«родина. глава i из далей «прекрасной родины вот и пребывание на прекрасной родине аксакова

«вот родина моя…» сергей аксаков: читать текст, анализ стихотворения

Сергей Аксаков — Шестилетней Оле

Рано дед проснулся, Крякнул, потянулся, Давши мыслям волю, Вспомнил внучку Олю. Семь часов пробило; Затопили печку, Темно очень было, И зажег он свечку. И дедушка хилый К внучке своей милой Пишет поздравленье С днем ее рожденья. Пишет понемногу, Часто отдыхая, Сам молится богу, Олю вспоминая: «Дай бог, чтобы снова Оленька была Весела, здорова — Как всегда мила; Чтоб была забавой Матери с отцом — Кротким, тихим нравом, Сердцем и умом!» Если бог даст силы, Ровно через год Оле, внучке милой, Дедушка пришлет Книжку небольшую И расскажет в ней: Про весну младую, Про цветы полей, Про малюток птичек, Про гнездо яичек, Бабочек красивых, Мотыльков игривых, Про лесного Мишку, Про грибочек белый — И читать день целый Станет Оля книжку.

Сергей Аксаков — служба

Переводчик 

По окончании университета, будучи 16 лет отроду, Сергей Тимофеевич уехал сначала в Москву, а потом в Петербург, где потупил на службу. Знание языков (а Сергей Аксаков в совершенстве владел французским, немецким и английским) позволило ему устроиться переводчиком в Комиссию по составлению законов. Свободное же от службы время он посвящал литературному творчеству: вступил в кружок «Беседы любителей русского слова» вместе с Иваном Крыловым, Александром Шишковым и другими ревнителями родного языка. Самое известное его стихотворение того времени – «Вот родина моя». 

Критик 

Чуть позже Сергей Тимофеевич увлекся театром. Теперь он выполнял еще и переводы зарубежных театральных пьес, а также начал публиковаться в столичных журналах как театральный критик. Позже он стал видной персоной в области литературной критики. 

Во время Отечественной войны 1812 года Аксаков записался в ополчение Московской губернии. А на следующий год уехал в Оренбургскую губернию, в отцовское имение Ново-Аксаково и посещал Петербург и Москву лишь наездами. И только в 1827 году, уже вместе с собственной семьей, снова переехал в Москву на постоянное место жительства. 

Цензор 

С 1827 года Сергей Тимофеевич был принят на должность цензора в Московском цензурном комитете. Но уже через год его с этой должности сняли за то, что он пропустил в печать неугодную Николаю I юмористическую балладу В. Проташинского, в которой автор осмеивал московскую полицию. В последующие шесть лет он еще несколько раз назначался и снимался с должности цензора, так как в те времена это была довольно опасная и непредсказуемая профессия, где можно было из своего кабинета попасть прямиком в застенки полицейского отделения по обвинению в попустительстве деятельности против государя. 

Директор института 

В 1833 году Сергей Аксаков устроился инспектором в Константиновское землемерное училище. За два года своей деятельности Сергей Тимофеевич вместе с коллективом учебного заведения проделал большую работу, подготовив училище к реорганизации. И в 1835 году Николай I подписал указ о преобразовании заведения в Константиновский межевой институт. Сам же Сергей Аксаков был назначен на место первого директора этого института. 

1838 год стал поворотным в жизни Сергея Тимофеевича – он оставил не только должность директора Межевого института, но и в целом ушел с государственной службы. Этому способствовало два обстоятельства: во-первых, у него стало ухудшаться здоровье, во-вторых, ушедший из жизни отец оставил старшему сыну солидное наследство. В связи с чем Сергей Аксаков мог больше не трудиться за жалование, чтобы обеспечить свою многочисленную семью, а сосредоточится на домашних делах и литературе. 

*Театральные постановки

СпектакльМосковского драматического театра имени А. С. Пушкина по одноимённой сказке С. Т. Аксакова (премьера в 1949 году)

Купцов, В. Аленький цветочек: балет в двух действиях / Либретто В. Купцова, А. Петрова. — по мотивам сказки Сергея Аксакова. — Дата премьеры: 30.09.2017. — Место постановки: Башкирский Государственный театр оперы и балета

Аленький цветочек: балет в пяти актах и восьми картинах / Музыка Ф. Гартмана. — Дата премьеры: 16.12.1907. — Место постановки: Мариинский театр

Новикова, А. Аленький цветочек: опера-мюзикл в двух действиях. — Дата премьеры: осень 2014. — Место постановки: Санкт-Петербургская Филармония для детей и юношества. С 2020 года опера доступна на Ютуб-канале филармонии.

Анализ стихотворения Аксакова «Вот родина моя…»

Многим с детства знакома сказка «Аленький цветочек», которую написал Сергей Аксаков. Однако мало кто знает о том, что этот литератор, критик и общественный деятель был прекрасным поэтом. Правда, он нечасто баловал своими стихами петербургский бомонд. Тем не менее, время от времени в печати появлялись рифмованные произведения этого автора, которые вызывали неизменный интерес и у критиков, и у читателей.

В 1817 году Сергей Аксаков опубликовал стихотворение «Вот родина моя…», в котором очень отчетливо прослеживаются идеи вольнодумства. К тому моменту в России зреет бунт: пройдет еще 8 лет, и группа дворян поднимет знаменитое восстание декабристов. Однако многие историки и литературные критики убеждены, что почву для него подготовили именно литераторы, одним из которых является Сергей Аксаков.

В своем стихотворении автор искренне восхищается родиной, отдавая должное благодатной земле, которая дает людям не только пропитание, но и возможность ощущать безграничное счастье, соприкасаясь с творением природы. Действительно, Россия богата и лесами, и полями, на ее территории есть горы и реки, степи и озера. «И кони резвые, несчетны табунами в них смотрятся с холмов, любуяся собой!», – отмечает поэт. Однако между строк можно уловить плохо скрытый вопрос автора о том, почему же в такой прекрасной стране далеко не все люди чувствуют себя счастливыми и свободными.

Стоит отметить, что тема классового неравенства в этот период звучит в произведениях многих русских поэтов, однако далеко не каждый из них отваживается прямо рассуждать о том, что обществу нужны кардинальные перемены. Чаще всего подобные идеи подаются в завуалированной форме, и в этом неоспоримой заслугой является деятельность цензуры, которая не пропускает в печать стихи Пушкина и Вяземского, Жуковского и Баратынского, если в них присутствует хотя бы намек на политику. Тем не менее, стихотворение Аксакова «Вот родина моя…» публикуется, что называется, «без купюр». Причина кроется в том, что цензоры попросту не обратили внимания на последнее четверостишие, в котором поэт раскрывает основную идею произведения. «Не вечно будешь ты в презрении забвенна, не вечно для одних служить ты будешь паств», – отмечает Сергей Аксаков, обращаясь к родине. Эти строчки красноречиво свидетельствуют о том, что вражда между сословиями в России уже практически достигла своего пика, если даже дворяне признают несправедливость существующей иерархии.

Сергей АксаковРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Родители Аксакова

Родители Сергея Тимофеевича Аксакова были людьми необычными, нетипичными для своего времени. Хотя и отец, и мать будущего писателя происходили из древних, знатных дворянских семей, но оба в свое время испытали немало горестей, унижений и боли. Однако не ожесточились от этого, а, наоборот, стали более ранимыми и сочувствующими и в жизни стремились к тому, чтобы уменьшить зло и горечь и приумножить добро и любовь. 

Отец 

Отец знаменитого писателя – Тимофей Степанович Аксаков – происходил из небогатого, но древнего рода. А своего деда, Степана Михайловича Аксакова знаменитый внук впоследствии опишет в одной из книг, как «неотесанного и энергичного помещика-первопроходца, который одним из первых организовал поселение крепостных в башкирских степях». В положенное время Тимофей Степанович поступил на военную службу, хорошо по ней продвигался и даже некоторое время служил ординарцем самого фельдмаршала Суворова, когда тот находился в Оренбургском крае. Когда же Александр Суворов вернулся в столицу, ему на смену был назначен надменный и жестокий немецкий генерал, с которым связана тяжелая страница в жизни Тимофея Аксакова. 

Тимофей Степанович Аксаков (отец писателя) с двумя сыновьями: старшим, Сергеем, и младшим, Николаем. Картина неизвестного художника конца XVIII века.

Однажды, когда генерал и все офицеры находились в церкви на службе, до прихожан донеслась громкая и удалая русская песня – это шли по улице три бравых молодых унтер-офицера, один из которых красивым зычным голосом распевал походную песню. Генерала этот инцидент по какой-то причине вывел из себя, он приказал схватить всех троих и назначил наказание в 300 палок каждому…за русскую песню… Говорят, что на спине Тимофея Степановича не осталось живого место, ткань от мундира просто смешалась с кожей и отодрать ее не представлялось возможным. Унтер-офицер пролежал в госпитале более двух месяцев, дожидаясь, когда раны заживут… Как только он смог выйти из лазарета, тут же подал в отставку и навсегда покинул армию. В последующие годы он служил прокурором земского суда в Уфе. 

Но, как уже говорилось выше, Тимофея Степановича этот случай не обозлил, а, напротив, сделал более мудрым и человечным. Он всегда был добр, отзывчив и справедлив не только с семьей и людьми своего круга, но и с крепостными. И в таком же духе воспитывал своих детей. 

Мать 

Матушка русского писателя Мария Николаевна, в девичестве Зубова, была дочерью товарища генерал-губернатора Уфимского наместничества. Девушка выросла среди высшего чиновничества и получила прекрасное для того времени образование. 

Однако мать ее умерла рано, и вскоре отец решил жениться во второй раз. Отношения между мачехой и падчерицей не сложились, и Марии пришлось вынести много жестокости и несправедливости в свой адрес. При очередных родах мачеха умерла, после чего весь быт перелег на плечи юной Марии. Совсем молодой девушке пришлось взять на себя все заботы большого дома и даже служебные дела больного отца. «Умудренная годами тяжких страданий, 17-летняя девушка вдруг превратилась в совершенную женщину, мать, хозяйку и даже официальную даму, потому что по болезни отца принимала все власти, всех чиновников и городских жителей, вела с ними переговоры, писала письма, деловые бумаги и впоследствии сделалась настоящим правителем дел отцовской канцелярии», – так позднее описывал сын Сергей юность матери. 

Тем не менее Мария Николаевна не ожесточилась сердцем, оставшись доброй и ласковой женщиной. Она придерживалась руссоизма – системы взглядов французского мыслителя Жан-Жака Руссо – и согласно этим взглядам подходила к воспитанию детей

Сережа был первенцем, и материнское внимание и забота достались ему с лихвой. Он рос в атмосфере любви, с ним никогда не обращались грубо или жестоко

Всего у Сергея Аксакова родилось двое братьев и четыре сестры, но один брат и одна сестричка умерли в младенчестве. Между детьми Аксаковых на всю жизнь сохранились взаимопонимание, уважение, дружба и настоящее родство душ. 

Интересные факты

  • Сергей Аксаков собирал бабочек и даже пытался их самостоятельно разводить.
  • У писателя было более 20 псевдонимов, под которыми чаще всего выходили его критические статьи. Самые известные из них – Истома Романов и П.Щ.
  • Фамилия Аксаков имеет тюркские корни и восходит к слову, означающему «хромой».
  • Театральный спектакль «Аленький цветочек» вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самая продолжительно идущая постановка для детей – в 2001 году его сыграли в 4000-й раз.
  • В советское время в именье Аксаковых в разные годы размещались ремесленная школа, детская колония, почта, больница, общежитие для рабочих, общеобразовательная школа-семилетка.
  • Писатель свободно владел тремя иностранными языками – немецким, французским и английским.

Отношения супругов и детей

Они поженились в 1816 году. Оба были влюблены друг в друга, по характеру были очень схожи – добрые, отзывчивые, души не чаявшие в своих детях, которых у них родилось десятеро. Однако четверо умерли в младенчестве, а сын Михаил погиб совсем в юношеском возрасте. Интересный факт – когда Аксаков писал письма своим сыновьям, он подписывался «твой друг и отец». 

В доме Аксаковых много читали – читали вслух – ставили домашние спектакли, устраивали костюмированные праздники. Атмосфера была творческая, и не только дети крепкой семейной четы получали от этого удовольствие. Дом Аксаковых в имении Абрамцево вскорости становится фактически одним из главных центров московской литературной жизни. Тут по субботам собирались известные писатели, учёные, театральные деятели. Всех принимали хлебосольно, в подготовке и организации аксаковских вечеров принимали участие и подросшие дети. 

С. Т. Аксаков диктует дочери свои воспоминания. Акварель К. А. Трутовского. 1892 г.

Личная жизнь

В июне 1816 года начинающий литератор женился на Ольге Заплатиной – дочери суворовского генерала от турчанки Игель-Сюмь. После свадьбы пара некоторое время прожила в родительском доме, а потом отец писателя выделил им отдельное имение Надеждино. Оба супруга не отличались талантами в ведении хозяйства, поэтому семья вскоре переехала в Москву.

Сергей Тимофеевич являлся трогательно заботливым отцом для многочисленных детей (по некоторым источникам, их у него было 10, по другим – 14) и готов был брать на себя все заботы о них, даже те, что обычно поручались няням.

Личная жизнь и общение с подросшими отпрысками, особенно сыновьями, сыграли заметную роль в становлении взглядов писателя. Они мало походили на него по складу и темпераменту, но зато унаследовали от отца жажду знаний и терпимость к инакомыслию. В наследниках Аксаков видел воплощение современной молодежи с ее высокими запросами и сложными вкусами и стремился постичь и развить их.

Позже трое детей писателя пополнили ряды видных ученых славянофильского направления: Иван Аксаков стал известным публицистом, Вера – общественным деятелем и автором мемуаров, Константин – историком и языковедом.

Любитель словесности

Сочинять еще в студенческие годы начал Сергей Аксаков. Биография его свидетельствует о стремлении к писательству, проявившемся в юном возрасте. Он писал очерки и заметки для студенческой газеты. В годы учебы начал сочинять стихи. Ранние произведения Аксенова были созданы под влиянием поэтов-сентименталистов. Герою сегодняшнего повествования едва исполнилось шестнадцать, когда он вступил в общество любителей словесности и принял участие в организации студенческого театра.

Краткая биография Аксакова изложена в этой статье. Тем же, кто интересуется темой жизни и творчества русского литератора, стоит прочитать одну из его книг. Биография Аксакова как нельзя лучше изложена в «Семейной хронике», работу над которой автор начал в довольно зрелом возрасте.

Топ вопросов за вчера в категории Русский язык

Русский язык 06.04.2021 18:23 397 Ульянова Александра.

Заря экскурсия поход снег пингвин иней катер йод якорь какие сло начинаются согласного звука

Ответов: 2

Русский язык 16.05.2023 09:28 372 Чиряев Вася.

Помогите пожалуйста В каком варианте предложение написано синтаксически верно? 1.Настроение в рома

Ответов: 2

Русский язык 18.05.2023 17:32 529 Podnarcote Cate.

В каком случае НЕ со словом пишется раздельно? 1)На пятый день не_погода превратилась в катастрофу

Ответов: 2

Русский язык 18.05.2023 14:02 596 Синкевич Влад.

Найдите выражение без ошибки(нормы управления ) 1)Отзыв о книге 2)По окончанию школы 3)Оплатить з

Ответов: 2

Русский язык 19.06.2023 07:55 38 Михалевич Аліна.

Укажите правильный вариант употребления деепричастного оборота: а) Встретив друга, я был вынужден пр

Ответов: 1

Русский язык 18.05.2023 15:09 341 Вишняков Андрей.

Выберите неправильное образование числительного 1)сто лет назад,2) в двух тысяча десятом году,3) пят

Ответов: 2

Русский язык 06.06.2023 22:12 212 Бедак Александра.

ОДИН ОТВЕТ Укажите предложения, в составе которых есть причастный оборот.• Быстрые взоры царя отыс

Ответов: 2

Русский язык 16.05.2023 15:15 451 Манолий Саша.

В каком предложении верно написано НЕ со словом? Она любит всех людей, не смотря на их внешность.

Ответов: 2

Русский язык 16.05.2023 09:05 50 Смирнов Иван.

Лес поредел … и земля покрылась разноцветными листьями.» Нужна ли запятая на месте пропуска? ​

Ответов: 2

Русский язык 16.05.2023 09:05 349 Ямлихина Аделя.

1. В каком предложении «тоже\то же»и «зато\за то» написано верно? 1)Мы дали ему кличку Хвост зато,

Ответов: 2

Сергей Аксаков — Плач духа березы

Тридцать лет красой поляны На опушке я жила; Шли дожди, вились туманы, Влагу я из них пила. В дни засухи — тень отрадну Я бросала от ветвей, Освежала землю жадну, Защищала от лучей. Все прошло! Не гром небесный Разразился надо мной, А топор в руке безвестной Подрубил ствол белый мой. И, старик неутомимый, За грибами ты пойдешь, Но березы столь любимой Ты на месте не найдешь. Поперек твоей тропинки Свежий труп ее лежит И, творя себе поминки, Тихо ветвями шумит. Обойдешь ты стороною Безобразный мой пенек, С огорченною душою На безвременный мой рок, На судьбу мою столь строгу. И за что ж она казнит?— На Хотьковскую дорогу Вам понадобился вид.

Детство и юность

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии в 1791 году. Семья принадлежала к старинному дворянскому роду, но была относительно небогатой. У Сережи было двое братьев и 3 сестры. Отец работал прокурором в Земском суде, а мать слыла весьма образованной для того времени дамой, любившей книги и ученые разговоры и даже состоявшей в переписке со знаменитыми просветителями.

Видеокурс «Весенний»

Ландшафтный дизайн для занятых, красивый сад и огород без хлопот

Учебный курс для тех, кто хочет сделать свою дачу красивой и предпочитает разумно тратить время, силы и деньги.

Специальное предложение! Скидка 50%! Проведи самоизоляцию с пользой!

₽ 1200.00 ₽ 600.00

ПОДРОБНЕЕ ❯❯❯


Портрет Сергея Аксакова

Значительное влияние на воспитание мальчика оказали дед Степан Михайлович, «неотесанный и энергичный помещик-первопроходец», а также общество слуг, женская часть которого познакомила маленького Сережу с народными сказками, песнями и играми. Память о том прекрасном мире фольклора, с которым он соприкасался в детстве, – сказка «Аленький цветочек», рассказанная ключницей Пелагеей и записанная много лет спустя по памяти.

В 1799 году Сергея отдают учиться в местную гимназию, позже он становится студентом нового Казанского университета. Первыми произведениями молодого писателя, увидевшими свет, стали стихотворения, написанные в наивном романтическом стиле, которые разместили в рукописных студенческих журналах.


Сергей Аксаков в молодости

В 1807 году в возрасте 15 лет, так и не закончив университетский курс, Сергей Аксаков переехал в Москву, а оттуда – в Санкт-Петербург. Там он работал переводчиком и состоял в кружке «Беседы любителей русского слова» вместе с Иваном Крыловым, Александром Шишковым и другими ревнителями родного языка. Тогда он писал стихи, по стилю противоречившие его юношеским творениям – к тому времени Аксаков разочаровался в школе романтиков и отошел от сентиментализма. Самое известное его стихотворение – «Вот родина моя».

Позже Сергей Тимофеевич вошел в театральную среду и начал переводить пьесы, а также выступать с литературной критикой в передовых столичных журналах и газетах. В 1827 году Аксаков получил место цензора в Московском цензурном комитете, но лишился его год спустя за то, что пропустил в печать юмористическую балладу В. Проташинского, в которой московская полиция предстала в невыгодном свете.


Сергей Аксаков

К тому моменту писатель уже обзавелся огромным количеством полезных связей и знакомств и смог быстро найти новое место инспектора в Константиновском землемерном училище.

В 1820-е годы дом Аксакова – место сбора литературных деятелей столицы, в которое имели доступ представители разнообразных течений: хотя сам писатель считал себя славянофилом, он не придерживался категоричной позиции и охотно общался с оппонентами. На знаменитые «субботы» в хлебосольный дом Сергея Тимофеевича заходили также известные актеры и композиторы, а в 1849 году у него отмечал свое 40-летие Николай Васильевич Гоголь.

Литературное творчество

В 1820-1830-х годах Аксаков занимался переводами («Школа мужей» и «Скупой» Жана Батиста Мольера, «8-ю сатиру (На человека)» Николы Буало, роман Вальтера Скотта «Певериль»), писал театральные и литературные критические заметки. В 1834 в альманахе «Денница» был анонимно опубликован его очерк «Буран».

В 1847 году вышли «Записки о рыбалке, в 1852 — «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». Обе книги пользовались большой популярностью, среди положительных отзывов была рецензия Ивана Тургенева. В 1855 вышел сборник «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», и позже Аксаков продолжал публиковать очерки, посвященные охоте и рыбалке.

Над автобиографической книгой «Семейная хроника», основанной на воспоминаниях родных и близких, Сергей Тимофеевич Аксаков начал работал с 1840 по 1856 год. В 1846 в «Московском литературном и ученом сборнике» был опубликован небольшой эпизод, в 1854 и 1856 печатались отрывки в журналах «Москвитянин», «Русская беседа», «Русский вестник».

В 1856 вышла в свет его книга, в которую вошли первые три отрывка «Семейной хроники» и «Воспоминания», посвященные гимназическим и студенческим годам жизни. В 1858 была опубликована книга «Детские годы Багрова-внука», к которой прилагалась сказка «Аленький цветочек. (Сказка ключницы Пелагеи)», ставшая самым популярным произведением Аксакова.

В те же годы вышли мемуары Сергея Аксакова: «История моего знакомства с Гоголем», «Воспоминание о М. Н. Загоскине», «Биография М. Н. Загоскина», «Знакомство с Державиным» (1852), «Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости» (1854), «Воспоминание об Александре Семеновиче Шишкове» (1856) и другие.

Ещё из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1911 –1916):

Отпрыск старинного дворянского рода, Серёжа Аксаков несомненно имел в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе «знаменитого рода Шимона» — сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году.

Сергей Тимофеевич был сыном Тимофея Степановича Аксакова (1759 — 1832) и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оренбургского наместника. Любовь к природе — совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке — будущий великий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходило на второй план пред воздействием степной природы, с которой были неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения.

Наряду с природой, крестьянская жизнь вторгалась в пробуждающуюся мысль мальчика. Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение; дворовые были свои не только юридически, но и душевно. Женская половина дворни, как всегда, хранительница народно-поэтического творчества, знакомила мальчика с песнями, с сказками, с святочными играми.

И «Аленький цветочек», записанный много лет спустя по памяти о рассказе ключницы Пелагеи, — случайный обрывок того огромного мира народной поэзии, в который вводили мальчика дворня, девичья, деревня. Но ранее народной литературы пришли городская, по преимуществу переводная; старый приятель матери Аничков привел мальчика в неистовый восторг разрозненной коллекцией «Детского чтения» А. И. Новикова.

В мир стихотворной лирики Аксакова ввела «Детская библиотека» Кампе, переведенная Шишковым; громадное впечатление произвели на него также сочинения Ксенофонта — «Анабазис» и история Кира младшего. Это уже был переход от детских книжек к настоящей литературе. С характерным для него упоением Сергей погрузился в «Россиаду» Михаила Матвеевича Хераскова и сочинения Александра Петровича Сумарокова; тут же его «сводили с ума» сказки «Тысячи и одной ночи», а рядом с ними читались «Мои безделки» Николая Михайловича Карамзина и его же «Аониды».

Длинный ряд книжных воспоминаний Аксакова показывает, как мало можно считать обстановку, в которой прошло его раннее детство, заурядной обстановкой помещичьего захолустья XVIII века. Довольно рано к влияниям домашним и деревенским присоединились влияния казенной школы.

И казанская гимназия, куда мальчик поступил на десятом году, и новый воспитатель, суровый и умный Карташевский, и товарищи, и новые интересы — все это сводилось в целый мир, благотворно влиявший на открытую впечатлениям душу. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто более законченное — нечто вроде лицея.

Сергей Аксаков — Послание к М. А. Дмитриеву

Обещал писать стихами… Да и жизни уж не рад; Мне ли мерными шагами Рифмы выводить в парад? Стих мой сердца выраженье, Страсти крик и вопль души… В нем тревоги и волненье — И стихи нехороши.

Стары мы с тобой и хворы И сидим в своих углах; Поведем же разговоры На письме, не на словах! Хороша бывает старость, Так что юности не жаль: В ней тиха, спокойна радость, И спокойна в ней печаль. Сил душевных и телесных Благозвучен общий строй… Много в ней отрад, безвестных Даже юности самой! Но не мне такая доля Ни болезни, ни года, Ни житейская неволя, Ни громовая беда Охладить натуры страстной Не могли до этих пор, И наружностию ясной Не блестит спокойный взор! Дух по-прежнему тревожен, Нет сердечной тишины, Мир душевный невозможен Посреди мирской волны! И в себе уж я не волен. То сержуся я, то болен, То собою недоволен, То бросаюсь на других, На чужих и на своих! Раздражительно мятежен В слабом теле стал мой дух, И болезненно так нежен Изощренный сердца слух. И в мгновениях спокойных Вижу ясно, хоть не рад, Сил телесных и духовных Отвратительный разлад.

Смерть

Сергей Тимофеевич с юношеских лет страдал эпилепсией. Кроме того, с середины 1840-х годов у него начались проблемы со зрением, которые в поздние годы стали особенно мучительными. Работать он уже не мог и последние сочинения диктовал дочери Вере.

В 1859 году писатель скончался в Москве, не успев закончить повесть «Наташа», в которой собирался описать в качестве главной героини сестру Надежду. Причиной смерти стала обострившаяся болезнь, которая перед этим довела писателя до полной слепоты.

Сергея Тимофеевича похоронили на кладбище у Симонова монастыря, а в советские годы прах писателя перенесли на Новодевичье.

Учеба

Уже в 4 года Сережа выучился читать, и в целом он развивался стремительно, радуя родителей смышлёностью и блестящими способностями. Мальчик разучивал наизусть стихи, с охотой их декламировал, а также любил разыгрывать небольшие пьески на сюжет сказок «Тысячи и одной ночи». 

В 1799 году, когда Сереже было 8 лет, его определили в Казанскую гимназию. Но события показали, что семья поторопилась. Прежде всего, Мария Николаевна оказалась не готова к разлуке с любимым Сереженькой: она буквально не находила себе места и не могла ничего делать, отправив сына в казенный дом. Да и сам мальчик, резко вырванный из семейного очага, не сумел сразу влиться в новое общество. На фоне психологических переживаний у него случилось несколько приступов эпилепсии, и родители приняли решение забрать сына домой. Так Сергей еще два года находился на домашнем обучении. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: