Пушкин тоже был на карантине
Новая книга М. Визеля, посвященная солнцу русской поэзии, была представлена в Москве, в Манеже, на ММКЯ. Она имеет иллюстрации и красивую обложку. В ней шеф-редактор такого портала, как «Год литературы», переводчик и журналист рассматривает письма А.С. Пушкина, которые тот из нижегородского имения отправлял друзьям, невесте, деловым партнерам.
Интересно, что свое произведение Визель написал также находясь на самоизоляции, на что ему понадобилось девятнадцать дней, в которые он дал разъяснения к девятнадцати письмам Пушкина. Им присущи разные стили, разные интонации, разные цели. Конечно, впоследствии книга дополнялась и редактировалась, но основная часть работы приходится на рекордно короткие сроки.
Михаил Визель старался поддержать боевой дух жителей России, которым пришлось засесть по домам, поэтому и обратился к теме Болдинской осени. Во время презентации Ильей Кожухарем были прочитаны и прокомментированы два письма Пушкина, вошедшие в книгу. Одно из них адресовано его другу, поэту Петру Вяземскому, а второе — невесте, Наталье Гончаровой.
Совсем как настоящий: мама сделала съедобный песок, она делится своим лайфхаком
Парень обнаружил в саду воздушный шар с запиской: послание его тронуло
«Я тот, чьим голосом болтал Осёл из «Шрека!» — и другие секреты Мёрфи без утайки
Примечания[править | править код]
- ↑ Ободовская, И.; Дементьев, М. Наталья Николаевна Пушкина. – 2-е изд. – М.: Советская Россия, 1987.
- ↑ 1 2 3 Ардов, Михаил. Болдинская осень // Metro Москва. – 2015. – № 32 за 5 июня. – С. 20.
- ↑ Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960-1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. – СПб.: Искусство-СПБ, 1995. – С. 21-184. с. 141.
- ↑ Пушкин А. С. Письмо Плетневу П. А., 9 сентября 1830 г. Болдино // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1959. Т. 14. Переписка, 1828-1831. – 1941. – С. 112-113.
- ↑ Болдинская осень. Стихотворения, поэмы, маленькие трагедии, повести, письма, критические статьи, написанные А. С. Пушкиным в селе Болдине Лукояновского уезда Нижегородской губернии / Составитель Н. В. Колосова. Сопроводительный текст В. И. Порудоминского и Н. Я. Эйдельмана. Предисловие и научная консультация Т. Г. Цявловской. – М.: Молодая гвардия, 1974. – С. 23.
- ↑ Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). – М.: Советский писатель, 1967. – 723 с. – С. 465-466.
- ↑ Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1959. Т. 14. Переписка, 1828-1831. – 1941. – С. 133.
- ↑ Пушкин А. С. <�О прозе > // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1959. Т. 11. Критика и публицистика, 1819-1834. – 1949. – С. 18-19.
- ↑ Петров С. Художественная проза Пушкина // Пушкин А. С. Собрание сочинений в десяти томах / Под общей редакцией: Д. Д. Благого, С. М. Бонди, В. В. Виноградова, Ю. Г. Оксмана. – М.: Государственное издательство художественной литературы; 1960. – с. 621
- ↑ Пушкин А. С. Опровержение на критики // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977-1979. Т. 7. Критика и публицистика. – 1978. – С. 116-137. С. 116
- ↑ Ю. И. Левина. Пушкинское Болдино: экскурс. очерк . – Волго-Вят. кн. изд-во, 1974. – С. 65. – 93 с.
- ↑ Винчи Леонид. Болдинские страницы. (Пьеса Ю. Свирина «Болдинская осень» в Ленингр. театре драмы им. Пушкина. К гастролям в Москве) – Известия, 1970, 20 июня; 19 июня, Моск. вечерний выпуск.
- ↑ М. Е. Крастин. Театральный Ленинград, сезон 1969-70 г. – Ленинградский гос. театральный музей, 1973. – С. 132. – 366 с.
- ↑ Николай Александрович Абалкин. Театральная хроника. – Всероссийское театральное общество, 1975. – С. 311. – 393 с.
- ↑ Выставка «Пушкин и Болдино в графике Э. Насибулина», Культура.РФ (2016). Дата обращения 9 августа 2021.
Осеннее утро — красивое стихотворение Александра Пушкина
Поднялся шум; свирелью полевойОглашено мое уединенье,И с образом любовницы драгойПоследнее слетело сновиденье.С небес уже скатилась ночи тень.Взошла заря, блистает бледный день —А вкруг меня глухое запустенье…Уж нет ее… я был у берегов,Где милая ходила в вечер ясный;На берегу, на зелени луговЯ не нашел чуть видимых следов,Оставленных ногой ее прекрасной.Задумчиво бродя в глуши лесов,Произносил я имя несравненной;Я звал ее — и глас уединенныйПустых долин позвал ее в дали.К ручью пришел, мечтами привлеченный;Его струи медлительно текли,Не трепетал в них образ незабвенный.Уж нет ее!.. До сладостной весныПростился я с блаженством и с душою.Уж осени холодною рукоюГлавы берез и лип обнажены,Она шумит в дубравах опустелых;Там день и ночь кружится желтый лист,Стоит туман на волнах охладелых,И слышится мгновенный ветра свист.Поля, холмы, знакомые дубравы!Хранители священной тишины!Свидетели моей тоски, забавы!Забыты вы… до сладостной весны!
Осеннее утро
Популярные темы сообщений
- Акулы Человек увлекался и интересовался морем и его обитателями еще с давнего времени. Многим нравились плескающиеся о берег волны, красивая синева воды, видневшаяся вдали. Все же не было таких смельчаков, которые соглашались отправиться в открытое море,
- Кислотный дождь Под термином «кислотный дождь» подразумевают любые осадки, в том числе туман и снег, град и дождь, если они имеют кислую реакцию, снижают рН осадков. Это происходит из-за растворения в воде оксидов азота и серы, которые переходят в кислоты.
- Храмы Кубани Кубань относится к южным регионам нашей страны. Сегодня в ее состав входят: 2 края Ставропольский и Краснодарский и 3 республики Абхазия, Адыгея и Карачаево-Черкесская.
А.С. Пушкин во время «Болдинской осени»
Во время своего пребывания в деревне Пушкин с головой погрузился в творчество. «Болдинская осень» смогла подарить миру достаточное количество литературных произведений, вышедших из-под руки мастера, как в стихах, так и в прозе. Сельский уклад очень благотворно сказался на его способности писать. Красивая природа, чистый воздух и уединенность стали для писателя теми важными причинами, которых ему всегда не хватало в шумном городе. Он мог с восхода солнца и до поздней ночи творить, полностью отдавшись музе.
Именно «Болдинская осень» в жизни русского гения считается самым ярким периодом созидания. Ведь именно в это время он смог раскрыться во многих литературных жанрах, создав множество произведений. Здесь он за три месяца успел завершить написание поэмы «Евгений Онегин», создать поэму «Домик в Коломне» и 32 лирических произведения малых форм, написать «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина», а также создать массу неоконченных произведений.
Обычно Пушкин пробуждался к шести часам. Его утренний моцион состоял из холодного душа и горячего кофе. Потом он начинал писать. Причем делал это, лежа прямо на кровати. Скорость написания его была такой высокой, что многие специалисты недоумевают и сегодня: «Делал он это так быстро, словно свои произведения не сочинял самолично, а записывал под диктовку». Вдохновенная пора для творчества радовала и самого классика, и он не упускал возможность его использовать с максимальной эффективностью. В деревне Александр Сергеевич смог освоить новые литературные жанры. Он экспериментировал с лексикой и сочетал различные народные и художественные формы. К сожалению, не все свои замыслы той поры ему удалось впоследствии реализовать в полной мере.
Партизанские тропы Дубровского
Моим проводником по усадьбе и парку была Галина Башкирова. Я много слышал в жизни экскурсоводов — и вдохновенных, и артистичных, и блестяще эрудированных. Но тут был не блеск знаний и не артистизм, а исповедь о Пушкине человека, чья судьба сплелась с пушкинской не только профессионально, по велению служебного долга, а не иначе как по высшей воле.
В смуту 1917 года Блок обращался к Пушкину: «Дай нам руку в непогоду, помоги в немой борьбе…» До встречи с Галей я воспринимал эти строки как декларацию. И вот вдруг увидел человека, которому Пушкин протянул руку. Семь лет назад Галя и ее муж потеряли работу. Они были учителями в сельской школе, а школу закрыли. На руках трое детей и старики-родители. Галя три часа проплакала в своем опустевшем кабинете литературы. Заколотили дом и переехали в Болдино.
И вдруг предложение: работать экскурсоводом в пушкинском музее.
В смутные времена Большое Болдино всегда спасал Пушкин. Если бы не он, то я уверен: сейчас в селе жили бы не пять тысяч жителей, а 10-15 старушек, к которым раз в неделю привозили бы хлеб, чтобы они не умерли с голода. И давным-давно исчезли бы школа, почта и магазин. Как это случилось во многих деревнях Большеболдинского района, где с 2005 по 2011 год из 22 школ закрылись 13.
Список погибших школ похож на мартиролог, выпавший из собрания сочинений Пушкина — почти все названия деревень знакомы нам по произведениям и письмам поэта. Закрыли школу и в Кистенёво, которое так выручило поэта в 1830 году — заложив его, поэт получил необходимые средства для свадьбы. И которому Пушкин поклонился в «Дубровском», поселив здесь своего бедного и благородного героя Андрея Гавриловича Дубровского. «День был ясный и холодный. Осенние листья падали с дерев. При выходе из рощи увидели кистеневскую деревянную церковь и кладбище, осененное старыми липами…»
Местные жители и сейчас покажут кистеневскую рощу, где партизанил Владимир Дубровский, русский Робин Гуд….
В гостиной Галя разрешила мне потрогать пушкинский стул из красного дерева. Спинка была холодная — а какая еще она могла быть? Положил ладонь на подлокотник — он был теплый. Не сразу поверил своим ощущениям, но факт, никакой мистики: спинка кресла холодная, а подлокотники теплые…
Партизанские тропы Дубровского
Моим проводником по усадьбе и парку была Галина Башкирова. Я много слышал в жизни экскурсоводов — и вдохновенных, и артистичных, и блестяще эрудированных. Но тут был не блеск знаний и не артистизм, а исповедь о Пушкине человека, чья судьба сплелась с пушкинской не только профессионально, по велению служебного долга, а не иначе как по высшей воле.
В смуту 1917 года Блок обращался к Пушкину: «Дай нам руку в непогоду, помоги в немой борьбе…» До встречи с Галей я воспринимал эти строки как декларацию. И вот вдруг увидел человека, которому Пушкин протянул руку. Семь лет назад Галя и ее муж потеряли работу. Они были учителями в сельской школе, а школу закрыли. На руках трое детей и старики-родители. Галя три часа проплакала в своем опустевшем кабинете литературы. Заколотили дом и переехали в Болдино.
И вдруг предложение: работать экскурсоводом в пушкинском музее.
В смутные времена Большое Болдино всегда спасал Пушкин. Если бы не он, то я уверен: сейчас в селе жили бы не пять тысяч жителей, а 10-15 старушек, к которым раз в неделю привозили бы хлеб, чтобы они не умерли с голода. И давным-давно исчезли бы школа, почта и магазин. Как это случилось во многих деревнях Большеболдинского района, где с 2005 по 2011 год из 22 школ закрылись 13.
Список погибших школ похож на мартиролог, выпавший из собрания сочинений Пушкина — почти все названия деревень знакомы нам по произведениям и письмам поэта. Закрыли школу и в Кистенёво, которое так выручило поэта в 1830 году — заложив его, поэт получил необходимые средства для свадьбы. И которому Пушкин поклонился в «Дубровском», поселив здесь своего бедного и благородного героя Андрея Гавриловича Дубровского. «День был ясный и холодный. Осенние листья падали с дерев. При выходе из рощи увидели кистеневскую деревянную церковь и кладбище, осененное старыми липами…»
Местные жители и сейчас покажут кистеневскую рощу, где партизанил Владимир Дубровский, русский Робин Гуд….
В гостиной Галя разрешила мне потрогать пушкинский стул из красного дерева. Спинка была холодная — а какая еще она могла быть? Положил ладонь на подлокотник — он был теплый. Не сразу поверил своим ощущениям, но факт, никакой мистики: спинка кресла холодная, а подлокотники теплые…
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Осень»
Произведение является ярким классическим примером пейзажной лирики, которая сочетается с философским раздумьем автора. В нем изумительно переданы изображения осенних картин природы, крестьянской жизни, личных переживаний поэта, особенности его творчества. Сквозь изображение природы родной стороны проглядывают экзистенциальные переживания автора.
Когда написано и кому посвящено
Стихотворение – один из плодов так называемой «болдинской осени» в творчестве А.С. Пушкина, периода наиболее богатых образно и знаменитых его произведений. Написана «Осень» была во время пребывания Александра Сергеевича в Болдино в 1833 году, когда на свет появились и известные «Повести Белкина». Посвящено стихотворение любимому времени года поэта и его лирическим исканиям.
Композиция, размер и жанр
Произведение «Осень» имеет четкую композицию, деление на 12 строф, объединенных общей темой, но посвященных разным ее вариациям. Такая структура роднит знаменитое произведение Пушкина с большими музыкальными формами, объединяющими вариации на одну тему в гармоничные циклы.
Первая строфа посвящена изображению октябрьских картин природы, созданному автором с особой любовью. Любование красотой увядания – в каждом образе: в последних листах, падающих с деревьев рощи, в промерзшей дороге, в усталом охотнике и лае его собак.
Вторая строфа является откровенным признанием поэта в любви к осенней поре, ее преимуществу по сравнению с другими сезонами. Противопоставление осени другим порам года продолжается и в третьей, и в четвертой строфе. Строки наполнены яркими картинами зимних забав, весенней капели, иссушающего лета.
Пятую строфу поэт посвящает поздней осени, которая особенно мила ему, несмотря на то, что бранима большинством людей. Описание тихой красоты любимого времени года продолжается до девятой строфы.
Автор делится откровениями с читателем, рисуя при помощи тропов прекрасный девичий портрет осени, рассказывая о любимом времяпровождении верхом в полях, красивом разноцветном увядании листвы. Автор признает, что любит русский холод, от которого закипает кровь, приятный перепад между подмерзающим воздухом в полях и теплым уютом домашнего камина. Постепенно Пушкин сосредотачивается на своих переживаниях и мыслях.
Десятая и одиннадцатая строфа посвящены откровению поэта о его лирических переживаниях и рождении поэзии. Пушкин приоткрывает «святая святых» читателю, давая понять особенности рождения поэтических строк. Вдохновленный скромной красотой поздней осени, Александр Сергеевич делится мыслями с читателем в откровенном диалоге, рассказывая, как яркие образы и мысли превращаются в талантливые строки.
Последняя двенадцатая строфа является уникальной концовкой, оставляющей финальную мысль на суд читателя. В ней заключен лишь вопрос «Куда ж нам плыть?», ответ на который Пушкин предоставляет право решать читателю самому.
Произведение считается по жанру написания отрывком, за свою нечеткую концовку. Также «Осень» относится к жанру пейзажной лирики с элементами философской экзистенциальной медитации. Можно считать стихотворение обращением, потому что автор ведет откровенный диалог с читателем. И главная художественная цель отрывка – сквозь атмосферные картины природы привести читателя к творческому откровению автора.
Написано произведение шестистопным ямбом, который придает размеренный темп повествованию, присущий осенней медлительности.
Образы и тропы
Главные образы стихотворения – осенняя пора и другие времена года, а также образ лирического героя с его живыми мыслями и поэтическими строками.
Для изображения красоты осени автор использует яркие метафоры: «в багрец и золото одетые леса», «чахоточная дева», «бедняжка клонится без ропота и гнева», «знакомцы давние, плоды мечты моей». Не менее примечательны авторские эпитеты: «могильное дыханье», «рифмы легкие», «унылая пора».
Метки: Александр Пушкин, Стихи про осень
Красивый стих «Осень» (1833 г)
IОктябрь уж наступил — уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей;Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.Журча еще бежит за мельницу ручей,Но пруд уже застыл; сосед мой поспешаетВ отъезжие поля с охотою своей,И страждут озими от бешеной забавы,И будит лай собак уснувшие дубравы.
IIТеперь моя пора: я не люблю весны;Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.Суровою зимой я более доволен,Люблю ее снега; в присутствии луныКак легкий бег саней с подругой быстр и волен,Когда под соболем, согрета и свежа,Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
IIIКак весело, обув железом острым ноги,Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!А зимних праздников блестящие тревоги?..Но надо знать и честь; полгода снег да снег,Ведь это наконец и жителю берлоги,Медведю, надоест. Нельзя же целый векКататься нам в санях с Армидами младымиИль киснуть у печей за стеклами двойными.
IVОх, лето красное! любил бы я тебя,Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.Ты, все душевные способности губя,Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;Лишь как бы напоить, да освежить себя —Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,И, проводив ее блинами и вином,Поминки ей творим мороженым и льдом.
VДни поздней осени бранят обыкновенно,Но мне она мила, читатель дорогой,Красою тихою, блистающей смиренно.Так нелюбимое дитя в семье роднойК себе меня влечет. Сказать вам откровенно,Из годовых времен я рад лишь ей одной,В ней много доброго; любовник не тщеславный,Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
VIКак это объяснить? Мне нравится она,Как, вероятно, вам чахоточная деваПорою нравится. На смерть осуждена,Бедняжка клонится без ропота, без гнева.Улыбка на устах увянувших видна;Могильной пропасти она не слышит зева;Играет на лице еще багровый цвет.Она жива еще сегодня, завтра нет.
VIIУнылая пора! очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.
VIIIИ с каждой осенью я расцветаю вновь;Здоровью моему полезен русской холод;К привычкам бытия вновь чувствую любовь:Чредой слетает сон, чредой находит голод;Легко и радостно играет в сердце кровь,Желания кипят — я снова счастлив, молод,Я снова жизни полн — таков мой организм(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
IXВедут ко мне коня; в раздолии открытом,Махая гривою, он всадника несет,И звонко под его блистающим копытомЗвенит промерзлый дол и трескается лед.Но гаснет краткий день, и в камельке забытомОгонь опять горит — то яркий свет лиет,То тлеет медленно — а я пред ним читаюИль думы долгие в душе моей питаю.
XИ забываю мир — и в сладкой тишинеЯ сладко усыплен моим воображеньем,И пробуждается поэзия во мне:Душа стесняется лирическим волненьем,Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,Излиться наконец свободным проявленьем —И тут ко мне идет незримый рой гостей,Знакомцы давние, плоды мечты моей.
XIИ мысли в голове волнуются в отваге,И рифмы легкие навстречу им бегут,И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,Минута — и стихи свободно потекут.Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползутВверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;Громада двинулась и рассекает волны.
XIIПлывет. Куда ж нам плыть?
Пушкин — Осень
Предыстория
1830 год – важная веха в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Весной после долгих переговоров было официально объявлено о помолвке поэта и Натальи Николаевны Гончаровой. Несмотря на договорённость, свадьба всё время откладывалась на более поздний срок, так как семья невесты не хотела выдавать красавицу замуж без богатой церемонии и финансовых гарантий со стороны жениха. Чтобы решить материальные проблемы и вступить в права наследования, Александру Пушкину надо было уехать из Москвы в нижегородское имение Большое Болдино.
3 сентября 1830 года поэт приезжает в Болдино, рассчитывая управиться со всеми делами меньше чем за месяц. Однако в это время в Москве началась страшная эпидемия холеры, и город был закрыт на строгий карантин. Для уменьшения темпов распространения смертоносного заболевания на всех выездах и въездах в Москву были выставлены заграждения и охранные посты. Александр Сергеевич Пушкин был вынужден остаться в Болдино почти на три месяца до декабря 1830 года. Болдинская осень в жизни Пушкина должна была стать порой скучного ожидания, но превратилась в расцвет его творческой деятельности.
А.С. Пушкин во время «Болдинской осени»
Во время своего пребывания в деревне Пушкин с головой погрузился в творчество. «Болдинская осень» смогла подарить миру достаточное количество литературных произведений, вышедших из-под руки мастера, как в стихах, так и в прозе. Сельский уклад очень благотворно сказался на его способности писать. Красивая природа, чистый воздух и уединенность стали для писателя теми важными причинами, которых ему всегда не хватало в шумном городе. Он мог с восхода солнца и до поздней ночи творить, полностью отдавшись музе.
Именно «Болдинская осень» в жизни русского гения считается самым ярким периодом созидания. Ведь именно в это время он смог раскрыться во многих литературных жанрах, создав множество произведений. Здесь он за три месяца успел завершить написание поэмы «Евгений Онегин», создать поэму «Домик в Коломне» и 32 лирических произведения малых форм, написать «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина», а также создать массу неоконченных произведений.
Обычно Пушкин пробуждался к шести часам. Его утренний моцион состоял из холодного душа и горячего кофе. Потом он начинал писать. Причем делал это, лежа прямо на кровати. Скорость написания его была такой высокой, что многие специалисты недоумевают и сегодня: «Делал он это так быстро, словно свои произведения не сочинял самолично, а записывал под диктовку». Вдохновенная пора для творчества радовала и самого классика, и он не упускал возможность его использовать с максимальной эффективностью. В деревне Александр Сергеевич смог освоить новые литературные жанры. Он экспериментировал с лексикой и сочетал различные народные и художественные формы. К сожалению, не все свои замыслы той поры ему удалось впоследствии реализовать в полной мере.
Михайловское
В августе 1824 года, по решению императора Александра I, Пушкин приезжает в село Михайловское Псковской губернии, в родовое имение своих родителей. Он поступает под надзор своего отца Сергея Львовича и настоятеля Святогорского Успенского монастыря. Причиной ссылки послужили неблагонамеренные стихи молодого поэта.
Оторванный от друзей, от общества, поэт чувствовал себя вначале, как в тюрьме, но несмотря на тяжёлые переживания, первая Михайловская осень была чрезвычайно плодотворной. Пушкин много читал. Работа в библиотеке Святогорского монастыря, сам облик и дух древней обители, основанной Иваном Грозным, послужили поэту творческим материалом для создания исторической драмы «Борис Годунов», которую Пушкин называл в числе лучших своих произведений (окончена 7 ноября 1825 года).
Той же осенью были написаны 4-я и 5-я главы «Евгения Онегина», поэмы «Граф Нулин» и «Цыганы», такие шедевры лирики как «Я помню чудное мгновенье», «Андрей Шенье», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Сожженное письмо», «Талисман», «19 октября», «Зимний вечер», «Признание» — в общей сложности более ста произведений! В последние дни ссылки поэт пишет стихотворение «Пророк».
В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибывает нарочный от псковского губернатора: Пушкин в сопровождении фельдъегеря должен явиться в Москву, где ожидал коронации новый император, Николай I. Доставленному из Михайловского Пушкину царь объявил об освобождении из ссылки и о том, что отныне он будет личным цензором поэта.
Что предшествовало «Болдинской осени»
Предвестниками «Болдинской осени» великого поэта стали весна и лето 1830 года. 6 мая состоялось объявление о помолвке Пушкина и Гончаровой. Из-за финансовых затруднений семейства невесты свадьба несколько раз откладывалась. Мать Натальи Гончаровой не желала прослыть разоренной, а потому отсутствие приданного ее дочери считала затруднением для этого торжественного события. Кроме того, в августе умер дядя Пушкина, Василий Львович. И из-за траура свадьба опять была отсрочена, а поэт выехал из Москвы в Болдино для вступления во владение деревней Кистенево, которую ему подарил отец.
Интересно, что перед отъездом из Москвы жених поссорился с матерью невесты и под влиянием обуревавших его чувств в письме к Наталье написал, что она «совершенно свободна», а он в свою очередь «женится только на ней или не женится никогда». В пункт назначения Пушкин прибыл 3 сентября 1830 года. Здесь он планировал в течение месяца управиться с делами. В первые дни поэт даже опасался, что из-за хлопот со вступлением во владение и закладу деревни Кистенево у него будет нарушен плодотворный рабочий режим. Ведь обычно именно осенью он наиболее усердно писал свои произведения.
В это краткосрочное путешествие Александр Сергеевич взял с собой только три книги («Историю русского народа», 2-ой том Полевого, «Илиаду» в переводе Гнедича и «Сочинения английских поэтов»), которых ему, как оказалось впоследствии, было очень мало. Замысел Пушкина о месячном турне в деревню был нарушен страшной эпидемией холеры, которая накрыла европейскую часть России. Из-за карантинных кордонов, исключающих транспортное сообщение с Москвой и Петербургом, он был вынужден застрять в Болдино на три месяца.
Лирические литературные формы
Характерно, что осень 1830 года стала для великого писателя периодом подведения очередных итогов своего творчества. Еще в своем письме к родителям в апреле этого года он упоминает о «новом периоде». Об этом же он сообщает в конце сентября и Плетневу: «Доселе он я — а тут он будет мы. Шутка!». Литературный подъем совпал с переменами в личной жизни. 13 сентября была окончена «Сказка о попе и о работнике его Балде», написанная в назидательной манере. А заключительная глава «Евгения Онегина» повествует читателю о символической ретроспективе своего творчества через «смену обликов Музы». По словам Благого, эволюция творчества Пушкина в этот период происходила как «движение через романтизм к реализму, от поэзии к прозе».
В Болдино было сочинено более тридцати стихотворений, среди которых находятся «Элегия», «Моя родословная» и «Бесы». Особенных слов заслуживают две финальные главы «Евгения Онегина» и поэма «Цыганы». Если попытаться обобщить творческую тематику лирики «Болдинской осени», то складывается впечатление, что поэт подводит некий итог прошлым событиям и пытается сформулировать впечатления от настоящего времени. А пробы в народных жанрах, выраженные в «Сказке о попе и о работнике его Балде» и неоконченной «Сказке о Медведихе», только усиливают данное впечатление.
Именно жанровая разносторонность и две категории («воспоминания» о прошлом и «впечатления» от настоящего) стихотворных произведений наиболее полно характеризуют «болдинский» период творчества великого русского поэта. В качестве литературных примеров можно привести «Заклинание» (любовные элегии), «Осень» (красноречивое описание природы), «Герой» и «Моя родословная» (политические и философские размышления), «Бесы» (жанровые зарисовки), «Не то беда…» (эпиграммы).
В начале октября 1830 года Александр Сергеевич предпринял попытку выбраться из Болдина, однако карантинные кордоны ему тогда не удалось преодолеть. Лишь 5 декабря (с третьего раза) он смог прорваться в Москву, еще не оправленную от холеры. А 9 декабря он написал Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы Онегина, 8-ую и 9-ую, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme. Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: Скупой Рыцарь, Моцарт и Салиери, Пир во время Чумы, и Д. Жуан. Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё: (Весьма секретное) Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся — и которые напечатаем также Anonyme…».