Действие первое
Действие начинается в имении, расположенном где-то в глубинке России. На улице месяц май, цветут вишни. В доме, где пройдет вся пьеса, ждут хозяев. Горничная Дуняша и купец Лопахин беседуют в их ожидании. Лопахин вспоминает, как подростком получил по лицу от отца, торговца в лавке. Любовь Раевская (одна из тех, кто должен приехать) успокаивала его, называя мужичком. Сейчас он поменял свое положение в обществе, но в душе так и остался принадлежать к мужицкой породе. Он засыпает при чтении, не видит прекрасного во многих вещах. Конторщик Епиходов приходит с цветами, он смущается, роняет их на пол. Уходит конторщик быстро, неуклюже роняя при этом стул. Дуняша хвастается, что Семен Епиходов сделал ей предложение.
Через комнату проходят приехавшие и их сопровождение. У помещицы Раневской Любови Андреевны две дочери: родная Анна, семнадцати лет, и приемная Варя, двадцати четырех лет. Вместе с ней приехал брат – Гаев Леонид. Хозяева радуются встрече с домом, на них нахлынули приятные воспоминания прошлого. Из разговора с сестрой выясняется, что Варя ждет предложения от Лопахина, но он оттягивает, молчит. Фирс (слуга) служит хозяйке, как пес, пытается предугадать все ее желания.
Купец Лопахин предупреждает хозяев, что имение выставлено на торги. Его продадут, если не предпринять каких-то действий. Лопахин предлагает вырубить сад, разбить землю на участки и продать под дачи. Брат с сестрой против вырубки вишневых деревьев. Фирс вспоминает, сколько всего делали из ароматных ягод. Лопахин объясняет, что дачники – это новый класс, который заполонит вскоре всю Россию. Гаев не верит купцу. Он хвастается возрастом шкафа, которому 100 лет. Он с пафосом обращается к мебели, практически плачет над шкафом. Эмоции вызывают молчание и недоумение присутствующих.
Помещик Пищик надеется на то, что все само собой разрешится. Раневская не понимает, что разорена, она «сорит» деньгами, которых почти нет, не может отказаться от барских привычек.
К молодому лакею Якову пришла мать, она сидит в ожидании сына в людской, но тот не торопится выйти к ней.
Гаев обещает Анне решить сложную ситуацию с садом, найти выход, который позволит не продавать имение. Дуняша делится с сестрой проблемами, но они никого не интересуют. Среди гостей есть еще один персонаж — Петр Трофимов. Он относится к разряду «вечных студентов», не умеющих жить самостоятельно. Петр красиво говорит, но ничего не делает.
История создания
История создания “Вишневого сада” началась в городе Таганроге, где находилось родовое имение Чехова. Отец писателя вынужден был продать свое “дворянское гнездо” ради того, чтобы расплатиться с долгами. Чехов лично испытал всю гамму чувств, связанных с потерей своего имения, поэтому ему с легкостью удалось создать Раневской. Антон Павлович также был знаком и с прототипом героя Гаева – Киселевым А. С., которому также пришлось продать усадьбу, чтобы поправить материальное положение.
И если изначально драматург хотел создать легкую и смешную пьесу, где главным действием должна была стать продажа имения с молотка (этими идеями Чехов поделился в письме к своей жене в 1901 – ом году), то впоследствии ему пришлось отказаться от этого замысла. Наблюдая за процессом обнищания и вырождения дворянства как класса, Чехов не мог игнорировать явный трагизм происходящего и вместо веселой комедии на свет появилось произведение, созданное на основе жизненного опыта и потому правдивое и грустное.
Сочинение: Вишнёвый сад: драма или комедия? (по пьесе А.П. Чехова)
Произведение А. П. Чехова «Вишнёвый сад» уже много лет провоцирует споры на тему: «Драма это или же комедия?». Сам Чехов настаивал, что его пьеса является комедией, но многие критики настаивают на обратном. Мы попробуем прийти к выводам самостоятельно, проанализировав некоторые детали.
Первое, на что стоит обратить внимание, — это герои. Антон Павлович описывает их карикатурно, каждому присваивает характеристику, высмеивающую его
Петя Трофимов — “вечный студент”, Епиходов — человек “двадцать два несчастья”, слуга Яша ведёт себя так, словно он из высшего общества. Поведение их нелепо и смешно, что свойственно комедии.
Но попробуем посмотреть на историю под другим углом и понять Раневскую. Её судьба трагична. Дом, где она выросла, где прошло её счастливое детство, хотят продать. Сад, который она любит всем сердцем, предлагают вырубить. Она потеряла любимого сына. Это доставляет сильную боль. И её поведение (то, как она игнорирует Лопахина, устраивает бал в день торгов и приглашает туда оркестр) можно объяснить тем, что она хочет забыться, не думать о плохом, как можно дальше оттянуть момент прощания, ведь в глубине души она понимает, что другого исхода не будет.
Второе — сюжет. Трагичный сюжет! Потому что на протяжении всей пьесы мы волнуемся о том, как же закончится эта история
Решится ли Раневская на предложение Лопахина вырубить сад? Или его продадут? А если продадут, то кому? Сюжет заставляет нас волноваться, и не важно, сочувствуем ли мы Раневской или презираем её
Но в этой истории всплывают и юмористические ситуации. Любовь Андреевна — почти нищая, но совсем не ценит денег. Она раздаёт их всем попрошайкам, ест лучшую еду, устраивает праздники. В одной сцене она отдала свой кошелёк прислуге Яше, во второй — “случайно” рассыпала их по земле: “Ну, посыпались…”. В конце произведения она получает деньги от богатой родственницы, но вы верите, что её жизнь от этого изменится?
И наконец, поговорим о смысле пьесы. Чехов сравнивает вишнёвый сад с Россией. Мир вокруг него меняется, а он остаётся прежним. Значит ли это, что нужно меняться вместе с ним? Или стоит сохранить то, что уже и так прекрасно? Автор выбирает первый исход. И не понятно — трагичен он или нет. Произведение было написано в 1903 году. Тогда общество было разобщено, мнение одних не сходилось с мнением других. После революции 1905-1907 годов было ограничено самодержавие, и это послужило отправной точкой к будущим изменениям государства. Были ли они к лучшему? На этот вопрос нет однозначного ответа.
Таким образом, “Вишнёвый сад” является трагикомедией — жанром, в котором сочетаются элементы комедии и трагедии.
Предыдущая
СочиненияСочинение: Характеристика Наташи Ростовой в романе-эпопее «Война и мир» (+ таблица)
Следующая
СочиненияСочинение: Характеристика Кутузова в романе-эпопее «Война и мир» (+ таблица)
«Вишнёвый сад» — драма, комедия или трагедия?
Антон Павлович Чехов заставляет своих читателей и зрителей включать голову и думать с первого взгляда на обложку книги, на афишу спектакля. Нешуточные дебаты о жанре произведения разгорались и в 1903 году, когда пьеса была написана. Продолжились они и в 1904 году, когда состоялась премьера постановки в Московском художественном театре.
Сам Чехов позиционирует данное произведение как комедию. Он включает таких персонажей как Шарлоту, которая показывает фокусы и смешит всех, Епиходова, вечно попадающего в невероятно занятные истории. Но хоть все пытаются шутить по пьесе, она все равно приобретает оттенок печали и боли.
Ситуация в которую попадают герои пьесы Раневская, Петя и Аня, Гаев, больше похоже на трагедию. Хозяева разорены, и им приходится продать имение, главным украшением которого является вишневый сад. И хоть вишневый сад и в запустении, за ним некому ухаживать, прощание с родным местом болезненно и каждый теряет частичку себя. Раневская признается «…Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…». Так же можно заметить, что персонажи просто прикипели к месту и не хотят с ним расставаться, но уже пора.Купец Лопахин предлагает Раневской вырубить вишневый сад и сдавать землю в аренду. Так можно выплатить долги, но та наотрез отказывается, она против вырубки сада. Ведь сад – это ее молодость. Раневская цепляется за прошлое изо всех сил. Хочет сохранить сад, но ни чего не делает ради его спасения. По итогу поместье продается, они слышат звук топора и каждый прощается с этим местом. И Раневская говорит, что даже испытала от этого облегчение. Ведь теперь не из-за чего переживать. Аня и Петя прощаются с прошлым и надеются на лучшее будущее. Но в воздухе висит неопределенность, туманность будущего.
Весть трагизм в пьесе больше напущен и это из-за такого «двойного» окраса персонажей. Они плачутся, сокрушаются и горюют, но по большому счету им все равно. Они ни чего не делают для исправления ситуации. Раневская лишь тратит деньги. Петя только и занят тем что ведет праздные разговоры о том, что надо работать, а сам же за пять месяцев так и не делает ничего. Чехов показывает нам его вечным студентом. Гаев же услышав звук бильярдных шаров, забывает обо всем.
Но у каждого персонажа пьесы идет своя напряженная внутренняя борьба, которая по значимости важнее всего того, что происходит «за шторами глаз». Именно эта бессловная внутренняя битва заставляет сопереживать героям пьесы.
Судить о жанре “Вишневого сада” — однозначно нельзя ни в коем случае. И несмотря на сомнения, стоит довериться автору. Путь это и комедия, но комедия сквозь слезы и душевную боль. И боль эта у каждого главного героя своя.
Всей пьесой Антон Павлович Чехов приглашает всех нас: и актеров, и режиссеров, и каждого из нас, да и самого себя, на очень важный для каждого разговор: а наполнена ли жизнь моя смыслом? Дела рук моих приносят ли пользу? Не стрекозы ли мы из басни Крылова, одурманенные ароматом цветущей по весне вишни?
10 класс
Проблема жанра. Внешний сюжет и внешний конфликт
Для анализа пьесы необходим список действующих лиц, причем с авторскими ремарками-комментариями. Приведем его здесь полностью, что поможет войти в мир «Вишневого сада»; действие происходит в имении Любови Андреевны Раневской. Итак, действующие лица пьесы:
Проблема жанра. Жанровая природа «Вишневого сада» всегда вызывала споры. Сам Чехов назвал ее комедией — «комедией в четырех действиях» (хотя и комедией особого типа). К.С. Станиславский считал ее трагедией. М. Горький назвал «лирической комедией». Нередко пьесу определяют как «трагикомедию», «ироническую трагикомедию». Вопрос о жанре очень важен для понимания произведения: он определяет код прочтения пьесы и характеров. Что значит увидеть в пьесе трагикомическое начало? Это значит «в известной степени согласиться с их незаурядностью, счесть их искренне и истинно страдающими, увидеть в каждом из персонажей достаточно сильный характер. Но какие же могут быть сильные характеры у “безвольных”, “ноющих”, “хныкающих”, “разуверившихся” героев?»
Чехов писал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Автор отказал персонажам «Вишневого сада» в праве на драму: они представлялись ему неспособными на глубокие чувства. К.С. Станиславский же в свое время (в 1904 году) поставил трагедию, с чем Чехов не был согласен. В пьесе есть приемы балагана, фокусы (Шарлотта Ивановна), удары палкой по голове, после патетических монологов следуют фарсовые сценки, затем опять появляется лирическая нота. В «Вишневом саде» немало смешного: смешон Епиходов, смешны напыщенные речи Гаева («многоуважаемый шкаф»), смешны, неуместны реплики и ответы невпопад, комические ситуации, возникающие из-за непонимания персонажами друг друга. Пьеса Чехова и смешна, и печальна, и даже трагична одновременно. В ней много плачущих, но это не драматические рыдания, и даже не слезы, а только настроение лиц. Чехов подчеркивает, что грусть его героев часто легковесна, что в их слезах скрывается обычная для слабых и нервных людей слезливость. Сочетание комического и серьезного — отличительная черта чеховской поэтики, начиная с первых лет его творчества.
Внешний сюжет и внешний конфликт. Внешний сюжет «Вишневого сада» — смена владельцев дома и сада, продажа родового имения за долги. На первый взгляд, в пьесе четко обозначены противодействующие силы, отражающие и расстановку социальных сил в России того времени: Россия старая, дворянская (Раневская и Гаев), набирающие силы предприниматели (Лопахин), Россия молодая, будущая (Петя и Аня). Казалось бы, столкновение этих сил и должно породить главный конфликт пьесы. Персонажи сосредоточены на важнейшем событии в их жизни — на продаже вишневого сада, назначенной на 22 августа. Однако свидетелем самой продажи сада зритель не становится: кульминационное, казалось бы, событие остается за рамками сцены. Социальный конфликт в пьесе не является актуальным, не социальное положение действующих лиц главное. Лопахин — этот «хищник»-предприниматель — изображен не без симпатии (как и большинство персонажей пьесы), и владельцы усадьбы ему не сопротивляются. Более того, имение как бы само собой оказывается в его руках, против его желания. Казалось бы, в третьем действии судьба вишневого сада решена, его купил Лопахин. Более того, развязка внешнего сюжета даже оптимистична: «Гаев (весело). В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже. Я банковский служащий, теперь я финансист. желтого в середину, и ты, Люба, как-никак, выглядишь лучше, это несомненно». Но пьеса не кончается, автор пишет четвертое действие, в котором вроде бы ничего нового не происходит. Но мотив сада здесь звучит снова. В начале пьесы сад, которому грозит опасность, притягивает к себе всю семью, собравшуюся после пятилетней разлуки. Но спасти его не дано никому, его больше нет, и в четвертом действии все вновь разъезжаются. Гибель сада привела к распаду семьи, разбросала, развела по городам и весям всех бывших обитателей имения. Наступает тишина — завершается пьеса, смолкает мотив сада. Таков внешний сюжет пьесы.
Почему Чехов назвал пьесу «Вишнёвый сад» комедией
*** Внимание! Перепечатка данной статьи с целью её размещения на страницах других интернет-сайтов либо в офф-лайн изданиях (газеты, журналы) — запрещена. Чехов своё произведение «Вишнёвый сад» называл комедией
Хотя многие его современники восприняли действия, происходящие там, трагедией. Что послужило такому расхождению мнений по поводу этого произведения?
По сути, к трагедии можно отнести произведение, которое отвечает некоторым требованиям и содержит такие элементы, как трагическое мировосприятие главного героя, наличия конфликта между ним и обществом, который практически невозможно разрешить, особый мир, окружающий действующих лиц. Кроме того, окончание всегда также тяжёлое, — главный герой либо погибает, либо разрушаются его устои и принципы. Если учитывать эти параметры, произведение Чехова никак не подходит под трагедию.
Герои данной пьесы представлены вниманию как люди, полные противоречия, их жизнь нельзя расценивать однозначно. Чехов постарался показать их жизнь с точки зрения иронии, даже в какой-то степени, фарса. Ни одного из них нельзя назвать личностью с большой буквы. Их жизни настолько бессмысленны, а они сами обладают таким количеством недостатков и слабостей, что особенными назвать этих людей трудно. Взять, к примеру, Раневскую, которая отличается излишней сентиментальностью и легкомысленностью, когда её муж скончался от шампанского, особого горя и сострадания она не вызывает.
В пьесе описаны изменения, которые сопровождают смену эпох, дворянство постепенно теряет свою власть, уходя в прошлое. Начинается новое время, где место находит себе такая социальная группа, как русская буржуазия. Причём автор рассматривает эти явления, как сами собой разумеющиеся, всё происходит вполне закономерно, по его мнению. Никакой трагедии в этом нет. Поэтому и состояние мира в пьесе сложно назвать трагичным.
Да, время главных героев постепенно уходит, а привычный мир меняется. Но они не готовы меняться вместе с ним, бороться, выигрывать, или хотя бы произвести какие-то попытки противостояния новому правлению. Наоборот, они уходят от проблем, стараясь их не замечать, надеются на то, что само всё образуется, что весьма легкомысленно с их стороны. Это произведение описывает обычную жизнь обычных людей, в которой не нашлось места личным ярким мнениям, борьбе, новым идеям, даже герои не имеют никакой харизмы, характера.
«Вишнёвый сад» — произведение, которое воспринимается двояко. Она содержит в себе смех и грусть одновременно, но в то же время эта грусть более наигранна. Кроме того, там можно найти много фарса, который выражается в репликах Гаева, которые абсолютно не к месту, или в фокусах Шарлотты и промахах Епифанова. Комична сцена со шкафчиком, когда перед ним произносит речь Гаев, не выпуская изо рта леденцы, или Раневская, которая его умиленно целует.
Но конец пьесы всё-же немного трагичный, возникает некая необъяснимая грусть, когда главная героиня, прощаясь с домом и садом, по сути оставляет в прошлом свою жизнь, молодость, воспоминания, счастье… Будущее её весьма грустное. Зато Анна и Петя Трофимов готовы к новым свершениям, и идут в новую жизнь с верой в лучшее.
Жанр
Определить жанр “Вишневого сада” непросто. Сам Чехов считал свое произведение комедией, но с его мнением категорически были не согласны литературоведы и театральные критики, которые относили пьесу к жанру трагикомедии или драмы. Возможно, именно это жанровое своеобразие обеспечило произведению успех.
К тому же пьеса изобилует элементами нового направления, так называемого, “театра абсурда”. Реплики героев очень часто не имеют никакого смысла и логической связи. Они обращены в никуда, словно люди разговаривают сами с собой. Эта антидрама изобилует разрушенными диалогами и несостоятельностью коммуникации. Отчуждение личности от общества, глобальное одиночества каждого человека в мире – вот суть экзистенциальной проблемы, которая также присуща театру абсурда.
Предыдущая
СочиненияГлавные герои «Горе от ума» характеристика и цитаты персонажей произведения Грибоедова списком
Следующая
СочиненияГлавные герои «В дурном обществе» характеристика персонажей рассказа Короленко
Смысл названия пьесы «Вишневый сад» – кратко
Смысл названия «Вишневый сад» кратко можно изложить в нескольких строках. Автор позиционирует дворянское имение как центр пьесы. В саду прошла жизнь большинства главных героев, для них он является родным домом. Это ключевой символ, присутствующий в каждом действии, разговоре. В смысл названия «Вишневый сад» автор вкладывает различные чувства и эмоции героев:
- Раневская, Гаев. Уходящая эпоха, безвозвратность прошлого. Персонажи провели здесь счастливое детство, поместье связано с их предками. Для Любови Андреевны потеря сада равносильна потере истории своей жизни. Она не хочет принимать предложение продать сад, хватаясь за воспоминания о прекрасных днях. Автор намекает, что владельцы самостоятельно довели усадьбу до плачевного состояния. Они могли ухаживать за имением, не тратить деньги, развивать свое родовое гнездо. Герои поздно получили жизненный урок, вернуть поместье было невозможно. Писатель проводит параллель между царской властью и владельцами сада. Он считает, что именно государство и его политика виноваты в грядущем распаде страны;
- Анна Раневская. Девушка считает вишневый сад своим теплым детским воспоминанием, но она представляет прогрессивную молодежь. Анна понимает, что усадьбу не вернуть, на восстановление у семьи нет денег;
- Лопахин. Автор противопоставляет героя владелице поместья. Он не является негативным персонажем, адекватно воспринимает ситуацию. Для обеспечения нормального будущего необходимо вырубить деревья. Лопахин символизирует настоящее время;
- Лакей. Олицетворение поместья. Антон Павлович предполагает, что после потери имения Фирс не сможет продолжать жизнь. Он слишком привык к саду.
Название произведения указывает на то, что усадьба – это переломный момент, важнейший выбор для каждого персонажа. Герои оказываются на распутье – они могут двигаться дальше или продолжать хвататься за прошлое.
Вариант №2
Антон Павлович Чехов известен нам, прежде всего, как мастер юмористического рассказа. В жанре комедии ему не было равных. В своих произведениях под маской юмора он высмеивал человеческие пороки.
Изначально пьеса «Вишневый сад» была задумана Чеховым как драма, но впоследствии он отнес ее к комедии. Критики-литературоведы до сих пор ведут спор по поводу принадлежности произведения к какому-либо конкретному жанру. Стоит разобраться в этом вопросе.
Безусловно, в пьесе присутствуют все признаки драматического начала. Социальный конфликт здесь налицо. Родовое имение продают за большие долги. Хозяйка оказалась слишком расточительной. Все банально. Большую часть территории занимает вишневый сад, за которым уже давно никто не ухаживает, да и некому это делать. Хозяйка имения Раневская проживает за границей с младшей дочерью, а в доме остался родной брат с ее приемной дочерью. Купец Лопахин – единственный здравомыслящий персонаж пьесы. Он предлагает Раневской самый оптимальный способ: разделить землю вишневого сада и как можно выгоднее распродать. Но хозяйка слишком уж сентиментальна, живет какими-то глупыми надеждами на безбедное и беззаботное будущее. Она отказывается от такого предложения.
Принадлежность пьесы к жанру трагедии также не стоит исключать. Ведь, несмотря на многие комические образы и нелепые ситуации, на самом деле суть их печальна. Например, Петя Трофимов представляет собой будущее, так как это молодой человек, казалось бы, подающий большие надежды. Но Чехов называет его «вечным студентом». Здесь слышна ирония автора. Антон Павлович не принимал таких пустословов всерьез. Монологи Пети Трофимова полны решительности и преобразований, но это на самом деле только «высокие» слова. Образ Раневской также показан с долей трагизма. Эта вечна хандрящая и ноющая дама вызывает, в конце концов, раздражение, а не сочувствие.
В произведении есть чисто комедийные персонажи. К ним можно отнести слуг Дуняшу и Яшу, гувернантку Шарлотту Ивановну, Епиходова. Они на самом деле глупы, выглядят и поступают нелепо и бездумно. Говоря о принадлежности пьесы к жанру комедии, стоит подтвердить мысль некоторых критиков о том, что это «новая комедия», созданная Чеховым.
Споры о принадлежности произведения к тому или иному жанру продолжаются и по сей день. В итоге нельзя не согласиться с самим автором, который все-таки задумывал пьесу как комедию в новом стиле. Этот «обновленный» жанр не исключал одновременного смешения нескольких начал: комедийного, драматического и трагического.
Вишнёвый сад — драма, комедия или трагедия?
Сейчас читают:
Ольга и Штольц История любви в романе Обломов сочинение
Просто категорически нельзя не отметить тот факт, что одной из главных сюжетных линий романа «Обломов» становяться отношения Ольги Ильинской и Андрея Ивановича Штольца. Пожалуй это два самых ярких, идейных, самостоятельных, деятельных человека, которые,
Характер Катерины в пьесе Гроза сочинение
Катерину Кабанову можно назвать главной героиней пьесы «Гроза». Она, по словам критика Белинского, является «лучом света в темном царстве». Город Калинов, где она живет вместе с мужем, свекровью и сестрой мужа, не отличается чистой нравов и быта.
Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал (9 вал) 7 класс
Академик живописи Иван Константинович Айвазовский, почти всю жизнь прожил на берегах Черного моря, в любимой им Феодосии. Ежедневно гуляя по набережной городка, художник общался с моряками больших и маленьких судов стоящих на рейде.
Сочинение Человек в творчестве Горького
В громадном творчестве М
Горький человек, играет главную роль, он считал эту тему важной для себя и анализирует природу поступков человека, во всех своих произведениях, рассматривая каждого своего героя,
Сочинение по картине Левитана Свежий ветер. Волга
Картина, « Свежий ветер Волга », принадлежит кисти знаменитого русского художника Левитана Исаака Ильича, датой написания произведения считается 1895 год
Исаак Ильич, почти все свое художественное творчество посвятил природе.
Сочинение машина (автомобиль) будущего 5 класс
Машина будущего — это классно! Я думаю, что в будущем не будет никаких проблем, все будет удобно для людей, для каждого человека. Пробок не будет совсем! Чуть затор, полицейские будут его у транять, ведь появится больше возможностей для