Букварик
За окном луна-фонарик
Тихо по небу плывет…
У меня теперь букварик
На моем столе живет.
Мне букварик подарили
В день рожденья моего.
А даривши, говорили:
«Нет чудесней ничего!»
А
– А-а-а, – заплакала Аленка.
– На! – сказала ей сестренка.
Алый цветик сорвала
И Аленушке дала.
Та рада.
Б
– Бе-е-е, – барашек белый блеет,
Больше букв не разумеет.
В
Варежки у Вари
Пропали на бульваре.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
Вот ведь как!
Г
Голодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Гуленьки мои?
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль!
Д
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
Е
Еле-еле Лена ела,
Есть от лени не хотела.
Ё
Ёлка в блестках
Ледяных,
В теплых слёзках
Смоляных.
Свежая, зелёная,
Солнцем озарённая.
Ж
Жужжит
Над жимолостью
Жук.
Тяжелый
На жуке
Кожух.
З
Зажглась
Зеленая
Звезда.
Запустим
Звездолет
Туда?!
И
Иголка и нитка –
Большие дружки.
Смотри, получились
Какие стежки!
Диво!
Й
– Поиграй-ка, зайка,
Поиграй со мной. –
Отвечает зайка:
– Не могу, больной.
– Ой-ой-ой, бедный!
К
– Ква-ква, – урчит квакушка.
– Ку-ку! – кричит кукушка.
День целый по леску:
– Ква-ква!
– Ку-ку!
– Ква-ква!
– Ку-ку, ку-ку!
Л
Ломами
Лед
Ломали мы.
Летели
Клочья
От зимы.
М
Март месяц, а метель, мороз…
Купили маме мы мимоз.
Умники.
Н
Няня на ночь Нину мыла.
Нина мыла не любила,
Но не ныла Нина,
Нина-молодчина!
О
Открыты окна широко,
За окнами – Ока.
А над Окою высоко,
Высoко – облака.
Они Окой отражены,
В Оке повторены.
Красиво!
П
Просто прелесть эти пони!
– Папа, пони тоже кони?
Правда?
Р
Ребята-октябрята
Устроили парад.
Прекрасный получился
Парад у октябрят!
Флажки трещали на ветру,
Трубили трубы: ту-ру-ру,
Барабаны били…
Ребята рады были!
С
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.
Т
«Ту – сто четырнадцать» в порту,
Как туча с громом на борту,
А наберет он высоту
И точкой станет…
Вот так «Ту»!
У
У опушки
Две старушки
Брали грузди
И волнушки.
Филин: — У-ух!
Филин: — У-ух!
У старушек замер дух –
Жутко!
Ф
Форма новая у Феди,
И фуражка в самый раз.
Нынче Федю все соседи
Провожают в первый класс.
Франт наш Федя!
Х
– Ах, вы мои милые,
Не хворые,
Не хилые,
Хорошохонькие!
Ах! Ах!
Ц
Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
Люблю цирк!
Ч
Четыре Анюточки,
Не устав ничуточки,
Пляшут третьи суточки,
Всё под прибауточки:
— Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки-чуки,
Чок!
Ш
Шила шубку,
Сшила юбку;
Шила шапку,
Сшила тапку.
Хороша швея
Наташа!
Щ
Щенок такой тщедушный был!
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Еще бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пес –
Настоящий!
Ъ
Подъехал к стройке
Кран подъемный.
Подъемный кран –
Силач огромный!
Ы
Мы
Услыхали
От совы,
Что нету слов
На букву «Ы»
Ь
Вьется недалечко
Реченька-река,
Маленькая речка –
Меньше ручейка.
Ни поплыть,
Ни нырнуть,
Только ножки
Окунуть
Чуть-чуть!
Э
Эхо, эхо!
Вот потеха!
Обезьянка это эхо!
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас:
«Э-э-о-о-о-э!»
Ю
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была.
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла!
Я
Ялик
С якорем
У Яшки.
Якорь
Даже
На тельняшке!
Моряк наш Яшка!
Анализ стихотворения «Вот какая мама» Благининой
Елена Александровна Благинина и поэтесса, и переводчик, и редактор журналов для детей. Ее произведение «Вот какая мама» — пример бытовой зарисовки с идеологическим подтекстом.
Стихотворение написано в 1939 году. Поэтессе в эту пору 36 лет, она уже несколько лет активно публикуется, выходят в свет ее первые сборники стихов. По жанру – стихи для детей, песня, по размеру – хорей с перекрестной и смежной рифмовкой, 4 строфы. Лирическая героиня – рассказчица, наблюдающая за мамой и ее дочкой. Дидактичность материала очевидна: как в потешке из устного народного творчества, перечислены нехитрые действия матери. Для лучшего запоминания – множество повторов. Этой же цели служит песенная форма стихотворения, причем, характерная как раз для песен, создаваемых специально для детей, например, колыбельных. Среди рифм — одна закрытая, довольно много глагольных. Уменьшительные суффиксы подчеркивают детскость речи: песенку, дочку, чулочки, тоненькая, ножках. Золотая прямо – просторечное выражение, означающее предельную похвалу. В первых строфах неясно, зачем мать столь тщательно наряжает девочку. Взаимодействие женщины и ребенка подано почти технически, в процессе одевания. Однако взрослая героиня поет какую-то песенку (может быть, «Любимый город» или «Три танкиста»), чем придает своим действиям больше сердечности. Обе они с удовольствием примеряют новые вещи: белую сорочку, светлые чулочки (еще на резинках), красное платье, туфли. Первомай – вот причина праздничного настроения мамы и одобряющей ее рассказчицы. Следует отметить, что погода стоит замечательная – ни шапочка, ни курточка не понадобились. Интонация мягкая, ласковая. Одно многоточие – в месте любования уже наряженной девочкой, и одно восклицание – в самом конце. Анафора: мама. Особых поэтических эпитетов нет, все вполне прозаично. Автор хвалит мать за сознательность, воспитывает в детях ощущение праздника на Первомай. Инверсия: платье красное, туфли новые. Сорочка: вид нательной одежды. Нужно сказать, что стихотворение рисует перед читателем предвоенную бытовую картинку. Первомай 1942 года будет рабочим днем, без демонстраций, шествий, парадов. Все было направлено к одной цели: разгром врага в текущем году.
«Вот какая мама» — классический образец советского фольклора для самых маленьких, сочетание традиционный формы и злободневного содержания.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Стихи Благининой читать
Елена Александровна родилась в 1903 году в простой семье. Стихи с детства не писала и вообще не думала, что станет когда-либо поэтессой.
Однако учёба в Педагогическом Институте, до которого приходилось ходить пешком за много километров, трудности отношений со сверстниками повлияли на восприятие мира. Елена Благинина выразила в своих первых пробах пера настоящие чувства. Грустные произведения трогали до глубины души, читались на одном дыхании…
Со временем желание писать росло, ведь это хорошо получалось, и Елена задумалась о своем будущем. Вскоре девушка с легкостью поступила в Литературный Институт в Москве и с этого момента больше не прекращала писать.
Начало 30-х годов — расцвет творчества Благининой, стихи которой печатались даже в «Мурзилке». Почему даже? Так ведь её имя уже в то время находилось на тех же строчках, что и Агнии Барто, Маршака — признанных детских писателей. А ребятам полюбились скромные, спокойные стихи Благининой, она писала о том, что дорого детям, о том, что им понятно и знакомо.
За годы работы было написано множество стихов, составивших сборники, перепечатываемые до сих пор. Стихи Елены Благининой для детей учат наизусть в садиках и школах, мы же предлагаем вам сборник лучших на наш взгляд произведений автора.
Говоря о развитии поэзии, нацеленной на самое молодое поколение, невозможно не отметить вклад, принесенный в данную область Еленой Благининой. На протяжении десятилетий поэтесса творила ради просвещения молодых умов, ежедневно стремящихся к познанию тонкостей мира. Ее многочисленные стихи помогли не одному детскому поколению сделать собственные выводы и насладиться поучительными историями с веселыми и милыми героями, способными разрешить все проблемы.
В стихотворениях Благининой особый контраст возлагается на борьбу положительных и отрицательных качеств личности. Стремясь как можно глубже раскрыть тему правых поступков, Елена Александровна избирает описание бытовых ситуаций, доступных для восприятия ребенка. Плавно и мягко преподнесены «азбучные истины», столь очевидные для взрослых. Данные моменты зачастую остаются непонятными для малышей, чей жизненный опыт недостаточен для построения логической цепочки между необычными происшествиями, с чем и помогает автор. Целью всей жизни Благининой становится написание стихов. Поэтесса творит, невзирая на удивление окружающих, считающих ее увлечение несерьезным, преодолевает усталость и из раза в раз берет с умелые пальцы ручку, осознавая, насколько краток человеческий миг, прокладывая свой собственный путь в литературное бессмертие.
Елена Александровна Благинина (1903-1989), уроженка орловской деревни, не сразу поняла, что родилась поэтом. Она была дочерью багажного кассира на станции Курск-I, внучкой священника. Девочка собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же, в годы студенчества, в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны.
Потом она поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак , Барто , Михалков , появилось новое имя — Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.
За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 г. почти одновременно вышли поэма «Садко» и сборник «Осень». Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко . Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых: она умерла в 1989 г.
Анализ стихотворения Благининой «Вот какая мама!»
Пожалуй, каждому советскому человеку, который хоть раз держал в руках журнал «Мурзилка», известно имя поэтессы Елены Александровны Благининой (1903 – 1989). Современные читатели тоже любят и ценят её добрые стихи для детей, попавшие, наверное, во все детские книжки. «Вот какая мама!» одно из самых известных произведений, вышедших из-под пера этого автора.
Это стихотворение хорошо подходит для разучивания с малышами, которые только учатся читать. Оно простое по композиции. В нём пять строф – три четверостишия, одна строфа содержит шесть строк и ещё одна – две строчки. В произведении использован четырёхстопный хорей, который придаёт ему сходство со считалочкой. Все слова простые, содержат по два-четыре слога, что облегчает запоминание стихотворения.
Сюжет знакомит маленьких читателей и слушателей, если детки ещё малы, чтобы читать самостоятельно, с мамой и её дочерью:
Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала-надевала
Белую сорочку.
Героиня произведения собирает ребёнка на праздник, поэтому каждая вещь тщательно подобрана, чтобы сделать девочку красивой. Действительно, в последнем четверостишии поэтесса упоминает, что нарядная одежда предназначена для посещения торжества в честь Первого мая:
Вот как мама угодила.
К Маю дочку нарядила.
Из каждой строфы дети узнают, что маленькую героиню наряжают в какой-то новый предмет гардероба. Сначала это сорочка, затем чулки, туфли и платьице, причём для каждой вещи у Елены Владимировны припасен эпитет, который помогает лучше вообразить себе эту вещь. В тексте звучат слова «Сорочка-тоненькая строчка», и читатель представляет себе маленькую рубашку из мягкой тонкой материи. Затем появляются «светлые чулочки», «платье красное в горошках» – такие эмоционально окрашенные словосочетания сразу вызывают у детей симпатию.
Специально для восприятия детьми поэтесса использует существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «песенка», «на ножках», «дочку», «горошках». Девочкам будет нетрудно представить себя на месте маленькой модницы и мысленно примерить нарядное платье и новенькие туфли.
Это стихотворение можно использовать не только для тренировки памяти и воображения у детей, но и для практики новых слов. Например, с его помощью можно познакомить ребёнка с предметами одежды. Правда, чулки на резинках будут непонятны для современных ребятишек, но это также можно пояснить, устроив небольшую экскурсию в историю одежды. Кроме того, на примере стихотворения можно заучить правило использования глаголов «одевать» и «надевать». Вдобавок, оно учит благодарности за заботу, ведь поэтесса подчёркивает, что мама выполняет очень важную задачу:
Вот какая мама –
Золотая прямо!
Таким образом, это стихотворение не только весёлое, но и очень полезное для малышей.
Елена БлагининаРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Ход занятия.
Вводная часть.
— В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете… (мама)
— Правильно, ребята, конечно, мама. У ребёнка самое первое слово»мама»- потому что для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Вы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно в работе. Несмотря на то, что мамы работают где?
(рассматривание иллюстраций и рассказ, где работает мама)
— Мамам очень трудно, и вы должны мамам помогать: убирать за собой игрушки, поливать цветы, ухаживать за животными. А как вы помогаете вашим мамам?
(ответы детей)
— Молодцы, ребята.
-Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости
Поводов позаботиться о маме очень много. Вот послушайте это стихотворение.
Стихотворение Е. Благининой » Посидим в тишине»
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!
— Вопросы по содержанию стихотворения
— О ком стихотворение?
-Почему девочка сидела в тишине и не играла?
— Правильно, дети, молодцы.
— Вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения- в вопрос включаем слова из стихотворения,побуждаем при ответе применять авторские слова.
-Почему мама спит?
— Кто крадётся по маминой подушке?
— Что сказала девочка лучу?
— Куда метнулся луч?
Вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.
— Как вы понимаете фразу: луч крадётся золотой? — Как это понимать : луч метнулся по стене?
Далее обговариваются средства выразительности.
-Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что мама устала и спит? — Каким голосом девочка говорит лучу: » Я тоже двигаться хочу!» — Каким голосом надо читать:»- Ничего, шепнул он будто, — Посидим и в тишине. «
Упражнение детей в выразительном исполнении этих строк.
— Попробуем проговорить слова из текста «Мама спит, она устала. » так, чтобы мы поняли, что нельзя шуметь, а то мама не сможет отдохнуть.
Чтение повторно стихотворение с установкой на запоминание.
— Послушайте стихотворение ещё раз, постарайтесь его запомнить. У нас скоро Мамин праздник и вы сможете прочитать наизусть стихотворение своим мамам, они очень обрадуются.
Прочтение стихотворения( 3-5 детей).
Если ребёнок запнулся, подсказываем, ребёнок повторяет (не допускаем длительных пауз)
— Молодцы ребята, запомнили стихотворение и очень хорошо прочитали.
Физкультминутка:
«Веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу).
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло! Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу).
Прилетело сто грачей, (дети машут руками, стоя на месте).
А сугробы тают, тают, (дети приседают на месте).
А цветочки подрастают. (дети медленно встают).
Заключительная часть.
— Ребята вам понравилась героиня этого стихотворения? — Чем она понравилась, какая она? -Правильно ребята! И вы тоже должны любить и заботится о своей маме.
Ведь очень часто вы не думайте, что ваши родители могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И вы тоже, как главная героина стихотворения » Посидим в тишине», должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают. Если вы не будете мешать отдыху своим родителям, то может быть они, после того как проснуться, будут играть вместе с вами в самые разнообразные игры.
— Ребята, наше занятие закончилось, все очень внимательно слушали и отвечали на вопросы. И я надеюсь, что вы запомнили стихотворение и сможете рассказать своим мамам, и обрадуете их.
На моем окошке
На моем окошке
Настоящий сад!
Крупные сережки
Фуксии висят.
Лезет финик узкий-
Листики свежи.
А у пальмы русской
Листья, как ножи.
Вспыхнул угольками
Скромный огонек
Весь под волосками
Кактуса пенек.
Знать, в горшке-то тесно —
Медвежье ушко
Разрослось чудесно,
Пышно, широко.
Прыгают синицы
Под окном моим.
Радуются птицы:
Ведь приятно им
Посмотреть на это
Милое окно,
Где зимою — лето,
Где цветов полно.
Осенний дождик. Стихи Благининой
Лейся, дождик, в колеи,
Землю чёрную пои.
Мы с тобою не скучаем,
Можешь, серенький, стучать.
Мы уроки отвечаем
И не думаем скучать.
Да и как соскучишься,
Если в школе учишься!
Разное
Ой, ладушки-ладушки
Ой, ладушки-ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим
Остывать заставим.
А остынут – поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели –
Шшу-у-у! – и улетели.
Паровоз
— Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
— Я привёз цветные книжки.
Пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши,
Пусть рисуют малыши!
Кот-воркот
У кота-воркота
Шёрстка — бархат-мягкота,
Глазки с искорками,
Ушки с кисточками.
Наш котёнок-воркоток
Укатил клубок-моток.
Клубок катится,
Нитка тянется…
Уж коту-воркоту
И достанется…
Будут гладить-миловать,
Спать положат на кровать!
В окна лился свет медовый
В окна лился свет медовый,
Полный мягкого тепла,
А по тропочке садовой
Наша кошка важно шла,
Над собою хвост несла. У морковки не ботва. У морковки не ботва
У морковки не ботва
У морковки не ботва,
А сквозные кружева!
Лодочки
Из ореховых скорлупок
Вышло десять легких шлюпок.
Спичка с красным лоскутком —
Мачта посерёдочке.
И поплыли ручейком
Лодочки-лебёдочки.
Ручейки звенят – поют,
То и знай встречаются.
Наши лодочки плывут,
На волнах качаются.
Барабанщик
Барабанщик сильно занят,
Барабанщик барабанит:
— Та-ра-ра, та-ра-ра,
На прогулку нам пора!
Как лодка на волне
Утюг идет по простыне.
Как лодка по волне,
И оставляет ровный след
На белом полотне.
Горячий, ровный-ровный след,
Ни складки, ни морщинок нет.
Гуляет вместе с утюжком
Проворная рука,
И в доме пахнет воздушком
Погожего денька:
Морозцем, легким ветерком,
Недавно выпавшем снежком.
Хотелось бы пройти и мне
По этой простыне,
Чтобы остался ровный след
На белом полотне.
Горячий, ровный-ровный след, —
Ни складки, ни морщинки нет.
Чтение. 2 класс
Тема. «Е. Благинина. “Посидим в
тишине”».
Цели
Познакомить с произведением
Е. Благининой «Посидим в тишине»,
проанализировать его; воспитывать любовь,
внимание, заботливое отношение к маме
ХОД УРОКА
II. Сообщение темы и цели урока
Учитель.
Автор этих строк говорит о любви к маме
Но как
проявить свое внимание, заботу по отношению к
ней? Об этом мы и поговорим сегодня. И начнем со
всем нам знакомых стихов о мамах, а потом
перейдем еще к одному – стихотворению Елены
Благининой «Посидим в тишине»
Елена Благинина
У. Кто знает стихи о маме?
Ученик 1.
Ученик 2.
Ученик 3.
IV. Восприятие стихотворения и его анализ
У. Послушайте еще одно
стихотворение. Оно называется «Посидим в
тишине». Его написала Елена Благинина.
Учитель читает.
– Почему девочка не играет в игрушки?
Дети. Ее мама спит.
У. Любит ли она маму?
Д. Да.
У. Прочитайте стихотворение теперь
вы.
Дети читают.
– Что девочка сказала лучу?
Д. «Я тоже двигаться хочу».
У. Трудно ли ей сидеть в тишине?
Д. Трудно.
У. Какие звуки передают тишину?
Дети читают, выделяя звуки , , .
– Как будем теперь читать стихотворение,
каким голосом?
Д. Тихим, спокойным.
У. Представьте, что вы композиторы и
должны придумать мелодию к этому стихотворению.
Какая она будет?
Д. Плавная, медленная.
– Похожая на колыбельную.
У. А теперь вы художники. Словесно
нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.
Дети составляют описание.
– Найдите в стихотворении предмет, который
стал живым, одушевленным.
Д. Луч.
У. Найдите красочное слово, которое
можно отнести к лучу.
Д. Золотой.
У. В каком значении употреблено
слово золотой?
Д. «Ласковый, светлый, теплый,
нежный». Это переносное значение слова.
У. Изменится ли стихотворение без
этого слова?
Д. Да.
У. А что изменится?
Д. В нем не будет теплоты, нежности.
У. Чему учит стихотворение?
Д. К маме нужно относиться с любовью
и заботой.
У. Давайте еще раз перечитаем
стихотворение, передадим голосом любовь,
внимательное и заботливое отношение к маме.
V. Итог урока
У. Сегодня вы познакомились со
стихотворением Елены Благининой «Посидим в
тишине» и услышали несколько других
произведений, посвященных самому родному и
близкому человеку.
Послушайте еще одно стихотворение, автор
которого постарался передать свои чувства к
маме.
Подготовленный ученик читает стихотворение Н.
Саксонской «Разговор о маме».
У. А теперь прочитайте слова Зои
Воскресенской.
На доске:
Мама! Самое прекрасное слово |
Анализ стихотворения «Вот какая мама» Благининой
Елена Александровна Благинина и поэтесса, и переводчик, и редактор журналов для детей. Ее произведение «Вот какая мама» — пример бытовой зарисовки с идеологическим подтекстом.
Стихотворение написано в 1939 году. Поэтессе в эту пору 36 лет, она уже несколько лет активно публикуется, выходят в свет ее первые сборники стихов. По жанру – стихи для детей, песня, по размеру – хорей с перекрестной и смежной рифмовкой, 4 строфы. Лирическая героиня – рассказчица, наблюдающая за мамой и ее дочкой. Дидактичность материала очевидна: как в потешке из устного народного творчества, перечислены нехитрые действия матери. Для лучшего запоминания – множество повторов. Этой же цели служит песенная форма стихотворения, причем, характерная как раз для песен, создаваемых специально для детей, например, колыбельных. Среди рифм — одна закрытая, довольно много глагольных. Уменьшительные суффиксы подчеркивают детскость речи: песенку, дочку, чулочки, тоненькая, ножках. Золотая прямо – просторечное выражение, означающее предельную похвалу. В первых строфах неясно, зачем мать столь тщательно наряжает девочку. Взаимодействие женщины и ребенка подано почти технически, в процессе одевания. Однако взрослая героиня поет какую-то песенку (может быть, «Любимый город» или «Три танкиста»), чем придает своим действиям больше сердечности. Обе они с удовольствием примеряют новые вещи: белую сорочку, светлые чулочки (еще на резинках), красное платье, туфли. Первомай – вот причина праздничного настроения мамы и одобряющей ее рассказчицы. Следует отметить, что погода стоит замечательная – ни шапочка, ни курточка не понадобились. Интонация мягкая, ласковая. Одно многоточие – в месте любования уже наряженной девочкой, и одно восклицание – в самом конце. Анафора: мама. Особых поэтических эпитетов нет, все вполне прозаично. Автор хвалит мать за сознательность, воспитывает в детях ощущение праздника на Первомай. Инверсия: платье красное, туфли новые. Сорочка: вид нательной одежды. Нужно сказать, что стихотворение рисует перед читателем предвоенную бытовую картинку. Первомай 1942 года будет рабочим днем, без демонстраций, шествий, парадов. Все было направлено к одной цели: разгром врага в текущем году.
«Вот какая мама» — классический образец советского фольклора для самых маленьких, сочетание традиционный формы и злободневного содержания.
Вот какая мама — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Вот какая мама», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
ВОТ КАКАЯ МАМА
Мама песню напевала, Одевала дочку. Одевала-надевала Белую сорочку. Белая сорочка — Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула Обувала дочку. По резинке пристегнула К каждому чулочку. Светлые чулочки На ногах у дочки.
Мама песенку допела, Мама девочку одела: Платье красное в горошках, Туфли новые на ножках… Вот как мама угодила — К Маю дочку нарядила. Вот какая мама — Золотая прямо!
ПОСИДИМ В ТИШИНЕ
Мама спит, она устала… Ну, и я играть не стала. Я волчка не завожу, А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой. А по маминой подушке Луч крадётся золотой.
И сказала я лучу: — Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать. Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать… Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне. — Ничего, — шепнул он будто, — Посидим и в тишине!..
ЗАГАДКА
Я вам загадаю загадку, А вы отгадайте её. Кто ставит на пятку заплатку, Кто гладит и чинит бельё?
Кто дом поутру прибирает, Кто ставит большой самовар? Кто с младшей сестрёнкой играет И водит её на бульвар?
Кем коврик бахромчатый вышит (Сестрёнке — видать по всему)? Кто письма подробные пишет Солдату, отцу моему?
Чьи волосы снега белее, А руки желты и сухи? Кого я люблю и жалею, О ком сочинила стихи?
НАШ ДЕДУШКА
Наш дедушка не любит тени. Он любит солнышко, тепло. Дрожат у старого колени, Ходить бедняге тяжело.
Он ничего почти не видит, Не слышит ничего — глухой… Его и курица обидит. Наш дедушка совсем плохой!
Но без него мы жить не можем, Он нам как будто бы родной. Он выйдет — мы ему поможем Поставить стульчик раскладной.
И хорошенечко усадим, Укроем ноги, а потом Седую бороду разгладим Или в косички заплетём.
А если сказку дед затеет, Сидим до самой темноты. Никто и двинуться не смеет Все слушают разинув рты.
Ну есть ли где-нибудь на свете Такая дружба, как у нас? Хотите, мы вам сказки эти Расскажем в следующий раз?
НАУЧУ ОБУВАТЬСЯ И БРАТЦА
Я умею обуваться, Если только захочу. Я и маленького братца Обуваться научу.
Вот они — сапожки, Этот — с левой ножки, Этот — с правой ножки. Если дождичек пойдёт, Наденем калошки. Эта — с правой ножки, Эта — с левой ножки.
Вот как хорошо!
ОГОНЁК
Хрустит за окошком. Морозный денёк. Стоит на окошке Цветок-огонёк.
Малиновым цветом Цветут лепестки, Как будто и вправду Зажглись огоньки.
Его поливаю, Его берегу, Его подарить Никому не могу.
Уж очень он ярок, Уж очень хорош, Уж очень на мамину Сказку похож!
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать