Основные идеи томаса мора в таблице кратко 7 класс

Содержание «Утопии» Томаса Мора

Мореплаватель Гитлодей открыл в далекой части океана остров Утопию, о котором ничего не знали европейцы. Там люди живут совершенно не так, как в Европе, где государства устроены в интересах богатого сословия, где вешают воров, но поддерживают такое состояние общества, которое неизбежно создаёт воров, где множество тунеядцев окружает могущественных людей, где содержатся войска и огромные количества земли находятся во владении немногих. На острове Утопии совершенно иное устройство, справедливое и счастливое. Оно имеет демократическое основание; все правители избираются народом, некоторые на год, другие, как например государь, на всю жизнь. Частной собственности на Утопии Мора нет. Труд и наслаждение распределены равномерно. Главное занятие жителей – земледелие, кроме того каждый учится какому-нибудь ремеслу, Правительство наблюдает за тем, чтобы каждый трудился: тунеядцев там нет; время труда и время отдыха определены законом. Освобождены от физической работы только те, кто посвящает себя науке и успешно занимается ей; из них на Утопии избираются духовные сановники, высшие правители и государь.

Карта воображаемого острова Утопия, художник А. Ортелиус, ок. 1595

Все произведения труда составляют общественную собственность. Те бесполезные вещи, которые в Европе ценятся дорого, там находятся в пренебрежении. Жители Утопии берутся за оружие только для своей защиты или для освобождения порабощенных народов. Законы у них простые, имеют очень небольшой объем. За тяжелые преступления виновный наказывается рабством.

Основанием нравственности служит сообразность жизни с природой и разумом. В религиозных делах владычествует полная терпимость. Согласно Мору, жители Утопии считают необходимыми только три основных догмата: веру в Бога и Провидение, в бессмертие души, в воздаяние за дурное и хорошее в загробном мире. Духовенство обязано воздерживаться в общественном богослужении от всего, что может стеснять свободу совести. Признавая Бога, которого называют Митрой, жители Утопии не делают никаких изображений его, и общественные молитвы говорят о нем в таких широких выражениях, что каждый может понимать их, сообразно своему убеждению. Никакого принуждения в деле религии не допускается. Число праздников очень невелико. Каждому празднику предшествует примирение между родственниками. Многие из жителей Утопии поклоняются солнцу, луне, звездам; многие воздают религиозные почести памяти героев (великих людей, оказавших большие услуги человечеству); очень распространено также христианство. Когда однажды некий фанатик стал говорить, что все нехристиане осуждены на вечное мучение в аду, он был изгнан, как возбудитель вражды между людьми.

Священники на Утопии держатся разных религий, совершают обряды каждый по своей вере. Число священников очень невелико. Они избираются из людей самой чистой нравственности; они учат детей, помогают взрослым своими советами, подвергают порочных отлучению от религиозного общества; этого наказания люди очень боятся, потому что духовенство пользуется большим уважением. Священники служат народу примером хорошей семейной жизни, потому что они все женаты, они женятся на девушках самой хорошей нравственности. Никакой юридической власти они не имеют, действуют на народ только убеждением. Они ведут трудовую жизнь, делят с народом все его работы, участвуют и в войне.

Такова картина счастливой жизни на Утопии, как её видел сам Томас Мор. Однако эта более подробное знакомство с этой писательской идиллией раскрывает в ней зримые черты казарменного социализма, внедрить который можно лишь открытым насилием. Об этой стороне книги знаменитого «гуманиста» – см. подробнее в статье Томас Мор «Утопия» – основные идеи.

Развитие гуманизма

Под гуманизмом принято понимать обширное определение с целой системой взглядов и ценностей, в центре окружающей действительности которой находится человек и его внутренний мир. Основным объектом исследований являются чувства, тогда как божественность отходит на второй план. Именно в эпоху Возрождения в Европе начинают формироваться гуманистические взгляды, это время развития науки и появления первых демократических законов.

Считается, что первым о гуманизме заговорил итальянский философ Витторино де Фельтре. Им была создана детская школа, в которой обучали малышей, вне зависимости от их сословия, тогда как ранее до XV века такая учеба была доступна лишь знати и богатым людям. Зарождение гуманизма пришлось на конец XIV и начало XV века — время, когда ещё была сильная церковь, поэтому за слишком вольные взгляды можно было запросто отправиться на костер

Великие гуманисты эпохи Возрождения и их взгляды часто привлекали внимание инквизиции, поэтому многие из таких философов были брошены в тюрьму и приговорены к казни

К первым гуманистам Европы относятся:

  • Витторино де Фельтре.
  • Никколо Макиавелли.
  • Эразм Роттердамский.
  • Томас Мор.

Одним из первых гуманистов принято считать Эразма Роттердамского, который не только написал множество философских трактатов, но и предложил свои мысли, касательно общения и поведения в социуме. В последующем разработанные им правила легли в основу этикета, который применяется и сегодня. Эразм Роттердамский жил на территории современной Голландии, в этом государстве в те времена были относительно свободные нравы, что позволяло ему, не опасаясь за свою жизнь, критиковать существующие устои в обществе.

В те времена гуманизм был неразрывно связан с наукой. Если ранее центрами изучения тех или иных дисциплин были монастыри и церкви, теперь пальму первенства перехватили созданные в больших европейских городах университеты. Многие учёные занимались физикой, химией, математикой и астрономией.

Казнь Мора

В 1534 г. Мору было предложено признать незаконность первого брака короля и законность наследственных прав детей от второй жены. Мор согласился на второе, так как парламент мог изменить порядок наследования, но отказался от первого. За этот отказ он был посажен в тюрьму. Сначала заключение было не тяжкое; но положение Мора ухудшилось, когда он отказался признать королевскую супрематию. Это повело к обвинению его в государственной измене. 6 июля 1535 г. Мор был обезглавлен. Мор был одним из самых горячих провозвестников нового просвещения в Англии. В своих сочинениях (ср. особенно epist. ad Dorpium) он настаивал на изучении греческого языка и напечатании греческого текста Библии. Но Мор, как и Эразм, лишь с большей убежденностью, остался до конца дней на почве католической церкви. Его отталкивали догматизм и нетерпимость протестантов; он не хотел в них видеть представителей реформы. Приверженность к старой церкви поставила его под конец в противоречие с началами веротерпимости, проведенными в «Утопии». В качестве канцлера Мор встретился с сильным сектантством в Англии; проповедники реформы при нем наказывались, как мятежники: их сажали в тюрьму, а епископам Мор не мешал присуждать их к смерти. Из иностранцев, посещавших Мора, с ним особенно сблизился художник Гольбейн, оставивший прекрасные портреты Мора и описание его домашней жизни. Католическая церковь впоследствии старалась представить Мора мучеником за веру; Папа Лев XIII в 1886 г. включил Мора в число блаженных.

Неизвестные детали биографии Мигеля Сервантеса

На сегодняшний день единственной информацией, дающей представление о внешности писателя, является его собственное описание, изложенное в прологе его работы «Назидательные новеллы». Все известные портреты писателя рисовали, исходя из этого описания. Оно было сделано, когда Сервантесу было около 60 лет. Самый известный портрет приписывают Хуану де Хауреге, испанскому поэту, художнику и литературоведу. Об этом в прологе к «Назидательным новеллам» упоминает сам Сервантес. Этот портрет находится в Королевской академии испанского языка, но в отношении его подлинности сохраняются некоторые сомнения.

О деталях биографии Сервантеса до 1569 года известно не очень много. В этом году Хуан Лопес де Ойос, учитель-гуманист, который был предан литературной культуре и чьи идеи подчеркивали нерелигиозные проблемы, опубликовал том в память о смерти королевы Изабеллы де Валуа в 1568 году. Сервантес написал три стихотворения для этой работы, и Лопес де Ойос писал о нем как о «нашем дорогом и любимом ученике». Поскольку Лопес де Ойос был поклонником голландского гуманиста Эразма (ок. 1466–1536), отношение автора «Дон Кихота» к религии и его восхищение Эразмом отражено в его работах. Кроме возможной его учебы у иезуитов в Севилье, это все, что известно о его образовании.

Об авторе

Томас Мор – знаменитый английский писатель-гуманист, юрист и философ, лорд-канцлер Англии. В 1935 году был причислен к лику святых.

Краткая информация

Томас Мор родился 7 февраля 1478 года в семье судьи Высшего королевского суда. Он учился в школе Святого Антония, а в тринадцать лет стал пажом кардинала Джона Мортону, архиепископа Кентерберийского, который оказал большое влияние на юного подопечного. В 1492 году Томас поступил в Оксфордский университет, где его преподавателями стали знаменитые юристы Вильям Гросин и Томас Линакр. Во студенчестве Мор заинтересовался работами Пико делла Мирандола, итальянского гуманиста, и даже перевел на английский его биографию и сочинение «Двенадцать мечей».

Спустя два года обучения по настоянию отца Томас вернулся в Лондон, где не только продолжил изучать право, но и уделял внимание греческому языку и латыни, читал труды Платона и Лукиана, а также работал над собственными сочинениями. В 1497 году на торжественном обеде у лорда-мэра Мор познакомился с Эразмом Роттердамским

Их дружба сблизила Мора с гуманистами, после чего он стал членом кружка Эразма. В 1509 году Эразм в доме Мора написал свое знаменитое сочинение «Похвала глупости»

В 1497 году на торжественном обеде у лорда-мэра Мор познакомился с Эразмом Роттердамским. Их дружба сблизила Мора с гуманистами, после чего он стал членом кружка Эразма. В 1509 году Эразм в доме Мора написал свое знаменитое сочинение «Похвала глупости».

Государственная карьера

В 1501 году, после обучения в одной из четырех коллегий, Томас стал барристером, то есть адвокатом высокого ранга. Он долго не мог определиться, идти на гражданскую или церковную службу: с одной стороны, Мор хотел стать монахом, он до конца жизни соблюдал посты и молился каждый день, с другой же – хотел служить своей стране, и это желание оказалось более весомым. В 1504 году Томас был избран в Парламент, год спустя – женился на Джейн Кольт.

У них с Джейн родилось четверо детей. Томас не был типичным представителем своего времени: он настаивал, чтобы его дочери получили такое же хорошее образование, как и сыновья. Мор считал, что женщины могут добиться в науке того же, что и мужчины. Сама Джейн занималась музыкой и литературой с Эразмом Роттердамским. К сожалению, в 1511 году Джеймс умерла, и вскоре Томас женился во второй раз.

В 1516 году Мор опубликовал «Золотую книжечку, столь же полезную, сколь и забавную о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» – свой главный труд, который сейчас называют просто «Утопией».

«Утопия»

В основу произведения легли сочинения Платона, романы Америго Веспуччи, некоторые политические баллады, сочинения Ленгленда и Чосера. Рисуя утопический социалистический мир, Томас Мор остро критикует средневековые феодальные порядки: он считал, что преступность – это показатель неумения короля и его чиновников управлять государством, ведь сначала они разоряют граждан, а затем карают их за вынужденное воровство. Священнослужителей Мор показывает жадными до богатств паразитами. При этом к религиям он относится терпимо, запрещая только атеизм.

Главным источником бед Томас называет частную собственность. У граждан Утопии нет собственности, поэтому между ними нет споров. В этом идеальном государстве люди работают по шесть часов в день, остальное время посвящая науке, искусствам и семье. Несмотря на прогрессивные идеи, Мор сохраняет рабство, пусть и в облегченном виде.

Возвышение и падение

В 1518 году Мор стал членом Тайного Совета, а к 1521 году он за заслуги перед королем Генрихом VIII был посвящен в рыцари. По просьбе нового короля Мор составил опровержение работ Мартина Лютера, защищая верховенство папы и таинство церковных обрядов. В конце двадцатых Томас стал лордом-канцлером, то есть занял высший пост в государстве.

Но Мор недолго пробыл на этом посту: дело было в том, что Генрих VIII хотел с помощью лорда-канцлера развестись с Екатериной Арагонской. Томас же, как глубоко религиозный человек, настаивал, что такие вопросы находятся в ведении папы Климента VII, который был против этого развода.

В 1532 году Мор ушел в отставку, так как король разорвал отношения с Римской Католической церковью и объявил о создании англиканской церкви. Томас не появился на коронации новой супруги Генриха VIII Анны Болейн, осмелился вести переписку, в которой осуждал отход Англии «от истинной веры», а также отказался принести присягу королю как главе новой церкви.

17 апреля 1534 года его заключили в Тауэр, признали виновным в измене и 6 июля 1535 года обезглавили. В 1935 году папа Пий XI причислил Томаса Мора к лику святых за верность католицизму.

История жизни Томаса Мора

Жизнь Мора в Лондоне в течение первого десятилетия XVI в. — это время напряженных духовных исканий и упорного труда. Сочинения Платона и Аристотеля, Лукиана и отцов церкви — таков круг научных интересов молодого адвоката. 

Чтобы понять внутренний мир Томаса Мора и то, как формировались его взгляды на жизнь, надо не забывать, что именно после ухода из университета и в период учебы в юридических школах Лондона он сближается с кружком оксфордских гуманистов — Гроцином, Линакром и Колетом. К этому же кружку принадлежал также и Уильям Лили, который, хотя и был десятью годами старше Мора, однако стал одним из его ближайших друзей-соратников по увлечению древнегреческой поэзией. Но, по собственному признанию Мора, особенно глубокое идейное и нравственное влияние оказал на него Джон Колет, который стал его настоящим духовным руководителем. Именно к нему обращался Мор в период своих раздумий о жизненном призвании и нравственном долге.

В сохранившемся письме Мора Колету отразился мучительный разлад между нравственным идеалом молодого Мора: следовать евангельским заветам — и суровой действительностью. Мор остро и болезненно ощущал жестокость и безнравственность мира социальной несправедливости, корысти и чистогана и полное бессилие что-либо в нем изменить:

«Всюду скрежет ненависти, всюду бормотанье злобы и зависти, всюду люди служат своему чреву, — главенствует над мирской жизнью сам дьявол». Этот разлад был причиной глубокого духовного кризиса Мора, едва не приведшего его в монастырскую обитель картезианцев. 

Влияние на Мора его друзей-гуманистов может быть прослежено в двух направлениях. С одной стороны, Мора, как и их, увлекала античность, он выступал горячим поборником изучения греческого языка. С другой стороны, Мор был захвачен предреформационными проектами Колета, призывавшего «очистить» католическую церковь от схоластических хитросплетений и догматизма, затемнявших, по мнению гуманистов, подлинный смысл учения Христа, выраженный в Новом Завете. В феврале 1512 г. Колет выступал перед собранием английского духовенства с призывом реформировать церковь, «очистить ее от пороков». 

В Колете Мор видел своего истинного духовного наставника, «примером и жизнью» которого он руководствовался. Благодаря духовной поддержке Колета, писал Мор, «я чувствовал, что силы мои крепнут__, лишенный всего этого, мне кажется, я определенно истощился бы и окончательно зачахнул».

Реформа церкви, предполагавшая возрождение этики в духе учения Христа и апостолов, мыслилась последователями Джона Колета как основа будущего обновления и преобразования всего общества и ликвидации социальных пороков. Религиозно-этическая трактовка социально-политических проблем составляла своеобразие гуманистического мышления Колета и его последователей, в числе которых были Томас Мор и Эразм Роттердамский. Не случайно в научной литературе их было принято называть «христианскими гуманистами». Вне связи с христианским вселенским подходом нельзя до конца понять общечеловеческий подход к социально-политическим проблемам Европы XVI в., который нашел свое воплощение в коммунистическом идеале «Утопии» Мора.

Личная жизнь

В 1505 году состоялось бракосочетание Мора и Джейн Кольт. Эта женщина была старшей дочерью состоятельного и известного английского эсквайра. Историкам удалось найти информацию, что Томас был влюблен в младшую дочь семейства Кольтов. Но будучи учтивым человеком, он все же сделал предложение Джейн. Избранница Мора отличалась тихим нравом и получила неплохое домашнее образование. Эразм Роттердамский, близкий товарищ и единомышленник Томаса, предложил Джейн не бросать обучение. Обладая педагогическим талантом, он лично учил ее музыке и литературе.

У Томаса и Джейн родилось 4 ребенка — Маргарет, Сесиль, Джон и Элизабет. К сожалению, семейное счастье не продлилось долго. В 1511 году супруга Мора умерла от лихорадки. Томас не хотел, чтобы его дети оставались без матери и вскоре после похорон вступил в брак с Элис Мидлтон. Эта женщина оказалась прямой противоположностью Джейн. По мнению друзей Мора, несмотря на поспешность и расчетливость, второй брак философа стал счастливым. Супруги прожили в мире и согласии до последних мгновений жизни.

Отсутствие собственных детей с новой супругой совершенно не тяготило Мора. Он относился к дочери Элис от первого брака, как к родной, и дал ей отличное воспитание. Томас был хорошим и любящим отцом. Когда он уезжал из дома, то всегда писал детям письма и с нетерпением ждал их ответа

Мор в течение всей своей жизни особое внимание уделял вопросам образования женщин. Он был уверен, что они способны совершать такие же открытия, как и мужчины

Ему удалось воплотить в жизнь свою мечту — дать хорошее образование не только сыну, но и дочерям.

Начало юридической карьеры

Он начал свою карьеру в лондонской адвокатской корпорации «Нью Инн». В начале 1496 года молодой человек перешёл в контору с более высоким статусом «Линкольнз Инн».

Наряду с юридической практикой юный Мор стал изучать философские труды древних классиков, особенный интерес у него вызывали сочинения Лукиана и Платона. Также Мор продолжил совершенствовать латинский и греческий языки и работал над собственными произведениями, которые начал ещё в Оксфорде.

В 1497 году Томас Мор получил приглашение на торжественный обед к лорд-мэру. Здесь он познакомился с крупнейшим учёным Северного Возрождения Эразмом Роттердамским, который в это время находился в Англии с визитом.

Между ними завязалась дружба, в результате чего Мор вступил в кружок Эразма и сблизился с гуманистами. Они много и плодотворно работали вместе, оказывали друг другу поддержку в литературных замыслах, переводили труды Лукиана. Позднее, в 1509 году, Роттердамский гостил у Мора дома и сочинил сатирическое произведение «Похвала глупости».

В 1501 году Томасу присвоили адвокатскую категорию высшего ранга – барристер.

Ранние работы

Следующий эпизод биографии Сервантеса связан с государственной службой. Во время пребывания в 1581 году в Томаре (Португалия) он получил деньги для выполнения королевской миссии в Оране. Он справился со своей задачей, но королевская служба была не очень полезна. В подписанном письме, адресованном королевскому секретарю и датированном 17 февраля 1582 года, Сервантес рассказывает о своих неудачах при попытке получить пост на полуострове. Он также заявляет, что готов подать заявку на какой-то пост в Индии, и сообщает о некотором прогрессе в написании «Галатеи». Этот роман должен был стать его первой опубликованной книгой, но он появился только в 1585 году.

Излагая краткую биографию Сервантеса Сааведра, следует отметить, что примерно в это же время он обратился к театру с сочинением, которое гарантировало определенный доход в случае успеха пьесы. В приложении к его «Путешествию на Парнас» (1614) и в прологе к его «Восьми комедиям и восьми интермедиям» (1615) он рассказывает о своих драматических успехах и возможном падении. Из рукописи, обнаруженной в 1784 году, стало известно, что из этих ранних пьес сохранились только две: «Алжирские нравы» и «Нумансия».

Радостным событием в биографии Мигеля де Сервантеса стала его женитьба 12 декабря 1584 года на донье Каталине де Паласиос Салазар из Эсквивиаса в старом королевстве Толедо (Испания). Примерно за год или два до своей свадьбы он завел роман с Анной Франкой де Рохас

У них родилась дочь Исабель де Сааведра, которая впоследствии станет важной фигурой

Факты из биографии

Общие сведения:

  1. Томас Мор прожил недолгую жизнь: всего 51 год. Писатель родился 7 февраля 1478 года и умер в 1535 году.
  2. Мировоззрение будущего гения во многом определил его отец. Сэр Джон Мор был судьей Высшего королевского суда в Лондоне. Вот с кого будущий борец за права простого человека брал пример: сэр Джон был широко известен своей принципиальной неподкупностью и честностью.
  3. Мор снискал привязанность Джона Мортона. Будучи еще мальчиком, он поступил к кардиналу Мортону в услужение. Кардиналу очень понравился веселый, симпатичный и открытый мальчик. Мортон не уставал повторять, что ребенка ждет большое будущее, и оказался прав! Чего только стоит тот факт, что в средневековых учебниках по латинской риторике одна из фраз для перевода звучала следующим образом: «Мор – человек божественного ума и необыкновенной учености».
  4. С самой юности общественный деятель свято верил в гуманизм. Гуманизм стал для тогда еще юного гимназиста основополагающим принципом. Всю свою дальнейшую жизнь он придерживался гуманистических ценностей. В Оксфорде молодой человек познакомился с Эразмом Роттердамским и, благодаря ему, стал вхож в кружки гимназистов в высшем обществе.
  5. Будущий адвокат, он учился в Оксфорде, но не слишком прилежно. Вместо сухих формулировок и зубрежки его привлекали современные трактаты гуманистов. Причем привлекали настолько сильно, что он самостоятельно перевел «Двенадцать мечей» известного итальянского гуманиста Пико делла Мирандола.
  6. Томас Мор был женат дважды. Его первой женой стала 17-летняя девушка Джейн Кольт. Она была девушкой из простонародья, возможно, молодой мужчина в своем выборе руководствовался гуманистическими идеями, поэтому усиленно занимался образованием своей жены. Их брак продлился недолго: несчастная умерла спустя 6 лет от лихорадки, оставив своему мужу четырех маленьких детей. Одному справляться было трудно, и тогда вдовец женился на состоятельной Элис Мидлтон, тоже вдове, с которой счастливо прожил все последующие годы.
  7. Оригинальный человек, Мор практиковал самобичевание. В молодости, еще до женитьбы, он провел несколько лет в монастыре, но, не захотев остаться там навсегда, все же вынес оттуда несколько обычаев. Например, вставать рано утром, постоянно молиться богу, поститься, жить скромно и добровольно подвергать себя телесным мукам. Убежденный флагеллант, он считал себя настоящим слугою Господа, и, как говорил его друг и наставник Эразм Роттердамский, предпочел быть верным супругом, чем распутным монахом.
  8. Томас Мор придумал слово «утопия». Более того, это слово стало названием не только его самого известного романа, но и всего литературного жанра. Писатель соединил греческую приставку отрицания «у» со словом «топос» (место). Получается, что утопия – это место, которого нет в действительности. Кроме того, в пределах Англии писатель знаменит также и своими стихотворениями, которые были оценены современниками и последователями.
  9. Томас Мор преподавал право, параллельно вел адвокатскую деятельность и, более того, был членом Парламента Англии от купечества. Занимая высокий пост, он заступался за простых англичан, критикуя налоговую систему, не считавшуюся с бедностью крестьян и горожан. За свою открытую позицию и близость к народу, его обожали англичане, но ненавидели коллеги.
  10. Мор был казнен по приказу Генриха VIII. Активная политическая деятельность и принципиальность сослужили недобрую службу: он отказался приносить присягу королю и его новой жене Анне Болейн и был обвинен в государственной измене, за что и гильотирован.
  11. В настоящее время, с Мора до сих пор не снято обвинение в измене, однако, вместе с тем он причислен к лику святых стараниями римской католической церкви.

Уже из приведенных общих сведений видно, что Томас Мор был очень незаурядной личностью, однако, к несчастью для него же самого,

практически каждый его шаг вызывал шквал критики консерваторов. Однако Мор располагал влиянием своего друга Эразма Роттердамского, и это не раз спасало его, ведь всю свою жизнь, с самой юности, он раздражал закоренелых консерваторов.

Семья и последние годы жизни

Еще до того как Томас стал знаменитым, он взял в жены семнадцатилетнюю Джейн Кольт. Эта девушка из Эссекса отличалась спокойным и уравновешенным нравом, родила мыслителю сына и трех дочерей. Счастливая семья, которую создал философ, продержалась 6 лет, после чего Джейн умерла от лихорадки. Мать детям заменила вторая жена Мора, вдова Элис Миддлтон. Вместе они прожили до самой смерти.

Томас Мор придерживался глубоких религиозных верований. Когда Генриху VIII понадобилось развестись с женой, он обратился к Папе Римскому. Священник отказал в разводе. Король тогда перешел на сторону англикан. Вскоре монарх женился на Анне Болейн.

Томас Мор возмутился действиями Генриха и добился публичного осуждения короля. Канцлер не желал признавать новый брак законным, за что был брошен в тюрьму, а потом казнен за государственную измену 6 июля 1535 года.

В 1935 году католики возвели Томаса Мора в лик святых.

Биографии Князь Игорь биография кратко – самое важное о правлении на Руси, внешняя и внутренняя политика

Сложный выбор между церковью и миром

Однако Мор никак не мог определиться, посвящать ли всю жизнь карьере юриста? В какой-то период, под влиянием декана лондонского собора Святого Павла Джона Колета, Томас склонился к тому, чтобы связать своё будущее с церковным служением. Долгое время он выбирал между церковной и гражданской службой. В итоге всё-таки принял решение стать монахом и поселиться в картузианском монастыре. Здесь он провёл около четырёх лет.

Тем не менее, желание быть полезным своей стране перевесило над монастырскими устремлениями, и Томас решил оставаться в миру. При этом до конца жизни Мор сохранил привычки, приобретённые в монашеской обители. Всегда очень рано пробуждался и длительно молился, носил власяницы, постоянно соблюдал посты, самобичевался.

Поздние работы

Когда Сервантесу было шестьдесят пять лет, он вступил в период необычайного литературного творчества. Его «Новые произведения» были опубликованы в Мадриде в 1613 году. Это двенадцать маленьких шедевров, с помощью которых он создал искусство написания коротких рассказов в Испании.

В 1614 году была опубликована его поэма «Восхождение на Парнас». Но в том же году была опубликована поддельная копия «Дон Кихота», подписанная вымышленным именем. Личность этого автора остается величайшей загадкой испанской литературы. Публикация контрафакта не повлияла на его творчество, и в 1615 году Сервантес опубликовал «Восемь комедий и восемь интермедий», конкретное доказательство своей преданности театру. Позже, в 1615 году, была опубликована вторая часть «Дон Кихота», которая считается даже лучше первой.

Писатель вложил всю свою энергию в завершение романа приключений «Странствия Персилеса и Сигизмунды». Вероятно, он начал писать его на рубеже веков. Он подписал посвящение графу Лемосу (19 апреля 1616 г.) на смертном одре. Писатель умер четыре дня спустя в Мадриде.

Заключение

Среди знаменитых людей, живших на рубеже Средневековья и эпохи Возрождения, Томасу Мору принадлежит особое место. Редко, когда политикам кроме ума, блестящего владения искусством интриг, расчетливости присущи честность, высокий моральный облик и гуманизм. Эти качества в полной мере отразились в характере писателя, поэта, политического и религиозного деятеля, философа.

Сэр Томас Мор оставил заметный след в истории не только Англии, но и просвещенного мира в целом. Все сферы жизни, входящие в круг его интересов, были затронуты и получили развитие в его литературных, философских, религиозных, политических, исторических трудах.

Статуя Томаса Мора, Старая церковь Челси

Вклад в литературу

Первые произведения, написанные Томасом Мором, были эпиграммы на латыни. До нас дошли 280 стихотворений. Однако в период зрелости автор был готов отказаться от самых смелых из них, считая, что излишнее свободолюбие и критика верховной власти вредит воспитанию молодежи.

Значительную часть литературного наследия автора составляют переводы с латыни и греческого языка. Причем греческая философия и литература в то время в просвещенной Европе была малоизвестна.

«История Ричарда III» – до сих пор вызывает споры исследователей, историческое оно или литературное. Опираясь на факты, описанные в различных хрониках, мемуарах, исследованиях, автор привносит свое отношение, оценку персонажей и событий. Некоторые детали он рассказывает со слов слуг или очевидцев. Произведение оказало значительное влияние на английскую литературу, в частности, Шекспир обращался к этой книге при создании своей исторической хроники «Ричард III».

Самым известным и значимым трудом Томаса Мора стала «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», проще говоря, «Утопия». В первой части этой книги в беседе между автором и его другом Гитлодеем автор критикует существующие миропорядки, а во второй показывает остров с идеальным мироустройством, основанным на отсутствии частной собственности, нравственности и гуманизме.

Вклад в религиозную и общественно-политическую жизнь Европы

Томас Мор жил в период раскола церкви. При этом выступал против Реформации, критиковал взгляды Мартина Лютера и поддерживал Римско-католическую церковь. На посту лорда-канцлера пытался препятствовать распространению протестантства, не поддержал Генриха VIII в желании развестись с бездетной королевой и жениться на Анне Болейн. В результате был подвергнут казни.

Этот человек пользовался огромной популярностью среди современников. Но точнее всего о нем сказал Роберт Уиттингтон, один из почитателей творчества: «Мор – человек ангельского ума и уникальной образованности. Равных ему я не знаю. Поскольку где еще найти человека подобного благородства, любезности и скромности? Когда ко времени – то предающегося удивительному веселью и потехе, в другое время – печальной сосредоточенности. Человек для всех времен». (Цитата по книге: R. W. Chambers. Thomas More. London, 1935, p. 177).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: