Жанр, композиция, рифма и тропы
Произведение написано двустопным амфибрахием в жанре любовной лирики и имеет линейную композицию из пяти катренов, связанных единой темой значения слова любви.
Рифмовка перекрестная (значе́нье – ничто́жно – волне́нья – невозмо́жно) с женской рифмой (ударение на предпоследний слог).
Выразительные средства:
- Эпитет (шум мирской).
- Гипербола (безумство желанья).
- Метафора (из пламя рожденное слово).
- Перифраз (трепет свиданья, слезы разлуки).
Также мы видим риторическое восклицание во второй строфе и инверсию (не встретит ответа), которые усиливают выразительность строк, придавая им эмоциональность и мелодичность звучания.
Текст
Есть речи — значеньеТемно иль ничтожно,Но им без волненьяВнимать невозможно.
Как полны их звукиБезумством желанья!В них слезы разлуки,В них трепет свиданья.
Не встретит ответаСредь шума мирскогоИз пламя и светаРожденное слово;
Но в храме, средь бояИ где я ни буду,Услышав, его яУзнаю повсюду.
Не кончив молитвы,На звук тот отвечу,И брошусь из битвыЕму я навстречу.
1840 год.
Ценности слов любви посвящено стихотворение «Есть речи – значенье», написанное в финальном варианте в 1840 году
Стих подчеркивает важность интимного слова, когда оно сказано в нужный момент, и греет лучше раскаленного камина
Кому посвящен стих
У стихотворения непростая история, но некоторые её детали мы уже никогда не узнаем, не имея возможности разгрести прах времени.
Есть версия, что стих имел несколько редакций, а его черновой набросок был посвящен певице Прасковье Бартеневой, бывшей во времена Лермонтова одним из лучших оперных голосов России.
Однако первый вариант стиха не был опубликован по неизвестным причинам, а томился в ожидании лучшей доли, пока поручик Михаил Юрьевич не встретил Марию Соломирскую. Она была женой его однополчанина, но сумела покорить сердце поэта, которому для подбора ключей к чувствам потребовалось два года.
Как раз после любовного свидания с Марией Лермонтов и привел свой старый стих в нужную форму, отдав его утром Краевскому (издатель) для срочной публикации.
Анализ стихотворения Лермонтова «Есть речи – значенье…»
Влюбчивый по своей натуре, Михаил Лермонтов старался е афишировать своих чувств и открывал их лишь своим избранницам. Именно по этой причине многочисленные романы поэта до сих пор являются предметом исследований библиографов, которые по отдельным записям в дневниках и стихам пытаются установить адресатов стихов поэта.
В 1838 году Лермонтов познакомился с Марией Соломирской, супругой своего однополчанина. Женщина произвела на поэта настолько сильное впечатление, что он стал открыто за ей ухаживать. Однако прошло долгих два года прежде, чем Соломирская ответила взаимностью. По воспоминаниям Андрея Краевского, издателя Лермонтова, однажды поэт приехал к нему ранним утром и привез стихотворение «Есть речи – значенье…» которое попросил как можно скорее опубликовать. Свою спешку автор объяснил тем, что оно было написано ночью, сразу же после любовного свидания с Соломирской. Поэт признался, что накануне подчистую проигрался в карты, но после ему повезло в любви.
Однако в данном произведении речь идет совсем не о чувствах. Скорее, поэт выражает благодарность женщине, которая в один из самых сложных периодов жизни Лермонтова поддержала его короткой запиской, переданной в тюрьму. Именно по этой причине он говорит о том, что ценит в речах не их смысл и красивые слова, а сам факт того, что они произнесены в нужную минуту. «Им без волненья внимать невозможно», – отмечает поэт. Конечно же, он соотносит послание с теми чувствами, которые испытывает к Соломирской. Поэтому видит в обычных словах ободрения «слезы разлуки» и «трепет свиданья».
Слово, рожденное, по мнению Лермонтова, «из пламя и света», далеко не каждый может оценить. В мирское суете и в блеске пышных балов оно попросту теряется и остается неуслышанным. Однако непременно найдет отклик в храме души, если там живет любовь. «И где я ни буду, услышав, его я узнаю повсюду», – отмечает поэт. Конечно же, Лермонтов идеализирует свои отношения с Соломирской, хотя и признается: «На звук тот отвечу, и брошусь из битвы ему я навстречу». Но импульсивность и непостоянство характера поэта подтверждает и сама история создания этого стихотворения. Все дело в том, что его первоначальный вариант был создан в 1839 году и посвящался совсем другой даме сердца – Прасковье Бартеневой. Именно в ее альбоме Лермонтов оставил автограф первой редакции этого произведения в знак своих чувств к его обладательнице.
Лермонтов Михаил — Есть речи — значенье
Самое простое, почти детское, услышал в Лермонтове народ: молитву. Но это было не так -то просто. Часто и сам Лермонтов говорил речи — «значенье ничтожно»; хотел, чтобы и другие слышали от него лишь эти речи, но в них, там, — как за синими глазами податливой служанки, — слышал другое значение, другой познавал смысл:
Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
Сочинение на тему: Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»
Сочинение. Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»
Стихотворение «Дума» по своему жанру является такой же элегией-сатирой, как и «Смерть поэта». Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов. Главная тема стихотворения — это общественное поведение человека. Тема раскрывается в данной здесь Лермонтовым Характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в 10—20-х годах, не поколение «отцов», т. е. декабристов. Общественно-политическая борьба декабристов рассматривается ими как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов…»). Новое поколение отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой», его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Этим людям ничего не говорят ни поэзия, ни искусство. Участь их безотрадна: Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдём без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Такая суровая оценка Лермонтовым своих современников продиктована его общественными взглядами передового поэта. Для него, который ещё юношей заявлял: «Так жизнь скучна, когда боренья нет», особенно неприемлемо безучастное отношение к царящему в жизни злу. Равнодушие к общественной жизни — это духовная смерть человека. Сурово порицая за это равнодушие, за отход от общественно-политической борьбы своё поколение, Лермонтов как бы зовет его к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки. Лермонтов, выступая в роли обвинителя, в этом перекликается с Рылеевым, который с таким же обличением обратился к уклоняющимся от политической борьбы своим современникам в стихотворении «Гражданин». • Насколько справедлива и точна была характеристика поколения 30-х годов, данная Лермонтовым в «Думе», лучше всего говорят свидетельства глубоко чувствовавших весь ужас своей эпохи его современников — Белинского и Герцена. Белинский писал о «Думе»: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорблённого духа. Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдёт в нём разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, своим стоном?» А Герцен говорил об этой эпохе: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?.. Поймут ли они… отчего руки не поднимаются на большой труд, отчего в минуту восторга не забываем тоски?»
И слезы разлуки, и трепет свиданья
В словах любимой, в её речах и написанных строках можно открыть целый мир, если читаешь их с любовью в глазах.
Такие слова не живут в шуме светского мира – им место только в храме любви, когда бумага хранит тепло любимой руки, а шёпот произносят, озаренные любовь губы.
Они сохранятся в сердце навсегда, их не заглушит канонада боя, не затуманит молитва, не опустошит время.
Стоит только достать из закутка души сохраненное слово любимой, и оно прогремит, как гром, поднимется, как водяной вал и сердце в миг промчит километры, бросив тяжелое тело, и окажется у ног любимой.
Красивый стих, открывающий душу Лермонтова, где чувства становятся на первое место в жизни, опуская ниже, даже такие придуманные человеком ценности, как приличие.
Философская лирика Лермонтова: общая характеристика, стихотворения
Особое место в творчестве Лермонтова занимает философская лирика. Уже в юношеские годы он создаёт такие лирические шедевры, как «Ангел» (1831) и «Парус» (1832). «Ангел» повествует о появлении души на земле, тем самым открывая тему «лирической истории души», которая завершится в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841) с гибелью поэта. В стихотворении «Парус» Лермонтов обратился к проблеме существования человека в мире, одиночеству, борьбе и стремлению к гармонии и покою. Эта тема проходит через всё дальнейшее творчество Лермонтова: роман «Герой нашего времени» (1837-1840), поэмы «Мцыри» (1839) и «Демон» (1828-1838), стихотворения «И скучно и грустно» (1840), «Родина» (1841), «Пророк» (1841) и др.
Лирический герой Лермонтова-лирика отличается многообразием чувств, переживаний и настроений. Очень широк диапазон его внутренней жизни: одиночество и стремление к любви и единению с людьми; протест и смирение, страдание и ощущение гармонии мира; отчаяние и надежда. Это говорит о том, что в лирике эти чувства и настроения не противопоставляются, а существуют нераздельно, так, как они существуют в реальном мире. Например, стихотворение «Парус» заканчивается строками:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Можно подумать, что в стихотворении воспевается стремление к борьбе. Это так, однако необходимо видеть и то, что здесь поставлен философский вопрос: каково соотношение бури и покоя в жизни человека? И мысль Лермонтова в стихотворении такова: истинный покой, гармония бытия достигаются не в результате борьбы, а путём преодоления борьбы внутри себя.
В центре творчества Лермонтова всегда находится человек. Поэтому и основные философские темы его лирики связаны с человеком: человек и мир, человек и природа, человек и жизнь, человек и общество, человек и любовь… Эти темы находят отражение во многих стихотворениях поэта. Среди лирики зрелого периода творчества выделяются такие стихотворения, как «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837), «И скучно и грустно» (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841).
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» было написано в феврале 1837 года, когда поэт находился под арестом по делу «о непозволительных стихах» на смерть Пушкина. Это стихотворение передаёт душевное состояние поэта, его потребность в гармонии с Богом и природой. Благодаря совершенству формы, мелодичности и живописности образов оно стало неотъемлемой частью русской культуры: его текст положен на музыку композиторами С.М. Ляпуновым, М.А. Балакиревым, Н.А. Римским-Корсаковым, Ц.А. Кюи, образы запечатлены в замечательных иллюстрациях художников А.М. Васнецова и Н.Г. Никифорова.
Стихотворение «И скучно и грустно» выражает стремление поэта к идеалу и его горькое суждение о жизни. Оно написано в Петербурге, в конце 1839 года, и впервые было напечатано 20 января 1840 года. В стихотворении отразилось настроение удручённости поэта в этот период, неприятие пустой и лживой жизни высшего света, отсутствие дружбы и участия между людьми. Это настроение с большой силой звучит в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…» (1840), оно и привело к дуэли с Барантом и второй ссылке на Кавказ. Стихотворение было положено на музыку многими композиторами, среди них А.С. Даргомыжский и И.И. Билибин.
Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Лермонтов написал во время последней поездки на Кавказ, в мае — июне 1841 года, незадолго до роковой дуэли. Это было время полного расцвета таланта поэта, когда были созданы такие шедевры, как «Утёс», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу…», «Листок».
В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Лермонтов достигает вершины романтической любовной лирики: при изображении любимой и чувств лирического героя всегда проявляется отблеск идеала, дорогого душе поэта. Это выражается в сопоставлении, введённом через повторяющиеся местоимения «я — ты». Стихотворение также содержит философские и реалистические мотивы. Существует более сорока переложений стихотворения на музыку. Самым популярным стал романс-вальс А.И. Шишкина, который получил большую известность в исполнении певицы Н.А. Обуховой.
Анализ стихотворения Лермонтова «Есть речи – значенье…»
Влюбчивый по своей натуре, Михаил Лермонтов старался е афишировать своих чувств и открывал их лишь своим избранницам. Именно по этой причине многочисленные романы поэта до сих пор являются предметом исследований библиографов, которые по отдельным записям в дневниках и стихам пытаются установить адресатов стихов поэта.
В 1838 году Лермонтов познакомился с Марией Соломирской, супругой своего однополчанина. Женщина произвела на поэта настолько сильное впечатление, что он стал открыто за ей ухаживать. Однако прошло долгих два года прежде, чем Соломирская ответила взаимностью. По воспоминаниям Андрея Краевского, издателя Лермонтова, однажды поэт приехал к нему ранним утром и привез стихотворение «Есть речи – значенье…» которое попросил как можно скорее опубликовать. Свою спешку автор объяснил тем, что оно было написано ночью, сразу же после любовного свидания с Соломирской. Поэт признался, что накануне подчистую проигрался в карты, но после ему повезло в любви.
Однако в данном произведении речь идет совсем не о чувствах. Скорее, поэт выражает благодарность женщине, которая в один из самых сложных периодов жизни Лермонтова поддержала его короткой запиской, переданной в тюрьму. Именно по этой причине он говорит о том, что ценит в речах не их смысл и красивые слова, а сам факт того, что они произнесены в нужную минуту. «Им без волненья внимать невозможно», – отмечает поэт. Конечно же, он соотносит послание с теми чувствами, которые испытывает к Соломирской. Поэтому видит в обычных словах ободрения «слезы разлуки» и «трепет свиданья».
Слово, рожденное, по мнению Лермонтова, «из пламя и света», далеко не каждый может оценить. В мирское суете и в блеске пышных балов оно попросту теряется и остается неуслышанным. Однако непременно найдет отклик в храме души, если там живет любовь. «И где я ни буду, услышав, его я узнаю повсюду», – отмечает поэт. Конечно же, Лермонтов идеализирует свои отношения с Соломирской, хотя и признается: «На звук тот отвечу, и брошусь из битвы ему я навстречу». Но импульсивность и непостоянство характера поэта подтверждает и сама история создания этого стихотворения. Все дело в том, что его первоначальный вариант был создан в 1839 году и посвящался совсем другой даме сердца – Прасковье Бартеневой. Именно в ее альбоме Лермонтов оставил автограф первой редакции этого произведения в знак своих чувств к его обладательнице.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑
Отчего
Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно… потому что весело тебе.Михаил Лермонтов написал лирическое стихотворение «Отчего» в 1840 году. Название подразумевает ответ на вопрос, который так хочет найти герой произведения. Есть предположение, что оно посвящалось его возлюбленной Марии Щербатовой.Сюжетом стихотворения служит расставание двух героев, роковые обстоятельства и невозможность быть счастливыми. Все построено в виде монолога и размышления героя о собственных чувствах и судьбе его возлюбленной. Ее образ представляется таким восхитительным и светлым. Поэта привлекает красота, свобода, незаурядность и независимость этой красавицы от общественного мнения.Также для читателей открывается внутренний мир лирического персонажа. Он предстаёт искренним, целостным человеком, который способен на сильные чувства и глубокие переживания. У него огромное желание спасти цветущую, красивую молодость веселой и жизнерадостной женщины. Он искренне желает ей счастья, но понимает, что оно невозможно. Грусть, горечь, тревога, осознание, что ситуация безысходна и предчувствие расставания со своей женщиной — это основные чувства влюблённого мужчины.Есть звучание мотива противостояния искреннего и свободного человека против людей из светского общества. Кругом людские сплетни и пересуды. В будущем героиня будет обречена на плату горькими слезами и коварные молвы за ее счастливые дни и радостные моменты. Миниатюрное стихотворение выполнено в виде ответа на вопрос «Отчего?». Главный герой два раза даёт краткий ответ в первой и последней строках. Первая строчка означает, что мужчине грустно, потому что он влюблён. А в последней любимая не чувствует приближающейся опасности, ей весело. Но герой понимает, что скоро она будет очень расстроена, поэтому он заранее ощущает всю боль и печаль. За обоими ответами скрывается лермонтовское мироощущение. В произведении возникают настоящее и будущее времена. Настоящее переплетается с любовными чувствами, обозначаясь словами: люблю, знаю, грустно. А будущее связано с последующей судьбой главной героини: заплатишь, не пощадит. Одиночество и тоска чувствуется на протяжении всего стихотворения.Поэт написал шедевральное стихотворение, относящееся к любовной лирике. Оно состоит всего из шести строчек, но в нем заложен глубокий смысл. Свободные люди должны противостоять сплетням толпы.
Средства выразительности
Эпитеты
Гордость русской литературы, великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.
- Михаил Лермонтов ~ Смерть поэта (Погиб поэт! – невольник чести…) (+ Анализ) — 08.02.2022
- Михаил Лермонтов ~ Кто в утро зимнее, когда валит… — 01.02.2022
- Михаил Лермонтов ~ Тучи (Тучки небесные, вечные странники!) (+ Анализ) — 21.11.2021
За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне, За все, чем я обманут в жизни был… Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил.
Дата создания: 1840 г.
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
p, blockquote 3,0,1,0,0 —>
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
p, blockquote 6,1,0,0,0 —>
p, blockquote 7,0,0,0,0 —>
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
p, blockquote 9,0,0,1,0 —>
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
Незадолго до своей трагической гибели, в 1840 году, Лермонтов пишет стихотворение “Благодарность”, воспроизводя в стихах субъективно личное чувство, обращенное к Богу. Поэт подводит итоги всей жизни, как будто предчувствуя свою учесть на нашей земле.
Стихотворение воспринимается как молитва, что было распространено среди великих поэтов, занесших свои имена в историю. Именно молитва помогает в трудные минуты жизни, и человек такого масштаба создает ее для себя. Повторяя в трудные минуты жизни молитвы, дает спасенье с безвыходных ситуаций, когда чувствуешь, что все силы покинули тебя.
Первые шесть строк и являются молитвой, начинающиеся с предлога “за”. Заканчивается молитва многоточием. Последние две строки являются просьбой о смерти. Герой стиха демонстрирует нежелание больше жить и идет прямиком навстречу к смерти.
В первую очередь автор благодарит судьбу за опыт и испытания, которые она ему уготовила на своем нелегком пути. Лишь только колоссальный труд, упорство, вера в свои силы делает человека сильнее и мудрее. Радость жизни, победа, удача в избытке делают наше существование ничтожным. Человек перестает ценить малейшие радости жизни, которые на самом деле доставляют больше всего удовольствия.
Вторая строчка стихотворения говорит о Лермонтове, что автор многого не выносил на показ, был очень скрытным человеком. Возможно, ему было легче многие темы сдержать в себе, чем выставить на показ. У читателя формируется чувство замкнутости, возможно негативного мышления, это прослеживается во многих стихотворениях автора. Строки этого произведения вызывают чувство сострадания.
Автор наконец то решается выплеснуть все что у него накопилось в душе, ему хочется кричать об этом. В нем борется несовместимость своего Эго с окружающей действительностью и даже более того, вообще со всем миром и даже с самим устройством мира, человечества в целом. Это свойственно людям, но у такого гения, как Лермонтов проявилось в особой форме. Ощущение своей ненужности, непонимания окружения. Все это привело мятущуюся душу поэта к гибели. Очень тяжело это понимать и воспринимать. Дар напрасный, дар случайный, жизнь! Зачем она дана! Что может быть трагичнее?!
Лермонтов приходит к выводу, что за свой безграничный дар, одного из лучших, в своей не легкой профессии литератора, он вынужден постоянно ощущать лишения и страдания. Самая тяжелая ноша, которые может испытать на пути к своей цели человек.
Кратко по плану
История создания
Произведение «Узник» Лермонтов написал в 1837 году. У автора не было плана при создании стиха. Идея посетила Михаила Юрьевича в период его нахождения в тюрьме, куда он был помещен за написание после смерти А. С. Пушкина еще одного известного произведения — «Смерть поэта». Поэта практически никто не навещал. Даже в тюрьме продолжал творить.
Поскольку к Лермонтову никто не мог приходить, он был вынужден использовать подручные средства, чтобы написать стихотворение. «Узник» пропитан чувствами, которые одолели поэта в период нахождения в тюрьме. В первоначальном виде текст произведения был написан на старой бумаге, в которой Лермонтову принес еду единственный человек, кто мог его навещать, — камердинер.
Анализ стихотворений Лермонтова
- Анализ стихов
- Лермонтов
- Ангел
- Благодарность
- В минуту жизни трудную
- Валерик
- Весна
- Выхожу я на дорогу
- Горные вершины
- Дума
- Есть речи значенье
- Завещание
- Звезда
- И скучно и грустно
- Из-под таинственной, холодной полумаски
- Кавказ
- Как часто пестрою толпою окружен
- Кинжал
- Когда волнуется желтеющая нива
- Листок
- Мой демон
- Молитва я матерь божия
- Мцыри
- На севере диком
- Нет я не байрон я другой
- Нищий
- Одиночество
- Она не гордой красотою
- Осень
- Парус
- Пленный рыцарь
- Поэт
- Предсказание
- Пророк
- Прощай немытая Россия
- Расстались мы но твой портрет
- Родина
- Смерть поэта
- Сон
- Сосед
- Стансы
- Три пальмы
- Тучи
- Тучки небесные, вечные странники
- Узник
- Утес
- Я жить хочу, хочу печали
- Я не унижусь перед тобою
Труды знаменитого стихотворца первой половины XIX века популярны не только в Российской федерации, но и за границей. Прошло 3 столетия, как поэта не стало. Давно уже нет в живых его товарищей и родных, а также литераторов, с кем он тесно общался. Но его гениальные вещи заставляют нас окунуться в мир культуры и настоящей поэзии.
Основные задатки к сочинительству появились у Михаила, будучи подростком. Как раз в семействе пошли разногласия между папой и бабушкой юного гения. Если Юрий Петрович признавал Мишу талантливым ребенком, то Елизавета Алексеевна хотела, чтобы внук ухаживал за старушкой. Но, все равно, обучаясь в пансионе, юноша уже печатался в местных издательствах. Самые первые стихи возникли в 1829 году в Москве. В них говорилось об Отчизне, дружбе и высоком предназначении поэта.
Вскоре Михаил Юрьевич сблизился с декабристами. Их мысли и разговоры он записывал в тетрадь, после чего отразил все эти волнения в своих стихах «Пророк», «Родина».
В 1830 году возникает «Предсказание, где говорится о Пугачевском восстании, а чуть позже пишется роман «Вадим», который так и остался недоработанным.
В 20-летнем возрасте юноша становится военнослужащим. Все также у него в думах была тема борьбы, подвиги. В 1837 году рождается «Бородино», посвященное 25-летней годовщине Бородинского сражения. И сейчас, когда мы вновь перечитываем эти гениальные строчки, перед нами встают герои-победители прошлого века. Лермонтов желал от всей души показать стихотворение Пушкину, но, тот погиб на дуэли. Трагическая смерть так его встревожила , что он сразу же посвятил своему наставнику восхитительное стихотворение «Смерть Поэта».
По долгу службы, пребывая на Кавказе, Лермонтов заканчивает работу над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Цензоры долго не желали печатать этот труд, но В.А.Жуковский восторгался от написанного, и попросил, чтобы данное творение издали.
Здесь же создавался «Герой нашего времени», много раз переписывался «Демон», и созданная на одном дыхании поэма «Мцыри». Все мысли, мечты персонажа были схожи с взглядами многих людей, поэтому эти произведения перечитывались по несколько раз. Через некоторое время возникает другая поэма «Беглец», которая обличала предательство.
В течение очередной ссылки на Кавказ в 1840 году в Петербурге выходит в свет книга «Стихотворения М.Ю.Лермонтова». Издание имело грандиозный успех у читателей.
В 1841 году в журнале публикуют «Родина», где автор описывает страдания русского народа. Вольнолюбивый поэт недолго находится в Петербурге, так как его просят покинуть город. Ему было тяжело расставаться с друзьями. И в своих последних творениях «Дубовый листок», «Утес» прослеживается много тревоги и печали. Лермонтов умер 15 июля 1841 года, но его поэзия и проза ценятся читающей публикой до сих пор.
Анализ стихотворения Лермонтова «Есть речи — значенье»
Влюбчивый по своей натуре, Михаил Лермонтов старался е афишировать своих чувств и открывал их лишь своим избранницам. Именно по этой причине многочисленные романы
поэта до сих пор являются предметом исследований библиографов, которые по отдельным записям в дневниках и стихам пытаются установить адресатов стихов поэта.
В 1838 году Лермонтов познакомился с Марией Соломирской, супругой своего однополчанина. Женщина произвела на поэта настолько сильное впечатление, что он стал открыто за ей ухаживать. Однако прошло долгих два года прежде, чем Соломирская ответила взаимностью. По воспоминаниям Андрея Краевского, издателя Лермонтова, однажды поэт приехал к нему ранним утром и привез стихотворение «Есть речи — значенье» которое попросил как можно скорее опубликовать. Свою спешку автор объяснил тем, что оно было написано ночью, сразу же после любовного свидания с Соломирской. Поэт признался, что накануне подчистую проигрался в карты, но после ему повезло в любви.
Однако в данном произведении речь идет совсем не о чувствах. Скорее, поэт выражает благодарность женщине, которая в один из самых сложных периодов жизни Лермонтова поддержала его короткой запиской, переданной в тюрьму. Именно по этой причине он говорит о том, что ценит в речах не их смысл и красивые слова, а сам факт того, что они произнесены в нужную минуту. «Им без волненья внимать невозможно», — отмечает поэт. Конечно же, он соотносит послание с теми чувствами, которые испытывает к Соломирской. Поэтому видит в обычных словах ободрения «слезы разлуки» и «трепет свиданья».
Слово, рожденное, по мнению Лермонтова, «из пламя и света», далеко не каждый может оценить. В мирское суете и в блеске пышных балов оно попросту теряется и остается неуслышанным. Однако непременно найдет отклик в храме души, если там живет любовь. «И где я ни буду, услышав, его я узнаю повсюду», — отмечает поэт. Конечно же, Лермонтов идеализирует свои отношения с Соломирской, хотя и признается: «На звук тот отвечу, и брошусь из битвы ему я навстречу». Но импульсивность и непостоянство характера поэта подтверждает и сама история создания этого стихотворения. Все дело в том, что его первоначальный вариант был создан в 1839 году и посвящался совсем другой даме сердца — Прасковье Бартеневой. Именно в ее альбоме Лермонтов оставил автограф первой редакции этого произведения в знак своих чувств к его обладательнице.