Елена благинина 📜 вот какая мама

Анализ стихотворения благининой «посидим в тишине. архив блога "во!круг книг"

Букварик

За окном луна-фонарик
Тихо по небу плывет…
У меня теперь букварик
На моем столе живет.

Мне букварик подарили
В день рожденья моего.
А даривши, говорили:
«Нет чудесней ничего!»

А

– А-а-а, – заплакала Аленка.
– На! – сказала ей сестренка.
Алый цветик сорвала
И Аленушке дала.
Та рада.

Б

– Бе-е-е, – барашек белый блеет,
Больше букв не разумеет.

В

Варежки у Вари
Пропали на бульваре.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
Вот ведь как!

Г

Голодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Гуленьки мои?
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль!

Д

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Е

Еле-еле Лена ела,
Есть от лени не хотела.

Ё

Ёлка в блестках
Ледяных,
В теплых слёзках
Смоляных.
Свежая, зелёная,
Солнцем озарённая.

Ж

Жужжит
Над жимолостью
Жук.
Тяжелый
На жуке
Кожух.

З

Зажглась
Зеленая
Звезда.
Запустим
Звездолет
Туда?!

И

Иголка и нитка –
Большие дружки.
Смотри, получились
Какие стежки!
Диво!

Й

– Поиграй-ка, зайка,
Поиграй со мной. –
Отвечает зайка:
– Не могу, больной.
– Ой-ой-ой, бедный!

К

– Ква-ква, – урчит квакушка.
– Ку-ку! – кричит кукушка.
День целый по леску:
– Ква-ква!
– Ку-ку!
– Ква-ква!
– Ку-ку, ку-ку!

Л

Ломами
Лед
Ломали мы.
Летели
Клочья
От зимы.

М

Март месяц, а метель, мороз…
Купили маме мы мимоз.
Умники.

Н

Няня на ночь Нину мыла.
Нина мыла не любила,
Но не ныла Нина,
Нина-молодчина!

О

Открыты окна широко,
За окнами – Ока.
А над Окою высоко,
Высoко – облака.
Они Окой отражены,
В Оке повторены.
Красиво!

П

Просто прелесть эти пони!
– Папа, пони тоже кони?
Правда?

Р

Ребята-октябрята
Устроили парад.
Прекрасный получился
Парад у октябрят!
Флажки трещали на ветру,
Трубили трубы: ту-ру-ру,
Барабаны били…
Ребята рады были!

С

Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.

Т

«Ту – сто четырнадцать» в порту,
Как туча с громом на борту,
А наберет он высоту
И точкой станет…
Вот так «Ту»!

У

У опушки
Две старушки
Брали грузди
И волнушки.
Филин: — У-ух!
Филин: — У-ух!
У старушек замер дух –
Жутко!

Ф

Форма новая у Феди,
И фуражка в самый раз.
Нынче Федю все соседи
Провожают в первый класс.
Франт наш Федя!

Х

– Ах, вы мои милые,
Не хворые,
Не хилые,
Хорошохонькие!
Ах! Ах!

Ц

Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
Люблю цирк!

Ч

Четыре Анюточки,
Не устав ничуточки,
Пляшут третьи суточки,
Всё под прибауточки:
— Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки-чуки,
Чок!

Ш

Шила шубку,
Сшила юбку;
Шила шапку,
Сшила тапку.
Хороша швея
Наташа!

Щ

Щенок такой тщедушный был!
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Еще бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пес –
Настоящий!

Ъ

Подъехал к стройке
Кран подъемный.
Подъемный кран –
Силач огромный!

Ы

Мы
Услыхали
От совы,
Что нету слов
На букву «Ы»

Ь

Вьется недалечко
Реченька-река,
Маленькая речка –
Меньше ручейка.
Ни поплыть,
Ни нырнуть,
Только ножки
Окунуть
Чуть-чуть!

Э

Эхо, эхо!
Вот потеха!
Обезьянка это эхо!
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас:
«Э-э-о-о-о-э!»

Ю

Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была.
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла!

Я

Ялик
С якорем
У Яшки.
Якорь
Даже
На тельняшке!
Моряк наш Яшка!

Анализ стихотворения «Вот какая мама» Благининой

Елена Александровна Благинина и поэтесса, и переводчик, и редактор журналов для детей. Ее произведение «Вот какая мама» — пример бытовой зарисовки с идеологическим подтекстом.

Стихотворение написано в 1939 году. Поэтессе в эту пору 36 лет, она уже несколько лет активно публикуется, выходят в свет ее первые сборники стихов. По жанру – стихи для детей, песня, по размеру – хорей с перекрестной и смежной рифмовкой, 4 строфы. Лирическая героиня – рассказчица, наблюдающая за мамой и ее дочкой. Дидактичность материала очевидна: как в потешке из устного народного творчества, перечислены нехитрые действия матери. Для лучшего запоминания – множество повторов. Этой же цели служит песенная форма стихотворения, причем, характерная как раз для песен, создаваемых специально для детей, например, колыбельных. Среди рифм — одна закрытая, довольно много глагольных. Уменьшительные суффиксы подчеркивают детскость речи: песенку, дочку, чулочки, тоненькая, ножках. Золотая прямо – просторечное выражение, означающее предельную похвалу. В первых строфах неясно, зачем мать столь тщательно наряжает девочку. Взаимодействие женщины и ребенка подано почти технически, в процессе одевания. Однако взрослая героиня поет какую-то песенку (может быть, «Любимый город» или «Три танкиста»), чем придает своим действиям больше сердечности. Обе они с удовольствием примеряют новые вещи: белую сорочку, светлые чулочки (еще на резинках), красное платье, туфли. Первомай – вот причина праздничного настроения мамы и одобряющей ее рассказчицы. Следует отметить, что погода стоит замечательная – ни шапочка, ни курточка не понадобились. Интонация мягкая, ласковая. Одно многоточие – в месте любования уже наряженной девочкой, и одно восклицание – в самом конце. Анафора: мама. Особых поэтических эпитетов нет, все вполне прозаично. Автор хвалит мать за сознательность, воспитывает в детях ощущение праздника на Первомай. Инверсия: платье красное, туфли новые. Сорочка: вид нательной одежды. Нужно сказать, что стихотворение рисует перед читателем предвоенную бытовую картинку. Первомай 1942 года будет рабочим днем, без демонстраций, шествий, парадов. Все было направлено к одной цели: разгром врага в текущем году.

«Вот какая мама» — классический образец советского фольклора для самых маленьких, сочетание традиционный формы и злободневного содержания.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Стихи Благининой читать

Елена Александровна родилась в 1903 году в простой семье. Стихи с детства не писала и вообще не думала, что станет когда-либо поэтессой.

Однако учёба в Педагогическом Институте, до которого приходилось ходить пешком за много километров, трудности отношений со сверстниками повлияли на восприятие мира. Елена Благинина выразила в своих первых пробах пера настоящие чувства. Грустные произведения трогали до глубины души, читались на одном дыхании…

Со временем желание писать росло, ведь это хорошо получалось, и Елена задумалась о своем будущем. Вскоре девушка с легкостью поступила в Литературный Институт в Москве и с этого момента больше не прекращала писать.

Начало 30-х годов — расцвет творчества Благининой, стихи которой печатались даже в «Мурзилке». Почему даже? Так ведь её имя уже в то время находилось на тех же строчках, что и Агнии Барто, Маршака — признанных детских писателей. А ребятам полюбились скромные, спокойные стихи Благининой, она писала о том, что дорого детям, о том, что им понятно и знакомо.

За годы работы было написано множество стихов, составивших сборники, перепечатываемые до сих пор. Стихи Елены Благининой для детей учат наизусть в садиках и школах, мы же предлагаем вам сборник лучших на наш взгляд произведений автора.

Говоря о развитии поэзии, нацеленной на самое молодое поколение, невозможно не отметить вклад, принесенный в данную область Еленой Благининой. На протяжении десятилетий поэтесса творила ради просвещения молодых умов, ежедневно стремящихся к познанию тонкостей мира. Ее многочисленные стихи помогли не одному детскому поколению сделать собственные выводы и насладиться поучительными историями с веселыми и милыми героями, способными разрешить все проблемы.

В стихотворениях Благининой особый контраст возлагается на борьбу положительных и отрицательных качеств личности. Стремясь как можно глубже раскрыть тему правых поступков, Елена Александровна избирает описание бытовых ситуаций, доступных для восприятия ребенка. Плавно и мягко преподнесены «азбучные истины», столь очевидные для взрослых. Данные моменты зачастую остаются непонятными для малышей, чей жизненный опыт недостаточен для построения логической цепочки между необычными происшествиями, с чем и помогает автор. Целью всей жизни Благининой становится написание стихов. Поэтесса творит, невзирая на удивление окружающих, считающих ее увлечение несерьезным, преодолевает усталость и из раза в раз берет с умелые пальцы ручку, осознавая, насколько краток человеческий миг, прокладывая свой собственный путь в литературное бессмертие.

Елена Александровна Благинина (1903-1989), уроженка орловской деревни, не сразу поняла, что родилась поэтом. Она была дочерью багажного кассира на станции Курск-I, внучкой священника. Девочка собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же, в годы студенчества, в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны.
Потом она поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак , Барто , Михалков , появилось новое имя — Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.
За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 г. почти одновременно вышли поэма «Садко» и сборник «Осень». Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко . Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых: она умерла в 1989 г.

Анализ стихотворения Благининой «Вот какая мама!»

Пожалуй, каждому советскому человеку, который хоть раз держал в руках журнал «Мурзилка», известно имя поэтессы Елены Александровны Благининой (1903 – 1989). Современные читатели тоже любят и ценят её добрые стихи для детей, попавшие, наверное, во все детские книжки. «Вот какая мама!» одно из самых известных произведений, вышедших из-под пера этого автора.

Это стихотворение хорошо подходит для разучивания с малышами, которые только учатся читать. Оно простое по композиции. В нём пять строф – три четверостишия, одна строфа содержит шесть строк и ещё одна – две строчки. В произведении использован четырёхстопный хорей, который придаёт ему сходство со считалочкой. Все слова простые, содержат по два-четыре слога, что облегчает запоминание стихотворения.

Сюжет знакомит маленьких читателей и слушателей, если детки ещё малы, чтобы читать самостоятельно, с мамой и её дочерью:
Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала-надевала
Белую сорочку.

Героиня произведения собирает ребёнка на праздник, поэтому каждая вещь тщательно подобрана, чтобы сделать девочку красивой. Действительно, в последнем четверостишии поэтесса упоминает, что нарядная одежда предназначена для посещения торжества в честь Первого мая:
Вот как мама угодила.
К Маю дочку нарядила.

Из каждой строфы дети узнают, что маленькую героиню наряжают в какой-то новый предмет гардероба. Сначала это сорочка, затем чулки, туфли и платьице, причём для каждой вещи у Елены Владимировны припасен эпитет, который помогает лучше вообразить себе эту вещь. В тексте звучат слова «Сорочка-тоненькая строчка», и читатель представляет себе маленькую рубашку из мягкой тонкой материи. Затем появляются «светлые чулочки», «платье красное в горошках» – такие эмоционально окрашенные словосочетания сразу вызывают у детей симпатию.

Специально для восприятия детьми поэтесса использует существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «песенка», «на ножках», «дочку», «горошках». Девочкам будет нетрудно представить себя на месте маленькой модницы и мысленно примерить нарядное платье и новенькие туфли.

Это стихотворение можно использовать не только для тренировки памяти и воображения у детей, но и для практики новых слов. Например, с его помощью можно познакомить ребёнка с предметами одежды. Правда, чулки на резинках будут непонятны для современных ребятишек, но это также можно пояснить, устроив небольшую экскурсию в историю одежды. Кроме того, на примере стихотворения можно заучить правило использования глаголов «одевать» и «надевать». Вдобавок, оно учит благодарности за заботу, ведь поэтесса подчёркивает, что мама выполняет очень важную задачу:
Вот какая мама –
Золотая прямо!

Таким образом, это стихотворение не только весёлое, но и очень полезное для малышей.

Елена БлагининаРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Ход занятия.

Вводная часть.

— В мире нет её роднее,

Справедливей и добрее.

Я скажу, друзья вам прямо –

Лучше всех на свете… (мама)

— Правильно, ребята, конечно, мама. У ребёнка самое первое слово»мама»- потому что для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Вы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно в работе. Несмотря на то, что мамы работают где?

(рассматривание иллюстраций и рассказ, где работает мама)

— Мамам очень трудно, и вы должны мамам помогать: убирать за собой игрушки, поливать цветы, ухаживать за животными. А как вы помогаете вашим мамам?

(ответы детей)

— Молодцы, ребята.

-Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости

Поводов позаботиться о маме очень много. Вот послушайте это стихотворение.

Стихотворение Е. Благининой » Посидим в тишине»

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине!

— Вопросы по содержанию стихотворения

— О ком стихотворение?

-Почему девочка сидела в тишине и не играла?

— Правильно, дети, молодцы.

— Вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения- в вопрос включаем слова из стихотворения,побуждаем при ответе применять авторские слова.

-Почему мама спит?

— Кто крадётся по маминой подушке?

— Что сказала девочка лучу?

— Куда метнулся луч?

Вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.

— Как вы понимаете фразу: луч крадётся золотой? — Как это понимать : луч метнулся по стене?

Далее обговариваются средства выразительности.

-Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что мама устала и спит? — Каким голосом девочка говорит лучу: » Я тоже двигаться хочу!» — Каким голосом надо читать:»- Ничего, шепнул он будто, — Посидим и в тишине. «

Упражнение детей в выразительном исполнении этих строк.

— Попробуем проговорить слова из текста «Мама спит, она устала. » так, чтобы мы поняли, что нельзя шуметь, а то мама не сможет отдохнуть.

Чтение повторно стихотворение с установкой на запоминание.

— Послушайте стихотворение ещё раз, постарайтесь его запомнить. У нас скоро Мамин праздник и вы сможете прочитать наизусть стихотворение своим мамам, они очень обрадуются.

Прочтение стихотворения( 3-5 детей).

Если ребёнок запнулся, подсказываем, ребёнок повторяет (не допускаем длительных пауз)

— Молодцы ребята, запомнили стихотворение и очень хорошо прочитали.

Физкультминутка:

«Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу).

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло! Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей, (дети машут руками, стоя на месте).

А сугробы тают, тают, (дети приседают на месте).

А цветочки подрастают. (дети медленно встают).

Заключительная часть.

— Ребята вам понравилась героиня этого стихотворения? — Чем она понравилась, какая она? -Правильно ребята! И вы тоже должны любить и заботится о своей маме.

Ведь очень часто вы не думайте, что ваши родители могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И вы тоже, как главная героина стихотворения » Посидим в тишине», должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают. Если вы не будете мешать отдыху своим родителям, то может быть они, после того как проснуться, будут играть вместе с вами в самые разнообразные игры.

— Ребята, наше занятие закончилось, все очень внимательно слушали и отвечали на вопросы. И я надеюсь, что вы запомнили стихотворение и сможете рассказать своим мамам, и обрадуете их.

На моем окошке

На моем окошке

Настоящий сад!

Крупные сережки

Фуксии висят.

Лезет финик узкий-

Листики свежи.

А у пальмы русской

Листья, как ножи.

Вспыхнул угольками

Скромный огонек

Весь под волосками

Кактуса пенек.

Знать, в горшке-то тесно —

Медвежье ушко

Разрослось чудесно,

Пышно, широко.

Прыгают синицы

Под окном моим.

Радуются птицы:

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Милое окно,

Где зимою — лето,

Где цветов полно.

Осенний дождик. Стихи Благининой

Лейся, дождик, в колеи,
Землю чёрную пои.
Мы с тобою не скучаем,
Можешь, серенький, стучать.
Мы уроки отвечаем
И не думаем скучать.
Да и как соскучишься,
Если в школе учишься!

Разное

Ой, ладушки-ладушки

Ой, ладушки-ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим
Остывать заставим.
А остынут – поедим
И воробушкам дадим.

Воробушки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели –
Шшу-у-у! – и улетели.

Паровоз

— Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
— Я привёз цветные книжки.
Пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши,
Пусть рисуют малыши!

Кот-воркот

У кота-воркота
Шёрстка — бархат-мягкота,
Глазки с искорками,
Ушки с кисточками.
Наш котёнок-воркоток
Укатил клубок-моток.
Клубок катится,
Нитка тянется…
Уж коту-воркоту
И достанется…

Будут гладить-миловать,
Спать положат на кровать!

В окна лился свет медовый

В окна лился свет медовый,
Полный мягкого тепла,
А по тропочке садовой
Наша кошка важно шла,
Над собою хвост несла. У морковки не ботва. У морковки не ботва

У морковки не ботва

У морковки не ботва,
А сквозные кружева!

Лодочки

Из ореховых скорлупок
Вышло десять легких шлюпок.
Спичка с красным лоскутком —
Мачта посерёдочке.
И поплыли ручейком
Лодочки-лебёдочки.
Ручейки звенят – поют,
То и знай встречаются.
Наши лодочки плывут,
На волнах качаются.

Барабанщик

Барабанщик сильно занят,
Барабанщик барабанит:
— Та-ра-ра, та-ра-ра,
На прогулку нам пора!

Как лодка на волне

Утюг идет по простыне.
Как лодка по волне,
И оставляет ровный след
На белом полотне.

Горячий, ровный-ровный след,
Ни складки, ни морщинок нет.

Гуляет вместе с утюжком
Проворная рука,
И в доме пахнет воздушком
Погожего денька:
Морозцем, легким ветерком,
Недавно выпавшем снежком.

Хотелось бы пройти и мне
По этой простыне,
Чтобы остался ровный след
На белом полотне.

Горячий, ровный-ровный след, —
Ни складки, ни морщинки нет.

Чтение. 2 класс

Тема. «Е. Благинина. “Посидим в
тишине”».

Цели

Познакомить с произведением
Е. Благининой «Посидим в тишине»,
проанализировать его; воспитывать любовь,
внимание, заботливое отношение к маме

ХОД УРОКА

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель.

Автор этих строк говорит о любви к маме

Но как
проявить свое внимание, заботу по отношению к
ней? Об этом мы и поговорим сегодня. И начнем со
всем нам знакомых стихов о мамах, а потом
перейдем еще к одному – стихотворению Елены
Благининой «Посидим в тишине»

Елена Благинина

У. Кто знает стихи о маме?

Ученик 1.

Ученик 2.

Ученик 3.

IV. Восприятие стихотворения и его анализ

У. Послушайте еще одно
стихотворение. Оно называется «Посидим в
тишине». Его написала Елена Благинина.

Учитель читает.

– Почему девочка не играет в игрушки?

Дети. Ее мама спит.

У. Любит ли она маму?

Д. Да.

У. Прочитайте стихотворение теперь
вы.

Дети читают.

– Что девочка сказала лучу?

Д. «Я тоже двигаться хочу».

У. Трудно ли ей сидеть в тишине?

Д. Трудно.

У. Какие звуки передают тишину?

Дети читают, выделяя звуки , , .

– Как будем теперь читать стихотворение,
каким голосом?

Д. Тихим, спокойным.

У. Представьте, что вы композиторы и
должны придумать мелодию к этому стихотворению.
Какая она будет?

Д. Плавная, медленная.

– Похожая на колыбельную.

У. А теперь вы художники. Словесно
нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.

Дети составляют описание.

– Найдите в стихотворении предмет, который
стал живым, одушевленным.

Д. Луч.

У. Найдите красочное слово, которое
можно отнести к лучу.

Д. Золотой.

У. В каком значении употреблено
слово золотой?

Д. «Ласковый, светлый, теплый,
нежный». Это переносное значение слова.

У. Изменится ли стихотворение без
этого слова?

Д. Да.

У. А что изменится?

Д. В нем не будет теплоты, нежности.

У. Чему учит стихотворение?

Д. К маме нужно относиться с любовью
и заботой.

У. Давайте еще раз перечитаем
стихотворение, передадим голосом любовь,
внимательное и заботливое отношение к маме.

V. Итог урока

У. Сегодня вы познакомились со
стихотворением Елены Благининой «Посидим в
тишине» и услышали несколько других
произведений, посвященных самому родному и
близкому человеку.
Послушайте еще одно стихотворение, автор
которого постарался передать свои чувства к
маме.
Подготовленный ученик читает стихотворение Н.
Саксонской «Разговор о маме».

У. А теперь прочитайте слова Зои
Воскресенской.

На доске:

Мама! Самое прекрасное слово
на земле – мама…

Анализ стихотворения «Вот какая мама» Благининой

Елена Александровна Благинина и поэтесса, и переводчик, и редактор журналов для детей. Ее произведение «Вот какая мама» — пример бытовой зарисовки с идеологическим подтекстом.

Стихотворение написано в 1939 году. Поэтессе в эту пору 36 лет, она уже несколько лет активно публикуется, выходят в свет ее первые сборники стихов. По жанру – стихи для детей, песня, по размеру – хорей с перекрестной и смежной рифмовкой, 4 строфы. Лирическая героиня – рассказчица, наблюдающая за мамой и ее дочкой. Дидактичность материала очевидна: как в потешке из устного народного творчества, перечислены нехитрые действия матери. Для лучшего запоминания – множество повторов. Этой же цели служит песенная форма стихотворения, причем, характерная как раз для песен, создаваемых специально для детей, например, колыбельных. Среди рифм — одна закрытая, довольно много глагольных. Уменьшительные суффиксы подчеркивают детскость речи: песенку, дочку, чулочки, тоненькая, ножках. Золотая прямо – просторечное выражение, означающее предельную похвалу. В первых строфах неясно, зачем мать столь тщательно наряжает девочку. Взаимодействие женщины и ребенка подано почти технически, в процессе одевания. Однако взрослая героиня поет какую-то песенку (может быть, «Любимый город» или «Три танкиста»), чем придает своим действиям больше сердечности. Обе они с удовольствием примеряют новые вещи: белую сорочку, светлые чулочки (еще на резинках), красное платье, туфли. Первомай – вот причина праздничного настроения мамы и одобряющей ее рассказчицы. Следует отметить, что погода стоит замечательная – ни шапочка, ни курточка не понадобились. Интонация мягкая, ласковая. Одно многоточие – в месте любования уже наряженной девочкой, и одно восклицание – в самом конце. Анафора: мама. Особых поэтических эпитетов нет, все вполне прозаично. Автор хвалит мать за сознательность, воспитывает в детях ощущение праздника на Первомай. Инверсия: платье красное, туфли новые. Сорочка: вид нательной одежды. Нужно сказать, что стихотворение рисует перед читателем предвоенную бытовую картинку. Первомай 1942 года будет рабочим днем, без демонстраций, шествий, парадов. Все было направлено к одной цели: разгром врага в текущем году.

«Вот какая мама» — классический образец советского фольклора для самых маленьких, сочетание традиционный формы и злободневного содержания.

Вот какая мама — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Вот какая мама», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

ВОТ КАКАЯ МАМА

Мама песню напевала, Одевала дочку. Одевала-надевала Белую сорочку. Белая сорочка — Тоненькая строчка.

Мама песенку тянула Обувала дочку. По резинке пристегнула К каждому чулочку. Светлые чулочки На ногах у дочки.

Мама песенку допела, Мама девочку одела: Платье красное в горошках, Туфли новые на ножках… Вот как мама угодила — К Маю дочку нарядила. Вот какая мама — Золотая прямо!

ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

Мама спит, она устала… Ну, и я играть не стала. Я волчка не завожу, А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой. А по маминой подушке Луч крадётся золотой.

И сказала я лучу: — Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать. Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать… Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне. — Ничего, — шепнул он будто, — Посидим и в тишине!..

ЗАГАДКА

Я вам загадаю загадку, А вы отгадайте её. Кто ставит на пятку заплатку, Кто гладит и чинит бельё?

Кто дом поутру прибирает, Кто ставит большой самовар? Кто с младшей сестрёнкой играет И водит её на бульвар?

Кем коврик бахромчатый вышит (Сестрёнке — видать по всему)? Кто письма подробные пишет Солдату, отцу моему?

Чьи волосы снега белее, А руки желты и сухи? Кого я люблю и жалею, О ком сочинила стихи?

НАШ ДЕДУШКА

Наш дедушка не любит тени. Он любит солнышко, тепло. Дрожат у старого колени, Ходить бедняге тяжело.

Он ничего почти не видит, Не слышит ничего — глухой… Его и курица обидит. Наш дедушка совсем плохой!

Но без него мы жить не можем, Он нам как будто бы родной. Он выйдет — мы ему поможем Поставить стульчик раскладной.

И хорошенечко усадим, Укроем ноги, а потом Седую бороду разгладим Или в косички заплетём.

А если сказку дед затеет, Сидим до самой темноты. Никто и двинуться не смеет Все слушают разинув рты.

Ну есть ли где-нибудь на свете Такая дружба, как у нас? Хотите, мы вам сказки эти Расскажем в следующий раз?

НАУЧУ ОБУВАТЬСЯ И БРАТЦА

Я умею обуваться, Если только захочу. Я и маленького братца Обуваться научу.

Вот они — сапожки, Этот — с левой ножки, Этот — с правой ножки. Если дождичек пойдёт, Наденем калошки. Эта — с правой ножки, Эта — с левой ножки.

Вот как хорошо!

ОГОНЁК

Хрустит за окошком. Морозный денёк. Стоит на окошке Цветок-огонёк.

Малиновым цветом Цветут лепестки, Как будто и вправду Зажглись огоньки.

Его поливаю, Его берегу, Его подарить Никому не могу.

Уж очень он ярок, Уж очень хорош, Уж очень на мамину Сказку похож!

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: