«зачем и о чём говорить?..» и. бунин

Тропы, рифма и жанр

Стихотворение написано в жанре философской лирики, имеет линейную композицию и перекрестную рифмовку (говорить – мечтами – раскрыть – словами), где есть место закрытым и открытым рифмам. Отметим несколько взволнованную интонацию стиха, что и понятно с учетом возраста Ивана Алексеевича на момент написания произведения (20 лет Бунину).

Из художественных средств, придающих строкам выразительность и глубину, отметим:

  1. Анафору во втором катрене (значенье).
  2. Эпитеты (словах людских, искреннее желание чужое страдание).
  3. Инверсию (в словах-то людских).
  4. Отрицания (никто не сумеет, не сыщите, не так уж).

Если вам по душе ранняя лирика Бунин, то рекомендуем прочесть стих «Не видно птиц», написанный в 1889 году, когда Ивану Алексеевичу было всего 19 лет.

«Наиболее/самый оптимальный»

Допустим, в быстрой разговорной речи, когда тебя «несет» и невозможно продумать нюансы, еще простительно добавить степень к слову «оптимальный». Но на письме и в деловых презентациях это выглядит как жалкая попытка усилить свою позицию при отсутствии четких, убедительных аргументов.

«Слово «оптимальный» уже подразумевает САМОЕ предпочтительное решение», — справедливо замечают участники интернет-дискуссий.

Согласно словарю, «оптимальный» (от лат. optimus) значит «наилучший, идеальный, наиболее благоприятный».

На вопрос, уместно ли говорить «самый оптимальный вариант», справочная служба русского языка отвечает категорически: «Нет, самый оптимальный – лексически избыточное сочетание».

Текст

…Зачем и о чем говорить?Всю душу, с любовью, с мечтами,Все сердце стараться раскрыть —И чем же? — одними словами!

И хоть бы в словах-то людскихНе так уж все было избито!Значенья не сыщете в них,Значение их позабыто!

Да и кому рассказать?При искреннем даже желаньеНикто не сумеет понятьВсю силу чужого страданья!

1890 год.

Одним из наиболее интересных стихотворений раннего этапа творчества Ивана Бунина можно назвать стих «Зачем и о чем говорить», написанный в 1890 году. Стих создан, когда поэту всего 20 лет, но в произведении уже чувствуется рука мастера и желание найти ответы на сложные вопросы бытия человека.

Что мешает людям красиво говорить

Важность владения искусством красноречия не требует доказательств. Тем не менее, многие люди испытывают страх, когда им приходится выступать на публике или говорить с незнакомыми людьми. Такой страх в психологии называется «логофобия» (или «вербофобия»)

Любопытно, что, по исследованиям психологов, страх публичных выступлений занимает у людей 2-е место после страха смерти

Такой страх в психологии называется «логофобия» (или «вербофобия»). Любопытно, что, по исследованиям психологов, страх публичных выступлений занимает у людей 2-е место после страха смерти.

Люди, страдающие такой фобией, панически боятся говорить не только перед полной аудиторией, но и перед небольшой группой людей. Их бросает то в жар, то в холод, они начинают дрожать, запинаться, не могут сосредоточиться. Эта фобия имеет психологические и физиологические причины.

Психологические причины связаны с тем, что человек не верит в себя, в свои способности, знания, опыт, в то, что его речь будет представлять интерес и он сможет удержать внимание слушателей. Что же касается физиологического фактора, то, как мы знаем, в опасных ситуациях надпочечники человека начинают выделять в кровь гормон стресса адреналин, действие которого направлено на консолидацию всех защитных сил. То же самое происходит, когда человек волнуется перед выступлением или каким-то разговором

То же самое происходит, когда человек волнуется перед выступлением или каким-то разговором

Что же касается физиологического фактора, то, как мы знаем, в опасных ситуациях надпочечники человека начинают выделять в кровь гормон стресса адреналин, действие которого направлено на консолидацию всех защитных сил. То же самое происходит, когда человек волнуется перед выступлением или каким-то разговором.

Однако адреналин побуждает человека к физическим действиям, например к бегству, во время которых он расходуется. При выступлении же или волнующем разговоре таких физических нагрузок нет, поэтому адреналин не используется полностью, а его излишек приносит только вред. В результате сильного волнения вместо блестящего выступления может получиться неуверенное и скомканное.

Детство и юность

Современники Ивана Бунина утверждают, что в писателе чувствовалась «порода», врожденный аристократизм. Удивляться нечему: Иван Алексеевич – представитель древнейшего дворянского рода, уходящего корнями в XV век. Семейный герб Буниных включен в гербовник дворянских родов Российской империи. Среди предков писателя – основоположник романтизма, сочинитель баллад и поэм .

Родился Иван Алексеевич в октябре 1870 года в Воронеже, в семье бедного дворянина и мелкого чиновника Алексея Бунина, женатого на двоюродной племяннице Людмиле Чубаровой, женщине кроткой, но впечатлительной. Она родила мужу девятерых детей, из которых выжили четверо.

В Воронеж семья перебралась за 4 года до рождения Ивана, чтобы дать образование старшим сыновьям Юлию и Евгению. Поселились в арендованной квартире на Большой Дворянской улице. Когда Ивану исполнилось четыре года, родители вернулись в родовое имение Бутырки в Орловской губернии. На хуторе прошло детство Бунина.

Любовь к чтению мальчику привил гувернер – студент Московского университета Николай Ромашков. Дома Иван Бунин изучал языки, делая упор на латынь. Первые прочитанные самостоятельно книги будущего литератора – «Одиссея» и сборник английских стихов.

Летом 1881 года отец привез Ивана в Елец. Младший сын сдал экзамены и поступил в 1-й класс мужской гимназии. Учиться Бунину нравилось, но это не касалось точных наук. В письме старшему брату Ваня признался, что экзамен по математике считает «самым страшным». Спустя 5 лет Ивана Бунина отчислили из гимназии посреди учебного года. 16-летний юноша приехал в отцовское имение Озерки на рождественские каникулы, да так и не вернулся в Елец. За неявку в гимназию педсовет исключил парня. Дальнейшим образованием Ивана занялся старший брат Юлий.

Жизнь в слове

Гробницы и мумии молчат, и это свидетельствует о том, что в них скрыты тайны, которые невозможно открыть без слова. Завершаем краткий анализ стихотворения Бунина «Слово» утверждением автора — «Слову жизнь дана». Это очень значимое олицетворение. «Мумии», «кости» и «гробницы» — метонимия. «Мировой погост», как кладбище мировой истории, применяется автором в переносном значении. То же самое касается и «слова», которым выражена и сама речь, и язык.

Дело не только в использовании троп, а в том, что буквально каждое слово стихотворения образно

В одно четверостишие поэт вложил глубокую мысль о самом важном достоянии человека – языке, как о памяти, которая нашла воплощение в слове

Об этом можно размышлять бесконечно и находить новые аргументы, ведь мысль поэта охватывает и прошлое, и настоящее, и будущее. Анализ стихотворения Бунина «Слово» по плану — лучший способ рассмотреть, что в произведении нет этнических рамок – поэт говорит о человечестве и проникает в сущность, которая выделяет человека из остального животного мира — «дар бессмертный – речь».

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ахматовой Песня последней встречи Стихотворение Песня последней встречи было написано поэтессой в 1911 году. Так же очень важный факт, который нужно подчеркнуть это то, что данное стихотворение позже вошло в самый первый сборник стихотворений Анны Ахматовой.
  • Анализ стихотворения Некрасова Железная дорога (6, 7 класс) Николая Некрасов – это человек очень талантливый. Именно он написал произведение, которое называлось «Железная дорога». Это произведение было создано автором в 1864 году. Недаром, оно носит такое название
  • Анализ стихотворений Заболоцкого
  • Анализ стихотворения Пастернака Зимняя ночь Произведение Бориса Пастернака восхищает тем, как автор умело передал в своём стихотворении те чувства, которые были у него в душе и сердце. Если читать текст как просто стих, понять ничего нельзя абсолютно
  • Анализ стихотворения Безглагольность Бальмонта Главной идеей здесь является душа человека. Как только начинаешь читать стихотворение можно понять, что из чего состоит душа человека и что в ней таится. Но не смотря на это она многогранна.

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Слово»

Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим

Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты способны изменить общество.

К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?

Рассуждая о теме вечности, Бунин отмечает, что «молчат гробницы, мумии и кости», указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».

Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Весна в вагоне»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы, идущие мимо меня»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Глаза»

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

История создания

История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, другу-художнику Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин страдал от одиночества.

Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой очень ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в черствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.

Анализ философского смысла стихотворения

По смыслу содержания стихотворение Ивана Бунина «Слово» относится к философской лирике гражданско-патриотической направленности. Его тема — значение слова и речи для сохранения культуры высокого духа. Творение поэта делится на две части. Первая раскрывает значение слова в сохранении наследия прошлого. Вторая часть призывает беречь родную речь.

Поверхностный смысл текста автора довольно прост. От уже давно исчезнувших народов и цивилизаций осталось множество артефактов, захоронений и останков. Их культура уникальна и удивительна. Но они не передают нам мыслей и чувств людей, живших сотни и тысячи лет назад. Лишь дошедшие до наших дней легенды и записи в существенной мере доносят до нас то, чем в глубине своей души жили древние люди.

Но особенности используемых формулировок открывают более глубокий смысл произведения Бунина. «Лишь слову жизнь дана». «Дар бессмертный — речь»

Эти фразы отсылают внимание читателя к знаменитой библейской цитате: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (От Иоанна, 1:1). Здесь делается акцент на высших духовных ценностях — Боге, смысле жизни, любви, культуре

Написание слова «Письмена» с заглавной буквы и метафоры «древняя тьма», «мировой погост» дополнительно усиливают связь с Библией. Эти метафоры сравнимы со следующими цитатами. «Прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, 3:19). «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (От Иоанна, 1:5). Здесь подчёркивается, что отрицательным сторонам материального мира могут быть противопоставлены лишь духовные силы и ценности.

Такие сравнения не случайны. Именно речь, язык, слова, являются квинтэссенцией, или душой народной культуры. В любом языке есть слова, которые нельзя однозначно перевести на язык другого народа. Человек думает на языке, на понятиях родной речи. Культура любого народа имеет свои уникальные особенности. И сохранение культуры родного языка является одним из главных средств сохранения родной культуры. А сохранение положительного наследия родной культуры является источником гармонии с окружающим миром, с Природой, Богом.

Стихотворение «Слово» Бунин написал в особо трагическое для России время, в 1915 году. «Дни злобы и страданья», — возглашает Иван Алексеевич в своём стихотворении. Разгоралась Первая Мировая война. В России назревали предпосылки анархии и революции. В среде народа росли безверие, злоба, цинизм, прагматизм и жестокость. Именно от этой тьмы пытался предостеречь русский народ великий поэт. Перед лицом бед и испытаний он призывает сохранять традиционные духовные ценности.

Анализ стихотворения «Зачем и о чем говорить» Бунина

Исповедальные стихи «Зачем и о чем говорить» Ивана Алексеевича Бунина относятся к ранней лирике поэта.

Стихотворение написано примерно в 1890 году. Начинающий поэт трудится в редакции «Орловского вестника», влюблен в коллегу Варвару Пащенко, готовит к печати дебютный сборник, ведет переписку о своих планах и делах с любимым братом Юлием. По жанру – философская лирика, 3 строфы с перекрестной рифмовкой. На заре Серебряного века И. Бунин черпает вдохновение в классической поэзии, подражает не только форме, но и ее духу. Его стих – перекличка со знаменитым «Silentium» Ф. Тютчева. Впрочем, молодой автор не столь категоричен, он готов делиться мыслями и чувствами, и жалуется на отсутствие родственной души. Стих начинается с многоточия, будто автор продолжает давно начатый разговор. Вопрос, ставший названием стиха, кажется лирическому герою риторическим. Что нового можно добавить к уже сказанному великими людьми прошлого? Почему слова расходятся с делом? Да и в эпоху декаданса слову – грош цена. Все высокие понятия подвергнуты переоценке, а то и осмеянию: душа, любовь, мечта, сердце. Поставлена под сомнение и миссия поэта, искусства в целом. В череде восклицаний и вопросов чувствуется еще юношеский идеализм, максимализм. «О чем говорить?»: темы бытовые, повседневные для героя слишком незначительны. А разговор о «высоком, прекрасном» мало кто способен поддержать. Чаще всего такая беседа выливается в пустопорожнюю болтовню. Необходимо вернуть слову первоначальную ценность, сакральность. «Кому рассказать?»: люди нелюбопытны и быстро забывают чужие чувства и «силу чужого страданья». Но даже искренний открытый человек «не сумеет понять». Остается только поверять бумаге «всю душу». Но какое «страданье» хотел бы высказать молодой И. Бунин? Тут и несовершенство мира, и темные глубины собственного сердца, трудная любовь, поиск своего предназначения в жизни, наконец, непростое материальное положение. Интонация стиха взволнованная, бескомпромиссная, лексика чуть старомодная. Множество отрицаний: не так уж, не сыщете, никто. Перечисления, повторы, анафоры (значенье), инверсия (словах-то людских). Эпитеты: искреннем желанье, чужого страданья. Во второй строфе герой обращается к читателям: не сыщете в них.

Произведение «Зачем и о чем говорить» И. Бунина впервые появилось на страницах газеты «Орловский вестник».

История создания

Обстановка в России в то время была неспокойна и накалена. Беспорядок и разруха, невозможность свободы для творчества, притеснение интеллигенции, революция и свержение самодержавия – все это Бунин назвал кратко и емко – «окаянные дни».

Многие поэты были изгнаны, сам Бунин в последующем будет вынужден отправиться в эмиграцию.

Кроме беспорядков в стране, весь мир втянут в масштабный военный конфликт — Первую мировую войну, в которую было вовлечено 38 стран – 2/3 населения планеты.

Именно в этих непростых условиях, в 1915 году Бунин, не прекращавший писать, создает стихотворение Слово. В нем автор затрагивает тему бережного отношения к важнейшему народному достоянию – к слову, к речи, которые становятся особенно уязвимыми в условиях мировых неурядиц.

В отличие от своих именитых предшественников Лермонтова и Пушкина, считавших, что поэты, являясь пророками, способны изменить современное общество, Бунин не полагается на представителей литературной нивы. Он делает ставку на народ, именно его призывая встать на защиту слова и сохранить его для потомков.

События последнего времени заставляют Бунина задуматься о судьбе не только русского народа, но и русского языка. Поэт, видя, что вокруг царят разруха и беззаконие, что власть сосредоточена в руках людей, лишенных представлений о культуре, духовности, о чести, все больше и больше задается вопросами:

  • Что его современники способны оставить своим потомком в наследство?
  • Будет ли новое поколение вообще иметь возможность оценить культуру, традиции и язык своих предков, или все канет в небытие?

Поэтому и родилось это произведение, своеобразный манифест, обращенный ко всем. С призывом беречь этот бессмертный дар – речь.

Составляющие грамотной речи

Техника грамотной речи включает в себя несколько составляющих:

  • Дикция, то есть правильное и чёткое произношение всех звуков. Без этой составляющей вы будете просто «коверкать» слова.
  • Дыхание. Если вы не научитесь правильно дышать во время разговора, то ваша речь не будет правильно построенной и достаточно убедительной. Кроме того, длинные предложения автоматически доставят дискомфорт.
  • Точное, лаконичное и понятное изложение. Не стоит перенасыщать речь лишними словами: протяжными звуками, вводными фразами, междометиями и прочими не самыми важными, а порой и совсем не нужными элементами.
  • Содержание – это тема разговора, то есть то, о чём вы говорите. Вы должны изначально определить суть и придерживаться её, чтобы ваша мысль была понятной и ясной.
  • Логика – это правильно построенные фразы и предложения, а также уместно использованные отдельные слова. Грамотная речь обязательно должна быть логичной, чтобы говорящего поняли.
  • Словарный запас – это слова, которые вы знаете и которыми умеете владеть. Если мысль сложная, то донести её с помощью ограниченного количества понятий вряд ли удастся.
  • Ораторские способности – это то, что делает речь интересной, наполненной смыслом и эмоциями. Талантливые ораторы раньше ценились на вес золота, и в современной жизни такие навыки придутся весьма кстати во многих ситуациях.

Унитаз — лицо хозяйки

Стереотипы — дело неплохое и даже полезное. Они помогают как-то структурировать хаос нашего мира и на что-то ориентироваться. Сложности наступают тогда, когда стереотипы переходят на уровень заповедей, а их соблюдение превращается в некий ритуал, священное действие, где процесс важнее содержания. Но у нашего поколения еще сильны убеждения, будто именно следование им дает пропуск в мир взрослых и настоящих мужчин и женщин. И эти убеждения сидят настолько глубоко, что мы их можем заметить далеко не сразу.

В современном мире чаще всего работают оба родителя, либо папа работает, а мама сидит с детьми, но в общественном представлении она «не работает». Напомню, что декретный отпуск — это отпуск по уходу за ребенком. Домашние дела остаются за скобками этого и без того круглосуточного занятия. Да и в городской квартире традиционное разделение труда крестьянской семьи, где женщина отвечает за дом, а мужчина за все остальное, выглядит так же уместно, как телега, запряженная лошадью, на крайней левой полосе Московской кольцевой автодороги.

Да, крестьянину в городской квартире и делать особенно нечего. Ему не надо пахать, сеять, косить, починять дом или заниматься другим физическим трудом. Поэтому мужчина воспринимает свою работу как свои поле и мамонта. Кроме того, он сам формирует свою самооценку из того, насколько он справляется именно с работой на работе. А тут он пришел домой, купил продукты по списку, мусор вынес и даже полчаса поиграл с ребенком. С его точки зрения он большой молодец, и общество с ним солидарно.

Женщина в современных условиях оказывается в совершенно другой ситуации, которую в социальных науках называют парадоксальным предписанием: речь идет о требованиях «успешной женственности» (которая подразумевает мягкость, уязвимость и пассивность, чистый дом, полный холодильник, румяных детишек) и «общечеловеческой» социальной успешности (которая, в свою очередь, подразумевает решительность, настойчивость и независимость, деньги и вовремя замененные лампочки). 

Муж на первом месте, ребенок — на втором. А на каком мама и жена?

Поэтому женщине, чтоб быть умницей с точки зрения себя и общества, надо встать в 5 утра, привести себя в порядок (она же не должна запустить себя!), приготовить всем завтрак, потом в зависимости от загрузки либо сходить на работу, либо детей развезти по школам, кружкам и спортивным секциям (а часто и то и другое, она же современная мать, должна организовать детям разнообразные развивающие программы). Потом она должна прибежать в мыле домой, приготовить еды, помыть и протереть, не забыть о домашних поделках, держать в голове меню на завтрак, подарок свекрови на юбилей, что у младшего — в четверг футбол, а форма грязная и надо постирать вместе с темными вещами. После этого уложить детей, почитать книгу или послушать вебинар, уделить время хобби (она же современная женщина, должна духовно и интеллектуально развиваться, а не только пироги печь), потом еще силы на интим, а то «муж уйдет, ему же надо»…

Ученые заметили, что у современных женщин есть страх успеха, который мешает им реализовываться на работе, потому что иначе они становятся «недоженщинами» и теряют способность строить счастливые отношения, быть женой и матерью. Так что ей приходится совмещать то, что называют «традиционным мужским» и «традиционным женским» путями развития. У мужчин тоже есть страх быть «недомужчинами», но он связан только с традиционным мужским путем развития.

Исследования, посвященные теме самоуважения у мужчин и женщин, проводимые в разных странах, показали парадоксальные результаты: в благополучных странах уровень гендерного неравенства выражен больше. Одной из причин такого результата называется ситуация социального сравнения.

Современная женщина в благополучной стране конкурирует и на «мужском», и на «женском» полях, и у нее есть возможность видеть тот уровень несправедливости, который присутствует при равном вкладе.

По всему миру женщины и мужчины с одинаковым образованием, опытом работы и функционалом получают разную зарплату просто на том основании, что так заведено. 

Зачем нужно говорить красиво

Речь во все времена играла для человечества огромную роль, ведь она является средством общения и благодаря ей мысли одного человека передаются другому.

Существует пословица:

А свой ум (или его отсутствие) человек демонстрирует как раз с помощью речи. Именно поэтому ее можно назвать визитной карточкой человека: хочет он этого или нет, его речь отражает его суть.

Как сказал древнегреческий философ Сократ одному постоянно молчавшему молодому человеку:

А персидский поэт Саади писал:

Люди, которые умеют красиво говорить и доходчиво излагать свои мысли, ценились всегда. На это указывает существование школ ораторского искусства еще в античные времена. А древнегреческий мудрец Скилеф заметил, что «Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию». Ему вторил и американский политический деятель Дэниэл Уэбстер, живший много веков позднее: «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел».

Французский император и полководец Наполеон считал, что человек, не умеющий красиво говорить, никогда не сделает карьеру.

Ничего не изменилось и в наши дни. Сотрудники, владеющие искусством красноречия, гораздо быстрее делают карьеру, нежели те, кто не умеет правильно выражать свои мысли. Причем часто случается так, что косноязычием страдают толковые и знающие сотрудники, которые не понимают, что именно оно делает маловероятным их дальнейший карьерный рост. Разумеется, профессионализм, знания, умения и опыт очень важны, так как непрофессионалы не нужны никому.

Но и те, кто обладает опытом и знаниями, однако не способен донести их до слушателя, разъяснить, доказать, убедить и переубедить, когда-нибудь обязательно будут иметь большие проблемы. Ведь чем выше служебное положение сотрудника, тем чаще и больше ему приходится общаться с коллегами, подчиненными, клиентами и др. Поэтому он однозначно должен уметь логично и доходчиво излагать свои мысли, оказывать влияние на собеседника и убеждать его.

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Слово»

Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим

Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты способны изменить общество.

К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?

Рассуждая о теме вечности, Бунин о, указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».

Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Весна в вагоне»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы, идущие мимо меня»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Глаза»

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Анализ стихотворения Слово

Два основных лирических образа стихотворения – слово и герой. Герой выступает от имени автора, транслируя его чувства и переживания. Отношение к идущей войне, обеспокоенность судьбой русского народа, сохранением его традиций и устоев – все это звучит в каждом слове этого небольшого, но такого емкого произведения.

Форма и художественные средства

С помощью мастерского вплетения в текст эмоциональных троп — метафор и эпитетов — автор усиливает общее настроение:

  • древняя тьма;
  • молчащие гробницы;
  • мировой погост:
  • бессмертный дар.

В течение всего повествования Бунин будто играет с интонациями. В начале она повествовательная, спокойная, описывающая ценность речи. И в конце – громкое настойчивое риторическое обращение, высший эмоциональный накал, усиливающий общий призыв. Умейте же беречь!

Для противопоставления ценностей духовного и материального автором используется еще одно художественное средство – сравнение. Молчащие гробницы с костями, являющиеся просто немыми свидетелями бытия. И Слово, бессмертное и вечное, которым пропитано все вокруг.

Смысл стихотворения Слово в том, что материальные ценности с течением времени превращаются в прах, а настоящее – лишь в духовном. Именно духовное способно возродить даже разрушенные цивилизации. Именно таким должно быть завещание потомкам, которое они должны сберечь для последующий поколений. И нет у нас другого достояния, кроме как этот бесценный дар – Слово.

Поверхностный смысл текста автора довольно прост. От уже давно исчезнувших народов и цивилизаций осталось множество артефактов, захоронений и останков. Их культура уникальна и удивительна. Но они не передают нам мыслей и чувств людей, живших сотни и тысячи лет назад. Лишь дошедшие до наших дней легенды и записи в существенной мере доносят до нас то, чем в глубине своей души жили древние люди.

Такие сравнения не случайны. Именно речь, язык, слова, являются квинтэссенцией, или душой народной культуры. В любом языке есть слова, которые нельзя однозначно перевести на язык другого народа. Человек думает на языке, на понятиях родной речи. Культура любого народа имеет свои уникальные особенности. И сохранение культуры родного языка является одним из главных средств сохранения родной культуры. А сохранение положительного наследия родной культуры является источником гармонии с окружающим миром, с Природой, Богом.

Техническая характеристика стихотворения

Сразу можно и не понять, что лирика Бунина – гражданская с элементами философии, а не наоборот. Только правильные мысли и слова, по мнению лирического героя, могут спасти загнивающее изнутри общество.

Четырёхстопный ямб с пиррихием чередуется с трёхстопным ямбом, рифма же довольно обыденная – перекрёстная. Всё это позволяет не отвлекаться от основной мысли за витиеватыми строками.

Стихотворение по форме несколько рваное. Слова звучат отрывисто и чётко.

7, 8, 11 класс кратко по плану

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: