Анализ стихотворения гумилева волшебная скрипка. волшебная скрипка мастера. николай гумилёв

«волшебная скрипка», анализ стихотворения гумилёва

Краткое содержание

Стихотворение начинается с признания. Лирический герой подтверждает, что никак не сможет стать парой для любимой женщины. На это есть ряд других причин — он родом из другой страны, любит звуки зурны, а гитара ему противна. Выходы в свет тоже неинтересны лирическому герою. Он боится, что дамы в платьях и джентльмены в костюмах не поймут его работ.

Поэтому герой выбирает иную публику для чтения стихотворений — она состояла из драконов, облаков, водопадов. Даже любовью он наслаждается и живет этим чувством. Герой сравнивает ее с глотком воды. Ему не нравится роль рыцаря, который совершает подвиги, страдает, а потом смотрит на звезды и ждет милости любимой.

Даже смерть герой выбирает нетипичную. Он не хочет вести обычную и скучную жизнь. Умирать в постели в окружении людей, нотариуса, врача ему противно. Лирический герой предпочтет путешествовать по неизведанным землям и там погибнуть, сорвавшись в ущелье.

И даже желаемый рай чужд лирическому герою. Он не стремится к обетованной земле. Ему не нравится спокойная жизнь. С большим удовольствием герой начнет существовать после смерти с разбойником и блудницей.

Художественно-выразительные средства и стихотворный размер

Н.Гумилев – один из основателей акмеизма, представители которого отдавали большое значение конкретизированию используемых образов, как можно большему их овеществлению. В переводе с греческого «akme» означает «остриё». Именно поэтому в стихотворении настолько точно и осязаемо передаются душевные страдания героя. Одна картинка сменяет другую и читатель буквально воочию видит страшные терзания, которые встречаются на дороге скрипачей: здесь и «бродят бешеные волки», и бьется «обезумевший смычок», и струны поют и плачут, и «духи ада» слушают «царственные звуки». А в конце «запоздалый, но властительный испуг» посмотрит в очи юного мальчика, выбравшего эту дорогу.

Для написания стихотворения Н.Гумилев выбрал хорей с перекрестным рифмованием, чередуя при этом мужскую и женскую рифму.

Прекрасное и печальное стихотворение с трагической концовкой стало своеобразным пророчеством в судьбе самого автора. Спустя 20 лет Н.Гумилева арестуют по подозрении в участии в «Таганцевском заговоре» и расстреляют. Место его захоронения останется неизвестным.

Произведение стало знаковым и наиболее известным в творчестве поэта. В нем юный автор, по мнению многих литературоведов, впервые проявил авторские способы самовыражения и продемонстрировал основы творческого мировоззрения.

Стихотворение «Волшебная скрипка» Гумилёв написал в 1910 г. Оно открывало изданный в том же году сборник «Жемчуга». Стихотворение посвящено Брюсову, старшему наставнику Гумилёва.

Сведения об авторе

Николай Гумилев (1886−1921) — русский литературный деятель, переводчик, поэт и критик. Писатель был первым мужем знаменитой поэтессы Анны Ахматовой. В браке у двух талантливых людей родился сын — Лев Гумилев. Еще до начала семейной жизни поэт понимал, что Анна Андреевна не питает к нему взаимности, однако то, что Ахматова позволяла ему себя любить, уже было счастьем для классика. Тем не менее, Гумилев терзал и себя, и жену ревностью, их брак постоянно был поводом для пересудов в профессиональной среде.

Тема любви является одной из ключевых в творческом наследии автора. Стихотворения «Она», «Телефон», «Сон», «Сирень» — все это образцы романтического направления в лирике Николая Степановича. Испытывая духовную пустоту и одиночество даже после стольких лет брака с поэтессой, он продолжал посвящать ей свои стихи. Помимо этого творческого пласта, большим вкладом в литературное достояние России были переводы зарубежных авторов, сделанные Гумилевым. Среди работ классика серебряного века присутствуют адаптации книг:

  • Шекспира;
  • Браунинга;
  • Готье.

Вариант 2

У каждого человека в мире существует своя определенная страсть, причем поэту Николаю Гумилеву это было известно, в отличии от множества других поэтов. Еще с малых лет поэзия стала его спутником по жизни, Николаю было трудно, когда он переставал заниматься любимым делом, без поэзии он уже не мог. Для поэта было не сложно общаться с другими творческими людьми. А в зрелые годы к поэту пришло осознание, что за поэзию нужно платить, причем очень дорого – душой.

Что же такое настоящий талант? Возможно, это и есть самый настоящий дар с выше, а может это просто дар дьявола, который вскоре попросит что-то в замен. Такие вопросы актуальны и сегодня и будут актуальны после. Произведение «Волшебная скрипка» было написано в 1910 году. Исходя из содержания стихотворения, можно сказать, что для Гумилева страсти, какие-то великие деяние и идеи относятся исключительно к сатане.

Уже с самого начала стихотворение удивляет. В первых строках идет речь о том, что поэт заклинает героя стихотворения, который еще юный, не брать в руки на вид вполне обычную скрипку. Гумилев неспроста такого мнения. Поэту известно, что такое собственное превосходство, а именно его иллюзия. Потом с данным пороком очень трудно совладать. Такая иллюзия довольно быстро может растоптать любую счастливую жизнь.

Поэт старается сделать все, чтоб герой не взял скрипку, но замечает что наверно это бессмысленно. Поэт пишет, что глаза у юноши уже другие, пропали их свет. А это значит, что страсть понемногу начинает захватывать разум и в итоге самое главное – душу. Юноша хочет музыки, страсть очень велика. Автор говорит об этом, что желание и потребность уже нельзя остановить, герой уже не может повелевать ними. В строке «Надо вечно петь и плакать …..», автор хотел сказать что, он уже знает горькую судьбу юноши, автору уже все известно. Именно то, что волшебные звуки вскоре станут для парня настоящей реальностью, хотя, по сути, являются лишь иллюзией.

Путь любого творчества это дорога в одну сторону, обратного пути нет. Любые желания становятся бесконтрольными. Как в стихотворении, юноша вскоре уже покорный раб скрипки, ему уже не нужны люди у него есть скрипка. Именно этот процесс является сопутствующим, по мнению автора и в творчестве поэтов, художников и других творческих людей. С другой стороны, автор стихотворения все душой не хочет, чтоб парень попался на крючок соблазна, ведь он до хорошего конца не доведет.

Анализ стихотворения Волшебная скрипка по плану

«Волшебная скрипка» Гумилев. Анализ стихотворения

Человек, который имеет мечту – прекрасен. Но человек, который сумел воплотить свою мечту в жизнь – просто невероятно красив и счастлив. Так считают все вокруг, но не поэт Гумилев. Этот человек уже сам по себе – невероятно интересный человек. И он также считал, что всякий талант – уже сам по себе как будто бы отравляет человека. Так как человек теряет «безмятежный свет очей», он становиться слишком самоуверенным и восхищается самим собой. И это превосходство отравляет человека, делает его не невинным человеком, способным на все, что может сделать его счастливым. Нет, именно в те моменты человек превращается в того, кто погрязнет в своем таланте, кто будет навечно в нем погребен. Таких людей стоит по-своему опасаться – так считает Гумилев. Даже в его произведениях это проскальзывает. Так как естественно, что невозможно скрыть свою натуру полностью, да и вообще не возможно, когда пишешь стихи. «Волшебная скрипка» — стихотворения Гумилева, написанное в 1910

Список литературы:

//URL: https://litfac.ru/sochinenie/chto-mne-blizko-v-poezii-gumileva/

  1. Панкеев И.А. Николай Гумилев. Биография писателя. – М., 1995.
  2. «Самый непрочитанный поэт». Заметки А.А.Ахматовой о Н.Гумилеве. – Новый мир.- 1990, № 5.
  3. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизма// Русская литература XX века.дооктябрьский период./ Сост. Н. А. Трифонов .-М., 2012.
  4. Гумилев Николай Степанович. Стихотворения и поэмы, В.К. Лукницкая.- Л., 2012.
  5. Анненков Ю. Николай Гумилёв // Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий / Под общ. ред. проф. Р. Герра. — М.: Вагриус, 2005. — С. 97-115.
  6. Жизнь Николая Гумилёва: Воспоминания современников. — СПб: Изд. Международного фонда истории науки, 1991.

Лирика Николая Степановича Гумилёва — одно из самых значительных явлений в поэзии Серебряного века. Он стал основателем нового направления — акмеизма (концепцию которого создал несколько искусственно), к которому принадлежали такие поэты, как Ахматова, Мандельштам, Георгий Иванов…

Акмеизм, несмотря на все теоретические разногласия с символизмом, строится на том же самом принципе, принципе построения с помощью художественных средств собственного мира. Для Кузьмина основой такого мира послужил древний Египет («Александрийские песни»), для Блока — средневековье, а для Н.Гумилева — Восток: Индия, Африка, Китай. Этот неукротимый романтик знал Восток не понаслышке: сам много лет путешествовал по Африке и посвятил потом описанию своих странствий книгу стихов «Шатер». В Петербурге он скучал:

Экзотика возникает в его творчестве даже на формальном, языковом уровне. Он писал подражания восточным поэтическим жанрам, танкам, например:

Создал цикл «Абиссинские песни», где этим песням подражал, оригинальные же абиссинские тексты переложил верлибром и опубликовал отдельно. Восточный колорит его стихам придают причудливые метафоры и сравнения, использование экзотических слов:

5 стр., 2238 слов

Зима белый снег пушистый в воздухе. Крестьянская поэзия. Анализ …

… Сравнения Анализ стихотворения Зима Сурикова Анализ стихотворения И.З.Сурикова « Зима» Иван Захарович Суриков является стихотворцем, который писал в течение — крестьянская поэзия. В своих стихотворениях он … веселятся, забавляясь снегом лепят снежные комки. 5, 3 класс по плану, кратко История создания На долю … готовится жить с ней в мире и любви. Только бесконечно обожая эту деревенскую жизнь и …

Лирический герой лирики Николая Степановича Гумилёва — сильный духом, благородный человек, недаром так часто появляется образ рыцаря-конкистадора или странника-дервиша. Эти две стороны одной и той же личности, воин и святой, составляют неразрывное единство. Главная черта лирического героя Гумилёва (в отличие от пассивного героя Блока) — стремление к действию, стремление к утверждению своей личности. Недаром Гумилёв так часто использует любимый романтиками жанр баллады. Герой-романтик противопоставляет себя толпе:

Он стоит выше большинства людей, он сильнее их, и потому имеет право учить:

В этом — не бояться и делать, что надо — и состоит личностное и философское кредо Николая Гумилёва. Его поздняя лирика, анализируя которую, можно провести параллели с буддистской или индуистской философией, повествует именно об этом, о силе духа:

Восточная экзотика служила для Гумилёва художественным материалом, на основе которого он строил свою собственную, романтическую Вселенную. Она придает его поэзии какой-то особый, удивительный аромат и делает ее одним из самых значительных явлений русской литературы…

Тропы и образы

Всё стихотворение строится на аллегории волшебная скрипка – поэзия. Лексика стихотворения распадается на два полюса. Положительно окрашенные эпитеты относятся к миру юного скрипача: милый мальчик, улыбка светла, безмятежный свет очей. Метафора «эти взоры – два луча» отражает убеждённость мальчика в своём пути. Отрицательное значение несут эпитеты, связанные с трудностями и помехами: тёмный ужас, духи ада, белеющий бурун, бешеные волки, кровожадное исступленье, запоздалый, но властительный испуг, тоскливый смертный холод.

Отдельная группа эпитетов связана с волшебной скрипкой, обладающей властью: повелительные руки, царственные звуки, звонкие струны, обезумевший смычок.

Итог жизни поэта, смерть в конце называется славной и страшной (эпитеты).

Стихотворение Гумилёва «Волшебная скрипка» вводит читателя в мир народной волшебной сказки. Герой, обладающий волшебным предметом, отправляется в путь (метафора жизни). Волшебный предмет обладает силой, нужной для преодоления препятствий. Они тоже сказочные: бешеные волки, чудовища. Победа героя обусловлена не силой и ловкостью, а, как и в сказке, некими качествами, которые другие принимают за слабости. Мальчик не принимает всерьёз опасности, о которых говорит учитель. Он готов смотреть в глаза чудовищ, а не бежать от них. Но его бесстрашие – не следствие мудрости, а следствие неопытности. Именно такой и должен быть герой волшебной сказки, неискушённый и наивный. Убедившись в том, что мальчик подходит на роль героя, учитель отдаёт ему опасный предмет. Но самые важные наставления учителя – необходимость движения: «Мальчик, дальше».

Природа волшебной скрипки (поэзии) двойственна. Всё, что в ней пело и было послушно, может насмеяться. Владеющий ею жив до тех пор, пока играет. Игра обязательно связана с движением. Замедление и усталость смертельны. Говоря современным языком, Гумилёв создаёт квест. Герой должен пройти по дороге, которая сама по себе не представляет интереса. На ней нет «ни веселья, ни сокровищ». Так ради чего же идти? Ради самого пути. Движение по пути с волшебной скрипкой – и есть цель.

Как и в сказке, остановившийся герой погружается в оцепенение и охлаждается. Это метафора смерти: холод обовьёт тело, как тканью (сочетание олицетворения и сравнения), струны поют и плачут, смычок бьётся и вьётся (олицетворения).

Поскольку главная идея стихотворения – движение, в нём очень важны глаголы. Глаголы, относящиеся к струнам и смычку – это оксюмороны, если обозначают одновременное действие. Если же это последовательные действия (поют, а потом плачут), то через однородность глаголов передаётся динамика. Особенно много её в пятой строфе: устанешь, замедлишь, не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано неторопливым восьмистопным хореем. Рифмовка в стихотворении перекрёстная. Женская рифма чередуется с мужской.

Последние записи

Н. Гумилев — стихотворение «Волшебная скрипка».

Стихотворение представляет собой обращение лирическо­го героя, человека искусства к юному мальчику, неискушен­ному, делающему первые творческие шаги. Образ скрипки здесь символизирует поэтический дар, который является, по мысли лирического героя, и смертельным заклятием, и выс­шим блаженством. Судьба истинного поэта непроста, порой драматична. Он не имеет права жить так, как живут обычные люди. В душе его нет места безмятежности, равнодушию, праз­дности. Его призвание — в вечном творчестве, он должен тво­рить для людей, воспитывая их умы и сердца. Служение ис­кусству должно быть бескорыстно, юный поэт должен тво­рить, не ожидая «ни веселья, ни сокровищ», т. е. не ожидая славы, признания публики. Искусство обрекает поэта на веч­ную жертвенность: «На, владей волшебной скрипкой, посмот­ри в глаза чудовищ » Именно таков путь настоящего поэта, гения. Именно в этом состоит идея стихотворения: настоя­щий творец живет своим искусством, которое приносит ра­дость людям. Ради этого он идет на все, даже на гибель.

Тропы и образы

Всё стихотворение строится на аллегории волшебная скрипка – поэзия. Лексика стихотворения распадается на два полюса. Положительно окрашенные эпитеты относятся к миру юного скрипача: милый мальчик, улыбка светла, безмятежный свет очей. Метафора «эти взоры – два луча» отражает убеждённость мальчика в своём пути. Отрицательное значение несут эпитеты, связанные с трудностями и помехами: тёмный ужас, духи ада, белеющий бурун, бешеные волки, кровожадное исступленье, запоздалый, но властительный испуг, тоскливый смертный холод.

Отдельная группа эпитетов связана с волшебной скрипкой, обладающей властью: повелительные руки, царственные звуки, звонкие струны, обезумевший смычок.

Итог жизни поэта, смерть в конце называется славной и страшной (эпитеты).

Стихотворение Гумилёва «Волшебная скрипка» вводит читателя в мир народной волшебной сказки. Герой, обладающий волшебным предметом, отправляется в путь (метафора жизни). Волшебный предмет обладает силой, нужной для преодоления препятствий. Они тоже сказочные: бешеные волки, чудовища. Победа героя обусловлена не силой и ловкостью, а, как и в сказке, некими качествами, которые другие принимают за слабости. Мальчик не принимает всерьёз опасности, о которых говорит учитель. Он готов смотреть в глаза чудовищ, а не бежать от них. Но его бесстрашие – не следствие мудрости, а следствие неопытности. Именно такой и должен быть герой волшебной сказки, неискушённый и наивный. Убедившись в том, что мальчик подходит на роль героя, учитель отдаёт ему опасный предмет. Но самые важные наставления учителя – необходимость движения: «Мальчик, дальше».

Природа волшебной скрипки (поэзии) двойственна. Всё, что в ней пело и было послушно, может насмеяться. Владеющий ею жив до тех пор, пока играет. Игра обязательно связана с движением. Замедление и усталость смертельны. Говоря современным языком, Гумилёв создаёт квест. Герой должен пройти по дороге, которая сама по себе не представляет интереса. На ней нет «ни веселья, ни сокровищ». Так ради чего же идти? Ради самого пути. Движение по пути с волшебной скрипкой – и есть цель.

Как и в сказке, остановившийся герой погружается в оцепенение и охлаждается. Это метафора смерти: холод обовьёт тело, как тканью (сочетание олицетворения и сравнения), струны поют и плачут, смычок бьётся и вьётся (олицетворения).

Поскольку главная идея стихотворения – движение, в нём очень важны глаголы. Глаголы, относящиеся к струнам и смычку – это оксюмороны, если обозначают одновременное действие. Если же это последовательные действия (поют, а потом плачут), то через однородность глаголов передаётся динамика. Особенно много её в пятой строфе: устанешь, замедлишь, не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть.

Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка»

Люди подвержены различным страстям, и Николай Гумилев знал об этом, пожалуй, лучше других. Он с детства увлекался поэзией и уже не мог представить своей жизни без рифмованных строк, которые ложились ровными рядами на бумагу. Возможно, поэтому он мог найти общей язык с людьми творчества и понимал, что за подобные увлечения порой приходится расплачиваться самым ценным, что есть у человека – его душой.

Вопрос о том, что именно представляет собой талант – награду богов или же искушение дьявола – актуален во все времена. Задавался им и Николай Гумилев, который в 1910 году написал стихотворение «Волшебная скрипка». Судя по тому, какой смысл поэт вложил в это произведение, он искренне считал: любые страсти, даже если они обусловлены великими идеями и благими намерениями, призваны служить сатане.

С первых строк своего стихотворения автор предупреждает его героя – неискушенного юношу – от соблазна взять в руки самую обычную скрипку. Поэт на собственном опыте знает, как сложно потом будет расстаться с иллюзией собственного превосходства, которая впоследствии способна сломать жизнь каждому человеку.
«Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, что такое темный ужас начинателя игры!», — предостерегает поэт своего невидимого собеседника от соблазна, уже понимая, что это желать это уже бессмысленно. Он видит, что у юного музыканта «исчез навеки безмятежный свет очей» — первый признак того, что душу одолевают страсти. Потребность в музыке становится настолько сильной, что укротить ее никто и ничто не в силах. «Надо вечно петь и плакать этим струнам, вечным струнам», — отмечает поэт, прекрасно представляя, какая участь ждет молодого человека, если он откроет для себя мир волшебных звуков, способных заменить ему реальность.

Однажды встав на путь творчества, человек перестает контролировать свои желания. Он становится рабом нот и плачущей скрипки, которая заменяет ему общение с внешним миром. То же самое, по убеждению Гумилева, происходит и с поэтами, и с художниками, если они по-настоящему талантливы и преданны своему делу. Но автор не желает подобной участи юношу, с которым ведет свой тайный диалог. Ведь страсти еще никого не смогли сделать по-настоящему счастливыми. «И невеста зарыдает, и задумается друг», — таков финал каждого, кто полностью отдается творчеству. Однако соблазн почувствовать себя богом очень велик, поэтому автор понимает всю тщетность своих попыток уберечь неискушенное создание от того, чтобы встать на опасный путь. «На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ и погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!», — напутствует поэт героя своего стихотворения, понимая, что убедить его в обратном – то же самое, что и самому отказаться от поэзии.

Анализ стихотворение Николая Гумилева «Волшебная скрипка» содержит раскрытие метафор и идей, затронутых им.
Русский поэт Николай Гумилев, один из создателей акмеизма, исследователь Африки был расстрелян в 1921 году как революционер. Многие его произведения несут оттенок романтики экзотических стран или душевных переживаний. Он написал множество прекрасных стихотворений, принесших ему известность. Несмотря на то, что Гумилев погиб, не достигнув сорокалетия, как многие другие талантливые поэты, он навсегда вписал свое имя в умы и сердца.
«Волшебная скрипка» несет в себе флер таинственности и вдохновение творца. Первым впечатлением по прочтении этого стихотворения, скорее всего, будет живейший интерес к судьбе лирического героя, который повествует, и мальчика, который пал жертвой искусства. Сам процесс игры на скрипке описывается очень яркими эпитетами, как-то: «петь и плакать», «биться-виться обезумевший смычок». Метафорическая публика упоминается как «духи ада», а критики — как «бешеные волки». Тяжкая доля музыканта демонстрируется, как поединок не на жизнь, а на смерть с самим собой, с окружающими. В финале показывается, что скрипач осознает свое будущее, но не способен противиться судьбе, и рассказчик (кем бы он ни являлся) решил рискнуть отдать волшебный инструмент и увидеть, как расцветет талант и что же произойдет с игроком.
Если же понимать буквально текст стихотворения, то получается захватывающая и трагичная история человека, бросившего вызов зачарованному инструменту.
Как ни посмотри, произведение достойно имени автора, своим неповторимым стилем создающее атмосферу стремления к светлому будущему, даже если и предначертано иное.

______________________________________________________________________________

Размер и рифмовка

Стихотворение написано неторопливым восьмистопным хореем. Рифмовка в стихотворении перекрёстная. Женская рифма чередуется с мужской.

  • «Жираф», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Слово», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Она», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Шестое чувство», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Заблудившийся трамвай», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Две розы», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Вечер» (Ещё один ненужный день…), анализ стихотворения Гумилёва
  • «Капитаны», анализ цикла стихотворений Гумилёва
  • «Змей», анализ баллады Гумилёва
  • «Мечты», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Озеро Чад», анализ стихотворения Гумилёва
  • Гумилёв Николай Степанович, краткая биография

По произведению: «Волшебная скрипка»

По писателю: Гумилёв Николай Степанович

Тропы и образы

Всё стихотворение строится на аллегории волшебная скрипка – поэзия. Лексика стихотворения распадается на два полюса. Положительно окрашенные эпитеты относятся к миру юного скрипача: милый
мальчик, улыбка светла
, безмятежный
свет очей. Метафора «эти взоры – два луча» отражает убеждённость мальчика в своём пути. Отрицательное значение несут эпитеты, связанные с трудностями и помехами: тёмный
ужас, духи ада
, белеющий
бурун, бешеные
волки, кровожадное
исступленье, запоздалый, но властительный
испуг, тоскливый смертный
холод.

Отдельная группа эпитетов связана с волшебной скрипкой, обладающей властью: повелительные
руки, царственные
звуки, звонкие
струны, обезумевший
смычок.

Итог жизни поэта, смерть в конце называется славной и страшной
(эпитеты).

Стихотворение Гумилёва «Волшебная скрипка» вводит читателя в мир народной волшебной сказки. Герой, обладающий волшебным предметом, отправляется в путь (метафора жизни). Волшебный предмет обладает силой, нужной для преодоления препятствий. Они тоже сказочные: бешеные волки, чудовища. Победа героя обусловлена не силой и ловкостью, а, как и в сказке, некими качествами, которые другие принимают за слабости. Мальчик не принимает всерьёз опасности, о которых говорит учитель. Он готов смотреть в глаза чудовищ, а не бежать от них. Но его бесстрашие – не следствие мудрости, а следствие неопытности. Именно такой и должен быть герой волшебной сказки, неискушённый и наивный. Убедившись в том, что мальчик подходит на роль героя, учитель отдаёт ему опасный предмет. Но самые важные наставления учителя – необходимость движения: «Мальчик, дальше».

Природа волшебной скрипки (поэзии) двойственна. Всё, что в ней пело и было послушно, может насмеяться. Владеющий ею жив до тех пор, пока играет. Игра обязательно связана с движением. Замедление и усталость смертельны. Говоря современным языком, Гумилёв создаёт квест. Герой должен пройти по дороге, которая сама по себе не представляет интереса. На ней нет «ни веселья, ни сокровищ». Так ради чего же идти? Ради самого пути. Движение по пути с волшебной скрипкой – и есть цель.

Как и в сказке, остановившийся герой погружается в оцепенение и охлаждается. Это метафора смерти: холод обовьёт тело, как тканью (сочетание олицетворения и сравнения), струны поют и плачут, смычок бьётся и вьётся (олицетворения).

Поскольку главная идея стихотворения – движение, в нём очень важны глаголы. Глаголы, относящиеся к струнам и смычку – это оксюмороны, если обозначают одновременное действие. Если же это последовательные действия (поют, а потом плачут), то через однородность глаголов передаётся динамика. Особенно много её в пятой строфе: устанешь, замедлишь, не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть.

История создания

1910 год. Над молодыми и амбициозными поэтами Гумилевым и Ахматовой разносится церковное “Аллилуйя” — они обвенчались. Нельзя сказать, что брак был обречен на успех: его залогом стали вовсе не взаимные чувства, а, скорее, настойчивость пылкого Гумилева и его удачливость: он дважды пытался свести счеты с жизнью из-за неразделенной любви к Ахматовой, однако выжил и добился своего. Нельзя и сказать, что Ахматова была хладнокровна по отношению к будущему избраннику. Еще после первого своего отказа в замужестве, она вдруг ощутила прилив особенных чувств к Гумилеву, отправившемуся во Францию. Видимо, чтобы утопить свое несчастье в Бургундских винах. Ну или утопиться самому. Где-нибудь в Сене.

Можно заключить, что Ахматова (за Гумилева говорить не можем) испытывала весьма противоречивые чувства к избраннику, что и отразилось в раннем Ахматовском понимании любви как таковом. Наиболее отчетливо оно представлено именно в рассматриваемом нами стихотворении “Любовь”, датированном 1911 годом. Тогда Ахматова уже как год была в браке, будучи твердой в своем целомудрии и верности супругу, однако осознание противоречивости и периодической антиромантичности любви вовсе не ушло и было во всех красках передано в стихотворении.

Как позже окажется, подобное двоякое отношение к любви будет спасительным для Ахматовой, которой казавшийся бесконечно верным и благодарным супруг вскоре начнет изменять.

Можно ли считать, что стихотворение посвящено Гумилеву? Навряд ли. Он лишь стал опытным подтверждением Ахматовских взглядов, вдохновителем ее любовного декадентства. В таком случае, стихотворение можно считать одой любви, всем ее по-своему прекрасным и живительным сторонам: и сладостной, и горькой.

Сюжетная линия

Покровительственно обращаясь к некоему мальчику, поэт просит его, веселого и светлого юношу, не брать в руки скрипку и не начинать игру:

Скрипка во все времена была олицетворением чистых, божественных звуков и нигде, ни в какой культуре не ассоциировалась с темными силами или с чем-то негативным. Поэтому, конечно же, под скрипкой Гумилев подразумевает нечто иное, на первый взгляд чистое и светлое, но в конечном итоге заставляющее страдать юного героя. Автор пытается уберечь его от этого пути: «не проси об этом счастье, отравляющем миры».

Достаточно знать биографию автора и его жизненные обстоятельства на момент написания стихотворения, чтобы понять, что речь идет о любви – чувстве, окрыляющем и дающим силы и способном в любое мгновение бросить в бездну ужаса, обдать «тоскливым смертным холодом».

Во время создания произведения Николай Гумилев жил в Париже и был безнадежно влюблен в Анну Ахматову, тогда еще Горенко. Осознавая всю безнадежность ситуации и отсутствие взаимности со стороны любимой женщины, он несколько раз находился на грани самоубийства. Скрипка в его стихотворении – это божественное чувство любви к женщине, которое сначала окрыляет и возносит до небес, а потом злобно насмехается, не давая вздохнуть:

Волшебная скрипка – это неразделенная любовь молодого мальчика, которому не суждено удержать объект своей любви, но тем прекрасней ее звуки, тем она желанней, тем большую власть она имеет над своим почитателем. Это чувство настолько могущественно и созидательно, насколько и разрушительно. Предупреждая об опасности, автор одновременно понимает тщетность своих слов и восхищается жертвенным стремлением молодого мальчика удержать то, что ему неподвластно:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: