Что значить жить для героя поэмы м.ю. лермонтова «мцыри»

Подробный гид по смыслу жизни: как его найти и зачем он нужен

В чем смысл жизни Мцыри сочинение

Я считаю, что самое главное в жизни «Мцыри» – это, безусловно, свобода. Будучи пленным с раннего детства, а после – узником монастыря, он с самых первых дней мечтал увидеть чистое небо над своей головой. Но судьба не давала ему такой возможности.

Тем не менее, свободолюбивый герой так и не смог ужиться с кроткими монахами. Он видел сны о долгожданной воле, мечтал поскорее сбросить груз повседневности.

Именно ради свободы Мцыри предал тех, кто спас ему жизнь и решил бежать из монастыря. Несмотря на то, что герой никогда не был свободным (а, следовательно, не знал, как свободой следует распоряжаться), он рискнул жизнью, чтобы сразиться с хищником, который преградил ему дорогу.

Помимо свободы его также одно время волновал образ девушки, но она не смогла стать его фиксированной, постоянной целью. Однако тот факт, что перед смертью герой был счастлив, что прожил три счастливых дня, говорит о том, что самым главным приоритетом для юноши была именно воля. И ничто другое.

Пример Мцыри показывает, что иногда нужно быть осторожнее со своими желаниями. Ведь когда человек, наконец, достигает их, все может сложиться не по плану.

Так или иначе, жизнь героя состояла всего из нескольких дней. Годы детства в плену, а также мучения в храме он считал лишь существованием – мучительным и беспросветным, возврата к которому уже не будет. Сам же барс символизирует тот факт, что мечта человека не всегда бывает достижима – ведь, несмотря на то, что Мцыри одолел его, он получил раны, от которых, впоследствии, скончался.

Для Мцыри было также важно собственное «я», которого служители монастыря, по большому счету, лишены – ведь они живут по распорядку, исповедуют не личную, а общепринятую точку зрения (в данном случае, религиозные постулаты), не мечтают об иной доле и довольны замкнутым пространством. Что же касается молодого человека, для него это оказалось пыткой

Своеобразной тюрьмой, в которую он был заключен против своей воли. Именно поэтому дни, которые Мцыри провел в состоянии побега, показались ему такими счастливыми

Что же касается молодого человека, для него это оказалось пыткой. Своеобразной тюрьмой, в которую он был заключен против своей воли. Именно поэтому дни, которые Мцыри провел в состоянии побега, показались ему такими счастливыми.

И пусть он так и не добрался до своей Родины, он был очень рад, что, никто больше не будет посягать на его личное пространство и ограничивать в действиях.

Тот факт, что во время побега главного героя, идет сильный дождь, обозначает, что в жизни не все так просто, иногда она является вечной борьбой, в которой человек далеко не всегда побеждает. Иногда мир оказывается сильнее. Ведь существуют те обстоятельства, над которыми люди не властны.

Но три дня воли действительно могут быть дороже, чем целая жизнь в заточении.

Родные горы — символ свободы

Для главного героя поэмы Лермонтова именно свобода является символом счастья. Она величайшая из всех ценностей, которую Мцыри хочет получить от жизни.

Еще ребенком Мцыри забрали из родного дома. Но выросший среди дикой прекрасной природы, подросший юноша мог испытывать только неистребимое желание вернуться. Его свободолюбивый нрав жаждал ощутить, как ласкает волосы свежий ветер и устают ноги от долгих горных переходов.

Кавказ — родина и он настоящий сын гор. Это не может изменить размеренная монастырская жизнь. Память мальчика сохранила образы семьи:

  1. Прекрасные гордые профили сестер.
  2. Ласковый голос матери.
  3. Грозный кинжал отца.

Это заставляет думать о свободе с удвоенной энергией, ища способ ее получить. Во имя этой мечты Мцыри готов многое перетерпеть. Он стремится туда, где жила его семья и находятся могилы предков.

Что значит «жить» для Мцыри (по одноименной поэме М. Ю. Лермонтова)

Что значит «жить» для Мцыри. Одна из характерных и важных черт произведений романти­ческой литературы — это» тяготение к фрагментарности. Автор романтического произведения избирает какой-то один, самый яркий, эпизод из жизни героя. Но этот эпизод представляется и изображается автором таким образом, что он раскрывает всю жизнь героя. В романтической поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов рас­сказал о необычной и трагической судьбе мальчика-горца. Цент­ром этого рассказа является одно самое яркое событие его жизни.

Композиция поэмы строится из нескольких, разных по объе­му частей. У каждой из них разный повествователь. Небольшое вступление от лица автора знакомит читателя со старым монасты­рем и с тем, как здесь некогда оказался маленький мальчик, как он рос и готов был уже принять «монашеский обет». Но основное со­держание поэмы раскрывается во второй, которая посвящена опи­санию побега юноши и его недолгой жизни в лесу. Рассказчиком является сам герой, повествование ведется от его лица и включает в себя исповедь Мцыри.

Обе части охватывают разные промежутки времени. Вступле­ние повествует о долгих годах, проведенных мальчиком в монас­тыре, а в исповеди говорится всего лишь о трех днях из жизни ге­роя. Но эти три дня имеют для Мцыри большую ценность, чем предыдущие годы, поэтому и описание их занимает в поэме цент­ральное место. Почему это так? Потому что для Мцыри жизнь де­лится на два периода: время простого физического существования и время настоящей жизни. Настоящая жизнь Мцыри прекрати­лась с того самого момента, как он оказался пленником и был за­брошен в чужой аул. Жить на чужбине он не может, дух его осла­бел, и мальчику легче умереть, чем влачить существование вдали от родных. Чудом оставшись жить, герой продолжает только фи­зическое существование, кажется, что он живет только внешне, а душа его умерла. Плен и чужбина как бы убили в нем человека. Мцыри не веселится с ребятами, ни с кем не разговаривает, про­водит время в одиночестве. Он не живет полной жизнью, а мед­ленно умирает.

Но ситуация меняется на противоположную, когда герой убе­гает из монастыря и становится свободным. Рассказывая старику- монаху о своей жизни на воле, он произносит такие слова: «Ты хо­чешь знать, что делал я на воле? Жил…». Оказывается, что по-настоящему, всей душой и полной грудью герой жил только три дня. Но эти три дня значат для него гораздо больше, потому что это время, когда он чувствует себя свободным. Он покинул тягостный плен, грудь его жадно вбирает вольный воздух, своим домом он считает природу и ее обитателей. Только здесь, среди диких лесов и шумных горных потоков раскрывается душа юноши. В ней про­сыпаются заложенные с детства силы, порывы, мечтания. Оказы­вается, что воспоминания об отцовском доме не стерлись из па­мяти Мцыри, и с шести лет он хранит и лелеет их в сердце. Они ничуть не притупились, а по-прежнему живы. Образ милых скал и горных вершин влечет героя на родину, к месту, где он только и сможет жить по-настоящему.

Жизнь для Мцыри — это не простое прозябание, а непрерывное движение, ветер в лицо и опасность, это постоянная смена чувств и борьба. Вот почему буря и гроза, крутой обрыв и дикий зверь не пугают его, а наоборот, пробуждают в нем жажду жизни, стремление к победе, к достижению мечты.

Для Мцыри «жизнь» — это прежде всего, духовная жизнь в гармонии с природой, это ощущение глубокого внутреннего един­ства с миром. И возможно это на родине, без попытки увидеть ко­торую он не мог и существовать. За один миг свидания с отчизной герой готов отдать все отпущенные ему годы. После неудавшегося побега герой говорит чернецу: «Увы! — за несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял».

Жить для романтического героя – это значит очень тонко и поэтично воспринимать окружающий мир, чувствовать свое един­ство с ним. Это всегда стремиться к свободе и не терпеть любой плен и угнетение. Это постоянная борьба за право отстоять цен­ность и значимость своего духовно богатого внутреннего мира. Это беззаветная любовь к своей родине.

В чем для Мцыри смысл жизни? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (Первый вариант)

Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — свобода и смысл человеческой жизни.

Главный герой поэмы — Мцыри. Его история проста: шестилетним ребенком он попал в плен, был помещен в монастырь, бежал, но сбился с пути, обессилел и больным был опять возвращен в свою тюрьму. Интересно, что этот монастырь сохранился и сейчас. Высоко от пола расположены узкие длинные окна, забранные решеткой — тюрьма! Так и кажется, что вот стоит перед ними худенький подросток и, подняв голову, смотрит туда, где видны вершины его родных гор… Он очень одинок в монастырском плену. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям и духу. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими людьми. Но это примирение — признание своего бессилия. Он не достиг желанной свободы, но она по-прежнему для него — самое дорогое, смысл его жизни:

Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

Поэма построена как монолог-исповедь. Это исповедь Мцыри о трех днях, проведенных им на воле. Мцыри вспоминает о детстве в родном ауле, о красотах родной земли, о встрече с грузинкой, о сражении с барсом, о том, как он оказался опять в монастыре. Особенно ярки его воспоминания и впечатления о полузабытой родине:

Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих, как алмаз, Седой, незыблемый Кавказ; И было сердцу моему Легко, не знаю почему.

Он говорит о том, что только на воле он жил по-настоящему:

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.

Своим побегом он пытался узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». И он понял, что, конечно, для воли. Даже умирая, он признается: Материал с сайта //iEssay.ru

Увы! — за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял.

Сын гор, он не примирился с монастырским пленом, пусть даже спокойным, тихим и благочестивым. Признавая свое поражение, он не чувствует себя побежденным, так как ни с чем не примирился. Он просит похоронить его в саду, откуда виден горячо любимый им Кавказ, и где прохладный ветерок будет напоминать ему о родине:

И с этой мыслью я засну, И никого не прокляну!..

На этой странице материал по темам:

  • чем привлекает меня мцыри
  • мцыри. кто он такой? смысл его жизни?
  • сочинение на тему в чем смысл жизни мцыри
  • сочинение в чем смысл жизни для мцыри
  • сочинение на тему в чем для мцыри смысл жизни/?

Сочинение: Свобода в поэме «Мцыри» (М.Ю. Лермонтов)

Литеровед предлагает вниманию читателей краткое сочинение на тему «Свобода в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри», в котором раскрываются особенности образа Мцыри как романтического персонажа.

В поэме «Мцыри» Лермонтов реализовался как поэт-романтик. Одной из центральных тем романтизма является конфликт свободного человека с обществом.

Поэма рассказывает о судьбе юноши, волей судьбы оказавшегося в стенах монастыря. Автор помещает героя в необычные обстоятельства, в чуждую для него среду. Он живет как послушник, в будущем его ждет судьба монаха. Произведение представляет собой исповедь юноши перед монахом, который заменил ему отца. Он вспоминает день, когда попал в монастырь, размышляет о том, как ему здесь жилось. Он сравнивает монастырь с тюрьмой, которая отняла у него силы, жизнь, родных. Юноша говорит своему спасителю, что у него была когда-то свобода выбора, и он предпочел уйти от мира и стать монахом. У Мцыри такого выбора не было, он никогда бы не постригся в монахи по своей воле. Все годы, проведенные здесь, он жил мечтой о родине, где «люди вольны, как орлы». Жизнь в монастыре не для него.

Когда Мцыри был еще ребенком, его взял в плен русский генерал. В дороге мальчик заболел, и генерал вынужден был оставить его в грузинском монастыре. Старец выходил его, и юноша вырос «душой – дитя, судьбой – монах». Мцыри не может смириться с тем, что его разлучили с родиной, с семьей. Мечта о свободе предельно обострена. Юноша предпочитает смерть жизни в монастыре. Он готов две монашеские жизни поменять на одну короткую, наполненную битвами и тревогами. Рожденный в вольном краю свободным человеком Мцыри обладает пламенной душой, горячим сердцем.

Он не смиряется со своей долей, пытается бежать из монастыря на родину. Мцыри три дня блуждает на воле, где видит красивую девушку, борется с барсом. Он был счастлив эти три дня. Оказавшись на свободе, он вспомнил родной дом, аул, где прошло его детство, отца, сестер. Недалеко от дома в ущелье бежала река, где он любил играть. Когда же он спустя три дня снова оказался у стен монастыря, то испытал жгучее разочарование.

Главное в образе Мцыри – стремление к свободе. Жизнь в монастыре лишила его сил, заставила забыть родину, но не смогла отнять любовь к вольной жизни, впитанную с молоком матери. Все годы, проведенные здесь, он не оставлял мысли вырваться когда-нибудь отсюда. Он сравнивает себя с конем, который всегда находит дорогу домой. Мцыри, выросший в неволе, не справился с этой простой задачей и не смог этого сделать.

В предсмертной речи он не сожалеет о побеге. Эти дни Мцыри жил надеждой увидеть родной дом, обнять родных. Он не смог найти дороги домой, но он вкусил дух свободы. Послушник признается монаху, что без дней, проведенных на воле, его жизнь «была б печальней и мрачней», чем жизнь старика. В этих словах содержится суть всей поэмы. Лучше три дня на воле, чем долгая жизнь в плену. В этом история послушника сходна с калмыцкой сказкой, рассказанной Пугачевым в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

В характере юноши сохранились жизнелюбие и бунтарский дух его предков. Несмотря на то, что он был воспитан монахами, его вольнолюбивая натура взяла свое. В его характере преобладают мужество, гордость. Он ощущает свою близость с дикой природой, которая дарит ему настоящее счастье.

Когда герой вырвался из монастыря, перед ним открылся чудесный величественный мир. Он видит красоты природы и ощущает себя ее частью. Он подобен барсу и орлу, которые не могут жить взаперти, в клетке. Мцыри необходимы горные вершины, стремительные реки, простор, воздух. Они питают его жизненную энергию. Он слишком долго жил в плену и, вырвавшись на волю, погибает, подобно цветку, который рос в тени и был вынесен на солнцепек. Его нежные листья сгорают на солнце. Так же и Мцыри сгорает от впечатлений, полученных на воле. Его слабая психика не выдержала такого количества эмоций.

Герой, вкусив дух свободы, уже не может жить по-прежнему. Ему остается только одно – умереть. Могила его не страшит. Он просит старца вынести его в сад, откуда виден Кавказ. Перед смертью Мцыри еще раз хотел бы его увидеть. Он радуется тому, что его страдания закончатся. Лишенный родины и свободы, он словно рыба без воды, птица без полета, погибает.

Мцыри – это воплощение мечты о сильном свободном человеке, который никогда не смирится со своей участью. Такого человека не пугают трудности и препятствия. Он всегда будет стремиться к своей мечте.

Сочинение на тему: Откуда бежит Мцыри и к чему стремится?

Все материалы с раздела: Сочинения по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

         Главное действующее лицо поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» − юноша-горец с очень необычной и непростой судьбой. В раннем детстве он был пленен. В то время, когда его везли к русскому генералу, он сильно заболел. Генерал понял, что не довезет его в таком состоянии и оставляет в ближайшем монастыре. Здесь ему оказали должный уход и воспитание. Монахи думали, что мальчик привык к своему новому существованию. Они не понимали его душевных стремлений и постоянно оберегали от житейских невзгод и тягот.

         Мцыри сбегает из монастыря. Он улучил момент во время сильной грозы. Чернец, который в свое время крестил юношу, приходит к нему перед кончиной и просит, чтобы юноша покаялся. В противном случае ему не суждено попасть в рай. Но Мцыри ничего не трогает за душу.

         Он относится к монахам, некогда спавшим его, недружелюбно, немного враждебно. Монастырь Мцыри воспринимал как душный и тесный плен. Он вспоминал об однообразии, сумрачных стенах, душных кельях. Монахи окружили его заботой, за что и просили согласиться с их убеждениями. Но это шло вразрез с мечтой Мцыри, которая заключалась в том, чтобы, наконец, узнать, как прекрасна земля. Его цель – понять, для чего человек приходит в этот мир – для тюрьмы или все-таки воли. Именно для этого он и совершает свой побег.

         Во всем чувствуется контрастность между монашеским представлением о смысле жизни и Мцыри. Жить для него – это значит не видеть серых стен монастыря, а любоваться естественным, солнечным светом. Гораздо более приятно дышать свежестью полей и лугов, нежели ежедневно томиться в кельях. Его не пугали ни бури, ни грозы, поскольку это все было живое, настоящее, естественное.

         Мцыри по-своему ощущает этот мир. Для монахов – это самоотречение, покой, отказ от мирских радостей. В этом они видят истинное счастье. Но это не для такого юноши, как Мцыри. Все эти помыслы чужды для него. Он видит смысл существования человека в битвах, опасностях, в постоянном движении. Мцыри не готов обречь себя на добровольную неволю. Лишь такая жизнь, по его мнению, достойна настоящего человека.

         Поэма «Мцыри» — это своеобразный гимн стремлению к свободе. Автор через своего главного героя призывает не поддаваться порабощению, не мириться с рабскими условиями бытия. Нужно иметь активную жизненную позицию, находиться в единении с родным народом, с отеческой природой.

         Если учесть, что поэма была написана в 30-е годы 19 века, то несложно предположить, что она прозвучала как вызов современности. Через Мцыри М.Ю.Лермонтов поведал миру о своих чувствах и переживаниях. Прочитав это произведение, невольно начинаешь задумываться о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире, так часто изменяющемся. Мцыри готов постоянно действовать, он не приемлет апатию. Он был готов на ежедневные подвиги, если они способны изменить мир к лучшему.

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: Сочинения по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Вариант 8

Андрей Болконский — это один из наиболее ярких персонажей романа «Война и Мир», чьи духовные искания и внутренние борьбы вызывают уважение и сочувствие. Мне нравится его стремление к истине и справедливости, его жажда познания и понимания мира.

Пример из литературного текста: Одним из примеров является сцена, где Андрей Болконский говорит о том, что «вся жизнь, все человечество и все земное бытие есть ничто, если сравнить с бесконечностью времени и бесконечностью пространства». Эта мысль, которую он выражает во время обсуждения с бывшим учителем, показывает его стремление к глубокому пониманию мира и его бесконечности. Она также отражает его многогранный характер и духовную глубину.

Пример из жизни: В реальной жизни есть люди, которые, как и Андрей Болконский, стремятся к истине и пониманию мира. Например, мой дедушка был философом и всю жизнь посвятил познанию мира и его законов. Он учил меня, что надо быть открытым к новым знаниям и всегда стараться увидеть глубинный смысл во всем, что происходит вокруг нас. Он также призывал к борьбе за справедливость и к тому, чтобы всегда действовать в соответствии с своими принципами и убеждениями.

Таким образом, Андрей Болконский — это персонаж, который не только вызывает уважение, но и вдохновляет нас к поиску истины и пониманию мира вокруг нас. Его жажда знаний и стремление к справедливости являются примером для нас в жизни, чтобы всегда действовать в соответствии с нашими убеждениями и бороться за то, что мы считаем правильным.

Мне нравится77Не нравится53

Рейтинг сочинений

460

146

70

61

42

30

24

12

История о том, что самое главное в жизни для меня…

Мне 25 лет. Кто-то скажет, что жизнь в этом возрасте только начинается. Кто-то, вероятно, пожмет плечами и отнесет этот возраст к категории «люди столько не живут». Мне же кажется, что это просто идеальный период для того, чтобы заниматься самообразованием. Ты еще не успел «прогнуться» под рамки этого мира, твои заботы не такие уж и обременительные, а рядом всегда есть человек, который поддержит в любую минуту. Открывается целый мир возможностей: саморазвитие, путешествия, спорт, интересная работа, хобби. Если бы не одно «но», которое крепко засело в моей голове.

По натуре я человек довольно меланхоличный, склонный к самокопанию. К счастью, я научилась контролировать «глубину» этого самокопания. Тем не менее, иногда бывают дни, в которые я совершенно убеждена: жизнь проходит мимо меня. Причем эти дни никак не связаны с «праздничками» (очень жаль, ведь тогда можно было бы хотя бы знать, когда они нагрянут). В такие периоды я ощущаю, что ничего не добилась и, что самое страшное, не добьюсь. Руки опускаются, причем особой причины для этого нет. Проходит пару-тройку дней и мотивация, радость к жизни и прочие позитивные моменты вдруг возвращаются. Мир снова становится добрым, люди – улыбающимися, а перспективы безграничными. Именно в такие дни я стараюсь быть максимально продуктивной: спорт, чтение литературы, работа, общение. Иногда кажется, что даже сплю с открытыми глазами. Все потому, что не знаю, в какой момент придет «ОНО» – чувство, что ты маленькая букашка на фоне огромного мира.

Не так давно я задумалась о том, в чем смысл моей жизни. Дала однозначный ответ: в моей семье. Я осознаю, что никто и ничто не вечно. Чаще всего эта мысль приводит в состояние панической атаки. Но бывают моменты, когда я понимаю, насколько счастлива – все мои рядом, они живы-здоровы.

Когда я училась в университете, у нас с одногруппником состоялся весьма интересный разговор. Он, в каком-то смысле, перевернул мое отношение к жизни. Мы обсуждали фильм «Титаник», а точнее, его концовку. Проникнувшись драматичными (а после даже трагическими) событиями главных героев, я недоумевала «Почему Роуз не прыгнула за Джеком?». Ну, правда. Она ведь любила. Она понимала безысходность ситуации (холод, помощи нет). Она видела, что он умер. Наверняка в ее голове мелькнула мысль «Как жить БЕЗ него?». Так почему? Почему она не прыгнула в ледяную воду океана и не осталась с ним. Кто знает, может, на небесах они были бы вместе (да, я верю в подобную «ерунду»).

Одногруппник довольно долго и, надо сказать, терпеливо слушал мои речи. После того, как я «выдохлась», он сказал всего одну фразу. Всего одну, от которой по коже побежали мурашки. «У меня в городе есть больница для онкобольных детей. Ты бы видела их глаза…».

У меня в горле появился ком. Да, жалко. Но причем здесь дети. «Постой, – немного раздраженно сказала я, – ты имеешь в виду желание жить?», одногруппник молча кивнул.

Я впервые задумалась о том, что жизнь – это, пожалуй, самая большая ценность. Ведь не будь ее, не было бы и наших близких, и карьеры, развития, нас самих. В случае с Роуз, конечно же, сработал инстинкт самосохранения. Или она все-таки осознанно не захотела расставаться с жизнью? Не знаю

Да это, собственно, не так и важно. Самое главное то, что я начала с благодарностью воспринимать свою жизнь и то, что в ней есть. Я начала чаще задумываться о том, что бы я делала без тех бытовых и до боли привычных вещей, если бы потеряла их

Я начала чаще задумываться о том, что бы я делала без тех бытовых и до боли привычных вещей, если бы потеряла их.

Я частенько вспоминаю эту беседу с одногруппником, особенно его слова о детях. И каждый раз, когда у меня появляется беспричинная хандра, мне становится очень стыдно. Имею ли я право сетовать на жизнь, если для этого нет веских причин? Настолько веских, как у детей в онкобольнице…

Если вы до сих пор не поняли, каково ваше предназначение в жизни, не отчаивайтесь. Старайтесь получать удовольствие от самого процесса жизни, от людей, событий. Стремитесь к ярким эмоциям и новым впечатлениям. Возможно, именно это и станет «маяком» на пути к осознанию, что самое главное в жизни.

Вариант 2

Великий русский поэт. М.Ю. Лермонтов задумал создать поэму о скитаниях юного горца, лишенного Родины и семьи, еще в юности. Он часто в детстве бывал на Кавказе с бабушкой, которая привозила его для оздоровления. Маленький Лермонтов был слаб здоровьем. Поэт от всей души полюбил горы и природу Кавказа. Однажды в 23-х летнем возрасте он в очередной раз посетил Кавказ, в частности город Мцхету, старую столицу Грузии. Там он встретил монаха, поведавшего Михаилу удивительную и грустную историю. Поэт давно мечтал написать нечто подобное. Поэма «Мцыри» была издана в 1840 году, через год после создания. Вначале он дал ей название «Бэри», что на грузинском означает «монах». Но потом заменил более подходящим для своего творения словом «Мцыри», в переводе с грузинского – «послушник», чужеземец».

В поэме описываются события не в хронологическом порядке. Вначале описан старинный монастырь, уже заброшенный давно, где воспитывался главный герой. Потом автор возвращается к детству мальчика и его воспоминаниям о далекой Родине, к тому, как он оказался в чужом краю:

Шестилетнего ребенка, взятого в плен, русский генерал вез в Тифлис. Но по дороге мальчик сильно заболел, и генерал бросил его в монастыре под присмотром монахов. Несмотря на возраст, мальчик был терпеливым и гордым: ни словом не пожаловался на свои муки. Один из монахов выходил умирающего, и его оставили послушником при монастыре. Он научился чужому языку, чужой религии, но видно не мог забыть отчий дом. Всегда был печален и молчалив. Мальчик незаметно превратился в юношу, и пришло время принять ему монашеский обет. Но вдруг темной осенней ночью он исчез. Три дня искали его монахи, но тщетно. Исхудавшего и обессиленного, его нашли в степи какие-то люди и принесли в обитель. Когда юноша пришел в себя, он отказывался от пищи и не хотел говорить.

Тогда к нему пришел чернец, который вылечил его когда-то. Собрав последние силы, Мцыри поведал монаху о своих мыслях и чувствах, о том, что он делал вне монастыря. Прежде всего, Мцыри упрекал своего наставника за то, что в детстве он спас ему жизнь. С горечью вспоминал, что его оторвали от родной земли, от отца и матери, сделали рабом! Но он всегда мечтал хоть на миг оказаться там, где родился.    

И тогда он сбежал! На волю, долой из мрачных стен, к свободе! Он вспомнил все: отца и мать, своих сестер, свой дом в ущелье. Встретив у ручья девушку с кувшином, он был смущен ее красотой. И так захотелось жить настоящей жизнью, какой жили его предки: любить, сражаться, наслаждаться красотой природы.

И вот он повстречал барса, изумительно красивого, но опасного хищника. В юноше проснулся инстинкт охотника, он решил сразиться со зверем. Закипел смертельный бой:

«И мы, сплетясь, как пара змей,Обнявшись крепче двух друзей,Упали разом, и во мглеБой продолжался на земле».

В этой битве победил человек. Мцыри понял, каким бы он мог быть героем в своей стране. Он отправился дальше искать родные горы, но оказалось, что сделал круг и вернулся в окрестности монастыря. Его охватило отчаянье. Тогда и решил умереть. Ведь лучше смерть, чем вечный плен. Он сознательно отказывается от пищи и просит лишь о том, что бы его предали земле в том месте монастырского сада, откуда можно видеть Кавказ.

Вначале критики восприняли поэму, как призыв к революции. Но позже рассмотрели эту тему более широко: воспевается любовь к Родине, к своим историческим корням, стремление к любви и семье. Осуждается рабство, навязывание определенной духовности. Человек стремиться быть свободным и счастливым.  «Доверие к жизни и к внутренним силам личности провозглашает и поэтизирует Лермонтов в «Мцыри»» (В.И. Коровин).

Сочинение для 8 класса

Главный герой ещё в раннем детстве попал в монастырь. Он воспринимает свою жизнь как заточение в тюрьме, он чувствует себя здесь чужим. Смирение и покорность монахов противоестественны вольной натуре Мцыри, поэтому он ставит перед собой цель сбежать из этого места. Молодой послушник не видит себя среди старцев и молитв в мире раболепства и святости. Его душа требует свободы, и в этом он видит смысл своей жизни.

Три дня Мцыри проводит за стенами монастыря. И это время стоит, по его мнению, двух тихих жизней в уединении. Герой считает, что жизнь – это не просто существование, она состоит из тревог и битв, наслаждений и сражений. Его тянет к вольному и гордому народу горцев, он любуется непокорностью природы. За те дни, что провёл на свободе, Мцыри прожил целую жизнь. Он нисколько не жалеет о случившемся, ведь побег стал самым ярким воспоминанием в его жизни.

Однако недостаток опыта и знаний приводит к тому, что герой сбивается с пути. Уставший, он чувствует глубокое разочарование из-за того, что не смог достичь своей цели. На него нападает дикий барс, и в этом неравном бою Мцыри получает тяжёлые раны. Но даже в этот трудный момент он не бежит от опасности и демонстрирует силу духа. После долгих блужданий Мцыри выходит к ненавистному монастырю. Мысль о том, что он умрёт в неволе, не оставляет его. Даже перед лицом приближающейся смерти он проявляет стойкость и просит оставить его в саду, откуда видны Кавказские горы.

Таким образом, Лермонтов подводит читателей к мысли о том, что смысл жизни заключается не в смиренном существовании и покорности. Мцыри противится той жизни, которую выбрали для него другие. Он стремится найти своё место в жизни любой ценой. Именно это стремление обрести внутреннюю свободу и должно быть целью человека.

  • Лирический герой в творчестве бальмонта сочинение

      

  • Сочинение про альметьевский политехнический техникум

      

  • Сочинение у лукоморья дуб зеленый

      

  • Что мешает взаимопониманию между любящими итоговое сочинение

      

  • Проблемы в капитанской дочке сочинение
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: