Искусство видеть мир
Знание смежных с искусством областей — поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки — обогащает внутренний мир писателя, придаёт особую выразительность его прозе.
Живопись помогает прозаику увидеть краски и свет. Художник часто замечает то, чего писатели не видят. Паустовский впервые видит всё разнообразие красок русского ненастья благодаря картине Левитана «Над вечным покоем».
Совершенство классических архитектурных форм не даст писателю составить тяжеловесную композицию.
У талантливой прозы свой ритм, зависящий от, чувства языка и хорошего «писательского слуха», который связан со слухом музыкальным.
Больше всего обогащает язык прозаика поэзия. Лев Толстой писал, что никогда не поймёт, где граница между прозой и поэзией. Владимир Одоевский назвал поэзию предвестником «того состояния человечества, когда оно перестанет достигать и начнёт пользоваться достигнутым».
Животворящее начало
Золя считал, что воображение для писательства не нужно. Мопассан, напротив, очень дорожил воображением, животворящим началом искусства. Сердце, воображение и разум – среда, где зарождается культура.
Воображение заложено в натуре человека, но питается действительностью. К старому испанскому гидальго, давно потерявшему жену и красавицу-дочь, пришёл путешественник, вместе с Колумбом плававший на запад. Он рассказал о сиренах, море в синих цветах и подарил розовую раковину из страны Эльдорадо. В свете молний гидальго увидел в раковине волшебную страну и умолил короля снарядить каравеллу на её поиски. Так была открыта Флорида. Так воображение, рождённое жизнью, получило власть над жизнью. А цепь ассоциаций – путеводная нить воображения.
Писатель воображает своего читателя, хотя пишет для всех. Есть этапы писания: эмоциональный настрой, приход вдохновения, внешний толчок, возникновение первого образа и за ним – цепочки ассоциаций, занесение сказки на бумагу.
День политзаключенных
Именно от Нудольской Громова узнала, что каждый год 30 октября в Советском Союзе отмечают день политзаключенных. В то время сама эта тема была под запретом. Новая же подруга писательницы была как раз из тех, кто пострадал от политических репрессий.
Однако скоро пришли более свободные времена. Началась перестройка, и Громова с Нудольской стали обрабатывать эти воспоминания и публиковать их в виде очерков в газетах и журналах.
Вскоре с Севера вернулся ее сын. Он был неизлечимо болен и не мог работать так, как раньше. Главной целью жизни Нудольской стала забота о нем, посещение больниц и поликлиник, нужно было добывать необходимые лекарства.
Не сломалась она даже в тот момент, стал образцом стойкости и жизненной силы. И для самой Громовой, и для ее читателей. Потому что образ героини воссоздан в романе весьма реалистично.
Обидно и неясно, почему вторым предметом стал именно мой любимый немецкий. Читать онлайн «сахарный ребенок» В романе описываются 10 лет, а все последующие события жизни главных героев кратко излагаются в эпилоге. Для кого эта книга? «Сахарный ребенок» — это книга для семейного чтения тихими вечерами. Отличная возможность наладить внутренний диалог в семье, рассказать детям о неприятных и страшных страницах истории страны, о которых все-таки необходимо не забывать. К тому же это прекрасный роман, способный продемонстрировать всем современным людям, как необходимо оставаться человеком и не терять свое достоинства, даже оказываясь в самых тяжелых условиях. Тем, кому не посчастливилось попасть в жернова истории, удается сохранить веру в хороших людей, а также любовь к своей земле и своей Родине. По сути, это вечный сюжет, основанный на новом для детской отечественной литературы материале.
Художественное своеобразие
В основе повести лежит метафора о золотой розе. Каждая история автора, а они не ограничиваются количеством глав, — это золотая крупинка, найденная в жизненном мусоре, как Шамет находил золотые крупинки в мусоре ювелирных мастерских.
Разнородные сюжеты скрепляются образом автора, который развивает заданную тему согласно собственной писательской логике.
Уникальность повести ещё и в том, что читатель может прочитать о создании уже существующих, изданных произведений. Таково, например, повествование о создании рассказа «Телеграмма» (глава «Зарубки на сердце»). Читатель может проанализировать, каким материалом воспользовался Паустовский для описания одиночества дочери гравёра Пожалостина, порассуждать, например, почему в «Телеграмму» не вошли такие подробности, как бальное платье, в котором хоронили старушку Катерину Ивановну.
-
«Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
-
«Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
-
«Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
-
«Старый повар», анализ рассказа Паустовского
-
«Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
-
«Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
-
«Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского
-
«Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского
-
Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
-
«Телеграмма», анализ произведения Паустовского
-
«Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
По произведению: «Золотая роза»
По писателю: Паустовский Константин Георгиевич
Литературное направление и жанр
Сам Паустовский определяет жанр произведения как повесть, но это условное определение. Повесть «Золотая роза» — это отдельные главы, объединённые темой писательского творчества. Наиболее близка «Золотая роза» в жанровом отношении к циклу.
Некоторые истории не связаны с биографией рассказчика, например, первая глава о золотой розе, которую мусорщик Шамет сделал из пыли ювелирных мастерских, главы о писателях. Остальные истории повествуют о разных эпизодах из жизни рассказчика, образ которого совпадает с писательской личностью Паустовского. Они не располагаются в хронологическом порядке, что опровергает жанровое определение повести, у которой фабула должна совпадать с сюжетом, то есть эпизоды должны быть расположены последовательно. Например, вторая глава описывает настоящее Паустовского – его жизнь на Рижском взморье, третья и четвёртая повествуют о юношеских стихах и первом рассказе, две следующие литературоведческие (о замысле произведения и его героях), потом глава о встрече героя с пустыней в детстве и воплощении темы пустыни в творчестве. Отдельные главы повествуют о писателях прошлого или современниках.
Сквозной тип речи в произведении – рассуждение в свободной форме, ограниченное тематикой творчества и сопряжённых с ней тем. Это поток свободно перетекающих друг в друга мыслей, ассоциаций, который иногда похож на модернистский приём потока сознания. Конечно, использование этого приёма не свидетельствует о том, что Паустовский принадлежит к модернистскому направлению, хотя его творчеству присущи определённые черты модернизма, а Википедия даже называет Паустовского романтиком (правильнее было бы говорить о неоромантизме, то есть модернизме). Из примет романтизма в повести стремление к недостижимому идеалу, восхищение дальними странами, необыкновенный поэтизм.
Каждый конкретный эпизод повести представляет собой подобие рассказа или новеллы, и многие эпические элементы автобиографичны. Эти рассказы или новеллы тяготеют к реалистическому направлению, они имеют черты очерков, во многих указано точное время и место действия.
Если говорить о жанре отдельных глав, то такой жанровый сплав в одном произведении совершенно уникален, могут соединяться черты автобиографии и исповеди, мемуаров и портретного очерка, бытовой зарисовки, жанровой картинки и пейзажной зарисовки.
Выбрать книгу по жанру
- Боевая фантастика
- Героическая фантастика
- Городское фэнтези
- Готический роман
- Детективная фантастика
- Ироническая фантастика
- Ироническое фэнтези
- Историческое фэнтези
- Киберпанк
- Космическая фантастика
- Космоопера
- ЛитРПГ
- Мистика
- Научная фантастика
- Ненаучная фантастика
- Попаданцы
- Постапокалипсис
- Сказочная фантастика
- Социально-философская фантастика
- Стимпанк
- Технофэнтези
- Ужасы и мистика
- Фантастика: прочее
- Фэнтези
- Эпическая фантастика
- Юмористическая фантастика
- Юмористическое фэнтези
- Альтернативная история
- Боевики
- Дамский детективный роман
- Иронические детективы
- Исторические детективы
- Классические детективы
- Криминальные детективы
- Крутой детектив
- Маньяки
- Медицинский триллер
- Политические детективы
- Полицейские детективы
- Прочие Детективы
- Триллеры
- Шпионские детективы
- Афоризмы
- Военная проза
- Историческая проза
- Классическая проза
- Контркультура
- Магический реализм
- Новелла
- Повесть
- Проза прочее
- Рассказ
- Роман
- Русская классическая проза
- Семейный роман/Семейная сага
- Сентиментальная проза
- Советская классическая проза
- Современная проза
- Эпистолярная проза
- Эссе, очерк, этюд, набросок
- Феерия
- Исторические любовные романы
- Короткие любовные романы
- Любовно-фантастические романы
- Остросюжетные любовные романы
- Порно
- Прочие любовные романы
- Слеш
- Современные любовные романы
- Эротика
- Фемслеш
- Вестерны
- Исторические приключения
- Морские приключения
- Приключения про индейцев
- Природа и животные
- Прочие приключения
- Путешествия и география
- Детская образовательная литература
- Детская проза
- Детская фантастика
- Детские остросюжетные
- Детские приключения
- Детские стихи
- Детский фольклор
- Книга-игра
- Прочая детская литература
- Сказки
- Басни
- Верлибры
- Визуальная поэзия
- В стихах
- Драматургия
- Лирика
- Палиндромы
- Песенная поэзия
- Поэзия
- Экспериментальная поэзия
- Эпическая поэзия
- Античная литература
- Древневосточная литература
- Древнерусская литература
- Европейская старинная литература
- Мифы. Легенды. Эпос
- Прочая старинная литература
- Альтернативная медицина
- Астрономия и космос
- Биология
- Биофизика
- Биохимия
- Ботаника
- Ветеринария
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Детская психология
- Зоология
- Иностранные языки
- История
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Обществознание
- Органическая химия
- Педагогика
- Политика
- Прочая научная литература
- Психология
- Психотерапия и консультирование
- Религиоведение
- Рефераты
- Секс и семейная психология
- Технические науки
- Учебники
- Физика
- Физическая химия
- Философия
- Химия
- Шпаргалки
- Экология
- Юриспруденция
- Языкознание
- Аналитическая химия
- Базы данных
- Интернет
- Компьютерное «железо»
- ОС и сети
- Программирование
- Программное обеспечение
- Прочая компьютерная литература
- Прочая справочная литература
- Путеводители
- Руководства
- Словари
- Справочники
- Энциклопедии
- Биографии и мемуары
- Военная документалистика
- Искусство и Дизайн
- Критика
- Научпоп
- Прочая документальная литература
- Публицистика
- Астрология
- Индуизм
- Православие
- Протестантизм
- Прочая религиозная литература
- Религия
- Самосовершенствование
- Христианство
- Эзотерика
- Язычество
- Хиромантия
- Анекдоты
- Комедия
- Прочий юмор
- Сатира
- Юмористическая проза
- Юмористические стихи
- Домашние животные
- Здоровье и красота
- Кулинария
- Прочее домоводство
- Развлечения
- Сад и огород
- Сделай сам
- Спорт
- Хобби и ремесла
- Эротика и секс
- Банковское дело
- Внешнеэкономическая деятельность
- Деловая литература
- Делопроизводство
- Корпоративная культура
- Личные финансы
- Малый бизнес
- Маркетинг, PR, реклама
- О бизнесе популярно
- Поиск работы, карьера
- Торговля
- Управление, подбор персонала
- Ценные бумаги, инвестиции
- Экономика
Разное
Автомобили и ПДД
- Газеты и журналы
- Изобразительное искусство, фотография
- Кино
- Музыка
- Подростковая литература
- Театр
- Фанфик
- Водевиль
- Драма
- Киносценарии
- Мистерия
- Сценарии
- Трагедия
- Былины
- Загадки
- Народные сказки
- Пословицы, поговорки
- Фольклор: прочее
- Спецслужбы
- Боевые искусства
- Военная техника и вооружение
- Военное дело: прочее
Зарубки на сердце
Каждый день жизни оставляет в памяти и на сердце писателя свои зарубки. Хорошая память — одна из основ писательства.
Работая над рассказом «Телеграмма», Паустовский успевает полюбить старый дом, где живёт одинокая старушка Катерина Ивановна, дочь известного гравёра Пожалостина, за его тишину, запах берёзового дыма из печки, старые гравюры на стенах.
Катерина Ивановна, жившая с отцом в Париже, очень страдает от одиночества. Однажды она жалуется Паустовскому на свою одинокую старость, а через несколько дней сильно заболевает. Паустовский вызывает из Ленинграда дочь Катерины Ивановны, но она опаздывает на три дня и приезжает уже после похорон.
Далее Паустовский размышляет о богатстве русского языка, мечтает об издании различных толковых словарей и краткой книги о жизни замечательных людей.
Словари
Паустовский мечтает о новых словарях русского языка, в которых можно было бы собрать слова, имеющие отношение к природе; меткие местные слова; слова из разных профессий; мусорные и мёртвые слова, канцелярщину, засоряющую русский язык. Словари эти должны быть с объяснениями и примерами, чтобы их можно было читать как книги.
Эта работа не под силу одному человеку, ведь наша страна богата словами, описывающими всё разнообразие русской природы. Богата наша страна и местными диалектами, образными и благозвучными. Превосходна морская терминология и разговорный язык моряков, которые, как и язык людей многих других профессий, заслуживают отдельного исследования.
Подписи к слайдам:
Писатели – создатели, хранители и любители книг…
Ну ж был денек Сквозь дым … Французы двинулись, …, И все на наш редут.
Какие книги вы читали летом? Что запомнилось? Что хочется перечитать вновь? Познакомимся с учебником
Как следует читать книгу? Почему книга сравнивается с дорогой? Почему так важно знать большое количество книг? Чем была книга для А.С. Пушкина и Л.Н
Толстого? Какую книгу Л.Н. Толстой считал самой важной? Что из размышлений В. Шкловского вам показалось особенно важным? Работа с учебником. Страница 3-4.
Домашнее задание (по выбору): 1. Ответить на вопросы и выполнить задания 3, 4 рубрики «Проверьте себя» (с. 5) (письменно) 2. Выполнить творческое задание (с. 5) (письменно) 3. Индивидуально: подготовить сообщение о рождественских и новогодних календарно-обрядовых песнях; подобрать к олядки.
Очень кратко
О писательском мастерстве и психологии творчества
Ночной дилижанс
Паустовский планирует написать главу о силе воображения, но заменяет её рассказом об Андерсене, который едет из Венеции в Верону ночным дилижансом. Попутчицей Андерсена оказывается дама в тёмном плаще. Андерсен предлагает погасить фонарь — темнота помогает ему выдумывать разные истории и представлять себя, некрасивого и застенчивого, юным оживлённым красавцем.
Андерсен возвращается к действительности и видит, что дилижанс стоит, а возница торгуется с несколькими женщинами, которые просят их подвезти. Возница требует слишком много, и Адерсен приплачивает за женщин.
Через даму в плаще девушки пытаются узнать, кто им помог. Андерсен отвечает, что он предсказатель, умеет угадывать будущее и видеть в темноте. Он называет девушек красавицами и предсказывает каждой из них любовь и счастье. В благодарность девушки целуют Андерсена.
В Вероне дама, представившаяся Еленой Гвиччиоли, приглашает Андерсена в гости. При встрече Елена признаётся, что узнала в нём знаменитого сказочника, который в жизни боится сказок и любви. Она обещает помочь Андерсену, как только это потребуется.