Родина. Анализ стихотворения Александра Блока
Тема России – Родины для Блока была идеей жизни. Он не раз признавался, что это вершина его поэтического пути, в этом он видел своё предназначение. В тяжёлое для страны время, после первой Русской революции и русско-японской войны, которая была позорным образом проиграна, и обнажила все самые болезненные и острые проблемы России А. Блок начинает свою миссию. Он ищет ценности там, где их, казалось бы, и нет. Поэт, обращается к самым грязным, к бытовым истокам своей Родины и посвящает ей цикл своих стихотворений. Стихотворение «Ты отошла, и я в пустыне…», написанное в 1907 году открывает его и задаёт атмосферу и настроение последующим произведениям.
Библейские религиозные мотивы тесно сплелись с любовной романтической тематикой. За страданиями мужчины по женщине, можно увидеть боль поэта за свою Родину. Эта аллегория читается между строк. Лирический герой в образе самого Иисуса Христа, а его возлюбленная – сама Галилея. Эпитет «невоскресшему Христу» наводит на мысль, что в стихотворение занесён библейский сюжет: предательство своим родным краем «Сына Человечьего» и смерть далеко за его пределами.
Стихотворение является пророческим: Блок как бы заглядывает в будущее, видит новую власть и новый режим, понимая, что он несёт крах и разрушение его стране. Потеря Родины всё равно, что потеря жизни, без одного нет второго.
Стихотворение условно можно разделить на 3 части. В первой строфе лирического героя искушает сам дьявол, что передаётся эпитетами: «песку горячему», «слова гордого». В следующей части раскрывается боль Христа из-за предательства Родины. А в третьей же строфе видны мысли поэта по поводу того, что умерев на чужбине, воскреснуть не представляется возможным.
В произведении почти отсутствуют средства художественной выразительности, оно по-библейски аскетично. Присутствует только инверсия: «Но слова гордого отныне не может вымолвить язык»
Четырёхстопный ямб придаёт стихотворению простоты, чёткости и ритма. Простота изложения не оттеняет главного смысла, не перегружает его и обнажает читателям самую его суть. Этот замысел поддерживает и перекрёстная рифма.
Стихотворения А. Блока «Родина» — одно из самых глубоких и лиричных не только в главном цикле его жизни, но и из всех написанных им произведениях. Основная мысль, заложенная в произведении: нынешнему поколению необходимо понять, что без Родины и жизнь не жизнь.
___________________
Тема любви
Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.
В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.
В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное
В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!
Анализ стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво.
Стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » входит в цикл «На поле Куликовом» (1908), который открывает третий том. Тема России, и раньше звучавшая в лирике Блока, становится в этой книге одной из центральных. Поэт осознает, что он, будучи русским, не может решать мировые проблемы, не преломляя их через судьбу России. В цикле «На поле Куликовом» Блок, который чувствует приближение переломного момента в истории России, соотносит его с одним из самых значимых событий русской истории — Куликовской битвой. Цикл состоит из пяти стихотворений: первое и второе изображают Россию и лирического героя накануне битвы; третье — ночь накануне битвы и явление божества; четвертое и пятое — отображают мироощущение человека рубежа XIX—XX веков.
«Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » открывает цикл. Тема стихотворения — осмысление исторической судьбы России, которая пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Судьба современного поколения представляется поэту как стремительное движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. В стихотворении несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа — скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России: «О, Русь моя! Жена моя!». Это не поэтическая вольность, а проявление высшей степени единения лирического героя с Россией. И наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: «Плачь, сердце, плачь. »
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
/ Анализ стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво. »
Образы и символы
Хоть образ “королевны” описан с некой насмешкой, потому что девушка готова годами сидеть “взаперти”, но лишь она по-настоящему умеет любить. Она готова ждать своего возлюбленного у окна годами.
Образ Королевны — главный в произведении. Ее описание противоречиво: женщина красива, исключительна, но надменна, ведь смеется, посылая людей на смерть.
Ей посвящают песни, во имя нее жертвуют жизнями, но двери ее немы. Она никому не открывается. Ее башня «холодная», ее «белоснежная рука» посылает «темного» рыцаря на смерть. Мы видим противопоставление белого и черного в сравнении мужчин и этой женщины. Она имеет внеземную природу и противоречит всему тому, что совершается вне башни. Она оторвана от реальности, как недостижимый идеал. И в этом ее трагизм, причина ее слез. Души ее властитель далек от нее и «не вернется никогда». Вечная дева видит, как проходят дни, но ничего не может сделать из своей башни. Она обречена на одиночество, ее красота цветет напрасно.
Образы “темных рыцарей” и “певцов”- это воплощение тех мужчин, готовых совершать подвиги ради девушки, но которые в итоге будут отвергнуты. Может, один из этих рыцарей и шел в бой с другими, желающими завоевать ее сердце, но сдался либо погиб в поединке.
Журавль тоже неспроста. Птица символизирует свободу, которой нет у “королевны” в башне.
Башня в замке олицетворяют собой тюрьму. Она не может выйти за пределы замкнутого пространства — на волю. Широкие поля и пашни изображаются в противовес этому. Она видит эти просторы, но остается далека от них.
“Души властитель”- это возлюбленный девушки, которому она вверила свое сердце. Кажется, что никто не может стоять выше “королевны”, но возлюбленный стоит выше нее. Автор акцентирует, что он “забыл далекую обитель”, а, значит, разлюбил ее (или погиб) и больше никогда не вернется.
Анализ Стихи о Прекрасной Даме Блока А.А
Александр Блок поэт-символист, который жил на рубеже веков, в смутное время, когда велась переоценка ценностей, пересмотр принципов жизни. И вдруг «Стихи о Прекрасной Даме»? Во времена протестов, репрессий, подавления человека, как личности независимо крестьянин ты или дворянин. В такое время хотелось хоть как-то спастись от действительности. Вот как раз писатели и стали прибегать к символизму, дабы найти отдушину, стали прибегать к мистическому и нереальному.
Стихи о Прекрасной Даме история создания
Блок нашел свою отдушину в любви, в том чувстве, которое окрыляет и возводит до небес. В любви к «Прекрасной Даме», которую стал излагать на листах бумаги. Так появились у Блока «Стихи о прекрасной Даме». В каждом своем произведении он искал спасения, скрывался от серости будней и это ему удавалось. Он, когда писал, попадал в райское место, в мир любви к «Прекрасной Даме», образ которой он сотворил в своих мыслях и стал ему поклоняться «порой — слуга, порою — милый; и вечно — раб»,- как пишет в стихах поэт.
Блок боялся, что в реальном мире он не найдет такой женщины, потеряется созданный им образ: «Но страшно мне: изменишь облик Ты». Однако Блок продолжает искать «Прекрасную даму», он ищет ее везде, слышит ее голос, дыхание на улицах, ищет ее взгляд и находит. Находит намного прекраснее женщину, настоящую, живую. Он встретил свое счастье, свою любовь в образе Менделеевой Лидии. Его любовь с еще большим рвением стала отображаться на бумаге.
Он боялся спугнуть ее, он не хотел, чтобы она упорхнула, будто бабочка, поэтому долго лишь следил за ней, любовался издали, но он понимал, это та самая женщина, та самая «Величавая Вечная Жена», его половинка «не слышны ни вздохи, ни речи, но я верю: Милая — Ты». И он решился сделать предложение. С годами чувства не угасли, а только разгорались, о чем свидетельствуют произведения, вошедшие в цикл под названием «Стихи о Прекрасной Даме».
Кому посвятил Блок Стихи о Прекрасной Даме?
Отвечая на вопрос: «Кому посвятил Блок «Стихи о Прекрасной Даме», с уверенностью можно сказать, ей, Лидии Менделеевой, которая прожила с ним до последнего его дыхания. Только ей одной и прекрасному чувству любви были посвящены такие замечательные шедевры.
Краткий анализ ранней лирики Блока в Стихах о Прекрасной Даме
Работая над «Стихами о Прекрасной Даме» Блока и делая анализ, мы можем сказать, что здесь переплелось «двоемирие»: небо и земля, материальное и духовное. Все стихи, наполнены возвышенными чувствами, здесь ощущается разрыв с действительностью, создание неземных идеалов. Когда читаешь стихи о прекрасной женщине, начинаешь понимать все чувства, которые испытывал поэт и кажется, будто бы читаешь его жизнь, ведь не зря же раннюю лирику Блока «Стихи о Прекрасной Даме» назвали лирическим дневником поэта.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Россия.
История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.
Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.
Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
Сочинение на тему: Поэтическая символика А. Блока
Александр Блок — один из ярких представителей «серебряного века» русской поэзии. Он начал свой творческий путь в среде символистов, а вскоре оказался не только самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-общественной позицией. Символизм — одно из самых сложных и противоречивых направлений в русской литературе. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».
А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, порою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют символы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символистами, использование символов в стихотворениях — одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира — это «божественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соловьева, мировой процесс — это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама — это символ любви, это символ самой жизни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего божества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя…
Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отражают окружающую действительность, противоречия капиталистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчаливо, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.
Одно из известных стихотворений А. Блока — «Незнакомка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Вечной Женственности, символ красоты и любви. Незнакомка — это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышенного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняющей красотой.
В поэме «Двенадцать», которая посвящена революции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, проходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Образ Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос — проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечности, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, — Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.
Творчество Блока — яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока — это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Преодоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.
Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока
— Какие огни «догорели» за окошком? (Может быть, звезды, может быть огни в чужих окнах, может, фонари)
— Попробуйте определить время суток по контексту, легко ли это? Обоснуйте свое мнение.
— Еще одно противопоставление образов: вьюжное (зимнее, северное) море и южное. Какова его роль?
— Обратите внимание на однотипность синтаксических конструкций 3 и 4 предложения. Попытайтесь объяснить это сходство
(Интересна предыстория строки «И на вьюжном море тонут // Корабли» – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)
— Объясните использование в этих же строках повторяющегося союза и. Какова его роль? Попробуйте убрать его. (Прием использования повторяющегося союза известен учащимся со времени работы над летописями. Эксперимент же покажет, что отсутствие союза, как это ни странно, замедляет действие)
— На какое слово в строках «Верь мне, в этом мире солнца // Больше нет», по-вашему, падает логическое ударение? Поэкспериментируйте вслух.
— Что (кто?) подразумевается под словами «ночное сердце»? Чем необычен этот образ?
— Зачем при повторе слов «верь мне» употребляется выделительно-ограничительная частица лишь?
— Какова, на ваш взгляд, роль тире в строке «Я – поэт!», которого, по правилам синтаксиса, там быть не должно? (Постановка тире в этом случае имеет своей целью интонационно выделить значимые для поэта слова, особо подчеркнуть значительность высказывания, на местоимение падает логическое (смысловое) ударение)
— Как соотносятся высказывания лирического героя «верь мне!» и «какие хочешь сказки расскажу»? Чему же на самом деле надо верить?
— В последних строках стихотворения вновь обращает на себя внимание повтор союза и. Попробуйте объяснить эту настойчивость
(Вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)
— Определите стихотворный размер; какая особенность формы привлекает внимание? (Усечение четных строк в строфе – излюбленный прием всего цикла. Ср
– «Ее песни», «Крылья», «Снежная вязь» и др.)
— Каково лексическое значение сочетания «голубой цветок»?
— В чем символика этого образа?
Стихотворение «В углу дивана» входит сборник «Снежная маска», раскрывающий увлеченность поэта актрисой театра Комиссаржевской — Натальей Николаевной Волоховой. Это ее он называл «снежной девой», «раскольничьей богородицей». Блоку она напоминала героинь Лескова – «тоже – раскольница с демоническим». Небольшую книжечку стихов Блок предварил посвящением Н.Н. Волоховой (правда, позже, в собрании стихотворений он это посвящение убрал): «Посвящаю эти стихи ТЕБЕ, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Блок писал, что «корень творчества лежит в той, которая вдохновляет».
