«каменный гость» — краткое содержание пьесы а.с. пушкина

Мольер дон жуан краткое содержание

Мольер «Дон Жуан»: краткое содержание по главам

В первой части рассказывается, что Дон Жуану уже наскучила его жена донья Эльвира, теперь он опять в поиске очередной красавицы, которая может пленить его сердце. Его совсем не мучила совесть из-за того, что он когда-то прибыл в тот город, в котором хотел похитить ее, при этом убив ее ревнивого жениха-командора. Суд оправдал этот поединок, и поэтому Дон Жуан не понес должного наказания. Однако закон божий уж точно был попран. Этот факт смущал его слугу Сганареля, который понимал, что у покойного в этом городе полно родственников и друзей, которые обязательно захотят поквитаться с убийцей.

Мольер «Дон Жуан»: краткое содержание по главам

В первой части рассказывается, что Дон Жуану уже наскучила его жена донья Эльвира, теперь он опять в поиске очередной красавицы, которая может пленить его сердце. Его совсем не мучила совесть из-за того, что он когда-то прибыл в тот город, в котором хотел похитить ее, при этом убив ее ревнивого жениха-командора. Суд оправдал этот поединок, и поэтому Дон Жуан не понес должного наказания. Однако закон божий уж точно был попран. Этот факт смущал его слугу Сганареля, который понимал, что у покойного в этом городе полно родственников и друзей, которые обязательно захотят поквитаться с убийцей.

Сейчас читают

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) был незаурядной личностью, что позволило ему за очень короткий период своего жизненного пути (успел прожить всего 27 лет) стать автором выдающихся прозаических и лирических

Это событие произошло с мальчиком Женей. По пути к своей бабушке ему встречается незнакомый человек, который излагает мальчику придуманную историю, обитателей замечательного острова Двид

Действия разворачиваются во Франции. В результате интриг младший брат свергает старого герцога, который ищет укрытие в Арденнском лесу. А вот дочь его Розалинда остается при дворе, так как связана крепкой дружбой с кузиной Селией

Гнор, двадцатилетний юноша, страстно влюблен в прелестную девушку Кармен. Она отвечает ему взаимностью. Кармен любит ещё один человек — Энниок. Он признаётся ей в любви, но получает решительный отказ

Дон Жуан – был самым ужасным из всех грешников, вместе взятых. Так как этот человек нарушал не земной закон, но нарушал закон моральный, небесный. Он попирал самое чистое, нежное и невинное, что когда-то и было, пока он не вмешивался в эту красоту, и не портил ее своим грубым вмешательством.

Этот человек был очень любвеобильным, и для него никогда нигде не было правил, которые касались того, что любить в жизни по-настоящему можно только один или два раза в жизни – он не верил в это, и просто насмехался над такими простаками.

Когда они отправились наконец-то в путешествие, все это время его преследовала его бывшая жена, дона Эльвира. Она была ужасно расстроена, но когда они снова встретились с мужем бывшим, он посоветовал ей только вернуться в монастырь. Слуге и Дон Жуану пришлось переодеваться в другие одежды, так как разбойники обитали где-то в лесу, через который им пришлось перебираться. Потом вскоре в лесу им и встретились те разбойники, которые на самом деле оказались только братом и еще несколькими людьми, которые решили отомстить за сестру Эльвиру, которую обесчестил Дон Жуан. Вскоре, после того, как слуге и самому хозяину удалось выбраться из переделки, они встретили памятник из камня командира, который был убит когда-то на дуэле Дон Жуаном. Именно этот памятник и уничтожил развратника.

Читать краткое содержание Дон Жуан. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Популярные сегодня пересказы

В станице Филипповка осенней ночью подолгу не спится деду Гавриле. Он просыпается, кашляет и всё ходит по двору, около дома. Он думает о пропавшем без вести во время войны сыне Петре.

Басня рассказывает о животном, которое паслось около старинного столетнего дуба. Она любит кушать желуди, что растут именно на этом дубе.

За порцией табака слуга Сганарель и конюх Гусман обсуждали своих хозяев. По убеждениям слуги, хозяин дон Жуан не отличался постоянством в выборе женщин, меняя их едва ли не каждый месяц. Для достижения своих целей он шел на все: разбивал пары, выкрадывал, обманывал и даже женился; и много покинутых жен осталось на тропе любовных подвигов Дон Жуана. Слуга считал, что долго не продержится и новая избранница донья Эльвира, которую хозяин выманил из монастыря обещаниями.

Предположение подтвердилось, когда Дон Жуан попросил Сганареля высказать мысли по поводу его образа жизни. Тот высказался в негативном ключе, но Дон Жуан стал оправдываться, что не в состоянии быть верным только одной женщине. Ему требуются постоянные победы над новыми красавицами для удовлетворения своего честолюбия. И сейчас он как раз в погоне за новой избранницей, которую заметил недавно с женихом и решил разбить их узы. Донья Эльвира в расчет уже не бралась. Женщина убеждается, что муж ее не любит.

Пара решает расстаться, поскольку Дон Жуан боится небесной кары за похищение доньи Эльвиры из монастыря.

Новую пассию мужчина решил похитить во время прогулки по морю, но налетевший ветер опрокинул лодку. Впрочем, Дон Жуан быстро утешился двумя крестьянками, каждой из которых рассказал о своих серьёзных намерениях.

Вскоре донесся слух, что героя ищут 12 всадников. Хозяин и слуга меняются платьем. В лесу они сталкиваются с разбойниками, грабившими брата Эльвиры – Дона Карлоса. Второй брат, Дон Алонсо, узнал обидчика сестры и в благодарность за спасение позволяет отсрочить месть.

Продолжая путь по лесу, Дон Жуан наткнулся на статую командора, которого убил в свое прошлое пребывание в этих землях. Он издевательски приглашает статую на ужин и та внезапно кивает, соглашаясь. Сганарель испугался.

Остаток дня Дон Жуан провел в своем доме, где его посетили кредитор и дон Луис, отец. Обоих он выставил вон, предварительно заговорив зубы.

Позже пришла донья Эльвира и предупредила о приблизившейся небесной каре. Ее словам не вняли. Возникший призрак женщины также не заставил героя задуматься.

А потом явилась статуя командора на ужин. Пожав ее руку, Дон Жуан принял огненную кару и провалился под землю.

Сганарель опечалился. С исчезновением хозяина он лишился своего жалованья.

Вряд ли будут сожалеть о том, кто попрал все моральные законы, презирая людей и Бога.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Анализ 2

Пушкин запланировал написание пьесы «Каменный гость» раньше 1830 года, но был написан именно в этом году. А выпущен только после его смерти в 1839 году.

Пушкин в этой маленькой трагедии решил передать образ Дон Гуана – ветреного любвеобильного поэта. Не смотря на то, что помыслы его чисты и благородны, он очень расчетлив и не упускает свою выгоду. Здесь можно увидеть явное противоречие, но это не вызывает таких чувств, это наводит на мысли читателя, а действительно ли он так любит героиню Донну Анну, или только очаровывает её красивыми речами.

Все эти противоречия в натуре главного героя приводят его в не очень хорошее положение. Он очень часто участвует в дуэлях со многими мужчинами. В конце концов, он умирает на одной из дуэлей.

О трех героинях пьесы мы узнаем со слов Дона Гуана. Это три совершенно разные женщины, но все они были одними из многих любовниц Дона Гуана. Одни из них Инеза, предстает нам не образцом красоты, она тонка, бледна и слаба, но черные глаза не оставляют Дона Гуана равнодушным. Его воспоминания о Инезе наполнены грустью и нежностью.

Вторая женщина прямая противоположность Инезе. Лаура горячая, страстная, ветреная женщина. Во многом они схожи с Доном Гуаном. В их чувствах есть искренняя дружба, ведь ни он ни Лаура не скрывают от друг друга своих других любовников. Лаура правдива со всеми своими мужчинами.

И ещё одна героиня, Дона Анна. В ней есть противоречия. С одной стороны, она хочет быть преданной своему мужу даже после его смерти, Дон Гуан убил его на дуэли, и Дона Анна всеми силами пытается возненавидеть своего врага. Но ей это не удается. Она влюбляется в этого непостоянного поэта, она искренне верит его речам, и тонет в своих чувствах к нему. Тут и Дон Гуан твердит, что изменился со времени встречи с этой благочестивой женщиной, он покорен Доной Анной. Но так ли искренен он в своих словах? Об этом каждый должен ответить себе сам.

В самом начале пьесы, мы можем увидеть Дона Гуана как запутавшегося юношу, он все время сражается на дуэлях, и это вызывает неприятие главного героя, но с течением времени мы проникаемся сочувствием, сопереживанием к главному герою, его судьбе. К тому же с каждой сценой, дон Гуан открывается нам с новой стороны. Черты его характера постепенно составляют единую картинку главного героя, они меняются к концу пьесы, когда он встречает Дону Анну. Но мало изменить свой характер, твое прошлое навсегда останется с тобой, вот и главного героя прошлое настигает его тяжелой каменной рукой.

Романтический герой: Дон Жуан в XIX веке

Гофман в своем рассказе пытается сделать образ соблазнителя романтичным. По его мнению, Дон Жуан противостоит обывательскому миру. В литературе XIX столетия испанец становится положительным героем. Он ищет идеал женщины и стремится преступить, отмеренные человеку границы.

Байрон написал сатирическую поэму об этом герое. В ней он сделал его сыном благочестивой и образованной женщины и легкомысленного отца, который, впрочем, рано умер. Мать воспитывала сына в строгости, давала читать версии античных литературных произведений, из которых было вырезано все связанное с плотскими наслаждениями. Но это не помогло.

В 16 лет происходит его роман с дамой старше его на несколько лет. Когда он раскрывается, мать отправляет сына в путешествие, где его ждут новые приключения. Например, участие в штурме Исмаила и роман с императрицей России.

В пьесе Тирсо де Молина Хуан носит фамилию Тенорио. Иногда он появляется под фамилией Маранья. Проспер Мериме в рассказе «Души чистилища» пишет, что это разные люди со схожей судьбой. Его Хуан Маранья — обольститель и преступник, который в финале раскаивается и становится монахом.

Дитрих Граббе в 1829 году написал пьесу «Дон Жуан и Фауст». Два героя добиваются любви донны Анны. Оба они жаждут настоящей любви. Фауст в пьесе Граббе жесток. Ему служит загадочный Рыцарь, являющийся демоном.

Здесь Дон Жуан противопоставляет себя жениху Анны — Октавио. Этот человек изящен, образован, нежен, знает иностранные языки. Ведет умеренную жизнь, хорошо ездит верхом. Для Дон Жуана он воплощение посредственности: «Встать этой дряни поперек дороги мне наслажденье!». Позже Жуан убивает и Октавио, и отца Анны.

Фауст похищает донну Анну, но он ей отвратителен. Оккультист не пытается быть с ней ласковым, а сразу угрожает девушке. В порыве гнева Фауст произносит «слово смерти», и донна Анна умирает.

Подходит час, когда Рыцарь должен забрать душу Фауста. Доктор дает ему последнее поручение — Фауст хочет явиться Дон Жуану и рассказать о смерти его любимой. Во дворце испанца Рыцарь принимает истинное демоническое обличье и предвкушает, что получит души обоих героев. Он решает подождать мига смерти Жуана.

Фауст рассказывает сопернику о том, что убил женщину, которую они оба любили. Дон Жуан опечален, но не в отчаянии, потому что надеется встретить новую любовь в мире, где много прекрасных женщин. Он бросает Фаусту упрек, что тот всегда разрушал свой рай. После этого Рыцарь забирает душу немецкого доктора.

После этого к испанцу является статуя дона Гусмана. Он говорит Дон Жуану, что Анна и Октавио воссоединились на небесах. Дон Жуан до самого конца сохраняет мужество, называет гостя трусом. Статуя предлагает ему покаяться, но Дон Жуан желает остаться самим собой. После этого он проваливается в ад к Фаусту, а торжествующий Рыцарь-демон сжигает дом, в котором от огня гибнет трусливый Лепорелло.

Песнь четвёртая

Начинается с рассуждений лирического героя о том, что молодым людям, которым были чужды «унылый мир жестокости и скуки И скорбная печаль», лучше жить вдали от людей.

Ламбро хотел убить Жуана, но Гайдэ закрыла собой возлюбленного. Жуан был с боем взят в плен, раненый посажен на корабль.

В Гайдэ «что-то оборвалось, как струна». Много дней она пролежала без жизни, а когда наконец пробудилась, была похожа на воскресшего мертвеца. Она была равнодушна ко всему, не смотрела в лицо отца, провела 12 дней без пищи, воды, сна и умерла.

Остров, где жил пират с дочерью, опустел, пират вскоре умер, но история Гайдэ стала легендой.

Пленный Жуан познакомился на пиратском бриге с труппой артистов, которых пленили по пути из Ливорно в Сицилию. Пленных заковали попарно, причём партнёршей Жуана стала «красотка родом из Анконы», на которую он даже не взглянул, потому что «был сердцем верен Возлюбленной своей». Пленных привезли в Константинополь и продали на стамбульском рынке.

Песнь заканчивается лирическим отступлением, в котором повествователь рассуждает о славе, в том числе литературной, и приходит к выводу, что успех произведения зависит от благосклонности умных дам, которых он называет синими чулками.

Завязка сюжета

Читать краткое содержание «Дон Жуан» Байрона лучше по главам. Завязка сюжета занимает девять песен. Им можно дать условные названия:

  1. Знакомство с героем.
  2. Кораблекрушение.
  3. Отношения с Гайдэ.
  4. Плен Жуана.
  5. В гостях у султана.
  6. Приказ Гюльбеи.
  7. Завоевание Измаила.
  8. Бой.
  9. Прием у Екатерины.

Начало сюжета «Дон Жуана» — знакомство с главным героем. Это испанский дворянин, живущий в XVIII веке. Его отец — плохо образованный и ветреный мужчина, мать — умная и жеманная женщина. Жуан рос озорным, неплохо учился. В 16 лет он влюбился в донну Юлию. Девушке пришлось уйти в монастырь, а юноше — отправиться в дальнее путешествие.

Корабль попал в шторм, экипаж остался без еды. Пришлось съесть собаку и учителя Жуана. До берега смог добраться только юноша, его спасла Гайдэ. Девушка привела его к себе домой, пока ее отец задержался в путешествии. Дочь пирата после разлуки с любимым умерла от тоски. Юноша в качестве пленного попал в Константинополь.

На рынке его купили и привели во дворец султана под видом наложницы. Ему пришлось спать на одной кровати с грузинкой Дуду, автор намекает на их интимную связь. Утром Гюльбея приказала их утопить, но в то время Измаил захватили русские войска. Жуан и Джонсон вступили в их ряды. Он спас маленькую турчанку и участвовал в осаде города. Именно его отправили в Петербург с донесением.

Мольер «Дон Жуан»: анализ произведения

В этой пьесе писатель представил скандальный образ европейского дворянина, который живет только ради своих любовных похождений и побед. Его имя Дон Жуан. Герои произведения Мольера вообще все вместе включили в себя характерные пороки тогдашнего общества но, конечно же, не лишены внешнего обаяния и индивидуальных достоинств.

Итак, главный герой пьесы – страстный и прямолинейный, временами добродетельный и честный человек. Образ Дон Жуана у Мольера не совсем однозначный, он не верит в Бога и с большим презрением относится к общественной морали и нравственности, всегда готовый жениться на любой прекрасной даме, покорившей его сердце.

Дон Жуан со своим слугой Сганарелем всегда предельно честен, хотя никогда не прислушивается к его мнению, но часто интересуется им. Дворянская честь и бесстрашие помогают ему без всяких сомнений вступиться на защиту своего врага — Дона Карлоса, который бился со своим противником один против трех. С людьми низкого социального положения он не церемонится и может дать в любой момент пощечину. Как бы то ни было, при всей своей влюбчивой и страстной натуре Дон Жуан стремительно и неуклонно идет дорогой в Ад, уверен Мольер.

Дон Жуан (анализ произведения это подтвержает) больше боится смерти физической, нежели духовной. Он понимает, что все общество уже давно погрязло в грехах. И одно лишь лицемерие помогает людям уживаться со своими страстями и не бояться общественной неприязни и осуждения.

Анализ произведения

В основе пьесы лежит проблема внешнего конфликта. Именно противоречия Гуана и его многочисленные дуэли стали причиной изгнания мужчина и последующей его гибели.

У него были десятки женщин, но по-настоящему он полюбил лишь в конце.

Можно иметь много девушек и быть счастливым с единственной, это и пытается донести автор. Кроме того, Донна Анна простила убийцу мужа и была готова ответить взаимностью, но злое обстоятельство не дало паре стать счастливой.

Люди для Гуана – средство для достижения поставленной цели. Он дарит «любовь» женщинам, а потом бросает их и разбивает им сердца. Также он нарушает заповедь о запрете убийств, сражаясь на постоянных дуэлях. Неспроста автор назвал пьесу «Каменный гость», ведь именно статуя здесь олицетворяет суд на земле. Пушкин пишет об обязательном возмездии за преступления.

Автор учит читателей отвечать за совершенные поступки, прислушиваться к мнениям других и раскаиваться за преступления.

Какими бы ни были обстоятельства – возмездие придет обязательно.

Песнь шестнадцатая

В лирическом отступлении лирический герой, называя себя умеренным теологом, убеждает читателя верить несбыточному и принять на веру невозможное, потому что «есть в мире ила выше нашей силы, которую сознанье не открыло».

После бала Жуан в своём покое ощущал беспокойство, вспоминая глаза Авроры. В зале среди портретов «давно почивших рыцарей и дам» Жуан увидел тень монаха в тёмной мантии. За утренним чаем Жуан выглядел больным, отвечал невпопад, так что лорд Генри спросил, не монах ли нарушил его покой. Леди Амондевилл спела сочинённую ею балладу о душе монаха, монастырь которого разорил предок Амондевиллов. Жуана немного развеселила эта песенка, но он не признался, что видел призрак.

Рассказчик описывает утренние занятия лорда Амондевилла как помещика, решающего проблемы целой округи.

Во время обеда, на который приехали все соседи, Жуан скучал, был рассеян. Виной тому был увиденный призрак и равнодушие Авроры. Аделина была настоящей хозяйкой вечера, «пленяла всем – и красотой, и грациозной лаской обхожденья». После ухода гостей Аделина коварно обсудила их и их семейства.

Вечером Жуан ожидал прихода призрака. Призрак действительно пришёл, напугав Жуана, но, сняв капюшон, Жуан увидел графиню Фиц-Фалк.

Песнь пятнадцатая

Аделина увлекалась «блестящими талантами Жуана». Для его спасения леди решила женить Жуана. Жуан не возражал, но заявил, что «обстоятельства ему мешают». Аделина подобрала Жуану много претенденток, но ему понравилась Аврора Рэби, «прелестная, как светлое виденье, Как фея, как сиянье, как весна». Сирота, воспитанная добрыми опекунами, она была католичкой, как Жуан, но Аделина относилась к ней с предубежденьем. Упрямство Аделины злило Жуана. Сама Аврора была равнодушна к славе Жуана.

Во время обеда, описание блюд которого занимает в поэме 4 страницы, Жуан сидел между Аделиной и Авророй. Равнодушие Авроры задело его самолюбие. Жуан так старался понравиться, что и Аврора увидала в нём особенные свойства, к тому же он был красив.

В лирическом отступлении автор готовит читателя к встрече с привидением.

Действие II

На морском берегу крестьянин Пьеро рассказывает крестьянке Шарлотте, как он спас Дон Жуана со слугой. Затем он обвиняет девушку в том, что она его недостаточно любит, поскольку редко заигрывает с ним.

Дон Жуан, уже обольстивший одну крестьянку, признаётся в любви Шарлотте и обещает жениться на ней. Пьеро просит его не приставать к девушке. Дон Жуан даёт ему несколько пощёчин.

Крестьянка Матюрина застаёт Дон Жуана с Шарлоттой. Между героями начинается выяснение отношений. Дон Жуан тихо говорит каждой девушке то, что она хочет услышать. Ни Матюрина, ни Шарлотта не понимают, на ком же из них женится главный герой.

Бандит Ла-Раме предупреждает Дон Жуана о том, что его ищут двенадцать всадников. Чтобы избежать смерти Дон Жуан заставляет Сганареля обменяться с ним одеждой.

Направление и жанр

Господствующим направлением в литературе XVII века был классицизм. В это время драматург создает свою известную комедию «Мнимый больной». Пьеса имеет характерные для драматических произведений этого времени черты:

  • критика устоев государства,
  • мотив свободолюбия,
  • единство времени:
  • единство действия,
  • единство места:
  • четкое разделение на положительных и отрицательных героев,
  • условный финал.

Одна служанка проявляет характер и не желает молчать. Она пререкается с больным и критикует его. Туанетта нелестно отзывается о врачах и не желает выполнять их бессмысленные указания.

Вера

Когда они шли по лесу, к ним подошел нищий бродяга и попросил медный грош, за это он пообещал молить Бога за своего благодетеля всю жизнь. Дон Жуан и тут выступил в своем привычном амплуа, предложив нищему золотой луидор, если тот побогохульствует. Но надо отдать должное нищему, он наотрез отказался это сделать. Ннесмотря на это, наш герой отдал ему монету, а сам бросился помогать незнакомцу, на которого в это же самое время напали трое вооруженных шпагами и кинжалами людей. Вдвоем они смогли отбиться от нападавших.

Впоследствии из их ознакомительной беседы Дон Жуан понял, что это был брат доньи Эльвиры. Случилось так, что он отстал от Дона Алонсо — своего брата, с которым все это время разыскивали злостного обидчика их сестры, с целью отомстить за ее страдания. Дон Карлос не знал этого обидчика в лицо, но поспешивший на помощь к брату Дон Алонсо отлично знал Дон Жуана. И подъехав к ним, он сразу хотел наказать его, но Дон Карлос попросил отсрочки в знак благодарности, чтобы скрестить с ним клинки как-нибудь в другой раз и в другом месте.

Песнь шестнадцатая

В лирическом отступлении лирический герой, называя себя умеренным теологом, убеждает читателя верить несбыточному и принять на веру невозможное, потому что «есть в мире ила выше нашей силы, которую сознанье не открыло».

После бала Жуан в своём покое ощущал беспокойство, вспоминая глаза Авроры. В зале среди портретов «давно почивших рыцарей и дам» Жуан увидел тень монаха в тёмной мантии. За утренним чаем Жуан выглядел больным, отвечал невпопад, так что лорд Генри спросил, не монах ли нарушил его покой. Леди Амондевилл спела сочинённую ею балладу о душе монаха, монастырь которого разорил предок Амондевиллов. Жуана немного развеселила эта песенка, но он не признался, что видел призрак.

Рассказчик описывает утренние занятия лорда Амондевилла как помещика, решающего проблемы целой округи.

Во время обеда, на который приехали все соседи, Жуан скучал, был рассеян. Виной тому был увиденный призрак и равнодушие Авроры. Аделина была настоящей хозяйкой вечера, «пленяла всем – и красотой, и грациозной лаской обхожденья». После ухода гостей Аделина коварно обсудила их и их семейства.

Вечером Жуан ожидал прихода призрака. Призрак действительно пришёл, напугав Жуана, но, сняв капюшон, Жуан увидел графиню Фиц-Фалк.

Начало книги

Основа сюжета комедии разыгрывается в трех актах. С самого начала читатель понимает, что главный герой — повеса и весельчак. Условные названия актов:

  1. Семейные проблемы.
  2. Ссора любовниц.
  3. Спасение дворянина.

Комедия начинается с разговора слуг. Сганарель ругает своего хозяина, делится недовольством с конюхом. Он называет его нечестивцем, сластолюбцем и попрекает дворянина в отсутствии веры, еретичестве, ведении скотского существования.

В это время входит главный герой подтверждает слова своего слуги. Он говорит, что все красавицы имеют право очаровывать мужчин, а сам он просто воздает им должное. Внезапно появляется супруга Жуана и обвиняет его в измене. Муж и жена цинично разговаривают друг с другом, но его не пугают угрозы кары небесной.

Во втором акте действия происходят между крестьянами. Пьеро рассказывает своей невесте Шарлотте, что вытащил из моря двух утопающих. Одним из них оказался дворянин. Это был испанский дворянин. Ему понравилась хорошенькая Шарлотта, он предложил девушке выйти за него замуж. Но им встретилась Матюрина, на которой повеса тоже обещал жениться. Девушки ссорятся, а ловелас успокаивает их. В это время его предупреждает о розыске бродяга Ларамэ.

Жуану пришлось переодеться крестьянином и бежать вместе с Сганарелем, но даже в таком положении дворянин решает пошутить. За кусок хлеба и монету он просит нищего произнести богохульство, но тот отказывается. Вдали разбойники избивали благородного человека. Повеса решил помочь ему и узнает в спасенном брата своей жены — Карлоса.

Алонзо тоже узнал его и пригрозил казнью за измены. Но Карлос пожалел своего спасителя и решил отсрочить дуэль. Жуан добрался до гробницы командора, которого он сам давно убил. С улыбкой он пригласил статую на ужин, а она в ответ легонько кивнула.

Песнь первая

Повествователь выбирает своим героем Дон-Жуана как истинного героя своего времени, несмотря на то, что Дон-Жуан – испанский дворянин 18 века. При этом на роль героя не подходят английские полководцы и генералы, потому что их карьера, хотя и началась с блестящих успехов, но окончилась тяжёлыми поражениями. Рассказчик сообщает также о своём творческом методе: «Мой метод – начинать всегда с начала». Потому он начинает рассказ о герое с повествования о родителях.

Отец героя, Дон Хосе, был храбр и ловок. Он не был безгрешным, этот «беспечный смертный» не любил учёности и изменял высоконравственной жене. Рассказчик называет его славным малым, хотя он «был горяч, игра его пленяла, И страсти он охотно уступал».

Мать героя, донна Инеса, «всех учёных затмевала знаньями». Интеллектуальные достоинства сочетались в ней с величавой жеманностью, высокопарностью, моральностью, большей частью лицемерной. Инеса иронично называется совершенной. Она шпионила за беспутным мужем, обвиняла его в безумье и дурных инстинктах, но при этом надменно соблюдала этикет. Дон Хосе скончался, не вынеся нападок жены и осуждения общества.

Маленький Жуан «был похож на юркую мартышку – хорошенький, кудрявый, озорной». Родители прощали ему шалости и этим портили сына. После смерти мужа мать Жуана воспитывала мальчика так, чтобы он не посрамил чести семьи. Жуан освоил езду верхом, стрельбу и фехтование. Голова ребёнка была забита отвлечёнными науками: классической литературой, которую он читал с купюрами, житиями, поучениями и молитвами.

К 12 годам Жуан перестал шалить, стал унылым и хилым, тихим и скромным, так что казалось, что это его природные качества. К 16 годам Жуан влюбился в 23-летнюю Донну Юлию. Её 50-летний муж Альфонсо ревновал её ко всем, но ни в чём не подозревал Дон-Жуана. Юлия питала к мужу «спокойную и честную любовь». Ходили слухи, что Инеса имела с Альфонсо когда-то преступную связь.

Когда дон Альфонсо пришёл с толпой друзей и слуг в спальню к жене, Юлия с верной служанкой Антонией спрятала любовника между перин, но Альфонсо увидел его башмаки. Дон-Жуан убежал, но Альфонсо развёлся с женой и отправил её в монастырь, а Инеса отправила сына в далёкие края. Юноша уплыл, увозя последнее письмо от Юлии с признанием в вечной любви.

Песнь заканчивается рассуждением лирического героя о замысле, жанре поэмы, манере письма.

Песнь тринадцатая

Лирический герой рассуждает о том, что некрасивых женщин нет «для всех мужчин моложе средних лет». Любовь в определённом возрасте сменяется другими интересами. Леди Аделина Амондевилл – знатная красавица. Её муж лорд Генри был доволен собой, гордился любовью жены, уважал Жуана и подружился с ним. Жуан нравился ему «надменной, но изысканной учтивостью».

Миледи Аделина была спокойной и вежливой, не увлекалась кокетством, была любезна и проста. Летом супруги Амондевилл уединились в родовом замке, в который был приглашён блестящий круг знакомых, всего 33 гостя, в том числе Жуан. Мужчины охотились, читали, играли в карты и бильярд, удили рыбу. По вечерам женщины пели, играли на арфах, танцевали. Всё это Байрон называет жизни равномерным теченьем.

Очередная жертва

Эту тему еще больше в дальнейшем разовьет Мольер. Дон Жуан на этот раз погнался за очередной красавицей, которую во время морской прогулки задумал похитить, но неожиданно налетевшая буря опрокинула их лодку со Сганарелем. Им очень повезло, их вытащили на берег крестьяне, оказавшиеся недалеко на берегу.

Но Дон Жуан отнесся к этой пережитой опасности так же легко, как относился ко всему, что с ним происходило. Не успев выйти на берег и обсохнуть, он тут же увлекся одной молодой и игривой крестьянкой, а потом ему на глаза попала другая, подруга Пьеро, спасшего его же из воды, и тот и ее принялся обхаживать комплиментами, даже заверял серьезно в том, что обязательно женится на ней. А когда обе девушки оказались перед ним одновременно, он словесно вывернулся так, что они оказались довольными.

Добропорядочный Сганарель кинулся открывать глупым простушкам всю правду о его непорядочном хозяине, но правда их, похоже, совсем не интересовала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: