Борис пастернак ~ весна в лесу (+ анализ)

Кто живет в сосновом бору?

Сосновый бор — лес? Да, это лес, в котором преобладают сосны. По своему наполнению эти леса похожи на таежные. Кроме сосны здесь растут черемша и черемуха, осина и голубика, которую еще называют черной малиной. Хвойно-лиственный лес — второе название смешанного соснового бора.

Сосны в таких лесах растут очень высокими и стройными. Обусловлено это тем, что они, как и любое дерево, стремятся к солнечному свету, и вытягиваются вверх, чтобы пробиться к теплым лучам мимо крон своих собратьев.

Сосновый бор богат грибами, которые прекрасно себя чувствуют на почве, щедро сдобренной опавшей хвоей. Под высокими деревьями в нежной травушке прячутся грузди и опята, маслята и подберезовики.

К сожалению, чистые не слишком богаты обитателями, потому что для них здесь мало кормов. А вот в живет множество зайцев, кабанов и лисиц. Косули и лоси тоже находят здесь себе неплохой дом. Кроме того, мы можем увидеть между соснами серьезных ежей и быстрых как молнии куниц.

Тема стихотворения

В стихотворении описан приход весны в лес, когда зима ещё не полностью сдала позиции и цепляется за каждый овраг, за каждую лесную балку. Идёт борьба весны и зима, первая побеждает днём, когда в роли союзника выступает солнце, вторая пока берёт своё по ночам.

Обратим внимание, как точно, в деталях, поэт описывает лес весной. Он не отдаётся на 100% во власть лирики, а видит мельчайшие изменения пейзажа и следы бегства зимы:. В лесной чаще пока окопалась зима, но это её последний бастион, который с каждым лучом солнца становится всё слабее и меньше

Со злости о потерянной власти зима оставляет мусор и хлам, который копила, как сокровище, на снежном полотне. Это не смущает весну, которая умоет лес и поля талой водой и высушит лучами солнышка

В лесной чаще пока окопалась зима, но это её последний бастион, который с каждым лучом солнца становится всё слабее и меньше. Со злости о потерянной власти зима оставляет мусор и хлам, который копила, как сокровище, на снежном полотне. Это не смущает весну, которая умоет лес и поля талой водой и высушит лучами солнышка.

История создания стиха

Стихотворение пишется в 1956 году, который стал во много переломным для Пастернака. Не так давно Борис Леонидович пережил инсульт, после смерти Сталина стало только растворятся ожидание ареста, а сам поэт в это время разрывается между семьёй и возлюбленной. К прочему, рукопись «Доктор Живаго» лишь отправилась в Италию и судьба романа пока неизвестна.

В такой момент душа автора строк требует перемен, что и делает Б Пастернака более наблюдательным за природой, откуда он и черпает строки анализируемого стихотворения. В нём просматривается межстрочная параллель между сменой времён года и перерождением человека.

Средства выразительности

Показать реалистичную картину природы и в то же время сделать стихотворение художественным Пастернаку удалось с помощью разнообразных тропов:

  • Эпитеты – “отчаянные холода”, “почернелая кора”, “еловый мусор”, “грязная вешняя жижица” .
  • Метафоры – “лед сковывает дороги”, “небо застряло в сучьях и не движется”, “вода с солнцем пополам” .

Стихотворения Бориса Пастернака рассказывает о первых весенних деньках в лесу, когда вроде бы уже и солнышко теплое, но еще не растаял снег. В стихотворении присутствуют прилагательные обозначающие цвет, но не они создают цветовое восприятие стихотворения. Оно наполнено светлыми красками, хотя светлые цвета в стихотворении не названы. Лирический герой этого стихотворения рассказывает о приходе весны.

Поэт наполняет свое стихотворение бытовыми деталями и подробностями, чтобы через них передать единство человека и мира природы.

Поэт, неоднократно видевший приход весны, не перестает удивляться тому, как уверенно она отвоевывает свои права у зимы. Чем больше последняя упорствует, тем очевиднее будет ее поражение, и тем больше удовольствия доставят автору ожидаемые перемены. Но в тот момент, когда в лесу еще лежит снег, легкое дрожание прогретого солнцем воздуха указывает на то, что весна уже не за горами, и самое время готовится ко встрече с этой капризной красавицей.

История создания – написано стихотворение в 1956 году, в период, когда Борис Пастернак жил у себя на даче в Переделкино.Тема – ожидание прихода весны, предчувствие перемен, которые она принесет.Композиция – одночастная, автор развивает идею прихода весны последовательно, переходя от одной картины к другой.Жанр – пейзажно-философская лирика.Стихотворный размер – ямб.Эпитеты – “отчаянные холода”, “почернелая кора”, “еловый мусор”, “грязная вешняя жижица”.Метафоры – “лед сковывает дороги”, “небо застряло в сучьях и не движется”, “вода с солнцем пополам”.Олицетворение – “лицом поворотясь на юг, сосна на солнце жмурится”.Сравнение – “небо в тучах как в пуху”.

В стихотворных работах Бориса Пастернака можно встретить очень много образов, которые совершенно не похожи друг на друга. Особенностью его работ является то, что он никогда не украшал, не дорисовывал прелести окружающего мира. Автор старался реально воспринимать то, что видят его глаза, и точно также реально передавал это на бумаге. Благодаря такому таланту, каждая работа Бориса Пастернака наполнена неким очарованием и удивлением.

Из строк стихотворения понятно, что весна задерживается. Все вокруг окутано холодом. И этот холод никак не дает растаять последнему снегу. Автор вспоминает, что в это время, уже все должно цвести и пахнуть, радовать глаз яркими лучами солнца и прогревать землю теплом. Однако не в этом году! Хотя, в воздухе уже витает аромат весны. Эти видно и по поведению дворовых птиц, которые заигрывают друг к другу.

После такого вдохновляющего описания, автор меняет настроение стихотворных строк. Он передает последствия медленного исчезновения снега. Под ним появляется еловый мусор, разный хлам. И этим мусором завален весь лес.

Пастернак пишет о том, что солнце будь-то бы застряло над грязной жижицей. Конечно, такие мрачные моменты прихода весны можно было бы и опустить. Однако Борис Леонидович придерживается своего реалистичного стиля написания стихотворений и передает все так, как есть на самом деле, без возвышений и восхвалений. Хотя, даже такие серые, мрачные пейзажные детали не в силах разрушить истинное ощущение прихода, скорого наступления весны.

Также, Пастернак еще раз передает свое удивление тем процессом, когда весна стремительно воюет с зимой и побеждает, прогоняя задержавшуюся пору года. Совсем скоро она разрушит лесные заснеженные сугробы, избавит землю от серости и мрака. Весна не за горами!

  • Какая рифма в стихотворении школа михалкова

      

  • Совесть нина карнаухова не приготовила уроки план

      

  • Чем политические партии отличаются от других объединений кратко

      

  • Современные подходы к организации воспитательной работы в доу программы и календарные планы

      

  • Проект динозавры в средней группе доу

Композиция

Произведение условно можно разделить на три части. В первой части автор раскрывает всю прелесть природы, пробуждающейся после зимнего сна. Тает снег, бегут ручьи, ещё совсем немного – и деревья наденут своё зелёное убранство, а соловьи будут разливаться звонкими трелями. Весна только вступает в свои владения, но уже понятно, что злые метели и снежные бури позади, впереди – солнце, цветущие луга и пение птиц.

Во второй части лирический герой делится своими переживаниями, которые возникают у него с приходом весны. В каждом человеке, будь то труженик или беззаботный ребёнок, с приходом весны просыпаются надежды и светлые мечты, возникает чувство неподдельной радости и счастья, предвкушение прекрасных перемен. Кажется, будто вместе с зимой ушли все беды и проблемы, и впереди ждёт лишь безоблачное счастье.

В финальной части произведения звучит радостная весть – «Весна!», знаменующая собой слияние природного и человеческого торжества. Стих состоит из пяти четверостиший. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения: ясно видны мысли и чувства лирического героя.

История создания

Пастернак написал «Весну» в 1918 году, когда ему было всего 28 лет. Он с восторгом принял Февральскую революцию, хотя кризис временного правительства и всеобщий государственный распад вызывали у него явную неприязнь. Борис Пастернак относился к Революции, как к «Великой хирургии», где доведение до конца так давно и славно начатого дела – просто необходимое и единственное верное решение. Несмотря на потери, которые при этом может понести народ и государство. Так он думал примерно до лета 1918 года. Тогда Борис Леонтьевич, ещё молодой и пылкий, начал распознавать сущность новой власти раньше многих других. Он вынужден был просиживать положенное время в редакционных изданиях и получать за это мизерный паёк, для него это практически невыносимо. Но выбирать не приходится.

Спустя три года после опубликования «Весны», родители и сёстры Пастернака, по личному ходатайству А.В. Луначарского, покинут страну и отбудут в Германию для проведения сложной операции отцу семейства. Но после выздоровления Леонида Осиповича Пастернака, в СССР семья поэта так и не вернётся.

Революция для молодого Пастернака – стихийное, иррациональное, но абсолютно неизбежное явление, к которому автор относится фаталистически, что роднит его с Блоком, Ахматовой и Цветаевой. Юный Пастернак готов был многое прощать новой власти за внедрение новых позитивных программ.

Весна

Все нынешней весной особое, Живее воробьев шумиха. Я даже выразить не пробую, Как на душе светло и тихо.

Иначе думается, пишется, И громкою октавой в хоре Земной могучий голос слышится Освобожденных территорий.

Весеннее дыханье родины Смывает след зимы с пространства И черные от слез обводины С заплаканных очей славянства.

Везде трава готова вылезти, И улицы старинной Праги Молчат, одна другой извилистей, Но заиграют, как овраги.

Сказанья Чехии, Моравии И Сербии с весенней негой, Сорвавши пелену бесправия, Цветами выйдут из-под снега.

Все дымкой сказочной подернется, Подобно завиткам по стенам В боярской золоченой горнице И на Василии Блаженном.

Мечтателю и полуночнику Москва милей всего на свете. Он дома, у первоисточника Всего, чем будет цвесть столетье.

1944

Стихотворение «Весна» удивительно тем, что написано в 1944 году. То есть первая его редакция, отличная текстово, но уже содержащая все основные образы окончательного варианта, появилась более, чем за год до Победы.

По большому счёту, Пастернак здесь говорит о событиях, которые к моменту написания стихотворения принадлежали ещё далёкому будущему – ведь Пражская операция произошла даже позже официального подписания капитуляции Германии. Освобождение Белграда также состоялось лишь в октябре 1944 года.

На улицах Праги

И в то же время эти события уже ясно видятся поэту:

…улицы старинной Праги Молчат, одна другой извилистей, Но заиграют, как овраги.

Сказанья Чехии, Моравии И Сербии с весенней негой, Сорвавши пелену бесправия, Цветами выйдут из-под снега, —

И иногда – описываются как случившиеся:

Земной могучий голос слышится Освобожденных территорий.

В то же время здесь мы вновь видим очень характерную для Пастернака метафору победы как весны – победы жизни над смертью. Ранее мы наблюдали её в «Стихотворениях Юрия Живаго», тематически связанных со Страстной седмицей.

В ранней редакции, которая называлась «Цветы» этот мотив был отчасти сильнее. В окончательном варианте текст приобретает некоторую абстрактность: ведь цветы здесь – это не только трава, пробивающаяся из-под снега на улицах Праги, но и завитки росписей на стенах Кремлёвских палат, и цветные купола Покровского собора (видимо, освобождённые к этому времени от маскировочных конструкций).

Причём внезапно осознанная цветность мира здесь – не только объективное состояние природы

Важно, что и лирический герой, для которого первые годы войны ассоциировались с «сухостью в горле» (см. стихотворение «Победитель»), теперь вновь готов воспринимать мир цветным и прекрасным

Так в стихотворении Бориса Пастернака возникает очень нехарактерное лишённое парадного официоза, скорее интимно-религиозное переживание Победы:

Я даже выразить не пробую, Как на душе светло и тихо, —

которое разительно отличает это стихотворение от большинства образцов парадной лирики.

Что такое весна?

Весна — это ясное голубое небо и плывущие по нему белые пушистые облака, которых подгоняет весёлый ветерок. Весна — это ранние цветы: подснежники, фиалки, нарциссы, одуванчики, молодая зелёная травка. Это деревья, по стволам которых с новой силой течёт живительная влага, дарящая силу набухшим почкам. Это тепло в воздухе, которое чувствуешь кожей, это яркие солнечные лучи, пробуждающие всё вокруг, это неповторимые нежные ароматы природы.

После зимней тишины весна приносит с собой множество радостных звонких звуков. Стучат о подоконник капли от тающих сосулек. Шумят весенние потоки, трещит, ломаясь, на речке лёд. Наполняет воздух пение птиц, вернувшихся из тёплых краев и строящих себе гнёздышки. Ветер уже не гудит среди голых веток деревьев, а мягко шумит молоденькой листвой. Случается, льют дожди — обильные, щедрые, наполняющие растения силой. Иногда можно услышать громкие раскаты грома, сопровождающие молнию во время грозы.

Популярные сочинения

  • Вид из окна — сочинение 6 класс Окно моей комнаты смотрит на восток. Поэтому с самого раннего утра в него заглядывает солнце. Когда я просыпаюсь, первое что вижу, это солнечные блики на потолке и стенах.
  • Сочинение по картине Айвазовского Буря на Северном море Море и всё, что с ним связано – любимая тема Айвазовского. Причём, всегда на его полотнах разворачивается какая-то трагедия. Он не рисует спокойное море.
  • Сочинение-рассуждение на тему Преданность (15.3 9 класс) Под преданностью понимается полная, непоколебимая приверженность к какому – либо делу или человеку, которую невозможно сломить и изменить даже в трудных обстоятельствах и ситуациях. Можно сказать, что это симбиоз любви и верности

Образы и символы

Лирическим героем стихотворения «Весна» является сам автор, что очень характерно для жанра элегия. Лирический герой стал неожиданно одиноким, потерявшимся, утратившим «почву под ногами». Он правдив, искренен, что является главной чертой лирического героя всех произведений Пастернака. Чувства и восприятия поэта спроецированы на природу, окружающую среду, которая предстаёт перед читателем в тревожном образе. 

  • В первой строфе перед читателем раскрыт образ города, «живого» и пугающего, который до определённых пор был уютным прибежищем автора. Теперь в нём нагоняет тревогу буквально всё: «тополь удивлён», «даль пугается», «дом упасть боится». Сам город не поддерживает случившиеся изменения. Даже воздуху стало мало места из-за повисших над улицами страха и смятения: «Где воздух синь, как узелок с бельем».
  • Стихотворение начинается со слова «весна», которая является символом надежды на будущее, символом обновления. Пастернак ждал этих обновлений и улучшений, но он их боялся, боялся сопутствующих им смут, мятежей, непонятностей. 
  • Поэт употребил «синь», характеризуя воздух, что неслучайно, так как синь – это вечность, постоянство, честность. Этим понятиям стало очень тесно в формирующемся «новом мире», поэтому автор пишет: «Как узелок с бельем у выписавшегося из больницы».
  • Также автор в первой строфе вводит дополнительный образ – образ выздоровевшего, который идёт по знакомым улицам уже совсем другим, обновленным. Выздоровевший — это образ народа, который «выздоровел», освободился, делает новые, ещё не совсем уверенные шаги к иной жизни, к новому строю.
  • Ещё один яркий образ произведения – одиночество. «Вечер пуст», «прерванные рассказ», «оставленный звездой» — не очень жизнерадостные словосочетания, особенно в контексте предыдущей строфы. От данных строк тянет тоской, вяжущей печалью, потерянностью. 
  • Звезда – символ человечества, символ Божественной идеи. У автора она прерывает свой рассказ, то есть всё человечество замерло в неведении, в страхе, всё остановилось. 
  • Глаза, которые, как всем известно, являются зеркалом души, у автора «шумные», «бездонные», они «лишись выраженья», в них только тревога. 

Система образов «испуганный город и одиночество среди тысяч глаз» очень убедительно передаёт чувство смятения, взволнованности и опасения.

Весеннее цветение

Самое прекрасное весеннее явление живой природы — цветение деревьев. Они начинают цвести повсюду — в садах, парках, лесах, на улицах города. Нежные цветочки деревьев и кустов очень красивые и имеют сладкий приятный аромат. На это зрелище невозможно смотреть без восхищения. Кажется, будто попал в сказку! А потом цветки начинают высыхать, их лепестки отрываются и падают на землю. И на их месте начинают угадываться будущие фрукты — крошечные пока вишни, груши, яблоки, персики. Будет чем полакомиться летом!

Весна — это пора цветов. Первыми, ещё через снег, пробиваются на чёрной земле подснежники, поднимая свои головки к солнцу. Они кажутся очень хрупкими, слабыми, но, вместе с тем, сумели пробиться сквозь толщу снега. А в середине апреле наступает пора нарциссов и тюльпанов. Особенно мне нравятся красные тюльпаны, хотя все хороши по-своему. В мае пышно расцветают сирень разных цветов и пионы, а за ними — королева всех цветов — роза. В это время деревья и кусты уже стоят наряженные в яркие зелёные листья. И весна дарит нам в полной мере свою яркую и живую красоту.

Композиция

Пастернак рассказывает о том, что весна собирается прийти позже обычного – хотя все ее признаки уже налицо, снег все еще лежит. Последовательно, строфа за строфой поэт рисует картину наступления весны. И это не идеалистические пейзажи, где все очень красиво – нет, это то, что каждый человек может увидеть, выйдя в лес.

В пастернаковской весне есть место и еловому мусору, и грязи, и лужам. Такие малоприятные детали видел каждый, кто хоть раз бывал в ельнике в момент таяния снега. В этом не того очарования, которое присуще классической пейзажной лирике, но в то же время есть собственное – очарование настоящей природы и настоящей жизни.

Это произведение интересно тем, что Пастернак не упускает мрачные детали, связанные с приходом весны, в то время как обычно поэты прикрывают его романтическим флером. Не, описание реалистично от первой до последней строфы и при этом все равно остается легким и прекрасным.

В стихотворных работах Бориса Пастернака можно встретить очень много образов, которые совершенно не похожи друг на друга. Особенностью его работ является то, что он никогда не украшал, не дорисовывал прелести окружающего мира. Автор старался реально воспринимать то, что видят его глаза, и точно также реально передавал это на бумаге. Благодаря такому таланту, каждая работа Бориса Пастернака наполнена неким очарованием и удивлением.

Стихотворение «Весна в лесу» было написано в последние годы жизни поэта. Он находился в поселке Переделкино и наблюдал за чудесными природными пейзажами.

Из строк стихотворения понятно, что весна задерживается. Все вокруг окутано холодом. И этот холод никак не дает растаять последнему снегу. Автор вспоминает, что в это время, уже все должно цвести и пахнуть, радовать глаз яркими лучами солнца и прогревать землю теплом. Однако не в этом году! Хотя, в воздухе уже витает аромат весны. Эти видно и по поведению дворовых птиц, которые заигрывают друг к другу.

Пастернак пишет о том, что солнце будь-то бы застряло над грязной жижицей. Конечно, такие мрачные моменты прихода весны можно было бы и опустить. Однако Борис Леонидович придерживается своего реалистичного стиля написания стихотворений и передает все так, как есть на самом деле, без возвышений и восхвалений. Хотя, даже такие серые, мрачные пейзажные детали не в силах разрушить истинное ощущение прихода, скорого наступления весны.

Также, Пастернак еще раз передает свое удивление тем процессом, когда весна стремительно воюет с зимой и побеждает, прогоняя задержавшуюся пору года. Совсем скоро она разрушит лесные заснеженные сугробы, избавит землю от серости и мрака. Весна не за горами!

Анализ стихотворения «Весна в лесу» Пастернака

Колоритная пейзажная зарисовка «Весна в лесу» Бориса Леонидовича Пастернака – пример зрелой лирики поэта.

Стихотворение написано в 1956 году. Его автору в этот момент 66 лет, он, понадеявшись на перемену идеологического курса в стране, отдал итальянскому издателю рукопись «Доктора Живаго». Позади первый инфаркт, жизнь под угрозой ареста, мучительная тайная любовь, когда ему пришлось разрываться между семьей и самоотверженной возлюбленной, много пострадавшей из-за него от властей. По жанру – пейзажная лирика, по размеру — ямб с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Рифмы, закрытые, открытые. Лирический герой – рассказчик. Композиция одночастная. Поэт повествует о подсмотренном в Переделкине, где он жил, приходе весны. Стихотворение построено на контрасте холодов и жары. Зима была настолько суровой, что «кора почернелая» льда отказывается таять. Странное соседство зимы и весны. «Петух амурится»: то есть, ухаживает за курицей, любезничает. В городе зима уже сдала свои права, но в лесу отступать не хочет: снегом все завалено. Если раньше снег лежал, искрился, покрывал землю, то теперь свален в кучу. Сверкающая на солнце вода затопила проталины. «Тучи как в пуху»: при ясной жаркой погоде облака особенно белы и пушисты. «Вешняя»: весенняя. Интересное просторечное словечко: жижица. Все остановилось в этом межсезонье. «Парит и печет»: все почти потеет, тужится, но сдерживает первую зелень, не дает просохнуть земле. Похоже, смена времени года придет внезапно (нечаянней), возможно, за одну ночь. Эпитеты: грязной жижицей, отчаянные холода. Олицетворения: сосна жмурится (здесь двойное олицетворение, раз уж у сосны есть еще и «лицо»), небо застряло в сучьях. Кстати говоря, не удивительно, что в плену природного конфликта находится земля, но, похоже, страдает и небо. Метафора: водою с солнцем. Сравнение: как в пуху. Поэт широко использует прием инверсии: затоплены проталины, недели целые, сковывает лед. Просторечная лексика: хлам, амурится. В сущности, Б. Пастернак описывает типичную, почти банальную картину. Однако вряд ли найдется человек, который не разделил бы его чувств и веселого любопытства, наблюдая эту старую, но вечно новую смену времен года.

Тема природы отражена в творчестве Б. Пастернака порой с фотографической точностью. Жизнь в поселке Переделкино подарила поэту эту возможность, обогатила его поэзию наблюдениями с натуры.

Стихотворение “Весна в лесу” написано Пастернаком на закате его жизни и в период противостояния сообществу литераторов. Поможет понять это произведение краткий анализ “Весна в лесу” по плану, который может быть использован на уроке литературы в 7 классе для объяснения темы.

Средства выразительности

Для придания стихотворению образности, лиричности и эмоционального накала поэт мастерски использует самые разнообразные средства художественной выразительности.

Красочные эпитеты (« небесная», «звонкий», «беззаботных ») создают ощущение праздника, которое несёт с собой весна. При описании пробуждающейся природы автор использует олицетворения (« лес оденется листвою», «бегут ручьи», «зима унесла ») и метафоры (« небесная лазурь», «пора метелей злых и бурь» ). Также в произведении встречаются инверсии (« тает снег», «засвищут соловьи ») и сравнения (« стучит, как будто ждёт чего-то »).

Впечатление в значительной мере усиливается благодаря противопоставлению « злых метелей » « небесной лазури » и радостному восклицанию « Весна!».

  • Меня тошнит от вас от всех стих

      

  • На опушке на лесной собрался народ честной матерный стих

      

  • Автор стиха жди меня и я вернусь

      

  • Песни на стихи луговского

      

  • Елка стих о войне

Образы и символы

Благодаря созданию ярких образов автор продемонстрировал поэтапное наступление весеннего сезона.

Центральным в произведении является образ весны. Пастернак воплотил в нем не только всю реальность межсезонья, но и красоту приближающейся поры. Конечно же, весна, изображенная поэтом, лишена того очарования, которое свойственно традиционной пейзажной лирике. Однако читатель замечает особое великолепие в облике настоящей природы и гармонии с ней.

Одним из главных в произведении является образ лирического героя, в роли которого выступает рассказчик. Именно глазами поэта читатель наблюдает за переходной красотой леса и за приходом весны. В образе рассказчика перед читателем предстаёт наблюдательный человек, который видит прекрасное там, где равнодушный обыватель пройдет мимо, поеживаясь. Ведь описанное автором время года мало кого пленяет и радует: черный лед, еловый мусор, тучи и вода в проталинах — все это мало кого вдохновит. Однако даже эти явления по-своему очаровательны, так как создают атмосферу предвидения полноценной оттепели.

Свое стихотворение «Весна в лесу» поэт построил на противопоставлении жары и стужи: тепло плавит снег, но холод поднимается от окованной льдом земли. Несмотря на то, что зима уступает свои права весне, все вокруг ещё засыпано снегом, дороги скованы льдом. Автор изобразил природу, которая будто бы замерла в периоде межсезонья.

Очень важным в произведении является образ воды. Вода, которая образовалась из тающего снега, затопила все лесные проталины. Именно вода выступает символом скорых перемен и надежды на светлое будущее. Все проблемы и невзгоды растают, подобно снегу.

Мотив грязи пронизывает все строки: весна появляется не на пустом месте, преображение природы требует времени и терпения. Но даже в этом процессе видится своя неповторимая атмосфера, не лишенная приятных черт.

Всем своим стихотворением автор хочет сказать: перемены постепенны, ничто не делается в одночасье.

Обитатели и растения хвойного леса

Часто называют тайгой. Это суровые вечнозеленые таежные дома для множества животных. Обитают тут животные с роскошным мехом. Иначе они бы просто замерзли, так как зима в тайге очень долгая, снежная и суровая, а лето хоть и теплое, но достаточно короткое.

Здесь, на заснеженных ветках елей и кедров можно увидеть шишкаря (что получил свое название потому, что питается шишками, раскалывая их своим необычным клювом наперекрест) и больших глухарей с огромными перьями. Из небольших зверушек здесь живут пушистые бурундуки и горностаи, безумно красивые соболя, чей мех всегда очень высоко ценился. Обитает в таежных лесах красавица-рысь, громадный бурый медведь и большие лоси, а также довольно редкая росомаха.

Растительный мир таежных лесов небогат. Верхний ярус составляют хвойные деревья — величественные кедры и кипарисы, можжевельники, лиственницы и сосны. И, конечно же, ели. Елочка в лесу, из известной песенки, скорее всего, родилась именно в такой вот тайге.

Из трав здесь растет не много видов, и их, чаще всего, в других лесах не найти. Все потому, что верхний ярус леса очень высок и пропускает мало солнечного света, поэтому выживает в этих условиях разве что неприхотливый мох да лишайник разных видов

Отдельное внимание стоит уделить мхам, здесь их много, они роскошны и разнообразны и кормят своими сочными стеблями многих животных даже зимой, прекрасно чувствуя себя даже под заледенелым снегом

Анализ стихотворения «Начало зимы» Заболоцкого

Чуть раньше — в стихотворении «Начало зимы» — пейзаж также изображен системой метафор-олицетворений, еще более насыщенных и предметной и психологической конкретностью, но гораздо более сложных. Процесс замерзания реки превращается в процесс умирания огромного живого существа, его мук, агонии, описанных с точностью поэта, как бы врача и как бы ландшафтоведа. В четкой временной последовательности, но в двух переплетенных планах — природном и квазипсихологическом.

И в эту последовательность опять включено присутствие лирического «я» как наблюдателя и отчасти комментатора, несколько более активного, чем в «Весне в лесу», движущегося вместе с движением лирического события не только во времени, но и в пространстве.

Река как олицетворенное существо становится предметно-психологическим образом-символом диалектики всей жизни, смерти и «сознания» природы и сопереживания человека. В заключительной строфе образ умирания реки сопоставляется с образом окружающей природы и с движением самого человека.

Опять появляется на сцене «я», наблюдатель-рассказчик, появлением которого начинается стихотворение:

И я стоял у каменной глазницы,

Ловил на ней последний отблеск дня…

Но здесь этот наблюдатель уже уходит, а не приходит. Подобно уходу из жизни умирающей речки. Контраст-параллель между уходом и приходом выражает диссимметрическое строение композиции всего стихотворения. Уточняется и отрезок времени, с которым связано лирическое событие. А появление каких-то «огромных внимательных птиц» вскрывает опять ощущение тайны, недоговоренности, скрытой символичности умирания одушевленной речки. Отсюда, например, замечательный образ: «уходящий трепет размышленья». Образ имеет двойную силу: материализации, опредмечивания психологического процесса и, наоборот, скрытого параллелизма предметных и психологических явлений; уходящий трепет подобен уходящему трепету волнения и течения реки при замерзании.

Главная » Упражнения » Весна в лесу пастернак год написания. Анализ стихотворения Пастернака “Весна”

Образы природы в стихотворении «Весна в лесу» Б.Л. Пастернака

«Подснежники»

В первой строфе стихотворения поэт описывает подснежники, которые «из рта земли пробиваются наружу» и «словно разорванный бумагой белый пакет лежат на гребне высокого сугроба». Через образ подснежников Пастернак передает тонкую преломляемость света весеннего дня: снег растает, выглянет дневной свет и солнечные лучи будто проникают сквозь землю и создают легкость и нежность воздуха.

«В лесу»

Образ леса в стихотворении становится символом жизни и преображения. В начале стихотворения лес еще «темен» и «путан», но к концу стихотворения он «умылся и запустился в мир» — переродился и преобразился. Кроме того, лес является местом, где бьют искорки весеннего света и звездочки зеленых побегов, где утро «молодеет и голос свежеет».

«Вслед птицам»

Природа в стихотворении полна движения и жизни. Возможно, самый яркий образ движения — это «вслед птицам», когда автор призывает следовать их примеру, становиться легким и светлым. Описания перелета птиц передают легкость и грациозность их движения, а также непрерывной жизни и движения природы.

«Зеленые побеги»

Образ зеленых побегов в стихотворении символизирует жизненную силу и рост. Они дерзки и ярки, поэт передает их визуальность и поэтику формы. В то же время зеленые побеги — это символ того, как молодость и весна возобновляют и преображают жизнь.

Анализ стихотворения «Весна в лесу»

Лирическое описание весеннего пейзажа, в форме обращения к милому другу, неизвестному адресату, начинается сравнением работы весны с лабораторией и каждого «маленького растеньица» — с «колбочкой живой», соответственно научным представлениям, и опирается на точный зрительный образ, сама влага становится «солнечной», как бы поглощает в себя солнце.

Дальше лаборатория становится сказочной, появляется сказочный химик, врач, семейный человек — грач. Затем происходит смысловой скачок. Вместо внимательного грача, похожего на врача, появляется глухарь, «нелюдимый, как дикарь», и сопоставляется с «идолищем»; вместо лаборатории — таинственные леса с мифологическими образами. С этими образами, однако, контрастирует «странный» прозаизм, присущий именно Заболоцкому: глухарь «колышет потроха». Прозаизм, в котором содержится метонимическая деталь с несколько сдвинутым, остраненным смыслом.

В следующем четверостишии — уже внутри этих таинственных лесов появляется третий лик весеннего ландшафта, опять резко контрастирующий с предыдущим: «… солнца празднуя восход, / С причитаньями старинными / Водят зайцы хоровод».

В одном весеннем пейзаже описаны четыре лика природы, очень разных, но в рамках единого хронотопа, единой описательно-лирической песенно-разговорной интонации. Каждому лику природы отведено ровно по две строфы. В последних двух строфах — комментарий, вывод, обобщение. Здесь уже интонация прямого авторского высказывания и вместе с тем обобщающего итогового описания, в котором появляется еще один, пятый лик природы — лик самого солнца. И подчеркиваются «чудеса» реальной весны.

Идея

Смысл этого короткого, но ёмкого произведения не в журчании ручейков и постукивании капели, не в сладком пении птиц и таяние снегов. Для автора это сложный период непонимания происходящего, метания, как в мыслях, так и в толпе, поисков чего-то нового и разочарования в прошлых убеждениях. В изящных строках Пастернак передает исчерпывающую характеристику своего времени – напряженное и томительное ожидание, сопряженное со страхом.

В каждой строке стихотворения прослеживается основная мысль – непонимание происходящего, но и отсутствие попыток что-либо поменять: лишь отстранённость, безвольное наблюдение и полная опустошённость.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: