стихотворения Брюсова
— —
Ученик (92), на голосовании 3 года назад
очень трудно мне дается анализ стихов,а на завтра еще дох** делать по другим предметам еще и доклад.помогите,не могу найти анализ стихов «с кометы» и «свиваются бледные тени» В.Я.Брюсова. стихотворные размеры,рифмовки,выразительные средства не надо (нашел),а вот идея ,тема -не могу.
Liudmila Sharukhia
Высший разум (169288) 3 года назад
1.»С кометы» Стихотворение состоит из трех строф, Размер-трехстопный анапест
2.»Свиваются бледные тени» В этом стихотворение лирический герой – странник. Он бежит от обыденной жизни в другой мир. Но это бегство- настоящая мука для лирического героя. Мука- потому что ему надо сделать мучительный выбор. Понять эту мысль помогает антитеза на уровне цветовой детали: чёрное — звёздное ( светло- жёлтый, сверкающий цвет). Когда чёрный цвет поглощает звёзды (Видения ночи беззвёздной). то перед героем открываются ступени, которые могут привести его в мир, где нет ни стыда, ни тревоги, в рай. А когда появляется светло-голубой мерцающий свет путеводной звезды, у героя появляется надежда что это отблеск света из мира его мечты. Цветовая деталь помогает понять двойственное состояние лирического героя. С одной стороны, его теперешний удел- идти в ночи беззвёздной- в полной темноте. С другой стороны, он жив и движим мечтой о светлом мире, где не будет сумрака, темноты. Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: Послышится ль голос спасенья: Откуда – из бездны иль свыше? Герой в страхе от неясности, к которой привёл его жизненный беззвёздный путь. Таким образом, чёрный цвет в этом стихотворении символизирует состояние героя, находящегося на перепутье.
Стихотворение состоит из 5 строф. Размер- трехстопный амфибрахий.
Особенности композиции
Упоминание о нежном аромате азалий будто позволяет читателям услышать тихую, но ласкающую слух мелодию, о которой автор пишет во второй строке произведения. Он слышит музыку сквозь долгое сновидение. О ней никто не сможет узнать, ведь это песня истинного поэта, окрыленного вдохновением и жаждой творить. Различимы нотки печали и задумчивости. Литератор вспоминает о своем состоянии в третьей и четвертой строках.
Во второй строфе рассказывается о том, что лирический протагонист не может отвлечься от мыслей о прекрасной девушке, томящейся в ожидании избавления. Он смотрит на купол неба, надеясь, что за его необъятными просторами терпеливо ждёт избранница, ожидает. Поэт желает увидеться с родственной душой, не силится изнывать от безысходности так же долго, как и прежде. Его не покидает надежда о ее возвращении.
В третьей строфе манера повествования меняется. Литератор клянется, что слышал песню красавицы, всегда казавшейся ему родной. Это не просто приятные звуки:
- это истинное единство мыслей, порывов и стремлений;
- невыразимое счастье, которого пришлось ждать так долго.
Анализ стихотворения Брюсова «Встреча»
Стихотворение В. Я. Брюсова «Встреча» было написано 29 сентября 1904 года. С него начинается раздел «Повседневность» сборника «Stephanos», а само произведение открывается эпиграфом – фразой из Шарля Бодлера. В переводе она звучит так: «О ты, которую я мог бы полюбить, о ты, которая это знала!»
Такой эпиграф выбран автором неслучайно. Есть несколько стихотворений (например, «Прохожей»), которые были созданы Валерием Яковлевичем по мотивам произведений Бодлера, которым Брюсов искренне восхищался. Вот и «Встреча» является вариацией на тему сонета знаменитого французского символиста «Прошедшей мимо».
В центре сюжета – миг, когда сплетаются взгляды двух случайных прохожих, мужчины и женщины. Первой фразой поэт обозначает декорации:
О, эти встречи мимолётные
На гулких улицах столиц!
Стоит обратить внимание на интересный эпитет «гулкие улицы». Легко представить себе пустынные проспекты большого города, где каждый шаг отдаётся эхом
Неудивительно, что в такой обстановке случайная встреча кажется таинственно-судьбоносной.
Одной секунды достаточно, чтобы среди стремительного людского потока встретились взгляды одиноких сердец. Описывая это событие, поэт применяет выразительную метафору «беседа беглая ресниц», усиленную аллитерацией.
В стихотворении использовано ещё несколько метафор, которые придают ему мистичную глубокомысленность. Вот, например, как начинается вторая строфа:
На зыби яростной мгновенного
Мы двое – у одной черты…
В этом выражении заключён философский смысл. Думается, что под «яростной зыбью мгновенного» имеется в виду скоротечность того, что мы называем настоящим, текущим моментом, а если брать шире, то всей нашей жизнью. Наша жизнь – всего лишь рябь на поверхности вечного безбрежного океана времени; пройдёт одно мгновение, и она исчезнет бесследно, как и память о прожитых людьми жизнях.
Единственное мгновение заключает в себе все возможности, все потенциальные реальности. Третьей строфой автор показывает, как быстро решается судьба. В одном взгляде умещается и исповедь, и признание в любви, и обещание взаимности. Анафора («И взором… И брошен… И вот…») подчёркивает эту молниеносность решений.
Но уже в следующую секунду всё исчезает. Незнакомка проходит мимо, зрительный контакт теряется, и чары рассеиваются. С горечью поэт размышляет, что уже с другим прохожим она, возможно, делит мечту о счастье.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑
Картинка к сочинению анализ стихотворения Любовь
Поэты Серебряного века русской литературы, к которым относится и Валерий Яковлевич Брюсов, одной из своих целей ставили назначение человека как структурной единицы в обществе, его положение и исторический смысл. Постепенно эти поиски привели к формированию такого течения как символизм, где различным неодушевленным предметам стали придавать сакральное значение и закладывать скрытый смысл.
Отклики этих идей имеются и в стихотворении поэта «Люблю одно». Если читать это произведение прямо, не заглядывая между строк, читателю открывается сюжет, где поэт скитается по улицам своего родного города. В процессе этой прогулки он размышляет о людях, воплощая всю палитру чувств в строках стихотворения.
Сюжетная линия достаточно заурядна. На протяжении всего куплета поэт обыденно бродит по улицам, описывая увиденные им картины. Весь город полнится шумной толпой, однако, Брюсов обособляет себя от этого социума, ведь все люди находятся в спешке, у всех дела и заботы и лишь Валерий Яковлевич ничем не обременен. Погруженный в эти мысли, автор всматривается в лица окружающих. Он пытается познать их мысли и переживания, их заботы и тревоги.
Представьте человека, гуляющего с улыбкой среди теснины стен. Он испытывает неимоверное счастье от того, что может лицезреть весну, новый день, саму жизнь. И хотя возле героя находятся только незнакомые ему люди, в нем нет чувств горести, печали или злобы. Это хорошее настроение он передает и своим читателям. Он наслаждается этим, не боится одиночества и с радостью принимает его.
Вчитываясь в междустрочье, становится понятно, что там заложены нотки любовной лирики поэта. Именно ее он пытается найти в людях, которые не столь сентиментальны, причиной чего выступают бытовые проблемы. Любовь — божественное начало, апогей возвышенности и светлости, искренности и безгрешности. В этом стихотворении Брюсов соединяет любовь к поэзии с любовью к людям. Отображение творческого порыва мы находим и в метафорах и эпитетах, которыми наполнены строки стихотворения — если вечер, то пьяный, грохот вольный, святые безделья…
Как поэт, Брюсов убежден, что главная цель каждого – научиться любить. Не всем из нас удается встретить настоящую любовь, но если это произошло, то эта фатальность лучшее предназначение. В стихотворении «Люблю одно» автор описал неповторимый мир гармонии, двери в который открывает для нас любовь.
Анализ стихотворения «Женщине» Брюсова 2 вариант
В своем стихотворении «Женщине» Валерий Яковлевич Брюсов разворачивает перед читателями тему вечной женственности и борьбы противоположностей.
Стихотворение написано в августе 1899 года. Его автору исполнилось 26 лет, он женат, выпускник университета, журналист, теоретик символизма. Он активно публикуется, путешествует по Крыму, начинает заниматься издательской деятельностью, общается с Константином Бальмонтом, напевностью творчества которого восхищается. Они с жаром спорят о революции сознания, синтезе искусств и рождении новой философии. Живет в ту пору молодая семейная пара Брюсовых в доме его отца. По жанру – философская лирика, гимн, по размеру – пятистопный ямб с опоясывающей рифмовкой, сонет, 4 строфы. В двух первых строфах употреблены только закрытые рифмы, в последних – лишь открытые. Есть и мужские, и женские. Рифма «звездный-железный» должна читаться через «е». Лирический герой – сам автор, но выступает он от имени всех мужчин.
Интонация торжественная, патетическая, с тремя восклицаниями. Ее усиливают повторы (анафора): ты – женщина. Лексика возвышенная, местами устаревшая: уста (губы), ярем (ярмо), свиток (бумага). Молодой поэт берется за разгадку женской натуры. Он готов указать самим женщинам на их место и предназначение в мире. Итак, она, прежде всего, закрытая книга. В ней «дум и слов избыток, безумен каждый миг»: идет речь о непредсказуемости, богатстве внутреннего мира. Но ее тайнам нужен толкователь, мужчина. «Ведьмовский напиток»: поэт интересовался оккультизмом, старался проникнуть в потусторонний мир. «Пьющий подавляет крик и славословит бешено»: так автор передает противоречивость и коварство женского сердца. Начало 3 строфы стало афоризмом. «Ты – образ божества!»: спасающая путеводная звезда. Дальше появляется местоимение «мы». Любой труд, вдохновение, победы – все посвящено только ей, женщине. «Молимся – на тебя!»: поэт доходит до слепого обожания, но чувствует себя не только верным рабом, а и жрецом. В. Брюсов выделяет в женщине колдовское, языческое начало. Произведение метафорично и полно сравнениями. «Пьющий пламя»: гипербола. Эпитеты: запечатленный, бешено, звездной, железный. В поэтическом синтаксисе присутствует и аллитерация, и ассонанс.
Ещё по теме: Валерий Брюсов ~ Летняя гроза
Произведение «Женщине» Валерий Брюсов включил в свой сборник «Третья стража». Эта книга сделала его известным, принесла одобрение коллег по перу.
Валерий Брюсов (стих)ПОДРУГИ о чем этот стих??(анализ)
Максим Березовой
Ученик (176), закрыт 2 года назад
Три женщины, грязные, пьяные, Обнявшись, идут и шатаются. Дрожат колокольни туманные, Кресты у церквей наклоняются.
Заслышавши речи бессвязные, На хриплые песни похожие, Смеются извозчики праздные, Сторонятся грубо прохожие.
Идут они, грязные, пьяные, Поют свои песни, ругаются. И горестно церкви туманные Пред ними крестами склоняются.
Людмила Привалова
Гений (51618) 7 лет назад
Это о нашей жизни! Дрожат колокольни туманные, Кресты у церквей наклоняются. — словно мы видим окружающее глазами этих пьяных женщин. Смеются извозчики праздные, Сторонятся грубо прохожие. — люди реагируют так, как свойственно человеческой природе — не сочувствуют. И горестно церкви туманные Пред ними крестами склоняются. — а Бог прощает и жалеет всех, всем помогает. Очень интересна лексика и изобразительно-выразительные средства этого стихотворения. Точная, строгая рифма, свойственная стилю Валерия Яковлевича, рождает общую картину происходящего и формирует у читателя отношение: пьяная женщина некрасива и жалка, но заслуживает сочувствия. Люди не жалеют друг друга, а «церкви. горестно» склонились своими крестами. Стоит задуматься!
Ardent
Мыслитель (6087) 7 лет назад
про русских баб
Елена Устиновская
Знаток (347) 7 лет назад
Анализ стихотворения Брюсова Первый снег
(1 вариант) Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские пейзажи, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной.
Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские пейзажи, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной.
В стихотворении «Первый снег» В. Я. Брюсов описывает начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки.
По-разному изображали писатели и поэты первый снег: либо натуралистически конкретно, либо с необычными поэтическими ассоциациями.
Для лирического героя В. Брюсова первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грезы, раскрывается:
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
Поэт играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега. Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте стихотворения много восклицательных предложений:
Серебро, огни и блестки –
Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Запечатленная художественная картина является для лирического героя воплощением мечты, божественным провидением. Из-за первого снега преображается не только жизнь природы, но и людей, которые начинают по-новому чувствовать:
На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Это стихотворение написано четырехстопным хореем, благодаря которому передано воодушевление лирического героя от встречи с первым снегом.
Итак, «Первый снег» В.Я. Брюсова описывает одно из природных явлений и выражает чувства лирического героя, его очарованность первым снегом.
Русскую зиму часто описывали и описывают в стихотворениях. Она настолько красива, что, конечно, достойна такой популярности. Первый снег радует, как первый дождь, первый цветок. Но какое странное, завораживающее и неживое описание первого снега вышло из-под пера В. Брюсова. Такое ощущение, что описывает не поэт, а ювелир: так много серебра и жемчугов. «Целый мир из серебра» – это очень красиво и очень неуютно. По замыслу автора, перед нами обыкновенное чудо преображения, волшебства, мечты, снов. Черно-голые, бедные, гнущиеся под холодным ветром березки вдруг защеголяли в великолепных зимних шубах, в драгоценных уборах. Перевоплощение настолько неожиданно, что реальность стала вымыслом, а вымысел – реальностью.
Серебро, огни и блестки, –
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Привычная жизнь, проникая в сказочный мир, соприкасаясь с ним, приобретает иной, новый смысл. Засыпало снегом экипажи, запорошило пешеходов, и они торопятся унести это серебро домой. Но в тепле сказочное серебро тает и превращается в воду, поэтому, чтобы вновь ощутить сказочность зимы и сохранить ее дары, нужно вновь выйти на улицу, насладиться первым снегом.
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Первый снег – предшественник зимы, любимых праздников, подарков, таинственных гаданий, катаний на санках, это приближающаяся зимняя рождественская сказка, символ чистоты, святости. Каждый Новый год люди загадывают желания, надеются, что их мечты сбудутся. Зимняя сказка щедра, как сказочные волшебники, и красива, как волшебницы. Она дарит часть своей красоты и щедрости людям, очаровывая их, играя, мечтая вместе с ними.
Жизни с грезою игра…
Ювелирная зима преображается в иную драгоценность – способность мечтать, изменять реальность.
Исторический контекст стихотворения
Брюсов создаёт «Встречу» в 1904 году. Произведение входит в ряд работ, созданных на основе произведений французского автора Бодлера, который являлся предметом восхищений Брюсова. Но примечательнее всего тот факт, что в произведении так же содержаться отсылки к древнегреческой мифологии.
ВстречаΣτεφανοςК ДеметреОрфей и ЭвридикаАхиллес у алтаряОрфей и аргонавты
Отчётливо можно проследить связь с легендой об Орфее и его возлюбленной (смотри Приложение 3). Уже во втором катрене встречаем такие строки:
Мы двое – у одной черты.
Автор называет только что встретившихся людей одним целым, будто бы между ними существует долгая и крепкая связь, как связь между возлюбленными. Так же интересно упоминание о некой черте, которая разумеется является рекой Стикс. Это ещё одна отсылка к легенде об Орфее, который пришёл в царство Аида, дабы забрать свою возлюбленную с другой стороны реки, другой стороны жизни.
В том же катрене встречаем другие упоминания о древнем мифе. Так например
Безмолвный крик желанья пленного
– упоминание об эпизоде, когда Орфей должен был выйти с Эвридикой из царства смерти, не взглянув на неё и не сказав ей ни слова.
«Ты кто, скажи?» Ответ: «Кто ты?»
В следующей строчке рассказывается о проступке Орфея – он взглянул на неё, свою Эвридику, которая была ещё безликой тенью, и она тотчас вновь ушла во тьму, так и не узнав своего мужа. (Это ещё раз подтверждается третьим катреном)
На существует и другая точка зрения. Здесь так же можно увидеть связь с мифом об Аполлоне и Дафне (смотри Приложение 3). Последние две строки второго катрена
Безмолвный крик желанья пленного:»Ты кто, скажи?» Ответ: «Кто ты?»
говорят о муках Аполлона, сердце которого поражено безответной любовью; его возлюбленная не хочет даже взглянуть на него. Во второй строке второго катрена Аполлон обращается к Дафне –
И брошен зов ей: «Будь моей!»,
но она не желает любить его и обращается к отцу с просьбой спасти её свои обетом, что он и выполняет –
Но миг прошел, и мы не с ней.
Заключение
Через анализ можно стать ближе к пониманию поэзии, через это понимание поэзии ближе к пониманию мира, через понимание мира, вновь ближе к поэзии. Это замкнутый круг, вращаясь в котором мы меняемся, растём духовно и становясь всё выше и выше нам кажется, что мы вот-вот сможем переступить через границу, начерченную вокруг, но нет. Для нас она слишком высока.
Анализ позволяет человеку научится думать, составить таким образом свой взгляд на мир, воспитать в себе мыслящую личность, что в нашей сегодняшней реальности приоритетно.
Только проанализировав название, фонетические особенности всего текста, изучив его лексику, вчитавшись в хронотоп, вдумавшись в тропы, прочувствовав настрой и после взглянув на всё со стороны исторического контекста, можно воспринимать произведение духовно и умственно.
Анализ стихотворения Родной язык Брюсова
Это восторженное и философское стихотворение. Поэт олицетворяет (и даже обожествляет) родной язык, обращается к нему. Здесь и описание всех противоречивых качеств этого важнейшего для поэта явления.
Стихотворение «Я» Брюсова многогранно и необычно, как и любое произведение «сложного» в позитивном смысле писателя. Оно было написано в 1899 году. История создания доподлинно неизвестна, однако при чтении можно предположить, что образ лирического героя, его мысли и действия навеяны какими-то реальными событиями из жизни писателя, то есть моментами, прочувствованными лично.
Тема стихотворения раскрывается в космополитичности лирического героя, который лицезрит себя важным участником мирового и исторического пространства. Герой понимает, что память о нем может не сохраниться, но душа будет жить вечно: в прошлом, настоящем и будущем
«Я все мечты люблю, мне дороги все речи; И всем богам я посвящаю стих», строки определяющие и обозначающие главную тему – личности важно познавать мир, а не закрываться и прятаться от страхов
Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>
Идея произведения, на мой субъективный взгляд, заключается в создании авторитетного образа, способного преодолеть не только страхи, но и собственное я, эгоистичный и в некоторой степени дикий характер.
«И странно полюбил я мглу противоречий, И жадно стал искать сплетений роковых». По сюжету лирический герой постоянно находится в раздумьях, его стесняют противоречия. Однако он стал счастливым именно тогда, когда не попытался преодолеть их, а, напротив, полюбил. Это перекликается с версией Фрейда, который считал, что боль можно преодолеть только страстно полюбив ее.
В качестве средств художественной выразительности Брюсов использует метафоры, антитезы, многосоюзие. Также можно заметить окказионализм, например: стотельчих жертв сам проливал я кровь. Преобладают в строфах сравнение, эпифора, анафора.
Стихотворение, написанное с размером трехстопного ямба, достаточно тяжело далось мне именно в понимании. Это не стих Пушкина, когда суть можно понять с первого прочтения. Над творчеством данного многогранного поэта необходимо думать именно с позиции философа.
Композиция, образы, тропы
Тема полного любовного цикла, пережитого за одно мгновенье, была бы сугубо фантастической у любого автора, кроме поэта-символиста. Его образы-символы, несущие полновесную как философскую, так и психологическую нагрузку, в первых двух катренах создаются главным образом за счёт ярких, свежих, неожиданных эпитетов (эта, первая половина стихотворения ими перенасыщена), создающих убедительную картину бешеного ри ХХ столетия: встречи мимолётные; гулкие улицы; взоры безотчётные; беседа беглая ресниц; на зыби яростной мгновенного; безмолвный крик желанья пленного. По контрасту во второй половине стихотворения эпитеты вовсе исчезают, и на глазах изумлённой публики потенциальные эпитеты-причастия обретают действенную краткую форму: прошлое рассказано; зов брошен; и вот она обетом связана; страсть испытана; любовь пережита. Этот смысловой приём в третьем катрене усилен анафорой («И взором… И брошен… И вот…»), которая подчёркивает взрывную молниеносность, действенность качеств и решений.
Тропы и образы
Стихотворение написано в лучших традициях риторики и представляет собой правильно построенную публичную речь
Отрицание в первом предложении привлекает внимание, как и использование местоимения ваш. В начале 20 в
многие люди объединялись по разным принципам в группы, следуя идеям преобразования старого в новое, как они это понимали. Таким образом, большинство читающих стихотворение могло принять его на свой счёт.
В первой строф лирический герой изъявляет желание стать причастным торжеству преобразователей, чьи идеи называет неокрылённым криком (метафора и эпитет). Он хочет приникнуть к общей чаше (метафора) как верный (сравнение).
В следующих трёх строфах Брюсов использует синтаксический параллелизм со структурой фразы где вы… я… зову… Кроме того, эта структура каждой строфы с одинаковым началом – синтаксическая фигура анафора. Такая трёхчастная форма доказательств была свойственна риторическим текстам с древности.
Первые две параллельные конструкции похожи не только по форме, но и по смыслу. В первом случае «вы» уподобляется силам природы как гроза, губящая стихия (метафоры, эпитет). «Я» — голос, то есть гром, который предшествует разрушению от стихии. Призыв лирического героя тоже связан с миром природы: разрушать твёрдое вещество камня (устои вековые), чтобы проросли будущие семена. В образах второй строфы одновременно присутствуют и метафорические смыслы (революционно настроенные массы уподобляются стихии, а поэт – грому), и символические: поэт, вдохновлённый благородными идеями («вашим хмелем пьян» – метафора), становится проводником этих идей и предупреждает о грядущей буре.
Образы третьей строфы социальные. «Вы» сравнивается с беспощадным роком, судьбой, войском, а лирический герой – с трубачом и знаменосцем. Это две фигуры в войске, поднимающие боевой дух, вдохновляющие на подвиг (метафоры «зову на приступ, с боя брать преграды»).
Лирический герой призывает к своей истинной цели (святой земле, свободе бытия), не совпадающей с целью бунтарей. Образ святой земли у Брюсова – символ внутренней свободы, которой сперва нужно достичь, а потом за неё побороться.
Образы третьей строфы проясняют образы второй: простор для будущих семян – тоже символ свободы бытия – внутренней свободы, открытой для творчества, идей, преобразований и преображений.
Последняя строфа-вывод говорит о неприятии Брюсовым любой идеологии, это пророчество о губительной роли идеологии для душевной свободы. Лирический герой не готов принимать никаких ограничений, он согласен только двигаться дальше, к всё большей свободе. Антонимы ломать и строить – это символы создания нового мира в душах людей, созвучные «Интернационалу»: «Мы наш, мы новый мир построим». Но лирический герой готов лишь до основанья разрушить старый мир и разрушать его бесконечно: уничтожать общественные недостатки, но не создавать новые ограничения для души.
Размер и рифмовка
Размер сонета – шестистопный ямб. Рифмы в стихотворении точные, как и положено в сонете. Рифмовка свойственна классическому итальянскому сонету: аБаБ аБаБ вв ГГ аа. Мужские рифмы чередуются с женскими.
- «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
- «Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова
- «Первый снег», анализ стихотворения Брюсова
- «Женщине», анализ стихотворения Брюсова
- «Грядущие гунны», анализ стихотворения Брюсова
- «Нить Ариадны», анализ стихотворения Брюсова
- «Всё кончено», анализ стихотворения Брюсова
- «Сумерки», анализ стихотворения Брюсова
- «Я люблю…», анализ стихотворения Брюсова
- «Работа(Единое счастье — работа…)», анализ стихотворения Брюсова
- «Каменщик», анализ стихотворения Брюсова
- «Кинжал», анализ стихотворения Валерия Брюсова
- «К Медному всаднику», анализ стихотворения Брюсова
- «К самому себе», анализ стихотворения Брюсова
- «Близким», анализ стихотворения Брюсова
По произведению: «Ассаргадон»
По писателю: Брюсов Валерий Яковлевич
Анализ стихотворения Брюсова «Женщине» 1 вариант
В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест. Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова «Женщине», которое он написал в 1899 году, спустя 18 месяцев после того, как женился на Иоанне Рунт, французской гувернантке своей младшей сестры.
Очарованный ее красотой и изяществом, тонким умом (она являлась одной из немногих представительниц слабого пола в окружении поэта, которые имели образование и самостоятельно зарабатывали себе на жизнь) и несомненными литературными способностями, Валерий Брюсов посвятил ей одно из наиболее ярких и волнующих стихотворений.
Ещё по теме: Валерий Брюсов ~ Летняя гроза
Впрочем, произведение «Женщине» посвящено не только Иоанне Рунт, но и всем дочерям Адама, которыми Брюсов восхищался искренне на протяжении своей жизни. Для него женщина – это «книга между книг» и «запечатанный свиток», который содержит множество тайн и сведений к размышлению, а также сюрпризов, откровений и непредсказуемых открытий. Каждый ее поступок, словно безумный стих, поражает воображение своей иррациональностью, но, вместе с тем, наполнен неизъяснимым очарованием.
Став примерным семьянином, поэт осознает, что женщина одновременно может дарить боль и радость. Именно поэтому он сравнивает представительниц слабого пола с «ведьмовским напитком», который заставляет тело и душу содрогаться от мук, но при этом приносит ни с чем не сравнимое счастье и заставляет «славословить» ту, которая приготовила для мужчины свою сладкую пытку. При этом Валерий Брюсов считает женщин высшими существами, которых испокон веков украшает «корона звездная», и мужчины преклоняются перед ними, словно перед высшими существами. К слову, именно Валерию Брюсову принадлежит расхожая фраза о том, что женщина всегда права. Даже в тех случаях, когда она глубоко заблуждается, но при этом пытается отстоять свою точку зрения и убедить в ней всех окружающих. Более того, именно представительницы слабого пола являются для мужчины смыслом жизни, для них они готовы влачить «ярем железный», служить им «тверди гор дробя» и молится на них, признавая присутствие в женщинах двух начал – колдовского и божественного.
Следует отметить, что Валерий Брюсов сумел на протяжении всей жизни сохранить в своем сердце глубокое уважение к женщинам, он преклонялся перед ними и, по собственному определению, чувствовал себя в их обществе глупцом, которому не дано понять высших мира сего. Однако, несмотря на то, что поэту при жизни приписывали множество романов, доподлинно известно, что до самой смерти он оставался верен своей супруге, считая ее недосягаемым идеалом.
Свое стихотворение «Женщине» Валерий Брюсов написал в форме сонета, подчеркнув тем самым хрупкость, утонченность и изысканность представительниц слабого пола. Однако автор не питал иллюзий относительно их сущности, считая, что под маской благоразумия и вежливости нередко скрываются пылкий темперамент и страстная натура. А нарочито грубые и даже вульгарные женщины, как правило, в душе оказываются очень ранимыми и романтичными особами. Эта двойственность и противоречивость, умение ловко маскировать свои истинные желания, чувства и стремления, на протяжении всей жизни так и остались для Валерия Брюсова неразгаданной загадкой. Однако поэт понимал, что даже самая умная женщина, обладающая незаурядной интуицией и интеллектом, вряд ли сможет дать ответ на этот вопрос и объяснить, что именно заставляет ее вести двойную жизнь, выдавать желаемое за действительное и ловко манипулировать мужчинами, подчиняя их своим желаниям и прихотям.
Ещё по теме: Валерий Брюсов ~ Первый снег (Серебро, огни и блёстки…) (+ Анализ)