многочисленных произведений-посвящений
особняком стоит стихотворение “Сестра” (1857 год), которое необычно как по форме, так и по содержанию. Речь в нем ведется от лица девушки, и ею, бесспорно, является Мария Лазич. Мысленно обратившись к прошлому, поэт вспоминает свое знакомство с возлюбленной и ее последующие откровения о том, что она пережила в те дни, когда Фет только начал за ней ухаживать.
У Марии Лазич была младшая сестра, которая отличалась хрупкостью и грациозностью. Девушка была настолько хороша собой, что очень рано вышла замуж, что считалось дурным тоном, если в семье к тому моменту старшая из дочерей еще не успела вступить в брак.
Поэтому неудивительно, что 24-летняя Мария Лазич испытывала комплекс неполноценности и весьма скептически относилась к собственной внешности. Именно с недоверчивой и полной обиды фразы начинается это стихотворение, в котором героиня произведения обвиняет таинственного незнакомца в неискренности: “Милой меня называл он вчера – в зеркале точно себя я не вижу?!”.
Девушка, которой поэт приписал эти слова, испытывает самые противоречивые чувства. Себя она ненавидит до глубины души, но при этом испытывает зависть к сестре, которую природа наделила более привлекательной внешностью. При этом она не верит в искренность молодого человека, который весь вечер делал ей комплименты, считая его слова пустыми и лишенными смысла. Но втайне ей хочется любить и быть любимой, поэтому сладкие речи все же оставляют в душе теплое чувство, к которому примешиваются горечь и тоска.
В каком-то неудержимом порыве героиня стихотворения отправляется в комнату сестры, где любуется ею и произносит, словно заклинание: “Нет, и сравненьем ее не обижу!”. Она хочет поверить в то, что может нравится мужчинам, но не смеет этого сделать, считая, что подобного просто не может быть. Примечательно, что отношения с сестрой у Марии Лазич складывались именно по этому сценарию, и Фету пришлось очень долго убеждать девушку, что для него она является самой прекрасной на свете, любимой и желанной.
Анализ стихотворения
Любовная лирика в стихотворениях Анны Андреевны Ахматовой по большей части выстраданная и мучительная. Из множества историй женских душ раскрывается болезненная реальность настоящей любви.
В стихотворении «Любовь» чувства и переживания переданы настолько отчетливо, что не найдется сердца, не откликнувшегося на эти тонкие колебания души поэтессы.
Основной мыслью произведения Анна Андреевна оставила неизменное движение вперед. Развиваться и расти должно абсолютно все
И такое важное чувство, как любовь, не исключение
Любовь не может жить прошлым, не может жить ожиданием. Она должна двигаться, получать развитие и заслуженную финальную награду.
Ахматова дает понять, что любовь может нагрянуть совершенно случайно, например, в мимолетной улыбке прохожего, человека чужого, но теперь, после этой улыбки, ставшего самым близким и дорогим человеком.
Лирическая героиня Анны Андреевны очень ранима и нежна. Все чувства переданы формами, метафорами, образами и красками. Героиня понимает, что, даже страшась, этого чувства, от него застраховаться невозможно. Можно лишь принять, имея благородное достоинство. Об этом подсказывает читателю проникновенная манера написания произведения.
Поэтесса озвучивает мысль об опасностях чувства любви, которое, как может окрылить вознести до небес, так и жестоко сорвать с этих высот человека и разбить об острые камни разочарований.
Любовь может вдохновлять на добрые, смелые и героические поступки. Счастливо влюбленный человек не способен на подлость и хочет, также как сам, осчастливить всех вокруг.
Но, не счастливый в любви человек, обманутый и преданный, показывает свою сущность в самых гадких и низких ее проявлениях. Несчастная любовь разрушительна. Она меняет судьбы людей, выворачивает наизнанку костлявой рукой тонкие души, многие из которых просто разрывает в клочья.
Это стихотворение раскрывает все опасения автора и переживания о том, любят ли ее в ответ. Именно эти страхи заставляют лирическую героиню Ахматовой называть любовь абсолютно непредсказуемым чувством, опасным. Нельзя заранее предугадать, как любовь повлияет на того или иного человека и какие струны его души затронет.
По плану
Философская лирика
В поздних стихотворениях Фета часто встречаются размышления о жизни и смерти, о Боге, о тщетности человеческого существования. В произведении «Жизнь пронеслась без явного следа» автор словно подводит итоги прожитых лет, сожалеет о том, что не успел или не захотел свершить. Подобными философскими мотивами проникнуты и стихотворения «Сон и смерть», «Не спрашивай, над чем задумываюсь я».
Особый «фетовский» язык стихотворений уникален и прекрасен, его невозможно перепутать с другими. Афанасий Афанасьевич Фет обладал редчайшим даром выдающегося лирика, чьи творения глубоко поражают мастерством и очарованием.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Работа Брюсова Брюсов не только сочувствовал революции, но и принял довольно активное участие в новом преобразовании страны после событий 1917 года. Стихотворение Работа относится именно к этому времени и представляет собой своеобразный идеологический призыв
- Анализ стихотворений Брюсова
- Анализ стихотворений Ходасевича Владислав Ходасевич – не самый известный популярный представитель Серебряного века, но его стихи, безусловно, достойны внимания. Вечер. В этом стихотворении автор ведёт разговор с немилосердным Создателем этого жестокого мира.
- Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим Практически все стихотворения Тютчева были посвящены определенным женщинам или музам, в которых он был влюблен. Также и стихотворение О, как убийственно мы любим вышло в свет
- Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил: любовь ещё, быть может… Александр Сергеевич Пушкин написал произведение, строчки которого начинаются с таких слов – «Я вас любил, любовь еще, быть может…». Эти слова поколебали душу многих влюбленных.
«Нет, я не изменил. До старости глубокой…»
Стихотворение посвящено Марии Лазич. Влюбленный в нее Фет сам не пожелал развития отношений, так как не имел достаточно средств для такого союза, и жизнь их была бы довольно сложной. Но поэт горько сожалел об этом, особенно в поздние годы. Ему казалось, что именно это чувство было самым светлым и искренним в его жизни.
В произведении он выплескивает свою печаль, страдание, сожаление о том, что нельзя ничего вернуть и исправить. Одновременно с этим он пытается попросить прощения и уверяет, что всегда любил только ее. Образ девушки до самой смерти остался в его памяти, как самое чудесное переживание.
Чувство сожаления о неправильном выборе буквально гложет поэта. Ему кажется, что жизнь, прожитая иначе, могла принести большее удовлетворение и счастье. Написано с чередованием длинных и коротких строк – разностопным ямбом.
Смотрите это видео на YouTube
Слушать стихотворение «Нет, я не изменил. До старости глубокой…»
Средства выразительности
Невзирая на кажущуюся легкость и простоту стихотворения, его нежность и мелодичность являются результатом сложной работы с художественными средствами.
Так, автор в своем стихотворении использует эпитеты («томительные», «звучные», «рыдающие»), олицетворения («лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали»), метафоры («жгучая мука»).
Особая привлекательность, певучесть строк произведения достигается за счет применения ассонанса и аллитерации.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Рыцарь на час» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – тема, идея, жанр
Следующая
Анализ стихотворений«Я помню время золотое» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр
LiveInternetLiveInternet
Афанасий Афанасьевич Фет
Ты отстрадала, я еще страдаю, Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем избегаю Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю Язык любви, цветов, ночных лучей.- Как не цвести всевидящему маю При отблеске родном таких очей!
Очей тех нет — и мне не страшны гробы, Завидно мне безмолвие твое, И, не судя ни тупости, ни злобы, Скорей, скорей в твое небытие!
Афанасий Фет
В жизни Фета было лишь одно сильное чувство — любовь к Марии Козьминичне Лазич. Роман молодых людей окрашен в трагические тона. Поэт практически сразу признался девушке, что не сможет на ней жениться по финансовым обстоятельствам. Несмотря на это, Лазич предпочла не прекращать отношения. Сложная ситуация разрешилась велением судьбы. Жизнь Марии Козьминичны рано оборвалась. Девушка умерла в 1850 году от многочисленных ожогов — на ней загорелось платье от неаккуратно брошенной горящей спички. Фет посвятил Лазич значительную часть своей любовной лирики. Впрочем, долгое время литературоведы не знали имени возлюбленной поэта. В мемуарах он называл ее Еленой Лариной, делая отсылку к «Евгению Онегину». Установить личность женщины удалось только в 1920-х годах Георгию Петровичу Блоку, биографу Фета.
«Ты отстрадала, я еще страдаю…» — стихотворение, датированное ноябрем 1878 года и относящееся к «лазичевскому циклу». Произведение можно разделить на три части. В первой строфе описывается настоящее положение лирического героя. Его жизнь наполнена страданием, сомнениями. Вторая часть — самая светлая. В ней даются воспоминания лирического героя о лучших моментах отношений с погибшей возлюбленной. В заключении поэт возвращает читателей в мрачное настоящее. Мир без дорогой сердцу женщины — мир, в котором не хочется жить. Лирический герой мечтает скорее отправится за ней в небытие, чтобы более не сталкиваться с людской тупостью и злобой.
«Лазичевский цикл» — истинная вершина русской лирики в плане разработки темы любви к умершей женщине. Мотив этот встречается еще в творчестве Василия Тредиаковского, реформатора стихосложения в нашей стране. Далее его подхватили Державин, Жуковский, Пушкин, Некрасов, Тютчев, Полонский, Надсон. В некоторых случаях тема появлялась в связи с биографическими событиями, иногда ее осмысление базировалось лишь на художественном вымысле. Фет «лазичевский цикл» создавал через много лет после смерти возлюбленной. Большая часть стихотворений относится к 1870-1880-м годам. Любовная лирика поэта выступила в роли своеобразного венка на могилу Марии Козьминичны, пусть и сильно запоздалого.
В 1857 году Фет сочетался браком с Марией Петровной Боткиной.
Мария Боткина
Сильного любовного чувства он к ней не испытывал, но отношения между супругами были хорошие. Боткина сумела стать мужу примерной женой и помощницей.
Текст: pishi-stihi.ru
Вариант 2
Стихотворение Ты отстрадала, я еще страдаю относится к лазичевскому циклу, который Фет написал на закате своего творческого пути. Этот цикл был посвящен Марии Лазич, трагически погибшей в 1950 году.
Лазич была единственной любовью поэта, хотя после этого он состоял в браке. Впрочем, он не скрывал собственных подлинных чувств. Более того, он действительно весьма много писал об этой своей несчастной любви.
Если говорить кратко, то, согласно биографии Афанасия Афанасьевича, он выбрал между браком с Лазич и военной службой, которая сулила карьерное продвижение и общественное положение, службу. В итоге он действительно обрел так называемые земные блага, но Лазич погибла. Об этом поэт крайне сожалел, но тогда, до службы он не имел возможности сочетаться браком, да и Лазич не имела нужного приданого.
В какой-то степени данная история является эмблематичной, она является как бы символом несчастной любви и довлеющих обстоятельств, которые могут быть в какой-то степени сильнее чем вечные чувства, такие как любовь. Тем не менее, они сильнее только на относительном уровне, настоящие чувства способны преодолевать бренность и другие ограничения. Фет сам пишет об этом: «и мне не страшны гробы», то есть он не видит различия между собственной жизнью и небытием, для него теперь безразличной является жизнь, в которой «очей тех нет».
Более того, поэт грезит о намерении отправиться к своему идеалу, он завидует этому обретенному безмолвию. Он приобрел определенное безразличное отношение к страстям, которые волнуют людей, которые обладают чем-то ради чего следует жить. Теперь Фет живет «не судя ни тупости, ни злобы», то есть относится ко всему равнозначно, практически как человек, который оставил этот мир.
Стихотворение также включает в себя образы воспоминаний светлого периода, периода любви, который поэт называет расцветом. Он вспоминает про «язык любви, цветов, ночных лучей». Под «всевидящим маем» он, вероятно понимает не только календарную весну, но и весну любви и жизни, которая и отражалась в глазах любимой.
В целом, философская концепция Фета была близка к шопенгауровской или буддийской, которые понимают бытие как страдание. Именно поэтому стихотворение начинается строчкой «Ты отстрадала, я еще страдаю». Запутанность и непонимание также являются ведущими мотивами в начале стихотворения, поэт пишет о том как «сердцем избегает» чего-либо такого чего не представляется возможным понять.
Восторженное отношение поэта является довольно противоречивым. Итоговая строчка не является в полном смысле жизнеутверждающей, но, ведь небытие ожидает каждого.
Анализ стихотворения Ты отстрадала, я еще страдаю по плану
анализ стихотворений Фета
Татьяна Балалаева Знаток (270), закрыт 7 лет назад
«только встречу улыбку твою» «ты отстрадала,я еще страдаю»
Дополнен 7 лет назад
Только встречу улыбку твою Или взгляд уловлю твой отрадный, — Не тебе песнь любви я пою, А твоей красоте ненаглядной.
Про певца по зарям говорят, Будто розу влюбленною трелью Восхвалять неумолчно он рад Над душистой ее колыбелью.
Но безмолвствует, пышно чиста, Молодая владычица сада: Только песне нужна красота, Красоте же и песен не надо.
Ты отстрадала, я еще страдаю, Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем избегаю Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю Язык любви, цветов, ночных лучей. — Как не цвести всевидящему маю При отблеске родном таких очей!
Очей тех нет — и мне не страшны гробы, Завидно мне безмолвие твое, И, не судя ни тупости, ни злобы, Скорей, скорей в твое небытие!
*Nastya*
Знаток (308) 7 лет назад
Оу, Танюш, вас тоже заставили? =) В нете посмотри)))))
КРИСТИНА.
Высший разум (454119) 7 лет назад
Вся поэзия Фета пронизана любовью ко всему-и к природе, и к женщине. В ПЕРВОМ-ВОСХИЩЕНИЕ ЖЕНЩИНОЙ НЕ как человеком, её внутренней содержательностью, а исключительно внешней красотой, «твоей красоте ненаглядной». О поэтах говорят, что только на заре они поют песни красавицам с колыбели, и этим песням Нужна именно красота, но красоте, заканчивает поэт, не нужна никакая песня, никакое доказательство, потому что красота-уже есть настоящая песня. В стихотворении много эпитетов, сравнений, метафор, олицетворения.
ВТОРОЕ Стихотворение посвящено любимой женщине, которую он безумно любил и которая ушла из жизни. Любовь их была драматична, мучительна, поэтому в этом стихотворении поэт выразил всю свою боль и страдания после её смерти, её потери навсегда. Поэт завидует ей, что она уже отстрадала, а он продолжает страдать от её ухода в могилу. Иконечно же вспоминает те счастливые дни, когда они говорили друг с другом на языке «любви, цветов, ночных лучей»,глядя друг другу в глаза. Но очей её уже нет, и ему завидно, что она уже в покое, а он в мучениях, и одна у Фета мечта: «скорей, скорей в твоё небытие! » Стихотворение вызывает грусть, сожаление, в нём много эпитетов, метафор, сравнений.
Только встречу улыбку твою — А.Фет
Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич (1820-1892), — известный русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской АН.
Считал красоту единственной целью художника. Многие из его произведений положены на музыку. Основной темой его стихотворений является любовь и природа. Предмет стихотворений Фета — душевный мир человека.
Если у Пушкина любовь — это проявление высокой полноты жизни, то у Фета — любовь — это единственное содержание бытия человека.
Умер Афанасий Фет в Москве 21 ноября (3 декабря) 1892 года.
Только встречу улыбку твою
Песня на стихи Афанасия Фета в исполнении Владимира Ивашова из фильма «Конфликтная ситуация»
Просьба сообщить, если видео не работает
Только встречу улыбку твою Или взгляд уловлю твой отрадный, — Не тебе песнь любви я пою, А твоей красоте ненаглядной.
Про певца по зарям говорят, Будто розу влюбленною трелью Восхвалять неумолчно он рад Над душистой ее колыбелью.
Но безмолвствует, пышно чиста, Молодая владычица сада: Только песне нужна красота, Красоте же и песен не надо.
Вариант 2
Стихотворение Ты отстрадала, я еще страдаю относится к лазичевскому циклу, который Фет написал на закате своего творческого пути. Этот цикл был посвящен Марии Лазич, трагически погибшей в 1950 году.
Лазич была единственной любовью поэта, хотя после этого он состоял в браке. Впрочем, он не скрывал собственных подлинных чувств. Более того, он действительно весьма много писал об этой своей несчастной любви.
Если говорить кратко, то, согласно биографии Афанасия Афанасьевича, он выбрал между браком с Лазич и военной службой, которая сулила карьерное продвижение и общественное положение, службу. В итоге он действительно обрел так называемые земные блага, но Лазич погибла. Об этом поэт крайне сожалел, но тогда, до службы он не имел возможности сочетаться браком, да и Лазич не имела нужного приданого.
В какой-то степени данная история является эмблематичной, она является как бы символом несчастной любви и довлеющих обстоятельств, которые могут быть в какой-то степени сильнее чем вечные чувства, такие как любовь. Тем не менее, они сильнее только на относительном уровне, настоящие чувства способны преодолевать бренность и другие ограничения. Фет сам пишет об этом: «и мне не страшны гробы», то есть он не видит различия между собственной жизнью и небытием, для него теперь безразличной является жизнь, в которой «очей тех нет».
Более того, поэт грезит о намерении отправиться к своему идеалу, он завидует этому обретенному безмолвию. Он приобрел определенное безразличное отношение к страстям, которые волнуют людей, которые обладают чем-то ради чего следует жить. Теперь Фет живет «не судя ни тупости, ни злобы», то есть относится ко всему равнозначно, практически как человек, который оставил этот мир.
Стихотворение также включает в себя образы воспоминаний светлого периода, периода любви, который поэт называет расцветом. Он вспоминает про «язык любви, цветов, ночных лучей». Под «всевидящим маем» он, вероятно понимает не только календарную весну, но и весну любви и жизни, которая и отражалась в глазах любимой.
В целом, философская концепция Фета была близка к шопенгауровской или буддийской, которые понимают бытие как страдание. Именно поэтому стихотворение начинается строчкой «Ты отстрадала, я еще страдаю». Запутанность и непонимание также являются ведущими мотивами в начале стихотворения, поэт пишет о том как «сердцем избегает» чего-либо такого чего не представляется возможным понять.
Восторженное отношение поэта является довольно противоречивым. Итоговая строчка не является в полном смысле жизнеутверждающей, но, ведь небытие ожидает каждого.
Анализ стихотворения Ты отстрадала, я еще страдаю по плану
LiveInternetLiveInternet
Афанасий Афанасьевич Фет
Ты отстрадала, я еще страдаю, Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем избегаю Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю Язык любви, цветов, ночных лучей.- Как не цвести всевидящему маю При отблеске родном таких очей!
Очей тех нет — и мне не страшны гробы, Завидно мне безмолвие твое, И, не судя ни тупости, ни злобы, Скорей, скорей в твое небытие!
Афанасий Фет
В жизни Фета было лишь одно сильное чувство — любовь к Марии Козьминичне Лазич. Роман молодых людей окрашен в трагические тона. Поэт практически сразу признался девушке, что не сможет на ней жениться по финансовым обстоятельствам. Несмотря на это, Лазич предпочла не прекращать отношения. Сложная ситуация разрешилась велением судьбы. Жизнь Марии Козьминичны рано оборвалась. Девушка умерла в 1850 году от многочисленных ожогов — на ней загорелось платье от неаккуратно брошенной горящей спички. Фет посвятил Лазич значительную часть своей любовной лирики. Впрочем, долгое время литературоведы не знали имени возлюбленной поэта. В мемуарах он называл ее Еленой Лариной, делая отсылку к «Евгению Онегину». Установить личность женщины удалось только в 1920-х годах Георгию Петровичу Блоку, биографу Фета.
«Ты отстрадала, я еще страдаю…» — стихотворение, датированное ноябрем 1878 года и относящееся к «лазичевскому циклу». Произведение можно разделить на три части. В первой строфе описывается настоящее положение лирического героя. Его жизнь наполнена страданием, сомнениями. Вторая часть — самая светлая. В ней даются воспоминания лирического героя о лучших моментах отношений с погибшей возлюбленной. В заключении поэт возвращает читателей в мрачное настоящее. Мир без дорогой сердцу женщины — мир, в котором не хочется жить. Лирический герой мечтает скорее отправится за ней в небытие, чтобы более не сталкиваться с людской тупостью и злобой.
«Лазичевский цикл» — истинная вершина русской лирики в плане разработки темы любви к умершей женщине. Мотив этот встречается еще в творчестве Василия Тредиаковского, реформатора стихосложения в нашей стране. Далее его подхватили Державин, Жуковский, Пушкин, Некрасов, Тютчев, Полонский, Надсон. В некоторых случаях тема появлялась в связи с биографическими событиями, иногда ее осмысление базировалось лишь на художественном вымысле. Фет «лазичевский цикл» создавал через много лет после смерти возлюбленной. Большая часть стихотворений относится к 1870-1880-м годам. Любовная лирика поэта выступила в роли своеобразного венка на могилу Марии Козьминичны, пусть и сильно запоздалого.
В 1857 году Фет сочетался браком с Марией Петровной Боткиной.
Мария Боткина
Сильного любовного чувства он к ней не испытывал, но отношения между супругами были хорошие. Боткина сумела стать мужу примерной женой и помощницей.
Текст: pishi-stihi.ru
Стихосложение
Произведение написано 6-стопным ямбом (ударение на каждом втором слоге, выделим его жирным шрифтом):
О не (1) // тре-вожь (2) // ме-ня (3) // у-ко (4) // рой спра (5) // вед-ли (6) — (вой!)
Длинная 6- стопная строка словно подчеркивает сложность и запутанность того чувства, которым живет поэт в своей личной жизни: вина за страдание Денисьевой, отлученной от общества, любовь и восхищение душой Елены, горечь от сознания своей душевной скудости и удивление от того, что его так пылко и незаслуженно, по его мнению, любят… Здесь все смешивается.
Применяется сравнительно редкая в стихосложении кольцевая рифмовка (по схеме а-б-б-а), когда между собой рифмуются первая и последняя строка катрена, как бы окольцовывая его, а две внутренние строчки связаны отдельной рифмой.
«Вернуть любовь», анализ стихотворения Северянина
В 1905 году восемнадцатилетний поэт Игорь Северянин влюбился в девушку по имени Евгения Гуцан. Влюбленность, оказавшись одним из первых ярких впечатлений в его жизни, открыла в нем талант поэта. Евгения, для которой молодой литератор выдумал новое имя Злата, вдохновляла своего спутника жизни на протяжении нескольких лет. Игорь Лотарев посвятил своей музе огромное количество лирических произведений не только во время их совместного проживания, но и после того, как пара рассталась. Именно после ухода Златы к более состоятельному мужчине, в 1908 году, поэт пишет стихотворение «Вернуть любовь». Отношения с любимой женщиной прервались, а душу молодого человека терзали ревность, неудовлетворение, сомнение.
Тема стихотворения «Вернуть любовь» ясна из названия. Любовь и разлука, недолговечность любви, грусть и опустошенность после расставания – то, что переживает автор. Неугаснувшее чувство не дает покоя поэту-лирическому герою. Расставание произошло, а любовь ведь не исчезла.
С первой строки ставится самый главный вопрос – это еще любовь бередит душу влюбленного, или ее уже заполнила ненависть к объекту прежнего обожания? Герой желает возвратить минувшее, но в то же время боится его обидеть возвратом. Во второй строфе автор передал мучения своей совести – «заклеймен я совестью». В то же время звучит покаяние: «поправшему любви своей закон». Описание чувства вины, мучившего автора, «перетягивается» и в третью строфу. Он надеется, что «вернуть любовь – прощение вернуть». И заканчивая произведение, поэт возвращается к главному вопросу: «не месть ли это? Не зависть ли?»
Лирический герой полон противоречий и сомнений. Весь поэтический мир Игоря Северянина изначально двойственный. Поэт пытается определить главное, взвешивая на весах добро-зло, любовь-ненависть. И в этом произведении герой терзает себя: «что ж это: зло старается любить, или любовь мечтает ненавидеть?..»
При построении стиха автором использована четырехчастная композиция лирического сюжета.
Произведение пронизано грустью и терзаниями, и это обозначено такими тропами: ненависть любит, любовь ненавидит, совесть заклеймила, зло любит, а желание описано эпитетом как «туманно –призрачное».
Музыкальность стиху придает двусложный размер с ударением на четные слоги — ямбические строки с перекрестной рифмой по положению в строфе.
Как разновидность литературы русская любовная лирика появилась в восемнадцатом веке. До этого в фольклоре существовала лирическая песня. А любовная лирика девятнадцатого столетия начала открывать внутренний мир поэтов с автобиографическими подробностями.
Жанр любовной лирики, к которой и относится это стихотворение Игоря Северянина, один из ярчайших в литературе. Он помогал раскрыть состояние души человека, драматичность жизненных ситуаций и человеческих отношений.
Богатство и одаренность поэтической натуры Игоря Северянина в огромной степени раскрыты в стихотворении «Вернуть любовь». Его лирика понимаема и актуальна, но вместе с тем оригинальна. Она содержит оттенки пережитого и прочувствованного им. Поэтическое слово звучит взвешенно и продуманно, оно открывает читателю многообразие и глубину человеческих чувств.
Вечные страдания, вечная любовь – все старо как мир, и вместе с тем ново для тех, кто любит и нуждается во взаимности. Эта тема задевает и волнует каждого из нас в разные периоды нашей жизни. Произведение «Вернуть любовь» дает возможность познать русскую любовную лирику через душевные переживания и чувства автора, поэта Серебряного века Игоря Северянина.
- «Весенний день», анализ стихотворения Северянина
- «Классические розы», анализ стихотворения Северянина
- «Увертюра (Ананасы в шампанском!)», анализ стихотворения Северянина
- «Град», анализ стихотворения Северянина
- «Это было у моря», анализ стихотворения Северянина, сочинение
- «Родник», анализ стихотворения Северянина
- «Русская», анализ стихотворения Северянина, сочинение
- Игорь Северянин, краткая биография
По произведению: «Вернуть любовь»
По писателю: Северянин Игорь