Образ Шалашникова
В главе «Савелий – богатырь Святорусский» писатель показывает образ еще одного помещика _ Шалашникова и его способ «выбивания» оброка. По сравнению с постоянными издевательствами Утятиных и Оболдуевых отношения Шалашникова с мужиками с одной стороны кажутся естественными и простыми, но с другой стороны, всех помещиков отличает жестокость, паразитизм и грубая враждебность народу.
Вся поэма пронизана ощущением неизбежного крушения самодержавия. Помещики, опора этого строя, в поэме Некрасова изображены «последышами», доживающими свой век.
Поэт противопоставляет в своем произведении два мира и две разные сферы жизни: мир помещиков и мир крестьянства. С помощью сатирических образов помещиков Н.А. Некрасов подводит читателя к выводу, что счастье народа возможно только тогда, когда сам народ станет хозяином своей жизни.
В образе каждого помещика отражается авторская ирония, но это смех сквозь слезы.
Урок литературы 8 класс Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»
ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ПОЭМЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
Знания на уроке
: цитирование как способ аргументации, оформление цитат, композиция сочинения.
Словарная работа:
тема и идея сочинения, тезис, цитата.
ХОД УРОКА
I.
Опрос домашнего задания: рассказ о главном герое поэмы по данному плану.
II.
Обучающее сочинение на тему: «Почему Мцыри бежал из монастыря?» Анализ темы и идеи.
Задание по группам
. Используя текст поэмы, ответьте на вопросы:
I группа
— Что говорит Мцыри о месте, где он вырос? («Я вырос в сумрачных стенах…», «На мне печать свою тюрьма оставила». Мцыри бежит из «земли чужой», «от келий душных и молитв».)
II группа
— К чему стремится Мцыри? («Я цель одну — пройти в родимую страну — имел в душе». Мцыри бежит «в тот чудный миг тревог и битв, где люди вольны, как орлы».)
Может ли Мцыри соединить жизнь в монастыре и свои стремления? Как будет звучать идея сочинения (основная мысль, которую мы должны доказать в сочинении)?
Запишем в тетрадь: «Идея (основная мысль): жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна его мечтам, желаниям, стремлениям».
III.
Работа над композицией (последовательностью развития мысли в сочинении).
1. Вступление.
Нужно коротко рассказать о побеге Мцыри.
Однажды ночью во время грозы из монастыря бежал юноша-послушник, который, как казалось, готов был изречь монашеский обет. Почему это произошло?
2. Главная часть
(тезисы — основные положения, являющиеся ответом на проблемный вопрос, заданный во вступлении, и их доказательства). Сформулируем основные тезисы.
— Мцыри живет в «земле чужой», а рвется на родину.
— Он чувствует себя запертым в тюрьме, а мечтает о воле.
— Он одинок, а стремится к людям, вместе с которыми хотел бы преодолевать опасности, дружить, любить.
Раскроем первый тезис. Мцыри долго прожил в монастыре, но эти годы не стерли в его памяти образ родины. Он постоянно думает о ней, живет, «томим неясною тоской по стороне своей родной». Забираясь на высокую башню монастырской стены Мцыри пытается увидеть родную землю хотя бы издали. Он сам говорит о своей мечте: «Я цель одну — пройти в родимую страну — имел в душе». А между тем герой заперт в монастыре, в «земле чужой».
Каково назначение цитат (слов из текста) в данном отрывке сочинения? (Они подтверждают, аргументируют наши выводы словами текста.)
Правила цитирования (запись в тетради):
а) цитата, как правило, заключается в кавычки;
б) стихотворная цитата из двух и более строк, написанная с соблюдением стихотворной строфы, пишется без кавычек;
в) при пропуске слов в цитате ставится многоточие.
ВЫВОД. Таким образом, Мцыри бежал из монастыря, потому что жизнь в нем противоречила его мечтам, желаниям, стремлениям.
Домашнее задание.
Напишите сочинение на одну из предложенных тем:
1) Что значило жить в представлении Мцыри?
2) Почему Мцыри перед смертью из всей жизни вспоминает только «три блаженных дня»?
3) Почему Мцыри не нашел пути на родину?
4) Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?
Вариант 5
Поэму можно воспринимать как художественный способ передать обществу собственное понимание автора жизни его страны и народа. Некрасов в названии произведения передает ключевой посыл: а есть ли те, кто действительно чувствует себя хорошо в России? И за этим вопросом как звено в логической цепочки скрывается следующий: что же нужно человеку для счастья?
Сюжет построен вокруг путешествия умудренных опытом крестьян, которые решили найти по-настоящему счастливого человека
Они общаются с представителями разных сословий, но главное внимание обращают на простых мужиков
Поэма не стесняясь и не боясь всеобщего осуждения откровенно поднимает острую тему: народ освобожден, но стал ли он от этого счастливым? И что еще не хватает людям для полного счастья?
Заметно, что Некрасов уважает тех крестьян, которые в своем сердце отказывают рабской покорности перед господами. Гриша Добросклонов, Савелий, Ермил Грин, Матрена Тимофеева и другие — вот фавориты писателя.
Кажется, что Некрасов нашел для себя ответ на вопрос о том, как достичь подлинного счастья. Он считает, что счастливым становится человек, отдающий себя служению народу. Отдавать себя другим — радость действительно более правдивая, чем эксплуатировать других и отбирать у них последнее. В этом есть доля истины. Но кому именно посвятить свою жизнь и через какое дело реализовать дух самопожертвования — наверное, каждый человек должен принять собственное осознаное решение.
Мне нравится1.1 k.Не нравится688
Урок “Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” в 10 классе
Предварительный просмотр:
Тема Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Образовательная: проверить степень понимания поэмы.
Развивающая: продолжение обучения навыкам написания классного сочинения.
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства.
I.Выбор и бсуждение темы
- « Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
- Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
- О двух великих грешниках. (Анализ легенды из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
- Как понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?
- Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
II.Составление плана сочинения
Развернутый план сочинения на тему «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
- Н.А. Некрсов – певец народа.
- «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, названиях деревень, губерний, в пейзаже).
б) Народное понятие счастья:
– счастье в понимании Матрены Тимофеевны и крестьян;
– Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нем «дольщиков народного добра»;
– сознательное служение Ермила Гирина интересам крестьян;
– Савелий – богатырь Святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу.
в) Две возможные дороги к счастью:
– дорога, по которой, «громадная, к соблазну жадная идет толпа»; сатирическое отношение Некрасова к таким людям;
– другая – тесная, дорога «честная» – это путь славного заступника, борца за народное счастье.
3) «Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая» или «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата – человека, только тот себя переживет».
Произведения Некрасова – это произведения о народе, его судьбе и борьбе. Поэт показывает, что положение народа после отмены крепостного права не изменилось, но изменились сами люди; растет в них чувство протеста.
До некрасова многие писатели изображали народ. Это было важным для того времени, так как они показывали, что под серым мужицким армяком бьется горячее человеческое сердце. Но они лишь показывали тяжелое положение народа, его счастье «дырявое с заплатою. Горбатое с мозолями». Некрасов же сумел подметить в народе его скрытую силу во весь голос сказать: «рать подымается неисчислимая».
- Прийма Ф.Я. К характеристике фольклоризма Н.А. Некрасова // Русская литература. Л.,
- 1981. № 2. С. 89 – 90.
- Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никоднма Свягогорца. М., 1998. С. 24-25.
- Дунаев М.М. Указ. соч. Ч. Ш. С. 184-185.
- Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. Изд. 2-е. Л, 1983. С. 257.
- Викторович В. Некрасов, прочитанный Достоевским// Карабиха. Вып.2. Ярославль.
- Гин М.М. Спор о великом грешнике// Русский фольклор. Материалы и исследования.
- Т. 7. М.-Л., 1962. С. 87.
- Нольман М.Л. Легенда и жизнь в некрасовском сказе “О двух великих
- грешниках”//Русская литература, 1971. № 2. С. 138.
- Карело-Мурманский край, 1928. № 2. С. 30-32.
- Пруцков Н.И. Русская литература Х1Х века и революционная Россия. М., 1979. С. 79.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса. Такой своеобразный билет может состоять из теоретической и практическ.
Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся.
Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений. В условиях современной жизн.
Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача – показать, что поэма “Кому на Руси жить хорошо” – оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что он.
В презентации представлен материал о значении слова “счастье”.
Урок-лекция “История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.
Цели: Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»; создать необходимый э.
Главные герои и их характеристика
Система образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» делится на несколько типов героев:
- Холопы — крестьяне, для которых рабство стало смыслом жизни. Не представляют себя без барина.
- Странники-правдоискатели — семь мужиков, ищущих ответ на свой вопрос.
- Народные заступники — простые люди, которые осмелились на бунт против системы и на защиту себе подобных. Вот их краткая характеристика, там же полный список.
- Грешники — это герои, прошедшие через искус греха и соблазна. Им посвящена отдельная глава. Эти истории становятся поучительными притчами для простых людей.
- Угнетатели — это высшие сословия, которые наживаются на народном горе. Это помещики и высшая знать.
- Женские образы — это, как правило, мученицы из крестьянства, которые жертвуют собой ради семьи и детей.
- Остальные персонажи входят в категорию «народ». Подробнее…
Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.
Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:
герой | тип героя | характеристика |
матрёна тимофеевна корчагина | женские образы | бедная крестьянка. всю свою жизнь проводит в изматывающем труде, терпя унижения от родственников мужа, которого она чудом спасла от рекрутской службы. сильная духом женщина, готовая на подвиг ради своей семьи. больше всего на свете любит детей. предана мужу, хоть и терпит обиды от его семьи. смелая, упорная, честная, но при этом смирная и терпеливая героиня. |
семь мужиков | правдоискатели | группа крестьян-странников. роман, демьян, лука, иван, митродор, пахом и пров. выражают собой идею правдоискательства, присущую русскому народу. дотошны и целеустремлены. грубы, наивны и невежественны, но при этом отзывчивы, добры и справедливы. |
ермил гирин | народный заступник | крестьянин. порядочен, честен и исполнителен. когда-то держал мельницу, но из-за интриг и подкупа купца едва не потерял её. обратившись к односельчанам, он смог спасти дело всей своей жизни. в благодарность за помощь он вернул долг до последнего рубля. в итоге гирин попал в острог, так как поддержал крестьянское восстание против произвола властей. символизирует собой всё хорошее, что есть в русском мужике. |
григорий добросклонов | народный заступник | сын дьяка. семинарист. после ранней смерти матери начал ассоциировать с ней всю россию. думает о несчастьях своего народа и хочет помочь ему. по мнению некрасова, григорий – самый счастливый человек на руси, воплощение её светлого будущего. он рад тому, что может принести себя в жертву своей стране и повести ее к светлому будущему. Подробнее… |
кудеяр | грешник | персонаж из легенды странника ионушки. когда-то был безжалостным бандитом, но после паломничества в иерусалим покаялся и встал на путь исправления. во сне к кудеяру является угодник и говорит о том, что он искупит свои грехи, если ножом срубит вековой дуб. потратив годы, кудеяр так и не смог этого сделать. но однажды некий пан глуховский начал хвастаться пере стариком о своих злодеяниях и спокойной совести. в гневе кудеяр убивает пана, дуб падает, и бывший разбойник освобождается от чувства вины. |
савелий | народный заступник | крестьянин. родственник корчагиной. глубокий старик, ему уже сто семь лет. грамотен. набожен. вынослив. всю свою жизнь провёл, тяжело трудясь, терпя несправедливости, лишения и унижения. символизирует собой уходящую крепостническую россию со всеми её несправедливостями и страданиями простого народа. |
веретенников | народный заступник | путешественник и собиратель фольклора. общителен. сострадателен. через народное творчество хочет понять русский народ, чтобы найти способ облегчить его жизнь. символизирует собой интеллигенцию, которая, по мнению некрасова, должна стать ближе к крестьянству и его бедам. |
гавриил оболт-оболдуев | угнетатель | шестидесятилетний помещик. гордится своим дворянским происхождением. не приучен к труду. не разбирается в управлении. тоскует об отмене крепостного права, ведь раньше он мог позволить себе роскошную жизнь, теперь же он должен прикладывать усилия, чтобы не обанкротиться. был строг со своими крестьянами. представляет собой утрированный собирательный образ реакционной помещичьей аристократии. |
яков | холоп | верный раб своего барина, который честно трудился и даже любил жестокого господина. однако предел его обид наступил, когда барин отдал в рекруты его племянника, чтобы взять себе его невесту. после этого яков поник, стал угрюм и печален, но отомстил господину: вывез его в лес и повесился перед ним. сам барин дойти не мог, так как был прикован к инвалидной коляске. но он все же выжил, в отличие от слуги. |
Сочинение по направлению: кому на Руси жить хорошо?
К сожалению, общество не всегда ценит достойных людей. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, консервативно настроенный социум может отрицательно отнестись к человеку, который придерживается противоположных взглядов. Среда отторгает от себя тех, кто обладает неприемлемым для них мировоззрением, видя в независимых и свободолюбивых людях угрозу своему существованию. Во-вторых, люди часто бывают трусливыми и неблагодарными, быстро забывают тех, кто совершил ради них подвиг и пожертвовал собой ради счастья других. Это очень печально.
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» достойным человеком можно назвать Александра Андреевича Чацкого. Молодой человек образован, умён, остёр на язык, честен и искренен, правдив, способен на пылкую любовь. Его взгляды резко отличаются от мировоззрения фамусовского общества. Он выступает против крепостного права, мечтает о счастье простого народа, осуждает крепостников, которые способны выменять своих рабов на «борзые три собаки» или распродать по одиночке «от матерей, отцов отторгнутых людей». Чацкий ратует за просвещение, отстаивает свободу личности, её право на выбор, хочет служить делу, а не лицам. Но гости Фамусова не принимают героя, объявляют его сумасшедшим. Общество преследует достойного человека, отторгает его от себя, молодой человек вынужден покинуть негостеприимную для него Москву. Таким образом, московское барство не ценит достойного человека Чацкого, так как в его передовых взглядах видит для себя опасность. Консервативное общество боится перемен, видит в свободолюбце Чацком революционера и «якобинца», способного разрушить спокойную и размеренную жизнь московских дворян.
Приведём ещё один пример. В романтическом рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» важную идейно-художественную роль играет легенда о Данко. События происходят в далёкой древности. Злые и жестокие враги оттеснили племя Данко. Его соплеменники оказались в безвыходной ситуации и хотели уже сдаться на милость врага, но нашёлся среди людей красивый и сильный Данко, который повёл их за собой из тёмного и сырого болотистого леса к свету и солнцу. В одну промозглую грозовую ночь силы покинули людей, они утратили надежду на лучшее и веру в благополучный исход своего опасного пути и стали обвинять в своих бедах Данко. Преодолев обиду, герой почувствовал жалось и любовь к людям. Он разорвал обеими руками грудь, вынул из него горящее, как факел, сердце и повёл соплеменников за собой. Как зачарованные, шли за ним люди и увидели наконец залитую солнцем поляну. А Данко упал на землю и выронил сердце, напоследок окинув счастливым взглядом залитую солнцем степь. Какой-то осторожный человек наступил на горящее сердце, и яркие искры рассыпались по степи. «Никто не заметил потери бойца», люди не вспомнили о Данко, который пожертвовал ради них своей жизнью. Таким образом, если в обществе отсутствует такое понятие, как благодарность, оно не способно оценить достойного человека, который сделал много для своих потомков.
Мы пришли к выводу, что не всегда социум ценит своих современников, которые много сделали для них. Причиной этого отрицательного явления может служить неразвитость среды, которая отторгает прогрессивные идеи, или неблагодарность общества тем, кто сделал много добра для них и пожертвовал собой.
Вариант 3
Николай Алексеевич Некрасов нескрываем того, с каким сочувствием он относится к тем представителям простого народа, которые не согласны мириться со своим бесправием и голодом.
Мир эксплуататоров породил множество жестоких и безпринципных людей. В то же в время в среде крестьян жили те, кто сумел сохранить настоящую человечность и проявлять самопожертвование. Особенно можно выделить таких персонажей, как Яким Нагой, Матрена Тимофеева, Ермил Грин, богатырь Савелий, староста Влас, Агап Петров, семь искателей правды и пр.
Каждый из героев имеет свою цель в жизни, у каждого своя причина отправиться на поиски правды. Но все они вместе демонстрируют общее пробуждение крестьянской Руси, признаки зарождающиеся новой жизни, нового мышления. Самоотверженный настрой хорошо передают слова правдоискателей:
Кажется, в этих словах автор выразил свою собственную мечту, свое видение того, каким должно быть мировоззрение каждого человека: забота о благополучии ближнего.
Мне нравится1.7 k.Не нравится1 k.
Популярные сочинения
- Дни недели рассказывают о себе — сочинение для 5 класса С давних пор люди организовывали свой быт так, чтобы была возможность общения с другими народами. Для ведения торговли пришлось каким-то образом всё устроить, чтобы одновременно собрать людей
- Сочинение Слух о сумасшествии Чацкого Александр Андреевич Чацкий — ключевой и самый важный персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Максималист по своей сути, человек недюжинного ума и харизмы
- Сочинение Зачем человеку познавать себя? Человеку необходимо познавать себя. Это нужно, чтобы понять, для чего человеку дана жизнь, какими делами он хочет её заполнить, какую профессию приобрести. Эти философские вопросы очень важны.
Главные герои и их характеристика
Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.
Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:
герой | тип героя | характеристика |
матрёна тимофеевна корчагина | женские образы | бедная крестьянка. всю свою жизнь проводит в изматывающем труде, терпя унижения от родственников мужа, которого она чудом спасла от рекрутской службы. сильная духом женщина, готовая на подвиг ради своей семьи. больше всего на свете любит детей. предана мужу, хоть и терпит обиды от его семьи. смелая, упорная, честная, но при этом смирная и терпеливая героиня. |
семь мужиков | правдоискатели | группа крестьян-странников. роман, демьян, лука, иван, митродор, пахом и пров. выражают собой идею правдоискательства, присущую русскому народу. дотошны и целеустремлены. грубы, наивны и невежественны, но при этом отзывчивы, добры и справедливы. |
ермил гирин | народный заступник | крестьянин. порядочен, честен и исполнителен. когда-то держал мельницу, но из-за интриг и подкупа купца едва не потерял её. обратившись к односельчанам, он смог спасти дело всей своей жизни. в благодарность за помощь он вернул долг до последнего рубля. в итоге гирин попал в острог, так как поддержал крестьянское восстание против произвола властей. символизирует собой всё хорошее, что есть в русском мужике. |
григорий добросклонов | народный заступник | сын дьяка. семинарист. после ранней смерти матери начал ассоциировать с ней всю россию. думает о несчастьях своего народа и хочет помочь ему. по мнению некрасова, григорий – самый счастливый человек на руси, воплощение её светлого будущего. он рад тому, что может принести себя в жертву своей стране и повести ее к светлому будущему. Подробнее… |
кудеяр | грешник | персонаж из легенды странника ионушки. когда-то был безжалостным бандитом, но после паломничества в иерусалим покаялся и встал на путь исправления. во сне к кудеяру является угодник и говорит о том, что он искупит свои грехи, если ножом срубит вековой дуб. потратив годы, кудеяр так и не смог этого сделать. но однажды некий пан глуховский начал хвастаться пере стариком о своих злодеяниях и спокойной совести. в гневе кудеяр убивает пана, дуб падает, и бывший разбойник освобождается от чувства вины. |
савелий | народный заступник | крестьянин. родственник корчагиной. глубокий старик, ему уже сто семь лет. грамотен. набожен. вынослив. всю свою жизнь провёл, тяжело трудясь, терпя несправедливости, лишения и унижения. символизирует собой уходящую крепостническую россию со всеми её несправедливостями и страданиями простого народа. |
веретенников | народный заступник | путешественник и собиратель фольклора. общителен. сострадателен. через народное творчество хочет понять русский народ, чтобы найти способ облегчить его жизнь. символизирует собой интеллигенцию, которая, по мнению некрасова, должна стать ближе к крестьянству и его бедам. |
гавриил оболт-оболдуев | угнетатель | шестидесятилетний помещик. гордится своим дворянским происхождением. не приучен к труду. не разбирается в управлении. тоскует об отмене крепостного права, ведь раньше он мог позволить себе роскошную жизнь, теперь же он должен прикладывать усилия, чтобы не обанкротиться. был строг со своими крестьянами. представляет собой утрированный собирательный образ реакционной помещичьей аристократии. |
яков | холоп | верный раб своего барина, который честно трудился и даже любил жестокого господина. однако предел его обид наступил, когда барин отдал в рекруты его племянника, чтобы взять себе его невесту. после этого яков поник, стал угрюм и печален, но отомстил господину: вывез его в лес и повесился перед ним. сам барин дойти не мог, так как был прикован к инвалидной коляске. но он все же выжил, в отличие от слуги. |
Главные герои этой поэмы — семь временнообязаных
Хотя предполагалось, что показаны в поэме будут все сословия, Некрасов все равно делает акцент на крестьянстве. Он рисует его жизнь мрачными красками, особенно сочувствует женщинам.
В поэме есть часть «Крестьянка», посвященная некой Матрене Тимофеевне и ее печальной жизни. Ее настигают подряд два несчастья, связанных с ее сыновьями: сначала погибает младенец Дёмушка — за ним не уследил дед, мальчика затоптали свиньи, потом общество решает наказать сына-пастуха Федота — тот отдал мертвую овцу волкам, за это его хотели высечь.
Но высекли в итоге самоотверженную мать, спасшую его. Потом мужа Матрены забирают в армию, и она, беременная, идет за помощью к губернатору. В результате чего рожает прямо в его приемной, с помощью его жены. После этого губернаторша помогает ей вернуть мужа. И, несмотря на все беды, Матрена Тимофеевна считает себя счастливой женщиной.
Также жизнь женщины описана в песне «Солёная». У крестьянки закончилась в доме соль для супа, поскольку не было денег. Но крестьянская женщина может найти выход из любой ситуации: она начинает плакать прямо над кастрюлей и, в результате, солит суп собственными слезами.
Смысл названия поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
Реформа Александра II об отмене крепостного права послужила для Некрасова толчком к написанию поэмы. Насущный вопрос о человеческом счастье стал основным. Счастливы ли крестьяне после проведенной реформы? А помещики? Как перекликаются их судьбы и жизненные истории? Смысл названия поэмы лежит на поверхности. Семеро мужчин собрались на дороге и начали обсуждать: кому все-таки хорошо живется на русской земле. Каждый предложил свой вариант и с задором начал доказывать свою правоту. Спор развернулся нешуточный. А все потому, что у всех разное представление о понятии «хорошо». И крестьяне связывают его лишь с материальными благами. Бурная перепалка переросла в ночевку у костра. Не обошлось и без водки. Спиртной напиток заставил мужиков еще больше раскрепоститься. Они рьяно начали отстаивать свои позиции.
Утром все семеро отправились на поиски истины. И начали они с попа. Но услышав доводы, поняли, что попу живется несладко. И на Руси он не самый счастливый человек. Много повидали крестьяне мест после той встречи со священнослужителем. Обойдя знатную часть честного народа, они пришли к выводу, что никто не живет вольготно на Руси. В глубине души у всех опрошенных есть груз, который тянет вниз и не дает насладиться жизнью.
Отмена крепостничества дала формальную свободу крестьянам. На деле, жить им стало хуже. Помещики, оставшись без крестьян, тоже не смогли выстроить новую стратегию жизни. Недовольство выливалось в обиду и подкреплялось чувством зависти. Мысль «хорошо всем, кроме меня» не давала покоя.
Название поэмы с первого прочтения готовит читателей к погружению в атмосферу российской действительности. Чем глубже копнуть, тем больше ощущается неизбежность бытия. Безрадостное существование всех членов общества навивает грусть. Всегда чего-то не хватает: денег, времени, душевного спокойствия. Люди не ценят, что имеют. Не умеют довольствоваться малым. Главная ценность – человеческая жизнь. Но в бесконечном круговороте жалоб это сложно осознать. Крестьяне нарисовали в своих головах идеальные образы счастливых людей. Но забыли оценить, что мнение – дело субъективное. Что одному хорошо, другому – наказание.
Образ Матрены Тимофеевны был одним из последних в поэме. Крестьянка с виду могла показаться той, кому вольготно жить на Руси. Но ее жизненная история всколыхнула самые черствые сердца. Судьба преподнесла много испытаний. Для женской души они оказались непреодолимыми.
Григорий Добросклонов – единственный счастливый человек на Руси. Борясь за справедливость, он отстаивал интересы крестьян. И просто был счастлив от того, что помогает народу. Он был из бедной семьи, но при этом понимал: счастье далеко не в деньгах. Стремление сделать мир лучше, бескорыстная любовь к людям – факторы, влияющие на ощущение внутренней гармонии. И хорошо жить тому, кто это понимает.
Некрасов приковал внимание к вопросу, который задают люди по сей день. Рецепт счастья хочет узнать каждый
Но до сих пор вольготно живется лишь единицам. Кто не сравнивает, не завидует, а идет с высоко поднятой головой к благим целям. Смысл названия произведения и в том, чтобы показать, ставшее для России привычным, деление на богатых и бедных. Оценивать друг друга по сословному признаку – глупость. Но именно это деление и используют герои поэмы
Автор хотел показать, как важно помещикам перестать давить на крестьян. А крестьянам научиться жить другой жизнью, используя свою голову для решения проблем
Вариант 7
Читать поэму «Кому на Руси хорошо» одновременно легко и приятно и в то же время не каждому будет понятно. Дело в том, что автор умело смог объединить простую народную речь, понятные читателям всех времен образы со сложной философской идеей. Это значит, что если сам текст на его поверхностном уровне читатель уловить может легко, то вот вникнуть вглубь сути произведения способен только хорошо думающий и неравнодушный к людскому горю человек.
Кто-то найдет здесь для себя прекрасный пример стихотворной речи. Автор действительно максимально емко и грамотно выражает свои мысли, задевая глубокие чувства и доходчиво донося мысли. Другой сможет найти среди героев самого себя — настолько разнообразная линия персонажей и сюжетов внедрена в произведение.
Мне нравится905Не нравится542
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
+1
+1
+1
+1
+1
Фольклор и язык
Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:
В повествование вплетено огромное количество народного юмора. Например, Некрасов описывает, как один странник на его памяти учил девушек пению, но лишь потом выяснилось, что он просто их «перепортил». А про смерть человека его герои рассказывают так:
В сюжет часто вклиниваются самые разные песни, загадки, пословицы, легенды и былины. Например, песня «Соленая», которую мама Гриши Добросклонова сочинила из-за недостатка соли.
Образ князя Утятина
Поэт часто использует говорящие фамилии. Утятин – последний помещик описываемого строя. Именно во время его «царствования» столь любимое им крепостное право отменили. От злости князя хватил удар. Скупой и жестокий старик держал в страхе всех своих родных. Наследники Утятина уговорили крестьян притвориться и, когда помещик рядом, вести прежний образ жизни. За это они пообещали крестьянам землю. Мужики поверили лживым обещаниям и сыграли свою роль, но были обмануты. Этому никто не удивился – ни странники, ни автор.
Внешность князя Утятина – второй тип барина на Руси. Это тщедушный, худой старик. В его внешности есть и черты хищников: длинные усы, ястребиный нос, колкий взгляд. Это внешность опасного, скупого, жестокого человека, скрытого под мягкой личиной. Утятин, узнав, что крестьян «вернули», дурит еще сильнее. Его прихоти удивляют: играть на скрипке верхом на лошади, заставить не мычать коров, вместо собаки заставляет сторожить убогого глухонемого. Утятин умирает счастливым, ведь он уверен, что крепостное право не отменяли.
Вариант 2
Эта поэма – сама полностью этот вопрос. Мужики-спорщики решают пойти по Руси – ответ искать. Конечно, не обходится без волшебства: тут скатерть волшебная не только им готовит, но ещё и стирает.
Мне было очень интересно следовать за этими искателями счастья. Они думали, что счастлив богатый. Не собирались они спрашивать о счастье у крестьян и солдат. Трудно простому народу живётся, сил остаётся только выпить, чтоб немного заглушить боль. Может быть, зря так решили мужики, ведь счастье – это только чувство. Богатый может быть очень несчастливым (из-за денег бояться, что его ограбят, например), а бомж может быть счастливцем. Но это я так думаю, а они спорили, кто счастлив на Руси: помещик, поп…
С каждым они поговорили. Например, поп рассказал им, как ему на самом деле тяжело. Действительно, не позавидуешь – ездить нужно постоянно к умирающим или совсем на похороны, чтобы обряды проводить. Деньги за это платят, но часто такие маленькие и так их от сердца бедняки отрывают, что он и взять их не может. А молитвы если всю ночь читать над трупом? Нет, не очень счастлив поп.
Спросили у помещика. Вот только не осталось их на Руси – отменили же крепостное право. И в поэме показывают, что стало меньше порядка. Все потеряли привычный образ жизни. А есть забавная сцена со «счастливцем». Это барин, которому не говорят, что больше нет крепостных у него, старость его жалеют. И он счастлив практически, вот только живёт в обмане – комедию для него все играют.
И ещё спрашивали у женщины, но Матрена так несчастна оказалась! И муж бил, хоть один раз, и работы у неё с утра до ночи, и дети умирали страшно… Женщина страдает не только за себя, но и за всех своих детей, мужа и родных.
И нашли они счастье в том, кто думает не о себе. Гриша Добросклонов, хотя судьба ему приготовлена страшная (страдания, тюрьма), счастлив, что думает о Родине, о народе.
Думаю, что все другие персонажи тоже могли бы быть счастливыми, если б верили в своё счастье. Поп мог бы радоваться тому, что помогает людям, тогда не так тяжело было б ему ехать по плохим дорогам в дождь к больным. Матрёна могла б радоваться, что остальные дети её живы, что сама жива. А так всем тяжело, конечно
Важно отношение
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Может ли кино заменить театр рассуждение Кино и театр – два самостоятельных вида искусства. Каждый из них изображает жизнь своими средствами. Театр появился задолго до появления кино. Еще в Древней Греции на подмостках ставили трагедии Софокла и Эсхила
- Образ и характеристика Николеньки Иртеньева в романе Детство Толстого Николай Петрович является ключевым персонажем повествования Льва Николаевича Толстого. Ему недавно исполнилось десять лет, и он живет в дворянской семье.
- Кай в сказке Снежная королева образ и характеристика сочинение «Снежная королева» — сказка Г.Х. Андерсена о трогательной детской дружбе. Нежные узы привязанности объединяли мальчика и девочку. Звали их Кай и Герда
- Сочинения на свободную тему
- Сочинение на тему Главные люди в жизни человека Никто не хочет быть одиноким. Это по-настоящему страшно. Наверное, из-за страха оказаться никому ненужными люди склонны окружать себя знакомыми, друзьями, родственниками, близкими, любимыми и даже врагами
Критика
Основную мысль творчества поэта критики выражали не раз:
Другой критик – Авсеенко, обвинил писателя в устарелости. Публицист увидел в произведении лишь водевиль и анекдот. Он утверждал, что проблемы, описанные Некрасовым в поэме, уже давно неактуальны.
Также рецензенты осуждали чрезмерную растянутость произведения:
И все же критики признавали, что книга Некрасова — это истинно народное произведение, в котором каждый русский человек узнает себя
Значение поэмы подчеркнул и современный критик Дмитрий Быков:
-
План урока по праву преступление
-
Кто может работать учителем информатики в школе
-
Почему позитивизм как философия науки появился в xix в кратко
-
Что такое колорит в музыке кратко
- Как пройти комиссию пмпк для школы омск
Вывод
На Руси хорошо герою Некрасова Грише Добросклонову, так как он служит людям, а, значит, живет со смыслом. Гриша — борец за правду, прообраз революционера. Вывод, который можно сделать на основе произведения, прост: счастливец найден, Русь встает на путь реформ, народ через тернии тянется к званию гражданина. В этом светлом предзнаменовании и заключается великое значение поэмы. Она уже не первый век учит людей альтруизму, способности к служению высоким идеалам, а не пошлым и проходящим культам. С точки зрения литературного мастерства, книга тоже имеет огромное значение: она является по истине народным эпосом, отражающим противоречивую, сложную, и вместе с тем важнейшую историческую эпоху.