Брюсов сухие листья конспект урока

«творчество» - анализ стихотворения валерия брюсова

Анализ образов

При подробном изучении текста в классе или дома важно провести оценку системы необычных образов, которые использует поэт. Лирический герой наполнен ожиданием, он осознает, что творческий процесс непостижим, именно в этом и смысл названия стихотворения

Поэт пытается раскрыть читателю тайны рождения поэтического текста, часто нелогичные, странные, пугающие. Композиционно можно выделить в произведении три части:

Вступительная (первая строфа, творец способен видеть и воспринимать то, что обычным людям недоступно).
Основная часть — описание вдохновения (строфы 2−4, творец, находящийся в этом состоянии, получает способность увидеть звук)

Брюсов не заостряет внимание на образе поэта, гораздо важнее для него показать особенности творческого восприятия, при котором автор получает уникальную способность передать настроение окружающего мира. Его талант позволяет окрасить бытовые реалии яркими красками, показать их перерождение, представить в новом свете

Так рождаются образы прозрачных киосков, фиолетовых рук, лазоревой луны.
Завершение (последняя строфа). Поэту удалось создать свое уникальное произведение, но особенность творчества в том, что только ему одному и удастся понять его полностью. Каждый читатель увидит в тексте что-то свое, поэтому не стоит удивляться тому, что стихотворение постепенно обрастет новым смыслом, который довольный собой художник даже не подразумевал.

Подробный анализ системы образов позволяет составить таблицу. В ней представлены наиболее значимые для понимания элементы художественной ткани стихотворения.

Строфа / Значимые образы Первая Вторая Третья Четвертая
Несозданные создания, во сне, эмалевая стена Руки, чертят звуки Прозрачные киоски, лазоревая луна Вся строфа (за исключением третьей строки)

Тематика и проблематика

Изучение любого произведения следует проводить по плану, рассмотрев его тему и идею. Уже первая строка поэтического текста «Тень несозданных созданий» говорит, что перед читателем не совсем обычное стихотворение. Основатель и идейный лидер символизма обращается к теме творчества, пытается разобраться в том, что именно происходит в душе творца, когда он занимается созданием собственного произведения

При анализе «Творчества» Валерия Брюсова важно отметить, что поэт активно использует зрительные и слуховые образы.

Тема стиха — творческий процесс, сумбур и хаос, который проникает во внутренний мир поэта и заставляет его выплескивать на бумагу потрясающие по красоте строки. Основная мысль, идея текста в том, что творческий процесс сложен, непостижим, описать его простыми словами невозможно. Именно поэтому и используются многозначные метафоры: для каждого поэта вдохновение — это что-то свое.

Событийного ряда в тексте нет, но он не производит впечатление беспорядочного потока сознания. Это совокупность звуков, движений, цветов, образов, создающая в итоге течение творческого процесса, плавный темп которого неожиданно сменяется буйством и динамичностью.

Первый образ, который рисует Брюсов, — легкая тень, едва заметная глазу. Этот образ статичен и невесом. Однако уже во второй строке поэт вводит элемент динамики, используя глагол «колыхается». Но движение очень робкое, ведь происходит оно во сне.

Анализ стихотворения Брюсова «Сухие листья»

Первое десятилетие XX века в русской поэзии ознаменовалось поисками нового пути. Некоторые поэты (например, из кружка футуристов) заигрывали с языком, увлекались словотворчеством, плодя бесчисленные неологизмы. Другие, как например, Валерий Яковлевич Брюсов, экспериментировали со звукописью.

Ярким примером таких опытов является стихотворение «Сухие листья». В. Я. Брюсов написал его в октябре 1913 года, а впервые произведение было опубликовано в газете «День» 6 апреля 1914 года. Стихотворение вошло в цикл «Природы соглядатай» (раздел «Зелёный», сборник «Семь цветов радуги»). Оно состоит из четырёх строф по шесть строк. Каждое шестистишие можно представить в виде схемы aabccb. Произведение написано, предположительно, верлибром, поскольку в строке обнаруживается несколько разных по длине стоп, а также присутствует пауза.

«Сухие листья» можно назвать живописной пейзажной зарисовкой. В этом стихотворении присутствуют выразительные эпитеты («тусклый ветер», «прозрачная даль») и оригинальные метафоры (почва – «чёрный прах»).

Но помимо художественных средств поэт применяет эффектные приёмы звукописи, благодаря чему произведение приобретает глубину и необычное звучание. В нём обнаруживается необычное сочетание аллитераций и ассонансов. Чаще всего встречаются слова, содержащие «с»»: «сухие», «листья», «тусклым», «сучья», «синеет». Этот звук напоминает о свисте воздушных потоков, треплющих листву на стволах деревьев. Повторяющиеся гласные «и» усиливают сходство с ветром, напоминая о том, как он звучит на высоких нотах при сильных порывах.

Также можно расслышать шуршание, шелест травы в шипящих согласных в словах «шуршат», «кружат», «сучья», «шепчут», «чёрный».

В третьей строфе шёпот сменяется заунывными протяжными звуками. Сонорные согласные «н», «л» в сочетании с долгим «о» напоминают стон замерзающих деревьев («синеет», «странно», «голых», «нежно», «небо», «чёрный»).

Не менее важным приёмом, который постоянно используется в стихотворении, является повтор. Повтор встречается в разных формах – это и анафоры («Под тусклым ветром кружат… Под тусклым ветром сухие…»), и рефрены («никто, никто»), и эпифоры («Меж чёрных сучьев синеет небо. Так странно-нежно синеет небо»).

В этом произведении поэт не только изображает природу. Печальные картины осеннего угасания позволяют ему осмыслить этот непрерывный круговорот жизни и смерти. На примере облетающих листьев автор показывает, что жизнь одних вещей продолжается в других: сухие листья по весне превращаются в цветы, отмечает Валерий Яковлевич.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Биографические основы написания

Произведение было создано 1 марта 1895 года и относится к раннему периоду творчества Брюсова. При чтении возникает ощущение, что стих очень сложен для восприятия и малопонятен, однако постепенно проникая в образную систему и открывая для себя мир символизма, начинаешь ощущать его тонкость, глубину и проникновенную прелесть.

Даже многим современникам Валерия Яковлевича казалось, что в структуре поэтического текста нет четкости и ясности

Но важно помнить, что символизм как литературное направление диктовал свои законы, поэтому метафоры сложны, многоплановы и предполагают сложную неоднозначную интерпретацию. Непонятным и алогичным видит Брюсов процесс творчества, который каждого поэта или художника перемещает в иное измерение, где царят непривычные законы.

Анализ стихотворения «Сухие листья» Брюсова

В «Сухих листьях» Валерий Яковлевич Брюсов культивирует подходы символизма к разрабатываемой пейзажной лирике.

Стихотворение написано осенью 1913 года. Его автору в этот момент исполнилось 40 лет, он признанный мэтр-символист, в его багаже множество изданных книг, более того, выходит из печати его собрание сочинений. Этот период также отмечен отношениями с поэтессой Н. Львовой, которые завершились трагедией, смертью оставленной женщины. По жанру – пейзажная лирика, рифмовка сложная, с подобием охватной и нерифмованными строками. Лирическим героем является автор. Произведение состоит из четырех шестистиший. Музыкальность в нем поставлена во главу угла. Прием аллитерации – основной в создании необходимого поэту настроения. Итак, рефрен «сухие листья» в начальных строках словно топит читателя в ворохе опавших листьев. Ветер тускл, поддавшиеся ему листья падают вниз, что-то шепча в предсмертной истоме. Поэт задается вопросом: что говорят? Лексический повтор с эпитетом: «тусклый ветер» возникает и во второй строфе. Сучья сотрясает дрожь, шепот проносится вздохом среди деревьев, чувствующих приближение зимы. «Слов не понял никто!» — в этом вскрике одно из двух восклицаний этого стихотворения. Инверсия «синеет небо» (это еще и эпифора) неприятно поражает поэта. Выходит, гибель и распад в «черный прах» листьев и сучьев небо не интересует. Даль прозрачна, ясна и светла. В небе разлита нежность. А шорох смерти только усиливается. Неизбежен закон природы: они блестели, им время тлеть. Поэт здесь проводит параллель и с человеческой жизнью. Вновь контраст неба и земли. Однако в финале герой неожиданно провозглашает с оптимизмом: жизнь после смерти существует. Листья вскормят весенние цветы, их краски перейдут на разнотравье. В последней строке – завершающее восклицание. Круговорот жизни не остановить, если еще недавно он пугал героя, теперь же он признает его власть. В смене времен года и поколений заложен куда более глубокий смысл, не следует предаваться напрасным сожалениям. Анафора: так странно. Следует отметить, что стихотворение создано уже в период кризиса символизма как литературного течения. Подобного рода напевность уже многократно обыгрывалась и самим В. Брюсовым, и, скажем, К. Бальмонтом.

Произведение «Сухие листья» В. Брюсова впервые было опубликовано в ежедневной газете «День» весной 1914 года.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: