Основная идея
Финал книги символичен. При жизни командор не был силен и красив, зато обладал храбростью, твердостью и принципиальностью. Люди ценили и любили его за это, поэтому воздвигли ему огромный памятник, который превосходил свой прототип в силе. Именно поэтому статуя смогла победить Гуана и ввергнуть его в ад. Смысл пьесы «Каменный гость» состоит в том, что нравственные качества и законы всегда пересилят безнравственность и непорядочность. Цинизм и жестокость не окажутся безнаказанными, потому что они противоестественны и вредны.
Памятник воплотил в себе все те качества, которые противостояли разнузданности Гуана. Они же и произнесли ему приговор. Развратника судили не люди, а высшие силы, воплощённые в памятнике тому, кто вел правильный образ жизни. Такова главная мысль пьесы «Каменный гость».
Жизнь и творчество Ж.Б. Мольера. Особенности жанра «высокой комедии».
МОЛЬЕР ЖАН-БАТИСТ (1622–1673), французский поэт и актер, создатель классицистической комедии. Родился в Париже; сын королевского камердинера. В 1631–1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже, проявлял большой интерес к учебе; перевел на французский поэму «О природе вещей» римского поэта и философа Лукреция. Изучал юридические науки в Орлеанском университете, сдал экзамен на звание лиценциата права, замещал отца в должности королевского камердинера. Затем организовал вместе с семьей Бежар «Блистательный театр»; ставил трагедии, трагикомедии, пасторали; принял фамилию Мольер. После серии провалов театр прекратил свое существование. В условиях конкуренции с итальянскими комедиантами Мольер стал сам сочинять небольшие пьески, добавляя к французскому средневековому фарсу элементы итальянской комедии масок (комедия дель арте). Их успех побудил его обратиться к более крупным формам. Т.о. мольеровская труппа стала самой популярной во французской провинции. С этого времени Мольер окончательно отказался от трагических ролей и стал играть только комедийных персонажей. Мольер оставил богатое наследие – более 32 драматических произведений, написанных в самых различных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия, высокая комедия и пр. Он постоянно экспериментировал, создавал новые формы и трансформировал старые. В начале 1660-х он создал новый комедийный жанр – высокую комедию, отвечающую классицистическим правилам: пятиактная структура, стихотворная форма, единство времени, места и действия, интрига, основанная на столкновении взглядов, интеллектуальные персонажи (Школа жен, Тартюф, Дон Жуан, Мизантроп, Скупой, Ученые женщины). Сущностной чертой высокой комедии был элемент трагического, наиболее ярко проявившийся в Мизантропе, которую иногда называют трагикомедией и даже трагедией. Комедии Мольера затрагивают широкий круг проблем современной жизни: отношения отцов и детей, воспитание, брак и семья, нравственное состояние общества (лицемерие, корыстолюбие, тщеславие и др.), сословность, религия, культура, наука (медицина, философия) и т.д. Главная черта мольеровских персонажей – самостоятельность, активность, способность устраивать свое счастье и свою судьбу в борьбе со старым и отжившим. У каждого из них есть собственные убеждения, собственная система взглядов, которые он отстаивает перед своим оппонентом; фигура оппонента обязательна для классицистической комедии, ибо действие в ней развивается в контексте споров и дискуссий. Другая черта мольеровских персонажей – их неоднозначность. Многие из них обладают не одним, а несколькими качествами (Дон Жуан), или же по ходу действия происходит усложнение или изменение их характеров (Аргон в Тартюфе, Жорж Данден). Но всех отрицательных персонажей объединяет одно – нарушение меры. Мера – главный принцип классицистической эстетики. В комедиях Мольера оно тождественно здравому смыслу и естественности (а значит и нравственности). Их носителями нередко оказываются представители народа (служанка в Тартюфе, жена-плебейка Журдена в Мещанине во дворянстве). Показывая несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра – через смех гармонизировать мир и человеческие отношения. Творчество Мольера, великого комедиографа, создателя классицистической комедии, оказало огромное влияние не только на драматургическое искусство Франции (Лесаж, Бомарше), но и на всю мировую драматургию (Шеридан, Гольдони, Лессинг и др.); в России его последователями были Сумароков, Княжнин, Капнист, Крылов, Фонвизин, Грибоедов.
История создания
Прототипом Дон Жуана послужила личность дворянина, родившегося в Испании в XIV веке. Его звали дон Хуан Тенорио. О распутном образе жизни этой персоны ходили легенды. Прославленный севильский любовник, он сбился со счета, сколько женщин успел обесчестить. Примечательно, что из любой ситуации дон Хуан выходил невредимым, не испытывая угрызений совести. Герой участвовал в дуэлях, посягал на порядочность именитых дам и пользовался расположением короля Педро Первого Жестокого. Последний нюанс выручал его в сложных ситуациях.
Памятник дону Хуану Тенорио
По слухам, испанский правитель составлял компанию герою в распутстве. Общество молчало до тех пор, пока мужчины не выкрали дочь командора де Ульоа. Военного деятеля убили, и это вывело власти из себя. Дон Хуана обманом привели на могилу командора и убили. Ходили легенды о том, что испанского ловеласа покарал Бог, а смерть он принял от призрака де Ульоа.
Дон Жуан стал народным персонажем, так как прототипом для известного литературного образа послужил не только Тенорио. Севильцы рассказывают о доне Мигеле де Манара, чья репутация считалась скандальной. Кабальеро, живший в грехе, якобы продал душу дьяволу, но осознал свои проступки и вершил добрые дела. Легенды о двух персонажах постепенно соединились. Позднее черты обоих героев можно был отметить в собирательном литературном образе.
Памятник дону Мигелю де Манара
С течением времени характер героя менялся. Первоначально представавший перед публикой бесчестным любовником, он обрел изящные манеры и собственный стиль. Его благородство и верность слову стали отличительными чертами. Аудитория обычно закрывает глаза на факт похищения дочери командора и наслаждается невероятными приключениями Дон Жуана.
Первое упоминание о нем сделано в пьесе Тирсо де Молина, в основу которой легла легенда о доне Хуане Тенорио. Молина писал успешные произведения для сцены, и после некоторых изменений история Дон Жуана стала тешить испанскую публику с подмостков. Пикантный сюжет и остроты привлекали аудиторию любого сорта.
После издания пьесы Жана Батиста Мольера, где Дон Жуан стал французом, герой обрел новые черты характера. Затем легенду о дамском угоднике воспел Проспер Мериме, а после него Эрнст Гофман.
Британские читатели знают о существовании поэмы Байрона, описывающей приключения героя-любовника. В России Дон Жуана представляли читателям Александр Пушкин, Алексей Толстой, Самуил Алешин и Александр Иволгин.
Вера
Когда они шли по лесу, к ним подошел нищий бродяга и попросил медный грош, за это он пообещал молить Бога за своего благодетеля всю жизнь. Дон Жуан и тут выступил в своем привычном амплуа, предложив нищему золотой луидор, если тот побогохульствует. Но надо отдать должное нищему, он наотрез отказался это сделать. Ннесмотря на это, наш герой отдал ему монету, а сам бросился помогать незнакомцу, на которого в это же самое время напали трое вооруженных шпагами и кинжалами людей. Вдвоем они смогли отбиться от нападавших.
Впоследствии из их ознакомительной беседы Дон Жуан понял, что это был брат доньи Эльвиры. Случилось так, что он отстал от Дона Алонсо — своего брата, с которым все это время разыскивали злостного обидчика их сестры, с целью отомстить за ее страдания. Дон Карлос не знал этого обидчика в лицо, но поспешивший на помощь к брату Дон Алонсо отлично знал Дон Жуана. И подъехав к ним, он сразу хотел наказать его, но Дон Карлос попросил отсрочки в знак благодарности, чтобы скрестить с ним клинки как-нибудь в другой раз и в другом месте.
Чему учит пьеса?
Пьеса «Каменный гость» учит нас тому, как важно сохранять порядочность и добродетель, даже если мир полон соблазна. Не зря брат командора упрекает красавицу Лауру в легкомыслии
Красота не вечна, и человек, который за свою праздную жизнь ничего иного не развил в себе, остается банкротом. Люди перестанут ценить его внешность, а большего у него нет. Поэтому нужно не предаваться сиюминутным увлечениям, а думать о будущем и строить жизнь более дальновидно.
Конечно, пьеса «Каменный гость» заставляет задуматься о том, что цинизм и жестокость всегда находят себе врагов. В вечных конфликтах человек не уцелеет. Поэтому не стоит идти против мира и людей, желая взять от жизни все и не считаясь с ценником. Рано или поздно такое поведение обернется расплатой.
Дон Жуан в XX веке
В XX столетии о севильском обольстителе писали романы и пьесы. Развитие кинематографа позволило ему покорить новую сцену. Некоторые фильмы были экранизациями драматических произведений, как советские «Маленькие трагедии» с Владимиром Высоцким. Но язык кино помогал осмысливать образ Дон Жуана по-новому.
Например, «Похождения Дон Жуана» Винсента Шермана (1948) — костюмная приключенческая история. Дон Жуан противостоит заговору против королевской четы Испании и побеждает главного заговорщика в поединке. Жуан влюблен в королеву, а она в конце влюбляется в него. Но герой считает, что ее долг править страной и покидает королевский двор.
Дона Жуана де Маранью в нем сыграл Эррол Флинн, один из секс-символов своего времени. Его амплуа были сильные и смелые герои костюмных драм. Например, Питер Блад и капитан Торп в экранизациях романов Сабатини, майор Викерс в «Атаке легкой кавалерии» и Робин Гуд. Норман Петт, мастер стиля пин-ап, сделал комикс-адаптацию фильма. Так Дон Жуан стал и героем комикса.
В фильме 1973 года «Если бы Дон Жуан был женщиной» Брижит Бардо сыграла Жуанну, женскую версию соблазнителя, живущую в XX веке. Она соблазняет, доводит до падения заинтересовавших ее мужчин, не чувствует раскаяния, но очень не любит когда так поступают с ней.
Характер[править | править код]
Дон Жуан — гордый испанский аристократ. Он сластолюбец, посвятивший жизнь поискам чувственных наслаждений. Он с удовольствием нарушает моральные и религиозные нормы — например, соблазняет монашек (в условиях католической Испании особенно крамольное действие). Одним из существеннейших элементов в наслаждении для него является момент утверждения своего господства, момент борьбы с препятствиями, стоящими на пути. Разработка образа дона Жуана показывает специфику его поведения — он переходит от женщины к женщине, соблазняя их и разбивая им сердца. Принято отличать тип соблазнителя «дон жуан» от типа «казановы», прототип которого, в отличие от дона Жуана, оставлял каждую из своих любовниц с приятными воспоминаниями, а не с ненавистью к себе. Эти поиски иногда трактуются как поиск им «идеальной женщины», дон Жуан — мечтатель. Например, у Мюссе он всю жизнь стремится к идеалу женщины, вложенному в него богом. Он жертвует гением и славой, он по-настоящему любит и любим и все же переходит от женщины к женщине, в каждой — даже в куртизанке — надеясь найти осуществление своих мечтаний. Напрасно: ни одна женщина, в своём несовершенстве, не соответствует его идеалу. А в произведении Ленау чувственность уже приобретает патологический оттенок, а сам дон Жуан — неврастенические черты. Он тоскует по женщине, которая, являясь олицетворением женственности, дала бы ему возможность удовлетворить своё стремление к обладанию всеми женщинами. Это уже не физический, а духовный эротизм, к-рого не удовлетворяют ограниченные возможности тела. Вместе с тем дон Жуан — не хищный сластолюбец. Он — эротик с поэтической душой, склонной к элегическим настроениям. Только через чувственность может он прикоснуться к миру. По его мнению, источник всех вещей — бог — как исключительно производящая сила пронизывает вселенную. Овладев женщиной, Дон Жуан чувствует себя частицей этой силы. Поскольку дон Жуан восстает против социальных условностей, авторы очень часто делали его атеистом и заставляли провозглашать антиклерикальные тезисы.
Художественное своеобразие
Поэма Байрона иронична. Развращённую ханжу Инесу рассказчик называет образцовой мамашей. Более того, воспитав сына неправильно, она сделала неверные выводы: «Успех Жуана в ней родил решенье Воспитывать второе поколенье». На этот раз она секла воспитанников розгами с трёхлетнего возраста.
Но гораздо чаще, чем иронию, Байрон использует злую сатиру. Сатирическому осуждению подвергаются изучаемые маленьким Жуаном науки. От мальчика утаили биологию «и размноженья каверзный закон». Матери Жуана приходилось несладко, потому что для достижения своей цели ей пришлось отвергнуть греческую мифологию, а античную классику мальчик должен был зубрить в школьных изданьях. Байрон издевается над «менторами», которые все неудобные места переносят в примечанья, «чтоб учащиеся вмиг Их находили, не листая книг». Автор насмехается над мужьями, у которых чешутся лбы «от шалостей хорошеньких супруг».
Сатира Байрона зла, часто его образы не просто метафоричны, но образуют подтекст, связанный с современностью или общечеловеческими ценностями: «Тем более уж люди неповинны, Когда они друзей своих едят В минуты пострашней, чем Дантов ад». Так Байрон рассуждает о людоедстве на баркасе.
Поэтические образы в поэме поражают читателя яркостью и объёмностью, хотя Байрон избегает открытого натурализма. Чего только стоит сцена, описывающая состояние тонущих людей. Взгляд писателя выхватывает отдельные образы: плотник, в страшный час плачущий от жалости к своим детям, молящиеся, рвущие волосы, сооружающие бесполезный плот. Байрон даёт тонкую психологическую характеристику трусам и храбрецам: «Храбрые молчали, Но вой трусливых был ужасно дик». Волны в схватке с людьми подобны животным: «И волны жадно поглощали их, И снова пасть пучины разевали».
Ещё более поражает описание людоедства на баркасе. При этом повествователь ссылается на Данте, описывавшего Уголино, грызущего в аду голову врага. Отдельные октавы поэмы полны художественных образов, часто необычных, например, минуты наслаждения Жуана с Гайдэ: «Остановилось время для него и на минуту косу опустило».
Вот только некоторые крылатые выражения, родившиеся в поэме «Дон-Жуан»: «Рассуждать о ближнем всякий рад», «наш век есть век прекрасных разговоров, Убийства тела и спасенья душ», «ничто так не способно утешать, Как добрый ром и пламенная вера», «любой великой нации кумир Имеет нежелательные свойства», «время всех умеет примирять».
Какими литературными источниками пользовался писатель?
Александр Сергеевич получил всестороннее образование. Пушкин читал комедии Мольера, знакомился с операми Моцарта. Оба автора использовали в своем творчестве образ Дона Жуана. Этот же образ вдохновил и русского писателя. Оперу венского музыканта, в частности, автор упоминает в эпиграфе к своему тексту.
Произведения французского автора и Моцарта основываются на известном сюжете о легендарном развратнике по имени Дон Жуан. Это традиционный сюжет, который повествует о наказании повесы за нечестивую жизнь. Статуя – каменный гость – выступает в тексте в роли перста судьбы. Командор оживает, подходит к герою и низвергает Дона Жуана в пламя Ада. Русский же автор задался целью сформировать новый характер, опираясь на традиционный сюжет.
Образ Дона Жуана
Пьеса принадлежит к пушкинскому циклу под названием «Маленькие трагедии». Этот цикл посвящен литературному исследованию психологии персонажей. Центральный персонаж этого произведения – Дон Жуан (у Пушкина – Дон Гуан). Герой отличается комплексом черт: ветреность, склонностью к любовным приключениям, искренностью. Дон Жуан легко увлекается женщинами. Мужчина смелый, благородный, но также расчетливый. Герой – творческая натура: пишет стихи. Впоследствии Лаура положила поэзии Дона Жуана на музыку.
Жанр и направление
Как известно, французский писатель создавал произведения в эпоху классицизма. В связи с этим Мольер старался придерживаться принципов данного литературного направления. Не секрет, что классицизм предполагает триединство действия. И автор не забыл учесть это правило в своём произведении. Так, все действие происходит за один день, события разворачиваются в доме Журдена. А второстепенные действия не прерывают сюжетную линию. Также в комедии очевидна четкая привязка героев к отрицательным качествам, которые они символизируют
В характере персонажа доминирует одна главная черта, на которую обращается внимание автора
Но Мольеру удалось создать совершенно новый жанр в литературе — комедию-балет. Его творение получилось очень гармоничным, в нем нет жанрового конфликта. Именно благодаря балетным номерам автору удалось максимально раскрыть проблематику произведения. У Мольера получилось поистине захватывающее и необычное произведение, которое обрело популярность во всем мире.
«Дон-Жуан» в историческом контексте
Ж. Б. Мольер в «Дон-Жуане» затрагивает мировоззренческую проблему лицемерия. Писатель считал лицемерие главным пороком своего времени.
Этап жизни, когда была создана великая комедия, для Мольера был психологически тяжелым. Неприятности сыпались на него со всех сторон: критика произведений, беспокойство о театральной труппе, осознание того, что зрителям он нужен лишь в качестве развлечения – в профессиональной сфере, разлад с женой, смерть сына – в личной.
Вокруг Мольера было общество, где аристократия жила в богатстве и роскоши после окончания Фронды. И лишь религия могла хоть как-то смирить господ. В этих условиях возникло религиозное лицемерие. А в искусстве властвовала идея о том, что в жизни, как в театре, каждый носит маску.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Тема лицемерия в «Дон-Жуане» Мольера 480 руб.
- Реферат Тема лицемерия в «Дон-Жуане» Мольера 250 руб.
- Контрольная работа Тема лицемерия в «Дон-Жуане» Мольера 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Именно в таких условиях появилась пьеса «Дон-Жуан». Сюжет этого произведения знает каждый, пьеса, благодаря сценическим эффектам, пользуется огромной популярностью. В произведении нет интриги, пьеса будто рассказывает о постепенном падении безбожника.
Герой пьесы Мольера, Дон-Жуан, злободневный персонаж. Актуальность пьесы сохранилась по сей день, а Дон-Жуан кажется нашим современником.
Замечание 1
Дон-Жуан – это легендарный герой, который дал свое имя одному из самых популярных в искусстве типов.
Герой предания – Дон Жуан Тенорио, представитель аристократического рода Севильи. Его авантюрные похождения оставались безнаказанными, так как в них принимал участие его близкий друг, король дон Педро. Они на протяжении долгого времени наводили ужас на Севилью. Впоследствии к этой легенде примешали другую севильскую легенду о Доне Жуане де Марана, распутнике, который продал свою душу дьяволу, а затем раскаялся и ушел в монастырь. Тип героя с течением времени, по мере смягчения нравов, изменяется, а резкие черты характера постепенно сменяются привлекательными качествами. В конце концов, этот герой испанской легенды получает обаятельную форму, которая приобретает чрезвычайную популярность.
Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
В своей комедии Мольер лишил героя отличительных особенностей происхождения и ввел в произведение французскую действительность современности. Также он убрал комизм, внесенный итальянцами, уничтожил клерикальный оттенок, характерный пьесе Тирсо.
Мы напишем — Дон Жуан или Каменный Гость анализ комедии Мольера. Подсказки школьнику
Созданная в 1665 году Мольером комедия Дон Жуан, или Каменный Гость является классической художественной обработкой средневековой испанской легенды о распутнике по имени дон Хуан. В своей пьесе французский драматург провел беспощадный и одновременно объективный анализ образа европейского дворянина, живущего ради телесных удовольствий и любовных побед.
В интерпретации Мольера Дон Жуан становится не только вместилищем наиболее характерных общественных пороков, но и человеком, не лишенным внешнего обаяния и некоторых индивидуальных достоинств. Автор показывает своего героя и как субъекта страстного, прямолинейного, честного в пределах своих личных желаний. Дон Жуан Мольера не верит в Бога, но свято чтит законы логики и уповает на то, что дважды два четыре; он с презрением относится к общественной морали, но преклоняется перед женской красотой и готов женится на каждой, кто покорил его сердце. Со своим слугой Сганарелем Дон Жуан честен, как ни с кем другим и, даже несмотря на то, что он не прислушивается к его советам, мнение о своем поведении и образе жизни он у него спрашивает постоянно.
Главный герой комедии не лишен и своеобразной дворянской чести: он без малейших сомнений и страха бросается на помощь дону Карлосу, когда видит, что тот бьется один против троих. При этом с людьми, ниже его по социальному положению, Дон Жуан особо не церемонится: он без зазрения совести пользуется деньгами своего кредитора, г-на Диманша, и выставляет его из дома без единой копейки, когда тот пытается вернуть свое. Крестьянину Пьеро, вставшему на защиту чести своей невесты Шарлотты, Дон Жуан дает несколько пощечин и это несмотря на то, что именно Пьеро в свое время спас его от смерти в водной пучине.
Однако при всей своей неоднозначности образ главного героя на протяжении всего развития действия неуклонно стремится по дороге в Ад. Основная проблема Дон Жуана заключается в том, что он настолько сросся со своей внутренней распутной сутью, что не может преодолеть ее, даже сталкиваясь с явными знаками, посланными ему небом. Героя не смущает ни ожившая статуя, ни призрак женщины они его немного удивляют, но и только.
Дон Жуан больше боится физической смерти, чем смерти духовной. Призрак, который не может быть проткнут шпагой, страшит его не так сильно, как братья погубленной им доньи Эльвиры, решившие встать на защиту чести сестры. Именно поэтому Дон Жуан решает прибегнуть к крайнему средству спасения лицемерию.
Прикинувшись благочестивым, раскаявшийся грешник пытается привлечь на свою сторону отца, которому еще совсем недавно желал смерти. По мнению Дон Жуана, все общество погрязло в грехах, и только лицемерие позволяет людям жить в ладу со своими страстями и не бояться всеобщего осуждения.
Художественная проблематика комедии состоит не только в развенчании пороков и классическом наказании зла в лице Дон Жуана. В Каменном Госте Мольер показывает порочность всего общества, начиная от верхов и заканчивая низами: Дон Жуан распутничает; донья Эльвира поддается греховной страсти и предает свои обеты Богу; Сганарель при всей своей вере в небо, потакает разнузданному образу жизни своего хозяина; крестьянка Шарлотта быстро забывает о любимом женихе, когда на горизонте появляется более выгодная партия.
Исправившейся и вернувшей в лоно веры становится только донья Эльвира, согрешившая по наивности и отказавшаяся от недостойной, земной любви взамен любви добродетельной, требующей спасения даже самой заблудшей из всех возможных душ души Дон Жуана. С образом доньи Эльвиры в Каменном Госте связаны лирические, во многом, трагические мотивы. Ее обращенные к Дон Жуану монологи (один гневный и обличающий, другой трепетный и всепрощающий) проникнуты бесконечной чувственностью и изысканностью выражений.
Комедийное начало Дон Жуана связано с художественным образом Сганареля. Слуга главного героя постоянно попадает в нелепые ситуации: он теряется в разговоре со своим хозяином и не знает, что ответить его жене, донье Эльвире; он не хочет идти на смерть, ради Дон Жуана, но одновременно и боится потерять свое место; он пытается урвать кусок с тарелки своего господина и все равно остается голодным, так как другие слуги берут с него пример. В разговорах с Дон Жуаном Сганарель и обличает бесстыдство своего хозяина, и не может отстоять свое собственное мнение. В своих жалких попытках наставить главного героя на путь истинный он робок и смешон.
Финал комедии можно было бы назвать трагическим, если бы не Сганарель: после того, как статуя командора отправляет Дон Жуана в Ад, слуга начинает причитать по поводу недополученного жалованья.
Библиография[править]
Литература о Дон Жуане весьма обширна. Из русских соч. см. особенно статью «Легенда о Доне Жуане» Ал. Веселовского (в «Сев. Вестн.» 1887, январь); затем А. Воронова, «Дон Жуан в испанской литературе» (т. 42 «Совр.» 1846); «Моцартов Дон Жуан» (т. 96 «Б. для Чт.» 1849); Званцева, «Библиография Дон Жуана» («Муз. и театр, вестн.», 1859). Scheible, «Kloster» (т. III, 1846); Picastolle, «D. J. Tenorio» (1883); Armand Hayem, «Le Don Juanisme» (1886); Engel, «Die Don Juansage» (1887). Нусинов И. М., История образа Дон Жуана, в его кн.: История литературного героя, М., 1958; Weinstein L., The metamorphoses of Don Juan, Stanford, 1959; Saint-Paulien, Don Juan. Mythe et réalité, P., 1967.При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.
Лирические отступления
Лирические отступления в поэме связаны с описанием природы или философскими рассуждениями, например, о первой любви, наибольшей из всех отрад. Лирические отступления могут быть разного размера – от строчки в скобках, до нескольких десятков октав. В лирическом отступлении лирический герой не только обращается к читателю, пытаясь узнать его вкусы и угодить ему, но и рассуждает о жанре произведения, называя его в первых песнях эпической поэмой, а в седьмой — романом. Рассказчик доказывает, что его произведение правдиво, подтверждая своё повествование газетами, историей, искусством и даже собственным свидетельством того, как в Севилье черти утащили Жуана в бездну.
Устами лирического героя Байрон провозглашает свои эстетические принципы: «Чти Мильтона и Попа; никогда Не подражай мужам Озёрной школы…» Он оставляет заповеди поэтам, в которых предлагает подражать ему самому.
В лирическом отступлении автор также делится своими планами, ещё в первой песни сообщая, что собирается в последней, двенадцатой песни, «изобразить всех грешников удел». В лирических отступлениях рассказчик поднимает важные для себя философские вопросы, часто риторические, например, в чём слава. Лирический герой отказывается от славы, советуя читателям: «Живите же, судьбу не упрекая. Копите деньги, Библию читая. »
Лирические отступления органически вытекают из сюжета. А если связи шиты белыми нитками, лирический герой перестраховывается следующим заявлением: «Теряя нить забавных приключений, Я прихожу в парламентский экстаз, — мне в сторону увлечься очень просто».