«утро», анализ стихотворения никитина

Утро — слушать стих никитина с выразительным чтением

Краткое содержание

В стихотворении автор смог словами нарисовать пейзаж, отображающий картинки природы в момент перехода осеннего сезона в зимний. Эти перемены отмечает лирический герой, который наблюдает за происходящим «за кулисами». Первоначально он описывает осеннюю погоду с дождем и ветром. Осень догадывается, что скоро ей придется покинуть осыпанный золотыми листьями привольный край. Ей приходится плакать об этом, роняя на пол из желтых листьев слезы дождя. Вместе с ней грустит и опустевший, засыпающий лес.

Ночью дождь сменяется крупным пушистым снегом, который покрыл землю ровным ковром. На рассвете нового дня лирический герой восторгается изменениями в природе. Несколько строк посвящено лесу, образ которого динамичный. Накануне перемен он грустный, а с приходом зимы — веселый.

Особенное внимание автор уделяет символу России — березам. Стройные белокурые красавицы сняли сережки и примерили новое украшение — капли-алмазы, подаренные зимой

Деревья приветствуют зимушку и позволяют ей разгуляться от души: петь песни севера, расстилать ковры, разгуливать по вольным просторам. Лирический герой вторит им — он покорен изменениями, которые принесла с собой снежная стихия.

Анализ стихотворения Маяковского «Утро» 1 вариант

В 15 лет Владимир Маяковский как сочувствующий революционно настроенным студентам попал в тюрьму, где провел 11 месяцев. Именно здесь он вернулся к своему детскому увлечению и вновь начал писать стихи, хотя и считал, что из-под его пера выходит полная чушь. Позднее, вспоминая этот период своей жизни, Маяковский написал стихотворение «Утро», опубликованное в 1912 году и отражающее мир, который окружал поэта, без прикрас. Впрочем, «за решеткой четкой» молодому Маяковскому было видно немного – кусочек улицы и краешек неба с проводами телеграфных столбов, которые поэт изобразил в виде перины. На нее «встающих звезд легко опирались ноги» – так начиналось каждое тюремное утро поэта, однообразное и предсказуемое, иногда сдобренное холодным дождем или же снегом.

Впрочем, и в этой обыденности Маяковский все же умел видеть прекрасное, наделяя неодушевленные предметы качествами живых людей. Однако при этом поэт отдавал себе отчет, что живет он отнюдь не в совершенном мире, и законы бытия далеки от идеала. Именно по этой причине гаснущие уличные фонари ассоциируются у поэта с гибелью «царей в короне газа». И на их фон в утреннем полумраке проступает «враждующих букет бульварных проституток».

Ещё по теме: Владимир Маяковский ~ Я хочу быть понят родной страной…

Их смех наводит на Маяковского жуть, а шутки отдают тлением и напоминают о мимолетности жизни, которая может оборваться в любой момент. Именно по этой причине реальный мир представляется Маяковскому как загробный, автор проводит между двумя этими понятиями параллель, рисуя весьма мрачную и неприглядную картину, которая открывает перед ним из окна тюремной камеры. Бледнеющий свет уличных фонарей ассоциируется у поэта с лепестками «желтых ядовитых роз», которые нередко украшают могилы усопших. За гамом и жутью реального мира Маяковский видит его «изнанку», ту суть, которая не в состоянии укрыться от взора думающего и чуткого человека. При этом поэт признается, что обратная сторона бытия ему намного милее и приятнее, на нее «взглянуть отрадно глазу». Что же видит автор за мишурой и повседневной утренней суетой? «Гроба домов публичных», «раба крестов» и прочие атрибуты потустороннего мира, грань между которым сглаживается в пурпурных лучах зари, приоткрывающей свою печальную и страшную тайну. Впрочем, наблюдая эту картину каждое утро, автор свыкается с двойственностью окружающего его мира, лишенного чистоты, непорочности и первозданной красоты.

Пейзажная лирика Баратынского

1.Введение. Е. А. Баратынский вошел в русскую поэзию прежде всего как поэт-философ. Подавляющая часть его произведений посвящена глубоким рассуждениям о внутреннем мире человека, соотношению поэзии и реальной жизни, назначению поэта и т. д.

К жанру пейзажной лирики Баратынский прибегал достаточно редко. В его творчестве насчитывается лишь несколько произведений, целиком посвященных описанию природы.

2.Особенности. Описания природы Баратынский использовал только для подтверждения и объяснения своих философских мыслей. Поэтому обычно пейзаж уже несет в себе какую-либо атмосферу или господствующее настроение: покой («дубравы мирные»), бурные страсти («бури грозный свист и волн мятежный рев») и т. д.

Для пейзажной лирики Баратынского, как и для его творчества в целом, характерна торжественная и возвышенная лексика, частое обращение к классическим образцам («свищет аквилон» — древнеримское название северного ветра, «эфирная обитель», «в садах Армидиных»).

3.Основные мотивы. Центральным в пейзажной лирике Баратынского является патриотический мотив родного края, повторяющийся в нескольких произведениях. Разочаровавшийся и уставший от «бурь» и «битв» лирический герой мечтает вернуться под «родные небеса» на «отческие поля». При этом он провозглашает патриархальность и преимущества простого земледельческого труда. Возвращение «под сень берез ветвистых» означает обретение долгожданного покоя и душевного счастья.

В реальной жизни Баратынский действительно довольно-таки успешно занимался деревенским хозяйством. Поэтому его герой не только восторженно созерцает красоту пейзажа, но и активно работает над его улучшением («у брега насажу лесок уединенный»).

В картины родного пейзажа часто вплетаются грустные мотивы запоздалого возвращения лирического героя. Чувствуя себя «блудным сыном», он понимает, что даже величественная природа подвергается разрушительным изменениям («далече воды утекли, их ложе поросло травою»). Но дух многих поколений предков заставляет лирического героя «славить… леса, долины, воды», которые переходят к нему по наследству.

В противоположность тихому и мирному родному пейзажу выступает мотив бушующей стихии, олицетворяющей собой как окружающий человека враждебный мир, так и его внутреннюю борьбу. Это традиционный для поэзии образ моря или океана с его «яростными волнами». В стихотворении «Приметы» Баратынский обращается к проблеме противостояния чувственного восприятия и научного анализа.

Он считает, что многие беды современного ему общества связаны с тем, что человек отвернулся от природы. В прошлом ее сердце было открыто для людей. Природные приметы (крик ворона, рычание волка, появление голубей) служили нерациональным, но единственно правильным руководством в жизни человека. Забвение этих примет стало роковой ошибкой человечества, которое решило руководствоваться только собственным ограниченным разумом.

4.Стихи. Самое полное представление об основных особенностях пейзажной лирики Баратынского дает стихотворение «Осень» (1836-1837 гг.). Природа служит фоном для изображения труда «земледела», который представляется автору достигнутым идеалом. Это одно из итоговых произведений, написанное поэтом незадолго до смерти.

Взгляды Баратынского на природу, как приют для измученного житейскими невзгодами странника и главный объект приложения человеческих сил, изложены также в стихотворениях «Родина» (1821), «Есть милая страна, есть угол на земле…» (1834). Неукротимая природная стихия изображена в произведениях «Водопад» (1821), «Буря» (1824).

5.Итоги. Пейзажная лирика составляет незначительную часть поэтического наследия Баратынского. Поэт мало интересовался красотой природы, отдавая предпочтение философской лирике. Возможно, это было ошибкой Баратынского, так как некоторые фрагменты его произведений содержат блестящие образцы художественной наблюдательности за пейзажем.

Иван Никитин — Утро на берегу озера: Стих

Ясно утро. Тихо веет Теплый ветерок; Луг, как бархат, зеленеет, В зареве восток. Окаймленное кустами Молодых ракит, Разноцветными огнями Озеро блестит. Тишине и солнцу радо, По равнине вод Лебедей ручное стадо Медленно плывет; Вот один взмахнул лениво Крыльями — и вдруг Влага брызнула игриво Жемчугом вокруг. Привязав к ракитам лодку, Мужички вдвоем, Близ осоки, втихомолку, Тянут сеть с трудом. По траве, в рубашках белых, Скачут босиком Два мальчишки загорелых На прутах верхом. Крупный пот с них градом льется, И лицо горит; Звучно смех их раздается, Голосок звенит. «Ну, катай наперегонки!» А на шалунов С тайной завистью девчонка Смотрит из кустов. «Тянут, тянут! — закричали Ребятишки вдруг. — Вдоволь, чай, теперь поймали И линей и щук». Вот на береге отлогом Показалась сеть. «Ну, вытряхивай-ка, с богом — Нечего глядеть!» — Так сказал старик высокий, Весь как лунь седой, С грудью выпукло-широкой, С длинной бородой. Сеть намокшую подняли Дружно рыбаки; На песке затрепетали Окуни, линьки. Дети весело шумели: «Будет на денек!» И на корточки присели Рыбу класть в мешок. «Ты, подкидыш, к нам откуда? Не зови — придет… Убирайся-ка отсюда! Не пойдешь — так вот. » И подкидыша мальчишка Оттолкнул рукой. «Ну, за что ее ты, Мишка?» — Упрекнул другой. «Экий малый уродился, — Говорил старик, — Всё б дрался он да бранился, Экий озорник!» — «Ты бы внука-то маленько За вихор подрал: Он взял волю-то раненько!» — Свату сват сказал. «Эх. девчонка надоела… Сам я, знаешь, голь, Тут подкидыша, без дела, Одевать изволь. Хлеб, смотри, вот вздорожает, — Ты чужих корми; А ведь мать небось гуляет, Прах ее возьми!» — «Потерпи, — чай, не забудет За добро господь! Ведь она работать будет, Бог даст, подрастет». — «Так-то так… вестимо, надо К делу приучить; Да теперь берет досада Без толку кормить. И девчонка-то больная, Сохнет, как трава, Да всё плачет… дрянь такая! А на грех жива!» Мужички потолковали И в село пошли; Вслед мальчишки побежали, Рыбу понесли; А девчонка провожала Грустным взглядом их, И слеза у ней дрожала В глазках голубых. Источник

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика помогла Тютчеву рассказать о своих чувствах по отношению к «Великой матери». 

Автор любил вдаваться в детали, досконально описывая особенности и характерные черты конкретной местности, чтобы читатель мог соединить воедино весь пейзажный образ в своем воображении.

Исключительное внимание поэт уделял весне. Весна у автора, как и у большинства других людей, ассоциируется с пробуждением заспанной природы, остротой ощущений, радостными событиями, смехом и улыбкой

Такие стихотворения всегда переполнены восторгом и торжествующим ликованием души, сменой чего-то устаревшего на новое.

Прочитаем два отрывка из «Весенней грозы»:

«Люблю грозу в начале мая,


Когда весенний, первый гром,


как бы резвяся и играя,


Грохочет в небе голубом».

Анализ этого произведения прост и понятен. Стихотворение охарактеризовано приходом весны, вознесением творческого потенциала, описанием зрелищного и удивительного явления природы. Весенняя гроза в изображении автора несет в себе два смысла, одно из которых связано со страшным и опасным явлением. 

С другой стороны, гроза сопровождается радостным событием окончательного перехода с зимы на весну:

«Гремят раскаты молодые,


Вот дождик брызнул, пыль летит,


Повисли перлы дождевые,


И солнце нити золотит».

Люди счастливы, так как вместе с уходом зимы, их покидают все негативные эмоции и моменты, которые смывает чистый дождь. Весь окружающий мир переполняется радостными эмоциями, а человек находит гармонию во взаимосвязи с природой.

Анализ стихотворения «Утро» Никитина

Стихотворение «Утро» написано русским поэтом Иваном Никитиным в 1884-1885 г и относится к пейзажной лирике. Каждая строчка произведения пропитана любовью к русской природе, патриотизмом, уважением к труду простого народа. Автор искренне восхищается величественной красотой рассвета, любуется окружающим миром, воспевает наступающий день.

В стихотворении поэт ярко описывает красоту раннего утра в деревне. Автор произведения умело использует различные метафоры и эпитеты — «кудри лозняка», «зеркальная вода», «тропинка росистая»

В стихотворении прослеживается повышенное внимание к русскому фольклору. Употребляются повторы: «далеко-далеко», «горит-разгорается», и глаголы в устаревшей форме: «скрылися», «пробудилися»

Отступает ночь, «звезды меркнут и гаснут», наступает предрассветная пора, «от зари алый свет разливается». Никитин рисует в воображении читателя запоминающуюся картину пробуждения природы – птицы поют песни, лес преображается с восходом солнца. Все вокруг наполняется светом и звуками. Автор стихотворения тонко подмечает, как происходят изменения в цветовой гамме окружающего мира — «в огне облака», подразумевая восход в алом цвете. Каждый объект живой природы приобретает таинственную характеристику — «чуткий камыш», «роса серебристая».

С каждой секундой происходят постепенные изменения в природе – поднимается ветер, пролетают утки, звенит колокольчик и просыпаются рыбаки. Утренняя тишина и спокойствие отступают, начинается новый трудовой день. Никитин подчеркивает стремление жизни вперед, ценность каждого ее мгновения.

В конце стихотворения поэт упоминает пахаря с сохой, который поет песню. В каждой строке чувствуется любовь и уважение автора к тяжёлому труду, к работе простого русского человека. В последних строках Никитин призывает «отдохнуть от забот» и начать новый день с хорошего настроения, позитивного взгляда на мир.

Многие талантливые русские композиторы обращались к лирике Никитина для создания своих музыкальных произведений. Например, Василием Калинниковым и Владимиром Ивановым-Корсунским была написана музыка к стихотворению «Утро».

Недаром И. С. Никитина называют крестьянским поэтом. Любовь к родному краю, восхищение окружающей природой и ее неповторимой красотой, глубокие познания тяжелой жизни простого народа – все это хорошо чувствуется при прочтении стихотворения «Утро». Картина природы, созданная воображением поэта, отличается своей простотой и мелодичностью.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Вариант 3: Очаровательный зимний пейзаж в русской поэзии

Зима — часть жизни в России, ее снежный пейзаж покрывает все вокруг, придавая всему первозданный вид. Зима захватывает воображение многих русских поэтов, и существует бесчисленное множество стихов и баллад о чарующем зимнем пейзаже.

В стихотворении «Метель» Александр Пушкин описывает замерзший зимний пейзаж и то, как он вызывает глубокие эмоции у людей. В стихотворении ярко описывается звук ветра, взбивающего снежинки, и холод, пронизывающий кожу, а также то, как он вызывает чувства благоговения и смирения у тех, кто его испытывает. Снегопад превращает пейзаж в сказочный ландшафт волшебного очарования.

В «Тишине Москвы» Осипа Мандельштама используется другой подход к чарующим зимним пейзажам: холодная и молчаливая Москва противопоставляется живописным зимним пейзажам других регионов России. Красота заснеженных вершин и величие захватывающих дух пейзажей подчеркиваются на фоне суровой и смертельной тишины, царящей в городе.

Зима в русской литературе несет в себе груз бесконечной красоты Божьего творения. Это время года олицетворяет мир и спокойствие в хаосе суетливой человеческой жизни. Холодный пейзаж будоражит эмоции, и именно эти эмоции проявляются в самых захватывающих дух великолепных произведениях русской поэзии.

Мне нравится1.7 k.Не нравится1 k.

Смысл

«Зимнее утро» – это не только красочное описание природы и чувств, охвативших лирического героя, в нем заложена куда более важная идея. В стихотворении поэт запечатлевает ощущение полноты и радости жизни, восторга от лицезрения волшебного зимнего утра. Здесь все гармонично, здесь нет романтизма с его борьбой и вызовом, брошенным стихиям, здесь человек един с природой и живет с ней по общим законам.

Контраст между вчерашним ненастьем и светлым утром подчеркивает приподнятое и вдохновленное настроение стихотворения. Так Пушкин дает понять, что основная мысль произведения – это то, что после бури и мглы неизменно наступает солнечное, ясное утро.

Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении создал поистине эталон гармоничности – человек един с миром, солнце сосуществует с морозом, непогода сменяется солнечным днем. Такое философское понимание жизни хотел донести до нас автор, ведь наслаждаться умиротворенным морозным утром гораздо сложнее, если в твоей жизни никогда не было ненастного вечера.

«Утро» И.Никитин

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут… А восток всё горит, разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит. За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт, По плечу молодцу всё тяжёлое… Не боли ты, душа! Отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Анализ стихотворения Никитина «Утро»

Стихотворение «Утро», написанное в 1854-55 годах, Никитин очень любил. Больше того — он считал его одним из самых удачных в собственном творчестве. В произведении описывается летнее утро в русской деревне. Рисуя пейзаж, автор старается быть максимально реалистичным. Чтобы добиться тесной связи с окружающей действительностью, Никитин создавал стихотворения в простонародном духе. В письме Майкову поэт говорил, что более искусственная форма позволяет сильнее разыграться воображению. Перед Иваном Саввичем же такой задачи никогда не стояло

Повышенное внимание к фольклору оказало сильнейшее влияние на стихотворения Никитина. В них можно заметить характерные темы, средства художественной выразительности, образы

Чтобы полнее проникнуться народным творчеством, поэт собирал и заучивал песни, пословицы, причитания. В этом стремлении он был близок к Гоголю, Пушкину, Кольцову, Некрасову. В стихотворении «Утро» фольклорность выражается в употребление повторов (далеко-далеко, морщит-рябит, горит-разгорается), глаголов в устаревшей форме (скрылися, пробудилися), союза «да» вместо «и» («солнце да утро веселое»).

Никитину удается нарисовать яркую картину пробуждения всего живого с наступлением утра — птичек, солнца, леса. В середине произведения первый раз в пейзаж вписываются люди — рыбаки, проснувшиеся на рассвете и уже начавшие собирать снасти. Кроме того, человек появляется в финале. Перед читателями предстает жизнерадостный пахарь с сохой. Он поет, получает удовольствие от нового дня, солнца и утра. По плечу ему тяжелая работа. Заканчивает стихотворение поэт сразу тремя восклицаниями. Выглядят они словно призыв для всего человечества — нужно радоваться каждому утру, приветствовать взошедшее солнце, не зацикливаться исключительно на проблемах и душевой боли.

Высокую оценку «Утру» давал величайший русский писатель двадцатого столетия Бунин. Он считал, что Никитин сумел замечательно передать красоту ранней зари. По мнению Ивана Алексеевича, стихотворение словно наполнено горячим солнечным блеском, утренней свежестью, росами, холодком от реки, запахом камышей.

Поэзия Никитина отличается особой мелодичностью, поэтому она часто привлекала внимание талантливых русских композиторов. На музыку положено и стихотворение «Утро»

Авторы — Василий Калинников и Владимир Иванов-Корсунский.

Темы и проблемы произведения

В самом названии заключается основная мысль и тема произведения. Описание прекрасного утреннего пейзажа одновременно встречается с описанием красавицы. Он восхищается прекрасным утренним пейзажем, заснеженными и сияющими просторами, от которых невозможно отвести глаз.

Основной темой произведения «Зимнее утро» является неописуемая красота природы. Одновременно с описанием красоты природного явления, автор рассказывает о пробудившихся чувствах лирического героя к прекрасной красавице

Он призывает девушку, так же как и он, обратить внимание на то, в каком чудесном мире они живут. Ведь ничего не может быть прекраснее того, что сумела сотворить сама матушка-природа

Любовная тема тесно переплетается с темой природы в стихотворении «Зимнее утро». Они сплетаются как единое целое. Они одинаково благотворно влияют на душу лирического героя, тем самым давая ему надежду на скорое счастье. В его душе чувствуется волнение и предвкушение перемен в лучшую сторону.

Используя антитезу, автор ещё больше подчеркивает красоту зимнего утра, вспоминая мрачность вчерашнего вечера.

Образы и символы

Уже с первого предложения «Мороз и солнце; день чудесный!» природа выступает как основной персонаж стихотворения, а все образы и символы неотрывно связаны с мотивом зимнего утра, радостного и ясного.

В первом шестистишии отображена картина морозного утра, полная торжества жизни и света. Лирический герой обращается к возлюбленной, рисует образ безмятежной, пребывающей в неге сна красавицы. Он также называет ее «звездой севера», и под этим романтическим образом Пушкин подразумевает самую красивую женщину северной столицы России. Образ Авроры (в мифологии – богиня утренней зари) автор использует в нарицательном значении, то есть называет им саму утреннюю зарю, ведь в поэзии представление Авроры как символа восхождения солнца очень распространено.

Далее следует описание ненастного вечера, предшествующего ясному утру: на небе светит луна – символ одиночества, которую окружают злая вьюга, мутное небо, мгла и сидящая печально красавица. Но вот лирический герой снова изображает праздничное зимнее утро, появляются образы речки и леса – все эти красочные описания пейзажа не просто фон, через эти образы раскрывается внутренний мир героя.

Тем не менее, картины природы сменяются прелестью деревенского быта: вот уже «веселым треском трещит затопленная печь», появляется лежанка, и янтарный блеск, и бурая кобылка. Эта статичная картина плавно заменяется более живой, наполненной динамикой сценой, где читатель видит нового персонажа – «нетерпеливого коня». Его бег символизирует движение вперед, постоянное стремление жизни, нескончаемую энергию окружающей героев природы.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения заявлена в названии. Основная мысль задана в движении чувств лирического героя. Его взгляд скользит по пробуждающейся природе, как бы двигаясь в пространстве и во времени вместе с человеком. Последние строки раскрывают основную мысль: утро – отрада для лирического героя, обременённого заботами и душевной болью. В единении с природой, солнцем, в наслаждении простым человеческим трудом, трудом рыбака или пахаря, которому «по плечу всё тяжёлое» — истинное счастье.

Стихотворение описывает утро длинного весеннего дня. Об этом можно судить по состоянию природы (серебристая роса на кустах) и о виде выполняемых пахарем сельскохозяйственных работ. Пахарь обрабатывает землю сохой перед посевом. Интересно, что стихотворение написано поздней осенью. Это своеобразная ностальгия не только по идеальной жизни в гармонии с природой, но и по идеальному времени года.

Стихотворение состоит из 6 строф. В первой строфе рассвет только начинается: гаснут звёзды, краснеет небо и вода. Во второй строфе появляется лирический герой, путешествующий по рассветной природе. В третьей строфе природа обретает звучание: с шумом проносятся утки, далеко звенит колокольчик (очевидно, уже выгнанного на луг скота). В четвёртой строфе пробуждается люди (рыбаки) и птицы. Отдельные шумы заглушаются птичьими песнями, природа радостно ожидает солнца. Пятая строфа кульминационная. Встаёт солнце и питает своими потоками всё живое. В шестой строфе изображено следствие восхода солнца: человек получает силы для тяжёлого полезного труда, лирический герой наполняется душевными силами, чтобы противостоять боли и заботам. В одном утре отражена целая жизнь человека.

«Какими чувствами проникнуто стихотворение Никитина «Утро»»

Стихотворения о природе относятся к пейзажной лирике. Но пейзажная лирика — это не только описание природы, которая может быть и величественно-прекрасной, и умиротворенной, и бушующей. Вместе с картинами природы передаются самые сокровенные мысли и чувства поэта. Однако чтобы «увидеть» и понять все то, о чем рассказал поэт в своем стихотворении, нужно научиться понимать картины природы, изображенные автором, чувствовать настроение, которым они проникнуты. Или, как говорил Н. В. Гоголь, уметь «разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу… душою и сердцем почувствовать всякое слово его». Вот передо мной стихотворение Ивана Саввича Никитина «Утро». Перед мысленным взором сразу возникает чудесная картина. Предрассветная пора. «Звезды меркнут и гаснут». Вокруг еще «тишь — безлюдье»: «дремлет чуткий камыш», замерли, покрытые серебристой росой, листочки; за озером чуть виднеются заливные луга, расстилается над ними легкой пеленой туман, белый, как пар. Но вот под умелым пером поэта природа постепенно оживает:

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Воздух наполняется звуками и запахами. Горит-разгорается восток, «вот и солнце встает, из-за пашен блестит». Начинается новый трудовой день: проснулись рыбаки, сняли с шестов сети, «весла к лодкам несут». «Птички песни поют», встречая новый день. Улыбается-радуется пробуждению лес. Хлынуло золотыми потоками солнце, осветило своими лучами и поля, и луга, и «макушки ракит». Вышел в поле пахарь с сохой, один — песню поет, любая работа ему по плечу.

Какую красоту увидел автор, какое светлое и легкое стихотворение написал! Но, видимо, было в его жизни что-то тяжелое, может, он от чего-то страдал. Не случайно он пишет: «Не боли ты, душа! отдохни от забот!». Значит, что-то тревожит, беспокоит его, но, несмотря на это, он кончает свое стихотворение не жалобой, а приветствием всему живому:

Здравствуй, солнце да утро веселое!

Радость жизни, приходящая на землю вместе с восходом солнца, подействовала на автора, разогнала грустные мысли. Он сам наблюдал пробуждение природы, и душа его откликнулась на красоту.

Иван Никитин, крестьянский поэт, посвятил много стихотворений природе родного края. В его трудной жизни именно природа помогала ему сохранить живую душу, приносила утешение в минуты отчаяния. Наверное, автор хочет и до нас донести главную мысль: таково извечное свойство природы — возвращать уставшему человеку радость жизни, поддерживать его и исцелять.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: