«Ванька»
Ванька – девятилетний сирота, которого отдали на обучение к сапожнику в Москву. Ребенку живется несладко, он скучает по дедушке, по жизни в деревне. Накануне Рождества Ванька пишет письмо своему дедушке, жалуясь на тяжелую жизнь, голод и непосильный труд. Ему горько терпеть побои и обиды. Воспоминания о жизни в деревне у мальчика очень светлые, наполненные теплом и обаянием детства. Ванька горячо просит дедушку приехать.
Смотреть галерею
Указав на конверте «на деревню дедушке Константину Макарычу», окрыленный надеждой Ванька бросает письмо в почтовый ящик. Он не знает, что письмо с указанием такого адреса не дойдет до его дедушки. Лишенный детства в силу своего социального положения, Ванька все равно остается обыкновенным наивным ребенком. Во сне мальчику снится, как дедушка сидит на печи и читает заветное письмо, а рядом с ним виляет хвостом собака.
А. П. Чехов – обличитель мещанства и пошлости
Мещанство как образ жизни и образ мыслей многоликое явление.
Замечание 1
По определению В. Набокова, мещанин – это взрослый человек, обладающий практичным умом, корыстными интересами и низменными идеалами своей среды и своего времени.
Сущность мещанства – замена высокого низким. Синонимом мещанства в таком понимании является пошлость. Иннокентий Анненский писал, что «у пошлости нет доброты, нет идеальных стремлений, нет Бога». Чехов подмечает, что в основе неприглядного, скучного, серого, унылого существования обывателя лежит неумение, нежелание трудиться.
Например, когда герой рассказа «Ионыч» Старцев в обществе говорил о необходимости трудиться, о том, что нельзя жить без труда, каждый принимал это за упрек и начинал злиться, спорить. Но при этом обыватели не делали решительно ничего. Между этим сам Старцев, осознавая истинное значение труда, изменяет ему, превращая благородный труд врача в средство наживы. Сначала молодой врач честно выполняет свой долг, работает с утра до позднего вечера, и в будние дни, и в праздничные. Но со временем страсть к наживе меняет его отношение к труду. Старцев наскоро принимал больных, затем поручал их фельдшеру и уезжал в город, где у него была своя частная практика, приносившая ему большой доход. Пересчитывание денег доставляет ему удовлетворение. После того, как набиралась приличная сумма, Ионыч покупал доходные дома. Так гуманный врач стал бездушным дельцом, а сострадание к больным сменилось грубостью и раздражением. Старцев, изменив своему предназначению, становится таким же пошлым обывателем, как и те, кому он говорил о необходимости трудиться.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Образ пошлого мира в чеховской прозе 400 руб.
- Реферат Образ пошлого мира в чеховской прозе 280 руб.
- Контрольная работа Образ пошлого мира в чеховской прозе 250 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Тем, кто опошляет само содержание труда, А. П. Чехов противопоставляет своих любимых персонажей. Эти герои бескорыстно преданы своему делу (например, доктор Дымов, садовод Песоцкий и т.д.).
Нормой жизни становиться равнодушие. Обыватель неодолимо стремиться принадлежать к избранному кругу. Например, по мнению жителей губернского города С., семья Туркиных является самой талантливой и образцовой. Но уже при первом знакомстве с ним читатель обнаруживает пошлость этой семьи, когда они угощают гостей обедом, остроумием, красивой дочерью, музыкой, романами, печеньями. И все перечисленное находится для них в одном ряду ценностей.
Каждый член семьи демонстрирует свой талант, при этом обнаруживая невольно собственную бездарность. Например, шутки Ивана Петровича, которые он выработал в процессе долгих упражнений в остроумии, раздражают назойливыми повторениями и абсолютно не смешны. Игра Котика на рояле крайне технична, но совершенно лишена вдохновения и души. А Вера Иосифовна читает очередной роман о том, чего в жизни «никогда не бывает».
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Искусство Туркиных отвлекает внимание от общественных вопросов, оно создает душеный комфорт, усыпляя совесть. И как может волновать людей их искусство, когда их самих совершенно не волнуют судьбы мира
эти люди живут в своем замкнутом мирке. Применительно к искусств бездарность и пошлость являются синонимами. Также пошлостью является претензия Туркиных на роль неких жрецов искусства, их взгляд на искусство как на способ заработать деньги.
Мещанин благодушен, равнодушен, уживчив и неопасен до того момента, пока его интересы не нарушаются. В противном же случае, если кто-то покушается на его покой, он становится злобным и агрессивным. Идеи, которые важны для человечества, пониманию мещанина недоступны. Рабская психология мещанства Чеховым высмеивается в таких рассказах, как:
- «Смерть чиновника»
- «Толстый и тонкий»
- «Ионыч».
Писатель страдает от того, что болото мещанства медленно, даже незаметно для человека, но неуклонно затягивает людей в свою трясину. Например, процесс деградации Ионыча длится одиннадцать лет и заканчивается физическим ожирением и духовной смертью.
Художественная деталь у Рылеева и Пушкина
Деталь, устремленная в мир внутренний, в особенности красноречива тогда, когда она заключает в себе лаконичным образ какого-либо мгновенного движения, в котором словно бы невольно проступает целостный образ души. Пушкина восхитили рылеевские строки в поэме «Войнаровский»:
Мазепа горько улыбнулся, Прилег безмолвный на траву И в плащ широкий завернулся.
Внешний жест героя здесь красноречивее многих описаний. Художественное эхо этой детали отзывается в пушкинском изображении Наполеона в стихотворении «Герой»:
Он угасает недвижим. Плащом закрывшись боевым…
В отличие от Рылеева, Пушкин заостряет контраст недвижности и сжигающей душу Наполеона потребности действия. Боевой плащ вождя, томимого пыткой покоя,— деталь, поражающая своей трагической глубиной.
Особенности пейзажа и природы
Создавая разнообразные пейзажные описания, Чехов, одновременно с этим, накладывает на него внутренние переживания своего героя (когда учитель словесности Никитин «чувствовал на душе неприятный осадок», на улице шёл дождь, было холодно и темно). Антон Павлович, в отличие от многих других писателей, никогда не описывал природу в отрыве от наблюдателя. Понять, какую роль в рассказах писателя играли природные явления, помогут следующие примеры:
- Новелла «Студент». Иван Великопольский, охваченный острой тоской проходит через тёмный лес, его настроению вторит погода и дождь, «ледяными иглами впивавшимся в его тело». В то же время, возвращаясь в родную деревню, Иван, «охваченный ожиданием счастья», видел перед собой «освещённую багровой полосой зарю».
- Рассказ «Ионыч». Трепетное состояние Старцева, одержимого любовью к Екатерине Турковой, подчёркивается «мягким лунным светом». Узнав о легкомысленном розыгрыше девушки, опечаленный Ионыч расстался со своими надеждами, на его душе стало темно и мрачно, и в это же время «луна уходит за облака».
- «Дом с мезонином». Цветущая рожь, кричащие перепела и идиллическая картина русской деревни, выраженная в светлых тонах, тотчас меняется на появление «грязных коров и спутанных лошадей» как только у рассказчика возникает «будничное, трезвое настроение».
Помимо этого, подробная детализация окрестностей, в которых происходят основные действия новелл, необходима не только для углубления психологического анализа персонажей, но и для придания отдельным фактам дополнительного значения. Так, в повести «Палата № 6» Чехов подробно описывает лес, расположенный неподалёку от роковой больницы; при знакомстве читателя с её пациентами, писатель упоминает репейник, крапиву, а также торчащие из старого забора гвозди, что лишний раз подчёркивает сходство этого места с тюрьмой.
Сочинение 3
Писатель Чехов большое место отводил рассказам среди своих произведений. Такой род творчества характеризуется бурной чередой происшествий и очень маленьким объемом содержимого. В связи с этим использование детального повествования в тексте сложно.
Писатель с целью изложения задумки и значения в произведениях применяет художественную деталь. Использование не выделяющегося детального описания, но с глубоким подтекстом, и превратила Антона Павловича в индивидуума среди всех писателей.
Мелочи дают возможность автору выразить глубокое значение рассказов, продемонстрировать настоящие характеры и стремления героев, воплотить события в натуральном виде.
В рассказах писателя можно заметить многозначительные, привносящие особенный глубочайший смысл подробности. Писатель постоянно проявлял повышенный интерес к описаниям образов и их манере поведения. У него получилось придумать большое множество чрезвычайно подлинных, всеобъемлющих и незабывающихся персонажей, ролей с национальным колоритом таким образом, что большинство этих образов стали известными.
Примером является рассказ «Хамелеон», рассказывающий о надзирателе Очумелове и бедной дворняжке. Автор проводит аналогию главного героя и хамелеона, так как при изменении условий у обоих изменяется «цвет». У надзирателя варьируются эмоции от боязни до отваги. Интересы высокодолжностных персон зависят от решения Очумелова, из-за этого его то бросает в пот, то становится жарко. Моментом, передающим эти колебания является шинель, которую то надевает, то снимает герой.
Одним из красочных произведений, высмеивающим преклонение высокопоставленным должностям, можно назвать рассказ «Смерть чиновника». Деталью неоправданного страха в нем является вицмундир. Этот предмет одежды превратился во вторую кожу Червякова, он прирос к ней и пропитал страхом.
В рассказе «Человек в футляре» писатель постоянно акцентирует внимание на затворническую жизнь Беликова. Подробности портрета будто сковывают, закрывают персонажа в футляр
Очки и зонт он носит в чехле, ворот поднимает как футляр. Жилище героя также схоже на футляр. Беликов все время переживает и боится, что что-то произойдёт. Спокойствие приходит к персонажу только когда он попадает в вечный «футляр» – гроб. Художественная деталь дает возможность обывателю осознать мысль, которую пытается донести писатель. Писатель насмехается над тем жизненным образом, в котором люди загоняют себя в «футляр» из-за страха.
Следовательно, художественная деталь дает возможность Чехову описать внутренние переживания человека, его мир, продемонстрировать психологические процессы. Это означает, что употребление подробностей в рассказах дает возможность Антону Павловичу усилить аллегоризм изложения.
6 класс
Тематика и суть
Основная тема произведения — счастье человека и его недостижимость. Персонажи автора живут оседлой, обычной жизнью. Оковы такого существования так прочны, что даже сильные чувства не способны заставить героев покинуть зону комфорта. И Павел, и Анна страдают, доказательством этому служит эмоциональная и трогательная сцена прощания. Но к сожалению, их счастье навсегда упущено.
Рассуждения помогают Павлу разобраться, почему же они не могут быть счастливы. Герои задумывались, как жить, будучи влюбленным в чужую жену или находясь в браке с хорошим человеком, воспитывая при этом детей. Позднее Алехин осознает, что безграничное чувство, которое поглощает его, не поддается каким-либо законам, не терпит вопросов. Размышления становятся преградой любви, однако возлюбленные понимают это поздно.
Название работы исчерпывающее отражает ее суть — любовную линию. Сюжетная основа — жизнь Павла. Молодой человек был студентом, однако после кончины отца ему пришлось заниматься имением, чтобы расплатиться с долговыми обязательствами. Работа с крестьянами сильно тяготила юношу, который привык к культурному окружению. Спустя некоторое время Алехин решил отказаться от роскоши. Это отразилось в бытовых привычках.
Затем его пригласили стать судьей. Во время одного процесса он знакомится с очень добрым мужчиной по имени Дмитрий Луганович. Вскоре за обедом в доме последнего Павел встречает супругу хозяина дома — Анну. Женщина запомнилась дворянину, оставив яркий след в памяти.
Ощущение призрачности счастья вскоре стало терзать и Анну. Женщина даже прибегала к лечению от нервного расстройства. Вскоре ее супругу пришло повышение и семье предстоял переезд. Во время проводов произошла развязка. В поезде влюбленные объяснились, а затем расстались навсегда. Тогда Алехин осознал невозможность вернуть упущенную любовь.
Сочинения по литературе: Роль художественной детали в рассказах А.П.Чехова
Каримова Алина (группа 2 уровня)
Роль художественной детали в рассказах А.П.Чехова.
Художественная деталь – это выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Особую роль художественная деталь играет в произведениях малого жанра, где весьма затруднительно использование пространных описаний. Так, детали, не бросающиеся сразу в глаза мелочи несут огромную смысловую нагрузку в рассказах.
В творчестве А.П.Чехова рассказ занимает центральное место. «Краткость – сестра таланта», — отмечал писатель. И действительно, до сих пор мы с упоением зачитываемся его небольшими, но остроумными и увлекательными историями. При этом передать глубокий смысл повествования, мастерски высветить ситуацию, раскрыть характеры персонажей писателю помогает именно деталь.
Насыщен деталями один из самых ярких, на мой взгляд, рассказов – «Хамелеон». Это история о надзирателе Очумелове и дворовой собаке. Сложная и крайне веселая ситуация «разбирательства» раскрывает свойственные Очумелову, да и многим людям, чинопочитание, приспособленчество, угодничество.
Боясь принять неверное решение, которое заденет интересы высокопоставленных лиц, Очумелов много раз меняет свое мнение, то оправдывая, то обвиняя собаку. Герой похож на хамелеона, который в зависимости от ситуации меняет свой окрас. Бурную смену чувств и мыслей Очумелова подчеркивает деталь – шинель.
Он то надевает, то снимает ее, так как от напряжения его бросает «то в жар, то в холод».
Деталь играет ключевую роль в раскрытии образа и в рассказе «Человек в футляре». Главный герой – учитель греческого языка Беликов – замкнутый, необщительный человек, живущей «футлярной» жизнью. Образ футляра, чехла намеренно подчеркивается автором в потрете героя: очки в чехле, зонт в чехле, поднятый, как футляр, воротник и так далее.
Даже комната героя похожа на футляр, в котором он прячется от внешнего мира. Современная жизнь неприятна для Беликова, он всячески критикует все вокруг и восхваляет только прошлое, безгранично боится и переживает, «как бы чего не вышло». Герой обретает покой, только когда оказывается в вечном «футляре» — в гробу. А.П.
Чехов высмеивает такой образ жизни как Беликова, так и остальных жителей города. Ведь как признался герой-рассказчик, через некоторое время после смерти Беликова горожане снова вернулись к жизни, в которой не запрещено, но и не разрешено до конца. То есть, в представлении автора, они те же «люди в футляре», ограниченный, замкнутые и несвободные.
Эту мысль писателя помогает раскрыть, в первую очередь, художественная деталь.
И конечно, нельзя не отметить рассказ «Ионыч», в котором критика направлена на «обывательщину». Яркие детали в произведении подчеркивают, как под давлением власти денег и пустоты окружающего
общества человек духовно деградирует. Эта идея раскрывается на примере главного героя – доктора Старцева. В начале рассказа перед нами молодой, полный надежд и стремлений герой, который хочет любить, приносить пользу обществу.
Совет
Он много работает, желая помогать людям, ходит пешком, любуется красотой пейзажа… Но такой человек попадает в среду обывателей, где даже «самая талантливая» семья оказывается бездарной. Ему не с кем поговорить, поделиться своими мыслями. Осознавая, что останется непонятым, Старцев все больше отгораживается от общества города С.
Герой не может реализовать свои способности, претворить в жизнь мечты, он разочаровывается и черствеет. В конце произведения он превращается в «Ионыча». Теперь его именно так называют окружающие. Он больше не ходит пешком, а несется по городу на богатой тройке. Больные раздражают Ионыча, он груб с ними и нетерпелив.
Единственное развлечение в его жизни – считать в конце рабочего дня «бумажки» и отвозить их в банк. Так детали, подчеркивающие материальное богатство героя, передают в то же время его духовную бедность.
Таким образом, в любом рассказе А.П.Чехова мы найдем яркие, выразительные, наполненные глубоким смыслом детали
Уделяя особое внимание точности в подборе описаний, писатель смог создать настолько емкие и запоминающиеся образы, что многие из них стали нарицательными и не потеряли своей значимости даже сегодня
Главные герои и их характеристика
Для усиления выразительности текста автор использует говорящие фамилии. Брюзжалов – от слова «брюзжать», то есть ворчать. Червяков – от слова «червь», то есть фамилия берет свое начало от ничтожного и слепого животного. Значит, герой подразумевается автором, как жалкое, беспомощное насекомое.
Иван Дмитриевич Червяков
– экзекутор. Внутренний мир персонажа такой же узкий, как червь: он ограничивается службой. Больше всего его беспокоит мнение общества о нем, а уж мнение вышестоящих он чтит, как закон. Когда он нечаянно чихнул, он воспринял это, как ужасную катастрофу. Его настолько взволновала реакция генерала, что он ее попросту придумал, наградив самыми жуткими красками. Значит, жизнь у него настолько пуста, что, кроме службы, его ничего не волнует. Он дошел до полного самоотречения во имя «прислуживания» вышестоящим чинам. По сути, его внутренний мир – это проекция внешнего: его формы, его положения, его статуса в обществе. Личного у него нет, он полностью приспособился к внешним обстоятельствам, похоронив свою индивидуальность. Выделяться для него – тяжкий грех. Он хочет не самовыражаться, а выражать чьи-то интересы. Образ главного героя в рассказе Чехова «Смерть чиновника» открывает тему маленького человека, распространенную в русской литературе. Персонаж унижен обществом, забит своим вечно подчиненным положением. Он полностью зависим от воли начальника и его готовности дать соизволение на что-либо. Постепенно он научился прислуживаться, а не служить, чтобы хоть как-то обеспечить себе и семье стабильность. Он настолько вжился в эту роль, что перестал видеть очевидные вещи и чувствовать что-то, кроме приниженности. Эволюция персонажа, которую мы лишь угадываем, оказывается деградацией личности до уровня безличного клерка. В нем не осталось ничего человеческого, только перечень должностных инструкций и норм приличий, которые он доводит до гротеска. Даже описания Ивана Дмитриевича Червякова в тексте нет.
Бризжалов
(статский генерал по ведомству путей сообщения) – почтенный и уважаемый чиновник, привык к безоговорочному повиновению. Однако ему неловко всерьез обсуждать тему поступка Червякова, он хочет сделать вид, что ничего не произошло. Но назойливость виновника инцидента выводит его из себя. И без того не слишком любезный к нижестоящему коллеге сановник грубо выгоняет его, теряя человеческий облик. Он кричит, ругается, теряет всю свою холодность и мнимую воспитанность. Неумение сдерживать свои эмоции выдает в нем типичного самодура, который то и дело срывается на своих подчиненных. Характеристика Бризжалова – это его пост. Он тоже лишен индивидуальных черт и предстает перед нами лишь очередным носителем признаков той или иной должности.
Роль художественной детали в рассказе Чехова «Хамелеон»
(1 вариант)
А.П. Чехова по праву считают мастером художественной детали. Точно и метко подобранная деталь – свидетельство художественного таланта писателя. Яркая
деталь делает фразу более емкой. Огромна роль художественной детали в чеховском юмористическом рассказе «Хамелеон».
Полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь вместе с городовым Елдыриным, одет в новую шинель, которая превращается в тексте рассказа в важную деталь, характеризующую состояние полицейского надзирателя.
Считая, что такая невзрачная собака не может быть генеральской, Очумелов вновь ругает ее: «У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…» Но предположение человека из толпы о принадлежности собаки генералу теперь уже внушает Очумелову страх за те слова, которые он только что произнес. И здесь, чтобы передать настроение персонажа, автор опять использует художественную деталь. Надзиратель говорит: «Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…» Здесь пальто как бы помогает герою скрыться от собственных слов. В финале произведения пальто Очумелова вновь превращается в шинель, в которую запахивается герой, продолжая свой путь по базарной площади. У Чехова нет лишних слов, и поэтому важен тот факт, что новая шинель в разговоре Очумелова превращается в пальто, то есть происходит намеренное снижение роли предмета самим героем. Действительно, новая шинель выделяет Очумелова как полицейского. Но функция пальто – иная, с помощью данной художественной детали писатель характеризует персонажа.
Следовательно, художественная деталь помогает писателю глубже проникнуть в психологию героя, а читателю увидеть изменяющееся состояние и настроение персонажа.
(2 вариант)
Художественная деталь помогает автору создать характер героя. Такой характеризующей деталью может быть говорящая фамилия, вовремя и невовремя сказанное слово героя, подмена слов, их перестановка, предмет одежды, мебели, звук, цвет, даже выбор животного, ставшего названием произведения.
Важно
Первое, что бросается в глаза – фамилия полицейского надзирателя. Почему Очумелов? Может быть, именно потому, что, очумев, растерявшись, герой произведения не знает, что ему делать, на что решиться. Следующий интересный факт, как и всегда у Чехова, завуалирован, скрыт, его не сразу увидишь.
Среди первых реплик Хрюкина (тоже говорящая фамилия) есть одна особенно близкая Чехову-сатирику: «Нынче не велено кусаться!» Вроде бы речь о собаке, но и правительственной политике чуть-чуть досталось. Очумелов не поворачивается, а, как и положено военному человеку, «делает полуоборот налево» и вмешивается в происходящее.
Окровавленный палец Хрюкина, поднятый вверх, «имеет вид знамения победы» человека, полупьяного золотых дел мастера Хрюкина, над собакой, белым борзым щенком с выражением тоски и ужаса в слезящихся глазах.
Хрюкин обращается с собакой так, как если бы это был обидевший его человек, у которого он требует удовлетворения, морального, материального, юридического: «сорву я с тебя», «пущай мне заплатят», «ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете».
Бедное животное в зависимости от того, чьим его считают, то собираются истребить как бешеную пакость, то величают нежной тварью, цуциком, собачонкой. Только ведь не только к собаке меняется отношение у Очумелова, но и к Хрюкину, которого она покусала, потому что он ей в морду тыкал цигаркой для смеха, и к предполагаемому хозяину.
То Хрюкина обвиняют в том, что он сам «расковырял палец гвоздиком», чтобы «сорвать», то советуют дела этого так не оставлять, «нужно проучить», то его иначе как свиньей и болваном не называют и уже грозят ему, а не собаке. Степень волнения Очумелова отражает то надеваемая, то снимаемая новенькая шинель, так как его то знобит от волнения, то бросает в жар.
Художественная деталь в рассказе Чехова характеризует и Очумелова, и Хрюкина, и собаку. Она помогает читателю понять авторскую точку зрения, заставляет быть внимательнее.
Особенности раннего творчества Чехова
Раннее творчество Чехова включает в себя в основном юмористические произведения. Это такие рассказы, как «Письмо к учёному соседу», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Жених», «Хамелеон» и др.
В этих произведениях автор высмеивает человеческие пороки: лицемерие, скупость , чинопоклонство. В рассказе «Толстый и тонкий» описывается, как встретились два гимназических приятеля. Искренне обрадовались встрече, начали разговор, но выяснилось, что у толстого чин гораздо выше. Узнав об этом, тонкий сразу начинает лебезить перед своим бывшим товарищем. И вся радость встречи пропадает.
Или герой рассказа «Хамелеон», полицейский надзиратель Очумелов, который меняет свою точку зрения в зависимости от меняющейся ситуации. Сам рассказ «Хамелеон» занимает немногим более одной страницы, вызывает смех, но читатели видят в поведении героя проявление и своих недостатков.
Или другой рассказ — «Жених». В нём изображён молодой человек, без ума влюбленный в свою невесту – белокурую красавицу Варю. Жених провожает Варю на поезд, даёт ей с собой 25 рублей, однако, несмотря на светлое чувство к своей невесте, не забывает взять у неё расписку. Что это?
Особенности творчества Чехова этого периода как раз и заключаются в создании произведений, рассказывающих о быте разных людей, высмеивающих их пороки, но заставляющие читателей обращаться к миру собственной души, видя недостатки и своего поведения.
В середине 80-х годов XIX столетия Чехов, уже ставший к тому времени профессиональным врачом, входит в большую русскую литературу. Его имя становится известно читателям, а его рассказы начинают пользоваться невероятной популярностью.
Мастерство Антона Чехова в использовании художественной детали
В период литературной деятельности Антона Павловича Чехова, обязательным элементом учебы всякого начинающего писателя было освоить способ использования художественных деталей. Такая составляющая казалась обязательным свойством «литературности».
Удивительно, но буквально одна фраза у Чехова может сказать все о характере человека. Писатель целенаправленно и безотказно пользовался этим средством при создании произведений. Одной только деталью автор способен раскрыть особенность характера, отразить фон повествования, добиться художественной конкретизации.
Продолжительная работа в юмористических журналах помогла автору хорошо отточить мастерство рассказчика. Писатель научился в относительно небольшой объем произведения втискивать максимум содержания
А так как в маленьком рассказе отсутствует возможность устраивать обширные описания, уделять внимание внутренним диалогам, то основную смысловую нагрузку несет в себе художественная деталь
Основные события жизни и творчества А.П. Чехова
Антон Чехов родился 17 июля 1860 г. в Таганроге. Он был третьим ребенком в многодетном купеческой семействе, у него было 4 брата и сестра. Дед его был крепостным, откупившимся от помещика и получившим вольную, отец имел лавку с бакалейными товарами, в которой ему помогали с детства сыновья. Глава семьи был набожным, и дети по его настоянию занимались хоровым церковным пением.
Антон пошел в 1868 г. в греческую школу, после перевелся в городскую гимназию. В годы учебы он начал пробовать сочинять, выпускал юмористический журнал, увлекался чтением и с 13 лет театральными постановками, нарушая запреты посещать театр гимназистам, под их влиянием написал свою первую драму в 18 лет.
В 1876 г. разорившийся отец, спасаясь от кредиторов, уехал в Москву. Антон остался в Таганроге, чтобы распродать оставшуюся домашнюю утварь и окончить учебу, подрабатывал частными уроками, часть заработанных денег отправлял семье. После окончания гимназии в 1879 г. уехал в Москву, где успешно сдал экзамены на медицинский факультет университета. В годы учебы уже с первого курса начал подрабатывать написанием небольших рассказов в юмористических изданиях«Будильник», «Осколки», «Стрекоза» и др., подписываясь многочисленными псевдонимами, среди которых были «Человек без селезенки», «Дон Антонио», «Антоша Чехонте» и др.Первым опубликованным рассказом было «Письмо ученому соседу». Причем Антон Чехов был прилежным студентом, не пропускал занятия, литературным творчеством занимался по ночам.
С 1883 г. к Чехову пришла популярность, когда он «ради куска хлеба» сотрудничал одновременно с 6-7 грошовыми изданиями, получая по 8 коп. за строчку. Иллюстрировал его рассказы брат Николай, учившийся на художника. За время учебы в университете написано более 200 рассказов, фельетонов и сцен. «Кроме романа, стихов и доносов я все перепробовал», — напишет Чехов. Все написанное в эти годы он будет называть «мелочишками». Произведения Чехова впервые вышли в 1884 г. отдельным сборником «Сказки Мельпомены».
Еще студентом Чехов практиковал в Воскресенской больнице под Москвой, где после завершения обучения в 1884 г. работал земским врачом, после возглавлял больницу в Звенигороде. Постепенно Чехов отходит от сотрудничества с юмористическими журналами, его произведения становятся более серьезными. В 1885 г. 25-летний Чехов познакомился с А. Сувориным, издателем крупнейшей газеты «Новое Время», который предложил высокие гонорары с условием, что все произведения будут подписаны подлинным именем. С этого времени к Чехову пришла настоящая слава. Для литературного толстого журнала «Северный вестник»он написал в 1888 г. повесть «Степь», в 1889 г. «Скучную историю». В 1888 г. получил Пушкинскую премию за сборник «В сумерках».
В 1890 г. Чехов, несмотря за то, что был болен туберкулезом, предпринял длительную поездку на «остров-тюрьму» Сахалин, отправился добровольно туда, куда отправляли преступников на каторгу. Пробыл в пути 2 месяца и 22 дня, сначала по железной дороге до Тюмени, далее на конных повозках по бездорожью и распутице. На Сахалине он изучал жизнь каторжан и ссыльных, провел почти полную перепись населения острова, опросив лично более 10 тыс. человек. Свои впечатления Чехов отразил в книге «Остров Сахалин» и других произведениях. Обратный путь совершил из Владивостока до Одессы на пароходе «Петербург», побывал в Сингапуре, Гонконге, на Цейлоне, в Константинополе.
В 1892 г. Чехов приобрел имение Мелихово, где проявил себя в общественной деятельности: построил три школы, организовал бесплатный медицинский пункт, хлопотал о строительстве железной дороги. Во время эпидемии холеры выполнял обязанности земского врача в 26 деревнях, на 4 фабриках и монастыре. В Мелихово Чеховым написано множество произведений, в том числе «Маленькая трилогия», пьесы «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и др. С 1989 г. начал сотрудничать с Московским художественным театром.
В 1899 г.купил дом в Ялте, чтобы жить в благоприятном для лечения туберкулеза климате. В 1899 г. и 1903 г. выходят в двух томах произведения Чехова. В 1900 г. был удостоен звания почетного академика, от которого отказался в 1902 г. в знак протеста против аннулирования указом Николая II этого звания у М. Горького. В 1901 г. женился на Ольге Книппер, ведущей актрисе МХАТа. В 1904 г. из-за обострения туберкулеза уехал лечиться в Германию, где умер 2 июля. Погребен Антон Павлович Чехов на Новодевичьем кладбище.
Только усвоенная информация становится знанием. В этом вам помогут онлайн-курсы
Сочинение 3
Писатель Чехов большое место отводил рассказам среди своих произведений. Такой род творчества характеризуется бурной чередой происшествий и очень маленьким объемом содержимого. В связи с этим использование детального повествования в тексте сложно.
Писатель с целью изложения задумки и значения в произведениях применяет художественную деталь. Использование не выделяющегося детального описания, но с глубоким подтекстом, и превратила Антона Павловича в индивидуума среди всех писателей.
Мелочи дают возможность автору выразить глубокое значение рассказов, продемонстрировать настоящие характеры и стремления героев, воплотить события в натуральном виде.
В рассказах писателя можно заметить многозначительные, привносящие особенный глубочайший смысл подробности. Писатель постоянно проявлял повышенный интерес к описаниям образов и их манере поведения. У него получилось придумать большое множество чрезвычайно подлинных, всеобъемлющих и незабывающихся персонажей, ролей с национальным колоритом таким образом, что большинство этих образов стали известными.
Примером является рассказ «Хамелеон», рассказывающий о надзирателе Очумелове и бедной дворняжке. Автор проводит аналогию главного героя и хамелеона, так как при изменении условий у обоих изменяется «цвет». У надзирателя варьируются эмоции от боязни до отваги. Интересы высокодолжностных персон зависят от решения Очумелова, из-за этого его то бросает в пот, то становится жарко. Моментом, передающим эти колебания является шинель, которую то надевает, то снимает герой.
Одним из красочных произведений, высмеивающим преклонение высокопоставленным должностям, можно назвать рассказ «Смерть чиновника». Деталью неоправданного страха в нем является вицмундир. Этот предмет одежды превратился во вторую кожу Червякова, он прирос к ней и пропитал страхом.
В рассказе «Человек в футляре» писатель постоянно акцентирует внимание на затворническую жизнь Беликова. Подробности портрета будто сковывают, закрывают персонажа в футляр
Очки и зонт он носит в чехле, ворот поднимает как футляр. Жилище героя также схоже на футляр. Беликов все время переживает и боится, что что-то произойдёт. Спокойствие приходит к персонажу только когда он попадает в вечный «футляр» – гроб. Художественная деталь дает возможность обывателю осознать мысль, которую пытается донести писатель. Писатель насмехается над тем жизненным образом, в котором люди загоняют себя в «футляр» из-за страха.
Следовательно, художественная деталь дает возможность Чехову описать внутренние переживания человека, его мир, продемонстрировать психологические процессы. Это означает, что употребление подробностей в рассказах дает возможность Антону Павловичу усилить аллегоризм изложения.
6 класс
Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве
Будущий русский писатель и драматург родился в городе Таганроге в январе 1860 года. Его отец был купцом 3-ей гильдии и держал маленькую лавочку, в которой можно было купить всё — от продуктов до предметов быта.
Семья была многодетной. Позже Чехов признавался, что детство его сложилось трудно: вместе с братьями и сестрой он помогал отцу, поэтому совмещал работу и учёбу. На детские игры и шалости времени не оставалось.
Антон рано начал писать, его первая пьеса была написана, когда Чехов был ещё учеником гимназии. Он издавал юмористические журналы, в которых придумывал подписи к рисункам, писал рассказы и сценки.
В 1879 году в жизни Чехова происходит важное событие: он поступает на медицинский факультет Московского университета. При этом жизнь будущего врача в Москве складывается непросто: Чехов беден и, чтобы заработать себе на кусок хлеба, начинает искать литературную подработку – пишет короткие юмористические рассказы под псевдонимом «Антоша Чехонте» и другими не менее смешными именами
Эти рассказы постепенно начинают пользоваться популярностью. Позже писатель соберёт все свои ранние произведения в два сборника, которые назовёт «Пёстрые рассказы» и «Невинные речи».