Смысл
В стихотворении показана трагическая судьба исключительной личности, которая обречена на одиночество. Автор показывает, что реальный мир далек от идеального. “Королевна”, обладая внеземной красотой, одинока и забыта. Ее башня — не замок из грез, а тюрьма. Она не может радоваться мелочам как обычные люди, все время ждет того, кто не придет. Основная идея стихотворения «Королевна» состоит в противопоставлении идеала и реальности. Белоснежные плечи и руки далеки от «темных» рыцарей, неземная красота, несмотря на свою востребованность, остается одинокой и несчастной. Этот печальной удел вечной девы отсылает нас к эпохе рыцарства, когда мужчины поклонялись красивым «Дамам сердца», но навек покидали их, уходя в походы и не возвращаясь. Культ платонической любви разлучал людей в реальности и переносил чувства лишь на гербы и щиты воинов. Такова главная мысль стихотворения «Королевна». Она относится и к горькому опыту самого Блока. Долгое время он сохранял с женой лишь платонические отношения, целовал край платья, но этим и ограничивался. Зато с другими женщинами он позволял себе намного больше. Из-за этого Любовь Дмитриевна чувствовала себя одинокой и покинутой, хоть и любимой.
Королевна, несмотря на всю свою иллюзорную власть, не может выйти за пределы башни, не ощущает свободу и любовь. При этом героиня готова смириться со своей участью. Она днями смотрит в окно “на поля, леса, озёра, пашни” и наблюдает, как проходит ее одинокая жизнь.
Произведение вызывает у нас сострадание по отношению к девушке. Мы задумываемся о том, что закрываясь от мира и возможностей, можем упускать чувство радости и любви, как героиня стихотворения Блока. Счастье нужно искать в каждом дне и двигаться вперед к мечтам, занимая активную жизненную позицию.
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Тучки небесные, вечные странники Лермонтов 6 класс
В 1840 году власти считали неприемлемым выступления Михаила Юрьевича за правду и справедливость, отправили его во вторую ссылку на Кавказ. Собравшись вместе в квартире Карамзиных, что находится в Санкт-Петербурге,
- Анализ стихотворения Есенина Прячет месяц за овинами
Для Сергея Есенина образ весны всегда являлся чем-то нежным, хрупким и чутким. Это его отношение также заметно и в приведённом стихотворении. Герой автора трепетно относится к любым признакам весны. В произведении это заметно
- Анализ стихотворения Есенина Гори, звезда моя, не падай
«Гори, звезда моя, не падай» можно назвать чуть ли не биографическим стихотворением, ведь Есенин устами лирического героя излагает свою грядущую судьбу. Для всей поздней лирики поэта характерна мрачная атмосфера и тяжёлый
- Анализ стихотворения Сурикова Вот моя деревня
Воспоминания из детства прекрасны. Потому как этап этот особенный «Вас не омрачает горе и беда» пишет автор, кто может с этим не согласится. Наполненный счастьем и радостью он словно лучик света в памяти человека,
- Анализ стихотворения Тютчева Полдень
Стихотворения, включающие в себя описание пейзажей – это наиболее популярные произведения в творчестве поэта. «Полдень» был написан между 1827-1830 годами и имеет наклон древнегреческой культуры. В завершении стихотворения
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.История создания – стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.
Тема – Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.
Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.
Жанр – лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.
Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.
Метафоры – «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».
Олицетворения – «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».
Эпитеты – «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».
Сравнение – «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».
Композиция
Разделенное на две части, произведение начинается с отсылки у Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства.
И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.
Вторая часть – всего шесть строк. В нем появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.
Темы, проблемы, настроение
В стихотворении «Королевна» отражается тема обратной стороны любви, где один обречен на вечные страдания и хрупкие надежды. Не зря королевна, ожидающая чуда, из окна смотрит вдаль, с трепетом в сердце и со слезами на глазах. Когда она видит, что за пределами ее “тюрьмы” царят благодать и воля, тогда героиня ощущает чувство отрешенности от мира и неизменности ее бытия. Трагическая привязанность не дает королевне освободиться и делает ее заложницей прекрасной сказки, которая красива лишь с фасада. А реальность печальна и далека от мечты.
Проблема одиночества раскрывается в стихотворении. У “королевны” есть все: аристократизм, красота, поклонники — но она изолирована от мира и противопоставлена ему. Имея популярность среди мужчин, она несчастна. Распоряжаясь судьбами “темных рыцарей”, королевна сама находится во власти другого человека и не может строить свою жизнь. Красавица одинока, да еще и нелюбима. Эмоциональный пик достигается в последней строфе. Автор подводит черту и восклицает, что ее возлюбленный “навсегда” забыл “королевну”. Ее одиночество никогда не закончится.
Настроение стихотворения «Королевна» трагическое. Восклицательное предложение в финале усиливает эмоциональный надрыв.
Средства выразительности
Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:
- Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
- Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
- Сравнение – “как слезы первые любви”.
С их помощью он создает образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учетом того, что Россия для Блока была частью образа Весной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.
Композиция
Разделенное на две части, произведение начинается с отсылки у Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства.
И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.
Вторая часть – всего шесть строк. В нем появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.
Символизм Блока
Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.
Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.
Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.
Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.
Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.
Ante Lucem
Первые «серьёзные» стихи Александр Блок написал в 18 лет; они вошли в поэтический сборник с замысловатым названием Ante Lucem (в переводе с латыни — «До света», или, согласно авторскому переводу Блока, «Предрассветное»). В этих произведениях уже угадывается символистский настрой поэта: лирический герой здесь рассуждает о любви, о смерти, о Божественной воле
Злободневным событиям внимание не уделяется, зато постоянно встречаются сюжеты из славянского фольклора и европейской литературы. Названия стихотворений говорят сами за себя:
- «Офелия в цветах, в уборе…»;
- «Песня Офелии»;
- «Гамаюн, птица вещая»;
- «Сирин и Алконост»;
- «Накануне Иванова дня…»
Офелия — главная героиня пьесы У. Шекспира «Гамлет», той самой, которую ставили в домашнем театре Менделеевых; Гамаюн, Сирин и Алконост — мифические птицы, частые персонажи русских народных сказок; Иванов день (также день Ивана Купалы) — важный славянский праздник: согласно преданиям, в этот день можно найти мифический цветок папоротника и, сорвав его, обрести сверхъестественные способности, в том числе — видеть будущее. Уже в 18—19 лет Блок умело работает с классическими образами, пытаясь переосмыслить их. Так, в стихотворении «Офелия в цветах, в уборе…» появляется лирический герой, который наблюдает за Офелией и Гамлетом со стороны, не смея вмешаться в происходящее. А в произведении «Накануне Иванова дня» юноша, собирая цветы, получает дар ясновидения, но узнаёт не о судьбах мира, а о том, что ему суждено вскоре расстаться с любимой.
Раннее творчество Блока, безусловно, заслуживает внимания. И всё же стихи, вошедшие в Ante Lucem, запомнились читателю куда меньше, чем произведения следующего сборника — «Стихи о Прекрасной Даме».
История создания
Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил ее не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он все же не мог ее не любить. Стихотворение “Россия”, написанное в 1908 году, – как раз об этом.
К моменту его написания Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое все же возможно.
“Россия” стала частью поэтического цикла “Родина”, куда вошли стихотворения 1907-1916 лет написания.
Два сфинкса в творчестве А. А. Блока
Николай Гумилев очень красиво написал о поэзии А. Блока: «Перед А. Блоком стоят два сфинкса, заставляющие его петь и плакать своими неразрешенными загадками: Россия и его собственная душа. Первый – некрасовский, второй – лермонтовский. И часто, очень часто Блок показывает нам их, слитых в одно, органически-нераздельных».
Слова Гумилева – нерушимая истина. Их можно доказать стихотворением «Россия». В нем сильно воздействие первого сфинкса, некрасовского. Ведь Блок, как и Некрасов, показывает нам Россию с двух противоположных сторон: могучую и в то же самое время бессильную и убогую.
Блок верил в силу России. Однако в противовес некрасовским заветам Александр Александрович любил Родину только с печалью, не наделяя свое чувство гневом. Блоковская Россия наделяется человеческими чертами, поэт наделяет ее образом любимой женщины. Здесь проявляется влияние второго сфинкса – лермонтовского. Но их сходство не является полным. У Блока высказаны более интимные, личностные чувства, наделенные благородной задумчивостью, в то время как в лермонтовских стихах порой слышалась гусарская заносчивость.
Родина в творчестве А. А. Блока
Поэт отразил процесс становления России, затронув в своих произведениях не только историческое прошлое страны, но и ее будущее, задачи, стоящие перед ней, ее предназначение.
Образ Родины Блока заинтересовал еще в годы Первой русской революции. Однако расцвет тематики отмечается уже после ее окончания. Революционные переживания подъема и краха нашли отражение в каждой строфе патриотических стихотворений поэта.
Стихи Блока о Родине пронизаны чувством безграничной любви, нежности, но одновременно с этим они пропитаны болью за прошлое и настоящее России и надеждой на лучшее будущее.
Поэт верил, что его страна не просто достойна лучшего будущего, она еще и указывает путь к нему. Поэтому он видел в ней свое утешение, исцеление:
Любовь к Родине оставалась единственным чистым и искренним чувством. Именно на нее могла опереться израненная одиночеством и недопониманием общества душа поэта. Эту потребность осознавал сам Блок.
Родина, ее мироощущение менялось, но перемена в характере чувств не сказывалась на силе любви, которую пронес писатель через всю свою жизнь.
Технический анализ
Произведение условно делится на две части – описание любимого поэтом Петербурга и отрисовку таинственного образа Незнакомки. По жанру – это стихотворный рассказ, по размеру классический ямб с вкраплениями элементов пиррихия (стоп из двух сокращённых слогов).
Использование эпитетов (детский плач, очарованный берег, пьяные окрики и прочие), а также метафор (стан, шелками охваченный, дух правит окриками и другие) придаёт работе внутреннюю насыщенность и гармоничность.
Увлечённость Вечной Женственностью на фоне любви к Менделеевой помогло Блоку создать один из эталонов лирики, который не грех знать наизусть и использовать его в жизни для понимания Женщины и своего места в мире.
Стихотворение Блока А.А. «Равенна»
Всё, что минутно, всё, что бренно, Похоронила ты в веках. Ты, как младенец, спишь, Равенна, У сонной вечности в руках.
Рабы сквозь римские ворота Уже не ввозят мозаи́к. И догорает позолота В стенах прохладных базилик.
От медленных лобзаний влаги Нежнее грубый свод гробниц, Где зеленеют саркофаги Святых монахов и цариц.
Безмолвны гробовые залы, Тенист и хладен их порог, Чтоб черный взор блаженной Галлы, Проснувшись, камня не прожег.
Военной брани и обиды Забыт и стерт кровавый след, Чтобы воскресший глас Плакиды Не пел страстей протекших лет.
Далёко отступило море, И розы оцепили вал, Чтоб спящий в гробе Теодорих О буре жизни не мечтал.
А виноградные пустыни, Дома и люди — всё гроба. Лишь медь торжественной латыни Поет на плитах, как труба.
Лишь в пристальном и тихом взоре Равеннских девушек, порой, Печаль о невозвратном море Проходит робкой чередой.
Лишь по ночам, склонясь к долинам, Ведя векам грядущим счет, Тень Данта с профилем орлиным О Новой Жизни мне поет.
Стихотворение Блока А.А. — Равенна