Жил на свете рыцарь бедный…

Список использованных источников

1. Благой, Д.Д.
Творческий путь Пушкина (1826 — 1830) / Д.Д. Благой. — М.: Советский писатель,
1967. — 724 с.

2. Иезуитова, Р.В.
Легенда / Р.В. Иезуитова // Стихотворения Пушкина 1820 — 1830-х годов. — СПб.: Наука,
1974. — С.139 — 176.

3. Кусков, В.В.
История древнерусской литературы / В.В. Кусков. — Изд.6-е, испр. и доп. — М.: Высшая
школа, 1998. — 335 с.

4. Пушкин, А.С.
Стихотворения 1827 – 1836 / А.С. Пушкин // Полное собрание сочинений: В 10 т. Т
3. — изд.4-е. — СПб.: Наука, 1977. — 496 с.

 Кусков, В.В. История древнерусской
литературы / В.В. Кусков. – Изд. 6-е, испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1998. –
С. 194.

Анализ стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный» Пушкина

Стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный» Александр Сергеевич Пушкин включил, изрядно подсократив, в свои «Сцены из рыцарских времен».

Стихотворение написано в 1829 году. Его автору исполнилось 30 лет, он находится под негласным надзором властей за крамольные стихи, подавлен и разочарован: мать Натальи Гончаровой отказалась дать согласие на их брак. Ему хочется уехать куда-нибудь далеко, но из-за политической неблагонадежности это желание так и не осуществилось. По жанру – баллада, по размеру – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой, 14 строф. Лирический герой – рыцарь, паладин (почитатель), избравший своей путеводной звездой не имя какой-нибудь знатной красавицы, а явившуюся ему однажды на пути «в Женеву» (город в Швейцарии) Богоматерь. Впрочем, неизвестно, истинно ли было его виденье или напущено демонической силой, чтобы одурачить «рыцаря бедного».

Безусловно, чувствуется стилизация под средневековый романтический эпос. Вместе с тем звучит явная лукавая, насмешливая нота, придающая стихотворению двусмысленный, кощунственный оттенок. Все приметы старинной европейской песни вроде бы налицо: шлем, щит, равнины Палестины, мусульмане. Но контрастом им выступает ирония: на шею четки вместо шарфа повязал. Простодушный и упрямый, герой поглощен служением «непостижному уму» виденью. Так выражается его вера. Он совершенно забыл о себе: «жил он строго заключен». Поэт приводит два возгласа, девиза своего героя на латыни: Ave, Mater Dei и lumen coelum, Sancta Rosa! Автор пишет о католической духовности. Душу умирающего героя бес собирался тащить в ад: он-де Богу не молился. Кстати, ни рассказчик, ни его герой не переходят грани, а вот как раз прямая речь «лукавого духа» полна ядовитого заряда, что, впрочем, ожидаемо. Заметно, что стихотворение написано христианином. Считать ли его своеобразной пародией, даже сатирой? Концовка этого произведения расставляет все по своим местам. Казалось бы, к финалу доля насмешки должна только возрастать, но поэт поступает со своим рыцарем иначе: сама Богоматерь «заступилась за него» и ввела в рай. Так в заключительной строке поэт «сердечно» прощается со своим героем.

Стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный» А. Пушкин задумал еще во время своего летнего путешествия на Кавказ. Он пробует себя в жанре баллады времен крестовых походов. Поэт тщательно отделывает свою колоритную легенду, стремясь придать ей достоверный вид песни менестреля.

Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

Образ Богоматери в историко-культурном контексте западного средневековья

Для Пушкина как писателя, в
наибольшей степени ориентированного на западноевропейскую литературу, образ
Богоматери имеет определённую историко-культурную предпосылку, относящуюся к эпохе
западного средневековья. К этому времени, начиная с 11-12 веков, формируется
культ Прекрасной Дамы, пришедший на смену крайней патриархальности
средневекового общества западной Европы. В это время рыцарство как пласт
общества формирует ему лишь свойственный этикет, направленный на поклонение Прекрасной
Даме, что имело в большей степени игровой характер и уравновешивало статус
женщины в глазах её мужа, принуждённого считаться с её поклонниками. Однако в
это время параллельно существовали и рыцари-монахи, для которых, естественно,
культом поклонения считалась Святая Дева Мария или даже святая монахиня,
возглавлявшая данный орден. Т.е. эти два культа нередко переплетались и, вместо
образа Богородицы, могла предстать Прекрасная Дама. У Пушкина этот
историко-культурный контекст полностью отражён в стихотворении «Жил на
свете рыцарь бедный…», что, на мой взгляд, несколько усложняет толкование
соотношения этих двух параллелей, имеющих немного-немало, но всё же
противоположный акцент. Для рыцарей Прекрасная Дама в самом пристойном смысле
была сферой воображаемой, эстетической. Это была особая куртуазная культура
изящного и прекрасного. Но Пушкина интересует противоположный лагерь этого
культа. Его рыцарь — это рыцарь «бедный, молчаливый, простой, сумрачный,
бледный, смелый и прямой» — вот ряд эпитетов, характеризующих
рыцаря-монаха в первой строфе стихотворения. Перед нами предстаёт образ
рыцаря-аскета, рыцаря-монаха. Мы видим противоположный культу Прекрасной Дамы
культ поклонения первообразу, имеющему библейский генезис, — Богоматери.

Психология обращения Пушкина к образу Богоматери, его творческие истоки и предпосылки

Для того чтобы выявить закономерность
обращения Пушкина к этому образу, необходимо проанализировать процесс зачинания
этого образа в других его более ранних стихотворениях с похожей тематической
наполненностью.

Изначально для Пушкина образ
Богоматери виделся сквозь репрезентацию образа женщины, это был зародышевый
этап. К нему относится одно из его самых известных стихотворений «Я помню
чудное мгновенье…» и «Ты богоматерь, нет сомненья…», в которых,
как правило, к прекрасному женскому образу вплетаются черты языческой богини
любви.

Однако сквозь эту стилизацию
прослеживается общее идеальное начало, сопряжённое с индивидуально-духовными
качествами предстающего образа. Первое стихотворение написано Пушкиным в 1825,
второе — в 1826. Однако по мере взросления Пушкина его внутренняя мотивация,
будучи уже более зрелой, позволяет ему дорасти и до более глубокой трактовки
понятия женственности и соотношения её с понятием мужественности.

Вот тогда Пушкин и пишет своего
«Бедного рыцаря», относящегося к 1829 году, где он, уже осмысливая
прошлую культуру западного средневековья, воссоздаёт культурологически
ориентированную идеологию поклонения женственности.

Примечательнее же, что Пушкин
год спустя пишет свой знаменитый сонет «Мадонна», который отличается
своей на первый взгляд, казалось бы, чисто эстетической стороной, но только на
первый взгляд: поэт прост в слове, нет чувственности, он, так сказать, даже
прозаичен — следовательно, аккуратен в обращении со святыней — и, в первую
очередь, с картиной, висящей у него в комнате. Это не чистая эстетика, а уже
осознанное, умудрённое с годами созерцание прекрасного далеко не только с эстетической
целью, но и с этическими предпосылками. А уже через два года Пушкин пишет свою
«Красавицу»:

Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей,

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей

Но, встретясь с ней, смущённый,
ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

Мы видим, что перед поэтом
раскрывается облик истинной женственности, репрезентативно воплощённой в этом
идеальном образе красавицы, красивой и внешне и внутренне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: