Авторское определение жанра грозы (к какому жанру отнёс пьесу островский)

Авторское определение жанра грозы (к какому жанру отнёс пьесу островский)

Конфликт

Главный социальный конфликт пьесы – противостояние старого мира в лице Кабанихи и Дикого и нового, представленного Катериной и другими молодыми героями. Также есть противостояние отцов и детей, купечества (Кабановы) и дворянства (Катерина), богатства (Дикой и Кабанова) и бедности (Кудряш, Борис). Любовный (Катерина, Борис и Тихон) и бытовой (свекровь и невестка) конфликты тоже имеют место в тексте.

Несмотря на то, что внешне этот конфликт представляет собой классическую семейную ссору, становится понятным, что Островский прежде всего осуждает не отдельных личностей, но общество, которое создало их и поощряет их образ жизни.

Конфликт

В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:

  1. Во-первых, это противоборство между самодурами (Дикой, Кабаниха) и жертвами (Катерина, Тихон, Борис и др.). Это конфликт между двумя мировоззрениями – старым и новым, отживающим и свободолюбивым характерами. Этот конфликт освещен здесь.
  2. С другой стороны, действие существует благодаря конфликту психологическому, то есть внутреннему – в душе Катерины.
  3. Социальный конфликт дал начало всем предыдущим: Островский начинает свое произведение с брака обедневшей дворянки и купца. Данная тенденция широко распространилась во времена автора. Правящее аристократическое сословие начало терять власть, беднея и разоряясь из-за праздности, расточительности и коммерческой безграмотности. Зато купцы набирали обороты за счет беспринципности, напористости, деловой хватки и кумовства. Тогда одни решили поправить дела за счет других: дворяне выдавали утонченных и образованных дочерей за грубых, невежественных, но богатых сыновей из купеческой гильдии. Из-за этого несоответствия брак Катерины и Тихона изначально обречен на провал.

Вариант 2

Пьеса “Гроза” Н. А. Островского – это произведение, которое можно отнести к жанру русской драмы. Она была написана в 1860 году и с тех пор стала одной из самых известных и любимых пьес в русской литературе. Жанр русской драмы характеризуется тем, что в нем отражаются проблемы и конфликты, связанные с русской действительностью и русской жизнью. В пьесе “Гроза” Островский рассказывает о жизни русской провинции, о ее обычаях и традициях, о людях, которые живут в этой местности.

Одним из главных элементов жанра русской драмы является конфликт. В пьесе “Гроза” Островский создал несколько конфликтов, которые развиваются на протяжении всей пьесы. Один из них – это конфликт между главными героями – Кабановым и Катериной. Они не могут найти общий язык и постоянно ссорятся. Другой конфликт – это конфликт между Кабановым и его матерью. Он не может противостоять ее власти и постоянно подчиняется ее приказам.

Еще одним элементом жанра русской драмы является социальная проблематика. В пьесе “Гроза” Островский затрагивает такие социальные проблемы, как семейные отношения, религия, мораль и нравы. Он показывает, как эти проблемы влияют на жизнь героев и как они с ними справляются.

В пьесе “Гроза” Островский также использует элементы комедии. Он создает смешные ситуации и диалоги, которые разряжают напряженность и добавляют легкости в пьесу. Однако, несмотря на это, пьеса остается драматической и серьезной.

Один из главных вопросов, которые задает Островский в своей пьесе, – это вопрос о свободе личности. Герои пытаются найти свое место в жизни, но сталкиваются с препятствиями, которые не дают им этого сделать. Они ощущают себя несвободными и не могут реализовать свои мечты и желания.

Еще одним важным элементом пьесы является ее символика. Островский использует различные символы, чтобы передать свои мысли и идеи. Например, гроза, которая происходит в конце пьесы, символизирует не только природные явления, но и внутренние переживания героев.

В пьесе “Гроза” Островский также обращается к теме любви. Герои пытаются найти свою любовь и счастье, но сталкиваются с препятствиями, которые не дают им этого сделать. Они испытывают страсть, ревность, но не могут найти общий язык и понимание друг с другом.

Одним из главных достоинств пьесы “Гроза” является ее язык. Островский создает ярких и запоминающихся персонажей, которые говорят на живом и натуральном языке. Он использует различные диалекты и наречия, чтобы передать особенности речи героев.

В целом, пьеса “Гроза” Н. А. Островского – это произведение, которое относится к жанру русской драмы. В ней отражаются проблемы и конфликты, связанные с русской действительностью и русской жизнью. Островский использует элементы комедии, чтобы разрядить напряженность, но пьеса остается драматической и серьезной. В ней затрагиваются такие темы, как свобода личности, социальные проблемы, символика и любовь. Язык пьесы яркий и запоминающийся, а персонажи – живые и натуральные.

Жанр и композиция

Писатель определил жанровое направление «Грозы» как драма. Этот жанр указывает зачастую на бытовую, серьезную и тяжелую сюжетную линию, которая приближена к реальности. Определенные критики более точно его сформулировали — бытовая трагедия.

Это произведение полностью реалистично. Основным показателем считаются описания бытовых особенностей жизни, манер и нравов жителей провинции

Писатель придал этому немаловажное значение: он полностью обрисовал жизненные реалии и образы персонажей

Основная композиция пьесы:

  1. Экспозиция: Автор описывает образ городка, где проживают персонажи и будут в дальнейшем развиваться события.
  2. Затем происходит конфликт Екатерины с новой семьей и обществом.
  3. После завязки главные персонажи пытаются решить появившийся конфликт.
  4. Ближе к окончанию конфликт доходит до того, что проблемы потребовали моментального их решения.
  5. Кульминация происходит в пятом действии. Затем сразу же происходит развязка, показывающая неразрешимость проблемы на примере самоубийства Екатерины.

Настоящий прототип Катерины

Итак, утопленница Александра не могла быть прототипом главной героини драмы, но прототип у Катерины всё-таки был. Им стала Любовь Павловна Косицкая, артистка императорской труппы. Островский познакомился с ней в начале 1850-х гг., когда ставил в театре комедию «Не в свои сани не садись», и очень быстро влюбился. Косицкая ценила талант писателя и ещё больше его дружбу, но ответить взаимностью на его чувства не могла, так как была замужем. Сам же Островский в то время жил с простолюдинкой, с которой имел общих детей, но в церковном браке не состоял.

Дружба драматурга и артистки продолжалась долгие годы. Любовь Павловна работала вместе с Островским и принимала участие в 9 его постановках: «Бедность не порок» (Анна Ивановна), «Доходное место» (Вышневская), «Не так живи, как хочется» (Груша) и др. Автор «Грозы» изначально предназначал роль Катерины своей возлюбленной, и на премьере молодую Кабанову сыграла именно она. В рукописи напротив монолога главной героини: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!..» стоит пометка Островского о том, что такой же сон ему рассказывала «Л.П.», т. е. Любовь Павловна. Также известно, что Косицкая была, как и её персонаж, глубоко верующим человеком.

Собственный творческий путь автора, социальная обстановка предреформенной эпохи, этнографическая экспедиция по Волге, личная любовная драма — всё это важные элементы в истории создания «Грозы» Островского, а инцидент с Клыковой лишний раз подтверждает, что сюжет пьесы действительно был очень близок к реальному положению вещей. Произведение получило высокие оценки критиков и зрителей, многие называли «Грозу» лучшим творением драматурга.

Клубы авторской песни

Авторская песня пользовалась такой популярностью в народе, что для многочисленных приверженцев жанра в крупных городах на официальном уровне организовывались центры авторской песни. Кратко они назывались КСП (клуб самодеятельной песни).

После воцарения рыночной экономики для КСП настали трудные времена, т. к. местные власти в большинстве населенных пунктов прекратили финансирование аренды помещений для клубов. Несмотря на это, КСП сохранились во многих местах постсоветского пространства. Теперь их не так много, и они не столь массовы, но они все-таки живут и по-прежнему собирают вместе единомышленников.

Раньше жанр бардовской песни был неразрывно связан с туризмом. Большинство авторов либо сами активно занимались туристическими видами спорта, либо воспевали в своих произведениях романтику дальних дорог, покорение горных вершин и рек. Дружные песни под гитару на привале – непременный атрибут любого похода. При городских туристических клубах тоже массово создавались центры самодеятельной песни.

Критика

Что говорили критики о «Грозе» Островского? Пьеса воспринималась неоднозначно в годы своего создания, неоднозначно воспринимается она и сейчас. В основном споры велись и ведутся вокруг морального образа Катерины.

Если критик Николай Добролюбов воспринимал её как положительного персонажа, как «луч света в тёмном царстве», то Дмитрий Писарев напротив видел в Катерине – инфантильную и глупую купчиху, такую же порочную и лицемерную, как и люди вокруг неё.

Так или иначе, на сегодняшний день «Гроза» являет собой монумент русской драматургии, свидетельство культурной жизни и настроений интеллигенции Российской империи девятнадцатого века.

О жизненности и искренности драмы Островского говорили многие рецензенты. Его произведениям верили и зрители, и читатели.

О новаторстве и свежести взгляда Островского на общественные явления критики тоже говорили не раз.

В частности, А.Н. Островский существенно обогатил галерею женских образов русской литературы.

Особенностью пьесы «Гроза» является уникальный национальный язык, который передает русскую ментальность и ее неоспоримую самобытность.

Тематика и проблематика

Главная тематика пьесы — быт и нравы города Калинова. Писатель описал провинцию, чтобы показать, что не стоит держаться за прошлые пережитки, нужно думать о будущем. А жители города застыли во времени, их жизнь пуста и монотонна. Такая Россия так и останется в нищете и безграмотности.

Также поднята тема семьи и любви, поскольку в произведении описываются проблемы воспитания

Семейное влияние на разных персонажей важно (Екатерина — отображает воспитание родителей, а Тихон вырастает слабохарактерным из-за давления матери)

Тематика греха и раскаяния тоже раскрыта. Катерина оступилась, но быстро поняла ошибку, решившись покаяться в сделанном. В плане религии это высоконравственный поступок, возвышающий и оправдывающий Екатерину.

При этом социальный конфликт повлек общественные проблемы:

  1. Писатель описывает самодурство в героях Кабановой и Дикого, которые играли с судьбами других людей, затаптывая индивидуальность и свободу выбора. Из-за их тирании юное поколение стало таким же порочным, как и они.
  2. Островский порицает малодушие и смирение в героях Варвары, Бориса и Тихона. Они своим поведением только потакают деспотизму хозяев жизни, хоть смогли бы вместе исправить положение в свою пользу.
  3. Проблема противоречивой русской души, которая передается в образе Екатерины, является личной. Верующая девушка в поисках решается на измену, а затем и на самоубийство, это противоречит христианским правилам.
  4. Безграмотность. Люди, которые проживают в Калинове, глупые и необразованные, больше доверяют гадалкам, а не ученым и специалистам в своем деле. Их кругозор обращен в прошлое, они не пытаются стремиться к лучшей жизни.

Особенности жанра

Авторские песни под гитару – это попытка человека поделиться с социумом своим видением мира, своими чувствами и переживаниями. Личностное начало определяет содержание песен, индивидуальную манеру их исполнения, сценический образ самого автора и характер лирического героя, исподволь присутствующего в каждой песне. Этот жанр является в каком-то смысле интимным и даже исповедальным искусством.

Поющаяся поэзия адресована не абсолютно всем. В отличие от популярных хитов, она понятна только тем, кто настроен с автором на одну волну и способен активно сопереживать его мыслям и чувствам. Жанр зародился в дружеских компаниях, он не концертный, а скорее «бытовой», но все-таки на нем лежит налет некой элитарности. Авторская песня – это «форма духовного общения единомышленников»- такую характеристику дал жанру сам Булат Окуджава.

Смысл

Автор убежден, что стремление к свободе естественно, несмотря на определенные неудачи в жизни, а самодурство и ханжество губят страну и талантливых людей в ней. Поэтому свою независимость, тягу к знаниям, красоте и духовности необходимо отстаивать, иначе старые порядки никуда не денутся, их фальшь просто охватит новое поколение и заставит играть по своим правилам. Эта идея находит отражение в позиции Кулигина, своеобразного голоса Островского.

Авторская позиция в пьесе выражена четко. Мы понимаем, что Кабаниха, хотя она сохраняет традиции, не права, так же, как не права и бунтующая Катерина. Однако у Катерины был потенциал, был ум, была чистота помыслов, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться, сбросив с себя оковы невежества и самодурства. Еще больше о смысл драмы вы можете узнать в сочинении на эту тему.

Главные герои и их характеристика

В произведении есть четкая система персонажей, в которую вписываются образы героев.

Во-первых, это угнетатели. Дикой является типичным самодуром и богатым купцом. От его оскорблений родственники разбегаются по углам. К слугам Дикой относится жестоко. Все знают, что угодить ему невозможно. Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни, устаревшего Домостроя. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама четко им следует. Мы описали их подробнее в этом сочинении.
Во-вторых, приспособившиеся. Тихон – это слабый человек, который любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от гнета матери. Он не поддерживает старые порядки и традиции, но не видит смысла идти против системы. Таков и Борис, который терпит происки своего богатого дяди. Раскрытию их образов посвящено данное эссе. Варвара — дочь Кабанихи. Она берет свое обманом, проживая двойную жизнь. Днем она формально подчиняется условностям, ночью гуляет с Кудряшом. Лживость, изворотливость и хитрость не портят ее веселого, авантюрного нрава: она также добра и отзывчива к Катерине, нежна и заботлива по отношению к любимому. Характеристике этой девушки посвящено целое сочинение.
Катерина стоит особняком, характеристика героини отличается ото всех

Это молодая интеллигентная дворянка, которую родители окружали пониманием, заботой и вниманием. Поэтому девушка привыкла к свободе мысли и слова

Но в браке она столкнулась с жестокостью, грубостью и унижением. Сначала она пробовала смириться, полюбить Тихона и его семью, но ничего не вышло: натура Катерины противилась этому неестественному союзу. Затем она примерила роль лицемерной маски, у которой есть тайная жизнь. Ей это тоже не подошло, ведь героиня отличается прямотой, совестью и честностью. В итоге от безысходности она решила пойти на бунт, признав грех и совершив затем более страшный – самоубийство. Подробнее об образе Катерины мы написали в посвященном ей сочинении.
Кулигин – тоже особенный герой. Он выражает авторскую позицию, внося в архаичный мир толику прогрессивности. Герой – механик-самоучка, он образован и умен, в отличие от суеверных обитателей Калинова. О его роли в пьесе и характере мы тоже сочинили краткое эссе.

Суть

Действие разворачивается в Калинове — маленьком городке на берегу Волги. В начале пьесы нам представляют двух молодых людей: Катерину Кабанову, живущую в купеческой семье под жёстким давлением со стороны своей свекрови – Кабанихи, и молодого человека Бориса, который тщетно пытается получить своё законное наследство, присвоенное его дядей Савёлом Прокофьичем.

Муж Катерины временно покидает дом, и между героями вспыхивает страсть. Однако со временем Катерину начинает мучать совесть. Не выдержав душевных терзаний, она публично признаётся в своей измене.

В конце повествования затравленная горожанами и оставленная своим возлюбленным Катерина кончает жизнь самоубийством, бросившись в Волгу.

Смысл названия

Гроза является как разгулом стихии, так и олицетворяет крах застоя провинциального города, в котором правят старые порядки Дикого и Кабанихи. Это основная суть названия произведения. С гибелью Екатерины, которая произошла во время грозы, заканчивается терпение главных героев. Кулигин обвинил жителей города в происшествии, Варвара убегает из дома, Тихон становится против деспотизма матери.

«Гроза нам посылается в наказание» — сказал Дикий. Самодур считает явление расплатой за совершенные грехи. Кабаниха поддерживает его. Кару за грех в грозе увидела и Екатерина, ее совесть также нечиста. И лишь Кулигин знает, что в этом явлении находится только вспышка электричества, но его современным взглядам почему-то еще не удается ужиться в городке, который требует кардинальной чистки.

Суть

Воспитанная в лучших традициях аристократизма, дворянка Катерина по настоянию родителей вышла замуж за неотесанного и мягкотелого пьяницу Тихона, который принадлежал к богатому купеческому роду. Его мать притесняет невестку, навязывая той фальшивые и нелепые порядки Домостроя: рыдать напоказ перед отъездом мужа, унижаться перед нам на людях и т.д. Молодая героиня находит сочувствия у дочери Кабанихи, Варвары, которая учит новую родственницу скрывать свои мысли и чувства, тайком приобретая радости жизни. Во время отъезда мужа Катерина влюбляется и начинает встречаться с племянником Дикого, Борисом. Но их свидания заканчиваются разлукой, ведь женщина не хочет скрываться, ей хочется сбежать с любимым в Сибирь. Но герой не может рисковать, взяв ее с собой. В результате она все равно кается приехавшему мужу и свекрови в грехах, получает суровое наказание от Кабанихи. Понимая, что совесть и домашний гнёт не позволяют ей жить дальше, она бросается в Волгу. После ее смерти молодое поколение бунтует: Тихон упрекает мать, Варвара сбегает с Кудряшом и т.д.

В пьесе Островского соединены особенности и противоречия, все плюсы и минусы крепостнической России XIX века. Городок Калинов — это собирательный образ, упрощенная модель российского общества, подробно описанная здесь. Смотря на эту модель, мы видим «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных». Автор показывает, что устаревшее мировоззрение только мешает. Оно портит сначала взаимоотношения в семье, а позже и не дает городам и всей стране развиваться.

История создания

Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами в творчестве Островского. Автора привлекает та же проблематика, что и в “москвитянинских” пьесах, но образ семьи получает другое толкование (в новинку было отрицание застоя патриархальной жизни и гнета Домостроя). Появление светлого, доброго начала, естественной героини – это новшество в творчестве автора.

Первые мысли и наброски «Грозы» появились летом 1859 года, а уже в начале октября у писателя было четкое представление всей картины. На произведение сильно повлияло путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.

Город Калинов – это собирательный образ разных приволжских городов, одновременно похожих друг на друга, но имеющих свои отличительные черты. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и специфики поведения жителей вносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».

Вариант №2

Произведение Островского «Гроза» отражает действительность времени: поведение людей, бытовые условия, взаимоотношения на фоне происходящих событий в стране. Писатель демонстрирует темную сторону, убивающую добрые человечные отношения и сердечные порывы, открывает очень жесткие и своенравные поступки купцов, которые находят зеркальное отображение в душах, переживаниях и поступках простых людей.

Всё действие происходило в тяжелой ситуации, назревали реформы. Островский точно описал общество и быт, типизировал героев, наполнил индивидуальностью каждого персонажа. Особенно была выделена своими исключительными чертами характера Катерина.

Авторское определение жанра – бытовая драма, соединяющая характерные черты трагедии и свойства комедии. Ключевым объектом описания представляется личная жизнь.

Если рассматривать более подробно, то для трагедии характерны неразрешимые противоречия и борьба и личная, и общественная. Обычно она заканчивается смертью главного героя, который при этом одерживает нравственную победу. По сюжету Катерина действительно на грани жизни и смерти, она очень одинока и кажется, что путь только один.

Драма прослеживается в отношениях людей во время диалогов, во время которых зачастую случаются конфликты. Например, общение Кабанихи к окружающим людям, или любовь Катерины – безответно робеет перед Борисом.

Она очень близка к трагедии, потому что главный герой ввязывается в большой конфликт с общественностью. Отличается от такого типа тем, что напряженный момент скорее всего разрешится, есть элемент комедии – персонажи драмы не имеют трагической исключительности. Все события обыденные и понятные, они сближают читателя с героями.

Трагические нотки наблюдаются также и в названии пьесы, которая говорит не только о погодном явлении, но и о душевном состоянии персонажей. У одних наступает новая жизнь, а у других гроза представляется вестником неприятностей и перемен.

Пьеса очень сложна в определении жанра. Но есть ключевой фактор – в ней очень красочно и явно отображен быт и существование людей, а это не является характерной чертой для трагического текста. Следовательно, вывод таков: это драма.

Смысл названия

Гроза – это не только разгул стихии, но и символ краха и очищения застойной атмосферы провинциального городка, где правили средневековые порядки Кабанихи и Дикого. Таков смысл заглавия пьесы. Со смертью Катерины, произошедшей во время грозы, терпение многих людей исчерпывается: Тихон восстает против тирании матери, Варвара сбегает, Кулигин открыто винит обитателей города в случившемся.

Впервые о грозе заговорил Тихон во время церемонии прощания: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Под этим словом он подразумевал гнетущую атмосферу своего дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Самодур понимает это явление, как кару за свои грехи, он боится поплатиться за несправедливое отношение к людям. Кабаниха солидарна с ним. Наказание за грех в громе и молниях видит и Катерина, совесть которой тоже не чиста. Праведный Божий гнев – такова еще одна роль грозы в пьесе Островского. И только Кулигин понимает, что в данном природном явлении можно найти лишь вспышку электричества, но его передовым взглядам пока не ужиться в городе, нуждающемся в очищении. Если вам понадобится больше информации о роли и значении грозы, можете прочитать сочинение на эту тему.

Выбор темы

«Гроза» была написана в 1859 г., а впервые напечатана — в 1860 г. Произведение относится к «предреформенному этапу» творчества Островского. Во времена, предшествующие отмене крепостного права, в обществе царила разобщенность, патриархальный уклад переживал кризис. Люди предчувствовали приближение резкой и глубокой перемены, и эти общественные настроения нашли отражения в пьесе. Сама гроза — природное явление, порождение стихии — стала символом приближающихся великих событий. Кто-то видел в ней благодать, как, например, Кулигин, кто-то же относится с суеверным страхом, как большинство жителей города Калинова.

Литература того времени была призвана изобличать нелепость и вред устаревших порядков, закостенелое мышление людей, не признающих новые ценности. Ярким представителем «людей прошлого» является деспотичная Кабаниха. Человеческая жажда свободы вступает в конфликт со старыми предрассудками и навязанными идеями. Эта внутренняя борьба воплотилась в образе несчастной Катерины. Внушённые ей с детства страх перед Богом и нравственные основы домостроя, заставляют её бояться собственных желаний, страдать неоправданным чувством вины, безропотно терпеть самодурство свекрови.

События «Грозы» — это не трагедия одной семьи, а отражение целой эпохи. В пьесе переданы типичные характеры, типичные условия, типичный провинциальный городок, а конфликт свободной личности со старыми устоями был явлением общенациональным.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в пьесе «Гроза» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона.

имя героя
сословная принадлежность и роль
харатеристика
катерина кабанова
дворянка, жена купца
главная героиня произведения. умная, возвышенная и добрая девушка. искренне презирает мелочность, лицемерие и зашоренность жителей города. мечтает вырваться из этой атмосферы. принципиальна, а потому не смогла скрыть супружескую измену и призналась в этом. однако в итоге оказалась не готова к прямому противостоянию с обществом и, не выдержав травли, покончила с собой.
марфа кабанова (кабаниха)
купчиха, вдова, глава семьи
богатая купчиха. вдова. поборница ханжеской морали. суеверна, необразованна, ворчлива, однако абсолютно уверена в своей безграничной мудрости. считает себя правой во всех вопросах. установила в доме свою неоспоримую власть. безраздельно управляет сыном — тихоном, ограничивает во всём дочь – варвару, и изводит катерину.
борис
племянник дикого, пытающийся вернуть наследство
прогрессивный молодой человек. желая вернуть деньги, которые положены ему по закону, попал в кабальную зависимость от дикого. как и катерина, искренне презирает консервативных и невежественных жителей Калинова, но также не выдерживает прямого противостояния и оставляет катерину, рекомендуя ей покориться судьбе.
кулигин
мещанин, изобретатель, сторонник прогрессивного мышления
механик-самоучка. один из немногих достойных жителей города, вынужденный, однако, смириться с порочностью и лицемерием его жителей. пытается собрать средства на устройства громоотводов, которые могли бы помочь городу, но терпит неудачу

один из немногих, кто сочувствует катерине.
савел прокофьич дикой
купец, хозяин жизни, важное лицо в городе
старый жадный купец. брюзга и самодур

невежественен и самодоволен. периодически обворовывает своих работников. жестоко тиранит и принижает тех, кто беднее и слабее, чем он, включая своего племянника — бориса, но пресмыкается перед теми, кто богаче и влиятельнее его.
тихон кабанов
сын кабанихи, купец
безвольный сын марфы игнатьевны. до ужаса боится матери, а потому не может защитить от неё даже свою жену. предел его мечтаний – это покинуть дом хотя бы на пару недель, чтобы избавиться от контроля кабанихи. в эти периоды он пьет и гуляет. признаётся кулигину, что во время отъезда сам изменял катерине. только самоубийство катерины вдохновляет его на краткосрочный бунт против матери.
варвара кабанова
сестра тихона
сестра тихона. в отличие от брата, не испытывает безвольного ужаса перед матерью. заметив взаимные чувства между катериной и борисом, она организует их тайную встречу, внося свою лепту в самоубийство главной героини. в конце пьесы сбегает из дома с любовником.

Сочинение Авторское определение жанра Грозы

Александр Николаевич Островский – великий русский драматург, автор многих известных и актуальных и в настоящее время пьес. Его произведения до сих пор заставляют размышлять, задумываться над смыслом жизни и над истинными ценностями.

Известная пьеса Островского «Гроза» вызывает споры не только читателей, но и критиков о том, к какому жанру ее причислить: драме или трагедии. В ней слышны одновременно и драматические, и трагические ноты.

В произведении представлен конфликт, противоречия во взглядах и убеждениях между Катериной и «темным царством». Эти споры приводят в гибели главной героини, которая не выдерживает такого большого морального давления и накала страстей. Катерина честная и чистая девушка. Она не может врать, лицемерить. Это противоречит ее сущности. Гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Окружающее общество не понимает и не принимает суть ее правдивости и поступков. Перед нами все признаки трагедии. Но мы не можем без сомнений отнести пьесу к этому жанру, так как в трагедии с гибелью героя разрешается конфликт. Здесь этого не происходит, вопрос остается открытым.

Сам Островский относил произведение к жанру социально-бытовой драмы. Нельзя с ним не согласиться. Драма как раз-таки и предполагает в своем финале открытый нерешенный конфликт. Со смертью Катерины ничего не изменяется в обществе. Здесь все так же правят Кабанихи. Ни в чьем лице Катерина не находит поддержки и понимания, она совершенно одна. Самоубийство – это вызов обществу, которое не приняло наивную, честную и чистую в своих убеждениях и помыслах девушку. Драматизм ситуации читатель наблюдает в отношениях Катерины и Бориса. Также возмутительны пренебрежение Кабанихи к простым людям.

Островский мастерски передал в своем произведении быт и нравы того времени. Сюжет пьесы достаточно простой и понятный читателю. Однозначного ответа о принадлежности произведения к тому или иному жанру не дают даже критики. Но все же будем придерживаться мнения и определения самого автора о том, что перед нами драма.

Авторское определение жанра Грозы
Сейчас читают:

Сочинение по картине Покорение Сибири Ермаком Сурикова
Всем известная картина писалась около четырёх лет. Василий Иванович передал все тонкости того сражения. Россия наконец смогла освободиться от ига. Татарский хан был повержен. Русская армия воевала с Кучумом, который потерпел позорное поражение.

Сочинение В гостях хорошо, а дома — лучше по пословице
У меня очень много родственников и друзей. Мы часто ездим с родителями к бабушке и дедушке, к тетям, дядям. Я люблю такие поездки. Ведь могу повидаться со своими братьями и сестрами, поиграть новыми игрушками.

Сочинение по картине Билибина Баба-яга 5 класс
Первый раз увидев эту картину я вспомнил все те сказки про Бабу-ягу которые когда-то давно мне читал дедушка. В них она описывалась как злая старушка, которая пыталась обхитрить и съесть маленьких детишек.

Сочинение на тему Моя любимая вещь 5 класс
У каждого есть предмет, без которого трудно обойтись. Это могут быть очки, футбольный мяч, дневник или музыкальный инструмент. Мне же досуг скрашивает книга. Она со мной каждый день

Учебник или художественная литература – не важно. Характеристика и образ Кутейкина в комедии Недоросль сочинение
Кутейкин является второстепенным действующим лицом в комедии Д

И. Фонвизина «Недоросль». Он входит в число учителей, нанятых Простаковой для обучения Митрофанушки. Кутейкин преподает нерадивому ученику грамоту, пытаясь на протяжении трех лет научить

Сочинения «Зачем нужно учиться» или «Знания — сила»
Часто я слышу от своих родителей призывы хорошо учиться, много читать, и при необходимости применять знания. Понимая это, стремлюсь, получить глубокие знания, по всем предметам. Но особенно я увлечен математикой, информатикой,

История написания пьесы

Драма «Гроза» множеством нитей связана с прошлыми творческими периодами автора. Писателя привлекает такая же проблема, как и в «москвитянинских» рассказах, однако образ семьи в этом произведении получил иное толкование (драматическим новшеством являлось отрицание бремени Домостроя и застоя патриархата). Описание естественной, доброй и светлой героини — новаторство в литературе и непосредственно в творчестве Александра Николаевича.

Первые идеи возникли еще летом 1859 г., а уже в конце сентября у автора появилось четкое представление общего повествования. На пьесу значительное влияние оказала экспедиция по Волге. Министерство России организовало этнографическое путешествие для изучения обычаев местных жителей. В нем принимал участие и Островский.

Город Калинов является собирательным образом различных волжских пригородов, которые похожи между собой, однако все-таки имеют некоторые особенности. Писатель все наблюдения о провинции записывал в дневник, на основе этого создавались главные персонажи «Грозы» Островского.

Вторая тестовая часть

Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2020 года

В демоверсии ЕГЭ по литературе приводятся к стихотворению Рубцова «Сентябрь». Прочитайте его прежде, чем рассматривать вопросы и ответы.

СЕНТЯБРЬ

Слава тебе, поднебесныйРадостный краткий покой!Солнечный блеск твой чудесныйС нашей играет рекой,С рощей играет багряной,С россыпью ягод в сенях,Словно бы праздник нагрянулНа златогривых конях!Радуюсь громкому лаю,Листьям, корове, грачу,И ничего не желаю,И ничего не хочу!И никому не известноТо, что, с зимой говоря,В бездне таится небеснойВетер и грусть октября…(Н.М. Рубцов, 1970)

Как называется лицо, чьи мысли и переживания отражены в стихотворении («Радуюсь громкому лаю, // Листьям, корове, грачу»)?

Следует видеть разницу между понятиями автор, образ автора, рассказчик, персонаж и лирический герой. Автор – это тот, кто написал произведение. Образ автора – это то, каким образом автора воспринимает читатель. Образ автора может приближаться к самому автору или частично отходить от него. Персонаж – это любой герой любого произведения. Рассказчик – это герой произведения, от чьего лица ведется рассказ. Все перечисленные термины применяются к анализу прозы и драмы. А вот в лирике и персонаж, и рассказчик, и образ автора смешиваются в одно понятие – лирический герой. Им и надо оперировать при анализе стихотворных текстов.

Ответ: лирический герой

Какой вид рифмовки (АВАВ) использует поэт?

Выделяют три вида рифмовки по положению строк в катрене (четверостишии):

– парная рифмовка (ААВВ)

– перекрестная (АВАВ)

– кольцевая (или опоясывающая) (АВВА)

Ответ: перекрестная

Назовите приём наделения предметов и явлений человеческими свойствами: «Солнечный блеск твой чудесный \ С нашей играет рекой…»

Разберите и выучите термины, обозначающие изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включаяолицетворение), метонимия, гипербола, аллегория, оксюморон.Прием наделения предметов человеческими свойствами (что ясно из названия) – это олицетворение (разновидность метафоры).

Ответ: олицетворение

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных Н.М. Рубцовым в данном произведении. 1) эпитет 2)ирония 3)гротеск 4)анафора 5)звукопись

Эпитет – это художественное определение, которое несет оценочность («радостный», «златогривые»). Ирония – это когда говорится одно, а подразумевается обратное (нет). Гротеск – фантастическое, карикатурное преувеличение (нет). Анафора – единоначатие (строки начинаются с одних и тех же букв, слов, фраз) («И ничего не желаю, \ И ничего не хочу!») Звукопись – звукоподражание или повторение согласных (аллитерация) и гласных (ассонанс) в художественных целях («Ветер и грусть октября…» – строка рычит, усиливает ощущение надвигающейся угрозы).

Ответ: эпитет, анафора, звукопись

Определите размер, которым написано произведение Н.М. Рубцова «Сентябрь» (без указания количества стоп).

Ответ: дактиль

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: