Незнакомка
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»1 кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
24 апреля 1906 года, Озерки
*****
Александр Блок «Холодный день»
Мы встретились с тобою в храме И жили в радостном саду, Но вот зловонными дворами Пошли к проклятью и труду. Мы миновали все ворота И в каждом видели окне, Как тяжело лежит работа На каждой согнутой спине.
И вот пошли туда, где будем Мы жить под низким потолком, Где прокляли друг друга люди, Убитые своим трудом.
Стараясь не запачкать платья, Ты шла меж спящих на полу; Но самый сон их был проклятье, Вон там — в заплёванном углу.
Ты обернулась, заглянула Доверчиво в мои глаза. И на щеке моей блеснула, Скатилась пьяная слеза.
Нет! Счастье — праздная забота, Ведь молодость давно прошла. Нам скоротает век работа, Мне — молоток, тебе — игла.
Сиди, да шей, смотри в окошко, Людей повсюду гонит труд, А те, кому трудней немножко, Те песни длинные поют.
Я близ тебя работать стану, Авось, ты не припомнишь мне, Что я увидел дно стакана, Топя отчаянье в вине.
Образы и символы
Множество различных символов придает произведению «О, весна, без конца и без краю…» особый смысл. Основные из них:
Весна. Символ встречается на протяжении всего произведения и, как уже было отмечено, является ключевым. Весна для автора – время душевных перемен, ведь именно в это время года пробуждается жизнь и появляется любовь. Стоит отметить, что дата написания стихотворения «О, весна, без конца и без краю…» разнится с этой деталью. Тогда символ весны приобретает новый смысл. Это, помимо всего прочего, еще и личный для поэта период. Именно тогда он испытал самые сильные душевные переживания, наконец-то готов принять их и «обновиться».
Щит. Этот образ соотносится с временами рыцарских романов и с общей тематикой поэзии Блока. Щит приобретает смысл защиты, а также определенной торжественности – лирический герой готов принять изменения в жизни, поприветствовать их, но он все же опасается за гармонию своей души.
Плечи. Именно эту часть тела упоминает лирический герой как самую уязвимую у его возлюбленной. Как он не готов бросить щит, так и она не готова обнажить плечи перед ним
Эта деталь акцентирует наше внимание на том, что плечи для лирического героя были символом опоры, женской любви и поддержки. Теперь те же функции для него стал выполнять щит, которым он «закрывается» от внешнего мира.
Порог
Данная деталь является символом больших перемен в жизни, а также пограничного состояния лирического героя. Встречая свою бывшую возлюбленную именно у порога, автор подчеркивает, что происходит погружение в мир прошлого. От него лирический герой стремится укрыться, защититься щитом, но встреча все же происходит.
В стихотворении «О, весна, без конца и без краю…» также мы встречаемся с женским образом. Он ассоциируется с древнегреческим мифом о Медузе Горгоне, ведь волосы лирической героини так же «змеятся» в порывах ветра. Этот образ наполнен демонизмом, непримиримостью и сомнением – губы женщины сжаты и холодны, они не могут разгадать имени Бога. Встреча наполняется внутренней враждой, ведь лирическому герою очень трудно принять претерпевший изменения образ, который он раньше так боготворил, любил и оберегал от грязи внешнего мира.
В ресторане. Анализ стихотворения Александра Блока
Стихотворение Александра Блока «В ресторане» входит в цикл «Страшный мир», где лирический герой – одинокий и отчаявшийся, наблюдает за пугающим и пошлым миром. Оно написано в 1910 году и посвящено Ольге Судейкиной – женщине, с которой у поэта были романтические отношения.
Настроение стихотворения – элегическое. Оно пронизано грустью, размышлениями о безответных чувствах.
В данном произведении лирический герой встречается в ресторане с дамой, которая его очаровывает. В её образ автор вкладывает черты Судейкиной, которая была красивой женщиной. Несмотря на то, что она сидит с другим кавалером, он посылает ей черную розу в бокале золотого аи. Блок известен как поэт – символист. Здесь и сам цветок, и сочетание черного с золотом – неспроста. Это будто говорит о какой- то внутренней беде, боли, которая закована во внешний шик и роскошь. Героиня реагирует презрительно на такой жест, но по следующим строкам: «Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала// И, бросая, кричала :« Лови!»» мы видим, что она приняла этот знак внимания ближе, чем могло показаться. Возможно, это значит, что она ощутила ту же печаль, которую чувствует этот человек. Сравнивая её с испуганной птицей, автор намекает на то, что эта женщина способна чувствовать свободу, что ей тесно здесь.
Помимо этого сравнения, поэт использует много других средств, для описания героини : олицетворения (задремали ресницы, зашептались шелка) создают очень живой образ, будто бы все на даме движется; повторы (бросала, бросая взоры) также подчеркивают её выразительность. Синтаксические приемы типа параллелизма «Ты рванулась, ты прошла» тоже описывают живость её образа.
Стихотворение нам открывается потрясающим описанием пейзажа:
«Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.»
Автор уточняет, что не помнит, был ли этот вечер вообще или нет. Смешение сна, иллюзии с реальностью — все это характерно для творчества Блока. Именно поэтому, в пятой строфе, автор сравнивает свою героиню со сном. Она для него тоже — что-то из другого мира.
Финал стихотворения тоже отводит наш взгляд от сцены с героиней. Автор возвращается к описанию окружающей обстановки:
«А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви».
Конечно, мироощущение автора в этом стихотворении совершенно другое, нежели в стихах более раннего цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Да и чувство любви здесь описано по–другому. Это уже поздний Блок. И это произведение является одним из главных, характеризующим его последний этап творчества.
_____________________
История создания
Стихотворение «О, весна, без конца и без краю…» было написано в сложный для поэта период – 24 октября 1907 года. В это время он находится на пороге «новой жизни»: его напряженные отношения с женой, Любовью Менделеевой, все больше и больше обостряются, она уже не скрывает свои интриги с Андреем Белым. Именно весной она уходит к лучшему другу поэта.
В течение определенного времени Блок начинает увлекаться актрисой Натальей Волоховой – именно она повлияла на создание нового цикла стихотворений «Заклятие огнем и мраком».
Но несмотря на то, что сердце поэта занято другой женщиной, он все равно возвращается к образу жены, которая его предала. В определенный период его жизни супруга все же вернется, и тогда он будет готов принять ее со всеми прошлыми обидами, что она ему причинила.
В момент написания стихотворения «О, весна, без конца и без краю…» поэт был в очень тяжелом состоянии – он еле справлялся с одолевавшими его мыслями о плохом. 29 октября, через несколько дней после создания стихотворения, в письме матери он пишет, что его стихи хорошие, но подлинной жизни у него нет, потому что жизнь и профессия несовместимы. Отношения с Любовью Менделеевой налаживаются – он даже знакомит двух женщин, но ни с одной из них не чувствует себя комфортно. Они обе живут полной жизнью, играют в театре, общаются с другими мужчинами. Блок остается одиноким.
Свой цикл стихов позднее, 14 ноября 1907 года, он вышлет В. Брюсову. В сопроводительном письме Блок отметил одну очень важную деталь: заглавия каждого стихотворения соединяются в единый текст, обладающий сквозным для цикла смыслом. В первых словах названий есть своя связь:
Этот метод, по предположениям критиков, может восходить к наследию Ф. Ницше.
Символизм в творчестве А.А. Блока
Знакомство Блока с русской символистской поэзией произошло в первые студенческие годы. От Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова Блок унаследовал поэтику намёков, от В. Соловьёва — религиозные идеи. Романтические переживания, религиозные искания, обращения к мистике — всё это влияло на формирование личности поэта. Философия символизма для него выражалась в идее двоемирия. Блок создал свою систему символов, в которой отражается поиск жизненного пути, стремление к идеалу и т. д. Вот как некоторые из этих символов объяснял поэт.
Белый цвет — знак посвящения себя Вечной Женственности. Размыкание кругов — порыв к ней. Ветер — знак её приближения. Утро, весна — надежда на встречу Зима, ночь — разлука. Синий, лиловый цвета символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Жёлтый цвет — пошлость, обыденность. Это лишь небольшая часть символов.
Символизм не отвергал повседневности, но стремился дознаться ее скрытого смысла. Мир и все в нем рассматривались как символ бесконечного, знаки более значительных событий, происходящих в иной реальности, как «окно в Вечность», по выражению Андрея Белого. «Я стал всему удивляться, на всем уловил печать… Я вышел в ночь — узнать, понять далекий шорох, близкий ропот» — характерные в этом смысле строки стихов Блока.
Весна, заря, туманы, ветер, сумрак становятся сквозными образами его книги, в которых решительно преобладает переносный, метафорический смысл, превращая их в символы: сквозь обычный непосредственный смысл употребляемых слов как бы «просвечивает» иное, более глубокое и важное значение, и мир романтически преображается, делаясь таинственным, постигаемым лишь мистически, трудно доступным для логического объяснения, «несказанным» (характерное, часто возникающее в стихах и письмах Блока слово), но овеянным особой эмоциональной и музыкальной а,— писал впоследствии композитор и критик Борис Асафьев (И. Глебов)
Познакомившись с блоковскими стихами, «младшие символисты» восторженно объявили поэта «продолжателем Соловьева», а его книгу — программным произведением своего направления, его вершиной. В стихах Блока привлекала и формальная новизна — так называемые дольники, или паузники, «нарушающие» обычную расстановку ударений в стихе и сближающие его со свободным ритмом разговорной речи. Роль Блока в широком распространении и развитии русского тонического, ударного стиха исследователи впоследствии сравнивали с заслугами Ломоносова в утверждении силлабо-тонической системы стихосложения.
Грешить бесстыдно, непробудно
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.
Три раза преклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.
Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,
И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
26 августа 1914 года
*****
На железной дороге
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.
Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул — и поезд в даль умчало.
Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…
Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.
14 июня 1910 года
*****
«Осенний день» А.Блок
«Осенний день» Александр Блок
Идем по жнивью, не спеша, С тобою, друг мой скромный, И изливается душа, Как в сельской церкви темной.
Осенний день высок и тих, Лишь слышно — ворон глухо Зовет товарищей своих, Да кашляет старуха.
Овин расстелет низкий дым, И долго под овином Мы взором пристальным следим За лётом журавлиным…
Летят, летят косым углом, Вожак звенит и плачет… О чем звенит, о чем, о чем? Что плач осенний значит?
И низких нищих деревень Не счесть, не смерить оком, И светит в потемневший день Костер в лугу далеком…
О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь?
Анализ стихотворения Блока «Осенний день»
Без малого десять лет поэт работал над циклом «Родина», который отразил трудные раздумья о судьбе отчей земли. Произведение «Осенний день», написанное в самом начале 1909 г. включено в общую лирико-философскую проблематику поэтической книги.
Пейзажная картина тихой осени открывается лирическому «мы» — герою и его «другу скромному». Они идут по пустому полю, поддерживая важный откровенный разговор, который сравнивается с исповедью или горячей молитвой, произнесенными в «темной» деревенской церквушке.
Центральная часть лирического повествования посвящена сельской зарисовке. Тишина осенней природы нарушается звуками, похожими друг на друга: глухим вороньим карканьем и кашлем старухи. За акустическими доминантами следуют динамические визуальные образы, которыми становятся стелющийся «низкий дым» и «лет журавлиный». Возникает еще один звук, на этот раз более гармоничный, печальный, — крик журавлиного вожака. Устремленный ввысь взгляд лирического героя порождает философское отступление, выраженное при помощи пары риторических вопросов. Анафора «летят», данная в начале четвертого катрена, посвящена уверенному движению птичьего клина
Анафора «о чем» заостряет внимание героя на поисках смысла «осеннего плача», которому метафорически уподобляется журавлиная песня
Образы птиц, упомянутых в природной зарисовке, имеют антропоморфические характеристики: ворон «зовет товарищей», а журавль-вожак «плачет».
В предпоследнем катрене вместо конкретных реалий пейзажа возникает обобщенная панорама бесчисленных российских деревень, «низких» и «нищих». Темный колорит разбавляется единственным цветовым акцентом — образом далекого костра, разведенного на лугу.
Символическое изображение края убогих деревень влечет за собой философское обобщение. Оно оформлено по тем же принципам, что эпизод о журавлином крике: задействованы лексическая анафора и риторические вопросы.
В заключительном рефрене, посвященном горьким размышлениям о жизни родной земли, возникает важная аналогия, ключевая для блоковской поэтики. Образ страны соотносится с фигурой «бедной» плачущей жены, передавая остроту и трагизм авторского переживания. В художественном пространстве «Родины» имеются примеры, когда части аналогии, заявленной в «Осеннем дне», сближаются, воплощаясь в едином образе Родины-жены.
Анализ стихотворения Блока «В день холодный, в день осенний»
В 1905 году московское издательство «Гриф» выпустило дебютный сборник Блока «Стихи о Прекрасной Даме», выдержанный преимущественно в духе символизма. Книга была посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в детском возрасте, благодаря тому, что соседствовали имения их родителей. В конце девятнадцатого столетия юный Александр Александрович влюбился в дочь великого русского химика. Так начался один из самых известных романов в истории русской литературы двадцатого века. Менделеева то приближала к себе, то отталкивала молодого поэта, который в достижении своей цели проявлял завидное упорство. Желаемого он в итоге добился. В 1903 году Блок женился на Любови Дмитриевне.
Лирика, вошедшая в «Стихи о Прекрасной Даме», создавалась в период с 1901 по 1902 год. На мировоззрение поэта огромное влияние оказало событие, случившееся весной 1901. Сам Блок считал его судьбоносным и важнейшим в своей жизни. Таинственные знамения и загадочные предвестия бывали и раньше. Александр Александрович признавался, что видел в природе знаки, но считал происходящее субъективным, потому старался от всех оберегать. В апреле 1901 года поэту посчастливилось испытать «совершенно особое состояние». На окраине Петербурге, в поле за Старой Деревней ему стала являться Она, впоследствии названная в лирике Прекрасной Дамой, Величавой Вечной Женой, Таинственной Девой и так далее. На Пасху Блок получил в подарок поэтический сборник Владимира Сергеевича Соловьева, в котором нашел ответы на большинство главных своих вопросов.
Весенние события легли в основу стихотворения «В день холодный, в день осенний…», иногда фигурирующего под названием «Поле за Петербургом». При помощи произведения Блок выражал собственное предчувствие. Ему казалось, что на поле за Старой Деревней он вернется совсем другим, навсегда измененным, потухшим – не «провидцем и обладателем тайны», а «поэтом и человеком». Воспоминания не вызовут ни слез, ни прежних эмоций. Новой осени зарю лирический герой стихотворения готовится встретить песней наудачу. Образ этот позаимствован Блоком из творчества Фета: И не зови – но песню наудачу Любви запой…
В середине сентября 1902 года Александр Александрович вернулся на заветное поле за Старой Деревней. Оказалось, что злые законы времени не усыпили скорбный дух, что душа его была по-прежнему жива. Более того – при помощи молитвы она воскресла, о чем Блок поведал читателям в стихотворении «В городе колокол бился…».
На поле Куликовом
— 1 —
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
7 июня 1908 года
— 2 —
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мёртвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
8 июня 1908 года
— 3 —
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
14 июня 1908 года
— 4 —
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моём,
И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём…
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
31 июля 1908 года
— 5 —
И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Вл. Соловьев
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
23 декабря 1908 года
*****
Средства художественной выразительности
Блок использует в стихотворении «О, весна, без конца и без краю…» многие средства художественной выразительности для яркой передачи своих чувств и мыслей:
- Эпитеты («В заколдованной области плача», «…бессонные споры», «…воспаленные взоры» «…в завесах темных окна», «С буйным ветром…» и т.д.);
- Лексические повторы (слово «принимаю» повторяется в стихотворении 5 раз; слова «весна» и «мечта» повторяются 2 раза);
- Метафоры («…колодцы земных городов», «…в змеиных кудрях», «…хмельная мечта» и т.д.);
- Антитезы («В… области плача, / В тайне смеха…», «…пустынные веси! / И колодцы пустых городов!»);
- Инверсию («Утро в завесах темны окна», «Раздражала, пьянила весна» и т.д.);
- Риторические обращения («О, весна…», «Узнаю тебя, жизнь!», «…принимаю тебя!» и т.д.);
- Парцелляцию («Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! / «И приветствую звоном щита!»);
- Градацию («Ненавидя, кляня и любя»).
«Вденьхолодныйвденьосенний…»АБлок
Вденьхолодныйвденьосенний Явернусьтудаопять Вспомнитьэтотвздохвесенний Прошлыйобразувидать
Яприду—инезаплачу Вспоминаянесгорю
Встречупеснейнаудачу Новойосенизарю
Злыевременизаконы Усыпилискорбныйдух Прошлыйвойбылыестоны Неуслышишь—япотух
Самыйогнь—слепыеочи Несожжетмечтойбылой Самыйдень—темнееночи Усыпленномудушой
АнализстихотворенияБлока«Вденьхолодныйвденьосенний…»
Вгодумосковскоеиздательство«Гриф»выпустилодебютныйсборникБлока«СтихиоПрекраснойДаме»выдержанныйпреимущественновдухесимволизмаКнигабылапосвященаЛюбовиДмитриевнеМенделеевойСнейпоэтпознакомилсяещевдетскомвозрастеблагодарятомучтососедствовалиименияихродителейВконцедевятнадцатогостолетияюныйАлександрАлександровичвлюбилсявдочьвеликогорусскогохимикаТакначалсяодинизсамыхизвестныхромановвисториирусскойлитературыдвадцатоговекаМенделееватоприближалаксебетоотталкиваламолодогопоэтакоторыйвдостижениисвоейцелипроявлялзавидноеупорствоЖелаемогоонвитогедобилсяВгодуБлокженилсянаЛюбовиДмитриевне
Лирикавошедшаяв«СтихиоПрекраснойДаме»создаваласьвпериодспогодНамировоззрениепоэтаогромноевлияниеоказалособытиеслучившеесявеснойСамБлоксчиталегосудьбоноснымиважнейшимвсвоейжизниТаинственныезнаменияизагадочныепредвестиябывалиираньшеАлександрАлександровичпризнавалсячтовиделвприродезнакиносчиталпроисходящеесубъективнымпотомустаралсяотвсехоберегатьВапрелегодапоэтупосчастливилосьиспытать«совершенноособоесостояние»НаокраинеПетербургевполезаСтаройДеревнейемусталаявлятьсяОнавпоследствииназваннаявлирикеПрекраснойДамойВеличавойВечнойЖенойТаинственнойДевойитакдалееНаПасхуБлокполучилвподарокпоэтическийсборникВладимираСергеевичаСоловьевавкоторомнашелответынабольшинствоглавныхсвоихвопросовВесенниесобытиялегливосновустихотворения«Вденьхолодныйвденьосенний…»иногдафигурирующегоподназванием«ПолезаПетербургом»ПрипомощипроизведенияБлоквыражалсобственноепредчувствиеЕмуказалосьчтонаполезаСтаройДеревнейонвернетсясовсемдругимнавсегдаизмененнымпотухшим–не«провидцемиобладателемтайны»а«поэтомичеловеком»ВоспоминанияневызовутнислезнипрежнихэмоцийНовойосенизарюлирическийгеройстихотворенияготовитсявстретитьпеснейнаудачуОбразэтотпозаимствованБлокомизтворчестваФета Инезови–нопеснюнаудачу Любвизапой…
ВсерединесентябрягодаАлександрАлександровичвернулсяназаветноеполезаСтаройДеревнейОказалосьчтозлыезаконывременинеусыпилискорбныйдухчтодушаегобылапопрежнемуживаБолеетого–припомощимолитвыонавоскреслаочемБлокповедалчитателямвстихотворении«Вгородеколоколбился…»